GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Образ жизни населения России в 90-е годы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образ жизни населения России в 90-е годы (Социология)



Министерство образования РФ.
Иркутский Государственный Технический университет.
Кафедра МЭ и ВЭД факультета Мировой экономики и Востоковедения.



Реферат


по предмету: "Безопасность жизнедеятельности"
на тему: «Образ жизни населения России в 90-е годы ХХ века».



Выполнили:
студент группы МЭ-99-1
Рыбаков Д.
А.
Проверила: д.т.н., профессор,
Тимофеева С. С.



Иркутск, 2002

Оглавление:



Оглавление: 2



Введение 3



Cоциально-экономическая ситуация в 1992–2000 гг. – воздействие на население
России 4



Заключение 18



Список использованных источников: 19



Введение



Года реформ изменили поведение населения на рынке труда и товаров.
Сказались реформы и на демографической ситуации. В каком направлении
произошли изменения? Что они означали для россиян? Каковы интенсивность и
характер перемен с точки зрения беспристрастного статистического анализа?
Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Изменения в экономической сфере за истекшее десятилетие,
формирование нового правового поля, развитие демократических институтов,
снижение роли государства в области социальных программ, расширение
бедности, безработицы не могли не сказаться на поведении населения на
рынках труда и товаров, на демографической ситуации в стране.
Наиболее значительным событием для населения России за последние 10
лет был отказ государства в начале 1992 г. от регулирования цен и их
стремительный рост (в 26 раз) по сравнению с 1991 г. В дальнейшем, несмотря
на постепенное и значительное сокращение инфляции (до 11 % за 1997 г.),
цены росли довольно быстро, по крайней мере, если сравнивать Россию и
страны Европейского Союза. Ситуация повторилась, но уже не столь драматично
в 1998 г. (рост цен за год в 1,8 раза) с последующим сокращением инфляции
до 20,2 % в 2000 г. (табл. 1).
Задача данного реферата – рассказать об образе жизни населения нашей
страны в пореформенные 90-е годы.


Cоциально-экономическая ситуация в 1992–2000 гг. – воздействие на население
России


Таблица 1 Структура розничных цен по отдельным продуктам питания
(июнь 1999 г. к 1990 г. с учетом деноминации, раз)

В рассматриваемом периоде увеличение цен на разные товары и услуги
происходило неодинаковыми темпами, что позволило устранить имевшие место в
дореформенный период диспропорции в системе цен, обусловленные дотациями из
бюджета, с помощью которых покрывались затраты предприятий по производству
и реализации продуктов питания.
Разноскоростная динамика цен в значительной степени приблизила
соотношения между ценами на отдельные продукты питания в России к тем,
которые наблюдаются в странах с рыночной экономикой. Соотношения цен на
отдельные продукты питания к цене продукта-эталона, в качестве которого
была принята цена 1 литра молока, представлено в табл. 2.
Таблица 2 Относительные цены на отдельные продукты питания в декабре
2000 года, раз


Ещё одним следствием либерализации цен в 1992 г. стала чрезмерная
дифференциация региональных товарных рынков по уровням цен на одноименные
товары. Иначе говоря, вместо единого национального рынка товаров и услуг на
территории России стали складываться территориальные рынки, развитие
которых слабо зависело от общей экономической ситуации, а определялось
наличием собственных ресурсов и политикой региональных элит в области
административного регулирования цен. Однако, если в первые годы реформ
различия в уровнях цен были очень существенными и отмечались по большинству
наблюдаемых товаров, то в настоящее время разница в ценах существенно
сократилась. Например, среди территориальных центров дифференциация уровней
цен на молоко пастеризованное сократилась с 41,5 раза в 1992 г. до 3,5 раза
в 2000 г., на масло сливочное – с 16,7 раза до 2 раз.
Быстрый рост цен на потребительском рынке в 1992 г. был только
наполовину нивелирован ростом доходов населения. В последующие годы меры,
принятые в области доходов (компенсационные выплаты, индексация заработной
платы, пенсий, введение пособий на детей), позволили несколько поднять их
размеры, но дореформенный уровень не был достигнут. Ситуация с доходами
резко обострилась после кризиса 1998 г., и только в 2000 г., благодаря
улучшениям в экономике страны наблюдался рост реальных доходов населения.
Покупательная способность денежных доходов населения в их товарном
эквиваленте, сократилась по сравнению с 1990 г. по всем основным продуктам
питания, а по молоку, рыбе свежей, хлебу, крупе – более чем в 2 раза.
Однако следует вспомнить, что в 1990 г. наблюдался хронический дефицит
почти всех продуктов питания, а их предлагаемый ассортимент был чрезвычайно
мал. В 1992 г. из-за резкого снижения платежеспособного спроса
потребительский рынок стал насыщаться товарами, что позволяет говорить о
реальной покупательной способности доходов населения, а не о
гипотетической. В дореформенный период доходы населения сравнивались с
ценами на товары и услуги, по которым нельзя было обеспечить значительную
часть потребностей населения, а начиная с 1992 года и по настоящее время
доходы населения сравнивают с ценами, действительно зарегистрированными в
торговых точках.
Либерализация экономики бесспорно изменила и соотношения между
источниками доходов в бюджетах домохозяйств. В составе денежных доходов
населения их основным источником по-прежнему является заработная плата
наемных работников. Вместе с тем роль ее в формировании доходов в новых
рыночных условиях объективно снизилась. Расширение сферы занятости
населения, в т. ч. в неформальном секторе экономики, повлекло стремительный
рост доходов от собственной производственной (предпринимательской)
деятельности (с 3,7 % в 1990 г. до 12,6 % в 2000 г.). Существенно возросла
доля доходов от собственности. На общий уровень доходов населения
значительное влияние оказывают доходы в натуральной форме, особенно
стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции для собственного
потребления в личном подсобном хозяйстве.
Важное значение в условиях высокой инфляции для населения имеет
политика государства в области оплаты труда. Крайне негативно россияне
воспринимают задержки в выплатах денежного содержания. Оплата труда в
России по сравнению с развитыми европейскими странами чрезвычайно низка.
Так, среднегодовые затраты на рабочую силу на одного работника в
промышленности (без электроэнергетики) в 1996 г. составили в Западной
Германии 44 960 экю, во Франции – 37 126 экю. При этом доли косвенных
затрат, то есть обязательных отчислений в фонды и системы социального
страхования и налогов, связанных с использованием наемной рабочей силы,
довольно близки (табл. 3).
Таблица 3 Структура прямых и косвенных затрат на рабочую силу в
промышленности (без электроэнергетики) в Западной Германии, Франции и
России, в процентах к итогу

Корректные межстрановые сопоставления стоимостных показателей, в том
числе и уровней номинальной оплаты труда, возможно проводить не на основе
официальных обменных курсов валют, а с помощью паритета покупательной
способности (ППС). По результатам международных сопоставлений валового
внутреннего продукта России и других стран за 1996 г. соотношение ППС и
валютного курса российского рубля составил 0,43 по доллару США, немецкой
марки – 1,34, французского франка – 1,27. Таким образом, уровни затрат на
рабочую силу в долларах США в пересчете по ППС в России относительно
Германии составляли 23 %, Франции – 27 %, вместо 7 % и 9 % по счету через
обменный курс соответственно.
В области занятости важной проблемой является возросшая
дифференциация в уровнях оплаты труда среди персонала одного и того же
предприятия, между персоналом разных предприятий, между наемными
работниками в разных регионах. По данным выборочного обследования, в апреле
2000 г. средняя заработная плата у 10 % работающих с наибольшей заработной
платой была в 34 раза выше, чем у 10 % наименее оплачиваемых, что является
самым высоким значением этого показателя за годы реформ в России.
Около 42 % работников в апреле 2000 г. имели заработную плату на
уровне или ниже прожиточного минимума, рассчитанного для трудоспособного
населения за I квартал. При этом в торговле и в общественном питании,
легкой промышленности – 58,8 %, в здравоохранении, физкультуре и социальном
обеспечении, образовании, культуре и искусстве – 66–71 %, сельском
хозяйстве – 85 %.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что общенациональный рынок
труда ещё не сформировался. И здесь несколько причин: разноскоростная
динамика производства в разных отраслях и регионах, низкая мобильность
рабочей силы, несовпадение спроса на рабочую силу и ее предложения по
профессионально-квалифицированному составу. Эти же причины и объясняют рост
безработицы в явной и латентной формах.
За период наблюдения с 1992 г. по 1996 г. динамика общей и
зарегистрированной безработицы была однонаправленной – отмечался рост.
Достигнув наибольшей величины в апреле 1996 г. (2,8 млн человек)
регистрируемая безработица стала снижаться. Некоторое ее повышение после
августа 1998 г. не остановило процессы постепенного снижения, вызванного
ужесточением условий регистрации населения в качестве безработных. Начиная
с IV квартала 2000 г. отмечается рост численности зарегистрированных
безработных. А общая численность безработных росла в течение всего периода
реформ, достигнув пика в феврале 1999 г. После этого и до настоящего
времени наблюдается снижение этого показателя.
В целом безработные в России моложе занятого населения. Самая
большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20
до 24 лет, на их долю приходится более 17 % общей численности безработных.
Средний возраст безработных – 35 лет, занятого населения – 39 лет.
Уровень образования безработных практически по всем возрастным
группам ниже уровня образования занятого населения, но следует отметить,
что высока доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование.
Среди безработных наиболее многочисленную группу (35,6 %) составляют
квалифицированные рабочие. На долю специалистов высшего и среднего уровня
квалификации приходится 20,1 %, работников сферы обслуживания – 12 %,
неквалифицированных рабочих – 16 %.
Отношение к государственной службе занятости у большинства ищущих
работу в основном негативное. Как показали материалы проведенного в ноябре
2000 г. обследования, только четверть безработных использовали в качестве
способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости.
При этом частота обращения безработных к этому способу поиска работы
постоянно снижается. Наиболее предпочтительным является обращение при
поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали
около 60 %. Отмечается увеличение доли безработных, ищущих работу с
использованием средств массовой информации.
Низкие заработки или их отсутствие предопределили расширение в
России числа лиц, чье материальное положение можно охарактеризовать как
бедность. Социально-экономический феномен бедности стал одним из
значительных факторов, воздействующих на общую ситуацию в стране. В начале
1992 г. произошло резкое возрастание численности малоимущего населения по
сравнению с дореформенным периодом, и в настоящее время государство
официально признает наличие граждан, имеющих дефицит ресурсов для
потребления и их право на получение помощи.
По результатам обследования бюджетов домашних хозяйств, среди всего
населения наибольшая концентрация бедности наблюдается в группах временно
неработающих, детей и молодежи от 16 до 24 лет, а также мужчин и женщин в
возрасте от 25 до 45 лет. Также высокий риск оказаться в числе бедных
характерен для сельского населения. А среди различных категорий семей к
наиболее уязвимым группам относятся семьи с несовершеннолетними детьми, в
особенности, многодетные семьи. Отличительной чертой бедности в России
является то, что среди бедных 40 % составляют лица, работающие по найму.
Принципиальное отличие ситуации в дореформенные годы от ситуации
после 1992 г. состоит в том, что дефицит товаров был ликвидирован, а у
населения образовался дефицит доходов. Это и определило изменение схем
поведения населения на потребительском рынке. В настоящее время для него
характерны: дифференциация спроса, поиск дешёвых товаров, отказ от покупки
товаров и услуг, которые можно произвести самостоятельно или потребление
которых не связано с удовлетворением первичных потребностей.
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств за последние
10 лет произошли значительные изменения: начиная с 1990 г. доля расходов на
покупку продуктов для домашнего питания возросла на почти 20 процентных
пунктов, доля расходов на покупку непродовольственных товаров, особенно на
покупку одежды и обуви снизилась. Индекс физического объема платных услуг
населению в 2000 г. по сравнению с 1990 г. составляет лишь 27,1 %, хотя
доля оплаты услуг в потребительских расходах возросла за этот период с 10,5
% до 19,6 %. Около 58 % объема платных услуг составляют услуги
“обязательные” к оплате (жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта,
связи). Особенно существенен рост жилищно-коммунальных платежей. Уровень
возмещения населением полной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных
услуг возрос с 9 % в 1993 г. до 52 % в настоящее время. Увеличивается в
расходах семей удельный вес медицинских и образовательных услуг, что
объясняется главным образом сменой бесплатных форм обслуживания платными.
Изменения общеэкономических условий и ухудшение качества среды
обитания человека в России произошли за очень короткий промежуток времени и
осложнили демографическую ситуацию в стране. Несмотря на то, что процесс
депопуляции в России начался с 1992 г., когда впервые после окончания
второй мировой войны стала сокращаться численность населения, причины этого
явления могут быть объяснены исключительно с учетом предыдущей истории
страны. На протяжении XX века для России, как и для многих других
европейских стран, был характерен переход от высоких уровней рождаемости и
смертности к низким. Однако экономически развитым государствам Европы в
1990-е годы удалось в определенной степени замедлить и приостановить
процесс снижения рождаемости, а некоторым из них даже ее повысить. В России
этого не происходило.
Нынешняя ситуация с рождаемостью отражает значительные перемены в
репродуктивном поведении населения страны, которые произошли за очень
короткий по демографическим меркам период. Еще на рубеже 1980–90-х годов,
при общей тенденции к снижению уровня рождаемости, в репродуктивных
ориентирах населения двухдетная модель семьи превалировала над однодетной,
о чем свидетельствует и значение показателя суммарной рождаемости – около
двух детей в среднем на одну женщину. В последующие годы происходило
значительное снижение рождаемости, и в настоящее время суммарный показатель
рождаемости практически вдвое ниже уровня, необходимого для простого
воспроизводства населения (2,14–2,15 родившихся детей в среднем на одну
женщину в течение жизни).
Падение рождаемости в 1990-е годы, с одной стороны, отразило реакцию
населения на снижение уровня жизни, а с другой, – обозначило формирование и
развитие у молодежи новых типов репродуктивного поведения, связанных с
изменениями в стиле и образе жизни, отношении к институту брака.
Положение с брачностью в последние годы ухудшилось: по сравнению с
1990 г. ее общий коэффициент (число браков на 1 000 населения в среднем за
год) снизился почти на треть. По данным микропереписи населения 1994 г. из
1 000 состоявших в браке мужчин 65 не регистрировали его в загсе, в том
числе в возрасте 18–19 лет – 151, среди женщин, – соответственно, 66 и 115.
Эти процессы способствуют дальнейшему росту внебрачной рождаемости. Разводы
и внебрачная рождаемость наряду с овдовением – причины образования неполных
семей. По данным микропереписи населения в каждой пятой семье с детьми до
18 лет отсутствовал один из родителей. В подавляющем своем большинстве (94
%) это материнские семьи без отца. Одного ребенка имели в своем составе 69
% неполных семей, двух – 25 %, трех и более – 6 %.
В 2000 г. родилось 1 260 тыс. человек, что на 700 тыс., или в 1,6
раза меньше, чем в 1990 г. Это сокращение произошло на фоне достаточно
существенного численного пополнения в последние годы молодежи, т. е. в
возрастах наиболее интенсивной брачности и рождаемости (18–25 лет). Только
за пятилетие (1994– 1999 гг.) эта возрастная группа населения увеличилась
на 1,4 млн человек. Экстенсивные факторы все же привели к некоторому
увеличению числа родившихся в минувшем году (на 45 тыс. человек), но
практически не изменили уровня рождаемости (суммарный предварительный
показатель рождаемости – 1,20).
Зависимость рождаемости от уровня материального благосостояния имеет
сложную форму. Попытка её определить представлена на следующей таблице,
которая сформирована на основе результатов данных выборочного обследования
бюджетов домашних хозяйств, проводимого Госкомстатом России во всех
субъектах Российской Федерации (табл. 4).
Таблица 4 Число детей в супружеских парах (на 100 семей супружеских
пар с детьми – по данным выборочного обследования бюджетов домашних
хозяйств)

Приведенные данные показывают, что в 2000 г. по сравнению с 1999 г.
отмечалось небольшое снижение числа детей у 20 % семей с низким уровнем
среднедушевых доходов и некоторый рост – у 20 % семей с наиболее высоким
уровнем доходов. Среди 5 % наиболее обеспеченных семей число супружеских
пар, имеющих трех и более детей, выросло в 1,8 раза, а среди них – у 1 %
самых богатых семей – в 5,9 раза.
Самая серьезная проблема современного демографического развития
России – высокий уровень смертности населения. Некоторое ослабление
негативных моментов в развитии ситуации со смертностью в 1995–1998 гг.
оказалось непродолжительным по времени. Оно во многом стало результатом
возрастных изменений в составе населения страны, а также уменьшения числа
умерших от несчастных случаев, отравлений и травм и болезней системы
кровообращения, т. е. причин, от которых наблюдался чрезмерный подъем
смертности в начале 1990-х годов. С 1999 г. смертность вновь начала расти.
Подъем смертности фиксируется практически по всем основным классам причин
смерти. Длительное время динамика ее показателей определяется ростом числа
умерших во все более молодых возрастах от болезней системы кровообращения,
а также погибших от несчастных случаев, отравлений и травм, т. е. по
неестественным причинам (табл. 5).
Таблица 5 Смертность населения в отдельных странах (число умерших на
1000 тыс. населения)*
Примечание: Стандартизованные показатели с устранением влияния
возрастной структуры населения.
В отличие от России, в западноевропейских странах все эти годы
наблюдалось последовательное снижение уровня смертности: в середине 1960-х
продолжительность жизни в России у мужчин была меньше, чем в странах Запада
на 1,5, а у женщин на 0,5 года, в 2000 г. этот разрыв составил,
соответственно, 10–15 лет и 6–8 лет.
Высокие показатели смертности бесспорно определяются образом жизни
населения России и отношением к здоровью. В стране ежегодно регистрируется
155–185 млн случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями,
из них около 100 млн – с впервые установленным диагнозом. Только за 5 лет
(1995 –1999 гг.) уровень первичной заболеваемости вырос на 9 %, общей – на
15 %. На учете в органах социальной защиты состоит около 10 млн инвалидов.
На протяжении многих лет общие тенденции в смертности определяет
ситуация со смертностью лиц в рабочих возрастах. Особенно велика смертность
в данной категории среди мужчин. В развитых странах она в 2,4 раза ниже,
чем в России. Во многом это связано с сохраняющимся высоким уровнем
производственного и бытового травматизма. Так, за 1999 г. на 1 000
работающих мужчин приходилось более 7 пострадавших при несчастных случаях
на производстве, что почти в 3 раза выше аналогичного показателя у женщин.
В числе наиболее распространенных причин смерти мужчин трудоспособного
возраста являются самоубийства, транспортные травмы, убийства и отравления
алкоголем.
Российский мужчина, достигший 60 лет, в дальнейшем, при сохранении
современного повозрастного уровня смертности, может прожить еще около 14
лет, т. е. практически столько же, что и 100 лет назад (в конце XIX в.), у
женщин показатель повысился всего на 4,5 года (табл. 6).
Таблица 6 Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших
определенного возраста

Начиная с 1990 г., ООН практикует ежегодные расчеты “индекса
человеческого развития” (human development index) или индекса развития
человеческого потенциала (ИЧР). ИЧР представляет собой интегральный
показатель из трех основных компонентов, характеризующих развитие человека
– долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется
ожидаемой продолжительностью жизни. Образованность измеряется комбинацией
грамотности взрослых (с весом в две трети) и среднего количества лет
обучения (с весом в одну треть). Уровень жизни измеряется реальным ВВП на
душу населения с поправкой на стоимость жизни (через паритет покупательной
способности национальной валюты).
По данным за 1998 г. ИЧР в России составлял 0,771 и был одним их
самых низких среди стран Европы (ниже он был в Румынии, Македонии, Албании,
Молдавии и на Украине). Согласно составляющим компонентам этого показателя
величина ИЧР определялась низкой продолжительностью жизни в России и низким
уровнем жизни. Вместе с тем показатель уровня образованности в России среди
европейских стран является одним из самых высоких. Понятно, почему
значительная часть семей в России не спешит выполнять свою программу по
рождению детей. Бедность и плохое здоровье при высоком уровне образования
останавливают от принятия таких решений.
В условиях очень низкой рождаемости, устойчивой и долговременной
депопуляции минимизация последствий естественной убыли населения в
ближайшей перспективе при стабильной социально-экономической обстановке
возможна в результате сокращения чрезмерно высокой смертности. Поскольку
только уменьшение наполовину числа погибших от несчастных случаев, травм и
отравлений сохранило бы ежегодно жизни сотням тысяч людей (около 300 тыс.),
повысило бы продолжительность жизни российских мужчин на 3 года и
способствовало бы увеличению числа родившихся. Снижение младенческой
смертности в России до уровня развитых стран (4–9 умерших на 1 000
родившихся) могло бы обеспечить прибавку к продолжительности жизни россиян
еще на 1 год (сейчас этот показатель в стране составляет 16–17). В этой
связи напрашивается вывод о том, что главным направлением государственной
политики в социальной сфере должна стать программа по сокращению “излишней”
смертности.
Миграционные процессы являются объективным показателем качества
жизни в стране: если иностранцы стремятся въехать, то это означает высокий
уровень жизни и хорошие стандарты условий проживания, а если население
данной страны стремится эмигрировать, то тогда следует признать, что
качество и уровень жизни недостаточно высоки.
Эмиграция в СССР носила преимущественно этнический характер. Однако
в последние годы эта закономерность постепенно утрачивается. Отток россиян
за границу остается стабильным (в пределах 100 тыс. человек ежегодно). В
качественном отношении эта проблема для России достаточно острая, поскольку
среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные
специалисты.
В перспективе на 10–15 лет, видимо, и экономические условия, и
ментальность населения России будут способствовать переходу рождаемости
населения к западноевропейской модели, но процесс этот будет растянут во
времени. Следует ожидать снижение смертности в ближайшем будущем, но
относительно низкими темпами. Миграционные процессы будут менее
интенсивными, чем в настоящее время.
В соответствии с последним прогнозом, выполненным Госкомстатом
России по среднему его варианту, численность населения к началу 2016 г.
сократиться на 10 млн человек и составит 134,4 млн, по пессимистическому
варианту – 19 млн (125,7 млн), оптимистическому – на 2 млн (142,8 млн).


Заключение



Итак, в заключение следует сказать, что реформы 90-х оказали
глобальное воздействие на жизнь российского общества. В результате
радикальных преобразований резко повысился уровнень преступности, выросла
безработица, смертность населения, упала рождаемость, а также уровень
реального дохода.
Данные для данного реферата я брал из международной информационной
сети Интернет, так как здесь можно быстро найти самые свежие данные и
статьи. Список использованных статей указан в последующем разделе.
И все же, вступив в III тысячелетие, следует надеяться на
исправление социально-экономической ситуации в нашей стране, тем более, что
положительные сдвиги во всех сферах нашей жизни нельзя не принимать во
внимание. Каждому нужно приложить усилия и сделать нашу страну процветающей
и великой.



Список использованных источников:



1. А. Е. Суринов, Cоциально-экономическая ситуация в 1992–2000 гг. –
воздействие на население России // http://www.socio.ru/wr/2-
01/Surinov.htm


2. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» //
http://demoscope.ru/weekly/2002/061/index.php


3. Пресс-бюллетень // http://www.akdi.ru/prb/


4. Динамика изменений уровня жизни населения в 90-е годы //
http://www.akdi.ru/prb/1997/0728/PS.HTM







Реферат на тему: Образование как социальный институт

эта работа была сделана на заказ!

список оригинальных работ( больше 100) в режиме off-line вы можете
посмотреть по адресу:

http://www.sinor.ru/~ranger/Ref


также вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в
моей библиотеке on-line

http://www.sinor.ru/~ranger



1. Образование как социальный институт

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство
при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою
структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-
воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности
(педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной
деятельности.

2. Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу,
профессионально-техническое образование, среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование, систему повышения
квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные
качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто
упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на
которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в
количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний
родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра»
за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое
развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с
новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных
групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь
навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ
ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на
готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и
рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания
специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные
ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей,
обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не
каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй
ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского
периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа
всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи
«равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой
Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за
требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали
процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в
российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997
г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на
интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на
изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на
их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и
моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.
Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает
предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что
движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет
на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших
проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального
образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом
связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой
формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется
в рамках крупных производственных организаций или государственной системой
образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество
(ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый
путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю
систему на сочетание полного и специального образования в подготовке
необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных
особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим
каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание
мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации
и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е
годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий
низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на
получение высшего, а затем средне специального образования продолжает
преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для
социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения
молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие
субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и
эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от
12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том,
чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям
сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов
показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает
оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По
исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.
По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя
три года после получения



3. Функции образования

3.1 Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами
общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность,
включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.
Образование является единственной специализированной подсистемой общества,
целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и
отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную
продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит»
самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное,
эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную
функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной
вектор которого — направленность на (человека. Глобальный технократизм как
метод мышления и принцип деятельности индустриального общества
дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В
нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был
превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования,
где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под
«жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была
отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку
работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что
«незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка,
подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни,
жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с
завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение
к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в
настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о
нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже
и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это
понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом,
антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и
недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания
человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с
позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции. Человек
не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому
правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям
системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция
призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в
общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах.
Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного,
физического потенциала личности. Как показывают последние исследования
психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-
летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой
пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются
как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.)
выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате
социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы
необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде
всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация
образования, включающие наряду с изменением содержания образования и
изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-
объектным).
Формирование образовательных общностей, связанных включенностью
в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их
воспроизводство.
Гомогенизация общества через организованную социализацию
индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности
общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых
статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая
функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во
всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений,
как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда,
большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится
более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные
различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по
потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого
— уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от
соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и
культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем
больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от
учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом.
Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена
социальным положением его родителей.
Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев,
принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа
дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и
навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных
образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах
разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период
пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются
специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие
семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно
допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую
дифференциацию, присущие семье.


3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава
населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за
воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На
практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе
крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в
профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения
профессии “на месте” без научных основ и творческих навыков. Они разрушают
профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между
ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль
приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная
сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана
во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно
развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где
формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его
производительность и инновационная активность несколько повышается с
ростом общего образования.
Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего
места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого
потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека.
В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между
притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих
людей, может вести к конфликту.
Формирование потребительских стандартов населения. Роль
образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в
потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта
функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские
заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она
же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в
семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные
потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению
ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды
человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса,
хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.
Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны:
от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и
неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет
рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает
автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный
бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и
местного компонентов.
Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов.
Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между
регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности,
должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления
деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство
(раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным,
благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание
коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это
распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет
отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования
недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после
перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень
образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы
начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать
личностные и социальные последствия такой ситуации?
Система образования способна модифицировать экономические
стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые
влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или
иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его
социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна,
чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого
применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом
соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система
образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система
педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных
объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных
проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие
этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей.

3.3 Функции образования в сфере культуры

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает
знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится
возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в
возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной,
массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные
(в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная,
профессиональные.
Инновация в сфере культуры осуществляется через школу
избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть
инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла
доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной
социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В
отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может
служить своеобразным заслоном.
Формирование и воспроизводство общественного интеллекта
(менталитета, определенных отраслей и социальных технологий
интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные
еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение,
привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала
многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие
личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Ряд
исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах
прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор
мирового соперничества. Транснационализация образования — средство
геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные
комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии
или иные модели, специально разработанных для других стран. Так в
общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора,
гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и
непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах
образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда
государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием
системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными,
технологическими ресурсами.

3.4 Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности — один из жизненно важных интересов
государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются
правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы
групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся
к контролю над школой.
Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых)
правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической
жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере
неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт
образования не противодействовал проявлениям правовых или политических
девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую
школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к
идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное
образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и
политического поведения, а также воспроизводство государственной
(доминантной) идеологии. Социальные группы — носители альтернативных
политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже
существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система
образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается
идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной — в
установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах,
рекомендуемых учебниках и т. д.
В национально-государственной организации социума школа
целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом
пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание
образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа
осуществляет содействие патриотизму.
В исследовательском и практическом планах определение функций
образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров
развития института образования и его влияния на общество. Вслед за
определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им
сложившиеся структуры в системе образования.

4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как
правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по
качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в
специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно
выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в
дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с
переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи,
гимназии). Система получения образования явно
становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое
разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью
образования.
Общество переходит от сравнительно демократической системы образования,
доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и
воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей
из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом
аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же
сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и
поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда
неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование
различных систем для определения уровня интеллектуального развития или
одаренности. Возможность платить и личная одаренность — таковы струны, из
которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере
продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.
В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по платной
форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие учебные
заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6 тыс.),
или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля
«новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает
10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в
интересах только отдельных социальных групп.
Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои
специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую
систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень
затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных
организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование
потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее
поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило
взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что
отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом
свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и
организаторами новых форм образования.
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки
еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не
соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное
образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но
его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще
далеки от необходимого уровня.
Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении
личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой
связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические
споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в
практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и
навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной
культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические
перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве
от жизни, от труда и общественной практики.
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит
высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в
структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических
исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают
возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы,
совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом,
поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с
тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из
которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути
своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна,
ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные,
в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако
предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были,
отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем
наращивании духовного потенциала общества.
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией
существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования,
развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к
организаторской и общественной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм
управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов
демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения
становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем
сверяют свой жизненный путь.
Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов,
классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и
закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно
противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к
общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в
зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка,
туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности,
приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос
формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как
межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым
проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности,
высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые
группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более
того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних
заблуждениях молодых людей.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и
эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре».
Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается
незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение
сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с
самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает
жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным
самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся
молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному
пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть
ядро— те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс
накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех
эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как
показывает их жизненный опыт, главными были два условия: прочная
фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к тем,
кто жаждет знаний.
Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той
ситуации, в которой находится учительство, значительная часть
педагогического корпуса.
Если придерживаться формальных критериев — наличия специального
образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему
назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать,
что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в
воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую
нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена
зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного
образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических
работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней
заработной платой в стране.
Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из
них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других
сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения
педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними
заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне
напряженным, и очень мало его остается на самообразование.
Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в
обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без
должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения,
перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают
в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях,
пьянстве.
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно
органически не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и
отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и
отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и
профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия
преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их
жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.
И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-
технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство
остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный
рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. Очевидно,
что в ситуации, когда финансирование на

Новинки рефератов ::

Реферат: Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяние (Гражданское право и процесс)


Реферат: Валютные ценности как объекты гражданских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Перестройка и развал СССР (История)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Антреприза Дягилева (Искусство и культура)


Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)


Реферат: Кредитование физических лиц. Российский и зарубежный опыт (Деньги и кредит)


Реферат: Исследование точности численного интегрирования (Программирование)


Реферат: Римское право (Государство и право)


Реферат: Проект фотокомплексу для зйомки індивідуального портрету в умовах павільйону на чорно-білі малоформатні матеріали. Річний обєм 40 000 замовлень (Фотография)


Реферат: Исследования поверхности Луны (Астрономия)


Реферат: Лягушки (Биология)


Реферат: Люблю тебя, столичный Нижний! (География)


Реферат: Мировое лесное хозяйство (Предпринимательство)


Реферат: Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя (Педагогика)


Реферат: Аппарат (механизм) государства (Теория государства и права)


Реферат: Последствия стихийных бедствий (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Энергосбережение в быту (Технология)


Реферат: Ролевые игры на уроках английского языка (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист