GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Объекты гражданского права и виды ценных бумаг (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Объекты гражданского права и виды ценных бумаг (Менеджмент)



СОДЕРЖАНИЕ



Введение ..…………………………………………………………3
1. Объекты гражданского права и виды ценных бумаг …………...4
2. Общая характеристика ценных бумаг ……………………………9
3. Правовые основы ………………………………………………...10
4. Права по ценной бумаге …………………………………………13
5. Особенности ордерных бумаг …………………………………...14
6. Является ли ценная бумага совокупностью прав? ……………..15
Заключение .…………………………………………………….18
Список законодательных актов ………………………20
Список литературы …………………………………….……20
Введение

Говоря о ценных бумагах в российской действительности необходимо
упомянуть о их несомненной значимости в ходе применения соответствующих
норм права к обороту ценных бумаг. Помимо собственно денег в гражданском
обороте участвуют иные денежные документы, особое место, среди которых и
занимают ценные бумаги. Их распространенность в хозяйственном обороте
обусловлена тем, что обладая определенной стоимостью, они, наряду с
деньгами, служат удобным средством обращения и платежа, выполняют роль
кредитного инструмента и обеспечивают упрощенную передачу прав на различные
блага.
В данной работе широко раскрыты все аспекты сосуществования категории
ценных бумаг в системе объектов гражданского права.
1.Объекты гражданского права
Под объектом права надо понимать то, на что направлены права и
обязанности субъектов правоотношения, т.е.» вещи, включая деньги и ценные
бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги;
информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
нематериальные блага»[1].
Объекты гражданских правоотношений можно разделить на четыре группы:
1) имущество; 2) действия (работы и услуги); 3) результаты интеллектуальной
(творческой) деятельности; 4) нематериальные блага.
Под термином «имущество» в гражданском праве подразумевают:
. вещь или совокупность вещей, находящихся во владении у
собственника;
. объединение имеющих денежную оценку, как вещей, так и имущественных
прав;
. имущественные права и обязательства наследодателя, которые
переходят к наследникам.
Во всех случаях право на имущество распространяется не только на вещи,
но и на причитающиеся доходы и иные права.
Под вещами понимаются материальные объекты внешнего мира. К ним
относятся как предметы материальной и духовной культуры, т.е. продукты
человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и
используемые людьми в своей жизнедеятельности - земля, полезные ископаемые,
растения и т.п. Важнейший признак вещей, благодаря которому они и
становятся объектами гражданских прав, заключается в их способности
удовлетворять те или иные потребности людей. Естественные свойства вещей
могут обусловить различное правовое регулирование отношений людей по поводу
вещей. Так неделимость вещи часто создаёт необходимость появления общей
собственности на неё, потребляемые вещи не могут быть объектами договоров
имущественного найма и ссуды. В интересах обеспечения общественной
безопасности некоторые вещи требуют для приобретения в собственность
получения предварительного разрешения государственных органов управления.
Вещи делятся на движимые и недвижимые. В основе этого деления лежит
право частной собственности на землю. К недвижимым вещам относятся
земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса,
строения, здания сооружения и всё то, что прочно связано с землёй, т.е.
объекты, перемещение которых, без нанесения ущерба их назначению
невозможно.
К недвижимым вещам относятся так же воздушные и морские суда, суда
внутреннего водного плавания и некоторые другие объекты. Гражданский кодекс
не исчерпывает перечень недвижимых объектов. Законодатель может признать
недвижимыми вещами и другие предметы.
Одним из объектов гражданского права являются ценные бумаги. «Ценной
бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы
и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача
которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги
переходят все удостоверяемые ею права в совокупности»[2] Таким образом,
ценная бумага - строго формальный документ. Отсутствие обязательных
реквизитов, предусмотренных для данного вида ценной бумаги, или
несоответствие ценной бумаги установленной для неё форме влечёт её
ничтожность. Например, если вексель составлен с нарушением формы (чаще
всего неправильно указывается дата оплаты векселя), то такой документ не
может рассматриваться как вексель.
Отличительная особенность всех видов ценных бумаг - необходимость их
предъявления для осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами. В
этом отличие прав субъектов гражданско-правовой сделки, осуществление
которой не требует, по общему правилу, предъявления документа,
подтверждающего заключение данной сделки.
Ценные бумаги подразделяются на «казуальные» и «абстрактные».
Казуальными являются ценные бумаги, содержащие ссылку на основную сделку. В
тех случаях, когда из ценной бумаги возникает новое обязательство, которое
не зависит от лежащей в его основе сделки, имеют место абстрактные ценные
бумаги. Так, если покупатель продукции расплатился путём передачи чека, то
обязательство выплатить по чеку не зависит от обязательства, основанного на
договоре купли-продажи.
«Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:
. предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);
. названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);
. названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти
права или назначить своим распоряжением (приказом) другое
управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).»[3]
Особенность всех видов ценных бумаг - возможность их широкого
обращения, что достигается за счёт упрощённого порядка передачи прав по
ценной бумаге. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя,
передаются путём вручения ценной бумаги новому владельцу. Предъявительские
ценные бумаги обладают наибольшей оборотоспособностью. Более сложный
порядок передачи именных ценных бумаг, которые можно переуступить только в
обычном гражданско-правовом порядке, установленном для уступки требования,
т.е. путём заключения сделки между новым и предыдущим владельцами ценной
бумаги. Права по ордерной ценной бумаге передаются с помощью передаточной
надписи - индоссамента. Передаточная надпись на ценной бумаге означает, что
все права, удостоверенные ценной бумагой, принадлежащие лицу, учинившему
надпись, - индоссанту, переходят субъекту, которому передаются права по
ценной бумаге, - индоссату.
Все лица, учинившие передаточные надписи - индоссировавшие ценную
бумагу, несут перед её законным владельцем, как и лицо, выдавшее ценную
бумагу, солидарную ответственность. Таким образом, законный владелец ценной
бумаги может требовать исполнения обязательства, вытекающего из ценной
бумаги, от лица, выдавшего ценную бумагу, либо от всех обязанных лиц.
Лица, исполнившие обязательство, удостоверенное ценной бумагой,
получают право обратного требования (регресса) к остальным лицам,
обязавшимся по ценной бумаге.
«Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со
ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его
недействительность не допускается. Владелец ценной бумаги, обнаруживший
подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить к лицу, передавшему
ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства,
удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков»[4]
«К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация,
вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская
сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные
ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в
установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.»[5] К ценным
бумагам относятся бездокументарные ценные бумаги (ст. 149 ГК). Права,
закрепляемые именной или ордерной бездокументарной ценной бумагой,
фиксируются с помощью средств электронно-вычислительной техники.

Облигация. Облигация является видом ценной бумаги, удостоверяет
внесение её владельцем денежных средств на сумму, указанную в облигации.
Владелец облигации наделяется правом в установленный срок получить
номинальную стоимость облигации и фиксированного процента, если иное не
предусмотрено условиями выпуска. В зависимости от субъекта, выпускающего
облигации и гарантирующего уплату её владельцу указанной суммы и
оговорённых процентов, облигации подразделяются на государственные,
муниципальные и юридических лиц. Облигации внутреннего займа - одни из
наиболее предпочтительных ценных бумаг на современном фондовом рынке ввиду
того, что обязательства, удостоверенные ими, исполняются государством.
Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и
целевыми, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения. Доход
по процентным облигациям выплачивается путём начисления процентов к
номиналу без ежегодных выплат. По облигациям целевых займов доход не
выплачивается. Владельцу такой облигации предоставляется право на
приобретение соответствующих товаров или услуг. По процентным облигациям
выплачивается фиксированный процент.
Вексель. Вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство
векселедателя либо иного указанного лица в качестве плательщика выплатить
векселедержателю по наступлении предусмотренного срока обусловленную сумму.
Вексель может быть простым и переводным. Простой вексель означает
обязательство векседателя оплатить в указанный срок оговоренную сумму
векселедержателю или тому, кого он назовёт. Более широко используется
переводной вексель – тратта, по которому плательщиком выступает не
векселедержатель, а третье лицо.
Чаще всего вексель применяется в тех случаях, когда в соответствии с
условиями заключённого договора товары поставляются или услуги оказываются
в кредит. В этом случае вексель представляет собой письменное распоряжение
банку перечислить в установленные сроки с его расчётного счёта оговорённую
в векселе сумму на расчётный счёт продавца.
Денежную сумму, указанную в векселе, можно получить только после
наступления срока платежа.
Вексель является ценной бумагой и, как любая ценная бумага, он
удостоверяет имущественное право, которое может быть осуществлено только
при предъявлении подлинника этого документа.
Чек. Один из видов ценной бумаги – чек, служащий важнейшим платёжным
средством. В нём выражена односторонняя обязанность чекодателя оплатить
чек, если плательщик отказался от оплаты.
При расчёте чеками владелец счёта – чекодатель даёт безусловное
письменное распоряжение банку, который выдал расчётные чеки, выплатить
конкретную денежную сумму чекодержателю или по его приказу. Обязанность
плательщика оплатить чек вытекает из договора банковского счёта,
заключённого чекодателем с банком-плательщиком. Бланки чеков подлежат
строгой отчётности.
Основные отличия чека от векселя заключаются в том, что чек
оплачивается по предъявлении, а вексель может быть предъявительским и
срочным; чек всегда выписывается на банк, в котором чекодатель имеет счёт.
Депозитный и сбрегательный сертификаты. К ценным бумагам относятся
также депозитный и сберегательный сертификаты. Депозитный сертификат
удостоверяет, что юридическое лицо сдало на хранение банку денежные
средства. Банковский сертификат подтверждает размещение сберегательных
вкладов граждан.
Депозитный и сберегательный сертификаты представляют собой письменное
свидетельство банка о депонировании денежных средств и о праве вкладчика на
получение по истечении установленного срока суммы депозита по нему.
Сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Он не может быть
использован в качестве расчётного или платёжного средства за приобретаемые
товары или оказываемые услуги. Срок обращения депозитного сертификата не
может превышать одного года, а сберегательного сертификата – трёх лет.
Акция. Акция – ценная бумага, подтверждающая право акционера
участвовать в управлении обществом, распределении прибыли общества,
получении доли имущества общества, пропорционально его вкладу в уставный
капитал в случае ликвидации акционерного общества.
1. Привилегированные (владелец акции получает дивиденд в размере
фиксированного процента от номинальной стоимости акции вне зависимости от
результатов деятельности акционерного общества, кроме того при ликвидации
АО он пользуется преимущественным правом на получение ликвидационной квоты
(части имущества АО, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов
и пропорциональной стоимости акций, принадлежащих акционеру).
2. Обыкновенные — владелец обыкновенной акции имеет право на:
. участие в управлении делами АО (на собрании акционеров)
. получение дивидендов, величина которого зависит от работы АО
. ликвидационную квоту.
Акционеру может выдаваться сертификат на суммарную номинальную
стоимость принадлежащего ему пакета акций. Акции могут быть простыми и
привилегированными, распространяемыми по открытой либо закрытой подписке.
Привилегированные акции дают акционерам преимущественные права на получение
фиксированных дивидендов независимо от наличия и размеров прибыли общества.
В случае недостаточности прибыли проценты по привилегированным акциям
выплачиваются за счёт резервного фонда.
Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются по итогам года за счёт
прибыли акционерного общества после направления части прибыли общества на
общие нужды общества в соответствии с решением общего собрания акционеров.
И владелец акции, и владелец облигации могут передать принадлежащие
им по ценной бумаге права другому лицу, однако распоряжение акцией, ее
переход фиксируется в реестре акционеров (специальном документе, содержащем
данные обо всех держателях акций данного акционерного общества).


2.Общая характеристика ценных бумаг
Действующее законодательство России предоставляет юридическим лицам
широкие возможности на выпуск ценных бумаг и операции с ними. В основном
возникающие при этом правоотношения носят гражданско-правовой характер и их
содержание рассматривается в курсе гражданского права. Однако специфика
этих отношений определяет необходимость применения также финансово-
правового регулирования во многих операциях с ценными бумагами. Так,
нормами финансового права регулируются порядок выпуска и регистрации ценных
бумаг на территории Российской Федерации, многие отношения, связанные с
ценными бумагами, одним из субъектов которых выступают банки.
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации регулируется государством. В
целях совершенствования такого регулирования, пресечения злоупотреблений и
нарушений прав граждан в этой Указом Президента РФ “О мерах по
государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской
Федерации”[6] определены способы и методы государственного регулирования
деятельности на рынке ценных бумаг. Оно осуществляется путём:
а) лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-
финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и
фондовых бирж и обеспечения контроля за их деятельностью;
б) закрепления и пресечения деятельности юридических лиц и граждан на
рынке ценных бумаг без получения соответствующих лицензий;
в) контроля за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии
ценных бумаг и условий их размещения, предусмотренных проспектами эмиссии,
а также контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами информации;
г) создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за
соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными
кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка
ценных бумаг и фондовыми биржами.
Федеральным государственным органом, регулирующим деятельность,
связанную с рынком ценных бумаг, является Федеральная комиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.
В компетенции этой комиссии входит принятие обязательных для
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
участников рынка ценных бумаг постановлений и распоряжений по вопросам
регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников
рынка ценных бумаги их объединений и контроль за соблюдением
законодательных и нормативных актов. Проекты нормативных актов по вопросам
рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных
бумаг и их объединений, разрабатываемые государственными органами в
пределах их компетенции, подлежат обязательному согласованию с Федеральной
комиссией.
К ценным бумагам законодательство относит документы, удостоверяющие с
соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов с соблюдением
установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые
могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении. В случаях,
определенных законом, или в установленном законом порядке, лицо, получившее
специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной
или ордерной ценной бумагой, в том числе в без документальной форме (с
помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п.). К ценным
бумагам, наиболее часто встречающимся на практике, относятся акции,
государственные облигации, облигации, чеки, векселя, сберегательные
(депозитные) сертификаты.

3. Правовые основы
В российской теории гражданского права преобладает концепция, которую
условно можно назвать «документарной»[7].
Согласно ей ценная бумага — это «документ, удостоверяющий
имущественное право, которое может быть осуществлено или передано только
при предъявлении (передаче) подлинника этого документа». Необходимым
признаком такого документа является его материальность, т.е. существование
на бумажном носителе.
При этом ценная бумага является признанным объектом вещных прав,
вещью. Именно материальность носителя информации о закрепленных ценной
бумагой правах (бумажного документа) позволяет отнести ее к вещам. Объекты
гражданского оборота, не имеющие материальной формы (имеются в виду
бездокументарные ценные бумаги), не могут считаться вещами вообще и ценными
бумагами, в частности.
Двойной характер ценных бумаг предполагает отличие права на ценную
бумагу как на вещь и права по ценной бумаге. При этом одно право следует из
другого. Эта взаимозависимость имеет практическое значение в двух аспектах.
Первый: «невозможность несовпадения лица — собственника бумаги с лицом,
управомоченным по ней». Второй «выражается в невозможности передачи права
на бумагу без права из бумаги или права из бумаги без права на бумагу».
Данная концепция относится к классической теории ценных бумаг. Базовые
тезисы этой концепции («ценная бумага — документ» и «ценная бумага — вещь»)
закреплены действующим законодательством (ст. 142 и 128 ГК РФ). Однако
закрепленное в ст. 142 ГК РФ определение ценной бумаги (как документа)
вызывает многочисленные противоречия юридического свойства. Это затрудняет
практическую реализацию ряда важнейших гражданско-правовых норм.
В какой же степени легальное определение ценных бумаг соответствует
со­временным способам функционирования этих объектов в гражданском обороте
и в чем проявляется двойственность природы всех ценных бумаг?
Не смотря на несовершенство «документарных» воззрений попытки их
научно обоснованного анализа (а тем более — критики) стали предприниматься
у нас лишь в самое последнее время. Сначала появились публикации, где
неприемлемость легального определения ценной бумаги упоминалась как нечто
само собой разумеющееся. И это понятно. Ведь оппонентами сторонников
«документарной» теории в первую очередь выступили практики рынка ценных
бумаг. Именно они раньше всех столкнулись с противоречиями, заложенными в
законодательной формулировке, и в качестве альтернативы предложили
определение ценной бумаги непосредственно через права.
Но произвольно отвергать или игнорировать какие-либо нормы закона
никто не вправе. Только глубокие теоретические обобщения на основе научного
анализа могут послужить базой для реформирования института ценных бумаг.
«Документарная» теория ценных бумаг не могла бы получить такого
признания, если бы тому не было глубинных причин.
Содержащиеся в действующем российском законодательстве и
господствующие в доктрине общие установления о ценных бумагах в большинстве
своем являются воплощением классической теории ценных бумаг. Один из
важнейших ее аспектов исторически связан с поиском места ценных бумаг в
системе объектов гражданского оборота.

4. Права по ценой бумаге
Согласно ч. 1 ст. 145 ГК РФ права, удостоверенные именной ценной
бумагой, могут принадлежать «названному в ценной бумаге лицу». Но одного
этого обстоятельства недостаточно. «В случае именной ценной бумаги
держатель легитимирован в качестве субъекта права, если он означен не
только в предъявленной им бумаге, но также и в книгах обязанного лица».
По­этому, например, для легитимации какого-либо лица по именным эмиссионным
ценным бумагам (акциям и облигациям) необходимо, чтобы идентифицирующие его
признаки были внесены в учетные записи держателя реестра владельцев ценных
бумаг либо (в соответствующих случаях) в учетные записи депозитария.
По этому поводу в абзаце 3 ст. 29 закона «О рынке ценных бумаг»
написано: «Право на именную документарную ценную бумагу переходит к
приобретателю:
• в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги в системе ведения
реестра — с момента передачи ему сертификата ценной бумаги после внесения
приходной записи по лицевому счету приобретателя;
• в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги у лица,
осуществляющего депозитарную деятельность, с депонированием сертификата
ценной бумаги у депозитария — с момента внесения приходной записи по счету
депо приобретателя».
Но законодатель не всегда верно оперирует понятиями «право на ценную
бумагу» и «право по ценной бумаге». В ст. 29 закона «О рынке ценных бумаг»
(абз. 4) имеется следующая норма: «Права, закрепленные эмиссионной ценной
бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную
бумагу». Авторы закона имели в виду необходимость защиты интересов
приобретателей ценных бумаг. Таким образом предполагалось закрепить
следующее правило: лицо, совершившее сделку по приобретению ценной бумаги,
имеет право требовать над­лежащего оформления своих прав по ценной бумаге.
В связи с чем отчуждатель предъявительской ценной бумаги обязан передать
приобретателю соответствующий документ; отчуждатель именной ценной бумаги
обязан выдать передаточное распоряжение с приложением сертификата ценной
бумаги и т.д.
Но, к сожалению, сформулировано это правило было неудачно. Из
толкования данной нормы теперь следует, что права по ценной бумаге вообще
может осуществлять только лицо, имеющее право на саму ценную бумагу.
Получается, что обязанное лицо должно убедиться в наличии вещных прав на
ценную бумагу у лица, требующего по ней исполнения. Формальной легитимации
по правилам, установленным для соответствую­щей разновидности ценных бумаг,
оказывается недостаточно.
Такой порядок противоречил бы действующему ГК РФ, да и самой сущности
ценной бумаги. Отрицание принципа публичной достоверности лишает ценную
бумагу преимуществ таковой. По­этому при толковании указанной нормы следует
использовать и другие положения ст. 29 закона «О рынке ценных бумаг». В той
же статье (абз. 5—8) перечислены общепризнанные правила формальной
легитимации по эмиссионным ценным бумагам. А в абз. 1—3 указано, с какими
событиями закон связывает переход прав на эмиссионные ценные бумаги (в
действительности эти правила определяют, с какого момента приобретатель
ценной бумаги получает формальную легитимацию в качестве управомоченного
лица). По­этому под «правами на ценную бумагу» здесь следует понимать
«права по ценной бумаге». Только при таком подходе все встает на свои
места.
Путаница стала возможной из-за недостаточной разработанности теории.
Отсутствует, например, единое мнение по вопросу о том, следует ли
признавать субъектом права по ценной бумаге то лицо, которое формально
имеет право на получение исполнения по ценной бумаге, не являясь субъектом
права на нее. М. М. Агарков использовал термин «формальный субъект права по
ценной бумаге» (лицо, имеющее формальную легитимацию по правилам,
установленным для соответствующей ценной бумаги) в отличие от
«материального субъекта» (собственник или субъект иного вещного права на
ценную бумагу, которому собственником предоставлено право осуществления
прав по ценной бумаге).
В ст. 145 ГК РФ «формальный» субъект именуется лицом, которому «могут
принадлежать» права по ценной бумаге. И это представляется обоснованным,
так как с точки зрения правоотношений по ценной бумаге именно такое лицо
является действительным и единственным субъектом права по ней. Никто другой
не вправе требовать от должника исполнения. Действующим законодательством
риски по ценным бумагам распределены таким образом, что исполнение
обязанности по ценной бумаге лицу, отвечающему установленным формальным
признакам, освобождает должника от ответственности, даже если это лицо не
имело прав на ценную бумагу. А законный владелец, желая получить,
на­пример, дивиденды, может только предъявить получившему их незаконному
владельцу иск о возврате неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ), а
также о возмещении вреда (ст. 1064 ГК РФ), но не как управомоченное ценной
бумагой лицо, а по общим правилам гражданского права (как лицо,
пострадавшее в результате на­рушения его вещных прав).
В части осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам в абз. 6 ст.
29 закона «О рынке ценных бумаг» установлено следующее: «Осуществление прав
по именным документарным эмиссионным ценным бумагам производится по
предъявлении владельцем либо его доверенным лицом сертификатов этих ценных
бумаг эмитенту. При этом в случае наличия сертификатов таких ценных бумаг у
владельца необходимо совпадение имени (наименования) владельца, указанного
в сертификате, с именем (наименованием) владельца в реестре». В законе
прямо не сказано о последствиях несовпадения сведений в сертификате и в
реестре. Поэтому необходимо рассмотреть другие законодательные нормы.

5. Особенности ордерных бумаг
Права по ордерной ценной бумаге передаются «путем совершения на этой
бумаге передаточной надписи — индоссамента» (абз. 1 п. 3 ст. 146 ГК РФ).
Права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, принадлежат «названному в
ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить
своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо» (п. 1 ст. 145 ГК
РФ).
Приобретение прав на ордерную ценную бумагу не ставится в зависимость
от наличия на документ вещных прав. Только при указании имени обладателя
документа в качестве первого приобретателя ордерной ценной бумаги или ее
последнего индоссата такой владелец является управомоченным лицом. Даже
если ордерный документ попал к первому приобретателю (индоссату) помимо
во­ли его эмитента (индоссанта), права по соответствующей ценной бумаге
принадлежат поименован­ному в документе его обладателю.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 146 ГК РФ и нормой об отдельных
разновидностях ордерных ценных бумаг допускается совершение так называемого
«бланкового» индоссамента («без указания лица, которому должно быть
произведено исполнение»). В таком случае передача прав по ордерной ценной
бумаге имеет внешнее сходство с передачей вещных прав, поскольку может
осуществляться простым вручением документа.
Простая передача (как материальных вещей) именных ценных бумаг и
ордерных с именными индоссаментами в смысле приобретения прав не является
юридическим фактом. Подобные действия не порождают правовых последствий для
«приобретателя» таких документов. Обладание документами не создает
возможности воспользоваться правами, которые они «удостоверяют». С
передачей ценной бумаги в том смысле, как она определена в ст. 142 ГК РФ,
про­исходит переход прав только по предъявительским ценным бума­гам и
ордерным бумагам с бланковым индоссаментом.
В качестве более общего вывода следует, что функции именных и ордерных
ценных бумаг в обращении не могут быть реализованы через документы,
именуемые в ст. 142 ГК РФ ценными бумагами. Поэтому не следует
рассматривать сами эти документы в качестве объектов гражданского оборота,
вещей.
Права по предъявительской цен­ной бумаге могут возникнуть в результате
совершения с соответствующим документом действия, внешне не отличающегося
от способа передачи вещных прав, описанного в ст. 224 ГК РФ. Согласно
данной норме вещные права могут возникать путем передачи вещи
приобретателю, в том числе путем ее вручения. А в соответствии с п. 1 ст.
146 ГК РФ «для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на
предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу». Аналогия,
похоже, налицо.
Однако, хотя вручения ценной бумаги достаточно для передачи прав по
предъявительской ценной бумаге, вручение документа не является единственным
способом приобретения прав по ней, поскольку для удостоверения
принадлежности прав по предъявитель­ской ценной бумаге необходимо
фактическое обладание соответствующим документом и больше ни­чего. Это
правило закреплено в п. 1 ст. 145 ГК РФ: «Права, удостоверенные ценной
бумагой, могут принадлежать... предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на
предъявителя)», т.е. права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой,
могут принадлежать любому, в том числе незаконному владельцу. Предъявитель
такого документа не обязан сообщать о способе его приобретения и доказывать
свою добросовестность. Данное свойство присуще предъявительской ценной
бумаге «по определению».
М. Агарков подчеркивал, что «бумага на предъявителя легитимирует
своего держателя в качестве субъекта выраженных в ней прав одним только
фактом предъявления бумаги обязанному лицу». Тогда как титул (право в
юридическом смысле) на ценную бумагу, как и на любую другую вещь, у
незаконного приобретателя может возникнуть только по истечении срока
приобретательной давности при условии добросовестности ее приобретения (ст.
234 ГК РФ).
Следовательно, для приобретения прав по предъявительской ценной бумаге
наличие вещного права на одноименный документ является обстоятельством
юридически безразличным. То же можно сказать и об ордерной ценной бумаге с
бланковым индоссаментом.

6. Является ли ценная бумага совокупностью прав?
В понятии ценной бумаги - права конечно первичны. Но это не просто
набор прав, а определенная для каждой разновидности ценных бумаг комбинация
прав, зафиксированных в установленной законом форме.
Необходимость строгой формальности ценных бумаг не подлежит сомнению.
Специфика ценных бумаг состоит в том, что, будучи инструментом
удостоверения и пере­дачи субъективных гражданских прав, они являются
особым инструментом, поскольку призваны упростить порядок удостоверения
принадлежности прав определен­ному субъекту.
Для достижения этой цели форма фиксации информации о составляющих
ценную бумагу правах должна быть подчинена специальным, более строгим
требованиям, принципиально отличным от всех иных способов удостоверения
гражданских прав. Принцип единства формы и содержания применительно к
ценной бумаге означает оптимальное воплощение на формальном уровне той
роли, которую ценные бумаги призваны играть в гражданском обороте.
Способы удостоверения, пере­дачи и осуществления прав, составляющих
ценную бумагу, должны позволять:
• достоверно фиксировать факт существования таких гражданских прав и
их принадлежность определенному лицу;
• с наименьшими временными и финансовыми издержками отчуждать и
приобретать эти права;
• надежно удостоверять факты обременения ценных бумаг правами третьих
лиц;
• оперативно осуществлять права, составляющие ценную бумагу.
Наиболее перспективны такие технологические решения, как учет ценных
бумаг и операций с ними в депозитарии, а также вы­пуск именных ценных бумаг
в без­документарной форме.
Так называемая «форма выпуска (эмиссии)» ценных бумаг — лишь один из
аспектов допустимого способа удостоверения принадлежности гражданских прав
определенному лицу. В действительности эти способы изменяются не только в
зависимости от того, устанавливается ли владелец ценной бумаги на основании
предъявленного им документа (сертификата ценной бумаги) или без такового.
Способы фиксации и передачи прав имеют свою специфику для ценных бумаг
всех разновидностей. Различия могут быть обусловлены:
• законодательно установленным способом легитимации управомоченного по
ценной бумаге лица;
• содержанием перечня обязательных реквизитов ценных бумаг как
документов;
• способом использования бумажных документов для удостоверения прав по
ценным бумагам (отсутствие бумажного документа, глобальный сертификат,
сертификаты с большим номиналом или отдельные сертификаты на каждую ценную
бумагу);
• возможностью постоянного учета прав по ценным бумагам и способом
такого учета (в реестре или у депозитария);
• содержанием локальных норм, регулирующих документооборот в
деятельности отдельных реестродержателей и депозитариев.
Специфика способов удостоверения, передачи и осуществления прав,
составляющих ценные бумаги, характеризует лишь форму, но не сущность
явления. Такие отличительные особенности сами по себе не могут служить
критерием для определения правовой природы соответствующих прав. Только
несоответствие формы требованиям закона, установленным для ценных бумаг
конкретной разновидности, является основанием для отказа той или иной
совокупности прав в статусе ценной бумаги.
Поэтому, можно предложить следующее определение ценной бумаги: ценная
бумага — это нематериальная вещь, представляющая собой совокупность
указанных в законе прав, удостоверение, передача и осуществление которых
возможны только в порядке и способами, определенными законом либо (в
допускаемых законом случаях) подзаконными актами.
Таким образом, важными являются три момента:
• ценная бумага — это вещь;
• совокупность составляющих ценную бумагу прав (содержание цен­ной
бумаги) определяется законом;
• способы и порядок удостоверения, передачи и осуществления
составляющих ценную бумагу прав (форма ценной бумаги) должны
соответствовать официально установленным требованиям.
Такой подход позволил бы без­документарным ценным бумагам занять место
среди объектов гражданских прав наравне с ценными бумагами документарной
формы выпуска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определяя ценные бумаги через права, надо осознавать условность
применения к ценным бумагам самого термина «бумаги». Но, принимая во
внимание глубоко укоренившиеся традиции, можно считать возможным его
сохранить.
По отношению к ценным бума­гам не применима и терминология вещного
права в ее привычном понимании. Цивилистам еще только предстоит
разобраться, что же следует подразумевать, например, под владением или
пользованием ценной бумагой.
Принятая сейчас, в том числе в законодательстве, традиционная
терминология позволяет и даже обязывает различать ценную бумагу как
самостоятельный объект гражданского оборота, бестелесную вещь и ценную
бумагу в буквальном смысле слова.
По этому поводу уместно процитировать ЕТК США (п. «с» ст. 8-102):
«Ценная бумага — это либо документарная, либо бездокументарная ценная
бумага. Если ценная бумага является документарной, термины "ценная бумага"
и "документарная ценная бумага" могут обозначать либо нематериализованный
(intangible) имущественный интерес, либо документ, представляющий такой
интерес, либо и то и другое, если это вытекает из контекста».
Под ценной бумагой в узком значении нужно, по-видимому, понимать
бумажный документ, который, находясь во владении конкретного лица, служит
подтверждением его правомочий. Такой документ является бумагой в полном
смысле этого слова.
Но могут возникнуть некоторые вопросы.
Во-первых, в некоторых случаях в этом документе нет необходимости (и
тогда непонятно, зачем вводить это понятие).
Во-вторых, такой документ во многих случаях имеет легитимирующее
значение лишь в совокупности с другими доказательствами права (и поэтому
не­целесообразно выделять его особым образом).
В-третьих, иногда для легитимации по ценной бумаге достаточно одного
документа (в таком случае есть смысл называть ценными бумагами только такие
документы).
Понятие ценной бумаги в узком смысле необходимо для правильного
применения действующих норм права. Нужно различать, в каких случаях речь
идет о ценных бумагах как о вещах, а в каких — как о документах.
Прежде всего это касается терминов «бездокументарные» и
«документарные» ценные бумаги. Говоря о бездокументарных ценных бумагах,
нужно иметь в виду только нематериальные вещи, т.е. определенным образом
зафиксированные права. Тогда как под «документарными ценными бумагами»
сообразно кон­тексту можно понимать и права, и документы, их
удостоверяющие.
СПИСОК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ


1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
2. Гражданско-Процессуальный Кодекс РСФСР
3.Административно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации
4. Закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг»
5. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатиформ, 1993
2. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.:
ЮрИнфоР, 1996
3. Ж-л Рынок ценных бумаг: 1995 №5; 1996 №№ 10, 12, 17-20; 1997 №№2,
4, 5
4. Ж-л Эксперт, 1997 №3
5. Российская газета 1994.10 ноября

[1] Ст.128 Гражданского кодекса России
[2] Статья 142 Гражданского кодекса
[3] Статья 145 Гражданского кодекса
[4] Статья 147 Гражданского кодекса
[5] Статья 143 Гражданского кодекса
[6] Российская газета. 1994.10 ноября
[7] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.:
«ЮрИнфоР», 1996






Реферат на тему: Олигополия как форма современной рыночной структуры

Санкт-Петербургский Государственный университет
Псковский политехнический институт

Кафедра экономики и менеджмента



ОЛИГОПОЛИЯ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ.


Курсовая работа
по экономической теории



Выполнила : студентка 1 курса ФЭМ
группы 11 - 02
Кузьмина А. В.
Руководитель: Юданова Л. А.



Псков
1998



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ................................................................
.................................3
1.ОЛИГОПОЛИЯ И РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ............................5
2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИРМ НА РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ............................................................
...........................9
3.ФОРМАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
ОЛИГОПОЛИИ........................................11
3.1.ТЕОРИЯ КУРНО И ЕЕ
ВАРИАЦИИ.............................................11
3.2.ТЕОРИЯ “ИЗГИБАЮЩЕЙСЯ КРИВОЙ СПРОСА”....................14
3.3.ТЕОРИЯ ИГР И ПОВЕДЕНИЕ ОЛИГОПОЛИИ..........................16
4.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЛИГОПОЛИИ........................19
5.ПОСЛЕДСТВИЯ
ОЛИГОПОЛИИ.......................................................25
6.ОЛИГОПОЛИЯ И
ЭФФЕКТИВНОСТЬ..............................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................
..........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................33
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................
.........................34

Введение.

В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике,
рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать
впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в
обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства,
становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что
исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный
процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс
человечества. Конечно, нам на надо повторять все этапы и перипетии,
которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других
государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире
не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс,
каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому
процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм
современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной
экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех
взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем
яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и
социальных преобразованиях.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур
являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились
лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой
современной рыночной структуры является олигополия. Именно исследованию
олигополии и посвящена настоящая курсовая работа.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на
котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют
значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных
фирм ( 3 - 5 ) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция,
производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована.
Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов : руды, нефти,
стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров
(автомобили).
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок.
Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания
предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических
фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие,
производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не
менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы
использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в
таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если
они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к
падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более
результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют
неценовые методы борьбы : техническое превосходство, качество и надежность
изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий,
дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
1.Олигополия и рыночная
концентрация.

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует
несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка -
зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в
этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между
олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое
и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - “картельное соглашение”.
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий,
устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар,
условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и
долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью
является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение
производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель
весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден
учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники
картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены
или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части
рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную
структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих
стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей
различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного
соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК),
которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60%
производства нефти индустриальных стран.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для
взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные
экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения
цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться
как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде
“жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые
организации типа “патентных пулов” (или консорциумов).
Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы
олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о
контроле над рынком.
Олигополия, как мы увидим ниже, значительно отличается от монополии. Суть
ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее
правило : чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче
им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей,
регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить
о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.
Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос
потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на
свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.
Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников
рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между
собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие
рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще
всего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме
отраслевого выпуска ( в процентах ). В таблице 1 показаны значения
рыночной концентрации в отдельных отраслях американской промышленности.
Согласно общепринятому критерию, отрасли, в которых на долю четырех
крупнейших фирм приходится 59 и более процентов отраслевого выпуска,
считаются высококонцентрированными. Для них характерна ситуация сильной
олигополии - явное доминирование на рынке нескольких ведущих фирм. К таким
отраслям, как мы видим из таблицы 1, относятся автомобилестроение, отрасль
по производству фотографического оборудования, самолетостроение, шинная и
парфюмерная промышленность и др.
В тех случаях, кода уровень концентрации меньше 25%, считается, что рынок
относительно равномерно поделен между отдельными производителями. Поведение
фирм на таких рынках в большой степени отвечает либо модели совершенной
конкуренции, либо модели монополистической конкуренции. К таким отраслям, в
частности, относятся издательское дело, молочная промышленность,
производство безалкогольных напитков и др.
Наконец, в отраслях с показателем рыночной концентрации в пределах 25 -
50% могут встречаться различные формы рыночной структуры : как олигополии,
так и монополистической конкуренции.
Например, в их число попадают такие разные отрасли, как нефтепереработка,
сталелитейная промышленность и пищевая промышленность.
В таблице 1 представлены лишь отдельные наиболее крупные отрасли
обрабатывающей промышленности США. Таблица 2 охватывает все отрасли и дает
наиболее полную картину степени концентрации производства и сбыта в этом
важнейшем секторе. Она, например, показывает, что отрасли, в которых четыре
крупнейшие фирмы контролируют от 40 до 100% рынка, составляют 40% от общего
числа отраслей обрабатывающей промышленности США. На них приходится больше
половины всего объема продаж этого сектора экономики. Очевидно, что
олигополия - наиболее распространенная структура данного сектора экономики.
Олигополия в значительной степени характерна и для других секторов
экономики США. Об этом говорит тот факт, что около 35% национального
продукта США производится в отраслях, где доминирует всего несколько
компаний. Помимо обрабатывающего сектора компании-гиганты действуют на
транспорте, в отраслях связи и коммунального хозяйства, банковской сфере.
Крупные корпорации обычно являются многоотраслевыми компаниями, а потому
показатель отраслевой рыночной концентрации не в полной мере отражает их
место и влияние в экономике. Кроме того, само понятие отрасли весьма
условно. Например, если отдельно рассматривать такую отрасль, как
производство соли, доля четырех крупнейших компаний в общем объеме продаж
соли составит 81%. Если же производство соли мы будем рассматривать в
рамках более крупной отрасли, то уровень рыночной концентрации снизится до
23%.
Этот пробел в какой-то степени восполняет агрегатный показатель рыночной
концентрации, который показывает долю 100, 200 или 500 крупнейших
корпораций США в таких важнейших экономических агрегатах, как национальный
продукт, национальный доход, общий объем продаж или общий объем активов
промышленности.
По статистике, на долю 200 крупнейших корпораций приходится порядка 60%
всех активов обрабатывающего сектора США. Ими контролируется примерно такой
же объем продаж этого сектора. Многоотраслевой (диверсифицированный)
характер современных корпораций позволяет им эффективно контролировать
отдельные отраслевые рынки.

2.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии.

В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во
многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие
к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое
соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше
предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с
помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале
следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке
рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При
отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать
косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных
отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала,
можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как
совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким
уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы
прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой
причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии
фокусируются на нормах прибыли.
Первым, кто попытался систематизировано применить этот подход, был
профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал
результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно
данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70,
получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между
доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она
существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна
распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них
получили такие же результаты.
Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и
концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень
концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или
монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не
будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.
3.Формальные теории олигополии.


В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные
теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной цены
и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли,
целью выступает определение таких характеристик рыночной структуры, как
количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая
спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных
теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому
пониманию проблем олигополии.

3.1.Теория Курно и ее вариации.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в работе,
опубликованной Августом Курно в 1838 году. Курно поставил проблему
олигополистической взаимосвязи - необходимости каждой фирме принимать в
расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии.
чтобы понять поведение конкурирующих фирм, нужно, как считал Курно, сделать
простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение
конкурентов.
В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что каждая
фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов
изменения цен или объемов выпуска, величиной переменной. Согласно “ценовой”
вариации теории Курно, каждая фирма устанавливает цену так, как будто она
ожидает, что другие фирмы отрасли оставят свои цены неизменными. На рисунке
1 изображено, как ценовая теория Курно может работать в отрасли, состоящей
только из двух фирм. Каждая фирма запрашивает определенную цену,
максимизирующую прибыль при любой цене, которую может установить конкурент.
Эти цены изображены в виде так называемых кривых реакции. Например, кривая
реакции первой фирмы показывает, что она установит цену 60 долларов, если
ее конкурент имеет цену 50 долларов ( точка S ). Если вторая фирма запросит
150 долларов, первая - 130 ( точка Т ).
В крайнем случае фирма 2 может запросить так много, что ее цена выведет
ее из рынка, оставив первой фирме чистую монополию. В этом случае фирма 1
максимизирует прибыль, установив цену 150 долларов, что показывает
прерванная кривая, называемая “монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена
фирмы 2 показана таким же образом. Эти две кривые реакции могут
определяться кривыми издержек двух фирм и кривыми спроса. Формирование их
здесь не показано.
При наличии этих кривых реакции ситуация олигополии по Курно может быть
описана примерно так. Представьте себе сначала, что фирма 1 - единственный
производитель данного товара. Поскольку она - чистый монополист, она
максимизирует прибыль, устанавливая цену 150 долларов. Затем на рынке
появляется фирма 2. По теории Курно фирма 2 устанавливает свою цену так,
как будто она предполагает, что фирма 1 будет и дальше держать цену 150
долларов. При таком предположении фирма 2 установит цену 125 долларов, что
показывает точка А на ответной кривой фирмы 2.
В таких условиях фирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что
фирма 2 отняла у нее множество потребителей с помощью гораздо более низкой
цены, она двинется к точке В по своей кривой реакции, снизив собственную
цену до 115 долларов.
Фирма 2, вступившая на рынок и полагающая, что фирма 1 будет держать цену
в 150 долларов, должна теперь как-то отреагировать. При наличии у первой
фирмы цены 115 долларов фирма 2 снижает свою цену до 108 долларов(точка С).
Это вызывает понижение цены фирмой 1 до 107 долларов (точка D). После серии
движений и контрдвижений в сторону дальнейшего понижения, цены двух фирм
сходятся на равновесной - 100 долларов в точке Е.
В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к
стабильному равновесию. При ценах выше точки пересечения двух ответных
кривых каждая фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом.
При ценах ниже точки пересечения, каждая фирма имеет стимул спросить
больше, чем ее конкурент.
Таким образом, при этом предположении существует только одна цена,
которую может установить рынок. Во-вторых, так как эта теория
распространяется на рынки не только с двумя фирмами, можно доказать, что
равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене, равной
предельным издержкам.. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где
существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с
большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных
размеров - колеблется в этих пределах.
Тем не менее существует одна тревожащая экономистов деталь в теории
Курно. В основе теории лежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты
не отреагируют на изменение фирмой цен. Но даже однодневная жизнь в мире
Курно подтверждает ошибочность такой предпосылки. В примере с рисунком 1
фирма 2 возникает на рынке, предполагая, что фирма 1 не обратит внимания на
ее появление. Но фирма 1 реагирует также, как фирма 2. Вместо того, чтобы
вести эту бессмысленную ценовую войну, не появится ли у каждой фирмы мысли
о том, как снизить свою цену так, чтобы проучить конкурента? Теория Курно
не предусматривает такой возможности.
Недавно теоретики разработали вариации теории Курно, в которой фирмы
строят свои предположения о поведении конкурентов не только на основании их
действий в предыдущий период. Напротив, их ожидания существенно зависят от
того, что их конкуренты делали в течение ряда предыдущих периодов. При
определенных обстоятельствах такие модели дают результаты, сходные с
результатами простой модели Курно - стабильное равновесие и приближение
конкурентной модели с увеличением числа фирм.

3.2.Теория “изгибающейся кривой спроса”.

Век спустя после Курно, в 1939 году, был сделан еще один важный вклад в
теорию олигополии: появилась теория “изгибающейся кривой спроса”, которая
была предложена примерно в одно и то же время английскими экономистами
Р.Л.Холлом и К.Н.Хитчем и американским экономистом Полом М. Суизи. Также
как и теория Курно, теория “изгибающейся кривой спроса” начинается с
простого предположения о реакции олигополистов на изменение цен
конкурентами. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она
снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит
их, ни одна фирма не последует ее примеру.
На рисунке 2 показано как выглядит рынок для олигополиста, соблюдающего
эти два положения. Пусть Р будет ценой (в данном случае 170 до

Новинки рефератов ::

Реферат: Технология производства макаронных изделий (Технология)


Реферат: Трубы электросварные из коррозионно-стойкой стали (Металлургия)


Реферат: Смута в России: причины, ход, последствия (История)


Реферат: Феномен програмированного обучения (Педагогика)


Реферат: Билеты по астрономии за 11 класс (Астрономия)


Реферат: Селекция в пчеловодстве (Биология)


Реферат: Проектирование оснастки для изготовления одноразовой пищевой тарелки методом штамповки (Технология)


Реферат: Разработка ИВС для обеспечения обмена информацией структурных подразделений администрации Владимирской области (территориальная сеть) (Компьютеры)


Реферат: Арахноэнтомология (Биология)


Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: История Хорватии (История)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Мифология)


Реферат: Волоконно-оптические системы (Радиоэлектроника)


Реферат: Двигатели внутреннего сгорания (Транспорт)


Реферат: Функції Верховної Ради та Кабінету Міністрів (Государство и право)


Реферат: Обзор полужесткокрылых Челябинской области (Биология)


Реферат: Азотная кислота (Химия)


Реферат: Подведомственность арбитражных дел (Арбитражный процесс)


Реферат: Кондиционирование воздуха, вентиляция и отопление (Теплотехника)


Реферат: Бизнес-план организации производства прибора "Техно Дент 4" на предприятии "НЗ" (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист