GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Монтескье (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Монтескье (Политология)



Политическая мысль Нового времени.
Томас Гоббс.



Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и
философ-материалист, творчество которого относится к периоду английской
революции середины XVII в. В своих произведениях “О гражданке” и “Левиафан”
Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую
теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте
данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных
воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована
на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать
революционные страсти и обеспечить прочный мир.
В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое
дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной
демократией, “Левиафан” оказался спроецированным прежде всего на оправдание
буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.
Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-
методологических порциях механистического материализма, детерминизма и
деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность
политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической
жизни должно служить искоренению кровополитий, насилий и войн,
благоденствию всех людей.
Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий
естественного права и договорного происхождения политической власти.
Причину возникновения политической власти и государства он связывал с
природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время
глубоко егоистического, наделенного такими естественными страстями, как
властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс
считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и
индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих
эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой
взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти
порождают стремление выйти из состояния “войны всех против всех”. Как
следствие этого создается “общая власть”, которая должна обеспечить мир и
гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему
благу.
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание
Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической
власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное
учение о государстве было направлено против феодально-теологических
трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом
соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической
формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства
был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из
многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт
человеческих действий.
Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является
своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой
системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая
власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства:
“Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало
себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем
чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет
необходимым для их мира и защиты”. Тот, кто выступает носителем
политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает
верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом,
возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние.
Так, по Гоббсу, образуется “политическое тело”.
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором
обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и
благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической
власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной
власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть “войну
всех против всех”, экстремальные состояния общества. Поэтому верховная
власть должна быть “так обширна, как только можно ее представить”. В этой
связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения
суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в
то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно:
необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и
управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как
гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического
(государственного) абсолютизма, покоящегося на “рационально-
бюрократических” принципах властвования и управления. Указанные свойства
политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими
и существенными для всех форм государства, как монархических, так и
республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии,
которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной
цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из
ведущих теорем его политической геометрии.
Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о
прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих
примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.
Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии
пародоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек
имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает
такую свободу в “войну всех против всех”. Разум и инстинкт самосохранения
подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена,
нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей.
Отсюда - естественные законы, на основе которых люди могут прийти к
соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие
людей, их равенство как субъектов права. Привелегии противоречат принципам
гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего
имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридически
привелегию или создаваться на основе такой привелегии. Иначе будет
невозможно само гражданское общество.
Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте,
равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с
переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная
власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В
юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что
естественные законы конкретизируются в форме позитивного (“гражданского”)
законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы,
по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и
поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует
разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат
оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря,
эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.
Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-
юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать,
что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в
значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

___________________

Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса”
“Советское государство и право”, 1989 г., №6.




Реферат на тему: Монтескье о разделении властей

Основные положения теории разделения властей

В обоснование классового компромисса между враждующими социальными
группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции в
середине 18 века состояло существо доктрины разделения властей,
разработанной Ш. Л. Монтескье.
Политическая свобода, говорит автор «Духа законов», имеет место лишь
при умеренных правлениях, ее нет ни в аристократии, где вся власть
принадлежит одной знати, ни в демократии, где господствует народ. Чтобы не
было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при
котором законодательная, исполнительная и судебная власти были бы разделены
и могли взаимно сдерживать друг друга. Все погибло бы, подчеркивал
Монтескье, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из
сановников, из дворян или простых людей, были бы соединены эти три власти.
Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу)
предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть, по его
мнению, необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав
двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из
аристократической знати Исполнительную власть можно сохранить у дворянства
оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать
ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная
власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде
властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным
лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное
время. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым,
равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных
притеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право
отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда
были лишь точным применением закона. «Таким образом, — считает Монтескье, —
судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным
положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и
как бы не существующей» [Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1995].
Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и
политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую. Поэтому,
делает вывод Монтескье, «из трех властей... судебная в известном смысле
вовсе не является властью» и, следовательно, нет необходимости как в ее
ограничении другими властями, так и во вмешательстве суда в
законодательство и управление. Исходя из этого, в дальнейшем Монтескье
рассуждает, в основном, о разделении политических сил и полномочий между
законодательной и исполнительной властями.
Подобно многим своим предшественникам Монтескье считает, что для
обеспечения эффективности управления необходимо рациональное разделение
труда в сфере государственной жизни. Он отмечает, что каждая из трех ветвей
власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым
самостоятельным органом. Однако Монтескье идет гораздо дальше в
исследовании системы государственных органов, характера взаимоотношений
между ними, механизма их взаимодействия и противодействия в целях
предотвращения произвола и обеспечения свободы личности. Монтескье
неоднократно подчеркивает важность независимости властей и органов, их
осуществляющих, в отношении условии их формирования, сроков деятельности, а
также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те
же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех
органов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте,
а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие.
Особое значение Монтескье придавал своей идее равновесия властей и
системе «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такие
взаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельно
решая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли в
то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации
полномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так,
исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна,
однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначе
сосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которого
священна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладает
законодательной инициативой, по его указу созывается и распускается
парламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, по
терминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решений
деятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать,
каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительство
обязано давать отчет парламенту о своем управлении.
В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как их
сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания
законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал
необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей.
Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье,
ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них,
защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать
другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и
деспотизм.
Разработанная Монтескье сложная система «сдержек и противовесов», т. е.
взаимного уравновешивания и даже противопоставления властей, не
обеспечивала эффективного сотрудничества между ними в решении
государственных дел и не предусматривала создания действенного механизма
для решения возможных коллизий. Монтескье сознавал, что скомбинированные им
таким образом власти могут оказаться в состоянии неподвижности и
бездействия, но надеялся устранить это затруднение тем соображением, что,
«так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут
действовать согласованно».
При обосновании теории разделения властей Монтескье пытался применить
на французской почве некоторые существенные черты современных ему
европейских государств и особенно английской конституционной монархии, в
которой он видел образец умеренной формы правления, являющейся, по его
мнению, наилучшей.
В частности, сложное построение законодательной власти в лице нижней
палаты как выборного органа народных представителей и верхней палаты как
наследственного собрания аристократической знати, «обладающего правом
отменять решения народа», точно так же, как и «народ может отменять его
решения», — было основано у Монтескье на структуре английского
парламента.

Однако Монтескье, идеализируя английскую систему правления и следуя в
этом отношении Локку, обратил внимание лишь на внешнюю сторону английской
конституционной системы. В действительности в Англии не существовало
разделения властей в том смысле, в каком его понимал Монтескье. По
свидетельству крупного английского государствоведа В. Беджгота,
английская конституция построена по принципу единой верховной власти,
причем эта решающая власть находится в руках одних и тех же людей. В
Англии не было и строгого обособления трех отраслей власти между
различными государственными органами. Английский король как носитель
исполнительной власти мог также принимать участие и в законодательстве,
действуя совместно с обеими палатами («король в парламенте»), и в
судопроизводстве, назначая, помимо избираемого населением суда присяжных
также несменяемых, пожизненных «коронных судей» с широкой компетенцией.
Английский парламент также не ограничивался одной только законодательной
деятельностью и мог принимать участие в управлении. Так, он был вправе
подвергать ответственности министров королевского кабинета, решать
важнейшие финансовые вопросы, определять порядок организации армии. Также
и в области судопроизводства парламент мог рассматривать (в верхней
палате) дела по обвинению в государственных преступлениях лиц знатного
сословия. В тот период, характеризовавшийся, как |уже отмечалось,
компромиссом буржуазии с либеральным дворянством, все сферы
государственной власти несли на себе отпечаток политического господства
этих двух классов, одинаково заинтересованных в предотвращении
«неконтролируемого» влияния широких народных масс на решение
государственных дел.

Доктрина разделения властей по своей политической направленности в
интерпретации Локка и особенно Монтескье носила умеренный, компромиссный
характер и представляла собой идеологическое обоснование классового блока
буржуазии и дворянства в ходе буржуазных революций XVII—XVIII вв. В этой
теории наиболее ярко и зримо отразились противоречия перехода от
феодального общества и государства к буржуазному со всеми его позитивными и
негативными проявлениями. Следовательно, при оценке теории разделения
властей важно учитывать ее историческую прогрессивность неизбежную
ограниченность.
Учение о разделении властей в условиях абсолютизма того времени служило
главным образом предотвращению беззакония и произвола со стороны
королевской администрации, обеспечению основных прав и свобод человека. Это
само по себе имело, несомненно, важное прогрессивное значение. Концепция
разделения властей способствовала укреплению новых, буржуазных общественных
отношений и созданию соответствующей им организации государственной власти.
В общем русле на зревших политических реформ шло требование того, что бы
управление страной осуществлялось в соответствии с законами, установленными
выборными представительными органами. Серьезным шагом вперед в развитии
политической мысли и конституционной практики была разработка принципов и
организационных начал деятельности государственных органов, исследование
основных направлений их взаимодействия, способов « форм их соучастия в
осуществлении государственных дел
Однако классовая сущность этой доктрины, выразившей притязания
буржуазии на политическую власть и готовой в целях обеспечения «умеренного
правления» поделить ее с либеральным дворянством, сводилась к отказу от
народного суверенитета. Опасаясь «деспотизма большинства», Монтескье
считал, что народ, будучи некомпетентным в государственных делах, не вправе
принимать активные решения, связанные с исполнительной деятельностью, — все
его участие в управлении должно быть ограничено избранием представителей.
Такая направленность лозунга разделения властей и обусловила большой
успех теории Монтескье. Она позволяла буржуазии, обосновать свои приход к
политической власти, с наименьшим ограничением сословных привилегий и
интересов правящих классов провозгласить основные политические права и
свободы, обеспечить прочность рождающегося буржуазного строя и в то же
время не допустить проведения достаточно глубоких демократических
преобразований в общественной жизни. Благодаря этому концепция разделения
властей стала влиятельной буржуазной политической доктриной именно в той
форме, какую ей дал Монтескье, а самого автора «Духа законов» стали даже
называть родоначальником этого принципа.
Последователи Монтескье утверждали, что теория разделения властей «была
им очищена от шлака и засверкала новыми гранями». По мнению французского
государствоведа А. Эсмена, Монтескье настолько преобразовал элементы,
выработанные его предшественниками, что «сделал из них как бы новое
творение; из зародыша он вывел живое существо, достигшее своего полного
развития».
Не отрицая решающей роли Монтескье в обосновании классического варианта
этого учения, необходимо, однако, отметить (и этот вывод полностью вытекает
из приведенного выше анализа истоков рассматриваемой теории), что идеи,
выдвинутые Монтескье, не были «раскрытием ранее неведомой тайны». Они не
явились автору «Духа законов» как «наитие свыше». Связанные с современной
ему действительностью, они были основаны на всем предшествовавшем развитии
политической мысли.
Теория разделения властей в трактовке Монтескье получила широкую поддержку
среди умеренной буржуазии и либерального дворянства. Некоторые мыслители,
принимая основные положения этой доктрины, возражали против ее
«крайностей», вскрывали некоторые ее противоречия.
Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко
проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет
доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по
своей природе, а судебную - вообще полу властью. Думается, все это было не
столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее
положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна
представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть
представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата
законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом
Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа.

Литература.

1. Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юридическая литература, 1988.
2. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие,
применение. Томск, 1988.
3. Ш.Л. Монтескье. Избранные произведения/ под ред. М.П. Баскина. – М.:
гос. изд-во Политической Литературы, 1955.
4. Фетисов А.С. Разделение властей // Социально-политический журнал,
1995, №6.





Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты 2003 год, литература (Литература)


Реферат: "Education" (Образование в англоязычных странах) (Иностранные языки)


Реферат: Приближенное решение уравнений (Математика)


Реферат: Категория наклонения глагола в русском и казахском языках (Литература)


Реферат: Особенности проведения банком операций с векселями (Право)


Реферат: Культура речи и эффективность общения (Литература)


Реферат: Рыбные ресурсы их использование и охрана (Ботаника)


Реферат: Возникновение и развитие науки химии (Химия)


Реферат: Образование в XIX веке (История)


Реферат: Двигатели постоянного тока (Физика)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Психология преступной личности (Психология)


Реферат: Canon - история развития (Информатика)


Реферат: Инновационный менеджмент (учебник) (Менеджмент)


Реферат: Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Военная кафедра)


Реферат: Реклама в ЗМІ (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Рынок образовательных услуг (Педагогика)


Реферат: Роль международных валютно-кредитных учреждений в организации международных кредитных отношений. (Деньги и кредит)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: История развития этикета: факты (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист