GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)



ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.



РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:
Интегральная социология Питирима Сорокина.



Выполнил:
Ильин Алексей
Гр. 65201
ЛИФ.



Петрозаводск 2002.


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. Биография………………………………………………..стр.3
2. Научная и преподавательская деятельность…………..стр.4
3. Основные труды…………………………………………стр.5
4. Социология для Питирима Сорокина……………….….стр.5-8
5. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм »….стр.8-9
6. Вывод……………………………………………………..стр.9
7. Литература……………………………………………….стр.10



1. Биография.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом
на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской
второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я
познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители
культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных
политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),
монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и
стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.
Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем”
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как “Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и
гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,
когда студент был лектором.



2. Научная и преподавательская деятельность

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к
профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала
1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации
была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с
Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания
и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась
успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда,
вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии
эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на
допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”.
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской
ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина
закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в
Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце
1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована
работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии”
П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях
огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую
общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…
Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными
бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить
совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в
Петроградском университете.
3. Основные труды:
(Русские:)

-- "Преступление и кара, подвиг и награда";

-- "Система социологии";

-- "Общедоступный учебник социологии";

(США:)

-- "Социология революции";

-- "Социальная мобильность";

-- "Современные социологические теории";

-- "Социальная и культурная динамика";

-- "Социологические теории сегодня".



4. Социология для Питирима Сорокина.

Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и
взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал свои методы.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал
Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным целям”.

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.).

Сорокин в своих ранних произведениях пытался интегрировать гуманитарное
знание своего времени в единую унифицированную систему, которая с
философской точки зрения стала разновидностью эмпирического неопозитивизма,
социологически - синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное
развитие (подкрепленный взглядами русских мыслителей и западных - Тард,
Дюркгейм, Вебер, Парето, Зиммель, Маркс), политически - это была форма
социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи
и свободы. Два периода в творчестве Сорокина ("русский" и "американский")
сохраняют интегральную сущность всех его работ. Главное отличие молодого и
зрелого Сорокина в глобализме осмысления социологических аспектов широко
понимаемой им культуры.
Сорокин предлагает наблюдательный подход, вопрошая: "Какие группы в
человеческих популяциях являлись постоянными и сильными группами?" И, в
свою очередь, какие ключевые значения, ценности и нормы определяли их в
историческом контексте? На основании этого подхода Сорокин различает типы,
приведенные в табл. 1, и утверждает, что они обусловливали основные линии
социальной дифференциации и какое-то время определяли судьбу человечества.

Табл. 1. Классификация групп
1. Важные односвязные группы (концентрируемые вокруг главных ценностей)
А) Биосоциальные характеристики
1. Раса
2. Пол
3. Возрастные ценности
Б) Социокультурные характеристики
1. Родственные связи
2. Территориальная близость
3. Язык (национальность)
4. Государство
5. Занятие
6. Экономические
7. Религиозные
8. Политические
9. Научные, философские, эстетические, образовательные, рекреационные,
этнические и другие идеологические ценности
10. Характеристики элиты: лидеры, гении, исторические деятели
2. Важнейшие многосвязные группы (Комбинация двух или более). Каждая группа
в приведенной классификации, в свою очередь, может быть подразделена и
охарактеризована с точки зрения нескольких вторичных черт. Например, группы
могут различаться размерами: большие и маленькие. Они также могут
отличаться по протяженности их организации, по типам социального контроля и
на основе их стратификационных систем. Продолжительность жизни групп,
способ, при помощи которого индивиды входят в группу и выходят из нее,
также могут служить в качестве разграничителя групп.односвязных ценностей).
Когда Сорокин рассуждает о родственных характеристиках односвязных групп,
он опирается на свои аналогии из области химии. В химии родственность
определяется притяжением между элементами, позволяющим образовывать
соединения. Сегодня химики могут определять основные комбинации родственных
элементов. В социальном знании такой возможности нет. Сорокин обращает
внимание (исследует) двусвязные группы, оформленные на основе таких
родственных связей как раса, принадлежность к одному роду, пол, возраст и
территория. Отталкиваясь от этих основных соединений "социологической
химии", он предлагает структурную модель усложнения группы.
5. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»

В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как
создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц.
стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных
систем.

Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в
социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать
противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был
российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.
Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности
социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали,
вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной,
интегральной сущности человека, его ценностного мира.

В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении
интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его
способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального
использования каналов познания.

Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он
является активным участником создания творческого начала во вселенной.
Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до
появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или
культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей
суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство
Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в
создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в
области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и
Истины.


6.Вывод
Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение
и культурную ценность, составляющую существо каждой социокультурной
системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим
типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не
капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные
ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции
явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей,
права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений... Сорокин
мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры,
будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.



7. Литература:

1.Барри В. Джонстон : «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

И СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА»


2.ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ. СЛОВАРЬ


3. Голосенко И. А. « ПИТИРИМ СОРОКИН КАК ИСТОРИК СОЦИОЛОГИИ» журнал
социологии и социальной антропологии 1998год. Том1. Выпуск 4.


4. Голосенко И. А. «Сорокин : судьба труды» .


5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.СОРОКИНА СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ


6.







Реферат на тему: Интеграционные процессы в Западной Европе
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ.


В том или ином аспекте проблемам интеграции, в том числе и
западноевропейской, посвящены сотни книг, авторы которых высказывают
самые различные, иногда взаимоисключающие взгляды.
После Второй мировой войны в июне 1947 года Соединенные Штаты Америки
выдвинули так называемый план Маршалла и доктрину Трумэна, которые
проложили путь к созданию первых экономических и политических объединений
в западноевропейских государствах.
В данной работе делается попытка рассмотреть правовые аспекты
интеграционных процессов и теорий, которые особенно интенсивно
развивались в период подготовки к созданию европейских экономических
сообществ, их перерастания в единое экономическое и политическое
образование, и разногласия между отдельными государствами-членами,
вызванные тем, что совместное развитие неизбежно приводило к покушениям на
их национальный суверенитет.
Итак, в 1952 году был подписан договор о создании первого
объединения - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1958
году были подписаны договоры о создании Европейского экономического
сообщества и Европейского объединения по атомной энергии.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый “Общий рынок”,
являются объединением государств, которые стремятся к политическому и
экономическому единству при частичном отказе от своих национальных
суверенитетов. В “Общий рынок” входят названные выше объединения.
Договоры о их создании были дополнены и расширены так называемыми
Едиными европейскими актами, вступившими в силу в1978 году.
Вначале членами объединения были шесть европейских государств:
Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Позже вошли Дания,
Греция, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания. С 1967 года ЕС
имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:
. • Совет министров - законодательный орган;
. Комиссию Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия
имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты
законов;
. Европейский парламент - контролирующий орган. Он осуществляет контроль
за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
. Суд Европейских сообществ - высший судебный орган.
И до, и после создания сообществ существовали различные интеграционные
теории и взгляды.

Почти одновременно с процессом выработки основ объединения трех
Европейских сообществ в единый организм ( Брюссельский договор1967 года)
сложилось новое направление интеграционных теорий. Оно нашло свое
выражение в теории наднациональности, призванной объяснить характер
отношений в экономических объединениях западноевропейских государств тем,
что они лишь вытекают из отношений, свойственных членам международных
организаций, но развиваются по пути, придающему им большую общность, как
бы исключающую или ограничивающую возможность возникновения противоречий
между ними. В это же время начало формироваться функционалистское
направление в теории интеграции. Неотъемлемой составной частью этой теории
является обоснование и разработка методов использования правовых
институтов для углубления интеграционных процессов путем расширения
воздействия европейского права и совершенствования правовых механизмов
сообществ с целью преодоления разногласий в позициях государств-членов.
Это направление получило название интеграции посредством права и в
настоящее время доминирует в Западной Европе.
Подготавливая почву для создания объединений европейских государств,
известный французский государствовед Ж. Бюрдо распространяет понятие
федерализма на различные формы существовавших тогда государственных
объединений. Он отказался от трактовки теории федерализма как относящейся
только к государственно-правовым институтам. Создание в 1952 году ЕОУС
“лило воду на мельницу “ федералистов. Американский политолог К.
Левенштейн считает новым в структуре ЕОУС то, что “ решения Сообщества
воздействуют на индивидуальные предприятия без посредства национальных
правительств, т. е. подобно тому, как акты федерального правительства
непосредственно обязывают государства-члены”.
Рассмотрим такое сравнение. Органы сообществ подобны органам
федерального государства в том смысле, что они также основаны на принципе
разделения властей(функций). В сообществах исполнительная власть
принадлежит Комиссии, законодательная осуществляется Советом и Парламентом
и, наконец, судебная, реализуемая Судом сообществ, автономна.
Вначале Парламент не обладал законодательной властью, в частности
такими элементарными полномочиями, как законодательная инициатива и
принятие бюджета. Только в апреле 1970 года Европейский парламент получил
некоторую возможность оказывать определенное влияние на содержание бюджета
Сообщества. Европейский парламент почти лишен и второй прерогативы, обычно
принадлежащей высшему представительному учреждению. Он имеет лишь
ограниченное право контроля за деятельностью исполнительных органов
сообществ, в частности в его процедуре предусмотрена возможность задавать
вопросы некоторым должностным лицам.
Совет является органом определяющим политику сообществ, он
действительно орган нормотворческий. Но ведь в любом демократическом
обществе общепризнанно, что законодательные полномочия могут принадлежать
только органу, образованному на основе всеобщего избирательного права.
Совет же образуется не народом, а исполнительной властью правительств
государств-членов. Таким образом, осуществляемая Советом законодательная
власть порождена властью исполнительной, не имеющей законодательных
полномочий в своих государствах.
Рассматривать сообщества как образования, аналогичные федеративному
государству, позволяет и то, что органы сообществ подобно органам
федерации, издают нормы немедленного действия и “самоисполняющиеся”.
Однако основания издания таких норм различны. В федеративных государствах в
принципе существует относительно точное распределение компетенции между
федерацией и субъектами федерации. Договоры о создании сообществ разделения
компетенции между органами сообществ и органами государств-членов не
предусматривают. Издание органами сообществ актов немедленного и прямого
действия основано лишь на том, что суверенные государства-члены допускают
издание этих норм, поскольку не рассматривают их как посягательство на
свои суверенные права.
И все же первые шаги по пути создания Общего рынка, выразившиеся в
ограничении компетенции органов национальных государств их принуждении
выполнять предписания учреждений вновь созданных объединений, обострили
споры о природе сообществ. Участниками этих споров прежде всего стали
судебные органы государств-членов, которые при рассмотрении конкретных дел
оказались вынужденными определить свое отношение к государственному
суверенитету.
Отнесение сообществ к числу федераций неизбежно предполагает лишение
государств-членов по крайней мере в перспективе быть суверенными. Ведь
суверенные государства-члены являются не менее значимой международной
реальностью, чем сообщества как таковые. А поскольку суверенитетов двух
порядков быть не может, то предполагается вывод: государства-члены должны
быть лишены своего суверенитета. Вот как определил единство государств
австрийский юрист В. Хойер: “ Европейские сообщества являются объединением
государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству
при частичном отказе от своих национальных суверенитетов”.
С середины 60-х годов в исследованиях, посвященных Европейским
сообществам, все чаще стало отмечаться, что в каких-то отношениях они
перерастают рамки обычной международной организации, что органы сообществ
во многих отношениях, особенно если говорить об их форме, приобретают
большее сходство с органами государственными. Потребовалось новое
определение процессов интеграции в Европе, отражающее сущность этих
процессов.
Поиски нового определения процесса интеграции, его специфического
качества, привели к использованию понятия “наднациональность”. Оно
неоднократно встречалось в политической, юридической и социологической
литературе для характеристики самых различных явлений.
Многие политологи и юристы конкретизировали понятие
наднациональности с целью определения сущности Европейских сообществ.
Швейцарский юрист Д. Сиджански утверждал, что эти сообщества следует
считать наднациональными, потому что они создают наднациональное
пространство, что выражается в солидарности и длящейся воле, а также в
отсутствии права выхода из него.
Определение наднациональности в известной мере отразило особенности
Европейских сообществ - широту компетенции их органов, обязательность их
решений непосредственно для граждан государств-членов, возможность
представления сообществ вовне и прочее.
В основе наднациональных отношений лежит правовой порядок,
позволяющий органам кооперированных единиц принимать решения, которые
создают права и обязанности для граждан и групп, с одной стороны, а с
другой - определяют пределы своих полномочий. Начиная с того момента,
когда часть суверенитета исчезла или когда наднациональные власти могут
обращаться, минуя национальные власти, к гражданам государств-членов, -
налицо наднациональный феномен. Но нельзя согласиться с положением, что
органы сообществ пользуются необычной для международных отношений
автономией от государств-членов и групп давления.
Зависимость органов сообществ - Комиссии, Суда, других органов от
государств-членов вытекает из самого порядка формирования этих органов.
Она особенно определена в отношении Совета. Более того, можно сказать,
что она даже усилилась после создания в 1974году Европейского совета,
решения которого практически обязательны для всех органов сообществ.
Д. Сиджански утверждал, что наднациональность Европейских
сообществ доказывается отсутствием права выхода из организации. Но, во-
первых, в договорах вопрос о праве выхода просто не рассматривается. Во-
вторых, международно-правовая практика исходит из того, что выход из
организации допустим даже в тех случаях, когда в учреждающем договоре
этот вопрос не затрагивается. История показывает, что выход из
Европейских сообществ государств-членов не столь уж невозможен. В 1985
году из сообществ вышла Гренландия, являющаяся частью Датского
королевства, но с января 1981 года пользующаяся правом самоуправления.
Дания осталась в составе сообществ.
При создании Европейских сообществ было выражено желание прийти к
единой валюте и валютной политике. Первым шагом на пути создания
Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской
валютной единицы - ЭКЮ . С того времени ЭКЮ используется как расчетная
единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют,
а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС.
Она котируется на европейских биржах. Следует отметить, что введение новой
денежной единицы не без основания рассматривается как попытка установить
некий противовес американскому доллару.
Одной из особенностей Европейских сообществ является одновременное
действие значительного числа правовых норм, образуемых, во-первых,
актами, образовавшими сообщества, т. е. договорами об образовании
сообществ ( Парижский договор об образовании ЕОУС1951 года, Римские
договоры об образовании ЕЭС и ЕвроАтома 1957года ), а также Единым
европейским актом, подписанным в 1986 году всеми государствами - членами
сообществ, и во-вторых, актами, принятыми органами Европейских сообществ
на основе имеющихся у них полномочий. К этому следует добавить, что
иногда эти полномочия толковались весьма вольно и издающие их органы подчас
выходили за установленные для них границы, установленные договорами, т.
е. актами, требующими не только подписания уполномоченными на то лицами,
но и ( по крайней мере во многих странах ) ратификации в закрепленном
конституциями государств-членов порядке. Таким образом, возникла
проблема, с одной стороны, правовой силы актов Европейских сообществ, а
с другой - пределов возможного действия этого права на государства-члены с
учетом того, что эти пределы могут не зависеть от каждого отдельного
государства. В связи с этим юристы - сторонники европейской интеграции
выдвинули в конце 70-80 годов теорию интеграции посредством права.
Основополагающие договоры не только уполномочили органы Европейских
сообществ на издание нормативных актов. Они потребовали от государств-
членов не издавать акты, противоречащие целям сообществ, и запретили им
своей законодательной практикой способствовать реализации таких актов.
В результате того, что правовые предписания в Европейских
сообществах характеризуются стремлением создать “единый правовой порядок”,
уже создана правовая система, выходящая за рамки международного права,
которое обычно находится вне национальных правовых систем. Необычность же
европейского права проявляется как в собственно совместном правовом
порядке сообществ, так и в его интеграции с национальными правовыми
порядками государств-членов.
Совместный правовой порядок образуется нормами, принадлежащими к трем
большим группам.

1. Первичное право.

Первичное право включает не только первоначальные договоры(т. е.
договоры, учредившие сообщества), но и Брюссельский договор 1965 года,
создавший единые Совет и Комиссию для трех сообществ, Люксембургский
договор 1970 года по проблемам бюджета и финансирования и т. д., а также
соглашения, которым решения Суда придали “такую же императивную силу”, как
и всем выше названным договорам. В процессе функционирования сообществ
договоры, образовавшие сообщества, стали рассматриваться как договоры
“особого рода”, отличающиеся от актов международно-правового характера. В
решении Суда сообществ 1963 года, например, утверждалось, что нормы
этой группы “более, чем соглашения, только создающие взаимные обязательства
между участвующими государствами”, и что сообщества образуют “новый
правовой порядок, субъектами которого являются не только государства-
члены, но также и граждане”.

2. Производное право.

Производное право составляют акты, которые созданы органами
сообществ во исполнение норм первичного права и для реализации
установленных им целей. К этой же группе актов относятся так называемые
конвенционные акты, т. е. соглашения, заключенные сообществами с третьими
странами или международными организациями. Из общего числа норм
производного права необходимо выделить группу норм, обязательных для
исполнения: регламенты, директивы и решения. Эти нормы должны применяться
во всех государствах-членах либо непосредственно ( регламенты ), либо
после их имплементации национальными органами. Это проистекает как из
текста договоров, так и из решений Суда. Суд, в частности, 14 декабря
1971года установил, что регламент автоматически включается в правовой
порядок государствчленов и тем самым отменяет противоречащие положения
национального права.

3. Судебные нормы.

Нормотворческя деятельность Суда сообществ заняла столь большоеместо в
деятельности правотворческих органов, что можно рассматривать это судебное
право в качестве третьей составной части права Европейских сообществ.
Вопервых, Суд занимает особое место винституционной системе сообществ,
позволяющее ему интерпретировать и применять нормы, не будучи связанным
при этом никакимидругими учреждениями. Вовторых, Суд возглавил систему
судебногоконтроля, осуществляемую им при рассмотрении самых
различныхтяжб. Втретьих, особое место решений Суа сообществ
обусловленотем, что судьи этого Суда свободны в выборе методов
толкованиявозникающих перед Судом вопросов.
Именно Суду сообществ принадлежит ведущая роль в реализации
процесса проникновения европейского права в правовой порядок государств-
членов. Это достигается четырьмя методами: заменой, гармонизацией,
координацией и сосуществованием.
Суть замены должна состоять в том, что первичное право, автоматически
включаясь в правовую систему каждого государства-члена, заменяет или лишает
силы любую норму, ему противоречащую. В результате во всех государствах
создается как бы единая правовая база, являющаяся образцом, которому
должно соответствовать все остальное национальное законодательство. В
связи с этим все элементы национального права должны быть гармонизированы
с европейским правом.
Своего рода разновидностью метода гармонизации является
методкоординации. Его особенность заключается в том, что он
используется в ситуациях, когда не возникает потребности в изменении нормы
национального права, однако воздействие этой нормы наобщественные
отношения не соответствует общей идее европейского права. В процессах
гармонизации и координации велика роль судебных органов. Именно судебные
органы первые сталкиваются с проблемой противоречия норм национального
права праву сообществ. Этообстоятельство было учтено создателями Суда
сообществ, которыенаделили его обязанностью обеспечивать соблюдение
права путемтолкования и применения Договора о ЕЭС. Отсюда были сделаны
теоретические и практические выводы, направленные на расширениевлияния
институтов сообществ посредством расширения сферы применения европейского
права.
Признание нормы национального права, противоречащей праву
сообществ, фактически означает лишение национальной нормы юридической силы
и замещение ее нормой, сформулированной Судом сообществ при рассмотрении
конкретного дела. Этот правовой порядок дает возможность существенно
ограничить полномочия национальных нормотворческих органов. Это вызывает
тревогу сторонников принципов национального суверенитета.
Последний из четырех методов проникновения европейского права в
правовой порядок государствчленов метод сосуществования. Суть его
состоит в том, что государствочлен дополняет норму европейского права
национальными нормами, обеспечивающими более полное исполнение
европейской нормы в специфических условиях национального права
государствачлена.
Уже несколько десятков лет существуют Европейские сообщества, и
процесс правовой интеграции очевиден, но несмотря на это он
сталкивается со значительным сопротивлением влиятельных кругов
практически во всех государствахчленах. В основе этого сопротивления, как
представляется, лежат экономические интересы значительной части
национальных финансовых и промышленных сфер.
Сопротивление процессу правовой интеграции проявляется при обсуждении
многих законопроектов в национальных парламентах, рассмотрении судебных
дел и, конечно, в трудах тех юристов, которые считают, что эффективная
защита национальных интересов невозможна без сохранения национального
суверенитета.
В чем же проблема, причина ? Вот один из примеров: Гармонизация
национальных законодательств дело далеко непростое, поскольку оно
затрагивает наиболее уязвимые стороны жизни различных общественных слоев.
Особую сложность представляет эта проблема в области тех налоговых
систем, где вопрос распределения государственных доходов между прямыми и
косвенными налогами имеет и социальные аспекты. Косвенные налоги в меньшей
степени обременяют высокооплачиваемые слои общества и крепче бьют по
бюджету тех, у кого заработки низкие. К тому же, налоговые системы
различных стран развивались органически, а посему они с трудом поддаются
изменениям.
Первым шагом в этом направлении стало введение во всех странах ЕС
системы налогов на добавленную стоимость как единой системы налога с
оборота. Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет
освободить товары от налогового бремени на границах и поэтому является
нейтральной по отношению к их конкурентоспособности.
Еще пример:
Большие неприятности странамчленам “Общего рынка” доставляет
существование различных стандартов и технических норм в отдельных
отраслях, как, например, в области здравоохранения, охраны окружающей
среды, защиты интересов потребителей и т. п.
В некоторых государствах еще сохраняются государственные монополии (
Франция и Италия табачная промышленность ), хотя по договорам ЕС их
следовало бы ликвидировать.
Носители теории интеграции посредством права поставили передсобой
задачу разработки методов, которые позволили бы сгладитьвозникающие
противоречия с тем, чтобы они не препятствовали процессу европейской
интеграции. Было выделено две концепции, объединяющие сторонников
интеграции посредством права.
Первая концепция состоит в гармонизации права путем
сближениянациональных законодательств. Суть ее была изложена выше.
Тридцатилетний опыт существования сообществ выявил ряд недостатков
вфункционировании их органов, отрицательно сказавшихся на развитии
интеграционных процессов. Профессор университета штата Миннесота С. Крислоу
наиболее значительным недостатком считает несовершенство механизма
гармонизации правовых норм, т. е. механизма,способного максимально
безболезненно избавляться от не отвечающих интересам сообществ норм и
обеспечивать безусловную реализацию тех правовых положений, которые
способствуют процессу интеграции.
Суть второй концепции состоит в попытке использовать право вкачестве
основного орудия, обеспечивающего процессы экономической и политической
интеграции в Европейских сообществах. Предлагается во главу интеграционных
прцессов поставить унификацию права, достигаемую посредством использования
единой правовой техники. Для этого должно быть обеспечено единообразное
понимание всеми европейскими юристами основных институтов права, подобно
тому,как юристы американских штатов одинаково их понимают в силу
принадлежности к общей правовой школе.
С целью становления европейского права сторонники интеграции
посредством права предлагают установить максимально жесткие рамки и
правила создания в сообществах правовых норм, т. е. законодательного
процесса.
Предполагается, что разработка и установление условий создания и
внедрения нормативных актов должны способствовать уменьшению противоречий
между государствамичленами, поскольку последние будут участвовать во всех
стадиях нормотворчества и благодаря этому постепенно сближать свои
позиции. Сближение позиций должно происходить, и это особенно важно, в
процессе внедрения норм европейского права в национальные системы.
Разработка законодательства в ЕС происходит следующим образом:
. Первым этапом при разработке законов “Общего рынка” являются
предложения Комиссии об издании определенного закона с четко раз
работанными по положениями.
. Второй этап заключение Европейского парламента по данным
предложениям. Проект закона обсуждает Совет министров. Если Со вет
министров решит изменить проект, то это возможно только при условии,
что данное решение принято единогласно. Для принятия проекта без
изменений достаточно большинства голосов.
. После одобрения проекта закона Советом министров он носит наз вание
“Общая точка зрения Совета министров по...” и вновь пере дается
Европейскому парламенту с подробной мотивировкой.
. Третьим шагом является обсуждение проекта Европейским парла ментом,
который имеет возможность в течение трех месяцев либо принять
данный закон, либо отклонить его абсолютным большинством голосов. При
одобрении текста парламентом Совет министров большинством голосов
окончательно одобряет данный закон.
. В случае, если парламент предлагает внести изменения в данный проект,
в соответствии с предложением парламента Комиссия в тече ние месяца
дорабатывает проект закона и вновь вносит его на рас смотрение Совету
министров.
Медлительность нормотворчества в сообществах является, по мнению
сторонников интеграции посредством права, результатом несовершенства
отношений между Советом, Комиссией и Парламентом.Главным при этом
является то, что не выявлены отношения их верховенства и субординации.
Тем не менее, принят целый ряд законодательных актов “Общего рынка”
, реализующих основные цели процесса интеграции.
Как отмечалось, постановления ЕС являются законами, которыевступают
в силу автоматически во всех странахчленах и стоят выше национальных
законов. В отличие от них директивы обращают внимание правительств на
необходимость конкретизировать в национальном законе положения
конкретной директивы. Решения, принятыеадминистративными органами ЕС, тоже
имеют законную силу.
Законодательные акты “Общего рынка” непосредственно
заменяютнациональные законы странчленов его в области:
. внешнеторговой политики;
. аграрной политики;
. торгового и гражданского права ( свобода конкуренции, монопо лии и
картели );
. налогового права ( сближение систем налогов на прибыль, установление
уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС );
Право всех граждан государствчленов без какихлибо ограничений жить и
работать в любой стране члене “Общего рынка” также казывает влияние на
национальные законодательства.
Таким образом, государствачлены Европейских сообществ отказались от
своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они ишились
самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в омпетенцию “Общего
рынка” весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий
конкуренцию.
В области внешнеторговой политики национальные правительства
располагают следующими возможностями:
. вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
. заключать договоры о так называемых “ добровольных ограничениях
экспорта” ( прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на
продукцию текстильной и электронной промышленности);
. использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными
волокнами;
Итак, несмотря на существование больших препятствий, Европейские
сообщества делают все возможное для достижения своих целей создания единого
рынка. В каждодневной же практике стран проблема коллизии национального
права отдельных государств с законодательством “Общего рынка” означает,
что крайне необходимо постоянно проводить консультации: какие
общеевропейские правила существуют в той или иной сфере и как они
дополняют или изменяют национальное законодательство по тому или иному
вопросу; вполне естественно, Суду сообществ необходимо реализовывать
процесс проникновения европейского права в правовой порядок
государствчленов ЕС с помощью методов, рассмотренных выше.
В работе были рассмотрены правовые аспекты интеграционных процессов в
Европе: интеграционные теории ученыхюристов, проблемасуверенитета,
согласования правовых норм Европейских сообществ сзаконодательством
государствчленов “Общего рынка” и методы реализации процесса проникновения
европейского права в правовой порядок этих стран.




Новинки рефератов ::

Реферат: Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России (Религия)


Реферат: Судьба деревни в творчестве И. А. Бунина (Литература : русская)


Реферат: Война 1812 года в истории народов России (История)


Реферат: А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского (Педагогика)


Реферат: А.А. Ивин "Теория аргументации" (Психология)


Реферат: Мировое автомобилестроение на рубеже веков (Менеджмент)


Реферат: Насилие в компьютерных играх и его влияние на психику человека (Психология)


Реферат: Формирование социальных отношений (Социология)


Реферат: Селекция растений на устойчивость к загрязнителям окружающей среды (Сельское хозяйство)


Реферат: Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы (Педагогика)


Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)


Реферат: Урок с АСО (Педагогика)


Реферат: Зубопротезное литье (Металлургия)


Реферат: Культура России в 18 веке (Контрольная) (Культурология)


Реферат: Украинский танец (Искусство и культура)


Реферат: Техническое обеспечение сетей ЭВМ (Программирование)


Реферат: Современная семья (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист