GeoSELECT.ru



История / Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте (История)



Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственный Университет Управления

Институт управления в машиностроительной промышленности
Кафедра истории

Реферат
по дисциплине «История» на тему
«Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на Восточном фронте»



Выполнил студент
ИУМаш II-1
Гр. «Промышленная логистика»
Исаев Дмитрий Николаевич

Проверил
проф. Петров Виктор Тихонович
«_____»_____________1999 года



Москва, 1999
Содержание
Введение 3
1. Начало 3
2. И пошли караваны 6
3. Битва за Арктику 8
4. Судьба PQ-17 11
5. Сталинград 14
6. Реквием каравану PQ-17 16
7. Союзный долг 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22



Введение

Последняя мировая война унесла 50 миллионов жизней по всему миру. Ее
подробному рассмотрению и анализу посвящены тысячи, или даже миллионы книг
и научных работ. Вот уже 54 года минуло со времени окончания Второй Мировой
войны, а все еще остается много нераскрытого и неизвестного, засекреченного
документами с грифом «Совершенно секретно». А сколько документов,
опровергающих наше устоявшееся понимание распределения сил в то время,
уничтожено и навсегда скрыто от человеческих глаз!
За 7 лет сражений, с 1939 по 1946 годы произошло множество событий –
громких побед и ужасных поражений. Большинство из них получили подробное
рассмотрение в печати или на телевидении. Пирл-Харбор, Брест, Москва,
Прохоровка, Сталинград, Берлин стали вехами истории, отмечающие ее движение
вперед. О них было многое сказано. Я же хочу рассмотреть в данном реферате
тему, получившую, как ни странно, меньшую огласку. Поставки союзников –
Великобритании и Соединенных Штатов Америки по союзному договору,
названному «ленд-лиз»[1] были очень крупной операцией, проходившей с 1941
по 1944 годы. И тем не менее в советской, да и в российской печати очень
мало сведений об этом, поэтому, чтобы как-то исправить это, я решил
посвятить свой реферат этой интересной теме.

Начало

Так что же это такое – ленд-лиз? Большая Советская Энциклопедия так
характеризует это: «Ленд-лиз – поставки союзников СССР в период 1941-1943
гг. Осуществлялись преимущественно морским путем через Баренцево море в
Мурманск и Архангельск в виде конвоев транспортов, сопровождаемых союзными
морскими силами». И все. На самом же деле, эти поставки можно назвать одним
из самых больших загадок Второй Мировой войны. В начале, ленд-лизом
называли поставки США в Великобританию. Но после 22 июня 1941 года
американское правительство решило оказывать материальную и военно-
техническую помощь в том числе и СССР.
Вопрос о военных поставках был рассмотрен на конференции
представителей СССР, США и Великобритании, проходившей в Москве с 29
сентября по 1 октября 1941 года. Делегацию Великобритании возглавлял
министр снабжения лорд У. Бивербрук, а делегацию США – А. Гарриман,
ведавший в то время поставками по ленд=лизу в Великобританию.
На конференции был подписан протокол, согласно которому Великобритания
и США обязались поставлять Советскому Союзу с 1 октября 1941 года до конца
июня 1942 года ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, зенитные и
противотанковые орудия, олово, алюминий, свинец и другие виды вооружений и
военных материалов. В протоколе было указано, что Великобритания м США
окажут помощь в транспортировке и доставке материалов в СССР[2].
Для того, чтобы приоткрыть завесу тайны, необходимо понять, нужны ли
были они тогда СССР? Изменилась ли кардинально обстановка на Восточном
фронте при их прекращении? Был ли это акт взаимопомощи, торговая операция
или стратегический ход?
Для начала, надо оценить позиции союзников в период 1939-1940 годы,
когда, в частности, над Англией нависла угроза войны. После капитуляции
Франции положение Великобритании крайне осложнилось. Вопрос встал о
территориальной целостности и независимости страны. Правительство
Великобритании во главе с Черчиллем понимало, что в создавшейся обстановке
без эффективной помощи извне — от США и СССР – Великобритания не сможет
рассчитывать на победу в войне. Первостепенное значение имела позиция
Советского Союза — единственного государства Европы, способного оказать
действенное сопротивление нацистской Германии.
Характерно, что через три дня после капитуляции Франции Черчилль
направил первое личное послание главе Советского правительства И. В.
Сталину, в котором подчеркивал необходимость восстановления контактов между
СССР и Великобританией, потому что нынешние претензии Германии на гегемонию
в Европе угрожают их общим интересам. Свои надежды на спасение Англия
связывала с перспективой вовлечения Советского Союза в войну против
гитлеровского рейха.
Такая позиция характеризует Уайтхолл, как абсолютно безпринципный
орган управления. Западные державы в целях сколачивания единого
антисоветского фронта проводили политику уступок германскому фашизму и в
сфере собственных интересов. При их попустительстве 12 марта 1938 г.
гитлеровская Германия осуществила аншлюс Австрии. А 29 сентября 1938 г. в
Мюнхене главы правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии
подписали позорное соглашение о расчленении Чехословакии. Когда же война
подошла к берегам Англии, Уайтхолл стал выступать с призывами объединиться
против общего противника.
За несколько дней до нападения фашистской Германии на СССР в своем
послании президенту США Рузвельту от 15 июня 1941 г. Черчилль писал: «Если
разразится эта новая война, мы, конечно, окажем русским всемерное поощрение
и помощь, исходя из того принципа, что враг, которого нам нужно разбить, —
это Гитлер[3]».
В ответном послании Ф. Рузвельт обещал, что, если немцы нападут на
Советский Союз, он немедленно публично поддержит «любое заявление, которое
может сделать премьер-министр, приветствуя Россию как союзника».
Угроза, нависшая над Великобританией в результате ее антисоветской
политики поощрения агрессора, привела правительство Черчилля к неизбежному
выводу о необходимости сотрудничества с Советским Союзом, с чем согласилось
и правительство США.
Вообще, отношения союзников с СССР в начальный период войны довольно
интересны и неоднозначны. Стремясь уничтожить СССР руками гитлеровцев, они,
в то же время, пытались сковать немецкие войска на Восточном фронте, таким
образом ослабляя нажим на себя. Известие о нападении гитлеровской Германии
на Советский Союз было встречено в Великобритании, как сообщал советский
посол И. М. Майский, с чувством огромного облегчения. Министр иностранных
дел Великобритании А. Идеи днем 22 июня 1941 г. заявил советскому послу:
«Это начало конца для Гитлера».
Вечером 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль
выступил по радио. Он заявил, что «любой человек или государство, которые
борются против нацизма, получат нашу помощь... Отсюда следует, что мы
окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Вместе с
тем Черчилль счел нужным подчеркнуть и в этой речи свою враждебность к
Советскому Союзу. Он сказал: «За последние 25 лет не было более
последовательного противника коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни
одного слова, которое я сказал о нем». С одной стороны, это указывало на
начало военной помощи СССР. Но 8 июля 1941 г. посол Великобритании был
принят И.В.Сталином. Посол вручил послание Черчилля, в котором говорилось:
«Мы сделаем все, чтобы помочь Вам, поскольку это позволят время,
географические условия и наши растущие ресурсы». Однако каких-либо
практических предложений о развитии советско-английского сотрудничества в
письме Черчилля не содержалось. Ни о начале поставок техники, так
необходимой в этот период СССР, ни об открытии второго фронта речь не шла.
Стоит задуматься, а чтобы было бы, если Англия и США оказали крупную
военную помощь именно тогда? 25% советской авиации было уничтожено за
первую неделю войны, не хватало танков, зенитной артиллерии. Именно эти
грузы пришли в Россию в 1941-1944 годы. Ответ на это не будет получен
никогда.

И пошли караваны

Существовали два пути доставки грузов в Россию. Первый, самый
опасный – через арктические воды. Опасный, но и самый короткий, и уже
проверенный. Трансиранский маршрут был надежней, зато гораздо длиннее, а
несовершенство дорог в Иране надолго задерживало отправку грузов.
Морской путь, лежавший вокруг оккупированной Норвегии, вел из Скапа-
Флоу в Мурманск и Архангельск. Поэтому начало поставок сопровождалось
атаками немцами этих городов с целью прервать арктическую артерию. Но после
нескольких неудач немецко-фашистское командование отказалось от намерений
захватить Мурманск сухопутными войсками. Тем более что захват Мурманска не
решал проблемы изоляции СССР на Севере, так как оставался еще крупный порт
в Архангельске. Поэтому главные усилия гитлеровского командования были
направлены на нарушение внешней коммуникации, а также срыв перевозок между
Мурманском, Архангельском и на Северном морском пути. В то же время 5-му
воздушному флоту, в составе которого насчитывалось около 500 самолетов,
было приказано разрушить город и порт Мурманск до основания.
Первый массированный налет на Мурманск авиация противника произвела 28
февраля 1942 года, затем 24 марта. Начиная с апреля налеты следовали в
среднем через день. В июне авиация бомбила город два-три раза в день.
Старый город с деревянными постройками больше пострадал не от прямых
попаданий бомб, а от возникавших пожаров.
Чтобы обеспечить безопасность прибывавших транспортов, советское
командование усилило созданный в январе Мурманский дивизионный район ПВО
страны и ПВО флота зенитной артиллерией и самолетами-истребителями. Была
усилена ПВО Архангельска и организован перехват вражеских самолетов,
прорывавшихся на восток. Как только позволила ледовая обстановка,
значительную часть судов из состава конвоев стали направлять для разгрузки
в Архангельск. Всеми этими мерами были созданы необходимые условия для
сравнительно безопасной разгрузки. Однако основная опасность для судов
конвоев возникала на переходе в море.
Конвои, идущие в Советский Союз, были основными объектами нападения
многочисленных сил, сосредоточенных в Северной Норвегии. Немецкий историк
адмирал К. Ассман пишет:
«Сложилось положение, которое нельзя еще было предвидеть в 1940 г.;
окупилась оккупация Норвегии: без норвежских морских опорных пунктов и
воздушных баз только подводные лодки имели бы возможность с успехом
атаковать на этом пути конвои с военными грузами». Одновременно
гитлеровское командование хотело решить и другую задачу — прикрыть свой
слабый северный стратегический фланг от возможной высадки десанта.
Первый караван пришел в Россию 5 ноября 1941 года, загруженный 50
английскими истребителями, 250 американскими танками, а также продуктами
продовольствия, медикаментами, теплой одеждой и другими товарами. Состав
каравана насчитывал 10 транспортов и несколько кораблей ближнего и дальнего
прикрытия. С него и начинается история морских поставок. Караван был назван
PQ-1[4] и должен был вернуться в Исландию под литерами QP-1, груженый
товарами, поставлявшиеся союзникам (в основном, полезные ископаемые и
древесина).

Битва за Арктику

Англичане и американцы были удовлетворены передислокацией немецких
крупных кораблей из портов Франции и Германии в Северную Норвегию, так как
это облегчало им обеспечение своих коммуникаций и решение других задач в
Атлантике и Средиземном море. «Мы и наши американские союзники,— писал У.
Черчилль,— были очень рады, что к напряжению подводной войны в самый ее
смертоносный период не прибавился такой фактор, как рейды крупных
быстроходных германских военных кораблей». Их беспокоило лишь одно — как бы
не выпустить немецкие корабли из Северной Норвегии на просторы Атлантики.
Молодой Северный флот СССР по своим силам и боевым возможностям не
полностью соответствовал тем задачам, которые поставила перед ним война.
Государственный Комитет Обороны стремился усилить Северный флот переводом
кораблей с Тихого океана (1 лидер и 2 эскадренных миноносца), поступившими
от промышленности (10 подводных лодок и 10 сторожевых катеров), купленными
у союзников (10 тральщиков). Однако это только восполняло потери. В то же
время авиацию флота удалось увеличить почти втрое. Директивой Ставки
Верховного Главнокомандования с мая 1942 г. на время операции по
обеспечению конвоев Северному флоту оперативно подчинялась авиация
Карельского фронта и Архангельского военного округа, а также часть
бомбардировочной авиации резерва Главнокомандования.
Начиная с марта против каждого конвоя противник проводил операцию. Но
надводные корабли действовали робко. Крупным кораблям Германии вступать в
бой с превосходящими силами не рекомендовалось. На совещании в ставке
Гитлера было определено, что «операция будет выполняться только в том
случае, если разведка установит с совершённой определенностью, что не
имеется риска оказаться втянутым в бой с превосходящими силами». Позднее
главнокомандующий военно-морскими силами Германии Редер писал, что Гитлер
требовал еще до боевого столкновения крупных надводных кораблей обязательно
нейтрализовать авианосцы (в первую очередь силами береговой авиации).
На обеспечение двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего
в Англию) Северный флот проводил операцию, в которой участвовали почти все
силы флота и приданная авиация. Союзники увеличили силы охранения конвоев.
Но даже при таких обстоятельствах морской путь севернее Нордкапа стал
опасным. Этим воспользовались руководящие круги Великобритании, чтобы
заморозить и даже сорвать перевозки. В начале апреля первый морской лорд
Дадли Паунд[5] предупредил кабинет министров: «Географические условия в
Арктике благоприятствуют противнику настолько, что потери в конвоях могут
свободно достичь размеров, при которых проводка их станет экономически
невыгодным предприятием...». Через месяц Черчилль писал Сталину, что
«проход каждого конвоя стал серьезной морской операцией».
Но советское правительство настаивало на отправке конвоев из Исландии,
где скопилось свыше 100 судов, загруженных вооружением и материалами.
Англичане согласились продолжать отправку конвоев, заявив при этом:
«Операция будет оправдана, если половина доберется до места». У. Черчилль
просил расширить меры по обеспечению конвоев. Несмотря на ограниченные силы
нашего Северного флота и занятость авиации на сухопутных участках фронта
такие меры были приняты. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли
усиливали непосредственное охранение конвоев; подводные лодки
развертывались на пути движения крупных вражеских кораблей;
бомбардировочная авиация наносила удары по аэродромам и базам, истребители
осуществляли ПВО конвоев при подходе к берегу и в местах стоянок судов;
малые корабли поддерживали прибрежные воды безопасными от мин и подводных
лодок. Чтобы ускорить разгрузку, дополнительно были построены причалы и
склады, созданы разгрузочные команды из личного состава флота и населения.
Стоит согласиться, что такие беспрецендентные шаги советское командование
могло проводить только в одном случае – значение ввозимых грузов для
положения на фронте было очень велико.
Первый удар разнородными силами противник нанес по конвою PQ-15,
который вышел 26 апреля из Исландии в составе 25 транспортов. Из его
состава было потоплено 3 транспорта. Навстречу ему из Советского Союза на
Запад шел конвой QP-11 в составе 13 судов. 1 мая он был атакован подводными
лодками и эсминцами. В результате из состава его охранения был потоплен
крейсер «Эдинбург», перевозивший золота на 100 млн. долларов[6].
Очередной конвой PQ-16 вышел из Исландии 20 мая, имея в своем составе
34 транспорта, в том числе 5 советских. В течение шести дней он подвергался
атакам самолетов и подводных лодок и потерял 7 судов. С 26 мая по 2 июня
Северный флот провел операцию по обеспечению этого конвоя, в которой
приняли участие 67 различных боевых кораблей и вспомогательных судов.
Авиация флота за это время на разведку, прикрытие конвоя и удары по
аэродромам произвела свыше 2 тыс. самолето-вылетов. В зоне Северного флота
конвой потерь не имел.
Британское адмиралтейство считало проводку этого конвоя значительным
военным успехом. Первый лорд адмиралтейства прислал в Советский Союз
телеграмму: «Мы поздравляем весь личный состав с его великолепным подвигом
в боевом конвоировании PQ-16 по пути в Северную часть России, несмотря на
опасность атак противника с моря и воздуха. Желательно, чтобы это сообщение
было доведено до командира конвоя, офицеров и рядового состава торгового
флота союзных стран и всех лиц, имеющих к этому непосредственное
отношение».
В июне гитлеровское командование тщательно подготовило большую
операцию по уничтожению очередного конвоя. Оно считало, что союзники
увеличат поставки, чтобы помочь СССР, когда на советско-германском фронте
началось большое наступление немецко-фашистских войск. Стремясь к полному
уничтожению большого конвоя, они учитывали чувствительность англичан к
потерям и надеялись, что это окажет влияние на ход войны на море в целом.

Судьба PQ-17

27 июня из Исландии вышел конвой PQ-17 в составе 35 транспортов, 2
танкеров и 24 кораблей непосредственного охранения. Одновременно из
Архангельска и Мурманска вышел конвой QP-13 в составе 35 транспортов и 21
корабля охранения. На суда конвоя PQ-17 было погружено 297 самолетов, 495
танков, 4246 грузовых автомашин и тягачей, 156 тыс. т других грузов. Общая
стоимость всех грузов оценивалась в 700 млн. долларов.
Суммарная стоимость всех остальных конвоев, после и до PQ-17
составляет около 80% от стоимости одного этого каравана. Караван должен был
прийти в два морских порта – Мурманск и Архангельск, но истинной его целью
был Сталинград.
Для обеспечения безопасности конвоя от нападения надводных кораблей
были выделены отряды ближнего прикрытия («крейсерские силы прикрытия») из 4
крейсеров и 3 эскадренных миноносцев и силы дальнего оперативного прикрытия
(2 линейных корабля, авианосец, 3 крейсера, 14 эсминцев). На выходах из баз
и шхер Северной Норвегии находилось 14 подводных лодок (в том числе 5
советских). В составе конвоя было лишь два корабля ПВО и не было конвойных
авианосцев. На аэродромах Кольского полуострова советское командование
сосредоточило 287 боевых самолетов.
В целом для обеспечения конвоев были развернуты превосходящие силы
против крупных надводных кораблей, достаточные для противолодочной обороны
и слабые — для их воздушного прикрытия. Только на восточном участке пути
конвои могли рассчитывать на прикрытие советскими истребителями. Но и этими
силами можно было обеспечить переход конвоев с минимальными потерями при
условии, если бы они были нацелены только на достижение безопасности
конвоев. Но британское адмиралтейство преследовало и другую цель. Оно не
могло примириться с тем, что Германия имеет самый быстроходный и самый
мощный в мире линейный корабль «Тирпитц», и стремилось уничтожить его.
Потопление «Тирпитца» имело бы «несравненно большее значение для ведения
войны, чем безопасность любого конвоя[7]», это оказало бы большое влияние
на дальнейший ход войны. Британским адмиралтейством владела навязчивая идея
— втянуть крупные корабли Германии в бой с силами прикрытия. Чтобы заманить
корабли противника подальше от его баз, предлагалось даже повернуть конвой
PQ-17 на обратный курс. «Фактически,— пишет английский историк Д. Ирвинг,—
операция по проводке конвоя должна была превратиться в постановку ловушки
для «Тирпитца» с приманкой, состоявшей из более тридцати тяжело нагруженных
судов...».
С 1 июля в течение четырех суток подводные лодки, бомбардировщики и
торпедоносцы преследовали конвой, но все атаки успешно отражались. Первый
транспорт был потоплен подводной лодкой 4 июля. В тот же день 4 транспорта
получили повреждения от попадания авиационных торпед. Были все основания
надеяться, что организованность и стойкость принесут успех и конвой дойдет
до портов назначения. Но британское адмиралтейство, узнав о том, что
крупные немецкие корабли вышли в море, вечером 4 июля приказало «ввиду
угрозы надводных кораблей» конвою рассеяться и судам самостоятельно
следовать в советские порты, а крейсерам прикрытия и кораблям
непосредственного охранения на полной скорости отойти на запад, на
соединение с линейными силами.
В действительности немецкие надводные корабли очень быстро вернулись в
свои базы. «Лютцов» в сопровождении 3 эскадренных миноносцев на выходе из
шхер, в густом тумане, наскочил на подводную скалу и вернулся обратно.
Эскадра во главе с «Тирпитцем» и «Адмиралом Шеером» вышла в море и в 18
часов 5 июля севернее острова Ингей была обнаружена и атакована советской
подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина.
Донесение об этом, посланное командованию Северным флотом, было перехвачено
и расшифровано гитлеровцами. Считая, что их замысел раскрыт, и не желая
рисковать крупными надводными кораблями, гитлеровское командование
приказало эскадре возвратиться в шхеры.
Рассыпавшиеся во все стороны небольшие группы и одиночные суда конвоя
оказались беззащитными и стали жертвами атак самолетов и подводных лодок.
На поиски и прикрытие транспортов были направлены почти все корабли и
авиация Северного флота. Но уже ничто не могло исправить рокового решения
британского адмиралтейства. С того момента, как конвой распался, он потерял
21 транспорт. Только 11 судам удалось дойти до советских портов. 24
потопленных судна конвоя общим тоннажем около 143 тыс.т унесли с собой на
дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. т
общих грузов. Это был самый сокрушительный разгром конвоя во второй мировой
войне.
Разгромом конвоя PQ-17 противник достиг значительно большего, чем
потопление вооружения и грузов, предназначенных для Советского Союза. Этот
случай дал повод союзникам задержать отправку следующих 4—5 конвоев. Их
прибытие в июле — ноябре могло бы оказать некоторое влияние на оснащенность
Советской Армии в ходе зимнего контрнаступления 1942-43 г. Черчилль в
послании к Сталину от 18 июля заявил: «Мы не считаем правильным рисковать
нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий...» В ответном
послании от 23 июля Сталин резко критиковал несостоятельность доводов
премьер-министра Великобритании. Выявившиеся разногласия были несколько
смягчены предложением Черчилля послать очередной конвой в СССР в сентябре
1942 г.

Сталинград

Уже в ходе оборонительного сражения, развернувшегося в междуречье
Волги и Дона, советское командование приступило к разработке плана разгрома
врага. Основная цель предстоящей зимней кампании 1942-43 г. состояла в том,
чтобы вырвать стратегическую инициативу из рук противника, нанести ему
тяжелое поражение и тем самым добиться решительного перелома в ходе войны.
При этом главный удар Красная Армия должна была нанести на Юго-Западном
направлении по одной из самых крупных и самых активных вражеских
группировок — группе армий «Б». Ее разгром привел бы к крушению всего
южного крыла фронта противника.
Для достижения этой цели были созданы все предпосылки. К ноябрю 1942
г. соотношение сил стало почти равным, то есть улучшилось. в пользу
советских войск. В составе действующих фронтов и отдельных армий было 385
стрелковых, мотострелковых и кавалерийских дивизии, 5 механизированных и 10
танковых корпусов, 145 стрелковых, мотострелковых и лыжных бригад, 89
отдельных танковых и механизированных бригад, 21 укрепленный район. В
резерве Ставки (включая войска Московской зоны обороны) имелось 33
стрелковые дивизии, 17 стрелковых и мотострелковых бригад, 11 танковых
корпусов и 1 механизированный корпус, 21 отдельная танковая и
механизированная бригада. В действующей армии в этот период насчитывалось 6
124 тыс. человек, 72 500 орудий и минометов (без 50-мм минометов), 1724
боевые установки (БМ-8, БМ-13) полевой реактивной артиллерии, 6014 танков и
самоходно-артиллерийских установок, 3088 боевых самолетов (без По-2).
Германское командование держало на советско-германском фронте 258 дивизий и
16 бригад, в том числе 66 дивизий и 13 бригад сателлитов. С учетом войск
сателлитов у противника было 6 270 тыс. солдат и офицеров, 70 980 орудий и
минометов, 6600 танков и штурмовых орудий и 3500 боевых самолетов.
Из этих данных видно, что враг уже не имел былого превосходства в
боевой технике и вооружении. Они подтверждают также, что существовавшее в
первые дни войны почти двойное превосходство противника в людях тоже было
ликвидировано. Теперь силы сторон стали примерно равны.
Поздней осенью 1942 г. воюющие стороны занимали на советско-германском
фронте следующее положение. От Баренцева моря до Ладожского озера
оборонялись 20-я немецкая армия и часть финских войск. Им противостояли
Карельский фронт и 7-я Отдельная армия. К югу от Ладожского озера до района
Холма находились остальные финские войска и немецкая группа армий «Север».
Перед ними действовали Ленинградский, Волховский и Северо-Западный фронты.
От района Холма до Ливны оборонялась одна из сильных вражеских группировок
— группа армий «Центр», скованная войсками Калининского, Западного и частью
сил Брянского фронтов. От Ливны до района западнее Астрахани действовала
наиболее сильная группа армий «Б», против которой оборонялись остальные
силы Брянского фронта, Воронежский, Юго-Западньгй, Донской и Сталинградский
фронты. На Северном Кавказе находилась группа армий «А», остановленная в
предгорьях Главного Кавказского хребта войсками Закавказского фронта.
Соотношение сил сторон к концу 1942 года
|Силы и средства |Советские |Войска |Соотношение |
| |Войска |противника |сил |
|Люди |1 015 300 |1 011 500 |1 : 1 |
|Танки, штурмовые и | | | |
|самоходные орудия[8] |979 |675 |1,4 : 1 |
|Орудия и минометы |13 535 |10 290 |1,3 : 1 |
|Боевые самолеты |1 350 |1 216 |1,1 : 1 |


Реквием каравану PQ-17

Таким образом, на стороне советских войск уже имелся перевес, хотя и
незначительный. На фоне приведенных цифр, заметно что в случае прихода
каравана полностью (или с незначительными потерями), перевес советских
войск над немецкими достигал бы 2-х, а то и 3-х раз. Со всем уважением к
союзникам, возникает вопрос, как можно объяснить приказ о расформировании
конвоя? Вот он дословно: «КОМАНДИРУ ЭСКОРТА, КОМАНДУЮЩЕМУ ФЛОТОМ МЕТРОПОЛИИ
– ОТ АДМИРАЛТЕЙСТВА. ВВИДУ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА
НЕОБХОДИМО РАССРЕДОТОЧИТЬСЯ...». То есть бросить караван. После войны
английский историк Ирвинг напишет о том, что, в принципе, весь этот караван
был ловушкой для германского флота. И, действительно, в эскорте каравана
шли корабли, превосходящие по вооружению ударную группировку немецкого
флота. Но как тогда можно объяснить приказ первого лорда Адмиралтейства
Дадли Паунда? Возможно, объяснение кроется в следующем. Сперва
предполагалось использовать PQ-17 как ловушку для линейных сил противника.
Об этом и пишет Ирвинг. Но союзники понимали, что в случае крупной победы
советских войск под Сталинградом это будет коренным переломом войны на
Востоке. Советские войска перейдут в решительное контрнаступление. А для
того, чтобы не прослыть трусами, союзникам требовалось открытие второго
фронта во Франции или на Балканах. Необходимо было потянуть время,
задержать и советские и германские войска под Сталинградом. С другой
стороны, надо было сделать так, чтобы победителем там оказалась Красная
Армия. Поэтому союзники так спланировали конвой, чтобы уже на начальном
этапе он понес большие потери. Как уже говорилось он был отвратительно
защищен от атак с воздуха, а в зоне конвоирования каравана союзниками,
большинство атак немцев проводилось именно оттуда.
В принципе, можно поставить под сомнение даже тот факт, что ангичане
вообще пытались уничтожить линейные корабли немцев. Ведь флагман
германского флота «Тирпитц» внушал английскому «Домашнему флоту[9]»
панический ужас из-за однотипного «Тирпитцу» «Бисмарка», потопленного
анличанами 27 мая 1941 года. Вот художественное описание этого сражения.
«В глубоком Датском проливе, что огибает Исландию с севера, в канале
между минным полем и кромкой пакового льда, на английском крейсере
«Суффолк» работал радар. Экраны локаторов заранее отметили приближение
гитлеровского флагмана. «Суффолк» по радиопеленгу наводил на цель корабли
флота метрополии. Они подошли и вцепились в «Бисмарк» клыками своих орудий.
Огонь был открыт противниками почти одновременно с колоссальной
дистанции. «Бисмарку» удалось сразу же поразить «Хууд»; броня линейного
крейсера, принесенная в жертву скорости, пропустила через себя немецкий
снаряд, и он лопнул внутри погребов. Адский взрыв потряс один из лучших
кораблей британского флота — из 1 400 человек команды в живых остались
только трое.
Немцы немедля перенесли огонь на новейший линкор англичан «Дюк-оф-
Уэллс», и, сильно дымя, тот беспомощно отвернул в сторону. «Бисмарк» же
имел два прямых попадания. Один из снарядов вскрыл в его носу обширные
нефтехранилища, и теперь длинный жирный хвост тянулся по морю. Турбины в
138000 лошадиных сил, прокатывая гребные валы винтов, сейчас уносили
«Бисмарк» от преследования курсом на зюйд.
Подоспели британские крейсера и всадили в него первую торпеду.
Огрызаясь огнем, «Бисмарк» уходил на Брест, и стрелки тахометров в его
рубках указывали полное количество оборотов. К вечеру англичане опять
настигли линкор, снарядами они разворотили ему надстройки... Карта боя
рисует поразительную дугу: обогнув Исландию и Британские острова, «Бисмарк»
лежал теперь на курсе, прямом как стрела, — на Брест, только на Брест (уже
дымилась его крупповская шкура, которую надо было спасать).
А берлинские фанфары завывали на весь мир: радио Геббельса трубило о
легкой победе над «Хуудом», о той страшной угрозе, которая нависла теперь
над Атлантикой — этой главной военной артерией англичан. И тогда Британское
адмиралтейство бросило против «Бисмарка» самые значительные свои корабли.
От баз метрополии отошли линкоры «Кинг Георг V» и «Родней», авианосец
«Викториуз», крейсера, эсминцы, подводные лодки. От Гибралтара устремился в
битву линейный крейсер «Ринаун», от берегов Африки спешил линкор
«Рамилиуз», летели в океан авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд» и
дивизионы эсминцев.
Англичане хотели спасти престиж своего флота. Но они сами не заметили,
что, бросая почти весь свой флот против одного линкора, они невольно теряли
этот престиж. Самолеты-торпедоносцы, поднятые с палуб авиаматок, нанесли по
«Бисмарку» удар, и удачный: наконец-то линкор захромал, гася свою
предельную скорость. Дождевые шквалы забушевали над Атлантикой, и на
рассвете 25 мая британские крейсера потеряли «Бисмарк». Дальнейшие поиски
его и погоня за ним быстро истощили топливные цистерны британских кораблей.
«Принц Эйген» пропал за пеленою дождевой мглы. Вся ярость травли
обрушилась на «Бисмарк». Британские торпедоносцы в спешке свалили боевой
груз на свой же крейсер «Шеффилд», который с большим искусством увернулся
от попаданий. Наконец одна из торпед заклинила рули на «Бисмарке»; при
сильном шторме линкор развернуло лагом к волне, и турбины бешено выли от
усилий котельных установок. Экраны локаторов на «Бисмарке» отмечали
появление британских эсминцев еще за 10 миль — и огонь башен линкора
отгонял их прочь.
Насосы британских кораблей уже дохлебывали последние тонны горючего,
когда «Бисмарк» сумел вторично оторваться от погони. Брест был уже недалек:
казалось, еще немного, и спасение придет. Но над волнами пролетела косая
тень британского «Норфолка» — эфир вздрогнул от призывов крейсера: «Он
здесь, он тут, я его вижу...» И горизонт снова ожил. Башни линкоров
дрогнули, орудия безжалостно и точно нащупывали цель.
На дистанцию в 50 кабельтовых к «Бисмарку» подскочил «Родней», и
частыми залпами — в упор! — англичане лихо расстреляли его орудийные башни.
Главная посудина Гитлера (искромсанная, пылающая, недвижимая) погибала, еще
продолжая работать машинами, но орудия ее уже молчали. При погружении в
воду раскаленные докрасна надстройки линкора окутались клубами шипящего
пара, и это шипение скоро перешло в резкий протяжный свист. А в задраенной
боевой рубке тонул обгорелый труп адмирала Лютьенса. Это произошло 27 мая в
11 часов утра в Атлантическом океане, всего в 400 милях от оккупированного
немцами Бреста...[10]»

Союзный долг

В начале сентября из Исландии вышел конвой PQ-18 в составе 40
транспортов. В отличие от предыдущих конвоев, кроме непосредственного
охранения, он имел мощное ближнее прикрытие, состоявшее из крейсера и 16
эсминцев, способное отразить атаку крупных кораблей. Впервые в конвой был
включен авианосец, на борту которого имелось 12 истребителей и 3
противолодочных самолета. Как и раньше, советский флот осуществил
специальную операцию. Командующий ВВС Северного флота располагал более чем
300 боевыми самолетами. Кроме того, на аэродромы в районе Кольского залива
прибыли из Англии 24 торпедоносца.
Гитлеровское командование использовало против конвоя 17 подводных
лодок, 337 самолетов (в том числе 92 торпедоносца и 133 пикирующих
бомбардировщика). 12 сентября первыми начали атаки подводные лодки. На
другой день массированные атаки торпедоносцев и пикировщиков принесли успех
немецким летчикам — было потоплено 8 судов. Атаки продолжались до 18
сентября и не принесли успеха противнику. Американский историк С. Морисон
писал; «18 сентября конвой был обнаружен противником при входе в Белое море
и безрезультатно атакован самолетами, летящими на средней высоте. В течение
дня конвой подвергался атаке двенадцати самолетов «Хейнкель-111», в
результате чего было торпедировано и потоплено еще одно судно. Несмотря на
уход авианосцев и других средств ПВО, действия германских самолетов не были
такими дерзкими, как прежде. А четыре русских эскадренных миноносца -
«Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев», «Урицкий», присоединившихся к
конвою 17 и 18 сентября, еще больше отбили у них. охоту к атаке».
Англичане не без основания считали, что операция проведена
удовлетворительно. Из состава конвоя немцам удалось потопить 13 транспортов
(10 — авиацией и 3 — подводными лодками) и 3 транспорта из встречного
конвоя QP-14. В то же время немецкий флот и авиация получили должный отпор:
были потоплены 4 подводные лодки и сбит 41 самолет. Кроме того, советская
авиация уничтожила более 20 самолетов при ударах по аэродромам. Стало
очевидно, что при усилении охранения противник не сможет прервать путь в
северные порты СССР. Однако союзники, несмотря на приближение полярной ночи
и уменьшение численности немецкой авиации, отказались посылать конвои,
мотивируя занятостью кораблей к подготовке десантной операции в Северную
Африку. 22 сентября Черчилль сообщил Рузвельту, что наступило время
сказать, что конвой PQ-19 отправлен не будет и что до января конвои в
Советский Союз вообще не будут направляться.

Заключение

Вот на этом и заканчивается союзная помощь СССР. И время подвести
итоги. Позиция союзников остается неясной по сей день. Были ли караваны
приманкой для гитлеровского флота или чем-либо еще могут сказать только
чиновники Уайтхолла. Для нашей же страны, в любом случае, будь приказ о
расформировании PQ-17 ошибкой английского командования или заранее
спланированной операцией, стоил, без сомнения, многие тысячи жизней. 50
миллионов унесла война и 30 млн. приходится на Россию. Можно ли было спасти
многих, приди помощь вовремя? Да, считаю я. Особенно в первые месяцы войны,
нашим солдатам так не хватало техники. Когда на пожертвования колхозов,
церквей страна строила несколько лишних танков, 1 союзный транспорт – это
10 эшелонов с оружием. Прекращение потсавок после 1942 года было вполне
логичным мероприятием – нашим войскам техника требовалась в меньшей
степени, а вот союзники, высадившись в Нормандии, гораздо острее нуждались
в ней. Именно поэтому в нашей печати тема конвоев занимает такое место. Идя
на поводу своих политических амбиций, Великобритания и США позволили
умереть тысячам, а, быть может, и миллионам бойцов в первый год войны. И
это не забудется никогда.



Список использованной литературы

1. Басов А.В. Советский флот на защите социализма. М., 1985, с.223
2. Горшков С.Г. Морская мощь государства. М., 1979, с. 416
3. Ирвинг Д. Разгром каравана PQ-17. М., 1971, с. 381
4. Курасов В.В. Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945.
Краткая история. М., 1970, с. 630
5. Кынин Г.П. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной
войны 1941-1945. Документы и материалы. М., 1983, т. 1-2
6. Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17. М., 1997, с. 587
-----------------------
[1] Ленд-лиз (англ. «Lend-lease») – аренда, ссуда
[2] Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, т.
1, док. 49
[3] Черчилль У. Мемуары, том 2, стр. 119-120
[4] В анлийском морском штабе управлением караванами ведал офицер P.Q.
Edwards.
[5] Должность первого лорда Адмиралтейства аналогична нашему начальнику
морского штаба
[6] После войны «Эдинбург» был поднят британскими водолазами
[7] Ирвинг Д. Разгром каравана PQ-17. М., 1971, с. 50.
[8] Учтены только средние и тяжелые танки
[9] Home Fleet (англ.) – флот королевской метрополии, куда входили
сильнейшие корабли английского флота
[10] Пикуль В. Реквием каравану PQ-17. М., 1997, с. 14-15





Реферат на тему: Постижение истории в эпоху средневековья


Постижение истории в эпоху средневековья.


В средневековье ядром социокультурной матрицы являлась религия, что
определило торжество историософемы провиденциализма. В рассматриваемом
периоде можно выделить четыре основных направления развития этой идеи: это
соответственно три направления христианства (православие, каталицизм и
протестантизм) и самостоятельная единица - конфуцианство, которое
развивалось в дальневосточной Азии.
Средневековая парадигма божественного промысла сложилась на основе
всего предшествующего движения историософской мысли. На протоисториософском
уровне в рамках мифоэпической схемы идея божественного промысла
характеризуется мифологическим фатализмом, исключающим всякую свободу
человека и постижимость предначертанности событий, что ярко демонстрирует
сюжетика шумеро-аккадской мифологии. Осмысление истории на философском
уровне, особенно в эллинистическую эпоху, сопряжено с возникновением и
развитием интереса к жизни отдельной личности, что вносит существенную
коррективу в фаталистическую картину мира - у них появляется формула
согласования воли человека с божественной волей или велением судьбы.
Подтверждение этому мы находим в исторических сочинениях Полибия и
Посидония. Героические личности (Ганнибал, Сципион) у Полибия или мудрецы у
Посидония уже перестали быть слепыми исполнителями божественного плана,
т.е. рационально осмыслив веление судьбы, он (мудрец) может привести свои
желания в соответствие с ним.
Далее мы прослеживаем всё большее ограничение философами и историками
античности детерминизма - человек начинает играть всё более значительную
роль, обладая уже правом на тот или иной поступок, который он может
совершать или не совершать в зависимости от своей нравственной воли. Ещё
дальше пошёл Корнелей Тацит, который в своей шестой книге "Анналов"
развивает идею о естественных причинах исторических событий, заключающиеся
в состоянии умов и нравов римлян. Тем самым Тацит развил традицию, начатую
ещё Фукидидом.
В религиозных теистических системах степень заданности
предопределения также различна: от фаталистических крайностей ислама, где
почти нет места свободе воли человека, до простого предвидения (Бог всё
предвидит, но не всё предопределяет), на котором акцентирует внимание
христианский богослов Иоанн Златоуст (347-407). Вместе с тем теистическое
провидение как осмысленное и целесообразно направленное на спасение
человека и мира действие провидения личного Бога принципиально отличается
от языческого (античного), характеризующегося стихийным действием безличных
божественных или космических сил, которое часто бывает губительным для
человека. Даже фаталистическая суровость ислама смягчается тем, что одним
из главных божественных свойств является милосердие. Аллах прежде всего ар-
Рахман, ар-Рахим-Милостивый, Милосердный, поэтому предопределение не должно
страшить человека. В теистических религиях даны божественные залоги и
обетования твари, заявлены цели мирового бытия.
В античности возникла идея всемирности (Полибий, Посидоний), но она была
лишь тенденцией, т.к. единство мировой истории ограничивалось римской
империей. Всё что находилось вне её, к этому единству не относилось,
рассматривалось как существование варваров. У христианских мыслителей
исключительность римской истории сменяется включением во всемирную историю
всех народов без различия этнической принадлежности при условии принятия
ими христианства. Универсальной становится сама историософема
провиденционализма, в которой интегрируются и теория прогресса (регресса) и
теория возрастов, что ярко выражено в философских построениях Аврелия
Августина (354-430) и Иохима Флорского (1132-1202).
Особую роль в формировании целостного исторического миросозерцания
играла вселенская церковь с её универсалистскими характеристиками. Не
случайно возникновению историософии Августина предшествует "церковная
история" Евсея Кесарийского, а историософии Иоахима Флорского "церковные
истории" Григория Турского и Беды Достопочтенного. Поэтому в христианской
историософии символически трактуется не только Священная история,
заключённая в библейском каноне, но и церковная история. Именно осмысление
последней привнесёт хилиастический уклон христианское, в целом
эсхатологическое, ощущение истории.
Первой систематизированной христианской концепцией божественного
промысла был провиденцианолизм Августина, включающий в себя теологическую
интерпретацию истории. В его трактате "О граде божьем" универсальная теория
о человечестве и его судьбах как единого, Богом управляемого целого,
опирается на основные узлы, взятые из библейской схемы: грехопадение -
очеловечивание Бога - второе пришествие Христа, и придающие историософской
доктрине Августина христоцентричность.
Важно, что Августин при изложении плана божественного предопределения
большое внимание уделяет периодизации исторического процесса, который он
делит на эпохи в соответствии с шестью днями творения Богом мира и шестью
возрастными периодами человеческой жизни.
Рассматривая мирскую историю Августин в соответствии с теорией
возрастов говорил об историософеме регресса - погружения во зло, но
рассматривая её воедино с историей Священной, на первый план выходит идея
прогресса, история в рамках Священной истории распространяется
исключительно на духовную жизнь, т.е. история - это грандиозный процесс
воспитания человеческого рода и спасению, придаёт августинской концепции
истории оптимистическое звучание.
Божественная и человеческая истории протекают во взаимно
неразделимых, но противоположных сферах, содержанием которых является
противоборство двух градов (государств) - Града Земного, воплощённого в
Римской империи, и Града Небесного, Божьего, воплощенного в христианской
(католической) церкви. Августиновская концепция жёсткого предопределения
исключает для человека возможность попасть в число небесных избранников по
собственной воле.
Соотнесение Града Божьего с церковью и Града Земного с миром носит
условно-символический характер, поскольку прямое отождествление невозможно
по причине указанной смешанности двух эсхатологически ориентированных
общностей (как в церкви есть отверженные, так и в мире, вне церкви, можно
встретить праведников) и вследствие неоднозначного, а порой противоречивого
отношения Августина к государству и церкви. Оно (отношение) объясняется
рядом причин: во-первых, следованием Августина за Платоном в различении
идеального и реального обществ; во-вторых, влиянием наряду с идеей
вселенской церкви с уже родившимся папством универсалистской идеи римской
государственности; в-третьих, обаянием евангельской максимы "Отдавайте
кесарю - кесарево, а Божье - Богу", предполагающей не только разделение
функций государства и церкви (ведение земных дел и дел небесных
соответственно), но и лояльное отношение христианства к государственной
власти; в-четвёртых, борьбой Августина с религиозными оппонентами -
донатистами, резко выступавшими против ориентации церкви на союз с
государственной властью, и Пелагием, отрицавшим наследственную силу
первородного греха и видевшим спасение человека в его собственных усилиях,
а не в божественной благодати, что ставило под сомнение роль церкви и вело
к идее абсолютной государственности.
И всё же Августин пришёл к оправданию государственного института
интуитивно, поэтому Римская империя у него стала материальным телом Града
Небесного, служить временным пристанищем церкви.
Хотя позиция Августина принципиально эсхатологическая (история как
богочеловеческий процесс устремлена к метаисторической цели, когда земное
Царство Божье сольётся с Небесным, которому не будет конца, а субъектом
метаистории согласно концепции Воскресения станет преобразованная "духовная
плоть"), в его историософской доктрине возникает очевидный хилиастический
уклон (отождествление Царства Божьего с исторической жизнью церкви), т.е. в
христианское сознание закладывалась основа толкования идеи Царства Божьего
ни эсхатологически, а исторически. Поздние модификации августиновских идей
будут способствовать усилению хилиастического мотива в христианской
историософии и обоснованию теократических претензий католической церкви.
Оттон выдвинул идею единого Града Божьего, представив
противоборствующие силы как единство, воплощённое в универсальной
христианской империи, главой которой является Христос, что вызвало борьбу
между римским папой и германским императором. Отказавшись от
августиновского членения истории, Оттон Фрейзингенский делит её на три
эпохи: до рождения Христа, от Христа до Константина и от Константина до
конца мира. В эпоху императора Константина преодолевается антитеза двух
градов - Божьего и Земного, которые объединяются в смешанное царство.
Хилиастический мотив, возникший в августиновской концепции истории и
усиленный в её различных модификация, становится основным в теории Иоахима
Флорского.
Если на почве августинизма можно рассматривать теократию как
осуществление хилиастических ожиданий, что логически вытекает из
отождествления Божьего Царства с исторической жизнью церкви, с её
политическими притязаниями, то пророчества калабрийского аббата о судьбах
человечества и церкви закладывают иной принцип подхода к ним: он
предсказывал смену исторической (плотской) церкви истинной (духовной)
церковью, т. е. осуществление хилиастических ожиданий, по Иоахиму,
выльется, если можно так выразиться, в спиритократию.
Проявив себя как изощрённый экзегет "Апокалипсиса", Иоахим дал его
историческую, а не метаисторическую интерпретацию. Его концепция истории
уже не христоцентрическая, а тринитарная, т.к. уповала на появление в
исторической реальности всех трёх лиц Троицы, а не только Сына-Логоса,
воплощённого в Христе. Под началом Отца, Сына и Святого Духа
последовательно пройдут три периода мировой истории, в каждом из которых
человечеству суждено преодолеть шесть кризисов, соответствующих шести
печатям "Апокалипсиса".
Периоды представляют собой последовательность прогрессивных
состояний, ведущих к постепенному одухотворению и освобождению
человеческого рода. В историософеме прогресса у Иоахима обнаруживается идея
внутренней преемственности исторических эпох, т.е. впервые в философии
истории предпринимается попытка раскрыть механизм перехода от одной ступени
развития к другой. Периоды у него не наступают внезапно и не аннулируют
прежних, каждое новое «состояние» таится в зачатке уже в предыдущем, как в
материнской утробе.
Иоахим, оставаясь верным концепции провиденционализма, ибо намеченные
им стадии мира уже содержались в заранее предначертанном божественном
плане, вместе с тем открывает новый смысл мировой истории: вековечному
состязанию у Августина и механическому их слиянию у Оттона Фрейзингенского
он противопоставил органическое вырастание Града Божьего из Земного.
Август инизм и особенно ноахизм способствовали угасанию
эсхатологической и развитию хилистической концепции в западно-христианской
философии истории.
Такая направленность историософского дискурса определялась в конечном итоге
утвердившейся в католическом мире моделью восприятия христианства:
римлянами с их юридическим гением и романизированными народами христианство
было понято как богооткровенная программа общественного устройства. Юридизм
проник даже в представление о Царстве Божьем, что в конкретной социальной
практике на христианском западе вылилось в форму папоцезаризма (слияние в
одном лице светской и духовной власти).
Если римлянину был свойственен юридический гений, то греку –
философский. Эллины и эллинизированные народы поняли христианство как
богооткровенную метафизику, как путь к познанию сущности Божества и
спасению личности через нравственное совершенствование. Закономерно, что
христианские догматы были выработаны главным образом восточными учителями
церкви и именно на востоке возникали многочисленные еретические учения как
свидетельство напряжённого интереса к метафизическим вопросам.
Восторжествовавшая в православном мире модель восприятия христианства
обусловливает то, что в осмыслении мира и судеб человечества преобладающей
становится философия метаистории, начала которой заложили Ориген и Григорий
Нисский. Обращению мыслителей Востока к метаисторической топике
содействовал и социальный фон Византийской империи, определяемый системой
цезарепапизма (зародившейся в эпоху Феодосия II- 408-450), при которой
церковь не претендовала на власть басилевса и ориентировала богословов
преимущественно на осмысление метафизической проблематики, а не
исторической действительности.
Пониманию мира как разворачивающейся истории, утвердившемуся с
августинского «О Граде Божьем» на латинском Западе, было противопоставлено
на христианском Востоке представление о мире как иерархии светового
восхождения человечества к Богу, выраженное в « Ареопагитиках», автора
которых называют Псевдо-Дионисием Ариопагитом(V-нач.V Iвв.).
Иерархический принцип, по которому Псевдо-Дионисий выстраивает
христианский универсум охватывает небесную (духовную) и земную (церковно-
социальную) сферы. Поскольку члены иерархии одновременно есть чины и
знания, содержащие образ Бога, то главное назначение этой своеобразной
онтологической лестницы состоит в передаче божественного знания сверху вниз
и возведении человека по ступеням духовности снизу вверх.
Соединение небесного и земного уровней происходит либо гностическим
путём, когда луч фотодосии непосредственно озаряет душу человека,
погружённого в безмолвное созерцание Абсолюта, либо в главных таинствах
христианского культа, которые поэтому в качестве высшего чина земной
иерархии помещены на границе двух сфер.
Трансцедентальная сфера у Псевдо-Дионисия представляет двухуровневое
метаисторическое пространство: первый уровень – «Единое Благое» как
первопричина всего сущего и источник постоянного излучения световой
информации в иерархию; второй уровень – небесная иерархия, чины которой
передают богооткровенные знания низшим в соответствующей им мере. Учитывая,
что Псевдо-Дионисий неоплатонические представления о сияющей
одухотворённости мира с христианским догматом триединого Бога, Бог-Отец у
него обозначается как «Отец Света», а Христос как «первичное сияние»,
которое «явило Отца миру». Провиденческое вдохновение Псевдо-Дионисия
раскрывает цель человека в обращении его в субъекта метаистории, когда на
высшей ступени познания достигается обожение, т.е. полное не слитное
соединение личности и Бога.
Мысль о световой трансформации физической плоти человека получит
развёрнутое обоснование в исихаизме. Главный теоретик этого философско-
мистического течения, возникшего в среде афонских монахов в ХIV в.,
Григорий Палама в своём предвидении метафизического бытия человека исходит
из световидности ангелов; Адама, бывшего в Эдеме, по его мнению, не нагим,
а в одежде божественного света;и Христа, явившего на горе Фавор изначально
скрытое в нём под плотью сияние божественной природы. Факту преображения
Господня Палама придаёт решающее значение.
Для выявления световой природы субъекта метаистории важно учесть
анализируемое Паламой соотношение человека и ангела. Человек создан по
образу и подобию Божию. Но если образ Божий дан человеку, вложен в него как
основа бытия, то подобие есть то, что осуществляется в человеке на основе
этого образа как задача его жизни. По образу Божию люди выше добрых
ангелов. Это находит выражение, во-первых, в природе человеческой души,
т.к. содержащийся в ней ум, слово и оживляющий тело дух более соответствует
образу Божию, чем бестелесные ангелы; во-вторых, в способности к
властвованию, а через эту способность в людях Бог получил господство над
всей землёй; в-третьих, в способности к чувственности, которая в соединении
с умом и словом, изобретает множество искусств и знаний и, наконец, в
свойственной только человеку способности к хозяйственному владению землёй.
Псевдо-Дионисий оказал необычайное влияние не только на восточное, но
и на западное богословие как в его схоластическом, так и в мистических
течениях.
Схоластики, продолжая традицию христианской апологетики, стремились создать
стройную систему христианского мировоззрения, выстраивавшую иерархию сфер
бытия, на вершине которой располагалась церковь. Теоретическое обоснование
максимальной концентрации власти римской церкви содержалось в учении Фомы
Аквинского(1225-1274), который опирался на философию Аристотеля.


Литература: Лебедев Виктор Эдуардович
« Философия Истории и Метаистории» 1997 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ стихотворения Бунина "Змея" (Литература : русская)


Реферат: Обязательства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Возможности пакета MultiVision v.4.5. на уроках химии (Компьютеры)


Реферат: Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела (Спорт)


Реферат: Крутая шпора (Экологическое право)


Реферат: Интеллигенция и революция (История)


Реферат: Деятельность Ивана Федорова в Украине (Культурология)


Реферат: Управленческий учет в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Изменения в политике (Политология)


Реферат: Трехмерная анимация в 3D Studio MAX (Программирование)


Реферат: Романтизм (Литература : зарубежная)


Реферат: Функциональные возможности ib system object (Банковское дело)


Реферат: Проект лабораторного стенда на базе частотного электропривода Omron (Технология)


Реферат: Роль семьи в подготовке детей к школе (Педагогика)


Реферат: Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой (Сельское хозяйство)


Реферат: Множественность преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Анализ кредитоспособности предприятия ОАО Благкомхлебпродукт (Деньги и кредит)


Реферат: Гостиница "Метрополь" (Культурология)


Реферат: Архитектурный ансамбль Петродворца (Искусство и культура)


Реферат: Исполнительное производство РФ (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист