GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)



Министерство образования Российской Федерации

Самарская государственная экономическая академия

КАФЕДРА МЭРП



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИя И ПЕДАГОГИКА»
НА ТЕМУ «ОБМАННЫЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ В ОБЩЕНИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОСТОяНИя»



СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ
4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР,
ФАКУЛЬТЕТА ВВДО


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХ



ОЦЕНКА _____________



САМАРА 2002
ТЕМА: «ОБМАННЫЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ В ОБЩЕНИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОСТОяНИя»

План

|Введение……………………………………………………………. |с.2-3 |
|1. |Процесс общения, техника и основные приемы………… |с.4-6 |
|2. |Четырнадцать правил, которые помогут убедить собеседника | |
| |………………………………………………….. |с.7-16 |
|3. |Скрытое управление собеседником, возможности | |
| |противостояния. ………………………………………..…… |с.17-20|
|Заключение……………………………..…………..………………. |с.21-22|
|Список использованной литературы…………..……………...…. |с.23 |

ВВЕДЕНИЕ

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне
человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и
опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты:
содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в
межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или
эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать
другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное
участие в их удовлетворении.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди
обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире,
богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и
навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразности по
своему внутреннему содержанию. Цель общения — это то, ради чего у человека
возникает данный вид активности.
У человека количество целей общения увеличивается. В них включаются
передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание,
согласование разумных действий людей в их совместной деятельности,
установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно
определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки
информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными
составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся
сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах
общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и
приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом
человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от
культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы
говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы
прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с
людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые
средства общения, включая вербальное и невербальное.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,
ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,
человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.
Через активное общение с развитыми личностями и он сам превращается в
личность.

1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ, ТЕХНИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо
определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению,
оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы
общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и
результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера
соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и
сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого
желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как
принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона
высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий,
направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого
(передаваемой информации).
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения,
желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру.
Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации
определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того,
что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для
того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например,
разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает
общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в
сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от
собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о
недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица
могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо
воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию
разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также
оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон
означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные
взаимоотношения. Той же Цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к
знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к
дружескому, неофициальному тону общения являются признаком
доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление
неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует
присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный
момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и
выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся
люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру,
отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко
возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки,
речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил
З.Фрейд.
В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы
разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под
ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере
по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения
в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных
действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее
изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь
предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как
партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего
забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои
реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось
причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную
связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в
собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и
оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении
является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в
структуру коммуникативных способностей человека.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные
особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с
окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие
школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются
от общения молодых.
2. ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКА

первое ПРАВИЛО (ПРАВИЛО гомера): Очередность приводимых аргументов влияет
на их убедительность, Наиболее убедителен следующий порядок аргументов:
сильные — средние — один самый сильный.
Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не
пользоваться: выявив их в процессе подготовки, не пользуйтесь ими для
убеждения. Они принесут вред, а не пользу.
Действительно, лицо, принимающее решение, уделяет больше внимания
слабостям в Ваших аргументах, ибо, приняв положительное решение, он
принимает на себя ответственность. Поэтому ему важно не ошибиться. Не
количество аргументов решает исход дела, а их надежность.
Следует отметить одно очень важное обстоятельство. Один и тот же
аргумент для разных людей может быть и сильным и слабым. Поэтому сила
(слабость) аргументов должна определяться с точки зрения лица, принимающего
решение.

второе ПРАВИЛО (ПРАВИЛО сократа): Для получения положительного решения по
важному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два
коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения
ответит Вам "да".
2400 лет существует это правило, оно проверено сотней поколений
образованных людей. Оно живо потому, что верно.
И только сравнительно недавно были выяснены глубокие -
физиологические (!) причины, объясняющие эффективность данного приема.
Установлено, что, когда человек говорит или слышит "нет", в его кровь
поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот,
слово "да" приводит к выделению "гормонов удовольствия" (эндорфинов).
Получив две порции "гормонов удовольствия", собеседник расслабляется,
настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать "да", чем
"нет".
Одной порции эндорфинов не всегда достаточно, чтобы перебороть плохое
расположение духа, в котором может пребывать собеседник. Кроме того,
человеку невозможно мгновенно перестроиться с одного настроения на другое,
надо дать ему и больше времени, и больше "гормонов удовольствия", чтобы
обеспечить этот процесс.
Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять
собеседника, не отнимать у него много времени. Кроме того, при длительной
подготовке к основной части разговора увеличивается вероятность того, что
кто-то вмешается (телефонным звонком или непосредственно) в разговор,
получив вместо Вас положительное решение. Особенно это актуально при
посещении руководителя.

третье ПРАВИЛО (правило паскаля): Не загоняйте собеседника в угол. Дайте
ему возможность "сохранить лицо".
Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие
ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например,
открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым,
человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе.
Или когда Вы уличили собеседника в чем-то, порочащем его достоинство,
то согласиться ему — значит признать отрицательную оценку своей личности.
Слова Паскаля "Ничто так не разоружает, как условия почетной
капитуляции" как нельзя лучше подсказывают выход из ситуации.
Это и подсказка, как практически реализовать правило 3. Предложите
такое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из
затруднительного положения — это поможет ему принять Вашу точку зрения!

четвертое ПРАВИЛО: Убедительность аргументов в значительной степени зависит
от имиджа и статуса убеждающего.
Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое
— когда незначительный, не принимаемый всерьез.
Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в
какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг
окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с
ним — и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус
индивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.

пятое ПРАВИЛО: Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявления
признаков неуверенности. Отрицательные примеры тому: "Извините, если я
помешал". "Я бы хотел еще раз услышать". "Пожалуйста, если у Вас есть время
меня выслушать". Неуверенное поведение снижает статус.

шестое ПРАВИЛО: Не принижайте статус собеседника.
Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает
его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.

седьмое ПРАВИЛО: К аргументам приятного нам собеседника мы относимся
снисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением.
Одно из правил ведения деловой беседы гласит, что задача первой части
беседы - создать атмосферу взаимного доверия. Как видим, оно хорошо
согласуется с правилом науки убеждать.
Приятное впечатление, как известно, создается многими
обстоятельствами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной
речью, приятными манерами, внешним видом.

восьмое ПРАВИЛО: Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас
моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании
собеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает,
конечно, крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко
изложил свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкой
зрения на проблему и т.п. Затем излагайте свои аргументы, подводящие
собеседника к Вашим выводам.
Не стоит только говорить: "А у меня на этот счет другое мнение". Эта
фраза разводит вас по разные стороны баррикады под названием "самолюбие".
Ибо тем самым как бы говорится: "Сейчас я докажу, что умнее тебя".

девятое ПРАВИЛО: Проявите эмпатию.
Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния
другого человека в форме сопереживания.
Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его
мыслей, как говорится "влезть в его шкуру".
Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, не
проявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера).
Действительно, силу аргументов мы должны оценивать с точки зрения лица,
принимающего решение, то есть мы должны как бы поставить себя на его место.
То же касается и правил Сократа и Паскаля — нужно предвидеть реакцию
собеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию.
Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) также
необходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и
для выполнения следующего правила.

десятое ПРАВИЛО: Будьте хорошим слушателем.
При внимательном анализе споров выясняется, что многие из них
разгораются потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах,
но не понимают этого.
Поэтому внимательное слушание — залог Вашей убедительности: никогда
не убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того,
внимательный слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует и
правило 7.

одиннадцатое ПРАВИЛО: Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника?
Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимости
от контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке
500 наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений, и русский
язык не является здесь исключением.
Поэтому очень часто степень понимания при принятии сообщения,
особенно устного, оставляет желать лучшего.
Анализ споров показывает, что во многих случаях спорящие просто по-
разному понимают предмет спора, в результате — "один — про Фому, другой —
про Ерему". Стоит только понять друг друга, как спорить становится не о
чем.
Существуют простые способы проверить степень понимания: "Правильно ли
я Вас понял..." (и повторить, как Вы поняли) или "Другими словами, Вы
считаете...", "Сказанное Вами может означать..." и т.п. Не грех и
переспросить: "Что Вы имеете в виду?", "Не уточните ли Вы?", "Нельзя ли
подробнее...".

двенадцатое ПРАВИЛО: Избегайте конфликтогенов.
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие
привести к конфликту. Дословный перевод этого слова "рождающий конфликты",
ибо окончание "ген" в сложном слове означает "рождающийся".

тринадцатое ПРАВИЛО: Следите за мимикой, жестами и позами — своими и
собеседника.
Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает слушатель по
поводу наших слов. Далеко не всегда собеседники откровенны.
Помогает здесь знание языка жестов и поз. Дело в том, что в отличие
от речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы,
это происходит неосознанно.
Знающий язык жестов и поз "читает" собеседника, получая
дополнительную информацию. Вместе с тем мы бываем неубедительны, если наши
жесты и позы не соответствуют произносимым словам. Многие это
несоответствие ощущают, говоря: "Чувствую, что здесь что-то не то..."
Знание же жестов и поз позволяет сделать нашу речь более убедительной.
Таблица 1
|№ |Жесты, поза |Состояние собеседника |
|п/п | | |
|1 |2 |3 |
|1 |Раскрытые руки ладонями вверх |Искренность, открытость |
|2 |Расстегнут пиджак (или снимается) |Открытость, дружеское |
| | |расположение |
|3 |Руки спрятаны (за спину, в карманы) |Чувство собственной вины или |
| | |напряженное восприятие ситуации|
|4 |Руки скрещены на груди |Защита, оборона |
|5 |Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в|Защита, оборона |
| |какой-нибудь предмет так, что | |
| |побелели суставы) | |
|6 |Кисти рук расслаблены |Спокойствие |
|7 |Сидит на краешке стула, склонившись |Заинтересованность |
| |вперед, голова слегка наклонена и | |
| |опирается на руку | |

|1 |2 |3 |
|8 |Голова слегка наклонена набок |Внимательное слушание |
|9 |Опирается подбородком на ладонь |Критическая оценка |
| |указательный палец вдоль щеки, | |
| |остальные пальцы ниже рта | |
|10 |Почесывание подбородка (нередко |Принимается решение |
| |сопровождается легким прищуриванием | |
| |глаз) | |
|11 |Ладонь захватывает подбородок |Принимается решение |
|12 |Медленно снимает очки, тщательно |Желание выиграть время, |
| |протирает стекла |подготовка к решительному |
| | |сопротивлению |
|13 |Расхаживает |Принимает трудное решение |
|14 |Пощипывание переносицы |Напряженное размышление |
|15 |Прикрывает рот рукой во время своего|Обманывает |
| |высказывания | |
|16 |Прикрывает рот рукой во время |Сомневается. не верит |
| |слушания |говорящему |
|17 |Старается на Вас не смотреть |Скрытность, утаивание своей |
| | |позиции |
|18 |Взгляд в сторону от Вас |Подозрение, сомнение |
|19 |Говорящий слегка коснулся носа или |Обманывает |
| |века (обычно указательным пальцем) | |
|20 |Слушающий слегка коснулся носа, века|Не верит говорящему |
| |или уха | |
|21 |При рукопожатии руку держит сверху |Превосходство, уверенность |
|22 |При рукопожатии руку держит снизу |Подчинение |
|23 |Хозяин кабинета начинает собирать |Разговор окончен |
| |бумаги на столе | |
|24 |Ноги или все тело обращены к выходу |Желание уйти |
|25 |Рука находится в кармане, большой |Превосходство, уверенность |
| |палец снаружи | |
|26 |Говорящий жестикулирует сжатым |Демонстрация власти, угроза |
| |кулаком | |
|27 |Пиджак застегнут на все пуговицы |Официальность, подчеркивание |
| | |дистанции |
|28 |Сидит верхом на стуле |Агрессивное состояние |
|29 |Зрачки расширены |Заинтересованность или |
| | |возбуждение |
|30 |Зрачки сузились |Скрытность, утаивание своей |
| | |позиции |

Процедура убеждения включает в себя четыре вида убеждающих
воздействий:
. Информирование
. Разъяснение
. Доказательство
. Опровержение.
Прежде чем действовать, человек должен быть проинформирован о том,
что нужно сделать. При этом ему необходимо осознать, стоит ли это делать и
сможет ли он это сделать.
Для этого следует проинформировать слушателя о ценности цели, о ее
достижимости, а еще лучше и о средствах ее достижения. (Никто из нас не
примет решения действовать, если ему не ясна цель действия, непонятно, что
делать и выйдет ли из этого что-то дельное.)

Разъяснение

Основные виды разъяснения: инструктивное, повествующее, рассуждающее.
. Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от слушателя
требуется запомнить, что и как надо сделать.
. Повествующее разъяснение сродни рассказу.
. Рассуждающее разъяснение имеет целью активизировать мыслительную
деятельность слушателя. Для усиления воздействия приводятся
аргументы "за" и "против", ставятся вопросы перед собой и
слушателем.

Доказательство

Оно строится на законах логики: законе тождества, законе
противоречия, исключенного третьего и законе достаточного основания.
При убеждении-доказательстве следует постоянно учитывать
необходимость удовлетворения потребностей человека.
Таким обрезом, можно сказать, что имеет место

четырнадцатое ПРАВИЛО: Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-
то из потребностей собеседника.
Потребности делятся на пять уровней:
1. физиологические потребности (пища, вода, сон, жилье и т.д.);
2. потребность в безопасности, уверенности в будущем;
3. потребность принадлежать какой-то общности семья, друзья, коллектив и
т.д.);
4. потребность в уважении, признании;
5. потребность в самореализации, проявлении своих возможностей; духовные
потребности.
Человек неохотно продвигается к более высокой ступени потребностей,
не удовлетворив низшую. Как только потребность удовлетворена, интерес
перемещается к более высокой ступени потребности и это становится
сильнейшим мотивом в данный момент.
Эти закономерности должны учитываться при построении доказательств, а
тем более — опровержения.

Опровержение

Если взгляды расходятся, то, чтобы доказать свою правоту, нужно
опровергнуть точку зрения собеседника.
Это наиболее сложный момент убеждения, поскольку люди с большим
трудом меняют свои взгляды. Здесь особенно важно соблюсти приведенные выше
правила убеждения № 3, 6, 8, 9, 10, 11, дабы не травмировать чувство
собственного достоинства собеседника.

Схема убеждения

Хорошо проверена (в частности, опытом удачных рекламных кампаний)
классическая схема последовательного воздействия на сознание человека:
внимание — интерес — желание — действие.
Внимание можно привлечь необычностью изложения, его формой,
визуальными средствами.
Интерес возникает, когда слушатель поймет, что он может удовлетворить
какую-то из своих потребностей.
Желание возникнет, когда он увидит, что цель достижима.
Действие является результатом желания и подсказки о том, что надо
сделать.

Наглядные средства

Привлечь и удержать внимание помогают визуальные средства:
• видеосюжеты,
• слайды,
• плакаты.

Большой убедительностью обладают

• графики,
• схемы,
• диаграммы.
Конечно, подготовка наглядных материалов требует сил, времени,
средств, но проигрыш от того, что не убедил аудиторию или руководство,
бывает так значителен, что не стоит о нем забывать.
3. Скрытое управление собеседником, возможности противостояния.

Манипуляция — это скрытое управление собеседником против его воли.
Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, так и на
пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если цель манипулятора —
получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность этого очевидна.
Когда же, например, родитель ненавязчиво, незаметно для ребенка направляет
его действия в нужное русло — такая манипуляция полезна, поскольку не
травмирует ребенка.
В деловом общении манипуляция — обычная вещь. Руководитель вместо
силового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у того
иллюзию полной самостоятельности и свободы. Нередко и подчиненные незаметно
управляют своими начальниками.
Очень часто супруги манипулируют друг другом. Например, жена с
помощью "женских хитростей" незаметно отучает мужа от пагубных привычек. И
слава Богу. Но если в другом случае цель ее или его будет эгоистична, то
тогда манипуляторские действия достойны осуждения.
Примеров манипуляций существует великое множество. Производятся они
по определенным схемам, одинаково действующим как в деловом, так и в
бытовом общении. Существует научная теория, позволяющая объяснить механизм
манипуляции и, следовательно, научиться, как пользоваться этим приемом и
как достойно защититься от него.

Схема защиты от манипуляций

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много
общего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.
Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:


[pic]



не ПОКАЗЫВАЙТЕ СЛАБОСТЕЙ

В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей
собеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным,
неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным,
оказывать покровительство, ощущать свое превосходство, значимость, хорошо
выглядеть, получить похвалу и т.д.

осознайте, что вами манипулируют

Признаком манипуляции является чувство неудобства: Вам не хочется что-
то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, Вы будете "плохо
выглядеть".
Достаточно сказать себе: "Стоп, манипуляция!" или что-то в этом роде,
но обязательно содержащее слово "манипуляция".
Именно оно действует отрезвляюще — Вы осознаете, что это игра с Вами,
нарушение Вашей независимости, насилие над Вашей личностью.
Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и
начать защищаться.

пассивная ЗАЩИТА

Ею рекомендуется воспользоваться, если Вы не знаете, что делать, как
ответить манипулятору.
Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или
вообще спросите о чем-то другом.

Активная ЗАЩИТА

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает уже
перед пассивной защитой. Ибо самое опасное в манипуляции — ее
стремительность, неожиданность, когда у Вас нет времени сообразить, как
выйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает Вам время для
ответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает
заготовленное им распределение ролей. Но, конечно же, явно предпочтительнее
активная защита.
Главное в этом — психологический настрой: не следует стесняться
говорить то, что думаете. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание
выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: "Боюсь, ты сильно
преувеличиваешь мои достоинства" (щедрость, возможности, способности) — эти
слова снимают с Вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор
для импровизаций.

Когда нужна активная защита

Прежде всего, не тогда, когда объект манипуляции находится в
зависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора.
Дело в том, что активная защита является встречным конфликтогеном, не
уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону
эскалации конфликтогенов последний ответит конфликтогеном еще более
сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая
сторона вовсе не заинтересована.
Кроме случаев прямой зависимости есть еще и моральные тормоза,
происходящие от воспитанности, привычки соблюдать определенные этические
нормы, которые удерживают от всякого высказывания, могущего обидеть
собеседника. Понятно, что воспитанному человеку труднее решиться на
активные методы защиты от манипуляций.

расставьте ТОЧКИ НАД i

Итак, если Вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите,
что Вас беспокоит в предложении партнера. Если это необязательный заемщик,
достаточно сказать ему, например, что у Вас нет уверенности, что он вовремя
вернет долг, он сам в этом виноват. После этого психологическое
преимущество переходит к Вам.

контрманипуляция

Смысл контрманипуляции — сделать вид, что не понимаешь, что тобой
пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным
вопросом, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество.
Например, манипулятор говорит: "А слабо тебе..." и предлагает что-то
опасное или преступное. Ответ: "А ты сам можешь это сделать? Сделай"."'
Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться
манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от
ухудшения отношений с манипулятором.
Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой
проигрыш от манипуляции.
Так нередко случается, например, во взаимоотношениях подчиненных с
руководителями и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора.
Если контрманипуляция окажется более сильной, чем сама манипуляция,
то по закону эскалации конфликтогенов это может спровоцировать еще более
сильный конфликтоген со стороны манипулятора и далее — по нарастающей — к
конфликту.
С другой стороны, фактически плохие отношения, маскируемые внешним
участием, заботой, — благодатная почва для манипуляторов. Поэтому иногда
полезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся это
сделать, получает психологическое преимущество.
Так что, как поется в известной песне; "Думайте сами, решайте сами,
иметь или не иметь".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Науке убеждать издревле придавалось огромное значение. Величайшие умы
человечества внесли в нее свой вклад. Она изучалась и изучается в лучших
учебных заведениях мира, но, к сожалению, не в наших вузах, хотя еще в
царской России ее преподавали даже в гимназиях, не говоря уже об
университетах. Основные положения науки убеждать традиционно входили в курс
риторики.
Существует два способа добиться того, чтобы собеседник поступил так,
как Вы хотите:
. убедить;

заставить.

Если ни то ни другое не удается, придется идти на взаимные уступки,
то есть постараться достичь компромисса.
Заставляя, мы вступаем в борьбу с человеком, потери при этом
неизбежны. При компромиссе мы также несем определенные потери.
При компромиссе мы отступаем от части своих требований в обмен на
уступки другой стороны.
Компромиссные соглашения весьма ненадежны, ибо понесенные потери
подталкивают к невыполнению договоренностей (бесчисленные примеры тому -
постоянные нарушения достигаемых, обычно как компромисс, соглашений о
прекращении огня в "горячих точках").
Поэтому, чтобы компромисс был надежным, необходимо чем-то
компенсировать потери каждого. Сделать это можно только расширением
обсуждаемого круга взаимных интересов, чтобы каждому найти возможности
удовлетворить какие-то потребности партнера без особых потерь для себя.
Иначе говоря, здесь следует руководствоваться "правилом пирога": прежде чем
делить пирог - увеличьте его.
Компромисс достижим только в том случае, если каждая сторона убедит
оппонирующую в выгодности для нее такого компромисса. Иначе нет гарантий,
что на него пойдут, а если пойдут — что будут соблюдать.
Суммируя все сказанное, приходим к выводу, что наиболее высокие и
надежные результаты достигаются не прессингом, а умением убеждать.
Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимущество
в деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях перед
аудиторией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Р.С.Немов. «Психология». Т.1. – М.: Владос., 2001г.
2. В.П.Шейнов. «Как управлять другими, как управлять собой». – М.:
Амалфея., 997г.
3. Э.Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». –
Мн.: Попурри., 2000г.
4. А.А.Радугин. «Психология и педагогика». М.: Центр., 1999г.




Реферат на тему: Образование навыков
АГПУ.



Курсовая по психологии.



Сделал: Павел Валерьевич
Тюрин

Научный руководитель:
Ольга Владимировна
Самитова



1999-04-11



План.
1) Общие понятия о навыке.(стр. 2)
2) Виды навыков.(стр. 5)
3) Методы образования навыков.(стр. 6)
4) Освоение системы знаний.(стр. 14)
5) Вывод.(стр. 23)



Введение

Целью данной курсовой работы являлась тема психология
усвоения знаний, умений и навыков. Учитывая сложное
соотношений таких понятий как умения и навыки (до сих пор
психологи не сошлись во мнении в отношении этих основных
понятий – одни ставят выше навыки, другие умения). Я
решил объединить эти понятия, а чёткую границу пусть
проводят более знающие и образованные люди.

Павел Валерьевич Тюрин.

1999-04-07



Общие понятия о навыке.
Всякое действие человека строится на основе
некоторых первичных действий, сложившихся в результате
предшествующего развития. Вместе с тем всякое сколько-
нибудь сложное человеческое действие в процессе своего
выполнения и порождает новые, более сложные и
автоматизмы.
Эти образующиеся в результате упражнения,
тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты
сознательной деятельности человека и являются навыками в
специфическом смысле слова. Сначала, когда, приступая к
какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает
для выполнения непривычного еще для него действия уже
сложившимися способами, ему приходится сознательно
определять и контролировать не только действие,
направленное на цель, которую он себе ставит, но и
отдельные движения или операции, посредством которых он
его осуществляет.
В результате повторного решения той же задачи
человек приобретает возможность выполнять данное
действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе
специальной целью сознательно подбирать для него способы
его выполнения, не будучи вынужденным, как это было
сначала, перемещать свою цель с действия в целом на
отдельные операции, служащие для его выполнения. Это
выключение из поля сознания отдельных компонентов
сознательного действия, посредством которых оно
выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные
компоненты, участвующие в выполнении сознательного
действия человека, это и есть навыки в специфическом
смысле слова. Навыки, таким образом, это
автоматизированные компоненты сознательного действия
человека, которые вырабатываются в процессе его
выполнения.
Ни одна из высших форм человеческой деятельности не
может быть сведена к простой механической сумме навыков.
С другой стороны, в любую форму деятельности навыки
входят необходимой составной частью; только благодаря
тому, что некоторые действия закрепляются в качестве
навыков и как бы спускаются в план автоматизированных
актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от
регулирования относительно элементарных актов, может
направляться на разрешение более сложных задач. При этом
навыки, будучи по своим внешним результатам действиями
или более или менее сложными системами действий, по своей
психологической структуре являются не столько действиями,
т.е. актами, направленными на их результат как на
осознаваемую субъектом цель его деятельности, сколько
операциями, или способами, посредством которых
осуществляется действие, направленное на осознанную цель.
Если они сначала и были действиями, становясь в
результате автоматизации навыками, они, давая объективно
тот же эффект, перестают по своей психологической природе
быть действиями, — если под действиями разуметь акты,
направленные на осознаваемую цель; они становятся
частичными операциями, составными частями какого-то
действия, автоматизированными способами его выполнения.
Для исторически сложившихся видов деятельности человека в
общественной практике вырабатываются соответствующие
общественные способы действия, которые осваиваются
индивидом в процессе обучения.
Пока они осваиваются, они являются сознательными
действиями, цель которых заключается именно в освоении
данного способа действия. По освоении данного способа
действия соответствующая операция включается подчиненным
компонентом в сознательную деятельность человека,
начинает выполняться в ней автоматически как навык.
Навык, таким образом, возникает как сознательно
автоматизируемое действие и затем функционирует как
автоматизированный способ выполнения действия.
То, что данное действие стало навыком, означает,
собственно, что индивид в результате упражнения приобрел
возможность осуществлять данную операцию, не делая ее
выполнение своей сознательной целью. Отсутствие
преднамеренности и сознательности в этом смысле не
исключает все же возможности сознательного контроля над
выполнением автоматизированного действия и возможности —
когда это требуется — сознательного вмешательства в его
ход, хотя по большей части попытки переместить цель и
внимание с задачи, разрешаемой действием, на движение,
которым оно выполняется, вносит сбивчивость в выполнение
автоматизированного движения и нарушает его ход. Не
только вторичные автоматизмы, образовавшиеся в результате
выучки, — навыки, но и первичные автоматизмы, посредством
которых осуществляются непроизвольные движения, служащие
для выполнения наших произвольных действий, функционируют
наиболее гладко, когда мы не сосредоточиваемся на них
сознательно, а, сосредоточиваясь на задаче, на действии,
предоставляем движению совершаться непроизвольно,
подсознательно.
Поскольку навык является компонентом и способом
выполнения действия, он не может не зависеть от его
смыслового содержания, а его автоматически
осуществляющееся включение — от смыслового содержания тех
условий, при которых оно совершается.
Навык может, конечно, быть и элементарной реакцией на
простой сенсорный сигнал, но он может быть и очень
сложной операцией, обусловленной относительно очень
сложным семантическим содержанием.
Включение навыка связано всегда с теми или иными
условиями задачи, разрешаемой действием, в котором навык
вырабатывается. Поэтому характер навыка, степень его
гибкости, легкости переноса соответственно ситуации не
могут не зависеть от того, насколько адекватно,
дифференцированно и обобщенно осознаются условия, с
которыми, как своеобразными «ключами», связано включение
навыка.
Для выработки навыка надо сорганизовать более или
менее сложную систему работы или операции так, чтобы она
функционировала как единое целое. Для этого необходимо,
чтобы частные задачи, выполняемые подлежащими
автоматизации действиями, были вобраны в более крупные,
общие задачи, в которые они включаются как звенья. С этой
трансформацией задачи, которая при этом происходит,
связано перенесение осознаваемой цели за пределы
автоматизируемого действия. Становящееся в этом смысле
неосознанным, т. е. не направленным на осознаваемую цель,
действие в результате упражнения автоматизируется; при
этом вырабатываются новые автоматизмы и используются уже
наличные, которые преобразуются применительно к условиям
данного действия.
Физиологическая основа автоматизации заключается в
изменении регулирования движений, которыми осуществляется
действие, с высших центров на низшие. При первых попытках
освоения нового движения приходится на высшем
сознательном уровне выполнять попутно с ведущими и ряд
фоновых коррекций, т. е. коррекций подчиненных движений,
которые могут быть выполнены нижележащими
нейрологическими уровнями. По мере освоения движения
фоновые коррекции, т. е. коррекции низшего уровня, не
ведущего для данного движения, переключаются на
соответствующие для них уровни и в связи с этим уходят из
поля сознания; при этом движение начинает качественно
лучше выполняться, поступая под контроль адекватной для
него афферентации. Автоматизация, приводящая к выработке
двигательного навыка, в этом и заключается.
Вопрос о навыках в широком смысле слова является
вопросом о соотношении сознательности и автоматизма в
поведении человека — их полярности, взаимосвязи и
взаимопереходов. Эта проблема и это соотношение
распространяются на всю деятельность человека.
С этим единством автоматизма и сознательности,
характерным для навыка, связано также единство
устойчивости и изменчивости (вариативности),
фиксированности и лабильности. Механистическое
представление о навыке рассматривает его лишь как
фиксированную совокупность движений или реакций, твердо
скрепленную механическими связями. Между тем наблюдение и
эксперимент свидетельствуют о том, что одно и то же
превратившееся в навык действие — даже у животных и тем
более у человека — может осуществляться посредством
различных движений. Поэтому нельзя рассматривать навык
как затвердевшую, косную совокупность фиксированных
движений, сцепленных друг с другом лишь временными —
условно-рефлекторными или ассоциативными — связями.
Внутри своей устойчивости навык сохраняет и некоторую
изменчивость, большую или меньшую гибкость, пластичность.
При этом оба противоположных свойства навыка должны быть
взяты в их единстве. Нельзя и недооценивать ни в
теоретическом, ни в практическом плане — при выработке
навыков — существенной роли как гибкости, пластичности,
изменчивости, так и устойчивости навыков.
Проблема навыков была поставлена как одна из
центральных проблем психологии бихевиористами. И
отпечаток их механистического учения до сих пор лежит на
этом понятии.
Исследования К. Ллойд-Моргана, Э. Торндаика и других
установили один путь образования навыков, который они
назвали методом проб и ошибок.
Опыты X. Ругера, проводившего эксперименты с людьми,
аналогичные тем, которые Торндайк проводил с животными,
показали, что и в тех случаях, когда человек идет
сначала к решению задачи посредством случайных движении,
использование движений, оказавшихся удачными, и их
закрепление основываются обычно на осознании их
значения.
Задача в опытах Ругера заключалось в разрешении
механических головоломок: испытуемый должен был извлечь
из проволочной головоломки, состоящей из надетых одно на
другое колец, вынимающееся звено. Поведение испытуемых
часто было сначала похоже на поведение животных в опытах
Торндаика в том отношении, что и они пробовали разрешить
задачу путем явно случайных движений. Однако каждый
сначала случайно достигнутый успех приводил испытуемых
Ругера к значительно более быстрому закреплению
правильного решения задачи, потому что они в большей или
меньшей степени осмысливали свою удачу и в результате
первого опыта в дальнейшем сразу сознательно выключали
большое количество нецелесообразных движений. Такое
переплетение и взаимодействие случайных, механических и
сознательных моментов характерно для образования навыка
у человека.

Виды навыков.
Бывают разные виды навыков. Поскольку определяющим
для навыков является вторичная автоматизация,
совершающаяся на основе сознательной выработки их, это
понятие может быть распространено не только на
двигательные, но и на всякие действия, или акты, в том
числе и на мыслительные операции. Имея в виду сначала
более или менее сознательно вырабатывавшиеся, а затем
закрепившиеся, ставшие автоматическими приемы, или
способы, мышления — определенный подход к решению
встающих перед человеком задач, упрочившиеся приемы их
решения и т. п., — можно говорить и о навыках мышления
как сторонах или моментах мыслительной деятельности.
Вырабатывающиеся у человека навыки мышления говорят о
складе его ума точно так же, как привычные способы
поведения определяют его характер. Традиционное внешнее
противопоставление навыков и мышления вдвойне неверно. С
одной стороны, так как навык — это действие, которое
переносится с одной ситуации на другую, внутри самого
навыка заключен момент генерализации, обобщения; с другой
— мыслительная деятельность обычно включает в себя навыки
(см. о решении задач в главе о мышлении), так что навыки
функционируют и внутри мышления.
Речь при этом идет не о том, что мышление и навыки,
как разнородные, друг другу противостоящие образования,
взаимодействуют. Фактически дело обстоит совсем по-иному:
навыки мышления образуются в самом процессе мыслительной
деятельности и являются не только ее механизмами и
предпосылками, но и ее результатом, вырабатываясь и
закрепляясь в ходе этой деятельности.
От навыков в собственном смысле слова надо отличать
привычки. Как и навыки, привычки являются автоматическими
действиями: в этом их общность. Различие между ними
заключается в том, что навык — это лишь умение,
способность произвести то или иное действие без особого
контроля сознания; привычка же включает потребность
произвести соответствующее действие. У человека может
образоваться, например, привычка мыть руки перед едой;
если в силу каких-либо привходящих обстоятельств он этого
не сделает, то будет испытывать некоторое неприятное
состояние беспокойства, какое обычно бывает, когда не
удовлетворена какая-нибудь потребность. Образовавшаяся
привычка означает всегда возникновение не столько нового
умения, сколько нового мотива или тенденции к
автоматически выполняемому действию.


Методы образования навыков.
Навыки образуются посредством упражнения. Осмысленное
целесообразное упражнение — это обучение, т. е. не только
закрепление, но совершенствование. Если бы упражнение при
выработке навыка состояло только в повторении и
закреплении первоначально произведенного действия, то
неуклюжие, несовершенные движения или действия, которые
имеют место сначала, когда человек лишь приступает к
выработке навыка, такими и закреплялись бы. Между тем в
действительности они в процессе упражнения не просто
закрепляются, но также и реорганизуются и
совершенствуются.
Упражнение и правильно понятая и организованная
тренировка — это не повторение одного и того же первично
произведенного движения или действия, а повторное
разрешение одной и той же двигательной задачи, в процессе
которого первоначальное движение (действие)
совершенствуется и качественно видоизменяется: выполнение
его начинает регулироваться посредством другой
афферентации (в частности, со зрительной переходит на
проприоцептивную), но оно осуществляется более
совершенным образом, при этом без того, чтобы выполнение
его требовало специального сознательного регулирования.
Таким образом, механистическое представление об
упражнении, сводящее его к тренировке, к голому
повторению, которое будто бы не дает ничего нового, а
только закрепляет уже достигнутое, в корне неправильно.
Без повторения нет упражнений, но повторение, поскольку
оно является воспроизведением и закреплением, не
исчерпывает упражнения; в процессе упражнения происходит
и усовершенствование. При этом обучение не сводится к
упражнению, но упражнение как совершенствование, а не
только повторение, само есть обучение, т. е., не
исчерпывая его, в него включается.
Полемизируя против сведения обучения к упражнению в
теории Э. Торндайка, К. Коффка сделал попытку расчленить
две проблемы:
1) вопрос о первом достижении, о первоначальном
удачном разрешении задачи;
2) вопрос о его закреплении.
Первую он назвал «проблемой успеха», вторую —
«проблемой памяти» и резко противопоставил их друг другу.
В результате он пришел к представлению об акте
первоначального нахождения правильного действия как
внезапном постижении и сохранил в полной
неприкосновенности грубо механистическое представление
обо всем последующем процессе как чисто механическом
повторении и закреплении успеха, достигнутого в
первоначальный момент внезапного «озарения».
Это механистическое представление об упражнении и
необходимо преодолеть. Мало признать, что нельзя сводить
обучение к одному лишь упражнению. Само упражнение
несводимо к голому механическому повторению и
закреплению. Нахождение нового, изменение, качественная
перестройка, совершенствование, движение вперед, а не
только сохранение и закрепление уже имеющегося
совершаются внутри самого процесса упражнения, а не
только вне его. Нельзя не отрицать вовсе существования
отличного от чисто механического закрепления осмысленного
акта выработки нового, более адекватного, действия (Э.
Торндайк), ни выносить его совсем за пределы упражнения
(К. Коффка). Он сплошь и рядом совершается внутри, в
самом процессе упражнения, и органически связан с ним;
именно это единство характерно для высших форм
сознательного упражнения у человека.
Упражнение не совпадает с обучением в целом, а
является лишь одной стороной или моментом его, но эта
сторона неотрывна от процесса обучения в целом. Мы, таким
образом, снова приходим к объединению обучения и
упражнения. Но это утверждение имеет у нас совсем иной
смысл, чем у сторонников механистической теории. Мы не
сводим обучение к упражнению, а подчиняем второе первому
и включаем упражнение в процесс обучения как его
органическую часть. Лишь внутри него, в осмысленном
единстве всех его сторон, упражнение может осуществляться
в его высших, специфически человеческих формах.
Ход выработки принято выражать в кривых обучения.
Среди кривых различают два основных типа: кривые с
положительным и кривые с отрицательным ускорением. Та или
иная форма кривой зависит от различных условий, прежде
всего от особенностей материала. Очень распространенным
типом является кривая с отрицательным ускорением. Такая
кривая отображает ход обучения, при котором наиболее
значительные успехи дает начальный период; каждый же
последующий период равной величины дает не равный, а
прогрессивно относительно все меньший эффект. Такого типа
кривые обычно свойственны выработке сенсомоторных
навыков, различным видам механического заучивания. Кривую
с быстрым началом дает обучение в тех случаях, когда
вхождение в новую область идет легко благодаря наличию у
субъекта ранее приобретенных знаний и навыков, методов
работы, которые могут быть перенесены на новую область.
Кривые, которые на большем или меньшем протяжении
являются положительно ускоренными, отражают ход обучения,
дающий относительно небольшие успехи в начальном периоде
и более быстрые в дальнейшем. Такие кривые свойственны
обучению, требующему известного понимания, в частности
понимания более или менее сложных отношений, выведения
правила, которое выявляется не сразу, но, будучи
установленным, обусловливает значительное продвижение.
Такой ход обучения может быть также обусловлен
отсутствием соответствующего метода работы, надлежащей
подготовки, а также недостатком интереса к ней.
В выработке навыков существенную роль играют и
индивидуальные различия. Одни и те же навыки — особенно
сложные — вырабатываются у одних людей много скорее, чем
у других. В силу такой многообразной обусловленности хода
обучения не существует единой универсальной ее кривой.
Выработка навыка совершается обычно скачкообразно. От
времени до времени при выработке навыков может наступить
период, когда упражнение не дает продвижения или даже
дает снижение; в первом случае принято говорить о
«плато». Неизбежность «плато» в кривых обучения, по
данным некоторых новейших американских и советских
исследований (М. Н. Шардаков), не подтверждается. Причины
«плато» могут быть различные. Задержка иногда вызывается
тем, что дальнейшее продвижение не может быть достигнуто
постепенным совершенствованием уже выработавшихся приемов
— простым ускорением движений и тому подобными
количественными факторами, а требует некоторой
качественной перестройки, методического перевооружения,
для которого необходим известный подготовительный период.
В течение этого периода упражнение как будто не дает
никакого эффекта, зато затем сразу наступает значительный
скачок. В других случаях периоды снижения эффективности
работы могут наступить вследствие утомления, потери
интереса и т. п. В некоторых случаях задержка происходит
потому, что прежде, чем станет возможным дальнейшее
продвижение, требуется некоторое время для автоматизации,
для закрепления уже достигнутого.
Поскольку основными причинами задержки в выработке
навыка является, с одной стороны, менее активное
упражнение вследствие утраты интереса и т. п., а с другой
— необходимость от времени до времени методически
перевооружиться, перейти к новым методам работы, в этих
«плато» нет ничего фатального, рокового. Если только не
отрывать упражнение от обучения, то задержка, вызванная
необходимостью перейти к новым приемам и методам
действия, может быть легко предотвращена или сведена к
минимуму своевременной инструкцией или обучением новому
методу или приему. Поскольку же причины задержки или
снижения эффективности лежат в менее активном упражнении
или обучении вследствие утраты интереса и т. п., то это
фактор, который, очевидно, поддается воздействию.
За каждым периодом задержки или снижения
эффективности в работе возможен новый более или менее
значительный подъем. Он может быть вызван нахождением
нового удачного метода работы, возросшей активностью и т.
п.
Эффективность упражнения зависит от целого ряда
эмпирически установленных частных условий. К числу их
относятся правильное соотношение целостного выполнения
действия в процессе упражнения и выделения — в целях
особого закрепления — входящих в состав его отдельных
частных действий или движений. При выработке навыка нужно
сочетать одно и другое. Если свести упражнение к
последовательному закреплению отдельных частных движений,
выполнение сложного действия, таким образом,
закрепленного, будет одновременно очень несовершенным и
неуверенным, поскольку заучивались, закреплялись
посредством упражнения лишь отдельные частичные движения,
а не действие в целом; оно будет вместе с тем рутинным,
косным, поскольку все частные действия или движения,
посредством которых оно должно совершаться, в нем
закреплены. Результатом исключительного господства
частичного упражнения может явиться отсутствие гибкости,
соединенное с плохой координацией частей, с
неуверенностью в отношении целого. Но столь же
неудовлетворительные результаты может дать исключительно
целостное выполнение сложного действия в процессе
упражнения, без специального закрепления отдельных
частных действий или движений. Результатом такого
упражнения легко может явиться нечеткость и неуверенность
в выполнении отдельных, особенно трудных частных действий
или движений, а тем самым и расплывчатость, неуверенность
в выполнении целого.
Таким образом, рациональная организация упражнения
требует правильного сочетания и специального закрепления
отдельных, особенно сложных его частей и целостного
выполнении действия. Конкретный способ их сочетания и
мера, которая должна быть при этом соблюдена, зависят от
особенностей подлежащего закреплению материала, от
индивидуальных особенностей обучающегося и прочее. В
каждом конкретном случае этот вопрос может потребовать
иного конкретного решения.
Тот же, собственно, вопрос может быть поставлен и в
другой, более адекватной существу дела и специфической
форме. При выработке навыков чрезвычайно важным, быть
может, центральным является вопрос о том, нужно ли в
процессе обучения добиваться выработки навыков как
автоматизированных составных частей того или иного
сознательного действия попутно, в процессе выполнения
действия, в состав которого они входят, или следует в
процессе обучения выделять эти составные части — операции
или способы выполнения действия, с тем чтобы временно в
ходе обучения превращать их сначала в цели особой учебной
деятельности. Мы полагаем, что и этот вопрос не может
быть решен догматически в пользу одной из двух
альтернатив. Многое зависит от сложности задачи, которая
разрешается действием в целом, и характера необходимых
для его выполнения операций. Но, варьируя решение этого
вопроса применительно к конкретным условиям и сочетая в
какой-то мере оба варианта, надо, в конечном счете,
обеспечить ведущую роль за выполнением осмысленных
действий, сохраняя за автоматизируемыми компонентами
подчиненное положение способов выполнения действия.
Существенное значение для правильного понимания и
рациональной организации выработки навыков имеет их
взаимодействие. Здесь можно выделить два момента —
интерференцию и перенос.
Под интерференцией можно было бы разуметь вообще
влияние уже имеющихся у индивида навыков на образование
новых. Обычно этот термин служит лишь для обозначения
тормозящего влияния одних — уже имеющихся навыков — на
другие, подлежащие выработке. Интерференция, таким
образом, — это тормозящее взаимодействие навыков, при
котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование
новых навыков либо снижают их эффективность.
Выяснение условий интерференции и в связи. С этим
путей для устранения тормозящих воздействий на выработку
новых навыков представляет определенный практический
интерес.
Двумя основными видами интерференции, или торможения,
являются так называемое ассоциативное и репродуктивное
торможения. Ассоциативное торможение возникает в процессе
выработки навыка, когда на один и тот же раздражитель
вырабатываются в качестве реакций два различных навыка. В
таком случае между одним и тем же раздражителем и двумя
реакциями должны быть установлены ассоциативные связи.
Если первая уже выработалась, то выработка второй
тормозится. Таким образом, ассоциативное торможение
затрудняет выработку нового навыка. Репродуктивное
торможение сказывается в процессе воспроизведения. Если
оба навыка, несмотря на ассоциативное торможение,
укрепились, то интерференция двух конкурирующих тенденций
ослабляет их силу и затрудняет их воспроизведение.
Но эта обычная схема не дает правильного
представления о процессе интерференции в его конкретной
сложности. В основе ее лежит представление о навыке как о
реакции, состоящей из твердо фиксированной серии
движений, и об ассоциациях между навыком в целом и
ситуацией, в которой он функционирует, как единственном
его определяющем механизме. Только на основе такой теории
эта схема ассоциативного и репродуктивного торможения
могла бы считаться исчерпывающей.
Между тем в действительности навык является
значительно более сложным образованием. Не только
отдельные части, но и различные стороны его относительно
независимы и изменчивы. Поэто

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский баланс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью (Радиоэлектроника)


Реферат: Человекообразные обезьяны (Биология)


Реферат: Гражданско-правовые способы защиты права собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Разделение властей в современной России (Государство и право)


Реферат: Семейное право (Доклад) (Право)


Реферат: Социально-психологические методы управления в ОВД: реальность и потенциал практического использования (Социология)


Реферат: Страховое дело в схемах (Страхование)


Реферат: Культорологічні теорії (Культурология)


Реферат: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций (Педагогика)


Реферат: Культура 18 века (Культурология)


Реферат: Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы (Программирование)


Реферат: Преступление против жизни (Контрольная) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (Культурология)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Нейрокомпьютеры (Информатика)


Реферат: Форми співучасті (Уголовное право и процесс)


Реферат: Должностное лицо как субъект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Базовые виды спорта (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист