GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция Индии (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Индии (Право)


ПЛАН:



Стр.


1. Характерные черты конституции Индии …………………………………….. 2
2. Основы правового статуса личности …………………………………………. 3
3. Индийский федерализм ………………………………………………………... 4
4. Законодательная власть ……………………………………………………….. 6
5. Исполнительная власть ………………………………………………………... 8
6. Политические партии ………………………………………………………….. 10
7. Судебная власть ……………………………………………………………….. 11
8. Изменение конституции ……………………………………………………….. 12
9. Список используемой литературы ……………………………………………. 13



1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ ИНДИИ


Индия является крупнейшей в мире демократическим федеративным
государством, занимающим второе место по численности населения, которое
приближается к 1 млрд. человек.[1], седьмое – по размерам территории (
Индия почти втрое меньше Китая), девятое место – по объему ВВП, но
приблизительно 115-е место – по доле ВВП на душу населения
Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949
года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.),
вступила в силу в 1950 г. и действует поныне.
Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике
конституционный документ, поскольку она:
> Является самой большой по объему конституцией в мире – включает
491 статью;
> Очень подробна и детальна;
> Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего
мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные
достижения других государств, в силу чего индийская конституция
заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии
– Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии,
Австралии и др.;
> Является очень гибкой (предусматривает очень простой порядок
внесения поправок), в результате чего за 50 лет были изменены сотни
ее различных положений, т. е. Конституция Индии постоянно
«приспосабливается» к существующей ситуации.



Несмотря на объемность и структурную сложность индийской Конституции,
можно выделить наиболее важные характерные ее черты:
> Юридическое закрепление суверенитета Индийской Республики
(преамбула);
> Провозглашение весьма широкого (с учетом индийской специфики)
круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А),
служащего одной из основ либерального политического режима в
стране;
> Установление парламентарной республики (ч. 5);
> Закрепление федеративной формы государственного устройства;
> Принципы построения федерации (главный из которых – языковой)
> Ограничивает права находящихся в Индии граждан «враждебных
государств» (упрощает порядок ареста, слежки и т. д.), а также
граждан Индии, добровольно проживающих в этих государствах и
поддерживающих с ними деловые связи («враждебным государством»,
например, является Пакистан);
> Гарантирует права национальных меньшинств;
> Закрепляет «неприкасаемость» и иные виды дискриминации по мотивам
религии, расы, места рождения, касты и др.;
> Закрепляет светский характер государства;
> Гарантирует льготы и дополнительную защиту представителям отсталых
групп населения;
> Провозглашает ряд конституционных принципов-целей: поднять уровень
жизни населения, провести экономическую реформу, в том числе
аграрную, преодолеть пережитки прошлого, демократически решить
национальный вопрос, повысить уровень грамотности, бороться за мир
во всем мире.



2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но
определяются неравными по значению статьями конституции. Социально-
экономические права формулируются в качестве руководящих принципов политики
с вытекающими отсюда особенностями их судебной защиты; другие права
закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих
прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом
зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития
этнических групп.
Основные права обеспечиваются конституционными гарантиями: при их
нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и
последний может принять принудительное решение (низовой суд не может
объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь
осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих
принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.
Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает
дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности,
пола и местности рождения.
Среди социально-экономических прав – право на защиту от эксплуатации,
в числе руководящих принципов политики – право на достаточные средства к
существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на
государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный
минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение.
Политические права включают свободу слова, печати, право на
объединение и другие традиционные политические права и свободы.
Среди личных прав конституция называет неприкосновенность личности
(хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении
чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без
суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и
др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно
униженное положение одной из каст).
В конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан
(42-я правка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов
страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская
обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной
борьбы, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к
совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и
др. Многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный
характер.[2]



3. ИНДИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Индия – федеративное государство. Федерация в этой стране исторически
обусловлена, т. к. Индия:
> Занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять
только из одного центра;
> Имеет огромное население и занимает по этому показателю второе
место в мире после Китая (в настоящее время – 800 млн. человек);
> Многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных
народов (тамилы, бенгальцы и др.) и сотни мелких народностей и
этносов;
> Многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой
местности – свой);
> Страна, где сосуществуют различные религии и культуры;
> Состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою
историческую судьбу.
Первоначально по Конституции 1950 года деление Индии на штаты было
основано на территориальном принципе без учета национальной специфики и
языка. Сами штаты были неравноправны.
В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и
последующих изменений Конституции прошла реформа федерации, в результате
которой:
> Штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них
созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным
критерием создания штата была территория, население которой
говорило на одном языке (иногда на двух);
> Всем штатам были предоставлены равные права;
> Образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и
обладающие меньшими правами, чем штат
В настоящее время в состав индийской федерации входят: 24 штата, 7
союзных территорий, штат Джамму и Кашмир.
Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между
Индийским союзом, с одной стороны, и штатами и союзными территориями – с
другой. Основной объем полномочий принадлежит союзному центру, и лишь
некоторые полномочия – субъектам федерации. К сфере исключительной
компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими
подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело,
почта и телеграф, железные дороги и др. Совместная (совпадающая,
конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский
процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство и др.
Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный
порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность,
сельское хозяйство и др.[3]
По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать
нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области
конкурирующей компетенции закон штата действует только в том случае, если
по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет
приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по
решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2 / 3 голосов,
может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в
сферу исключительного законодательства штатов.
Индийский штат имеет гораздо меньше прав, чем штат в США:
> Индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и
Кашмира);
> Не имеют гражданства;
> Имеют незначительные полномочия;
> Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-
летний срок президентом Индии.
Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе
занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом
парламента Индии или членом легислатуры штата.
Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание
(легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата.
Губернатор обязан назначать лидера партии, имеющей большинство в
легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате
возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются
президентом Индии.
Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно
это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в
континентальной Индии. Во главе союзной территории стоит управляющий,
назначаемый президентом страны. Союзная территория может иметь свою
легислатуру и правительство.
Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир.
Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии, где проживает большое
количество мусульман. Данный штат – предмет территориально спора между
Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть
его территории. Этот штат:
> Пользуется очень большой автономией от Индии;
> Имеет собственную конституцию;
> Имеет отдельное гражданство.
Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов –
Джамму и Кашмир, Пенджаб (на севере страны) и Тамилнад (на юге) – активно
стремятся к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.



4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны
играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из
трех частей: президента индии (главы государства); Народной палаты,
призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета
штатов как органа выражения интересов штатов.
Народная палата выполняет роль «нижней» палаты и представляет
интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 547 депутатов
(народных представителей), из которых:
> 525 избираются от штатов;
> 20 – от союзных территорий;
> 2 – назначаются президентом из числа представителей англо-индийской
общины.
Из общего числа депутатских мест (547) за отсталыми племенами
«бронируется» 38 мест, а за остальными кастами – 78 (то есть резервируется
116 мест, что должно способствовать ликвидации отсталости отдельных слоев
населения).
Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что
данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий
гораздо короче – 1, 2, 3 года.
Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом
случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает
Народную палату (чаще происходит второе).
Руководящим органом нижней палаты является спикер, который должен быть
беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает
заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент
палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий,
обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и
в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются
отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в
основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего
лидера[4]. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом
сказывается значительное влияние спикера).
Совет штатов играет роль «верхней» палаты, представляет интересы
штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем
косвенных выборов. 232 из 244 членов Совета штатов избирается на 6 лет
выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий,
остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые
заслуги а области литературы, искусства, науки или общественной
деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/ 3
каждые два года. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент, но
роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет
заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.
Главная функция парламента – законодательствование Законопроекты могут
быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть
законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его
принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись
президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям,
он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет право в
течение четырех месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым
нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к
соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента
созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается
большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает
никакого решения по законопроекту, принятому народной палатой, закон
считается принятым в ее редакции. «Денежный» законопроект должен быть
рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят
обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным,
народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном
порядке – простым большинством.
Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции.
Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль за его
деятельностью.



5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство
(Совет министров).
Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных
должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более
узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство
премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в
Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят,
как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы
в правительстве было как можно больше членов от различных штатов,
национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему
составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра
президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и
просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии
должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести
месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с
одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически
возглавляют исполнительную власть в стране.
Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-
е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной
власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия –
парламентарная республика с демократически избираемыми институтами
государственной власти).
Индию нередко называли «супер - премьерминистериальной» республикой.
Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов,
единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и
передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:
> Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и
сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала
Неру;
> Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;
> Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук
М. Неру.
В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение
личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими
убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от
руководства страной.
Президент Индии является главой государства и формально – главой
исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок
особой коллегией по выборам президента, в которую входят:
> Все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);
> Представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве,
равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить
парламент и штаты);
Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их
число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с
одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения
страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого
штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента
должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван
уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является
представителем как всей страны, так и населения различных штатов.
Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 350летнего
возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную
палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в
органах федерального правительства или правительства штата, в местных
органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют
должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен
заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же
лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы
Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального
представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single
transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».[5]
Президент Индии обладает значительными полномочиями:
> Является составной частью парламента;
> Формально назначает премьер-министра и министров;
> Назначает губернаторов штатов;
> Распускает Народную палату;
> Имеет право издавать указы, имеющие силу закона;
> Обладает правом объявления чрезвычайного положения;
> Введения прямого президентского правления в штатах;
> Объявления чрезвычайного положения в области финансов;
> Играет значительную роль в законодательном процессе
(законодательная инициатива, вето).
Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может
возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и
подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит
расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После
этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается
другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования.
Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты,
которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3
общего числа ее членов.[6]
Другая коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат
парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает президента и
по должности является председателем Совета штатов.



6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании
правительства играют политические партии.
Долгое время в Индии существовала многопартийная система с
единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский
национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои
общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении
Индией независимости
Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение
первых 30 лет независимости (1947 – 1977), а также в 1980 –1989 гг. и 1991
– 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет из немногим более чем
50 лет независимого существования страны.. 37 лет премьер-министрами
являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и
Махатмы Ганди - Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.
Другие партии правили в Индии только в 1977 –1980 гг., 1989 – 1991 гг.
и с 1996 г.
В настоящее время Индийской национальный конгресс утратил свое
единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабеет.
Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната
партия и партия Джаната Дал. Первая основана на религиозных идеях, вторая
представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.
В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не
регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного
права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях,
включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента
утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии,
переходит в другую.[7]
В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной
системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную
систему.



7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебную систему Индии составляют:
> Суды панчаятов в деревнях (рассматривают незначительные гражданские
и уголовные дела). В городах (городских районах, кварталах) также
есть суды по незначительным делам, в том числе в связи с
автотранспортными происшествиями. Они называются народными судами.
[8]
> Высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел
и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов. К ним
относятся:
А) суды мунсифов (мунсиф – судья-индус), они рассматривают только
гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий).
В) выше стоят дополнительные суды (судьи, рассматривающие
гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на
решения мунсифов).
С) окружной судья рассматривает апелляции на решения
дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как
судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.
Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению – губернатором
штатов) после консультаций с главным судьей Индии, а также с другими
должностными лицами.
> Верховный суд – высшая судебная инстанция;
Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по
возрасту) и 17 судей.
Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших
юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета (ст.
124). По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а
также могут быть уволены за недостойное поведение или смещены приказом
президента по причине профессиональной непригодности. Приказ президента о
смещении члена верховного суда должен быть поддержан решением 2 / 3
присутствующих членов обеих палат Парламента.[9]
Наряду с толкованием Конституции Верховный суд Индии, возглавляющий
судебную систему страны, рассматривает в качестве первой инстанции споры
между федерацией и штатами, а также между штатами. Он является высшей
апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, по просьбе
президента дает заключения по вопросам факта и права, с одобрения
президента республики издает в пределах действующих законов предписания и
правила, касающиеся вопросов судопроизводства. [10]
Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют
конституционный контроль.
При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкования
конституционных положений (ч. 3 ст. 132), а формулируемое им право
обязательно для всех судов страны (ст. 141). Верховный суд может объявить
неконституционным любой закон, противоречащий основному закону Индии. Чаще
всего это касается законодательных актов, нарушающих основные права
граждан.
Право Верховного суда и высших судов штатов на осуществление
конституционного контроля неоднократно пыталась использовать оппозиция
против ряда решений правительства, связанных с осуществлением земельных
реформ, отменой пенсий и особых привилегий бывших правителей княжеств в 50-
е годы, национализацией 14 банков в 1970 г. и т. д. В то же время
практика знает немало прогрессивных решений Верховного суда и Высших судов
штатов, принятых в порядке конституционного контроля, которые расширили
право на свободу слова и печати, на забастовки, минимальную заработную
плату, на юридическую защиту граждан.

8. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия
поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного
закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно
простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату
Парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту,
который обязан подписать этот законопроект (ч. 2, ст. 368). После этого
закон о поправке вступает в силу и вставляется в текст Конституции[11] –
то есть индийская конституция – «гибкая».
Довольно высокая степень эффективности действия индийской Конституции
обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости
конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-
жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений,
сложного правового статуса человека, многообразия федеративных связей,
избирательного права, а также положения наиболее социально незащищенных
слоев населения с целью предотвращения возможных социальных потрясений.



9. СПИСОК ИСРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред.
М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000
2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:
Учебник. – М.: Белые альвы, 1996.
3. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.
4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М.:
Юристъ, 1999.
-----------------------
[1] Юрлов Н. Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 50
[2] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 500.
[3] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 516.
[4] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 506.
[5] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М.:
Юристъ, 1999. С. 372.
[6] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 509.
[7] Там же. С. 502.
[8] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 512.
[9] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. М.
В. Баглая. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 662.
[10] Чиркин В. Е. конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 512.
[11] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. М.
В. Баглая. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 650.





Реферат на тему: Конституция РФ

П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Введение.

Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие
права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за
десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали
удивляться этому.
Конституции доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон
государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и
основополагающие проблемы, как права и свободы человека. Слово
"Конституция" - латинского происхождения, от constitutio, - установление,
устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон
государства, определяющий его общественное и государственное устройство,
избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и
управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего
взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для
того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и
свободы граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего
времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою
конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для
современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его
исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и
методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер
государственного регулирования во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое
главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным
правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Принятие новой Конституции в России тоже является отражением
серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют
главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в
стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого,
некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно
источник развития всего права. На базе конституции происходит становление
различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом,
так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии,
политике и культуре

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Объективные причины (источники) возникновения и существования
конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества.
Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под
источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых
находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников
конституционного права - являются нормативно-правовые акты, судебные
прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и
внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного
права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной
власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора),
парламентские регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими
высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими
постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений
законы подразделяются на основные (конституции), конституционные,
органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы
человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму
государства, устанавливают принципы организации и деятельности
государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все
отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники права имеют различное значение в
разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные
законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно
романской системы права) определяют статус органов государства на основе
бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции
предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких
государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата
правосудия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах
нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов. Они зачастую
подлежат последующему утверждению парламентом и являются
источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и
нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты,
постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного
права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними
существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих
государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих.
Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую
сферу действия.
Практически в каждой стране существуют конституционно правовые обычаи,
однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками
конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях
не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного
времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего
эти правила представляют собой определенный способ реализации
конституционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не
защищаются.
Широкое распространение обычай получил в конституционном праве
Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской
конституции существуют ныне именно в этой форме: "король
должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента",
"лидер партии большинства - Премьер-министр"; "министры выходят в отставку,
если перестают пользоваться доверием Палаты общин", "Палате лордов не
принадлежит инициатива финансовых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками конституционного права в
случае, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их
непосредственное применение. В современных конституциях многих государств
содержатся положения о примате международного права перед
внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей
интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.



2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю
господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы
общественного и государственного строя, права и свободы человека и
гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит, означает "установление",
"устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает
политическую форму существования общества, систему государственных органов,
устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет
права и свободы человека и гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности,
ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров
именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными
законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма
к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конституция США
1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции 1791 г. в результате
победы Великой французской революции. В Х1Х в. конституции были приняты в
большинстве европейских стран. С их помощью господствующие классы
стремились "... придать своей воле... всеобщее выражение в виде
государственной воли, в виде закона". Конституция как Основной закон
государства появляется только в ту историческую эпоху, которая
характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она
как бы олицетворяет это равенство своим содержанием. Законодательно
оформляя и закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным
потребностям и интересам господствующих классов или всего общества,
конституция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого функционирования его властных
структур.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные
положения и основополагающие устои общества, политическую форму его
существования, конституция служит правовой базой для текущего
законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и
конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно
не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию.
Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство
наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные
нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению
к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства
характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции
обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного
содержания ее положений она не подвержена постоянным
изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и
дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных
структур государства должны соответствовать конституции - их правовой
основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам,
подлежат отмене.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В
зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на
писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписаные -
состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного
характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно
классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для
принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для
обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые
принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,
установленном для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим
общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,
конституции подразделяются на фиктивные и действительные.
Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые
функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо
формальны.
Действительные же конституции являются адекватным выражением и
воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в
обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы
политической власти и государства, способа их организации и деятельности на
соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую
реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения.
Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества,
уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его
жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный
характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает
переходный характер российского общества, противоречивый способ его
существования. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается
многонациональным народом России: многообразие форм собственности,
конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и
идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,
федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии
народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней
основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее
важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего
законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны,
ибо имеют своей целью закрепление
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое
действие.* В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в
каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную
высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и
обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что
Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).
При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы
являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина в соответствии с
_______________________________________________________________
*ст. 15 Основного закона РФ.


общепризнанными принципами и нормами международного права (статья17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.
Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993
г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политического
противоборства между Президентом РФ и высшими органами государственной
власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет) осуществлялась
разработка двух проектов Конституции Российской Федерации. 7 мая 1993 г. за
подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова
появляется постановление "Об основных положениях проекта Конституции
Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой
проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении
указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии
с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от
12 марта 1993 г. "О мерах по осуществлению конституционной реформы в
Российской Федерации (о постановлении седьмого Съезда народных депутатов
Российской Федерации "О стабилизации конституционного строя Российской
Федерации").
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально
разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и
низведения статуса президента до номинального главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве
Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции
Российской Федерации" учредил Конституционное совещание, которое призвано
было выработать альтернативный вариант конституции России. Это сделано
после том как 6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию
свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью
ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта
Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором
давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта
конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте
"президент не только выводится за рамки системы трех властей -
законодательной, исполнительной и судебной, - но и ставится над ними, что
присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии
форм правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований для
роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и что "при
подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически
безвластный орган".
Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной
комиссии "О проекте Конституции (Основного закона) Российской Федерации,
направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6
мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически
отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в
нем, его "отдельные положения... существенно ограничивают экономические,
политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип
разделения властей". Тем самым была устранена почва для достижения
компромисса между властями по проекту новой конституции России.
Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало работу
над проектом Основного закона государства вне всяких контактов с
Конституционной комиссией и Верховным Советом Российской Федерации.
Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стране в результате
открытого противостояния властей вынудил Президента своим Указом от 21
сентября 1993 г. распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.
Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем
Постановлении "О политическом положении в Российской Федерации в связи с
государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал
действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного
переворота и установление режима личной власти. При этом съезд заявил, что
"действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению
последствий государственного переворота расцениваются как исполнение
общественного и государственного долга".
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутриполитической
обстановки в стране работа над проектом Основного
закона вступает в завершающую стадию. В связи с этим Президент своими
распоряжениями от 11 октября 1993 г. утверждает положения о
Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания.
На Государственную палату была возложена обязанность по выработке
предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской
Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и
экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания
призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном
процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными
органами власти
Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые
политические консультации по широкому кругу социально-политических
вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к
проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по
политическим, социальным и экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат,
созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты
разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции
соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка
Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и
осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по
инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок
ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем
решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября
1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые
еще не сформированы, да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще
принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно
нового представительного и законодательного органа Российской Федерации
- Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было
проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской
Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном
голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику
подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации следует отнести и
то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации
и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание
осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в
соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего
"Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на
основе его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации".
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993г.
является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь
лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
(статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской
республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной
республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо
доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя,
ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в
классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего,
подтверждается следующими правовыми аргументами.
1. В президентской республике президент является главой исполнительной
власти. В качестве классического примера возьмем Конституцию США. В ней, в
частности, провозглашается, что "исполнительная власть предоставляется
Президенту Соединенных Штатов Америки" (раздел 1 статьи 11). Как же дело
обстоит в Конституции РФ?
Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную власть
Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".
Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной
власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо
"председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Государственной Думы" * Кроме того,
Председатель Правительства определяет основные направления его
деятельности, не только

_____________________________________________________________
*ст. 111 Основного закона РФ.
*Ст. 113 Основного закона РФ.
руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами
президента.
Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных
структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем
президента при президентской форме правления, находит свое
концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой,
президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства".
И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к
федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской
Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным
административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-
Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства
России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и
мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются
либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым
выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных
национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие
в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо
территориальный и национальный принципы построения федеративной
организации государства. При этом декларируется равноправие политических
образований и административно-территориальных единиц.



4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить
три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.
Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в
признании и закреплении политического многообразия, многопартийности,
идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равные
возможности в борьбе за государственную власть, конституция только
запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ
конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни.
Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в
деятельность органов государства и тем более создание политических
организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и
государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных
формирований.
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что
Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает
основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими
для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее
законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный
характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и
надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы
взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А
в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как
государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина,
верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее
гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются
общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для
цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы
государства общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек,
его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на
государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного
существования.

5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном
закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.
1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации
представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, она
обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы
права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-
правовой акт конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы
действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается
принудительной силой государства.
2. Конституция как Основной закон государства базируется на
государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим
возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты
всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г.
Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и
закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской
Федерации.
3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это
означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным
нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать
Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного
закона РФ.
4.Конституция является базой текущего законодательства, служит источником
его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым
содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие
положения конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно
детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического
содержания. Иначе говоря, оно не должно выводить свои предписания за
границы конституционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их
смысл и правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию
своих норм с действием соответствующих законов, принимаемых в обычном
порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связывает приобретение и
прекращение гражданства Российской Федерации со специальным федеральным
законом, ч. 3 ст. 11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации не только с
конституционными положениями, но и Федеративным и иными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что
гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом и
т.д.
5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения.
Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в
результате всенародного голосования. Особый порядок изменения Российской
Конституции состоит в том, что для принятия закона, вносящею изменение или
дополнение, требуется не менее 2/3 голосов от общем числа депутатов в
каждой из палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной
Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от
общего числа депутатов парламента.



Заключение

И в заключении-о проблемах рассмотрения индивидуальных жалоб на
нарушения конституционных прав. Конституционные права гражданина реальны
лишь постольку, поскольку он может защитить их в суде. Конечно, может быть
достаточно, обратиться за защитой и в обычный суд, но возможность обращения
в суд, специально созданный для защиты конституцион

Новинки рефератов ::

Реферат: Описание Adobe Acrobat (Программирование)


Реферат: Анализ условий плаванья в условиях мелководья (Транспорт)


Реферат: Серое и белое вещество головного мозга (Биология)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева (Культурология)


Реферат: И.Кант: Метафизика свободы (Философия)


Реферат: Ринок фінансових послуг (Финансы)


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции (История)


Реферат: Гражданская война в США в 1861-1865 (История)


Реферат: Третичный период развития жизни на земле (Биология)


Реферат: Компьютерные технологии в обучении студентов (составление интерьера). (Педагогика)


Реферат: Романтизм (Литература : зарубежная)


Реферат: Основные принципы международной политики (Политология)


Реферат: Основные понятия технологии приборостроения (Технология)


Реферат: Афинская рабовладельческая демократия при Перикле (История)


Реферат: Виды попугаев (Биология)


Реферат: Карфаген в 9-5 веках до нашей эры (История)


Реферат: Проблемы социализации детей-инвалидов (Психология)


Реферат: Дипломная работа. Формирование и использование внебюджетных фондов (Деньги и кредит)


Реферат: Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение Земли (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист