GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Социология)


ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ.


В том или ином аспекте проблемам интеграции, в том числе и
западноевропейской, посвящены сотни книг, авторы которых высказывают
самые различные, иногда взаимоисключающие взгляды.
После Второй мировой войны в июне 1947 года Соединенные Штаты Америки
выдвинули так называемый план Маршалла и доктрину Трумэна, которые
проложили путь к созданию первых экономических и политических объединений
в западноевропейских государствах.
В данной работе делается попытка рассмотреть правовые аспекты
интеграционных процессов и теорий, которые особенно интенсивно
развивались в период подготовки к созданию европейских экономических
сообществ, их перерастания в единое экономическое и политическое
образование, и разногласия между отдельными государствами-членами,
вызванные тем, что совместное развитие неизбежно приводило к покушениям на
их национальный суверенитет.
Итак, в 1952 году был подписан договор о создании первого
объединения - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1958
году были подписаны договоры о создании Европейского экономического
сообщества и Европейского объединения по атомной энергии.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый “Общий рынок”,
являются объединением государств, которые стремятся к политическому и
экономическому единству при частичном отказе от своих национальных
суверенитетов. В “Общий рынок” входят названные выше объединения.
Договоры о их создании были дополнены и расширены так называемыми
Едиными европейскими актами, вступившими в силу в1978 году.
Вначале членами объединения были шесть европейских государств:
Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Позже вошли Дания,
Греция, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания. С 1967 года ЕС
имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:
. • Совет министров - законодательный орган;
. Комиссию Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия
имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты
законов;
. Европейский парламент - контролирующий орган. Он осуществляет контроль
за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
. Суд Европейских сообществ - высший судебный орган.
И до, и после создания сообществ существовали различные интеграционные
теории и взгляды.

Почти одновременно с процессом выработки основ объединения трех
Европейских сообществ в единый организм ( Брюссельский договор1967 года)
сложилось новое направление интеграционных теорий. Оно нашло свое
выражение в теории наднациональности, призванной объяснить характер
отношений в экономических объединениях западноевропейских государств тем,
что они лишь вытекают из отношений, свойственных членам международных
организаций, но развиваются по пути, придающему им большую общность, как
бы исключающую или ограничивающую возможность возникновения противоречий
между ними. В это же время начало формироваться функционалистское
направление в теории интеграции. Неотъемлемой составной частью этой теории
является обоснование и разработка методов использования правовых
институтов для углубления интеграционных процессов путем расширения
воздействия европейского права и совершенствования правовых механизмов
сообществ с целью преодоления разногласий в позициях государств-членов.
Это направление получило название интеграции посредством права и в
настоящее время доминирует в Западной Европе.
Подготавливая почву для создания объединений европейских государств,
известный французский государствовед Ж. Бюрдо распространяет понятие
федерализма на различные формы существовавших тогда государственных
объединений. Он отказался от трактовки теории федерализма как относящейся
только к государственно-правовым институтам. Создание в 1952 году ЕОУС
“лило воду на мельницу “ федералистов. Американский политолог К.
Левенштейн считает новым в структуре ЕОУС то, что “ решения Сообщества
воздействуют на индивидуальные предприятия без посредства национальных
правительств, т. е. подобно тому, как акты федерального правительства
непосредственно обязывают государства-члены”.
Рассмотрим такое сравнение. Органы сообществ подобны органам
федерального государства в том смысле, что они также основаны на принципе
разделения властей(функций). В сообществах исполнительная власть
принадлежит Комиссии, законодательная осуществляется Советом и Парламентом
и, наконец, судебная, реализуемая Судом сообществ, автономна.
Вначале Парламент не обладал законодательной властью, в частности
такими элементарными полномочиями, как законодательная инициатива и
принятие бюджета. Только в апреле 1970 года Европейский парламент получил
некоторую возможность оказывать определенное влияние на содержание бюджета
Сообщества. Европейский парламент почти лишен и второй прерогативы, обычно
принадлежащей высшему представительному учреждению. Он имеет лишь
ограниченное право контроля за деятельностью исполнительных органов
сообществ, в частности в его процедуре предусмотрена возможность задавать
вопросы некоторым должностным лицам.
Совет является органом определяющим политику сообществ, он
действительно орган нормотворческий. Но ведь в любом демократическом
обществе общепризнанно, что законодательные полномочия могут принадлежать
только органу, образованному на основе всеобщего избирательного права.
Совет же образуется не народом, а исполнительной властью правительств
государств-членов. Таким образом, осуществляемая Советом законодательная
власть порождена властью исполнительной, не имеющей законодательных
полномочий в своих государствах.
Рассматривать сообщества как образования, аналогичные федеративному
государству, позволяет и то, что органы сообществ подобно органам
федерации, издают нормы немедленного действия и “самоисполняющиеся”.
Однако основания издания таких норм различны. В федеративных государствах в
принципе существует относительно точное распределение компетенции между
федерацией и субъектами федерации. Договоры о создании сообществ разделения
компетенции между органами сообществ и органами государств-членов не
предусматривают. Издание органами сообществ актов немедленного и прямого
действия основано лишь на том, что суверенные государства-члены допускают
издание этих норм, поскольку не рассматривают их как посягательство на
свои суверенные права.
И все же первые шаги по пути создания Общего рынка, выразившиеся в
ограничении компетенции органов национальных государств их принуждении
выполнять предписания учреждений вновь созданных объединений, обострили
споры о природе сообществ. Участниками этих споров прежде всего стали
судебные органы государств-членов, которые при рассмотрении конкретных дел
оказались вынужденными определить свое отношение к государственному
суверенитету.
Отнесение сообществ к числу федераций неизбежно предполагает лишение
государств-членов по крайней мере в перспективе быть суверенными. Ведь
суверенные государства-члены являются не менее значимой международной
реальностью, чем сообщества как таковые. А поскольку суверенитетов двух
порядков быть не может, то предполагается вывод: государства-члены должны
быть лишены своего суверенитета. Вот как определил единство государств
австрийский юрист В. Хойер: “ Европейские сообщества являются объединением
государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству
при частичном отказе от своих национальных суверенитетов”.
С середины 60-х годов в исследованиях, посвященных Европейским
сообществам, все чаще стало отмечаться, что в каких-то отношениях они
перерастают рамки обычной международной организации, что органы сообществ
во многих отношениях, особенно если говорить об их форме, приобретают
большее сходство с органами государственными. Потребовалось новое
определение процессов интеграции в Европе, отражающее сущность этих
процессов.
Поиски нового определения процесса интеграции, его специфического
качества, привели к использованию понятия “наднациональность”. Оно
неоднократно встречалось в политической, юридической и социологической
литературе для характеристики самых различных явлений.
Многие политологи и юристы конкретизировали понятие
наднациональности с целью определения сущности Европейских сообществ.
Швейцарский юрист Д. Сиджански утверждал, что эти сообщества следует
считать наднациональными, потому что они создают наднациональное
пространство, что выражается в солидарности и длящейся воле, а также в
отсутствии права выхода из него.
Определение наднациональности в известной мере отразило особенности
Европейских сообществ - широту компетенции их органов, обязательность их
решений непосредственно для граждан государств-членов, возможность
представления сообществ вовне и прочее.
В основе наднациональных отношений лежит правовой порядок,
позволяющий органам кооперированных единиц принимать решения, которые
создают права и обязанности для граждан и групп, с одной стороны, а с
другой - определяют пределы своих полномочий. Начиная с того момента,
когда часть суверенитета исчезла или когда наднациональные власти могут
обращаться, минуя национальные власти, к гражданам государств-членов, -
налицо наднациональный феномен. Но нельзя согласиться с положением, что
органы сообществ пользуются необычной для международных отношений
автономией от государств-членов и групп давления.
Зависимость органов сообществ - Комиссии, Суда, других органов от
государств-членов вытекает из самого порядка формирования этих органов.
Она особенно определена в отношении Совета. Более того, можно сказать,
что она даже усилилась после создания в 1974году Европейского совета,
решения которого практически обязательны для всех органов сообществ.
Д. Сиджански утверждал, что наднациональность Европейских
сообществ доказывается отсутствием права выхода из организации. Но, во-
первых, в договорах вопрос о праве выхода просто не рассматривается. Во-
вторых, международно-правовая практика исходит из того, что выход из
организации допустим даже в тех случаях, когда в учреждающем договоре
этот вопрос не затрагивается. История показывает, что выход из
Европейских сообществ государств-членов не столь уж невозможен. В 1985
году из сообществ вышла Гренландия, являющаяся частью Датского
королевства, но с января 1981 года пользующаяся правом самоуправления.
Дания осталась в составе сообществ.
При создании Европейских сообществ было выражено желание прийти к
единой валюте и валютной политике. Первым шагом на пути создания
Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской
валютной единицы - ЭКЮ . С того времени ЭКЮ используется как расчетная
единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют,
а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС.
Она котируется на европейских биржах. Следует отметить, что введение новой
денежной единицы не без основания рассматривается как попытка установить
некий противовес американскому доллару.
Одной из особенностей Европейских сообществ является одновременное
действие значительного числа правовых норм, образуемых, во-первых,
актами, образовавшими сообщества, т. е. договорами об образовании
сообществ ( Парижский договор об образовании ЕОУС1951 года, Римские
договоры об образовании ЕЭС и ЕвроАтома 1957года ), а также Единым
европейским актом, подписанным в 1986 году всеми государствами - членами
сообществ, и во-вторых, актами, принятыми органами Европейских сообществ
на основе имеющихся у них полномочий. К этому следует добавить, что
иногда эти полномочия толковались весьма вольно и издающие их органы подчас
выходили за установленные для них границы, установленные договорами, т.
е. актами, требующими не только подписания уполномоченными на то лицами,
но и ( по крайней мере во многих странах ) ратификации в закрепленном
конституциями государств-членов порядке. Таким образом, возникла
проблема, с одной стороны, правовой силы актов Европейских сообществ, а
с другой - пределов возможного действия этого права на государства-члены с
учетом того, что эти пределы могут не зависеть от каждого отдельного
государства. В связи с этим юристы - сторонники европейской интеграции
выдвинули в конце 70-80 годов теорию интеграции посредством права.
Основополагающие договоры не только уполномочили органы Европейских
сообществ на издание нормативных актов. Они потребовали от государств-
членов не издавать акты, противоречащие целям сообществ, и запретили им
своей законодательной практикой способствовать реализации таких актов.
В результате того, что правовые предписания в Европейских
сообществах характеризуются стремлением создать “единый правовой порядок”,
уже создана правовая система, выходящая за рамки международного права,
которое обычно находится вне национальных правовых систем. Необычность же
европейского права проявляется как в собственно совместном правовом
порядке сообществ, так и в его интеграции с национальными правовыми
порядками государств-членов.
Совместный правовой порядок образуется нормами, принадлежащими к трем
большим группам.

1. Первичное право.

Первичное право включает не только первоначальные договоры(т. е.
договоры, учредившие сообщества), но и Брюссельский договор 1965 года,
создавший единые Совет и Комиссию для трех сообществ, Люксембургский
договор 1970 года по проблемам бюджета и финансирования и т. д., а также
соглашения, которым решения Суда придали “такую же императивную силу”, как
и всем выше названным договорам. В процессе функционирования сообществ
договоры, образовавшие сообщества, стали рассматриваться как договоры
“особого рода”, отличающиеся от актов международно-правового характера. В
решении Суда сообществ 1963 года, например, утверждалось, что нормы
этой группы “более, чем соглашения, только создающие взаимные обязательства
между участвующими государствами”, и что сообщества образуют “новый
правовой порядок, субъектами которого являются не только государства-
члены, но также и граждане”.

2. Производное право.

Производное право составляют акты, которые созданы органами
сообществ во исполнение норм первичного права и для реализации
установленных им целей. К этой же группе актов относятся так называемые
конвенционные акты, т. е. соглашения, заключенные сообществами с третьими
странами или международными организациями. Из общего числа норм
производного права необходимо выделить группу норм, обязательных для
исполнения: регламенты, директивы и решения. Эти нормы должны применяться
во всех государствах-членах либо непосредственно ( регламенты ), либо
после их имплементации национальными органами. Это проистекает как из
текста договоров, так и из решений Суда. Суд, в частности, 14 декабря
1971года установил, что регламент автоматически включается в правовой
порядок государствчленов и тем самым отменяет противоречащие положения
национального права.

3. Судебные нормы.

Нормотворческя деятельность Суда сообществ заняла столь большоеместо в
деятельности правотворческих органов, что можно рассматривать это судебное
право в качестве третьей составной части права Европейских сообществ.
Вопервых, Суд занимает особое место винституционной системе сообществ,
позволяющее ему интерпретировать и применять нормы, не будучи связанным
при этом никакимидругими учреждениями. Вовторых, Суд возглавил систему
судебногоконтроля, осуществляемую им при рассмотрении самых
различныхтяжб. Втретьих, особое место решений Суа сообществ
обусловленотем, что судьи этого Суда свободны в выборе методов
толкованиявозникающих перед Судом вопросов.
Именно Суду сообществ принадлежит ведущая роль в реализации
процесса проникновения европейского права в правовой порядок государств-
членов. Это достигается четырьмя методами: заменой, гармонизацией,
координацией и сосуществованием.
Суть замены должна состоять в том, что первичное право, автоматически
включаясь в правовую систему каждого государства-члена, заменяет или лишает
силы любую норму, ему противоречащую. В результате во всех государствах
создается как бы единая правовая база, являющаяся образцом, которому
должно соответствовать все остальное национальное законодательство. В
связи с этим все элементы национального права должны быть гармонизированы
с европейским правом.
Своего рода разновидностью метода гармонизации является
методкоординации. Его особенность заключается в том, что он
используется в ситуациях, когда не возникает потребности в изменении нормы
национального права, однако воздействие этой нормы наобщественные
отношения не соответствует общей идее европейского права. В процессах
гармонизации и координации велика роль судебных органов. Именно судебные
органы первые сталкиваются с проблемой противоречия норм национального
права праву сообществ. Этообстоятельство было учтено создателями Суда
сообществ, которыенаделили его обязанностью обеспечивать соблюдение
права путемтолкования и применения Договора о ЕЭС. Отсюда были сделаны
теоретические и практические выводы, направленные на расширениевлияния
институтов сообществ посредством расширения сферы применения европейского
права.
Признание нормы национального права, противоречащей праву
сообществ, фактически означает лишение национальной нормы юридической силы
и замещение ее нормой, сформулированной Судом сообществ при рассмотрении
конкретного дела. Этот правовой порядок дает возможность существенно
ограничить полномочия национальных нормотворческих органов. Это вызывает
тревогу сторонников принципов национального суверенитета.
Последний из четырех методов проникновения европейского права в
правовой порядок государствчленов метод сосуществования. Суть его
состоит в том, что государствочлен дополняет норму европейского права
национальными нормами, обеспечивающими более полное исполнение
европейской нормы в специфических условиях национального права
государствачлена.
Уже несколько десятков лет существуют Европейские сообщества, и
процесс правовой интеграции очевиден, но несмотря на это он
сталкивается со значительным сопротивлением влиятельных кругов
практически во всех государствахчленах. В основе этого сопротивления, как
представляется, лежат экономические интересы значительной части
национальных финансовых и промышленных сфер.
Сопротивление процессу правовой интеграции проявляется при обсуждении
многих законопроектов в национальных парламентах, рассмотрении судебных
дел и, конечно, в трудах тех юристов, которые считают, что эффективная
защита национальных интересов невозможна без сохранения национального
суверенитета.
В чем же проблема, причина ? Вот один из примеров: Гармонизация
национальных законодательств дело далеко непростое, поскольку оно
затрагивает наиболее уязвимые стороны жизни различных общественных слоев.
Особую сложность представляет эта проблема в области тех налоговых
систем, где вопрос распределения государственных доходов между прямыми и
косвенными налогами имеет и социальные аспекты. Косвенные налоги в меньшей
степени обременяют высокооплачиваемые слои общества и крепче бьют по
бюджету тех, у кого заработки низкие. К тому же, налоговые системы
различных стран развивались органически, а посему они с трудом поддаются
изменениям.
Первым шагом в этом направлении стало введение во всех странах ЕС
системы налогов на добавленную стоимость как единой системы налога с
оборота. Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет
освободить товары от налогового бремени на границах и поэтому является
нейтральной по отношению к их конкурентоспособности.
Еще пример:
Большие неприятности странамчленам “Общего рынка” доставляет
существование различных стандартов и технических норм в отдельных
отраслях, как, например, в области здравоохранения, охраны окружающей
среды, защиты интересов потребителей и т. п.
В некоторых государствах еще сохраняются государственные монополии (
Франция и Италия табачная промышленность ), хотя по договорам ЕС их
следовало бы ликвидировать.
Носители теории интеграции посредством права поставили передсобой
задачу разработки методов, которые позволили бы сгладитьвозникающие
противоречия с тем, чтобы они не препятствовали процессу европейской
интеграции. Было выделено две концепции, объединяющие сторонников
интеграции посредством права.
Первая концепция состоит в гармонизации права путем
сближениянациональных законодательств. Суть ее была изложена выше.
Тридцатилетний опыт существования сообществ выявил ряд недостатков
вфункционировании их органов, отрицательно сказавшихся на развитии
интеграционных процессов. Профессор университета штата Миннесота С. Крислоу
наиболее значительным недостатком считает несовершенство механизма
гармонизации правовых норм, т. е. механизма,способного максимально
безболезненно избавляться от не отвечающих интересам сообществ норм и
обеспечивать безусловную реализацию тех правовых положений, которые
способствуют процессу интеграции.
Суть второй концепции состоит в попытке использовать право вкачестве
основного орудия, обеспечивающего процессы экономической и политической
интеграции в Европейских сообществах. Предлагается во главу интеграционных
прцессов поставить унификацию права, достигаемую посредством использования
единой правовой техники. Для этого должно быть обеспечено единообразное
понимание всеми европейскими юристами основных институтов права, подобно
тому,как юристы американских штатов одинаково их понимают в силу
принадлежности к общей правовой школе.
С целью становления европейского права сторонники интеграции
посредством права предлагают установить максимально жесткие рамки и
правила создания в сообществах правовых норм, т. е. законодательного
процесса.
Предполагается, что разработка и установление условий создания и
внедрения нормативных актов должны способствовать уменьшению противоречий
между государствамичленами, поскольку последние будут участвовать во всех
стадиях нормотворчества и благодаря этому постепенно сближать свои
позиции. Сближение позиций должно происходить, и это особенно важно, в
процессе внедрения норм европейского права в национальные системы.
Разработка законодательства в ЕС происходит следующим образом:
. Первым этапом при разработке законов “Общего рынка” являются
предложения Комиссии об издании определенного закона с четко раз
работанными по положениями.
. Второй этап заключение Европейского парламента по данным
предложениям. Проект закона обсуждает Совет министров. Если Со вет
министров решит изменить проект, то это возможно только при условии,
что данное решение принято единогласно. Для принятия проекта без
изменений достаточно большинства голосов.
. После одобрения проекта закона Советом министров он носит наз вание
“Общая точка зрения Совета министров по...” и вновь пере дается
Европейскому парламенту с подробной мотивировкой.
. Третьим шагом является обсуждение проекта Европейским парла ментом,
который имеет возможность в течение трех месяцев либо принять
данный закон, либо отклонить его абсолютным большинством голосов. При
одобрении текста парламентом Совет министров большинством голосов
окончательно одобряет данный закон.
. В случае, если парламент предлагает внести изменения в данный проект,
в соответствии с предложением парламента Комиссия в тече ние месяца
дорабатывает проект закона и вновь вносит его на рас смотрение Совету
министров.
Медлительность нормотворчества в сообществах является, по мнению
сторонников интеграции посредством права, результатом несовершенства
отношений между Советом, Комиссией и Парламентом.Главным при этом
является то, что не выявлены отношения их верховенства и субординации.
Тем не менее, принят целый ряд законодательных актов “Общего рынка”
, реализующих основные цели процесса интеграции.
Как отмечалось, постановления ЕС являются законами, которыевступают
в силу автоматически во всех странахчленах и стоят выше национальных
законов. В отличие от них директивы обращают внимание правительств на
необходимость конкретизировать в национальном законе положения
конкретной директивы. Решения, принятыеадминистративными органами ЕС, тоже
имеют законную силу.
Законодательные акты “Общего рынка” непосредственно
заменяютнациональные законы странчленов его в области:
. внешнеторговой политики;
. аграрной политики;
. торгового и гражданского права ( свобода конкуренции, монопо лии и
картели );
. налогового права ( сближение систем налогов на прибыль, установление
уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС );
Право всех граждан государствчленов без какихлибо ограничений жить и
работать в любой стране члене “Общего рынка” также казывает влияние на
национальные законодательства.
Таким образом, государствачлены Европейских сообществ отказались от
своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они ишились
самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в омпетенцию “Общего
рынка” весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий
конкуренцию.
В области внешнеторговой политики национальные правительства
располагают следующими возможностями:
. вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
. заключать договоры о так называемых “ добровольных ограничениях
экспорта” ( прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на
продукцию текстильной и электронной промышленности);
. использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными
волокнами;
Итак, несмотря на существование больших препятствий, Европейские
сообщества делают все возможное для достижения своих целей создания единого
рынка. В каждодневной же практике стран проблема коллизии национального
права отдельных государств с законодательством “Общего рынка” означает,
что крайне необходимо постоянно проводить консультации: какие
общеевропейские правила существуют в той или иной сфере и как они
дополняют или изменяют национальное законодательство по тому или иному
вопросу; вполне естественно, Суду сообществ необходимо реализовывать
процесс проникновения европейского права в правовой порядок
государствчленов ЕС с помощью методов, рассмотренных выше.
В работе были рассмотрены правовые аспекты интеграционных процессов в
Европе: интеграционные теории ученыхюристов, проблемасуверенитета,
согласования правовых норм Европейских сообществ сзаконодательством
государствчленов “Общего рынка” и методы реализации процесса проникновения
европейского права в правовой порядок этих стран.




Реферат на тему: Информационные технологии в социальной сфере

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социологический факультет



Т.Л. Амелина
В.А. Оноприенко



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ



Учебно-методические материалы



Бакалавриат № 521100 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Москва « Союз» 2003



ББК

Ф


Учебно-методические материалы подготовлены старшим преподавателем
кафедры социальной и педагогической информатики Т.Л. Амелиной и зам.
заведующего кафедрой социальной и педагогической информатики, кандидатом
технических наук, доцентом В.А. Оноприенко.

Рецензенты: зав. кафедрой социальной и педагогической информатики
социологического факультета МГСУ д.с.н., профессор Соколова И.В.

Проректор ИБПИТ по научной работе д.ф.н., профессор Шахов М.Н.

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры
социальной и педагогической информатики социологического факультета 07
октября 2003 года (протокол № 2).



Амелина Т.Л. Оноприенко В.А.

Информационные технологии в социальной сфере: Учеб. - метод. материалы. –
М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 23 с.



ББК


(Издательство МГСУ «Союз»,2003
(Амелина Т.Л., Оноприенко В.А., 2003


СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
выпускника вуза, предъявляемые внутренним университетским образовательным
стандартом высшего профессионального образования по дисциплине
«Информационные технологии в социальной сфере» (ГОС 2000г.)


Специалист должен:

|Знать |Принципы и технологии организации информационных |
| |потоков в управлении социальной сферой, технологии |
| |создания и использования интегрированных |
| |информационных систем для решения задач социальной |
| |сферы, способы автоматизированной обработки, |
| |хранения и распространения социальной информации на |
| |основе современных компьютерно - |
| |телекоммуникационных технологий, способы организации|
| |локальных и распределенных компьютерных сетей, |
| |структуру корпоративных сетей, а также компьютерные |
| |технологии дистанционно-заочной подготовки персонала|
| |отрасли. |
|Уметь |Использовать в практической деятельности новейшие |
| |информационные технологии при формировании |
| |социальной политики, прогнозировании социальных |
| |процессов, в управлении сферами труда, занятости, |
| |социальной защиты населения. Работать с базами и |
| |банками социальных данных, использовать сетевые |
| |технологии в социальной сфере. Работать в сети |
| |Интернет и использовать программно-инструментальные |
| |средства для анализа и обработки информации в |
| |социальной сфере. |
|Владеть |Использования информационных технологий для |
|навыками |разработки стратегии и приоритетных направлений |
| |социальной политики, долгосрочных прогнозов |
| |социальных процессов. |
|Быть |При подготовке управленческих решений на основе |
|компетентным |современных компьютерных технологий, формирования и |
| |использования информационных баз и банков социальных|
| |данных, сетевых технологий для оказания оперативной |
| |помощи гражданам при разрешении социальных проблем. |
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы
по дисциплине
«Информационные технологии в социальной сфере»

|Индекс |Дидактические единицы |Всего |
| | |часов |
|ЕН.Ф.04 |Использование информационных технологий для |108 |
| |разработки стратегии и приоритетных | |
| |направлений социальной политики. | |
| |Интегрированные информационные системы. | |
| |Использование для решения задач отрасли. | |
| |Корпоративная отраслевая информационная | |
| |вычислительная система. Автоматизация | |
| |процессов принятия решений, повышение | |
| |качества управления на основе оперативного | |
| |анализа информации. | |
| |Распределенные базы данных. Пример | |
| |использования при решении задачи | |
| |государственного пенсионного обеспечения. | |
| |Компьютерные технологии разработки | |
| |долгосрочных прогнозов социальных процессов.| |
| | | |
| |Автоматизация управленческой деятельности | |
| |учреждений сферы труда, занятости и | |
| |социальной защиты населения. | |
| |Компьютерные технологии дистанционно-заочной| |
| |подготовки персонала отрасли. | |

ПРОГРАММА
по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

Тема 1. Использование информационных технологий при формировании социальной
политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной
сферой.
Содержание темы: Использование информационных технологий при
формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов,
управлении социальной сферой. Возможности информационных технологий при
разработке стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Методы
автоматизированного долгосрочного прогнозирования социальных процессов.
Автоматизация процессов принятия решений в социальной сфере. Применение
информационных технологий при проведении мониторинга социальной сферы
региона. Автоматизированные системы поддержки региональных программ
социальной защиты населения.

Тема 2. Формирование единого информационного пространства социальной сферы
с использованием современных компьютерных технологий.
Содержание темы: Интегрированные информационные системы. Корпоративная
отраслевая информационно-вычислительная система Информационные технологии
при формировании инфраструктуры социальной сферы. Структура федеральных,
региональных, отраслевых баз социальных данных. Распределенные базы данных.
Формирование единого информационного пространства социальной сферы на
федеральном и региональном уровнях.

Тема 3 Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке
специалистов отрасли.
Содержание темы: Организация компьютерной поддержки учебного процесса
дистанционно-заочной подготовки специалистов. Информационные ресурсы
накопления, хранения и распространения знаний. Базовая телекоммуникационная
аппаратно-программная среда для доступа к отечественным и зарубежным
информационным ресурсам. Инструментальные компьютерные средства для
эффективного индивидуального обучения. Cmap-технологии. Корпоративные
образовательные сети. Интернет-образование.

Тема 4. Программные средства обработки данных в социальной сфере.

Содержание темы: Базовые информационные технологии управления органами
социальной защиты: Автоматизация решения задач государственного пенсионного
обеспечения, выплаты пособий и компенсаций, обеспечения населения санаторно-
курортным лечением, спецавтотранспортом, оказания протезно-ортопедической
помощи. Автоматизация деятельности Государственных служб медико-социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов, центров социального обслуживания и
занятости населения. Использование информационных систем при организации
адресной социальной помощи, создания социального паспорта региона.
Автоматизация контроля принятия решений по обращениям граждан в органы
исполнительной власти региона по социальным вопросам. Классификатор
информации по социальной защите населения. Автоматизированные нормативно –
правовые системы в деятельности органов социальной защиты. Применение
информационных технологий в процессе консультирования граждан.

Тема 5. Технология работы с базами социальных данных

Содержание темы: Организация хранения и доступа к социальным данным.
Программное обеспечение систем управления базами социальных данных. Методы
и технология работы с базами данных при решении задач социальной сферы.
Перспективные направления в создании баз социальных данных.

Тема 6. Использование сетевых технологий в социальной сфере.

Содержание темы: Применение локальных и глобальных компьютерных сетей
для обмена социальными данными. Представление социальных данных для
сетевого обмена. Построение и эксплуатация информационных систем,
используемых в сфере социальной защиты населения. Распределенная
автоматизированная система обработки информации по социальной защите
жителей Москвы (РАСОИ «Соцзащита»). Возможности использования глобальной
сети Интернет в социальной сфере.


Тема 7. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета в социальной
сфере.

Содержание темы: Законодательные базы «Кодекс», «Консультант+»,
«Гарант». Информационные ресурсы по занятости и трудоустройству,
профориентации, образованию. Информационные компьютерные базы в медицине и
здравоохранении. Формирование компьютерной базы данных МСЭК.
Обзор социальных ресурсов Интернета: ресурсы по медицине и психологии,
органам социальной защиты, ресурсы по занятости и трудоустройству, ресурсы
государственных общественных и благотворительных организаций,
образовательные и культурно-досуговые сайты.

Тема 8. Правовая поддержка информационного обеспечения социальной сферы.
Содержание темы: Основные законодательные акты федерального и
регионального уровней по вопросам информатизации социальной сферы:
Конституция РФ, Концепция федеральной целевой программы «Развитие
информатизации в России», «Доктрина национальной безопасности Российской
федерации» 9 сент. 2000 г., ФЗ «Об информации, информатизации и защите
информации» № 24-ФЗ, 20 фев. 1995 г., «Об участии в международном
информационном обмене» № 85-ФЗ от 4 июля 1996 г., Пост. Пр. «О мерах по
обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам
социальной инфраструктуры» № 1449 от 7 дек. 1996 г и др.
Учебно-тематические планы занятий по дисциплине

«Информационные технологии в социальной сфере»


521100 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Форма обучения ________ очная _________
Количество часов по рабочему учебному плану:
Всего ___________________ 108______
Аудиторные занятия _______32 ______
Самостоятельная работа ____ 54 ______

| | |Количество часов |Контрольные |
| | | |мероприятия |
|№ | | | |
|п/|Раздел, тема | | |
|п | | | |
| | | |Сам|Аудиторные | |
| | |Все|о-с|занятия | |
| | |го |то-| | |
| | | |ят.| | |
| | | |раб| | |
| | | |о-т| | |
| | | |а | | |
| | | |Сам|Аудиторные | |
| | |Все|о-с|занятия | |
| | |го |то-| | |
| | | |ят.| | |
| | | |раб| | |
| | | |о-т| | |
| | | |а | | |
| | | |Сам|Аудиторные | |
| | |Все|о-с|занятия | |
| | |го |то-| | |
| | | |ят.| | |
| | | |раб| | |
| | | |о-т| | |
| | | |а | | |


| | | |Всего |Лекции |Групповые |Лаборат. |Контр. раб |Курсов. раб.
|Зачет |Экзамен | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |1.
|Использование информа-ционных технологий при формировании социаль-ной
политики, прогнози-
ровании социальных процессов, управлении социальной сферой. |8 |6 |2 |2 |2
| | | | | | |2 |Формирование единого информационного прост-
ранства социальной сферы с использованием современных компью-терных
технологий. |20 |18 |2 |2 | | | | | | | |3. |Информационные техно-логии
при дистанционно-
заочной подготовке специалистов отрасли. |
10 |
8 |
2 |
2 |
| | | | | | |4. |Программные средства обработки данных в социальной
сфере.
|
16 |
14 |
2 |
2 |
| | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |5. |Технология
работы с базами социальных данных |
16 |
14 |
4 |
4 |
2 | | | | | | |6. |Использование сетевых технологий в социальной сфере. |
8 |
8 |
|
|
| | | | | | |7. |Базовые информа-ционные ресурсы и ресурсы Интернета в
социальной сфере. |24 |18 |4 | | | | | | | | |8. |Правовая поддержка
информационного обеспечения социальной сферы. |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
| | | | | |Итого часов по курсу |108 |90 |18 |14 | 4 | | | | |2 | |
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ


по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

I. Лабораторная работа. Тема 1. Использование информационных технологий при
формировании социальной политики и прогнозировании социальных процессов.
Цель: Подготовка и разработка социальных программ и их реализация,
знакомство с пакетом презентаций MS PowerPoint.
Выработка навыков:
1. Знакомство с практическими примерами разработки социальных
программ.
2.Знакомство с пакетом MS PowerPoint и подготовка к созданию
социальной программы на избранную студентом тему.

II. Лабораторная работа. Тема 2. Формирование единого информационного
пространства социальной сферы с использованием современных информационных
технологий.
Цель: Разработка презентации социальной программы, составление социальных
прогнозов при помощи математических методов обработки информации.
Выработка навыков:
1. Составление презентации социальной программы в пакете MS
PowerPoint.
2. Знакомство со способами обсчета социальных данных в пакетах MS
Excel и Математическая статистика.
3. Составление данных по социальной программе и обработка их в MS
Excel.

III. Лабораторная работа. Тема 3. Информационные технологии при
дистанционно- заочной подготовке специалистов отрасли.
Цель: Знакомство с новыми формами обучения, новыми видами учебных
пособий.
1. Знакомство с подготовкой и созданием электронных учебников и
тестовых заданий.
2. Подготовка наглядных учебных пособий с помощью пакета MS
PowerPoint.
3. Подготовка электронных учебных пособий в гипертекстовом формате.
IV. Лабораторная работа. Тема 4. Программные средства обработки данных в
социальной сфере.
Контрольное задание по пройденному курсу.
Цель: Обработка социальных анкет и проведение социальных исследований,
контроль знаний по пройденному ранее материалу.
1. Знакомство с обработкой и построением анкет с помощью различных
программных продуктов
2. Контроль знаний по пройденному материалу – практическое задание.

V. Лабораторная работа. Тема 5. Технология работы с базами социальных
данных.
Цель: Приобретение навыков работы с законодательными базами данных,
поиск законодательных актов и применение в работе правовых систем.
1. Приобрести навыки работы с СУБД MS Access, составляя базу данных
малого предприятия.
2. Законодательная база «Консультант+», интерфейс, поисковая система
по базе.
3. Работа с законодательством РФ, простой и сложный поиск, параметры,
распечатка документов, переписывание и сохранение информации на
диски.

VI. Лабораторная работа. Тема 6. Использование сетевых технологий в
социальной сфере.
Цель: Знакомство с принципами построения сетей, броузеры и почтовые
программы, Устройство корпоративных распределенных сетей, сети Интернет.
Протокол TCP/IP.
1. Работа с браузерами в локальной и корпоративной сети.
2. Знакомство с сервером КЛ УКЦ УМУ, работа в Internet Explorer и с
почтовыми сервисами в автономном режиме.
3. Знакомство с World Wide Web, принцип построения создание
гипертекстовых страниц с помощью графических и текстовых
редакторов.

VII. Лабораторная работа. Тема 7. Базовые информационные ресурсы и ресурсы
Интернета по социальной защите населения и социальной сфере.
Цель: Знакомство с социальными ресурсами Интернета.
1. Способы и организация хранения Информации в Интернете, поисковые
системы, принцип работы поисковых систем.
2. Законодательные ресурсы Интернета: Консультант+, Гарант,
Информационный канал Государственной Думы.
3. Социальные ресурсы Интернета. Минтруд, Московское управление
социальной защиты, Фонд занятости, медицинские ресурсы, ресурсы по
психологии.
4. Ресурсы по образованию и дистанционному образованию в Интернете.
5. Ресурсы государственных органов управления, сайты министерств и
ведомств РФ.
6. Ресурсы Интернета общественных и благотворительных организаций.
7. Коммерческие службы занятости в Интернете, поиск работы.
8. Досуговые ресурсы Интернета.
VIII. Семинар. Тема 8. Правовая поддержка информационного обеспечения
социальной сферы.
Цель: Знакомство с законодательством по информатизации России и
участии ее в международном обмене.
1. Изучение международных актов по информатизации социальной сферы.
2. Законодательство Российской Федерации по информатизации и защите
информации, участию в международном информационном обмене.
3. Прием рефератов по пройденному курсу.
Текущий контроль знаний осуществляется:
1. Практическое задание в виде составления и представления собственной
социальной программы.
2. Написание реферата по пройденному курсу.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

1. Решение проблем занятости в условиях информатизации.
2. Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в
социальной сфере.
3. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в
современной информационной среде, российский опыт.
4. Использование информационных технологий для прогнозирования социальных
процессов.
5. Информационные технологии в управлении сферой труда, занятости и
социальной защиты населения.
6. Корпоративная отраслевая информационно-вычислительная система.
7. Информационные технологии при формировании инфраструктуры социальной
сферы.
8. Использование распределенных баз данных в социальной сфере.
9. Использование информационных технологий при дистанционно-заочной
подготовке специалистов отрасли.
10. Программно-инструментальные средства обработки данных в социальной
сфере.
11. Базовые информационные технологии управления органами социальной
защиты.
12. Автоматизация решения задач государственного пенсионного обеспечения,
выплаты пособий.
13. Автоматизация деятельности центров занятости населения.
14. Использование информационных систем при организации адресной социальной
помощи населению.
15. Использование информационных систем при определении социального
портрета региона.
16. Технология работы с базами социальных данных.
17. Программное обеспечение систем управления базами социальных данных.
18. Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена
социальными данными.
19. Построение и эксплуатация информационных систем, используемых в сфере
социальной защиты населения.
20. Информационные технологии в здравоохранении и их использование в
лечении и диагностике.
21. Электронное рабочее место врача, организация сети поликлиники.
22. Информатизация центра занятости, электронный банк данных по вакансиям.
23. Московская РАСОИ «Соцзащита», управление социальными ресурсами города.
24. Интранет – корпоративные сети, защита информации в корпоративных сетях.
25. Государственная информационная система «РАС-Выборы», информатизация
выборных технологий.
26. Информатизация территориального центра социального обслуживания.
27. Информационные технологии в муниципальных органах социальной защиты.
28. Информационные ресурсы Интернета по социальной защите населения.
29. Правовые информационные базы данных, «Консультант+», «Гарант»,
«Кодекс».
30. Поиск информации в правовых информационных системах и базах данных.
31. Информационные технологии в сфере социального страхования населения.
32. Информационные технологии в дошкольном образовании
33. Информационные технологии в образовательном процессе средней школы.
34. Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере.
35. Фактографические базы социальных данных, работа с населением.
36. Электронный паспортный стол, сведения о проживающих на территории
района.
37. Анализ социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных
технологий.
38. Интеллектуализация информационных систем социального назначения.
39. Научная организация труда специалиста по социальной работе,
использование ИКТ в его работе.
40. Информационные технологии в дистанционном образовании.
41. Математические модели в области управления и принятия решений.
42. Моделирование социальных процессов в обществе, преодоление социальных
конфликтов.
43. Работа с кадрами на предприятии, управление кадрами в информационных
компьютерных системах.
44. Электронная система управления предприятием 1С-предприятие.
45. Телекоммуникационные технологии в социальной сфере, способы передачи
информации.
46. Информатизация органов медико-социальной экспертизы.
47. Информационные технологии в профессиональном ориентировании незанятого
населения и выпускников школ.
48. Способы защиты информации в сети Интернет, борьба с вирусами аппаратная
и программная защиты социальных баз данных.
49. Подготовка специалистов по работе с информационными технологиями в
социальной сфере.
50. Социальные программы и роль современных информационно-
телекоммуникационных технологий в их реализации.
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНых РАБОТ

для студентов заочного отделения

по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

1. Основные проблемы развития российских баз социальных данных, баз данных
о населении.
2. Возможности процесса информатизации для социализации слепых и
слабовидящих людей?
3. Основные программные средства обработки социальных данных.
4. Возможности использования в социальной сфере средств отображения и
наглядного представления данных.
5. Распределенные базы социальных данных.
6. Понятие вычислительной сети. Топология локальных компьютерных сетей.
7. Использование математических моделей при принятии решений в социальной
сфере.
8. Понятие социального прогнозирования и моделирования.
9. Использование информационных технологий для прогнозирования социальных
процессов.
10. Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере.
11. Информационные технологии в сфере труда, занятости.
12. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения.
13. Информационные технологии в сфере социального страхования населения.
14. Информационные технологии в дистанционно-заочном образовании.
15. Роль информационных технологий в создании единой инфраструктуры
социальной сферы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

Основная литература:
1. Информатика: Учебник для вузов/ под ред. проф. Макаровой. - М.:
Финансы и статистика, 2001.
2. Каймин В.А. Касаев Б.С. Информатика: практикум на ЭВМ. Уч.
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Семенов М.И. Трубилин И.Т. и др. Автоматизированные
информационные технологии в экономике. М.: Финансы и
статистика, 2000.

Дополнительная литература:

1. Основы современных компьютерных технологий. Уч. пособие для
вузов/ под ред. проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: «КОРОНА принт»,
1998
2. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе
заочного образования. – М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Фонд алгоритмов и программ Министерства труда и социального
развития РФ. Copyright © 1999 ГУНПП "Центр ЗАНАС". :
www.zanas.ru.
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
5. Закупень Т.В. «Об информационном обеспечении управленческой
деятельности госструктур» // «Научно-техническая информация»,
серия № 1 «Организация и методика информационной работы»,
Москва, 1997, № 8.
6. Иванов П.Ф. «Информатизация технологий принятия решения» //
«Научно-техническая информация», серия № 1 «Организация и
методика информационной работы», Москва, 1998, № 6
7. Отраслевая автоматизированная система обработки информации
(ОАСОИ) "Защита". www.zanas.ru.
8. Автоматизированная информационная система "Занятость".
www.zanas.ru.

СОДЕРЖАНИЕ

Требования к обязательному минимуму содержания
и уровню подготовки выпускника вуза,
предъявляемые внутренним университетским
образовательным стандартом высшего
профессионального образования по дисциплине "Информационные технологии в
социальной сфере"
(ГОС 2000г.) ..…………………………………………………….3

Программа 5
Учебно-тематические планы ………………………………..…12
Планы групповых занятий ………………15
Примерные вопросы к экзамену………….…………………….22
Типовые задания контрольных работ для студентов заочного отделения
……………………………………………….…………23
Темы рефератов…………………………………………………..25
Список литературы…….. ………26


Учебное издание

Амелина Татьяна Львовна

Оноприенко Владимир Александрович

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

__________________________________________________________
Изд. лиц. № ____ Подписано в печать __ __ __ Формат бумаги __
Гарнитура ______ Уч. изд. л. ___ Заказ № ___ Тираж ___
__________________________________________________________

Издательство МГСУ «Союз», 107150, г. .Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24

Издательско-полиграфический комплекс МГСУ «Союз»,
107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24





Новинки рефератов ::

Реферат: Организация файловых систем в OS (2 (WinWord) (Программирование)


Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)


Реферат: Роль углеводов в жизнедеятельности человека (Биология)


Реферат: Особенности и изменение экономико-географического положения РФ (География)


Реферат: История России XVII-XIX вв. (История)


Реферат: Загальне вчення про зобовязання (Право)


Реферат: Электрометаллургия. Устройства печей (Металлургия)


Реферат: Контрольная (Геология)


Реферат: Психологические трактовки культуры (Культурология)


Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Реформа русского стихосложения (Литература : русская)


Реферат: Бизнес–план ОАО Строительный трест №12 (Строительство)


Реферат: Влияние кислотных осадков на биосферу Земли (Естествознание)


Реферат: Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли (Политология)


Реферат: Сетевые карты (Программирование)


Реферат: Арабская литература и поэзия (Искусство и культура)


Реферат: билеты (История)


Реферат: Методы поиска и исследований в преподавании физики (Педагогика)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Бухоблік та аудит в сучасних умовах господарювання на Черкаському МППЗТ (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист