GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционные обязанности (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционные обязанности (Право)



План
Введение
1. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность,
юридические свойства
2. Конституционный строй России
3. Конституционные обязанности: понятие
4. Основные обязанности
5. Гражданство РФ, как основание возникновения конституционных
обязанностей
6. Конституционные права и свободы граждан
Заключение



Введение


Тема обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне
наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось,
достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и
обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной курсовой
работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ
обязанности, а так же коротко рассмотрены их права, которые закреплены в
первую очередь в Конституции Российской Федерации.
Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была
принята 12 декабря 1993 года), в первой своей главе “Основы
конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное
положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.
Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа
конституционного строя. “Человек признан источником своей свободы,
существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами,
на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность
быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве
достойного члена общества”[1]
При рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что
реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере
возможны лишь при наличии настоящего демократического правового
государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать
таковым. К сожалению некоторые инценденты, происходящие последнее время нам
еще раз доказывают несостоятельность властей осуществлять правление,
используя демократические методы. Однако, хочется надеяться, что Российская
Федерация приобретет со временем черты правого демократического
государства, и каждый гражданин в отдельности может посодействовать этому.
Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в
соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру.
Данная курсовая работа состоит из пунктов, каждый из которых раскрывает тот
или иной вопрос, относящийся к выбранной мной теме. В своей курсовой
работе я рассматриваю не только обязанности человека и гражданина, но и его
права и свободы не случайно, а в силу того, что в основные обязанности
гражданина входит соблюдение Конституции, которая в свою очередь закрепляет
права и свободы граждан. Следовательно, можно сделать вывод о том, что
обязанности человека и гражданина составляет соблюдение прав и свобод
остальных граждан, а так же некоторые другие обязанности непосредственно
связанные с этими. Итак, далее будут рассмотрены основные обязанности
граждан, а так же вкратце права и свободы граждан, выявлены и
проанализированы механизмы их реализации и гарантии.



1. Конституция Российской Федерации:
понятие, сущность, юридические свойства

Данный пункт курсовой работы включен не случайно. Прежде чем начать
говорить об основной теме данной курсовой работы, конституционных
обязанностях человека и гражданина, необходимо сказать о том, что же такое
Конституция РФ, для чего она предназначена, и в чем ее сущность.
Итак, что же такое Конституция РФ?
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми
юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает
основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта
государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые
государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое
место в правовой системе современного демократического государства, от всех
других правовых актов отличают следующие сущностные черты.
Основной сущностной чертой конституции является особый субъект, который
устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.
Конституция в современном значении этого понятия является актом,
который принимается народом или от имени народа.
Эта сущностная черта конституции признается доминирующей в
конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства
стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем,
учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».
Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и
вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный, первичный
характер конституционных установлений.
Поскольку народ в демократическом государстве является носителем
суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее
высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней
вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать
те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для
себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе
и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый
предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя
общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим
характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает
все области жизни общества - политическую; экономическую, социальную,
духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы
общественных отношений.
Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это
означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса в
правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую
специфику конституции.
Она выражается:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе;
в ее роли как ядра правовой системы;
в особой охране конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее
поправок.
Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации
1993 г.
В ней впервые получил конституционное закрепление принцип
верховенства Конституции Российской Федерации.
Установление в (ст.4 ч.2) Конституции принципа верховенства
Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в
различных аспектах. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей
стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.
в признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним
советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.
Верховенство конституции означает также, что с ее принципами,
нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться
деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех
сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного
развития.
В (ст.15) Конституции Российской Федерации закрепляется, что
Конституция Российской Федерации имеют высшую юридическую силу и прямое
действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство
Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место
в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.
Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и
положения играют направляющую роль для всей системы текущего
законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества -
устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их
наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы
и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с
Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное
изменение и обновление текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана.
В этом задействована вся система органов государственной власти,
осуществляющих эту охрану в различных формах.
(Ст.80) Конституции закрепляет, что Президент России является
гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать
Конституцию Российской Федерации.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия
их Конституции.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он
рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов
и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти,
так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции
Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие
и применению.
Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и
внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации
будет изложен ниже.

2. Конституционный строй России

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности
государства следовать конституционным порядкам - иначе существование
основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя»
включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие
присуще только такому государству, в котором конституция надежно охраняет
права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой
конституции, именно поэтому я считаю необходимым несколько слов сказать и
об этом, так как этот аспект непосредственно имеет отношение к
рассматриваемой мной теме.
Но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во
всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к
факту существования конституции, а становится реальностью только при двух
условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции
принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны
находиться все другие конституционные положения, а также текущее
законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции,
т. е. то, что определяет само ее существо.
Нормы-принципы, включенные в главы Конституции РФ «Основы
конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть
разделены на четыре основные группы:
- гуманистические основы конституционного строя;
- основные характеристики Российского государства;
- экономические и политические основы конституционного строя;
- основы организации государственной власти.

1. Под гуманистическими основами конституционного строя следует
понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую
роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ -
таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается
конституционный строй.
2. В понятие основ конституционного строя входят закрепленные
конституцией характеристики государства. (Ст.1) Конституции России
устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное,
правовое государство с республиканской формой правления.
3. Гражданское общество не является сферой конституционного права,
оно утверждается самими людьми и строится на принципах свободы и
саморегуляции. Однако деятельность людей требует от государства
определенных гарантий, и, прежде всего - в экономической и политической
областях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает определенный
порядок их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и свободы человека
и гражданина.
Государство не может учреждать политическую систему, ибо она в своей
основе создается свободной инициативой граждан. В тоже время свободу и
здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательство государства в
политические отношения ограничено этими целями.
4. Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от
демократизма и рациональности организации государственной власти.
Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к
соблюдению правопорядка.
Конституция Российской Федерации относит к уровню основ
конституционного строя такие принципы. свойства и качества государственной
власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы
государственной власти. В определенном отношении с органами государственной
власти выступает местное самоуправление.

Конституционные обязанности гражданина: понятие

Вот, наконец, мы и дошли до рассмотрения основного вопроса курсовой
работы, рассмотрения обязанностей гражданина согласно Конституции
Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Хотелось бы помимо всего прочего отметить и то, что обязанности
человека и гражданина входят в понятие его правового статуса. Эти
обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом
выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из
принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким
статусом и возлагаются на каждого.
Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода
объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д.).
Всеохватывающий круг обязанностей формируется в связан с обладанием
лицом определенным статусом — рабочего, служащего, учащегося, собственника
имущества, обвиняемого, свидетеля и т. п.
Все обязанности определяются в различных формах. Значительная их
часть устанавливается правовыми нормами. К этому причастны все без
исключения отрасли права, каждая — в сфере отношений, составляющих ее
предмет.
Конституционно-правовое регулирование в целом также связано с
закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей
конституционное право выполняет в этом двоякую роль.
Как и все отрасли, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта
Конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, как
депутата, как члена различных органов государственной власти и органов
местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-
правовых статусов.
Вместе с тем, конституционное право выполняет в закреплении
обязанностей человека и гражданина специфическую роль. Оно закрепляет
основные обязанности человека и гражданина, которые: носят всеобщий
характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на
высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те,
осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого
государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.
Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к
каждому, другие только к гражданину Российской Федерации;
В конституционно закрепленных основных обязанностях обобщены те
наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых
проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед
государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и
общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов.
Как отмечалось выше, сущность гражданства выражается в совокупности
взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения
гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят
характер правовых категорий. Их соблюдение обеспечивается всеми мерами
правового и общественного воздействия. Ответственность за несоблюдение
гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения,
сферы отношений, к которым оно относится. Текущее законодательство
предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее
тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях
могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения
возможности использовать в полной мере и конституционные права.
Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина.
Эти обязанности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, во-
первых, имеют всеобщий характер, во-вторых, не зависят от конкретною
правового статуса лица, и, наконец, в-третьих, они закрепляются на высшем,
конституционном уровне.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее
важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина
перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и
общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.
Так, что же такое обязанности человека и гражданина по Конституции
Российской Федерации от 12 декабря 1993 года? Из прочитанного мной
материала следует, что основные обязанности — это конституционно
закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые
предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия
в обеспечении интересов общества, государства, других граждан1.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности человека и
гражданина в нескольких статьях.
Также необходимо сказать и о том, что обязанности человека и
гражданина закрепленные в Конституции Российской Федерации, так же отражены
и во многих Законах и нормативных актах, за их надлежащим исполнением
следят определенные организации.

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно
связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует
объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2
Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя
представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и
нрава человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной,
когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и
есть единство прав и обязанностей.

В ч. 2 ст. 6 Конституции закреплен принцип равенства обязанностей. В
общем-то этот принцип итак достаточно понятен и не нуждается в тщательном
пояснении, в практическом плане он означает, что ни один гражданин не
должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной
мере распространяется а всех граждан.
Но как же быть с лицами, которые находясь на территории Российской
Федерации не являются ее гражданами, или имеют двойное гражданство? Их
Конституция Российской Федерации не освобождает их от некоторых
обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними
закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не
распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и
др.).



4. Основные конституционные обязанности

Итак, далее речь пойдет конкретно о тех обязанностях, которые
возлагает на нас, граждан, Конституция Российской Федерации. Как я уже
сказала выше, обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации
для всех едины, как, собственно говоря, права и обязанности.
Конституция РФ устанавливает несколько основных обязанностей. Так,
например, важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иною
лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции
и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в
главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Эта обязанность
распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то
из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой
стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без
исключений.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только
Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В
ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как
законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать
подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного
самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего
российского законодательства, которое включает акты не только высшей
юридической силы.
Помимо обшей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое
предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в
ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений,
цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма
конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им
воздерживаться от указанных действий.
Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина – эта еще одна
важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами не может означать
произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст.
17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие
реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового
государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с
утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод
человека и гражданина.
Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих
нравственных начал в человеке, особенно, когда права другого лица
оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже
законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является
одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к
конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция
предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею
обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной
саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57). Эту обязанность охраняют множество
законов и нормативных актов. С помощью налогов государство обеспечивает
обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику,
образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Именно по
этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно
считать элементарной.
Немного хотелось бы сказать и видах налогов для полноты представления о
данном виде обязанностей. Законом РФ об основах налоговой системы в
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установлено, что налоги
подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они
уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. Самый
распространенный налог - подоходный — регламентируется Законом РФ о
подоходном налоге с физических лиц от 7 декабря 1991 г., который
периодически изменяется и дополняется. За уклонение от уплаты и нарушение
порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в
отдельных случаях и уголовную ответственность.
Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и
сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными
в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых
инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы,
устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции), ведь
от того, насколько добросовестно мы будет сохранять природу зависит вся
наша жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни
вообще.
Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая
задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты.
Конституции РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных
актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды от 19 декабря
1991 г. закреплена обязанность граждан соблюдать требования
природоохранного законодательства и установленные нормативы качества
окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Основах
лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. 24 апреля 1995 г.
вступил в силу Федеральный закон о животном мире, который вводит ряд
обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки
пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды
обитания животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов
животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и
Др.). Действуют и иные природоохранные акты.
За нарушение природоохранного законодательства установлена
имущественная, административная и уголовная ответственность.
В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией
(долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения.
Понятие "отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь
каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение
героической истории, культуры, духовности многонационального народа России.
Отечество - зто безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость
границ и прочность государственности. Но зашита Отечества и несение поенной
службы - зто не одно и то же. Зашита Отечества предполагает обязанность
каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии
против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Рссматривая данную конституционную обязанность граждан необходимо
сказать о том, что граждане несут военную службу в соответствии с
федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11
февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане
мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение
или отсрочку от призыва.
Так же хотелось бы и сказать о том, что предусматривается возможность
поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За соблюдением
исполнения данной обязанности следит множетсво специальнор созаданных
органов и нормативных актов, в том числе за уклонение от призыва на военную
службу установлена уголовная ответственность (ст. 80 и 81 УК РСФСР).
Но необходимо сказать и о тех гражданах, убеждения которых не позволяют
нести военную службу. Существуе много таких граждан по убеждениям которых
или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также
в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной
службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в
Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция,
Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в
медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный
закон.
Так же среди обязанностей установленных Конституцией Российской
Федерации можно увидеть и обязанность заботиться о памятниках истории и
культуры. Часть 3 ст. 44 Конституции говорит именно об этой обязанности.
Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому
же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан.
Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской
Федерации о культуре 1992 г., Закон РСФСР об охране и использовании
памятников истории и культуры 1978 г. Указом Президента РФ от 20 февраля
1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех
регионов страны.
Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных
и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его
культуры.

Так же Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей
достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их
нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих
детях и их воспитании. Эта обязанность закреплена в ч. 2
и 3 ст. 38 Конституции. Эти обязанности граждан отражают личную
ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда
они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих
конституционных предписаний, государством предусмотрены соответствующие
обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и
семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из
рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану
соответствующих им прав.

Так же хотелось бы скзать и о такой обязанности как получение
основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина
обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их
заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования
Данная обязанность закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции Российской
Федерации. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение
этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их
ответственность и в зрелом возрасте, тем более, что требование обязанности
основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15
лет. Единственным последствием для необразованного человека является
невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение
и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и
здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо
ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик,
он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получить их
детьми основное общее образование, без чего их жизненная адаптация окажется
затрудненной.
Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что
Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека,
призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и
динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все
граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми
правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные
Конституцией.
К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и
законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о
детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования,
забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение
природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.



5. Гражданство РФ,


как основание возникновения конституционных обязанностей


Тем не менее, говоря об основных правах, свободах и обязанностях
нельзя не сказать о том, что является основанием к их появлению, как они
возникают, а так же и о том, как они связаны с обладанием гражданства.
«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации»[2] - данное положение определяет
устойчивую правовую связь человека с государством, определенную
международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое
участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать
всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права,
признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[3].
В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо
иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и
свобод, а так же равно несет и определенные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации.
Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других
прав и обязанностей основанием возникновения – принадлежностью к
гражданству Российской Федерации.
В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими
статусами:
- ГРАЖДАНЕ РФ
- ИНОСТРАНЦЫ
- ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Законодательство определяет гражданство как «устойчивую правовую
связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их
взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании
и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.»[4]. Данное
положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как
только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством,
где бы гражданин ни находился.
Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то,
что именно признание государством и готовность защищать права и свободы
характеризует государство как демократическое и правовое.
Кроме того, граждане Российской Федерации по сравнению с другими
лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере
осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать
и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее
субъектов. Иначе говоря, «личные права» – каждому, «политические» –
гражданам.
Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что
политические права – вторичны и производны от воли государства. Гражданство
и связанные с ним права и обязанности возникнув (по рождению или в
соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока не
наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом.
Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является
ли оно гражданином или нет – зависит объем гарантий, которые Конституция
дает по защите прав и свобод – так называемое субъективное право, когда
«гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства.»[5]
Говоря о наделении субъектов основными правами и свободами, можно
сказать, что именно гражданин Российской Федерации «обладает на ее
территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[6]. Однако, права и
свободы любого человека, не являющегося гражданином России признаются,
соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или
лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского
государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы
любого человека.
Таким образом, мы можем определить основные права человека и
гражданина, как права, закрепленные конституционно.
Помимо этого, существует еще немало прав (и соответственно
обязанностей – в этом проявляется дуализм права) связанных с различными
статусами лиц – авторские права, права собственников и т.д. Все эти права
регулируются отраслевым законодательством и, поскольку все
законодательство Российской Федерации строится на приоритете Основного
закона, соответствуют основным правам, закрепленным в Конституции.
«Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий
адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской
Федерации»[7].



6. Конституционные права и свободы граждан

Конституционные права и свободы человека и гражданина - это
неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения
(в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством,
составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую
юридическую силу.
Я уже отмечала то, что соблюдение прав и свобод остальных граждан
является основной обязанностью граждан. Еще раз хотелось бы отметить, что
обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека,
призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и
динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все
граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми
правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные
Конституцией.
(П.2 ст.6) Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо,
обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных
Конституцией.
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и
свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую,
социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно
конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
1) личные 2) политические 3) социальные, культурные, экономические.
1) Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не
увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные
права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17
ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны
жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его
индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную
неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное
передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и
слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на
процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
2) Под политическими правами и свободами подразумевают права,
затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические
права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и
осуществление государственной власти. К числу данной категории прав
относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться
своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять
информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на
участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через
своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические
права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические
права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной
защитой государства.
Основные политические права начинают действовать непосредственно с
момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия – 18
лет (ст.60).
3) Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку
достойный жизненный уровень. К ним относятся: право на экономическую
деятельность, право на собственность, право на труд и свободный выбор
работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное
обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование,
право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную
окружающую среду.
К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие
доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного,
технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании
учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные
потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой
человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.



Заключение


Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции
РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционные обязанности
гржданина сотавляют существенную часть Конституции РФ. Обязанности – это
мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с
правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового
регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской
Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и
несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и
законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о
детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования,
забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение
природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.
Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных
(пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших
российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к
демократическому правовому государству, является лишь планом будущего
строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных,
рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием.
Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и
безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока
эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции
вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных
положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются
десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет
высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Однако, я считаю, что на данном этапе, к сожалению, очень мало
внимания уделяется Конституционным обязанностям, правам и свободам, как
впрочем и самой Конституции. К сожалению, сейчас редко вспоминают на
практике о некоторых обязанностях, правах и сободах, закрепленных в
Коституции РФ.
Так же зотелось бы сказать о том, что в Конституции закреплено
несколько обязанностей граждан, но, на мой взгляд, каждую из них можно
назвать элементарной. Ведь без каждой из них немыслима нормальная жизнь
общества. Так, например, обязанность бережно относиться к окружающей
природе можно считать элементарной уже лишь потому, что охрана окружающей
среды как ничто другое влияет на нашу жизнь, и от того насколько
добросовестно будет выполняться нами эта обязанность, зависит вся наша
жизнь, как общественная, так и биологическая.



Список использованных источников

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство
БЕК, 1994, с.53
2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998;
3. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н.
Топорнина — М.: Юрист, 1997

4. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской
Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.)

5. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

6. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской
Федерации, — М., 1996.
7. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.
8. Лившиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф.
Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.
9. Азаров А. Я. Права человека (Новое знание). М., 1995
10. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991
11. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997.
12. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.
13. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.,1994
14. Конституционный строй России. Выпуск 1. М.,1992
15. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. М., 1992
16. Защита прав человека в современном мире. М., 1993
17. Люшер.Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,
“Универс”,1993
18. Информационная система «Гарант»
-----------------------
[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК,
1994, с.53
1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 244
[2] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

[3] Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и
политических правах»

[4] Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула

[5] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /
коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк»,
1997 г.
[6] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

[7]Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации:
Учебник, М.: Юристъ, 1995.





Реферат на тему: Конституционные основы статуса президента


Содержание



Введение 2

1. Президент РФ в системе органов государственной власти РФ 3
2. Порядок избрания Президента РФ 5
3. Полномочия Президента РФ. Прекращение полномочий. 8
4. Акты Президента РФ 12
Заключение 14
Список литературы 15



Введение


Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в
развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия
была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически
чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и
исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из
выражений которого является наличие в системе органов власти президента.
Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая
еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных
депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу
процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали
верх, и пост Президента СССР в 1990г. был учрежден, что повлекло
существенные изменения в Конституции СССР.
Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных
республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно.
Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по
инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в
соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В
Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принцип
разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты законы
о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие
необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской
Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Конституция Российской Федерации 1993г. внесла существенные изменения,
затронувшие как статус Президента, так и порядок его избрания, компетенцию,
процедуру отрешения от должности и др. На основе конституционных
установлении происходит и обновление соответствующего законодательства..

1. Президент РФ в системе органов государственной власти РФ


Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через
органы государственной власти. В юридической науке под органами
государственной власти понимается составная часть государственного
аппарата, образованного для выполнения функций государства и наделенная для
этого государственно-властными полномочиями. Совокупность высших,
центральных и местных органов государственной власти составляют систему
органов государственной власти.
В соответствии с принципом федерализма государственную власть в
Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти
и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями
единой системы органов государственной власти, действующими на основе
разграничения предметов ведения. Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется также на основе ее разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих
полномочий самостоятельны. Федеральное звено органов государственной власти
составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды.
Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных
органов. Он является главой государства и призван обеспечивать
согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных
органов в стране- Для разрешения возникающих между ними разногласий
Президент наделен правом использования согласительных процедур, а также
правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.
Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит
двухпалатному парламенту - Федеральному Собранию. Его верхняя палата -
Совет Федерации - формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации по
должности входят главы законодательной и исполнительной власти субъектов
РФ. Нижняя палата - Государственная Дума - избирается гражданами Российской
Федерации. В настоящее время работает Государственная Дума третьего созыва,
избранная 19 декабря 1999 г.
Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ,
возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. В
структуру федеральных органов исполнительной власти также входят
федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии,
федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры.
Судебную власть составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и
система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик,
краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды
автономной области и автономных округов, районные, военные и
специализированные суды), Высший Арбитражный Суд и система федеральных
арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах
РФ).
Федеральные органы государственной власти представляют собой следующую
структуру:

1. Президент РФ
2. Законодательная власть – Федеральное собрание
. Совет Федерации;
. Государственная Дума.
3. Исполнительная власть – Правительство РФ
. Федеральные министерства;
. Государственные комитеты;
. Федеральные комиссии;
. Федеральные службы;
. Российские агентства;
. Федеральные надзоры.
4. Судебная власть
. Конституционный суд РФ;
. Верховный Суд РФ
. Федеральные суды общей юрисдикции
. Высший Арбитражный Суд
. Федеральные арбитражные суды



2. Порядок избрания Президента РФ


Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией и
на ее основе федеральным законом о выборах Президента Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются
наиболее демократическим путем — на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. На конституционном уровне не
закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы,
альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она
признается обязательной. Имела место она и в практике избирательной
кампании при выборах первого Президента РФ.
Конституция определила и те требования, которым должен отвечать кандидат
в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы
государства кандидат в Президенты должен обладать необходимым жизненным
опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством
зарубежных стран это достаточно низкий возрастной уровень.
Конституция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в
отличие от конституций некоторых стран СНГ, в качестве обязательного
условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению.
Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком,
принадлежность к определенной национальности, что имеет место в ряде
упомянутых выше конституций.
Конституция Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшей, сняла
указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется
тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, и в весьма зрелом
возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья,
энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой
большой политический опыт.
Новой нормой в Конституции Российской Федерации явилось введение
требования о необходимости постоянного проживания в Российской Федерации не
менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в
нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, т.к. Президент должен
хорошо знать ситуацию в стране, его должны хорошо знать избиратели.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый
21 апреля 1995г., подробно определяет порядок назначения выборов,
выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации,
финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации
работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и
действий, составления списков избирателей, образования избирательных
объединений и блоков, голосования, определения и опубликования его
результатов и т. д.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное
объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие
инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Субъекты,
выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного
миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской
Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего
числа подписей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее
двух кандидатов.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее
половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не
избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим
наибольшее число голосов избирателей.
В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании
большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа
голосов, поданных против всех кандидатов.
Закон предусматривает и условия, на которых проводятся повторные выборы.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать
должность Президента болев двух сроков подряд. Вместе с тем Конституция
Российской Федерации не закрывает путь способному политику, оправдавшему
себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме
очередного.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией
процедура его вступления в должность, которое происходит на тридцатый день
со дня официального объявления о результатах выборов.
Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной
обстановке. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82
Конституции.
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России —
Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается
Государственный флаг России.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока
его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом.


3. Полномочия Президента РФ. Прекращение полномочий.


Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом
полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и
обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
I. Президент имеет широкие полномочия, связанные с формированием
федеральных органов государственной власти.
Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с
согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей
Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению
Председателя Правительства.
В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры
судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации.
Подобный порядок формирования Федеральных органов государственной
власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей
власти.
На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с
деятельностью Государственной Думы (ст. 84). Он назначает выборы
Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
распускает Государственную Думу в случав и порядке, предусмотренных
Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской
Федерации, обладает правом отлагательного вето, вносит законопроекты в
Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд
с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных
в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции.
Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст.
134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
II. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере,
связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной
власти.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов
Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности
своих полномочных представителей в субъектах федерации.
III. Как глава государства Президент Российской Федерации обладает
широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он
определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и
подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает
верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических
представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей после
консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской
Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России,
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и
возглавляет Совет Безопасности.
Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации
или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в
отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об
этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением

Новинки рефератов ::

Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Фінанси підприємства (Финансы)


Реферат: Разработка системы по сбору информации о доходах физических лиц для формирования налоговых документов и отчетности для налоговой службы по объединению "Сургутгазпром" (Программирование)


Реферат: Война в Афганистане (История)


Реферат: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом (Педагогика)


Реферат: Лидерство (Социология)


Реферат: Билеты за 11 класс по истории Отечества (История)


Реферат: Монтаж сборных железобетонных конструкций одноэтажного промышленного здания (Архитектура)


Реферат: Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга (Экологическое право)


Реферат: Античні міста-держави півнвчного Причорноморя (История)


Реферат: Моделирование процессов разряда-ионизации серебра на поверхности твердого электрода (Химия)


Реферат: Анархизм в Европе в 1/2 XX века (История)


Реферат: Задачи, деятельность эксперта в системах моделирования (Программирование)


Реферат: Билеты по философии (Философия)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Программирование)


Реферат: Достижение конкурентоспособности продукции предприятия (Менеджмент)


Реферат: Япония (География)


Реферат: Зачем журналисту языкознание? (Журналистика)


Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист