GeoSELECT.ru



История / Реферат: Государственные деятели времён правления Александра І (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственные деятели времён правления Александра І (История)



Министерство общего и профессионального образования РФ
Обнинский институт атомной энергетики
Кафедра философии и социальных наук



Реферат по отечественной истории
“Государственные деятели времён правления Александра І”



Обнинск 2001



Содержание.

|Краткая биография М.М. Сперанского |3 |
|Краткая биография А.А. Аракчеева |5 |
|Государственная деятельность М.М. Сперанского во время |7 |
|царствования Александра I | |
| 3.1. Проект государственного устройства |7 |
| 3.1.1. Деление общества по Сперанскому |7 |
| 3.1.2. Реформа государственного управления |8 |
| 3.2. Правительственная деятельность Сперанского |9 |
| 3.3. Отстранение Сперанского с государственной службы|10 |
|Государственная деятельность А.А. Аракчеева |12 |
| 4.1. Проект реформы освобождения крепостных крестьян |12 |
| 4.1.1. Оценка проекта крестьянской реформы |12 |
|Аракчеева | |
| 4.2. Учреждение военных поселений |13 |
| 4.3. Личность Аракчеева как государственного деятеля |14 |
|Приложение |15 |
|Список использованной литературы |16 |



1. Краткая биография М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – выдающийся
государственный деятель России времен царствования Александра I и Николая
I, граф, камергер двора – родился в семье сельского священника первого
января 1772 года.
Первоначальное образование получил во Владимирской духовной семинарии.
В результате, как один из лучших учеников был направлен для дальнейшего
обучения в Петербургскую духовную академию, по окончании которой был
оставлен при той же академии преподавателем математики, физики, философии,
красноречия.
С 1799 года Сперанский находился на государственной службе в должности
заведующего канцелярией генерал – прокурора Российской империи. В 1803
–1807 гг. Сперанский работал директором департамента министерства
внутренних дел. В эти годы Сперанский составил несколько «записок»
(проектов), среди которых и «Записка об устройстве судебных и
правительственных учреждений» (1803 года.). Благодаря своему выдающемуся
государственному уму, обширным познаниям, и необычайной работоспособности,
Сперанский быстро сделал себе блестящую карьеру. Все важные законы, начиная
с 1802 года, составлялись или редактировались Сперанским.
1807 – 1811гг. были временем могущества и славы Сперанского, который
стал первым лицом в государстве после императора. В 1807 году Сперанский
назначен на пост статс-секретаря Александра I, с 1808 года он член Комиссии
составления законов и товарищ министра юстиции. В конце 1808 года
Сперанский принимал участие во встрече Александра I с Наполеоном в Эрфурте,
на которой Наполеон очень высоко оценил Сперанского, сказав, что он –
“единственно светлая голова в России”.
По возвращении из Эрфурта Александр I поручил Сперанскому разработку
плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года было
составлено “Введение к уложению государственных законов”. Это был проект
реформ, которые должны были быть проведены сверху и сохраняли при этом
самодержавную власть царя. Александр 1 признал проект "удовлетворительным и
полезным".[1]
Но этот проект встретил сильное противодействие консервативных кругов,
требовавших укрепления самодержавия, как гаранта единства государства. По
интригам и доносам в середине марта 1812 г. Сперанский был отправлен в
отставку и сослан, сначала в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а
затем, по новому доносу в Пермь. Из ссылки Сперанский обращался к
Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В
1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в
своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он
встречался с Аракчеевым А.А. и через него ходатайствовал перед Александром
I о своем полном "прощении".[2]



При содействии Аракчеева Сперанский был назначен членом
Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссии
составления законов, получил земли пензенской губернии.
13.12.1825 Сперанский составляет проект манифеста о вступлении на
престол Николая І, позже был введён в состав Верховного суда над
декабристами. С 1826г. возглавляет 2ое отделение императорской канцелярии,
осуществлявшее кодификацию законов. В 1830г. Сперанский составил и издал 45
томное "Полное собрание законов Российской империи", в которое были
включены законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича(1649) до
конца царствования Александра І. По инициативе Сперанского в 1834г. была
учреждена "Высшая школа правоведения", для подготовки квалифицированных
юристов.[3]



2. Краткая биография А.А. Аракчеева.

Аракчеев Алексей Андреевич (1769 – 1834) был видным военным и
государственным деятелем при Павле I и Александре I. Родился в семье
мелкопоместных дворян Тверской губернии 23 сентября 1769 г. После обучения
у сельского дьячка грамоте и арифметике был в 1783 г. отдан в шляхетский
артиллерийский и инженерный корпус в Петербурге, где своими «успехами в
учении» обратил на себя внимание начальства. А уже через 7 месяцев был
переведен в «верхние классы» и вскоре привлечен в помощь офицерам корпуса
для обучения «младших своих товарищей». В этой работе Аракчеев отличался
строгостью и взыскательностью. По окончании корпуса в 1787 г. Аракчеев в
чине армейского поручика был оставлен преподавателем арифметики, геометрии
и артиллерии.
В1791 г. Аракчеев по рекомендации начальника корпуса генерала П.И.
Мелиссино определен на службу к наследнику престола Павлу в Гатчину, где
быстро снискал своей распорядительностью его благоволение. Павел возложил
на него инспекцию гатчинской пехоты, артиллерии и обязанности коменданта
Гатчины. По вступлении на престол Павла I, Аракчеев был произведен в
генерал-майоры и назначен комендантом Петербурга, а в день коронации
(05.04.1797 г.) ему было пожаловано богатое имение Грузино под Петербургом.
В этот же день Аракчеев назначается генерал - квартирмейстером и получает
право «отдавать распоряжения по армии» от имени императора, становится
приближенным к нему лицом. Однако, несмотря на все успехи в продвижении по
службе, Аракчеев дважды (в 1798 и 1799 гг.) впадал в немилость: отстранялся
от дел за упущения по службе.
В 1803 г. Александр I вызвал Аракчеева в Петербург и вновь назначил
его инспектором всей артиллерии. На этом посту Аракчеев много сделал для
реорганизации артиллерии и модернизации ее материально-технической части. В
1807 г. Аракчеев был назначен генерал – инспектором всей пехоты и
артиллерии, а в 1808 г. – военным министром, но в октябре 1810 г.
добровольно ушел в отставку и поселился в своем имении. В начале
Отечественной войны 1812 г. Аракчеев стал снова неотлучно находиться при
Александре I, выполняя фактически обязанности начальника главного штаба.[4]
В 1816 г. по инициативе Александра I в России стали вводиться военные
поселения, во главе которых был поставлен Аракчеев, который жестоко усмирил
протестовавших против обращения в военных поселян крестьян и казаков. В
1819 г. он учинил жестокую расправу над военными поселянами в Чугуеве.
В конце царствования Александра I Аракчеев сделался всесильным
временщиком с самыми широкими полномочиями. Он занимал посты председателя
военного департамента Государственного совета (с 1810 г.), председателя
Комитета о раненых и начальника Собственной его императорского величества
канцелярии (с 1814 г.), «главного над военными поселениями начальника» (с
1819 г.), руководил Комитетом министров.[5]
С 1822 г. Аракчеев становится единственным докладчиком по большинству
министерств и ведомств, и даже по делам Святейшего Синода. В 1818 г. по
поручению императора Аракчеев участвовал в разработке проекта освобождения
крепостных крестьян (предлагал постепенно выкупать их с небольшими наделами
в казну). В 1825 г. на Аракчеева была возложена обязанность возглавить
секретное дело о раскрытии заговора декабристов по поступившим на них
доносам, однако «по семейным обстоятельствам» в конце 1825 г. он устранился
от всех дел.
В начале 1826 г. Николай I отправляет Аракчеева в отпуск «по болезни».
И Аракчеев уезжает в Карлсбад, по возвращении, в 1826 г., получает полную
отставку. Аракчеев поселяется в своем имении Грузине, где занимается
устройством своего хозяйства.[6]



3. Государственная деятельность М.М. Сперанского

во время царствования Александра I.

3.1. Проект государственного устройства.[7]

Годы 1807 – 1812, составляющие второй период царствования императора
Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского.
Один из крупнейших государственных умов России XIX в., Сперанский при
Александре получил значение чрезвычайно разностороннее. В первую пору своей
близости к государю он предназначался, по-видимому, к тому, чтобы заменить
собой павший интимный комитет. Практик и даже канцелярист, он представлялся
способным на деле осуществить реформу, о которой мечтал Александр I.
Александр вручил ему бумаги комитета, изложил свои намерения и дал
полномочие из огромного числа мыслей, речей и проектов создать деловой,
приспособленный к русской практике план преобразования государственного
порядка. Так возник знаменитый “проект” Сперанского. В то же время
разносторонность талантов Сперанского, соединявшего в себе ум теоретика –
систематика со способностями администратора – практика, привела к тому, что
под его влияние попала вся текущая деятельность правительства до внешней
политики включительно. Сперанский явился кодификатором и финансистом; ему
было поручено устройство финляндских дел; он проектировал отдельные
мероприятия самого разнообразного содержания; он пересматривал и
переустраивал действующие учреждения. Словом, он занимался всем, что
интересовало государя, и стал влиятельнейшим фаворитом, умевшим, однако,
держаться не только скромно, но даже уединенно.
Проект государственного устройства Сперанского, или «Введение к
уложению государственных законов», имеет задачей реформу общественного
строя и государственного управления.

3.1.1. Деление общества по Сперанскому.[8]

Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из
обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в
рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:
1. Права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;
2. Права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои
образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
3. Права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность.
Из сего происходит следующее разделение состояний:
1. Дворянство;
2. Люди среднего состояния;
3. Народ рабочий».
Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права
политические «не иначе как на основании собственности».
Люди среднего состояния имеют права гражданские общие, но не имеют
особенных, а политические имеют по их собственности. Народ рабочий имеет
общие права гражданские, но не имеет прав политических.
Если мы будем помнить, что Сперанский подразумевает под общими
гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими
правами – участие в государственном управлении, то поймем, что проект
Сперанского отвечал либеральным стремлениям Александра: он отрицал
крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две
«системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как
уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую – как облекающую
самодержавную власть внешними формами закона с сохранением ее существа и
силы. Указывая, что вторая система существует во Франции (которой тогда был
увлечен Александр I), Сперанский как бы соблазнял Александра следовать
именно этой системе, ибо при ней законом созданное правительство на деле
было бы под влиянием и в полной зависимости от самодержавной власти. С
другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежавших одному
дворянству, Сперанский сохранял право приобретать недвижимую собственность,
но управлять ею не иначе, как по закону. Эти оговорки сообщали будущему
строю гибкость и неопределенность, которыми можно было пользоваться в любую
сторону. Устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих»,
Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря
о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо
верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный
по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен по
исполнению.

3.1.2. Государственное управление (схема государственного управления -
см. приложение на стр.14).[9]

Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком
виде: Россия делится на губернии, губернии - на округа, округа - на
волости. В законодательном порядке из всех землевладельцев в волости
составляется волостная дума, избирающая членов местной администрации и
депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной
думе, состоящей из депутатов волостных дум, а в губернии – губернской думе,
состоящей из депутатов окружных дум. Губернские думы посылают своих
депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие
империи. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские
под верховенством Сената, который «есть верховное судилище для всей
империи». В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные
и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления
соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном
между державной властью и органами управления, и составляется из особ,
назначаемых государем.
Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. В новый
год, 1 января 1810 г., был открыт в преобразованном виде Государственный
совет, в 1811 г. были преобразованы министерства. Но далее дело не пошло, а
в 1812 г. Сперанский уже лишился доверия государя, и настала новая эпоха в
жизни Александра I.
Если бы роль Сперанского ограничилась составлением проекта
преобразований, о Сперанском можно было бы говорить немного, так как его
проект остался без всякого влияния на строй общества и государства.
Значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений:
он служил показателем известного направления в русском обществе и возбудил
против себя протест представителей других направлений. Известна записка
Н.М.Карамзина «О древней и новой России», поданная императору Александру
против проекта Сперанского. Охранительный тон этой записки и ее резкость
вызвали неудовольствие Александра I,; но Карамзин метко указывал на то, что
Сперанский спешил с общей реформой в духе произвольного заимствования со
стороны, от той самой Франции, которую все русское общество считало тогда
очагом политических и социальных опасностей. Быть может, реформа
Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр I боялся ее
скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его
сановников и чиновников, не любивших Сперанского.

3.2. Правительственная деятельность Сперанского.[10]

Гораздо действительнее были работы Сперанского в сфере текущей
правительственной деятельности. В звании товарища министра юстиции
Сперанский заведовал комиссией законов, которая подготовляла проект нового
гражданского уложения, составленный под очевидным влиянием французского
«Кодекса Наполеона». Внесенный в государственный совет, этот проект,
однако, не получил санкции. Хотя отношение современников и ученых к проекту
кодекса никогда не было благоприятным, однако, нельзя не признавать
некоторого значения в истории русской кодификации за первыми работами в
этой сфере Сперанского. Для самого же Сперанского его первые
законодательные работы были подготовкой к позднейшим его трудам по
составлению Свода законов. Привлеченный императором Александром к
устройству управления в новоприобретенной Финляндии, Сперанский сопровождал
Александра I во время его поездки на сейм в Борго, редактировал его
сеймовые речи, писал проекты устройства финляндского сената, руководил
комиссией финляндских дел, образованной в Петербурге. Та самая гибкость и
неопределенность политических понятий о верховной власти и о народном
«представлении», которую мы видели в общем проекте Сперанского, наблюдается
в актах о Финляндии, редактированных Сперанским. Верный своей мысли о
законодательном сословии, которое на самом деле было под влиянием и в
совершенной зависимости от самодержавной власти, Сперанский так стремился
поставить и финляндский сейм, учрежденный, но не действовавший при
Александре. Одновременно с делами финляндскими, получив с 1809 г. влияние в
сфере финансового управления, Сперанский и здесь сумел оставить яркий след
своего ума и энергии.
Финансы России определялись так: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода,
577 млн. долга и ни малейшего запасного фонда. Сперанскому предстояло найти
выход из положения, неправильность которого создалась еще в XVIII в.
Манифестом 3-го февраля 1810 г. было, между прочим, установлено: признать
ассигнации государственным долгом, обеспеченным «на всех богатствах
империи»; новый выпуск ассигнаций пресечь; государственные расходы по
возможности сократить, а доходы увеличить через временные прибавки в
податях; публиковать ежегодно роспись государственных расходов и доходов.
Начала, изложенные в этом манифесте, легли в основание ряда огромных
финансовых операций 1810 –1812 гг., руководимых Сперанским и знаменовавших
собой перелом в отношении власти к финансовым задачам государства. Можно
сказать, что в эту пору действий Сперанского, сформировались идеи и
подготовлены были люди, с которыми была проведена позже финансовая реформа
Канкрина.
Указывают обыкновенно на редактированные Сперанским распоряжения 1809
г. о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины, как на причину
нелюбви к Сперанскому знати и чиновничества. Указ о придворных званиях
признал их отличиями, не приносящими никакого чина. Указ об экзаменах на
чины поставил производство в чины VIII и старших классов в зависимость от
образовательного ценза. Может быть, неудовольствие потерпевших от новых
служебных порядков и сыграло свою роль в падении Сперанского; но, во всяком
случае, его падение последовало много спустя после указов 1809 г. и
совершилось совсем внезапно.

3.3. Отстранение Сперанского от государственной службы.[11]

Государь в марте 1812 г. выслал Сперанского в Нижний Новгород, а
оттуда – в Пермь.
Удаление Сперанского стояло в несомненной связи с переменой во внешней
политике Александра I. Переход от вражды к сближению с Францией, разрыв со
старыми союзниками, тяжести континентальной системы и непрерывных войн,
французское влияние на внутренние дела, проводником которого считали именно
Сперанского, - все это очень влияло на общественное настроение и вызывало
ропот. Когда добрые отношения Александра и Наполеона стали портиться,
вражда русского общества к Наполеону и Франции достигла большого
напряжения, а Сперанский в общественном мнении стал почитаться уже прямо
изменником. Как первое лицо в пору сближения с Францией, Сперанский стал
как бы символом этого сближения и должен был, конечно, сойти со сцены при
перемене политического фронта.
В 1812 г. обозначилась новая перемена в Александре. Как раньше друзья
по интимному комитету убедились в непрочности его дружбы, так теперь
пришлось в этом убедиться Сперанскому. Прощаясь со Сперанским со слезами,
Александр I имел вид человека, уступающего необходимости пожертвовать им
без проверки обвинений, возведенных на него доносами. За глаза же
Александр давал волю негодованию на Сперанского и даже говорил о смертной
казни.



4. Государственная деятельность А.А. Аракчеева.

После окончания Отечественной войны 1812 г. многие в России ожидали
перемен. Прежде всего, на эти перемены надеялись крепостные, побывавшие в
ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти.

4.1. Проект Аракчеева по освобождению крепостных крестьян.[12]

Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он
говорил, что крестьян надо освободить. Проект освобождения крестьян царь
поручил составить Аракчееву, оговорив при этом, что не должно быть никаких
«стеснительных и насильственных» для помещиков мер.[13] В основе проекта
лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой
цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. рублей. Каждый выходящий на волю
крестьянин должен был получать земельный надел не менее двух десятин (по
существу это был нищенский надел).
Обсуждение проекта происходило в обстановке секретности. Министр
финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей
ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан специальный комитет для разработки
нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от
правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный
срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектами и запер их в
своем письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.

4.1.1. Оценка проекта крестьянской реформы Аракчеева.[14]

Таким образом, Аракчеев был одним из первых, кто попытался предложить
принцип, заложенный впоследствии в реформу 1861 г. Конечно, спустя полвека
крестьянская реформа была проведена на совершенно иных условиях, но принцип
– освобождение с землей за выкуп при непосредственном участии государства –
остался неизменным.
Рассмотрим более подробно, что же за освобождение предлагалось в
проекте? С точки зрения Аракчеева, ликвидация помещичьей крепостной деревни
означала, несомненно, решение крестьянского вопроса в целом. Если бы все
помещичьи крестьяне оказались, в конце концов, собственностью казны, то
принимавшая все более угрожающий характер проблема «помещик и крепостной»
перестала бы существовать. Однако государственные крестьяне в России
представляли собой одну из категорий крепостного населения страны, являясь
составной частью системы государственного феодализма. Поэтому, будь даже и
осуществлен, проект Аракчеева вовсе не ликвидировал бы крепостное право в
масштабах всей страны, хотя и привел бы к изменению положения крепостных
крестьян. Проект Аракчеева не предусматривал абсолютно никаких мер, которые
бы заставили помещиков продавать крестьян. Но, исходя из этого, нельзя
сказать, что проект был нереален. Напротив, проект был реален, потому что
экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г.,
привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все
большее число помещиков вынуждены были закладывать свои имения, проживая и
проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за
неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных
торгов десятки тысяч крепостных хозяйств.
Эта реформа была рассчитана на очень длительный срок и, двигаясь
такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018 г.
Решение крестьянского вопроса не могло ожидать такого срока. Наверняка это
было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свой проект? На
желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной
деревни и, скорее всего, на то, что, начавшись, реформа обнаружит выгодные
для помещиков стороны. Александр I тогда медленные первоначальные темпы
могли бы смениться иными.

4.2. Учреждение военных поселений.[15]

Не оставивший еще мысли об «Уставной грамоте» Александр в последние
годы своего царствования на деле далеко отошел от настроений молодых лет,
стал равнодушен к внутренним делам и вопросам текущего управления. Текущую
административную работу он возложил на графа Аракчеева и вполне доверился
своему любимцу, с которым его еще в юности связывали какие-то таинственные
нити.
Аракчеев превратился во временщика и возбудил к себе общую ненависть,
не только кичливостью и мелким злопамятством, но и общим приемом
управления, невежественным, грубым и жестоким, являвшим собой безобразную
реакцию по отношению ко всему тому, что прельщало общество в первые годы
правления Александра. Люди разных положений и направлений одинаково
осуждали Аракчеева, называя его «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим
человеком в России», но никто не мог с ним бороться. Настал тяжелый режим,
напоминавший предыдущее царствование, в особенности тем, что на первый план
вышли внешние мелочи военно-казарменного быта.[16]
На Аракчеева, как самого преданного сотрудника, Александр I
возложил осуществление плана устройства военных поселений.
Целая треть русской армии была переведена в новые условия быта
поселенных войск. Условия эти сводились к тому, чтобы устроить войска, не
отрывая солдат в мирное время от их семей и хозяйства, и облегчить
государственную казну, возложив расходы по продовольствию войск на тот
самый округ, в котором войска поселены. Жители местностей, назначенных для
водворения войск, зачислялись в «военные поселяне» и подчинялись военному
управлению, а сыновья их зачислялись в «кантонисты» и служили для
пополнения войск. При Аракчееве были созданы поселения в Новгородской,
Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской и Екатеринославской
губерниях.
В селения вводились воинские части, и все жители переводились на
военное положение. В военных поселениях сносились крестьянские избы и
строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, которые должны
были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно прописан.
Отступления от расписания строго карались. Основным занятием были военные
учения. Особенно большие притеснения испытывали зажиточные крестьяне,
державшиеся более независимо. Аракчеев считал, что «нет ничего опаснее
богатого поселянина».
При большом своем развитии поселения представляли собой сложную и
крупную реформу, ломавшую быт значительной части населения, возбуждавшую
серьезное неудовольствие попавших под реформу лиц.
Таким образом, создание военных поселений было крупнейшим и
реакционнейшим по существу государственным преобразованием, означавшим на
деле двойное закрепощение крестьянства. Формально освобожденные от
крепостной зависимости, военные поселяне оказались прикрепленными к земле
даже прочнее, чем раньше. Поселянин был лишен возможности уходить на
заработки, заниматься торговлей и промыслами.
Кроме хозяйственной кабалы, военный поселянин пожизненно и
наследственно попадал в кабалу армейскую, превращаясь в солдата. Наряду с
обычной крестьянской работой он должен был выполнять все требования
строевой жизни.
В условиях палочной дисциплины, жестоких наказаний, постоянных и
бессмысленных учений, где главным являлось механическое выполнение воинских
артикулов, трудно было сказать, какая из двух неволь – солдатская или
крестьянская – была тяжелее.

4.3. Личность Аракчеева, как государственного деятеля.[17]

Проект этой реформы и то, что во главе ее осуществления был поставлен
Аракчеев, производили на общество впечатление самой решительной реакции.
Политической реальностью последних лет царствования Александра I стал,
казалось бы, навсегда отошедший в прошлое фаворитизм. Реальная
государственная власть от самодержца перешла полностью в руки всесильного
временщика – Алексея Андреевича Аракчеева. Влияние Аракчеева на Александра
I всегда было очень велико. Аракчеев был беспрекословным исполнителем
предначертаний императора.
В последние годы царствования императора Александра I, Аракчеев
выдвинулся на первое место, далеко оттеснив прежних советников царя. При
всей своей неординарности это был человек, начисто лишенный качеств
политического мыслителя. Хитрый, ловкий, умелый, жестокий – все что угодно,
но только не политик, если понимать этот термин как синоним не царедворца,
а государственного деятеля.
5. Приложение.

Система высшего и центрального управления в Российской империи в первой
половине XIX века.



Список использованной литературы:

1. Буганов В.И., Зырянов П. Н. «История России: конец XYII-XIX век». - М.:
«Просвещение»,1995.
2. Мироненко С.В. «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в
начале XIX века».- М.: «Наука», 1989.
3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России, учебник. – М.:
«Проспект», 1999.
4. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории». – М.: «Высшая школа», 1993.
5. История России в лицах с древности до наших дней (Y – XX вв.):
Биографический словарь. Сост. Рапов О. М. и др. – М., 1997.

-----------------------
[1] По [5, стр.169]
[2] По [5, стр.184]
[3] По [5,стр.185]
[4] По[5, стр. 174]
[5] По[5, стр. 168]
[6] По [5, стр. 175]
[7] По [1, стр. 127]
[8] По [3, стр. 215]
[9] По [3, стр. 216]
[10] По [3, стр. 217]
[11] По [5, стр. 186]
[12] По [2, стр. 98]
[13] По [5, стр. 287]
[14] По [4, стр. 357]
[15] По [4, стр.368]
[16] По [5, стр. 168]
[17] По [2, стр.101]

-----------------------

Министерства


военное

морское

иностранных дел

Внутренних дел

коммерции

финансов

юстиции

Народного просвещения

Собственная его Императорского Величества канцелярия


Государственный совет


Комитет министров



Святейший Синод



Правительствующий Сенат

Генерал-
прокурор

Управляющий

Председатель

Председатель

Обер-
прокурор

Император






Реферат на тему: Государственные реформы ПЕТРА I

Тема: “Государственные реформы ПЕТРА I”
Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного
общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились
определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии
как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм
централизованного государства, очевидно, начнем рассмотрение вопроса с
проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания
монархии централизованного типа.
В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была
ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла
экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с
пережитками раздробленности составляет основу политической истории того
времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного и Бориса Годунова можно
сказать, что монархия ХVI-ХVП вв. в Российском государстве исторически
характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. То
есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей
полновластности, самостоятельности единоличного правителя.
Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое
развитие страны ХVI-ХVП вв. В этот период происходит экстенсификация
сельское хозяйства через расширение посевных площадей и усиление
крепостного гнета; происходит специализация районов по производству
определенных сельскохозяйственных продуктов.
В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные
мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в
основном обеспечивало армию и флот. Это металлургические мануфактуры Урала,
Сибири, Карелии. К 1750 г. доменные печи России выплавляли 2 млн. пудов
чугуна, а в середине столетия почти половина железа шла на экспорт.
Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и
кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань,
Калуга. Всего в конце первой четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25
текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала
проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма,
которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот, в ограждении
купечества от иностранной конкуренции и других мерах.
Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности
для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство, по своей природе,
основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое
малопродуктивно. Существование старых аграрных отношений при возникновении
новых форм нарождающегося буржуазного государства было одной из основных
особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется
фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое.
Слияние это вызывалось нарастающим торговым обменом между областями,
постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших
местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход
от натуральной формы хозяйства к товарному.
Россия того времени славилась своими ярмарками. Это Макарьевская под
Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но
главным торговым центром по-прежнему была Москва. Еще в ХVI в. происходило
формирование экономических предпосылок образования всероссийского рынка,
которые были подготовкой слияния местных рынков в единый. Немаловажным
фактором экономического развития была внешняя торговля, которая
способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового
капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были
Англия и Голландия.
Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют
развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют
перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике
господствующего класса - феодалов. С середины ХVП в. претерпели изменения
права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с
вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными
служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий.
На фоне экономических изменений происходил процесс сословной
консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных
разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани
в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории
частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного
зависимого крестьянства.
В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVП-ХVШ вв.
боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как
сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Но на
деле, ликвидацией боярства как класса был начавшийся в ХVШ в. процесс его
феодализации в единый класс. Этим самым, опровергается утверждение о том,
что привелигированным классом, стоящим у власти было дворянство.
Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в
росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в
качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов
на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении
абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев
посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVП в.
значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к
этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства.
В ХVП в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение
феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах
(24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную
службу по степени родовитости и ставил на на первый план заслуги перед
отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества,
которое являлось исполнительной силой. Именно оно явилось основой, без
наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского
государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVШ
века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVП в.
явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано
абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним
из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного
государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны
Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.
Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были
последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были
продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот
или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных
учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления,
установление рекрутской системы.
Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних
высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной
политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод
государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных
учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и
реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа;
введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной
службы.
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов,
регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября
1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора
Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало
юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в
своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами
власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и
сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны
монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском
уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх,
который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет
свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и
благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января)
говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой
повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства,
церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной
компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с
иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель
законодательной и исполнительной власти.
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому
монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право,
видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".
Законодательство того времени определяло действия против царя и государства
самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те,
которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались
вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости
от преступления.
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган -
Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его
непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената
входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки
сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей
деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат
учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого
входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы
управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат
был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением,
которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного
разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I
дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената,
регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила
взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-
прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической
силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и
давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного
управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих
делах.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял
из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два
отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве
особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по
вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на
несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный.
До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным
органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое
действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и
Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора
и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о
текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть
отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский
приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое
решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.
Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления
и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских
учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно
полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом
в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было
сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские
комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема
челобитен", получившая название рекетмейстера, в обязанности которого
входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту -
рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на
"неправосудие" коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.
В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в
обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян,
наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе
было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением
компетенции органов государственного управления (после губернской реформы),
Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными,
военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они
занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и
коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания
бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием
самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае
нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от
должности, денежными штрафами.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов
государственной власти в I четверти ХVШв. было одним из явлений связанных с
развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось
"учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая
отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при
Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными
лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю
и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию
фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть
может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или
измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы",
а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип
определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов
расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства:
территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в
каждой губернии "быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из
каких чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за
городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В духовном
ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях -
провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось
ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии
фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с
учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В
1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для
фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать
к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января
1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во
всякой коллегии по прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учреждены
прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично
в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду
самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ
от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его
компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление
контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед
Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на
утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом
императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий,
осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы,
рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию
коллегии.
1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых
учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять
регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из
предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на
базе приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась
сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг,
Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,
Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий,
которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по
функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.)
устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.
Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников,
4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика,
актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял
фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью
коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от
монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они
противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали
копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.
Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее
компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило
ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать
деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами
с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.
Особенностями коллегии являлось то, что в ней "никаких судных дел не
судят".
На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами":
комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство
госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась
военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.
Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими
служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и
руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении
адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили
Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная,
Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с
целью "Ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений"
налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала
сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее
целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.
Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами
сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством,
собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное
дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских
дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.
Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за
государственными расходами, составляла государственный штат (штат
императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои
провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за
использованием государственных средств центральными и местными органами
"ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных
дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные
выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае
несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и
счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.
В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической
промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и
серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была
создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт,
Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-
коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение
просуществовало до 1722г.
Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая
горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной
и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на
открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов,
предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию
входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль
технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других
коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли,
особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла
таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов,
занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные
функции.
С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и
внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как
центрального учреждения заключались в организации развития торговли и
промышленности в городах и управление посадским населением.
Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских
надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям,
гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему,
состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных
судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения
могли быть обжалованы в Сенате.
Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и
тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные
решения по поместным и вотчиным делам.
Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по
политическим преступлениям (дело царевича Алексея).
Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся
приказы, Медицинская канцелярия).
Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он
назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами
и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь,
богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим
собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской
властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить
господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых
производственных отношений, росту промышленности и торговли
Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти
дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с
наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет
три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709
по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная
реформа).
На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного
управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод
было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы
к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое
административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8
губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская,
Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская
и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены
Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во
главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли
в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы
назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У
губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-
комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер -
губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые
и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.
Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на
уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант - губернатору, последний Сенату.
В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом
управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в
выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства -
поддержании и укреплении господства дворян.
Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований,
которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и
номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было
дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и
провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории
всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.
Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа -
дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий
(включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими
"камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания,
контролировать городское управление.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным
делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались
розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов
с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г.
осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись
коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв.,
было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские
функции. В ХVПв. посадское население находилось в подчинении приказов и
местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило
городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.
В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская
палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении
находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей,
повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и
промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского
управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-
1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму
магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные
магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты
подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и
магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из
звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.
Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.
Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или
сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской
службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и
неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение
полиции, контроль за правосудием.
Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию
армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием,
армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось
вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка,
большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг.
Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое
значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной
технике ведения боя для разных родов войск.
Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-
1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные
рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты
служили пожизненно. Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких
вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление
рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система
основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из
дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период
1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек.
Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были
созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали "порядок"
внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои
высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.
Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления,
которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-
комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный
стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская
система дала возможность иметь большую однородную арми

Новинки рефератов ::

Реферат: Древняя цивилизация майя (История)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Великая победа в битве на Волге (История)


Реферат: Издержки обращения в современной системе управления торговым предприятием (Аудит)


Реферат: Глобализация: миф или реальность? (Политология)


Реферат: Формирование временных представлений младших школьников (Педагогика)


Реферат: Виды правовых норм (Право)


Реферат: Проблема рівності і соціальної справедливості в умовах ринкової економіки (Социология)


Реферат: Типичные ошибки в семейном воспитании (Педагогика)


Реферат: Киликийское Армянское Государство (XI-XIV века) (История)


Реферат: Расчёт зубчатых и червячных передач (Технология)


Реферат: Билеты по физике за весь школьный курс (Физика)


Реферат: Расчетно-графическая работа (Радиоэлектроника)


Реферат: Мужские половые органы и система пищеварения (Биология)


Реферат: Определение реакций опор твердого тела (Физика)


Реферат: Награды в России XVIII-XIX в.в. (История)


Реферат: Конституционный статус человека и гражданина (Гражданское право и процесс)


Реферат: Чайковский в Петербурге (Музыка)


Реферат: Система удобрения полевого севооборота ОПХ «Колос» (Сельское хозяйство)


Реферат: The Adverse Effects of Green Lawns (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист