GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Объект социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Объект социологии (Социология)




План

1. Введение
2. Объект и предмет социологии
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности
2.3. Методы социального познания
2.4. Законы и категории социологии
2.5. Функции социологии
3. Список литературы


1. Введение

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos —
наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных
общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в
середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом
Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением
времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине
XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки
об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает
социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество
прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и
автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-
абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни
людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение
возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни
социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и
свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в
прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и
конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные
общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные
общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком
уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании
сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом
существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления
социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций,
каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений,
давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией
социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология
осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую
абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и
выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.
Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое
значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления
социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той
ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных
социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм —
сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на
специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология
определяется как наука о различных социальных общностях, социальных
группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе,
социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология
изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных
условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального
поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты.
По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает
отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да,
социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь
в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся
возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих
отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего
об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим
в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,
создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить
его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука
социология.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые
по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что
такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как
науки о законах становления, функционирования, развития общества,
социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как
механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся
социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.
Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны
полагать, что предметом социологии есть общество или определенные
общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления
изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права,
политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология,
в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные
явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а
изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной
из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества.
Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только
искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые
имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и
т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности,
то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться
общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие
свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не
изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и
пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.
Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и
обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.

2. Объект и предмет социологии

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой
науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те
стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект
социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а
поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения
предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который
часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография,
право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных
отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера
действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.
Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,
которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на
отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как
понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве
объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество
как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень
развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в
понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса
и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и
духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и,
прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности,
интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как
деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к
взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-
экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на
абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на
его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира
культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных
общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и
руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта
деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество
различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная
деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и
динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив
определенный результат корректируют на его основе свою последующую
деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием.
Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и
развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой
ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и
сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный
результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия,
средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация
высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело
века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть
деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных
социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным
становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность
приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей,
групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности.
Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и
есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда
усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности
и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных
систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не
просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую
направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои
и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект
социального исследования содержит социальное противоречие, проблему,
которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны
социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс
социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект
обладает множеством качественных и количественных характеристик и может
изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются
философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог
же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые
необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования
становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что
социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной
действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно
обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и
отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения
теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования
предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического
исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем,
стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания,
которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект
может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет
исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в
конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении
предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные
социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие,
социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и
т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных
общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого
объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между
социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной
личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения.
Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют
действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то
закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной
предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет
социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что
акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности:
деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные
направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям
социальной жизни общества.

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной
реальности

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает
познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы
точных естественных наук.. Понимающая социология, которую основали Макс
Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые
элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений,
движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных
социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных
сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая
мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении
общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к
исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев,
общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные
течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные
моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между
классической социологией и современной социологией существует определенное
различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира
как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть
сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология
пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и
практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от
теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется с
помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются
определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые
подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет
социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру.
Отношение человека к труду в качестве общего предмета исследования включает
субъективные и объективные показатели отношения к труду, мотивы и
ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и
др. Но не только наличие объекта и предмета социологического исследования
определяет существование социологии как науки. Для познания социальной
реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и
операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование.
Систематизированный способ достижения теоретического или практического
результата решения проблем для получения новой информации, осознания
специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов
и называется методом в социологии.

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-
научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика.
Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества
признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении
социальных процессов применяются такие принципы материалистической
диалектики: объективность, историзм и системный подход.
Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление
рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система
фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических
знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной
реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания.
Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности
аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных
проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии,
постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих
тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно
связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся
отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и
интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность
извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной
политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность
исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить
уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые
обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и практической
деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления
рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход
сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики
при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во
второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает
система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект,
рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна
и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный
подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра,
то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы,
сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что любая
система находится в определенной среде, то системный подход должен
учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе
требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает
подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие
подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы.
Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов
иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними,
способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания,
общественного мнения. различных социальных общностей — классов, слоев,
потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются
методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и
т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев,
отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и
ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии,
социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-
структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

2.4. Законы и категории социологии

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения
индивидуального к социальному, может служить изучение объективно
сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи,
их типы и т. п. В обществе имеется бесконечное множество различных
социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и
временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что
социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и
закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих
окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это
выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и
процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их
собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных
сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной
деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей.
Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы
социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии
изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но
здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям
и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что
социология — наука о законах развития и функционирования общества, а
социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная
связь, характер которой определяет содержание и направление социального
развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь
социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не
существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь
описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем
пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую
мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество
развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали
проверки.
Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что
проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать
проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют
наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть,
идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или .
решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют
тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том,
что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся
без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных
действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются
через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть
закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и
обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не
проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида,
потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный
закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в
деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою
деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной
социально-политической или производственной деятельности, в системе которых
он занимает определенное производственное и социальное положение.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно
таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.
Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение
занятых в сельском хозяйстве населения.
. законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают
изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка
взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил
требует изменения отношений производства.
. законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы
функциональные. Они выражают связь между основными элементами
социального объекта, что определяет характер его функционирования.
. — законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.
Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает
рациональное сочетание общественных и личных интересов.
. — законы, утверждающие возможность или вероятность связи между
социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах
повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не
вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек
осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология
исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет
не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных
сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и
устранять.

2.5. Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют
функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-
познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с
позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология
дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает,
что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять
перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,
систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных
отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных
проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной
социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных
процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о
изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание
исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,
статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании
социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность
ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются
практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы
есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений
человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку
внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что
преобразование общества — не само цель. И преобразования нужны лишь тогда,
когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению
благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в
решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит
продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного
или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз
опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на
зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе
воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный
вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего
используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о
развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и
стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием
показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.
Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального
процесса.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не
только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот
тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция —
разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и
полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,
нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что
приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть
основные направления обновления общества и дает возможность выявления
отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине,
а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей
для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных
общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от
рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее
эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное
протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в
Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного
качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным
превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и
средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько
недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место,
поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет
назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров
потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и
накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В
крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут
использовать социологи, руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и
другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно,
участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями
содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии
выражается в использовании действительно корректных выверенных
количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить
современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней
общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение
какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует,
что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций,
трансформаций именно социологические концепции того или иного рода
выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона
Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-
демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и
других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.
Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным
направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча
и третьего рейха в Германии.
Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и
место социологии в системе общественных наук.

3. Список литературы

1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,
1990.
2. Зборовский Г. Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т,
1992.
3. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 29.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 4.
6. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей
редакцией А. Эфендиева. М., 1993.
7. Основы марксистско-ленинской социологии. М., 1980.
8. Сорокин П: А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
9. Социология. М., 1990.
10. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996.
11. Социология: практикум. М.: 1993.
12. Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии //
Социологические исследования. 1990, №2.





Реферат на тему: Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной
социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г.
поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за
антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона.
На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и
Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он
позаимствовал у Сен-Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял
позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный»
определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность бесполезному.
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное - противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.
Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию
человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за
либеральную республику, но с присутствием государства в экономике.
Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым
республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам.
Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.


Контовская классификация наук


Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к
ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона,
было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу
наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к
простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая
из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее
направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы
и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому
(от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от
простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные
науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук,
является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому
возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив,
непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже
других, так как опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле
слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни
своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия
является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук,
анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу
классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки
на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных
явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например,
биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт
выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия,
биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту,
отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других,
что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что
социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную
науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда
он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.
Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а
необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным
исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным
феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в
отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение
социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем
самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и
человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую
позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

Социология в представлении Огюста Конта


Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и
метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих
философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-
просветители), разумной воли индивидов.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как
совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной
жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в
состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность -
историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который
рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая
цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые
управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится
на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко.
Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции
других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен
исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его
целостности.
Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества,
всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с
всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и
структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только
современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают
влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно
- цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,
целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к
общественной жизни.
Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных
элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,
вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных
комбинаций одних и тех же элементов.

Социологические методы


Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против
крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод
наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический
метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования
социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные
данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования
социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в
социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения,
статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение
фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что
отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и
обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна
теория, а для создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые
связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая
обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков,
распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория,
которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя
необходимыми понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только
наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и
культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все
это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного
анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.
Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за
изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования
условий.
Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как
исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием
общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие
социальный организм, являются основные законы общественного организма,
поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это
сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов,
общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с
целью установления общих законов существования и развития общества.
Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни
животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное
положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако,
иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться
влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает
последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению
Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе
социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения
различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую
серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь
может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной,
моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление
противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать
окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих
законов развития человечества.
Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при
помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе
понятий биологической теории человека.
Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя
он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым
отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.
Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая
черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между
историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой»,
нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает
знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно
его главным итогом.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью
контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит
из представлений о существовании естественных законов общественной жизни,
открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе
(здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-
просветителей).
Плодотворная мысль о естественно - историческом характере общественных
закономерностей, а также постановка вопроса о необходимости опоры нетвердый
теоретический фундамент при проведении социологических исследований - вот
какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования,
применяемых в социологии.

Социальная динамика

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и
социальную динамику Социальная статика изучает условия существования и
законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это
теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика
изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину
общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.
Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство,
религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и
изменения социальных систем.
Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической
целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в
единстве.
Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических
теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между
индивидами.
Исследование принципов, определяющих структуру общества,
обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной
политикой, которая должна эти принципы реализовать.
Конт рассматривает в социологии основные общественные институты:
семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их
роли в деле социальной интеграции.
Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз,
основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между
индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить
его преодолевать природный эгоизм.
Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он
резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает
необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.
В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для
успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится
жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет
социальной динамикой,
Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и
даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от
многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику
Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс,
по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии
Конт выделяет:
1. первичные факторы;
2. вторичные факторы;
Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К
вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность
человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая;
3. иозитивная.
Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики,
общественного устройства.
1. Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она
делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм.

. при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них
богов;
. политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа,
вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).
Создается гармония между средневековым государством и религией.
2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых
верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.
Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это
привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.
Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины,
которая могла бы объединить умы.
Стремление к революционным изменениям - значит идти против
исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух
санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический
беспорядок.
Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в
новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и
исполнит интегрируемую общественную роль.
3. Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки,
создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на
смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и
равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование
достижений науки на пользу всего человечества.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1. победа альтруизма над эгоизмом;
2. рост социальных чувств;
3. обеспечение легкой и приятной жизни;
4. быстрое развитие материальной культуры общества;
5. справедливость и мир.

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается
раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки
волюнтаристы.
Теориям естественного права и общественного договора он
противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку
зрения общества как целого.

Позитивная политика

Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно
заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к
обоснованию положительной программы социальной политики.
В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины,
идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности,
человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в
политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а
«Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и
совершенную.
Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид
должен почитать как высшее существо, которому он обязан.
Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение
личности в обществе, всеобщую любовь.
Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную
роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями
позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.
Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство,
вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался
создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем
людей всего мира.
Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-
квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле.
Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых
философов.
Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного
богатства, а собственников - как служителей человечества,
В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о
промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических
специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират):
руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов,
сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной
власти. Моральную же власть необходимо отделить от ивдитического и
хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и
деятелей искусства.
Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па
ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений
между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.

Место Огюста Конта в истории социологии.

1. При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с
60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к
позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя
многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил
против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических
концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности
исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и
структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие
общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его
энциклопедичность,
Его сравнивают с гением - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей
своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел
новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.






Новинки рефератов ::

Реферат: Язык рекламы (Психология)


Реферат: Казаки и Запорожская Сечь (История)


Реферат: Будущее (Философия)


Реферат: Денежно-кредитная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Этика французских просветителей (Искусство и культура)


Реферат: Божества древних славян (История)


Реферат: Правовые аспекты трансплантологии и реаниматологии (Право)


Реферат: Владимир Вольфович Жириновский (Исторические личности)


Реферат: Верховенство права (Теория государства и права)


Реферат: Литье в песчано-глинистые формы, оборудование и оснастка (Металлургия)


Реферат: Билеты по истории 11 класс (История)


Реферат: Понятие семьи и брака (Психология)


Реферат: Восстание декабристов (История)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Личная определенность и социальный статус (Социология)


Реферат: Молодёжная субкультура во второй половине ХХ века (Культурология)


Реферат: Поиск внеземных форм жизни (Биология)


Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)


Реферат: Магнитное поле (Физика)


Реферат: Монтаж сборных железобетонных конструкций одноэтажного промышленного здания (Архитектура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист