GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)


Глава 1. Метод опроса

Как ни коротки слова: “да”,
“нет”, всё же они требуют
самого серьёзного размышления.
Пифагор

Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки,
где для получение информации исследователь обращается к человеку с
вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например,
врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья
пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей
обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают
его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.
Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих
других сфер социальной практики используют этот метод для получения
интересующей их информации.
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его
использовании источником первичной социологической информации является
человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных
процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с
письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и
интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых
вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных
разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом
обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов,
в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или
интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными
вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения
опроса(1. с.52-54).
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или
интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно
большое количество респондентов и получать различную по своей природе
информацию.
Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации,
полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения
различных сторон социальной практики в сознании людей.


1. Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса
- анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на
рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время
широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных
видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-
качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение -
дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и
принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При
составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково
понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и
пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать:
. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о
личности респондента);
. по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
. по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения
выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о
личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и
т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете
приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый
выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы
могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают
возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а
неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту
вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и
до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию
информацию, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов
ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из
предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать
свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются
признаки открытости и закрытости.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от
респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки
негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде
случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В
подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные
в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не
требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании
исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса
(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы)(2.
с.41-46).

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса,
составление плана и сетевого графика робот, проектирование
инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария,
составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц
участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров,
решение организационных проблем).
2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои
собственные стадии поэтапного осуществления;
3)результирующий этап – обработка полученной информации

Любая анкета включает в себя три основные части :
1) вводную
2) содержательную (основную) часть
3) заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи,
способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения,
а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной
части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о
респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы,
касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального
положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого
во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их
размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением
получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого
необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых
формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый
сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).


1.2 Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно
рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В
наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них
ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота
организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью
большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является
возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени
заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -
неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и
отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения
ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в
почтовом опросе.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один -
когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих
читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда
через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.


1.3 Интервьюирование

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы,
предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым
отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот
метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,
но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его
организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно
наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные
коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными
делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если
предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в
неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных
отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,
фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго
регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса
интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их
последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом
беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем
их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их
последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить
информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь
приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью
проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана
беседы; определяется только тема интервью(10. с.123-126).





Реферат на тему: Методы социального прогнозирования
Содержание

Введение 2
Традиционные методы социального прогнозирования 2
Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования 5
XXI век: сценарий эволюции западной цивилизации 5
Список литературы 10

Введение


В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал
научных методов, специальных методик, логических и технических средств
познания. Австрийский футуролог Эрих Янг насчитывает их около 200, и его
перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального
прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их
различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая
аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5)
экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет
свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко
убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым
количественным продолжением настоящего. Весьма ограниченна применимость к
предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак
не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это
прекрасно понимал еще Гегель, который остроумно писал: «Правителям,
государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из
опыта истории.
Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не
научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно
было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые
обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием,
что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые
вытекают из самого этого состояния».


Традиционные методы социального прогнозирования


Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается
экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии,
что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует
результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам
правильную интерпретацию.
Предвосхищение будущего неизбежно так или иначе влияет на сознание и
поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в социальных
прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться
к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его.
Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное
содержание, так и определенное идеологическое назначение.
И в этом сплаве двух функций — познавательной и идеологической — может
преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения
различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида):
поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или
«реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить,
каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих
в данное время тенденций развития в различных сферах общественной
деятельности.
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем
определенных целей, содержат различные практические рекомендации для
осуществления соответствующих планов и программ развития.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в
научных целях определить познавательную ценность различных методов и
средств исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного
воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их
предотвратить предполагаемое будущее.
Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в
одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки
нескольких видов.
Надо сказать, что некоторые доктринеры и консервативно настроенные
обществоведы в нашей стране еще сравнительно недавно отвергали футурологию,
называя ее «буржуазной лженаукой», как прежде отвергали под этим предлогом
генетику и кибернетику. Однако, опровергая претензии западных футурологов
на монопольное право исследовать будущее, вовсе нет нужды отказывать
социальному прогнозированию в праве на существование как специальной
отрасли научного знания, объявляя его прерогативой каждой науки в
отдельности.
В современную эпоху наряду с дальнейшей специализацией в науке
нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия и
т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.). К числу таких
интегрирующих отраслей знания относится и социальное прогнозирование,
которое заведомо нельзя развести по отдельным департаментам науки. Ибо не
может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив
экономического, экологического, демографического развития, научно-
технического прогресса и возможной эволюции культуры, международных
отношений.
Предвосхищение будущего — это междисциплинарное комплексное
исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь
в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического
знания.1
Заключение о сходстве индивидуальных действий исследователя
экономического пространства с основной последовательностью проведения
исследовательской процедуры осуществляется посредством сопоставления шагов
по изучению экономического пространства с совокупностью элементов,
характеризующих научно-технический, социально-экономический и духовный
прогресс в современную эпоху.

Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования

Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на
классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность,
линейность, безальтернативность и др. Социосинергетика отличается от
классической методологии тем, что в ее основе лежит принципиально иной
мировоззренческий подход - философия нестабильности. Это позволяет при
построении моделей исторических процессов учитывать такие важные
особенности реальных систем, как стохастичность, неопределенность,
нелинейность, поливариантность.
Отмечая преимущества синергетического моделирования эволюционных
процессов, одновременно следует подчеркнуть немалые трудности, связанные с
практическим использованием этих методов. Основная из них - исключительно
высокая сложность социальных систем, наличие большого числа факторов,
которые определяют их динамику. Да и сами связи между факторами отличает
комплексность и многоступенчатость. К этому следует добавить
неразработанность методов анализа бифуркационных фаз и эволюционных
катастроф. Указанные обстоятельства и обусловили сравнительно медленный
прогресс в области разработки синергетических методов социального
прогнозирования, или футуросинергетики.

XXI век: сценарий эволюции западной цивилизации

Рассмотрим, как социосинергетика способна осуществлять социальное
прогнозирование. В качестве примера осуществим построение модели западной
цивилизации.
Поскольку системный кризис поставил западное сообщество на порог
бифуркации, его дальнейшая эволюция носит по необходимости поливариантный
характер. Поэтому моделирование процесса эволюции западной цивилизации за
порогом бифуркации должно начинаться с построения спектра эволюционных
сценариев. Сводка этих сценариев, составленная на основе обобщения
выполненного выше анализа, представлена в табл. 1. В ней указаны основные
факторы, которые могут играть роль при переходе к соответствующему
сценарию.
Таблица 1
Сценарии эволюции Запада
Сценарии |Основные факторы
|1. Сохранение |Контроль ТИК над мировым рынком. Высокий уровень |
|современного |ВМП. Обновление технологической структуры развитых |
|положения |стран |
|2. Мировая |Стратегия "золотого миллиарда". Медленный темп |
|тоталитарная |развития третьего мира |
|система | |
|3. Новое |Демографический взрыв в странах третьего мира. |
|средневековье |Технологическое торможение. Утрата Западом |
| |социокультурного единства |
|4. Раскол мирового |Обострение противоречий между мировыми центрами |
|сообщества |силы. Исчерпание возможностей стабилизации. |
| |Множественные военные конфликты в регионах. |
|5. Экологическая |Терроризм |
|катастрофа |Скачкообразное ухудшение экологической обстановки на|
|6. Переход к |планете |
|ноосфере |Поддержка фундаментальной науки, высоких технологий,|
| |образования. Укрепление мирового единства |

Современной западной цивилизации пока еще не по силам удерживать
контроль над негативными тенденциями глобального развития. Сохраняя с
помощью транснациональных корпораций контроль над валовым мировым
продуктом, Запад в состоянии выделять часть своих ресурсов на подавление
тех или иных опасных неустойчивостей, возникающих в различных регионах.
Добиваясь на этой основе равной ответственности между всеми современными
сообществами, западная цивилизация может обеспечить решение глобальных
проблем. Эта точка зрения соответствует сценарию №1.
Идеология, лежащая в основе развития по сценарию № 2, - установление
тотального контроля Запада над всем мировым сообществом, стратегия
"золотого миллиарда" и модернизм. Модернизаторская парадигма обстоятельно
исследована А. Панариным. Наиболее вероятным способом достижения этой цели
явится создание общепланетной информационной магистрали. «Универсальный
информационный рынок» в конце концов станет центральным универмагом всего
мира. В этом новом прекрасном мире богатство и технические достижения
достанутся немногим, уделом большинства останется нищета. Возможный облик
этой новой общепланетной системы убедительно описан в фантастической
повести Зиновьева "Глобальный человейник". Тоталитарное информационное
общество, пишет он, будет миром "без надежд и отчаяния, без иллюзий и без
прозрений, без обольщений и без разочарований", а потому обреченным в конце
концов на гибель, как это случилось с Римской империей.
Нередко утверждают: чтобы избежать грядущей экологической катастрофы,
необходимо либо снизить в 10 раз численность населения Земли, либо во
столько же раз уменьшить потребление природных ресурсов в расчете на одного
жителя планеты. Некоторые авторитетные исследователи полагают, что этого
недостаточно и сократить техногенное давление на окружающую среду следует в
несколько сотен раз. Нетрудно сообразить, что эти предложения (см. сценарий
№ 3) равнозначны призывам вернуться к средневековому образу жизни.
Представить, как это будет протекать на практике, можно, если вспомнить
характерные черты средневековья, так убедительно описанные Бердяевым, и
сравнить их с реалиями нашей современной жизни. Эти реалии печальны:
финансовый крах, бессилие Центра и распад страны, обнищание населения,
свертывание науки и образования, разгул мракобесия, бандитизм в городах и
на дорогах и т.п
Сценарии № 2 и № 3 объединяет установка на глобальный тоталитаризм с
тем различием, что в первом случае речь идет об опоре на высокие
технологии, а во втором имеется в виду отказ от научно-технического
прогресса. Оба проекта, несомненно, являются утопиями. К сожалению, это не
исключает возможных попыток воплотить их в жизнь. Альтернативой обоим
сценариям может стать раскол мирового сообщества, проявления которого могут
быть весьма различны. Широкую известность получила идея конфликта
цивилизаций, принадлежащая Хантингтону. Основанием для этой концепции
служит группа противоречий между глобальной техносферой и окружающей
средой, между Западом и остальной частью человечества, между типами
сознания, присущими разным цивилизациям
Рафинированный "экорасизм". отстаиваемый сторонниками сценариев № 1 и
№ 2, может привести к перенапряжению сил западного сообщества, стремящегося
поставить собственные интересы выше интересов остальной части человечества,
и как следствие - к утрате его собственного единства. "Обездоленный мир, -
пишет о результатах такой политики Панарин, - будет искать харизматических
лидеров и пророков, обличающих новый Рим - процветающий Запад. На этом пути
нас вряд ли ожидает единое планетарное сознание". В этом случае станет
реальным развитие по сценарию № 4 с распадом мира на большое количество
центров силы, построенных на различных принципах и находящихся друг с
другом в остроконфликтных отношениях
Пятый сценарий - глобальная экологическая катастрофа - не требует
специальных комментариев, так как ему посвящено особенно много публикаций.
Только в 1997 году эти проблемы рассматривались на трех международных
форумах, проходивших на самом высоком уровне. До тех пор, пока не
выработана и не проведена в жизнь эффективная стратегия преодоления
экологического кризиса, опасность глобального коллапса остается реальной.
Важно отметить, что в соответствии с теорией самоорганизующихся систем этот
процесс может развиваться в режиме с обострением, когда принимать какие-
либо превентивные меры будет уже поздно
Последний, шестой сценарий условно назван переходом к ноосфере. Это
также сложный, многоплановый процесс, который затрагивает практически все
аспекты человеческого бытия - мировоззренческие, научные, технологические,
культурные, образовательные, этические, социально-политические, религиозные
и др. Теория ноосферогенеза развита пока недостаточно, но можно отметить,
что тремя столпами этого процесса являются достижения фундаментальной
науки, высокие технологии и глубокая реформа системы образования. Переход к
ноосфере - непростое дело для западной цивилизации, так как принципы
ноосферизации резко расходятся с типичной для нее философией
потребительства и индивидуализма. Кроме того, переход к ноосфере может
состояться лишь в том случае, если будет носить глобальный,
общечеловеческий характер
С точки зрения синергетической прогностики, все рассмотренные сценарии
являются однопорядковыми, но не равновероятными. В реальной жизни эти
сценарии образуют связанное единство, эволюционный процесс может
развиваться на основе их комбинации.


Список литературы

Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные
итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
Лесков Л. В. Синергетическое моделирование будущего // Теория
предвидения и будущее. М., 1997
Вальтух К.К. Теоремы невозможности // Общественные науки и
современность. 1994. №1.
Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? М., 1997
Панарин А.С. Политология. М., 1997
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1991. № 1.




Новинки рефератов ::

Реферат: Особенности системы разделения властей в РФ как смешанной республике. (Право)


Реферат: Здоровый образ жизни и психология (Психология)


Реферат: Национальные особенности менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде) (Предпринимательство)


Реферат: Образование казахской народности (История)


Реферат: Тестирование ППП автоматизации учета основных средств (Компьютеры)


Реферат: Особенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы (Психология)


Реферат: Влияние аэробики на организм (Спорт)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Аркаим - суперобсерватория древних Ариев (Культурология)


Реферат: Есенин: стихи-письма (Литература)


Реферат: Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812г. (История)


Реферат: Разнообразие строения цветков и плодов у семейства Розоцветные (Биология)


Реферат: Кодирование речевой информации (Программирование)


Реферат: Культура Средневековья (Культурология)


Реферат: Природа процесса принятия решения (Менеджмент)


Реферат: Царь-Пушка (История)


Реферат: Коста Леванович Хетагуров: Жизнь и творчество (Литература)


Реферат: Учет и анализ средств на оплату (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гарантии наториата (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист