GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Контрольная по социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная по социологии (Социология)



1. Назовите основные течения в русской социологии.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют
три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века,
второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до
наших дней
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных
социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский
(1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило
название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления
были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л.
Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии — О.
Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии
стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и
направленности его развития. Значительное внимание представители
субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.
Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке
культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою
общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными
структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными
социологами как сознательное историческое движение. Это движение
осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль
реально осуществляется только через действия личности, постольку,
рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают
критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Идеалом
общественного развития является создание таких отношений, при которых бы
были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности»)
личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла
по линии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и
разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению
ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие
личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках
социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и
справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в
субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской
концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального
социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического
содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного
начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной
социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом
пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности
российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение
о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о
переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских
традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины
(«мира»), артели и др.
В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и
методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о
существовании принципиального различия между природными и общественными
явлениями. Природные — это закономерные, повторяющиеся явления,
общественные — неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого
разграничения утверждалась необходимость использования различных методов
познания — научного и социологического.
Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод.
Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование
необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по
такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа,
коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-
то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными
методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности
социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания»,
когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение
наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается
субъективная концепция истины. Истина, по Михайловскому, не есть
воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для
человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой
подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал
произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола
мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины
необходимо принимать познавательную способность «нормального человека»,
нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные
для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме
того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей
части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна
начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала
общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.
В русле субъективной социологии шло мнение конкретных проблем политической
социологии, механизма взаимодействия лидера и массы ("Герои и толпа"), роль
партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке
того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851- 1916). Ведущую роль
в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о
социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности
между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач
социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности,
описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах
М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический
метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных
явлениях, осуществить познание разных исторических ступеней развития одного
и того же явления и двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский
верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное
изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую
форму поступательного движения общественной жизни».
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М.
Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма,
представленная два основными теориями: «Ортодоксальный марксизм» в тот
период представляли две ведущие фигуры — В. Плеханов и В. И. Ленин, и так
называемый «легальный марксизм» — П. Б. Струве, М.И. Турган-Барановский, Н.
А. Бердяев и др. Однако при решении конкретных проблем общественного
устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные
различия, которые в преддверии Октябрьской революции вошли в стадию
непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение
социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с
увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна
революции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция ушла
от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.
Следует также отметить, что в этот период в социологии скапливается большой
фактический материал, шла отработка основ конкретно-социологического
анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных
дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля -
В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России».

« Становление и основные этапы исторического развития социологии».

В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в
личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения
рабочих и крестьян в различных губерниях России. Заметным событием в
развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янгона
«Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 -
1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о
социальных процессах в послереформеннной деревне. Большое влияние на
развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И.
Ленина «Развития капитализма я России». В первый период появляются также
крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П.
Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации,
теории классов.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется
нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической
наукой статуса социального института. В1918-1919гг. в Петроградском и
Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая
степень по социологии. В 1919г. был учрежден Социологический институт. В
1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было
создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим
Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный
деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой
социологии. П. Л. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров,
после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. —
профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы
российской интеллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу.
Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из
родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности
(об этих теориях речь пойдет позже в соответствующих разделах). На втором
этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается
обширная социологическая литература: Сорокин П. А. "Основы социологии" (в 2-
хт., 1922г.), Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях
общественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического
материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.),
Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую
социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в
выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии
марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и
определить ее место в системе марксизма.
Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались
эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают
исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и
быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К
Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот период активно
разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н.
Анциферов, А. Годунов, В Смулевич и др.), создание проблемы культуры
(И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве основы общества,
социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что
«исторический материализм — это и есть социология марксизма », и,
следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как
несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы
социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее
полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с
идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные
исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному
режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых
«социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется
идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как
социальный институт полностью прекращает свое существование. Основные ее
проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического
материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии
как науки начинается в конце 50-х — на-60-х годов, на волне «хрущевской
оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические
исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на
социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.
Большое распространение получило «социальное планирование», составление
планов социального и экономического развития промышленных предприятий,
колхозов и совхозов и даже некоторых городов
В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус
социального института. В середине 1960 года было создано первое
социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институте
философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при
Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была основана Советская
социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ —
кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан
институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в
союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске,
Новосибирске Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный
журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические
факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском
университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и
независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и
теоретические исследования в различных областях общественной жизни.



2. Социологические идеи в трудах Петерима Сорокина

Петерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового уровня 20
в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России.
Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал
огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об
«интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты
культуры. Социальную действительность он рассматривал как
сверхиндивидуальную социокультурную реальность, несводимую к материальной
реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов. Культура как
система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам
предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий.
Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие
системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных
предпосылках реальности — мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял
«чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами),
«умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции),
«идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти
суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой
период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5
основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия,
искусство, наука.
Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как
результат механической эволюции природно-биологических отношений.
Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте
человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм,
символов». Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от
того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные
типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы
управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась
Сорокиным в следующем виде:
I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:
1.«внешние» организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)
2.толпа, группы незнакомых людей
3.человечество в целом.
II. Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:
А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.
Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая
общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,
7)политическая, 8)элиты.
III. Важнейшие «многосторонние» группы: 1)семья, 2)община, 3)племя,
4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.
Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные
взаимодействия друг с другом, образуют в целом общество. Но в основе
взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е.
интегративная культурная база. Исходя из социокультурного видения общества
Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной
динамики. Так, доминирующие суперсистемы социокультурных феноменов в ходе
истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным
мировоззрением. Этот переход суперсистем сопровождается радикальной
трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение
интегративной культурной базы и возникновение нового культурного базиса
сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с
социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих позиций
Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.
Сорокин — один из родоначальников теорий социальной стратификации,
социального пространства и социальной мобильности. В своей теории
стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои
составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством,
образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как
происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд
идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все
общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и между ними
все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут
незначительными).
Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной
смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В
этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в
представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие
ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет
собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей
занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке
сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством
Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное
пространство. Он писал:
1. социальное пространство — это народонаселение Земли;
2. социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами
населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;
3. положение человека в социальной вселенной определяется путем
установления этих связей;
4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой
из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить
социальное положение любого индивида.
Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и
выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп,
находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения
можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных
параметров социального пространства — вертикальное и горизонтальное
перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по
вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным
инструментом для анализа и описания социальных явлений, например —
социальной мобильности.
Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение
статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные
каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным
образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в
исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство,
в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении
окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд
понятий, связанных социология шкалой:
вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без
изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);
индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда
положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка
обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;
восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус,
нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна
для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).
Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным
явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением
является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой
мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость
нежелательная мобильность для общества однако другая крайность —
противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно
тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая
оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать
миллионером.

3. Подчеркните правильный ответ. Кем впервые был введен в научный
оборот термин «социология»?

В) О. Контом.

4. Подчеркните правильный ответ. Что означает понятие
«социология»?

А) Учение об обществе как целостной системе.

5. Выберите правильный вариант ответа. Что утверждает
социологическая концепция технократизма?

В) Необходимость подчинения всей жизни общества научному
прогнозированию и регуляции.

6. Выберите правильный вариант ответа. Что понимается под социальной
группой?

А) любая совокупность индивидов, объединенных общим
интересом.

7. Назовите американского социолога, автора концепций
стадий экономического роста.

А) У. Ростоу

8. Кем были заложены основы современного подхода к
социальной стратификации?
А) М.Вебером.

9. Какого известного немецкого социолога на Западе называют «великим
буржуазным антиподом К.Маркса»?

А) М.Вебера.

10. Когда впервые появился термин «социология»?

Б) в XIX веке.





Реферат на тему: Контрольное задание по социологии

Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый Гуманитарный Университет
Факультет Правоведение
Социология.



Контрольное задание.



Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2



Москва - 1996.


Тема 1, Вопрос №1:
В обыденном сознании понятие “социальное” очень часто отождествляется
с понятием “общественное”. “Общественное” же является общим объектом
изучения и многих других наук, не случайно получивших название
“общественные науки”.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других
общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество,
его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь
призму социальных явлений, отношений, составляющих основное содержание
социальной реальности — социума как объекта социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было не случайным не
случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-
политическим, экономическим и духовным развитием человечества. Первая
половина XIX века, когда и возникла социология как наука — это время
бурного промышленного развития передовых стран. Время фундаментальных
открытий, сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен.
Это явилось благоприятной почвой для появления различных классических
теорий, что в свою очередь послужило рождением социологии О. Конта. В
истории общественной мысли французский учёный Конт известен как
родоначальник позитивистской социологии. Его предшественники основатели
политологический учений Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и А. Токвиль.
Продолжатели контовской позитивистской линии был английский исследователь
Г. Спенсер.

Тема №1, Вопрос №2:
Появление или изменение любого общественного явления как правило
связано с кризисной ситуацией. Современный кризис российского общества
является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. Он
обозначился ещё в конце 60-х годов, когда происходило общемировое
переосмысление ценностей цивилизации. Демократические преобразования в
восьмидесятых годах, переход к рыночным отношениям привели к возможности
нового осмысления социальных вопросов. Эволюция “перестройки” сделала
возможным ведение разговора о новом общественном устройстве. Эти процессы а
также прогрессирующая социальная неоднородность общества привели к
социальному конфликту в нашем обществе. Природа этого социального конфликта
тесно связана с переходным состоянием в обществе. Глубокие корни
конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего
неравенства крупных социальных групп. Поэтому, как следствие общественных
экономических и политических изменений, есть изменение их связующего —
социального, то есть “второе рождение” социологии.
Тема №1, Вопрос №3:
Вопрос социальных отношений возникает только при наличиии какого-либо
общества, то есть социума, вне зависимости от размеров этого социума. В то
же время рассматривать вопросы отношений в обществе не возможно отдельно от
человека как составляющей общества. В свете вышесказанного социальные
отношения есть отношения человека с обществом, общества с человеком, людей
друг с другом и отношения обществ.Поэтому при рассмотрении общественных
отношений необходимо рассматривать общество в целом, в то же время
сознавая, что за обществом стоит отдельный индивид. Кроме того отношения
человека с человеком и отношение социумов раззматриваются по разному, с
применением разных закономерностей, поэтому в рассмотрении социальных
вопросов необходимо учитывать и субъективизм каждой конкретной ситуации.

Тема№1, Вопрос №4:
- социология;
- философия;
- история;
- правоведение;
- политология;
- психология;
- культурология;
- педагогика.

Тема №1, Вопрос №5:
П.А. Сорокин — российско-американский социолог XX столетия,
определивший основные направления развития современной социологии.
Он уделил пристальное внимание выяснению исходных, методологических
проблем этой науки — её сущности и специфики.
Сорокин признал в начале своего творческого пути, что нет
общепризнанного понимания социологии, ибо “сколько социологов, столько и
социологии”. Для понимания социологии как науки об обществе особенно важно
выяснить то, что вкладывается в содержание таких понятий, как “общество”,
“социальное”. По Сорокину, одним из важных вопросов этой науки, общество —
это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Элементами
взаимодействия являются: индивиды, акты (действия), язык, письменность,
орудия труда, исскуство и др. Социология как наука, отмечал П.А. Сорокин,
изучает специфические социальные явления, которые обладают “внешним бытием”
и непосредственно наблюдаемы. Важным является его тезис :”Социология —
фундамент для специальных общественных наук”.
Стоя на принцыпиальных позициях признания преимуществ эволюционного
реформирования обществ Сорокин выдвигал следующие каноны такого
реформирования:
а) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее
базовым инстинктом;
б) практической реализации реформ должно предшествовать научное
изучение конкретных социальных условий;
в) реформы должны проводиться в жизнь правовыми средствами.

Тема №1, Вопрос №6:
Особенности микро и макро социологии:
Микросоциология — изучает общение людей в повседневной жизни.
Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления
можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают
данным явлениям при взаимодействийй друг с другом.
Д. Хоманс (1973 г.) считает, что взаимодействие людей можно понять на
основе принципа поощрения и наказания.
Г. Гарфинкель (1967 г.) разработал теорию, обращающую главное внимание
на изучение принятых на веру правил и понятий.
Макросоциология — основное внимание уделяет моделям поведения,
помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие
общественные институты, как семья, образование, религия и др.
Макросоциологические теории:
Функционализм (Г. Спенсер) — сравнение общества с живыми организмами.
Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между
собой.
Теория конфликта (К. Маркс) — в самой основе общества — классовый
конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических
конфликтов, движущей силы истории.

Тема 1, Вопрос №7:
Общественные науки: философия психология, история, социология и др.
прежде всего служит ступеньками становления любого образованного человека.
Юрист-профессионал — это прежде всего человек, способный объективно
оценивать прцессы, происходящие в обществе, результатом этой оценки
является грамотное решение.
Профессиональная подготовка — способность синтезировать необходимую
информацию, затем оптимизировать ее с точностью до правильного решения.
Общественные науки есть материал, содержащий в себе информацию о пути,
пройденном обществе. Поэтому это есть основа профессиональной подготовки.

Тема №2, Вопрос №1:
Различие понимания у обоих авторов существует по причине наличия
нескольких методов в социологии, то есть нескольких правил и приемов
(выборочные исследования, историческое исследования, эксперимент и др.) ,
так как метод употребляется в обобщенном смысле.
Первый тезис отвечает субъективно-деятельной позиции, что на мой
взгляд, наиболее приближено к реальности.
Второй тезис содержит мнение о возможности субъективного подхода, что
характерно для автора, являющегося сторонником теории аномии.

Тема №2, Вопрос №2:
Социологическая информация о политической жизни страны.
Социологический опрос на тему влиятельности политиков.
Респондентам были предложены следующие кандидатуры, набравшие процент
голосов:
Ельцин Б.Н. - 25%
Черномырдин В.С. - 23%
Лебедь А.Н. - 15%
Чубайс А.Б. - 37%
Опрос проводился среди работников сферы обслуживания.



Тема №2, Вопрос №3:
Тема социологического наблюдения “Политический лидер сегодняшнего дня”.
Мною первичная информация была почерпнута из журнала “Коммерсант”.
Респондентами являлись политическая и экономическая элита страны. По
результатам опроса был выявлен лидер в лице А. Б. Чубайса.
На мой взгляд опрос проводился среди компетентных кругов, связанных с
государственной деятельностью. В силу непосредственных интересов
опрашиваемых можно предположить, что ответы были объективные. Учитывая
ситуацию, в данный момент характеризующуюся нестабильностью политической
власти, в связи с известными событиями, сделаем вывод о переходе реальной
власти к околопрезидентским кругам.

Тема №3, Вопрос №1:
Общественная мысль Древнего Востока.
Представители - Конфуций, Лаоцзы.
Основные идеи учений - божественная власть во всем;
- государство - большая семья;
- закон есть добродетель.
Общественная мысль Древней Греции.
Представители - Пифагор, Платон, Аристотель.
Основные идеи учений - идеология общества - свободомыслие;
- государство - господство
законов, интересы


общей пользы;
Христианская политическая жизнь.
Представители - Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Основные идеи учений - человек грешен, поэтому обязан жить “по бо-
гу”
- государство - как естественное
желание людей
объединиться;
- предназначение закона
(позитивного) - силой
и страхом принуждать людей.
Общественная мысль эпохи Возрождения и реформаций.
Представители - Макиавелли, Боден, Мор.
Основные идеи учений - человек в обществе - сообразие поступков;
- государство - изобретение
мудрых для подчи
нения народу;


Тема №3, Вопрос №2:
|Направление |Представители |Базисные понятия |
| | |социальная жизнь отличается от |
| |Л. Ф. Уорд |биологических процессов своим |
|Эмпирическая | |целенаправленым и творческим характером; |
|социология |У. Томас |зависимость мотивации деятельности от его |
| | |принадлежности определенной социальной |
| | |религиозной и культурной общности и |
| | |организации |
|Структурный |Т. Парсонс |Усилить внимание пренебрегаемом ранее к |
|функционализм |Р. К. Мертон |“социальным элементам” как доминирующим |
| | |факторам на основе концептуальной схемы |
| | |анализа социальных систем; |
| | |не рассуждать о внутреннем содержании |
| | |социологических фактов, а рассматривать |
| | |реальные последствия функции |
|Конфликтоло- гия|Г. Зиммель |Выделение объективных (“латентных”) и |
| |Р. Дарриндорф |субъективных (“явных”) интересов, которые |
| | |выступают как противоположности в конфликте|

Тема 4, Вопрос №1:
1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы
(общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые
уже являются его признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него есть собственной название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни
отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм,
законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Тема №4, Вопрос №2:
1. Сознание рядового обывателя не успевало за радикальными
изменениями, происходящими в обществе. Поэтому основной трудностью, с
которой столкнулись реформы было национальное самосознание и инертность
социально-коммунистического сознания, отягощавшее мысли большинства, хотя и
поддержавшее их в самом начале,пока не поняло что они не приводят к
желаемой стабильности.
2. Общественное сознание для кардинальных экономических изменений в
России на рубеже 90-х годов не было готово, так как реформы этих годов
являются модернизацией неорганического типа. Реформы представляли собой
способ “догоняющего” развития. Неорганическая модернизация в нашей стране
осуществлялась путём закупки зарубежного оборудования и товаров народного
потребления, отказ от национальной технологии, науки и культуры,
приглашением зарубежных специалистов, использование иностранных инвестиций.
Эти изменения не были связаны с изменением общественного сознания.
“Модернизация” не охватила подавлдяющего большинства населения и не
получила прочной социальной поддержки.
3. Реформы 90-х годов были реформами сверху. Инициатива шла от
властных структур, которые её и поддержали. Эти изменения были угодны также
“прогрессивной” интеллигенции. Реформы не поддержали те слои общества,
которые не могли или не хотели “перестраиваться” на новые формы
общественных отношений, кому эти отношения претили.
4. Различные сферы общества и его институты изменялись с разной
скоростью, поскольку они и принимали эти изменения по-разному, по-разному
воплощали их в жизнь.

Тема №5, Вопрос №1:
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы
организации совместной деятельности людей. Поэтому институт семьи является
социальным. Семья является элементарной базовой структурой общества, его
элементарной ячейкой. Именно поэтому институт семьи и сама семья в
частности являются базовыми структурами общества.

Тема №5, Вопрос №2:
а) репродуктивное — биологическое воспоизводство населения в
общественном плане и удовлетворения потребности в детях — в личностном
плане;
б) воспитательное — социализация молодого поколения, поддержания
культурного воспроизводства общества;
в) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
г) экономическое — получение материальных средств одних членов семьи
для других, экономической поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
д) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
е) духовного общения — развитие личностей членов семьи духовное
взаимообогащение;
ж) социально-статусное — представление определенного социального
статуса членам семьи, воспроизводства социальной структуры;
з) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
и) эмоциональное — получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая
терапия.

Тема №5, Вопрос№3:
Основные формы организации семьи:
— моногамная;
— полигамная.

Тема №5, Вопрос №4:
Автор этого тезиса пытается акцентировать внимание на вопросе связи
человеческой сексуальности и внесексуальных человеческих отношений.
Человеческая сексуальность формируется на раннем этапе развития личности,
когда еще не развиты собственно сексуальные отношения. Во время этого
формирования и происходит основное влияние внесексуальных отношений на
личность. В дальнейшем это влияние заметно снижается, но остается в силе.
Поэтому человеческая сексуальность все-таки является носителем
внесексуальных отношений, происходивших в основной своей массе на раннем
этапе, но и продолжающих происходить, хотя и в меньшей степени. Автор
пытается сказать, что в этой сексуальности будет тем больше человечности,
чем больше человеческих внесексуальных отношений повлияло на личность.
Главным в этом отрывке является слово “носитель”. Если сексуальность
является носителем внесексуальных личностных отношений — это, с моей точки
зрения, не верно. Я считаю, что сексуальность является только частью
человеческих внесексуальных личностных отношений.

Тема №5, Вопрос №5:
Если рассматривать мужчин и женщин в целом, в совокупности, то эта
фраза верна, но в каждом конкретном случае случаются свои иррациональные
исключения.

Тема №6, Вопрос №1:
К материальной культуре относяться следующие явления: телеграф,
колесо, сумка, медаль, галстук, револьвер, университет, Барби, джинсы,
карнавал, стол.
К духовной культуре относяться следующие явления: огонь, песня, дуэль,
танец, магия, амулет, диспут, святки, свадьба, пасха, теория.

Тема №6, Вопрос №2:
К элитарной культуре относяться следующие произведения: стихотворение
М. Лермонтова, опера Чайковского.
К народной культуре относятся следующие произведения: частушки.
К массовой культуре относятся следующие произведения: телесериалы,
песни Окуджавы и Розенбаума, порнографическая литература, рок-оперы.

Тема №6, Вопрос №3:
Я полагаю, что любые события несут с собой положительный и
отрицательный опыт и вне зависимости от свойства этого опыта он будет
полезен, а поэтому в СССР за 75 лет произошла именно культурная
аккумуляция, поскольку мы попробовали что-то другое и именно поэтому мы
теперь такие, какие мы есть, хотя безусловно мы кое-что потеряли, но то что
мы приобрели не пропало даром.

Тема №7, Вопрос №1
“Социальное давление” может по разному влиять на развитие индивида.
Все зависит от степени этого давления, от его направленности, наконец от
способностей самого индивида. Оно может как положительно, так и
отрицательно влиять на выражение индивида. В некоторых случаях происходит
“взлет” индивида на “воздухе” этого давления, но в других случаях
воздействия социума столь высоко, что для развития индивида не остается
никаких возможностей. В таком случае индивид может погибнуть или замкнуться
на самом себе и отделиться от общества.

Тема №7, Вопрос №2:
Этот вопрос тесно связан с первым. Данный тезис вкладывает в слово
“сходство” большую долю критики. На мой взгляд без контекста трудно
прокоментировать это выражение, так как существует сходство между людьми
нашего времени и первобытными.
Можно предположить, что Дюркгейм под приметивностью не имел в виду
“эволюционную лестницу”. Это понятие рассматривается как некий абсолют для
определенного промежутка времени. Примитивность есть остановка процессов,
происходящих в обществе. Результатом этого является внутреннее выраждение
его индивидов. Выраждение ведет к упрощению. В этом случае можно вести речь
о сходстве.

Тема №7, Вопрос№3:
Каждый человек на сферу социального имеет свой взгляд. Как правило
занимаются две позиции. одна представляет собой личные интересы индивида,
другая — его общественный интерес косвенно подразумевающий личный.Четко
разграничить сферы интересов трудно. Они всегда пересекаются друг с другом
либо дополняя, либо являясь следствием интереса.

|Сфера частных интересов |Сфера общественных интересов |
|семья |национальные интересы государства |
|личные интересы |поддержание правопорядка |
|элементарные физиологические | |
|потребности человека | |

Тема №7, Вопрос №4:
Под обществом в этом вопросе понимается вся иерархия общественных
институтов. Попробуем представить, что человек может быть совершенно
свободным от общества, а значит и оторван от общества, не имеет никих
контактов с общественными формациями. Но человек таким какой он есть возник
именно из-за существования этих формаций. Оторви его от общества и он
пререстанет воспринимать себя как часть чего-то большого, перестанет
осознавать себя как личность в обществе, то есть его личные, частные
интересы станут преобладать над ним. По сути общественные интересы вообще
пропадут, и получим мы уже не человека, а индивида, всеми путями
пытающегося удовлетворить свои потребности, то есть нечеловека. Поэтому
общественное всегда должно присутствовать в любой человеческой деятельности
как составляющая часть человеческой личности. Другое дело каким образом и в
какой мере это общественное может проявляться и влиять на саму личность. В
наше время, когда за общественным стоят такие мощные институты, как
религия, государство, партия и собственно общество, человек не в силах
игнорировать их. В своей повседневной жизни он редко сталкивается с
крайними проявлениями этих формаций, однако в критические этапы своей жизни
эти формации могут раздавить отдельную личность, хотя и состоят из этих
личностей.
В этом смысле крайней формой господства государства, общества над
человеком есть рабовладельческий строй, который позволяет существовать
такой форме правления, как деспотия. Крайней же мой господства общества над
человеком, как это ни странно, может явиться и демократия, власть
большинства, мнение которого не всегда и не обязательно должно совпадать с
мнением отдельного человека.
Тема №7, Вопрос№5:
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущих размышлений. Человек может
сам себя обеспечивать, распоряжаться деньгами независимо от других, и
проживать независимо от родителей, но полностью быть самостоятельным в
выборе образа жизни не может. Наша действительность устанавливает
определенные рамки для этого и выйти из этих рамок означает поити против
общества, поэтому наша жизнь не возможна без какой-то меры
приспособленчества. И вообще все эти критерии весьма относительны и в
каждой конкретной ситуации могут пониматься по-разному.

Тема №7, Ворпос №6:
Инстинкт затрудняет социализацию, потому что он несет в себе долю
первобытного, когда человек еще не был полностью социализированным. Поэтому
инстинкт пытается заставить человека мыслить эгоистически, что конечно не
помогает его социализации.

Тема №7, Вопрос №7:
Социализация личности в группе — то есть в обществе. Ч. Кули выдвигает
ролевую теорию личности. Каждая личность в обществе занимает определенное
место и выполняет конкретные функции, имея тем самым определенный
социальный статус. Социальный статус в свою очередь подразделяется на
предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, и достигнутый, то
есть приобретенный собственными усилиями индивида. Социальная роль человека
это его ожидаемое поведение, связанное с его социальным статусом. На
основании этого процесс социализации заключается в индивидуальном
продвижении личности, становлении ее социального статуса, под воздействием
общества.

Тема №8, Вопрос №1:
Э. Дюркгейм под термином “аномия” подразумевает явление, когда нормы
управляют поведением людей. Жизненный опыт людей более или менее
соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во
время кризиса или радикальных социальных перемен, например в связи со
спадом деловой активности и безудержной инфляции, жизненный опыт перестает
соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди
испытывают состояние дискомфорта и неуравновешенности.

Тема №8, Вопрос №2:
Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии Дюркгейма. Он
считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями
общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

Тема №8, Вопрос №3:
Концепция теории “физических типов” основана на отношении человека к
цели и средствам достижения их, их одобрения или неприятия, а также
появления и утрате цели.

Тема №8, Вопрос №4:
Формальные позитивные санкции: Нобелевская премия, присвоение
офицерского звания, избрание в парламент, аттестат зрелости, судебное
оправдание.
Неформальные позитивные санкции: открытое письмо в прессе, квартальная
премия.

Тема №8, Вопрос №5:
Период Отечественной Войны 1812 года, Первой Мировой Войны и Великой
Отечественной Войны.

Тема№9, Вопрос №1:
К приписываемым статусам относится следующее: император, муж, принц,
герцог, боярин, вельможа.

Тема №9, Вопрос №2:
Статусные символы русского общества 19 в. формировались крепостничеством и
самодержавием. Два слоя русского общества - крестьяне и дворяне. Для
крестьян характерны: зависимость от господствующего класса (крепостничество
до 1860 г.), бедность, неграмотность, низкое социальное положение.
Для дворянства характерны: высокий социальный статус, образованность,
высокий культурный уровень.
В 20 в. произошла трансформация этих слоев. Теперь крестьянство повысило
уровень образования, социальный статус стал гораздо выше, ликвидировалась
крепостническая зависимость, произошло выравнивание статусных символов.
Сейчас отсутствует социальное различие по происхождению, но ярко выражено
различие по наделенностью властью.
С течением времени также изжила себя старая атрибутика (например, лошадь
заменил трактор).
Что касается молодежи, то какая она была такая и осталась.

Тема №10, Вопрос №1:
Формирование социальной структуры происходит следующим образом.
Сначала рассматриваются понятия статуса и роли. Затем на основе статусов и
ролей формируется понятие и содержание общественных институтов. Дальше мы
выясняем, каким образом эти институты объединяются в единую структуру.
Последним шагом служит анализ общества на основе этой структуры. Согласуясь
с вышесказанным схема 1 недостаточно полно определяет социальный состав
общества 30-х годов. На схеме 2 более полно раскрыта структура общества,
хотя такая сильная дифференциация, на мой взгляд, излишня.

Тема №10, Вопрос №2:
На мой взгляд ,попытаться оценить самого себя объективно, невозможно.
Но если есть критерии оценки, то оценить тебя объективно может только
посторонний человек. Из имеющихся критериев приоритетными считаются
объективные показатели, далее идет самооценка и затем социальный престиж. В
силу того, что социальные институты долго не существуют, то и отнесение
самого себя к какой-то части общества — явление временное. Исходя из
предложенных критериев себя я отношу к категории “студентов”, поскольку ни
один из критериев не имеет своего завершения и находится в стадии
становления для меня.

Тема №10, Вопрос№3:
Поскольку социология есть связующее всей общественной жизни
(экономика, политика, и т. д.), то стабильность обществу должны приносить
стабильность элементов это общества. Как следствие этой стабильности будет
упорядоченная социальная структура общества, то есть соотношение
экономически дифференцированных слоев общества будет оптимальным,
законность будет соблюдена посредством высокого уровня правосознания.

Тема №10, Вопрос№4:
Всем типам общества на всем протяжении истории была присуща
маргинализация. Категория “маргинальная личность” была введена в научный
оборот Р. Парком в 20-е годы XX века. Маргинальность — промежуточность,
“пограничность” положения человека между какими-либо социальными группами.
(перепечатано в сулу отсутствия вопроса)

Тема №10, Вопрос №5:
Маргинальное состояние личности в наше время присуще очень большому
количеству людей. Это связано с психическими заболеваниями, излечение
которых практически невозможно.
Момент перехода государства от одной идеологии к другой, смена
экономической системы приводит к ситуации, когда личность не способна
однозначно найти свое место. Новые ценности, задачи, которы встают перед
людьми не всеми могут решиться в силу объективных обстоятельств. Что
касается общества, то это могут быть возраст, здоровье, а также менталитет,
который как правило является основным препятствием при восприятии чего-то
нового.
О роли маргинальных личностей, так как маргинальные слои есть их
порождение, было много написано. Люди с отклонениями в психике, ровно также
как и люди, находящиеся в пограничных состояниях, являются единственными,
кто может выделиться из серой массы и стать лидером.
Подтверждением этого может служить выдержка из Достоевского.

Тема №10, Вопрос №6:
В наше время престиж профессии в первую очередь определяется
зарабатком, известностью или властью, которая объединяет в себе и деньги и
известность. Сейчас для нашего общества, находящегося в переходном периоде
в момент подрыва системы ценностей, мы наблюдаем абсолютно адекватный этой
ситуации курс развития государства. Он предопределяет занятость в нашем
обществе.В соответствии с этим можно выделить следующий ряд видов
деятельности в соответствии с возрастанием престижа:
производство, услуги, торговля
Ряд престижа профессий сосставляется на основе вышенаписанного.

Тема №10, Вопрос №7:
С точки зрения социологии кастовая система есть часть государственного
устройства. Общество воспринимает это явление как нечто должное, не
вызывающее сомнения и возмущения. Это является элементом национальной
культуры. Что касается апартеида, то как социальное он не может
существовать в обществе, так как он основан на насилии, поэтому я не
согласна с этим утверждением.







Новинки рефератов ::

Реферат: Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики (Педагогика)


Реферат: Курсовая по книге Гартона "Паблисити, жми сюда!" (Менеджмент)


Реферат: Луи Пастер и значение его трудов для человечества (Биология)


Реферат: Основные законы правильного мышления (Логика)


Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)


Реферат: Особенности религии древних славян (Религия)


Реферат: П.Л. Лавров: субъективный метод в социологии (Социология)


Реферат: Особенности политического процесса в России на современном этапе (Политология)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Питирим Сорокин (Культурология)


Реферат: Сборка червячного редуктора (Технология)


Реферат: Виды общения (Социология)


Реферат: История России начала 20 века (История)


Реферат: Отчет по преддипломной практике ООО"Холод" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сроки в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: А.С. Пушкин. "Дуэль" (Литература : русская)


Реферат: Шпоры к экзамену по Военной подготовке (Военная кафедра)


Реферат: Петропавловская крепость (Архитектура)


Реферат: Россия - светское государство (Право)


Реферат: Модемы (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист