GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Международная торговля (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международная торговля (Международные отношения)



Содержание



МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 2


Отраслевая структура мировой торговли 3


Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях 7


Рынок изобретений и лицензий. 14


Список литературы 20



МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ


Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических
отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли
приходится около 80 процентов всего объема международных экономических
отношений. Современные международные экономические отношения,
характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового
и специфического в процесс развития национальных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению
Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней
торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику
изолировавшись от мировой экономической системы»
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями
разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и
выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-
технической революции, специализация и кооперирование промышленного
производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это
способствует активизации международной торговли. Международная торговля,
опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее
производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на
каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема
мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его
развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие
производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с
другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и
оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной
специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и
оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот
между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля»
употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный
товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот
развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента,
региона, например, стран Восточной Европы и т. п.


Отраслевая структура мировой торговли

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли
является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности
наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более
500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к
40% в экспорте промышленно развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее
быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного
оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта
машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка
микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15
процентов. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов
превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры
здесь — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими
услугами: научно-технические производственными, коммерческими, финансово-
кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила
ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-
вычислительные услуги.
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост,
несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики
во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными,
финансовыми, туристскими. В 1995 г. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт
товаров, соответственно, 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом,
пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели
относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных
платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму
в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных
компаний на территории других стран. Одной из быстро развивающихся сфер
международной торговли является торговля химической продукцией. Важной
тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового
металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести
относительное, но достаточно заметное движение доли традиционных
экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики
Корея и .Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют
США и Китай.
Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и
энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих
темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием
заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его
переработки.
Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на
ограничение выброса в атмосферу газов и, прежде всего, углекислого газа,
для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет
определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени
нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов.
Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и
природного газа.
Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка
являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста
продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее
развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным
сырьем.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX
века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим
существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового
товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу
века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей
промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой
торговли к концу 90-х годов — это торговля машинами и оборудованием.
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР,
углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее
значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности:
на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстр растет
доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства,
химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в
особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива
составляет примерно 1/4.
В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение
спроса на него. В определенной степени это связано с расширением
производства продовольствия в промышленно развитых странах.
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является
торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении
потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем
заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание
обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его
использованием, углублением его переработки.
Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между
промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко
вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными,
коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и
оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг,
консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь,
стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического,
производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же
время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные,
консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю
товарами производственного назначения (табл. 1).
Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и
электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего
экспорта машинотехнической продукции.
Таблица 1
Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %*
|Основные товарные группы |1937 г|1960 г.|1975 г|1988 г.|1994 г.|
|Продовольствие (включая напитки и |22,8 |18,2 |12,2 |10,7 |7,2 |
|табак) | | | | | |
|Сырье |31,0 |16,7 |7,5 |5,9 |4,8 |
|Минеральное топливо |7,6 |10,1 |19,5 |12,5 |7,7 |
|Продукция обрабатывающей |38,8 |55,0 |59,7 |72,4 |76,5 |
|промышленности | | | | | |
|Оборудование, транспортные средства|10,6 |21,2 |27,9 |35,1 |38,2 |
|Химические товары |4,6 |6,2 |7,2 |9,0 |9,2 |
|Прочая продукция обрабатывающей |23,6 |27,6 |24,6 |28,3 |29,2 |
|промышленности | | | | | |
|Черные и цветные металлы |10,6 |9,0 |7,3 |5,3 |6,6 |
|Текстильные изделия (пряжа, ткани, |8,7 |5,4 |4,9 |6,8 |7,6 |
|одежда) | | | | | |



Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия
наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота,
превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что
все странны все сильнее втягиваются в систему международного разделения
труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн долл. в
1980 г. до 5,5 трлн долл. в 1997 г. Это означает увеличение объема экспорта
более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 33% — за первую половину 90-х
годов. НЬлизки к этим цифрам и показатели импорта (табл. 11.1).



|Общие итоги мировой торговли |1995 |1996 |1997 |1998*|
|Товарооборот (млрд долл.) 7656 |10116 |10359|11309|11812|
|Экспорт (млрд долл.) 3809 |5033 |5100 |5574 |5824 |
|Импорт (млрд долл.) 3847 |5083 |5259 |5735 |6018 |
|Изменения, %, к предыдущему году |
|Экспорт | | | | |
|Северная Америка (США и Канада) |9,5 |8,0 | | |
|Евросоюз |8,0 |6,0 | | |
|Страны с переходной экономикой |14,5 |11,5 | | |
|Япония |3,5 |12,5 | | |
|Латинская Америка |12,0 |3,0 | | |
|Страны ЮВА (Южная Корея, Малайзия,| | | | |
|Сингапур, Тайвань, Гонконг) |14,5 |15,5 | | |
|Импорт | | | | |
|Северная Америка |5,5 |5,5 | | |
|Евросоюз |4,0 |2,5 | | |
|Страны с переходной экономикой |3,5 |12,0 | | |
|Япония |-0,5 |2,5 | | |
|Латинская Америка |11,0 |10,5 | | |
|Страны ЮВА |3,5 |4,0 | | |

По ориентировочным оценкам, мировой товарооборот достиг в 1998 г. 11,9
трлн долл. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на
современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых,
темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста
производства; во-вторых, сдвиги в структуре:
товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географический
(доли регионов, групп стран и отдельных стран).
Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие
темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных
признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых
рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы
расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них — машинами и
оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств
связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее
расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в
порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен
динамики — ускоренный рост международной торговли услугами.
Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так
и в географической структуре мирового внешнеторгового обмена. При этом
практически неизменной за последние 15—20 лет сохраняется доля основных
групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом
случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта величина находится в
пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная
тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70%
мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между
сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно
сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось
около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного
торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю
услугами.



Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях



Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.
В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные
издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить
капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие
услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым
поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная
плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и
социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей
природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно
определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым
между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежньис
балансах.
По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70%
объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их бьша вовлечена в мировую
торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене
существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во
внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной
промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым
неторгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране,
где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть
групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной
торговли):
. коммунальные услуги и строительство;
. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы
и кемпинги;
. транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое
посредничество;
. оборона и обязательные социальные услуги;
. образование, здравоохранение и общественные работы;
. прочие коммунальные, социальные и личные.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше
выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика
свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее
быстрорастущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.


|. Мировой экспорт услуг (млрд долл.) |
| |1988 |1990 |1994 |1996 |1998* |
|Все виды услуг |653,2 |853,0 |1100 |1260 |1290 |
|Транспорт |167,4 |209,2 |250,4 |315 |324 |
|в том числе | | | | | |
|Пассажирский |36,2 |49,6 |56,9 | | |
|Фрахт |83,6 |103,3 |125 | | |
|другие виды |47,7 |56,3 |68,1 | | |
|транспорта | | | | | |
|Путешествия |190,1 |246,9 |321,1 |415 |422 |
|Правительственны|43,4 |47,0 |49,5 |— | |
|е услуги | | | | | |
|Другие виды |252,4 |349,9 |479,1 |530 |544 |
|услуг | | | | | |

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг
составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 г. эта
величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более
высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста
потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые
были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за
этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных
издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг;
новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев
позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.
Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые
раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам
банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного
валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной.
Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов,
дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма
затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой
иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги
предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую
составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во
внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость
зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет
рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается
невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым
операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были
получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного
баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не
может дать точного представления о масштабах международной торговли
услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается
заниженной на 40—50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые
приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой
пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США,
Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть
экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают
потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг
(организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая
материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.
Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют
применением широкого спектра ограничений на использование иностранных
услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то
наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют
Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг
этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют
США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму
первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг
оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50%
экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение
имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на
заработки.
11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги,
естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих
черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших
качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов)
представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация
кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом
на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе
на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему
передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы
международных услуг, которые стали составным элементом
внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным
оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по
отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение
этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае
внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме
межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.
Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции
транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших
видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют
услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним,
а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное
обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной
международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о
необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и
отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на
нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких
специфических организаций. Специализированные межправительственные
организации как, например, ИКАО (Организация международной гражданской
авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная
морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках
отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация
правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов,
аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация
определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д..
Довольно распространенными, особенно в середине 80-х годов, были
двусторонние договоры. Так, например, американо-канадское соглашение о
свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в
сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг,
коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с
Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило,
осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС,
например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени
занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное
первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй
половине 80-х годов сфера деятельности этой организации была расширена по
инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с
70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом
переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея предложения США заключалась в том, чтобы в регулировании
услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к
товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность
и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб
иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако,
стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку
потребление услуги и ее производство осуществляются практически
одновременно, то регулирование условий производства услуг означает
регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению
к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и
национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя
дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных
требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для
собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Такое
положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области
транспорта. Проведя в начале 80-х годов дерегулирование в области
транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании
оказались вынужденными конкурировать с иностранными на
своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала
государственная монополия.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой
право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов
ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
На открывшемся в 1986 г. совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была
достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения
вопросов торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были
вынесены за официальные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с
обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров
явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТТ
(Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей:
рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования
торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных
сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по
ликвидации ограничений в сервисных отраслях.
Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение
соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись
услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию
Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности
своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены
вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.
С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло
в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании
Всемирной торговой организации. ГАТТ функционирует в рамках ВТО.



Рынок изобретений и лицензий.


В середине XX столетия под воздействием научно-технической революции,
интеграционных процессов и структурных сдвигов в мировой экономике
длительный период развития международного обмена лицензиями сменился
революционным этапом, который характеризуется резкой интенсификацией и
ростом объёмов торговли изобретениями, научными знаниями и секретами
производства и вовлечением в её орбиту практических всех стран мира. Если
за весь эволюционный период развития международной торговли лицензиями
(конец XVIII – середина XX столетия) объём валютных поступлений к началу 50-
х гг. достигал 350-400 млн. долл. в год, то к началу 90-х гг. текущего
столетия он увеличился более чем в 80 раз и составил 30 млрд. долл. в год.
На современном этапе следует говорить о качественно новом состоянии
международной торговли лицензиями, развитие которой привело к образованию в
мировом капиталистическом хозяйстве нового, самостоятельного рынка мировой
торговли, оказывающего возрастающее воздействие на всю систему
мирохозяйственных связей современного общества.
Представленные в таблице 2 данные характеризуют географическую
структуру международной торговли лицензиями, её главные центры и
происшедшие в них изменения в 1960-1989 гг. Они дают возможность не только
оценить расстановку сил в сфере международной лицензионной торговли, но и
проследить изменения по важнейшим экономическим районам мира на протяжение
последних 30 лет. Очевидно, что динамика международной торговли лицензиями
в этих регионах отражает не только изменение роли и места отдельных
государств в мировом капиталистическом хозяйстве, она свидетельствует о
растущей роли лицензионной торговли во внешнеэкономической деятельности.



Крупнейшие государства-экспортеры в 1994 г.*
|Страны |Экспорт, млрд. |Доля в мировой |
| |долл. |торговле, % |
|США |512 |12,3 |
|Германия |421 |10,1 |
|Япония |397 |9,5 |
|Франция |236 |5,7 |
|Великобритания |205 |4,9 |
|Италия |189 |4,5 |
|Канада |165 |4,0 |
|Гонконг |152 |3,7 |
|Голландия |148 |3,6 |
|Бельгия/Люксембург |131 |3,1 |
|Китай |121 |2,9 |
|Сингапур |96 |2,3 |
|Южная Корея |96 |2,3 |
|Тайвань |93 |2,2 |
|Испания |73 |1,7 |

На протяжении многих десятилетий США занимают ведущее место среди
стран капиталистического мира по обороту лицензионной торговли, однако с
1960 по 1989 год их доля снизилась с 38,6 до 27,9%. Это произошло главным
образом за счёт уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий с 70,8 до
47,0%. В указанные годы наиболее высокими темпами росли экспорт и импорт
лицензий в странах Западной Европы, что обеспечило им первенство в обороте,
импорте, а с 1989 г. и в экспорте лицензий среди других центров
международной торговли лицензиями. Вместе с тем американские фирмы прочно
удерживают передовые позиции в экспорте лицензий по сравнению с фирмами
других стран капиталистического мира. Ведущая роль Соединённых Штатов в
экспорте лицензий определяется не только огромным научно-техническим
потенциалом страны, но и проводимой американскими транснациональными
корпорациями активной политикой экономической экспансии на основе
совместного вывоза капитала и продажи лицензий. Анализ направлений этой
политики показывает, что несколько ослабляя свою деятельность в торговле
лицензиями с независимыми фирмами, американские корпорации одновременно
усиливают позиции в лицензионной торговле между расположенными в США
материнскими фирмами и их многочисленными филиалами и дочерними компаниями
за рубежом. Это обеспечивает монополиям значительно более высокие прибыли и
прочное положение на зарубежных рынках.
В импорте лицензий за последние 50 лет удельный весь США значительно
увеличился. Это свидетельствует о том, что США заметно изменили свою
политику в отношении закупок зарубежной технологии и резко расширили их
объёмы в конце 80-х годов. По этому показателю в 1989 г. США вошли в число
ведущих стран-импортёров лицензий, значительно отставая лишь от Японии.
В 1960-1989 гг. наиболее динамичным центром мировой капиталистической
торговли лицензиями оставались промышленно развитые страны Западной Европы.
В 1989 г. по обороту лицензионной торговли последующие места после США
(14060 млн. долл.) и Японии (7340 млн. долл.) заняли (млн. долл.):
Великобритания – 4333, Италия – 4134, ФРГ – 4050, Франция – 3021,
Нидерланды – 2390, Бельгия и Люксембург – 1869, Швеция – 1041.
Значительный рост государственных средств и расходов частных фирм на НИОКР
и увеличение инвестиций капитала за рубежом позволили ведущим
западноевропейским странам добиться высокой эффективности в использовании
за рубежом научно-технического потенциала путём продажи лицензий. Развитие
процессов специализации в проведении научных исследований и кооперации в
промышленном использовании их результатов содействовало росту лицензионной
торговли преимущественно между странами региона, а также с США и Японией.
Вслед за США западноевропейские страны занимают ведущие места по размерам
поступлений от продажи лицензий. В 1989 г. эти поступления составляли (млн.
долл.): Великобритания – 2205 (8,8%), Италия – 1619 (6,4%), ФРГ – 1360
(5,4%), Франция – 1146 (4,6%), Нидерланды – 773 (3,1%), Бельгия и
Люксембург – 705 (2,8%).
Благодаря высоким темпам развития лицензионной торговли в странах
Западной Европы за 30-летний период значительно возросла их доля в мировом
лицензионном обмене: по обороту с 34,4 до 49%, экспорту с 28,6 до 42,3%,
импорту с 40 до 55,6%. По обороту, экспорту и импорту лицензий этот регион
занимает первое место на капиталистическом рынке лицензий.
Одним из важных центров капиталистической лицензионной торговли
является Япония. Наряду с ФРГ эта страна в течение всего послевоенного
периода занимала ведущие позиции в капиталистическом мире по импорту
лицензий. В 1960-1989 гг. Япония увеличила закупки лицензий более чем в 56
раз. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для
перевооружения ведущих отраслей своей экономики, но и как потенциал для
развития собственных научно-технических исследований. Увеличение расходов
на НИОКР и доработку приобретенных по лицензиям разработок позволило Японии
к началу 80-х гг. значительно активизировать экспорт лицензий. Значительно
отстававшая в 70-е гг. от США и ведущих стран Западной Европы по объёмам
продаж лицензий Япония в 1989 г. вышла на третье место по этому показателю.
Наиболее многочисленную группу в капиталистическом секторе
лицензионной торговли составляют развивающиеся страны Азии, Африки и
Латинской Америки. Важным критерием для их объединения в сфере лицензионной
торговли являются не географические, а экономические признаки. Для этих
стран характерен сравнительно низкий уровень развития национального
экономического и научно-технического потенциала, существенно ограничивающий
не только продажу, но и покупку и возможности использования иностранных
лицензий. Удельный вес этих стран в экспорте лицензий в 1989 г. составил
1,4% и лишь в два раза увеличился по сравнению с 1970 г.
В международной статистике нет данных, свидетельствующих о размерах
производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за
исключением лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям
некоторых видов продукции.
Произведённые на основе статистических данных о выплатах за использование
лицензий оценочные расчёты показывают, что в 1989 г. в капиталистическом
мире по лицензиям была произведена продукция на сумму более 500 млрд. долл.
Для характеристики мирового рынка лицензий несомненный интерес
представляет его отраслевая структура. Формирование отраслевых рынков
определяется тенденциями развития и структурными изменениями в мировой
экономике, специализацией производства и концентрацией НИОКР и
изобретательской деятельности в наукоёмких отраслях производства, где
производятся товары с высокими потребительскими свойствами. Взаимосвязь
объёмов и направлений вложений средств на НИОКР с состоянием и
направлениями развития отраслевых рынков лицензий нетрудно проследить путём
анализа имеющихся статистических данных, хотя воздействие НИОКР на
лицензионную торговлю проявляется, как правило, не сразу, а через период (3-
5 лет), необходимый для освоения и использования изобретений его
владельцами, выхода на рынок и внедрения новой технологии у покупателя
лицензий.
Для мирового рынка характерно преимущественное развитие лицензионной
торговли в электротехнической и электронной промышленности, общем
машиностроении, приборостроении, автомобильной, авиаракетной
промышленности, химии и нефтехимии, биотехнологии, в области
ресурсосберегающих технологий и др. В 70-80-е годы получил быстрое развитие
коммерческий обмен изобретениями в области окружающей среды. Активный
процесс насыщения научно-техническими достижениями прогрессивных отраслей
промышленности оказывает прямое воздействие на рынок лицензий, укрепляет
его материальную базу, значительно ускоряет темпы роста лицензионной
торговли и ведёт к интенсивному формированию международных отраслевых
рынков лицензий. В конце 80-х годов на долю отдельных отраслевых рынков
лицензий приходилось: электротехника и электроника – 19%, общее
машиностроение – 18,8%, химия и нефтехимия – 17,4%, транспортное
машиностроение – 10,2%, текстильная и пищевая промышленность – 6,2% всего
объёма коммерческих операций на мировом рынке лицензий. Замедленными
темпами происходит развитие международной торговли лицензиями в
металлургии, металлообработке, строительстве, сельскохозяйственном
производстве, судостроении и ряде других традиционных отраслей экономики.
Отраслевая специализация лицензионной торговли имела место и по
отдельным странам. Доминирующая роль на пяти основных отраслевых рынках
лицензий (химия и нефтехимия, общее машиностроение, электротехника и
электроника, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая
промышленность) принадлежит шести странам – США, Великобритания, ФРГ,
Франции и Японии. В конце 80-х годов их доля составила более 83% всей
торговли лицензиями в этих отраслях. Вместе с тем в последнее десятилетие
появилась тенденция к сокращению этой доли преимущественно за счёт
некоторого ослабления позиций США на этих рынках и роста объёмов торговли
лицензиями в других странах Западной Европы, Канаде, Австралии и ряде
других.
В настоящее время в капиталистическом производстве сложились новые
направления технического прогресса, которые оказывают непосредственное
воздействие на отраслевую структуру лицензионной торговли. К ним относится
расширяющееся производство средств автоматизации и прежде всего
вычислительной техники. Разработанные в последние десятилетия
микроэлектронные схемы с высоким уровнем интеграции позволили реализовать
новые решения в производстве станков с программным управлением,
высокоэффективных как в массовом, так и в мелкосерийном производстве. На
базе совместного применения многоцелевых станков с программным управлением,
промышленных роботов и гибких производственных систем предметами лицензий
становятся и комплексно-автоматизированные производства с использованием
единых транспортных систем и централизованного управления на базе ЭВМ.
Получают всё большее развитие производство бытовой техники с использованием
мини- и микрокомпьютеров, а также оснащение её программным управлением.
К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий относятся
концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между
родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами)
транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между
независимыми фирмами. В середине 80-х годов ТНК владели около 80% всех
патентов на новую технику и технологию, на их долю приходилось около 65%
валютных поступлений от продажи лицензий на мировом рынке, а на заграничных
предприятиях корпораций более 20% продукции производилось с использованием
лицензий материнских компаний. Ведущее место во внутрифирменной торговле
лицензиями занимают американские ТНК, на долю которых в 1989 г. приходилось
78% всего экспорта лицензий США.
Современное значение мирового рынка лицензий для разных стран мира
состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими
достижениями науки и техники между конкурирующими предпринимателями.



Список литературы



1. Макроэкономика., Агапова Т.А. Серегина С.Ф., Москва 1997
2. Международные экономические отношения, учебник, Рыбалкин В.Е., Москва
1999
3. Международные экономические отношения. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н,
Москва, «Финансы и статистика» 1998
4. Международные экономические отношения. Авдокушкин Е.Ф., Москва 1999
5. Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 1999




Реферат на тему: Международная торговля
Министерство внешних экономических связей и торговли Украины
УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


Контрольная работа по дисциплине «Коньюктура мировых рынков»

Тема: Внешнеторговые цены. Основные подходы по установлению
внешнеторговых цен.



Слушатель: Березин А.В.
группа М3 2-4



Киев 2000


Введение.

1. Современная ценовая стратегия фирмы.
2. Цены внешнеторговых контрактов и методики их расчетов.
2.1. Единица измерения цены
2.2. Базис цены.
2.3. Валюта цены.
2.4. Способ фиксации цены.
2.5. Технические поправки.
2.6. Коммерческие поправки.
3. Литература.



ВВЕДЕНИЕ

Ценовая стратегия фирмы на внешнем рынке, как правило, начинается с
определения собственного подхода к концепции цены, которая вырабатывается
на основе общей рыночной стратегии компании. Целенаправленная ценовая
политика (оперативное решение задач - это установление таких цен и их
изменение в зависимости от ситуации на рынке, чтобы:
а) овладеть определенной долей рынка,
б) расширить объем продаж, и получить планируемый объем прибыли (в кратко-,
средне- или долгосрочной перспективе), т. е. обеспечить реализацию товара в
определенной фазе его жизненного цикла.
Предварительный анализ возможностей проникновения на целевой рынок фирма
начинает прежде всего с исследования рынка предложения, включая товары-
аналоги и товары-субституты) и собственно товара для определения его
конкурентоспособности. В настоящее время на мировом рынке, в основном,
сложилась определенная структура цен, определяемая и поддерживаемая
крупными фирмами-производителями и экспортерами товаров в отраслях, а
мелкие и средние компании предпочитают использовать взвешенную ценовую
политику «следования за лидером».
Сложившиеся пропорции мирового рынка, особенности действия закона Спроса и
предложения, транснациональний характер товарного производства внесли
существенные изменения в характер, принципы и формы конкуренции,
значительно снизив роль ценовой конкуренции как «традиционной» экспансии
фирм в рамках стратегии овладения определенным сегментом рынка. На смену ей
пришли «нетрадиционные» формы конкурентной борьбы, такие как рекламная
конкуренция, конкуренция спецификаций и послепродажного обслуживания,
«конкуренция привязанностей» и т. п. Смена приоритетов конкуренции связана
также с объективным процессом уяснения фирмами бесперспективности политики
"ценовых эскалаций", что само по себе приводит к «войне цен», от которой
несут в равной степени издержки все без исключения субъекты рынка.



1. СОВРЕМЕННАЯ ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ
Современная практика крупных компаний, осуществляющих продажи
огромных объемов продукции на внешнем рынке, свидетельствует о применении
ими в своей хозяйственной деятельности основных четырех стратегий:
- ориентация на низкие издержки;
- уникальность характеристик производимых товаров;
- смешанная стратегия (объединение двух подходов);
- стратегия приспособлений к ценовой стратегии сильной в интонационном
отношении фирмы.
Процесс определения цены товара на первом этапе включает:
сравнение заданных характеристик (качество товара, время доставки
потребителю, функционирование сбытовой сети, темпы обновления, качество
обучения потребителей. послепродажное обслуживание) с лучшими и худшими
отраслевыми показателями с учетом мнения потенциальных потребителей. Эта
операция производится в отделе маркетинга фирмы.
На втором этапе фирма производит поэтапную разработку продажных
цен, в которую входит:
1. Калькуляция издержек производства и обращения, включая
дополнительные расходы на формирование спроса и стимулирование продаж;
2. Анализ рыночных цен и их колебаний, факторов, определяющих объем
предложения и спроса, воздействие конкуренции на цены;
3. Установление ценовых пределов - верхнего и нижнего (верхнем - от
уровня рыночных цен, включая воздействие факторов спроса, нижнего - в
зависимости от величины производственно-сбытовых расходов);
4. Оценка продаж;
5. Определение разновидности ценовой политики;
6. Калькуляция ценовой структуры (определение удельном весе в цене
издержек производства и обращения, других составляющих);
7. Определение конкретных продажных цен, включая условия платежа,
стоимость упаковки, транспортные расходы и т. п.
В практике расчета продажных цен применяется следующая формула:

Ц = И / (1 -. П ),

где Ц - продажная цена,
И - издержки производства и обращения,
П - планируемая прибыль в процентах от продажной цены.

Крупные западные компании при выходе на новый рынок и его освоении
разрабатывают детальный расчет издержек и прибыли с учетом жизненного цикла
экспортируемого товара, в основе которого лежат показатели объема продаж,
издержек производства и обращения, фазы жизненною цикла товара с увязкой
особенностей потенциального рынка сбыта.
В настоящее время при установлении внешнеторговых цен зарубежные
фирмы применяют два подхода: среднезатратный и маржинальный (предельный).
В расчет цены среднезатратной входят постоянные и переменные
издержки. В основе маржинального подхода лежат дополнительные затраты на
выпуск дополнительной единицы продукции, что можно записать следующей
формулой:

МС = 6С / 6Х,

где МС - величина предельных издержек,
6С - прирост совокупных затрат,
б Х – прирост объема производства.
Поскольку постоянные затраты неэластичны при увеличении объемов
производства, предельные издержки определяем только переменными затратами.
При маржинальном подходе устанавливается оптимальное соотношение
величин предельных издержек, предельного дохода и цены. Теоретически
оптимальное положение на немонопопизированных рынках достигается при
равенстве предельных издержек и цены товара, за чертой которого фирме
невыгодно наращивать объем производства, так как цена не будет возмещать
величину издержек. Такая ситуация возможна при высокой эластичности спроса.
С ростом монополизации эластичность спроса снижается. В результате точка
оптимума сдвигается до отметки, где предельные издержки равны предельному
доходу. Фирма получает больший объем прибыли, поскольку величина
предельного дохода заведомо меньше иены. В настоящее время основным
подходом к установлению внешнеторговых цен является маржинальный подход,
поскольку в издержках неуклонно падает доля прямых затрат на рабочую силу и
растет доля накладных расходов, особенно рекламы и услуг, сопутствующих
продаже.
При расчете внешнеторговых цен необходимо иметь в виду, что во-
первых, мировой рынок имеет довольно сложную олигополистическую структуру с
широким спектром отдельных автономно функционирующих субрынков, на
которых складывается «собственная» структура цен и которые облают
специфическими особенностями спроса и предложения. Во-вторых, с углублением
разделения труда снизилось значение массового производства товаров больших
объемов, На смену последнему пришло серийное производство продукции
небольших партий, рассчитанных на конкретных потребителей и удовлетворяющих
определенные запросы и заказы. Рост унификации товарного предложения,
сокращение жизненного цикла товаров, ускорение изменений товарного
предложения (фундаментальные, функциональные, приспособительные) повлекло
за собой изменение сроков реализации конкретной ценовой стратегии фирмы. В-
третьих, ценовые колебания и масштабы отклонений, цен предложений от
средневзвешенных цен мирового рынка свидетельствуют о четко
сформировавшейся тенденции к делению рынков на эластичные» и «неэластичные»
по отношению к спирали сцены - спрос - предложение. Например, на рынках
сырья, товаров краткосрочного пользования отмечаются незначительные
колебания спроса при изменении масштабов цен. Что же касается рынка товаров
длительного пользования, рынка машин и оборудования, то незначительные
колебания цен приводят к «всплескам» спроса и предложения по масштабам, не
сопоставимым с вышеперечисленными рынками. Это, в свою очередь, приводит к.
использованию нестандартных подходов в практике ценообразования фирмы,
способствует возрастанию значения субъективных факторов в ущерб объективным
критериями, применяемым еще 5 - 10 лет назад.
Из широкого разнообразия применяемых в настоящее время фирмами
стратегий и методов ценовой работы на внешнем рынке можно выделить
следующие:

Установление цен на товар при выходе на рынок.

В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как "политика
проникновения" и состоит в завоевании определенной доли рынка, используя
низкие цены (отклонения 5 - 10 % от цен конкурентов) в целях ознакомления
потребителя с товаром фирмы и привлечения внимания к нему. Указанный метод
имеет краткосрочный характер и по истечении небольшого срока времени (как
правило, 1-2 месяца) цены начинают ступенчато повышаться в целях
противодействия инфляционным тенденциям, адаптации к росту производственных
и сбытовых расходов, улучшения качества.


Установление цен на товар при введении нового товара на рынок.

В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как «политика снятия
сливок». Предусматривается изначально максимально высокая цена на товар и
получение максимально высокой нормы прибыли. Особенностью этого метода
является ею недолговечность и ограниченность во времени, а ориентация на
спрос основывается на потребителе, у которого престижные соображения
преобладают над рациональными. Под давлением высоких цен конкуренты создают
аналогичные товары и их заменители, что способствует снижению цены товара к
средневзвешенной. Так, на рынке ЭВМ конкурентные товары появляются спустя
18 месяцев после выхода «пионерного» изделия. Поэтому очень важно для фирм
продуцентов компьютерной техники найти момент снижения цены для завоевания
новых сегментов рынка и подавления активности конкурентов.

Установление цен на товар с точки зрения защиты позиции.

В ценовой стратегии фирмы этот метод используется, когда фирма
контролирует определенный сегмент рынка и основные усилия направляет на
улучшение потребительских свойств уже существующих товаров на рынке и за
счет этого повышает их цену. У потребителя при соответствующей рекламе
«накидка» на цену вызывает положительную реакцию, поскольку принимается во
внимание то обстоятельство, что низкая цена - это неудовлетворительное
качество товара. При этом широкий диапазон цен варьируется по принципу
«двойной ценовой ситуации: с одной стороны, фирмы ориентируются на средний
уровень внешнеторговых цен, с другой - происходит копирование уровней и
структур цен конкурентов. Снижение цен в условиях подобной «стратегии
приспособления» носит цепной характер, мотивами котором являются желание
освободиться от излишних товарных запасов, увеличить долю на рынке,
определить конкурентов, пополнить кассовую наличность. При этом необходимо
иметь в виду, что другие фирмы реагируют на подобные действия адекватным
снижением своих цен для сохранения сложившихся ценовых паритетов, что
заставляет фирму - инициатора ценовых изменений перестраивать
внутрифирменную инвестиционную стратегию, маневрировать загрузкой
производственных мощностей объемом запасов, уровнем занятости, снижать долю
накладных расходов.



Установление цен на товар с учетом последовательного
прохода по сегментам рынка.

В ценовой стратегии фирмы этот метод используется в случае, когда
фирма занимает прочные позиции на рынке и устанавливает первоначально
максимально высокие цены на товары, предназначенные для «покупателей-
новаторов» (потребительские товары длительного пользования, изделия
«высоких технологий» и т. п.). Получив «премиальные» по ценам, фирма затем
снижает цены на рынках с высокой эластичностью спроса, расширяя количество
потенциальных покупателей за счет расширения сегмента. Однако предпосылкой
использования указанной стратегии должны быть обязательная эффективная
патентная защита и невозможность для фирмы-последователя быстро раскрыть
«ноу-хау» продукта и создать имитацию товара.

Установление цен на товар с учетом удовлетворительного
возмещения затрат.

В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как политика
«целевых цен», т. е. таких, которые в течение 1 - 2 лет при оптимальной
загрузке производственных мощностей (обычно 80 %) обеспечивают возмещение
затрат и расчетную прибыль на вложенный капитал (15 - 20 %). В основе
указанного метода лежит либо затратная форма анализа (ориентация на
затраты: полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные), либо
административная (ориентация на средние рыночные цены, на "ценового
лидера", на спрос). Цены при этом рассчитываются либо на основе принципа
безубыточности: ценообразование исходя из издержек производства,
маркетинга, распределение товара с учетом получаемой прибили, либо на
основе принципа «прямые издержки плюс прибыль»; начисление стандартной
наценки на себестоимость товара. В некоторых случаях цены устанавливаются
на основе уровня текущих цен: используются в качестве основы для расчетов
цены конкурентов, а не собственные издержки.

Установление цен на товар с учетом стимулирования
комплексных продаж.

В ценовой стратегии фирмы этот метод именуется как практика
«убыточного лидера». Речь идет о продаже не единичных товаров, а
комплексов. Например, низкая цена на трактор покрывается обширным
количеством навесных и прицепных орудий, что ведет к получению
запланированного объема прибыли. Этот метод широко используется
машиностроительными компаниями, производящими массовую и крупносерийную
продукцию, реализуемую на множестве рынков.

Кроме указанных шести ведущих методов установления цен на товар, в
международной торговой практике используются и другие методы, из которых
необходимо выделить (особо не вдаваясь в комментарии) следующие:
Установление цен на основе закрытых торгов —
расчет цены, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на
основе показателей издержек и спроса. Применяется в случае борьбы за подряд
в процессе торгов.
Установление цен на основе ощущаемой ценности товара –
ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости
товара, а не издержек продавца.

Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке

определение цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех
заказчиков, независимо от их местонахождения, одну и ту же цену,
приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.


Установление зональных цен -
установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в
границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по
мере удаления от зоны.

Установление цен применительно к базисноиу пункту –
установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот
или иной роде качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков
транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города
независимо от места фактической отгрузки товара.

Установление цены ФОБ в песте происхождения товара –
установление цен по географическому принципу, когда товар передается
перевозчику на условиях франко-вагон, а заказчик оплачивает все расходы по
транспортировке от места нахождения предприятия до места назначения.
Вышеперечисленные методы ценообразования ни в коей мере не
используются фирмами спорадически, а лишь комплексно, причем один и тот же
товар на различных рынках может продаваться по различным ценам ("ценовая
дискриминация") в зависимости от варианта товара, места и времени продажи,
особенностей внутрифирменной стратегии.


2. ЦЕНЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ
И МЕТОДИКИ ИХ РАСЧЕТОВ

Цена товара - один из важнейших элементов контракта купли-продажи.
Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать условие о цене,
по которой продается товар, или указание способа определения цены этого
товара. Распространенным способом определения цены является такой, когда
она устанавливается по курсу какой-либо биржи надень поставки.
Оговаривая цену товара, в контракте купли-продажи называются:
единица измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и
уровень цены.
2.1.Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения
цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле
данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:
-за определенную количественную единицу (или за конкретное число единиц)
товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах
измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т. д,), или в
счетных единицах (сотня, дюжина);
- за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества
в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);
- за весовую единицу в зависимости от колебаний натурального веса,
содержания посторонних примесей и вл

Новинки рефератов ::

Реферат: Декоративное выжигание по дереву (Искусство и культура)


Реферат: Анализ неплатежеспособности предприятия и пути выхода из кризиса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методические рекомендации и задания для лабораторных работ по дисциплине «Вычислительные системы» (Компьютеры)


Реферат: Социальный критерий качества формирования библиотечного фонда (Социология)


Реферат: Иран (География)


Реферат: Правовий статус підприємств (Хозяйственное право)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Аудит)


Реферат: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка базы данных, отражающей учет успеваемости студентов (Программирование)


Реферат: Марат, деятель Великой француской революции (История)


Реферат: Массовые репрессии и политические процессы 20-х 30-х годов (История)


Реферат: Синтетические волокна (Химия)


Реферат: Организация учета расчетных операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Первоцветы Украины (Сельское хозяйство)


Реферат: Управляем ли мы процессом урбанизации? (Социология)


Реферат: Навигация и Лоция (Транспорт)


Реферат: Жуков - полководец (Исторические личности)


Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Поиск внеземных цивилизаций (Астрономия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист