GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Основные методы социологического опроса (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные методы социологического опроса (Социология)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МВД РОССИИ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СОЦИОЛОГИИ
на тему:
«Основные методы
социологического опроса»



Подготовил слушатель:
ФП ФЭК курс I
группа 414
Ежова А.А.
Проверил рецензент:
______________________
______________________



2002г.


С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.
В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху».
Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов
населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы
парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают
общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим
вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой
политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в
регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в
которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах,
удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных
организаций, сферы услуг.
Любая наука в процессе познания определенной области действительности
использует определенные способы, средства, приемы для достижения
поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только
предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в
познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой
совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых
приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно
называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и
разъяснять методы научного познания.
Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и
методами, которые они используют для познания предмета своего исследования.
В этой связи встает вопрос, какова специфика социологического метода?
Следует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе
становления самой социологии, В этом смысле история социологии может быть
рассмотрена как история формирования и развития социологического метода
применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно
подчеркнуть, что социологический метод развивался в динамике — от
позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и
формальной социологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода
структурно-функционального анализа общества.
Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на
основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных
элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций
функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой
хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.
В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы,
с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К
ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение,
анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения
социологической информации.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической
информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между
исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых
данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через
его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей
(респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого
общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим
требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что
источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов,
осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-
экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и
надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы
общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых,
различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст
вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника
между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который
представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации
опроса.
Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует
их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и
индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование
дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.
п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается
респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую
анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных
признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым
исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление
мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных
фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая
— вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В
нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его
значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же
приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется
анонимность ответов.
Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки),
направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна
способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет
соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить
«конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес,
расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть
вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные
вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда
помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики
опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное
происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается
благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается
во вводной части).
Интервьюирование — это метод получения первичной социологической
информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и
респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются
в следующем:
• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры,
образования, степень компетентности респондента;
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого,
его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости
социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные,
вопросы;
• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент,
в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора
социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование —
сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего
профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет
взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или
по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и
поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на
формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).
Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей
процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов.
Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на
чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.
Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру
анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования,
гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с
респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются
первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер
почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более
сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях
респондента.

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ
документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет
методический раздел программ, который включает в себя описание методики и
организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает
обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования
определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект
исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными
силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком.
Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной
совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет
необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется
выборка.
В программе должно быть четко указано:
* Каков объект эмпирического исследования.
* Является исследование сплошным или выборочным.
* Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности
воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных
объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического
исследования.
Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной
совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения
информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения,
составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом
выборки).
Существует ряд процедур осуществления выборки.
o Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в
выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора
применяется на каждой ступени.
o Что является основой выборки (список, картотека, карта)?
o Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование
эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных
государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время
стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются
рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых
предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим
репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и
служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.
Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые
предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для
исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в
связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия,
занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень
отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По
показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия
разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)
низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в
каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный
отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с
помощью определенного «шага отбора». Третья ступень—в отобранных малых
предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения
являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение
правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена
некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и
достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов
сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то
следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие
статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа
их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется
описание его техники, организационной структуры и содержания, где
проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной
поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково
содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования
выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования
требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров.
В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация
будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов:
экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было
выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все
качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских
качеств экспертами трех уровней:
1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность;
2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;
3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности
оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как
подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и
управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться
как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней
будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-
психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к
управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь
основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной
позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности
суждений.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во
внимание ряд моментов:
V оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в
ущерб качеству данных;
V ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные
познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или
«плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной
исследователем задаче;
V надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и
соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является
анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими
методами:
V Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о
предприятии в целом и его рабочих и служащих.
V Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об
ограничениях, связанных с качеством такой информации:
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и
нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;
б) часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами,
которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация,
содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться
социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не
содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ
документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи
достаточно фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим
методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В
социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора
первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,
целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации
социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным
преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет
фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их
совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных
основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов.
Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в
определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может
собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от
их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая
задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений,
фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение
предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая
накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной
действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их
интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем
больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его
восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения,
ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность
проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера процесса
наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое,
включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и
систематическое и т. д.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации
является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное
обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с
вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне
эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку
полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и
условиям общения социолога с респондентом различаются письменные
(анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту
работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и
т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету,
телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.
Метод опроса используется в ряде случаев:
o Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными
источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
o Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны
для наблюдения.
o Когда предметом изучения являются элементы общественного или
индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения,
ценности, убеждения людей и т. д.
o В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения
возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для
перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в
ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой
отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии
выработано значительное количество методических требований и процедур для
того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность
данной формы сбора социологической информации.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


. Социология. Учебник для юридических вузов. СПб, издательство
«Лань», СПб Университет МВД РФ, 2000
. Социология. Курс лекций. Радугин А.А., Радугин К.А., Москва,
издательство «Центр», 1997




Реферат на тему: Основные направления социальной защиты населения России

Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной
академии

Кафедра экономической теории



Курсовая работа

По дисциплине:
Экономическая теория


На тему:
“Основные направления социальной защиты населения России”



Выполнила: Семёнова Янина
Слушатель II курс СФТД
группа 241(1) очное отделение



Научный руководитель: Бельченко М.А.
кандидат экономических наук доцент



Санкт-Петербург 2004 г.
План:

Введение

Глава №1: Обоснование понятия социальная защита и ее необходимость.

§1 Социальная политика и социальная справедливость
§2 Необходимость социальной защиты

Глава №2: Социальная защита разных слоёв населения

§1 Социальное страхование§2 Прожиточный минимум

§3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоев населения

§4 Пенсионное обеспечение
§5 Социальная защиты семей с детьми

Заключение

Список используемой литературы



Введение

Тема, выбранная автором, является актуальной по той причине, что большая
часть нашего общества живет с постоянным фоновым чувством сильно нарушенной
в современной Российской Федерации социальной справедливости. Это
выражается в первую очередь в возмущении созданным в «одночасье» (в начале
девяностых годов) и «на ровном месте» колоссальным имущественным
неравенством, а также в невозможности для квалифицированного человека найти
применение своим знаниям и способностям и получить такую оплату своего
труда, которая соответствовала бы его общественной ценности. И уж совсем
нетерпимо то, что десятки миллионов людей самым грубым образом были лишены
сравнительно приличного образа жизни и теперь ведут полуголодное
существование. Эти люди считают наше теперешнее общество значительно более
несправедливым, чем позднесоветское общество.


В связи с этим автор в данной работе ставит цель: проанализировать сущность
социальной защиты и ее основных направлений в РФ.
В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач:
Обосновать понятие социальной защиты и ее необходимость для населения;
Рассмотреть: задачи выполняемые социальным страхованием; предназначение
прожиточного минимума; поддержку государства пенсионеров, инвалидов, семей
с детьми.
В ходе выполнения работы автором использовались материалы учебной и научной
литературы, а также официальные данные по социальной защите РФ, полученные
из разных источников.



Глава №1

§1Социальная политика и социальная справедливость.
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная
на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования
трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным
процессом, коллективные договоры, государственную систему социального
обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие
частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру
(образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также
реализацию принципа социальной справедливости.
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках
власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в
обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости. Однако,
что есть справедливость?
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися
представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость
подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или
социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их
правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием.
Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях
жизни людей (классов).
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости, как
правило - не переступать установленных от века границ. [1]
Справедливость для ведического понимания - праведный закон человеческого
бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется
традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли
"неба". [2]
Сократ (469-399 гг. до н.э.) - справедливость - следование мудрости,
истинному знанию, порядку вещей, законам. [3]
Справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех
добродетелей идеального государства : справедливость — мудрость — мужество
— благоразумие. Справедливость почти синоним права. [4]
Аристотель утверждает: "Понятие о справедливости связано с представлением о
государстве...", - центральным понятием, характеризующим справедливость,
выступает "соразмерность". Справедливость - удивительная добродетель, общее
благо, приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся
способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом
государства.
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в
рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в
общественном сознании как фиксация "божьего порядка", выражение воли бога.
На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания
капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение.
Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет
людей и создает основания для права. [5]
Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" пишет так: "Справедливость, т.е. соблюдение
соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что
пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть
естественный закон". [6]
Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть "существующая
справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных
определений". [7]
Марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую
оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и
состояние зависят от существующего способа производства, следовательно,
все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо.
Справедливость - понятие относительное - относительно личности,
высказываемой о ней, относительно оно и по отношению к историческим
условиям, во время, которых определение появлялось.
Таким образом, для поддержания социальной справедливости в обществе,
социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения».
§2 Необходимость социальной защиты
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы
является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их
социальных потребностей существовала уже в начальный период развития
человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.
Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и
социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи,
рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами
совместной жизни людей.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом
семейно-родственных и общественных связей государство все более активно
принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной
защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела
новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных
воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему
рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто
объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни,
это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской
деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений,
выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы
социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее неуязвимых
слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов.
Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и
определяющих содержание социальной поддержки населения, является
«определённая система отношений собственности и права». Именно частная
собственность обуславливает, независимость гражданского общества от
государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует
необходимые условия его социальной жизнедеятельности.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не
имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин:
болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не
позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),
последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных
бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной
помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все
в большей степени становится капитал.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев
населения по нескольким причинам: -государство, провозгласившее себя
цивилизованными, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»;-
всяко государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве
квалифицированной рабочей силы;- социально-экономическая поддержка неимущих
нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.
Проанализировав вышесказанное, автор может подвести первый итог:
Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и
морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым
создаются равные для членов общества условия, препятствующие
неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и
социально приемлемое качество их жизни.


Глава №2

§ 1 Социальное страхование

Задачи системы социального страхования
Социальная защита населения по всем видам риска – это главная задача
системы социального страхования. В настоящее время основные задачи системы
социального страхования состоят в следующем:
1. установлении предельной величины заработка, на который начинаются
страховые взносы (естественно, после существенного сокращения
научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых
заработков);
2. страхование принципов в области пенсионного обеспечения с учетом
внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и
территориального пенсионного страхования, не отказываться от
возможностей распределительной системы;
3. постепенном переходе к уплате страховых взносов работником и
работодателем на паритетной основе;
4. отлаживании механизма обеспечения зависимости размеров страховых
выплат от уплаченных страховых взносов ;
5. переходе к деятельности государственных социальных внебюджетных фондов
на выплаты исключительно страхового характера.
Ведущую роль среди других организаций системы социального страхования
выполняет Фонд социального страхования. Этот фонд выполняет такие же важные
функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям и ряд других.
Однако в работе этой организации имеются заметные недочеты. В настоящее
время фонд прямо или косвенно расходует 5,4% фонда заработной платы и
постоянно имеет активное сольдо. Это приведет к тому, что создается такая
структура расходов предприятий и отдельных работников, которая не связана с
основными функциями фонда, заключающимися в предоставлении краткосрочных
пособий и регулировании профессиональных рисков. Его доля в налоге на фонд
заработной платы представляется чрезмерно большой.
Рассматривая более значительные недостатки организации страхования
населения, экономисты пишут, что все, что есть от социального страхования в
России, - это автономные от бюджета внебюджетные фонды. На страхование
организации ведется постоянное наступление, имеющее целью заменить
страховой принцип налогом, в частности «социальным налогом». Страховые
взносы работников являются собственностью работников и аккумулируются
страховыми организациями. Замена страховых взносов налогом, хоть и
«социальным», по существу означает отказ от права распоряжаться страховыми
средствами на паритетных началах самими работниками и работодателями,
ликвидация гарантии на страховые выплаты работнику, обезличивание и отказ
от строгого учета и охраны прав каждого застрахованного на протяжении всего
периода его участия в страховании. Далее автор рассмотрит виды социального
страхования более детально. Медицинское страхование
В складывающейся системе обязательного медицинского страхования по-прежнему
сдерживается достижение главной цели: утверждение пациента в качестве
ключевой фразы при взаимодействии медицинских учреждений, страховых
организаций и Территориальных фондов обязательного медицинского
страхования. Внедряемый в настоящее время «программный метод»деятельности
фондов обязательного медицинского страхования, является, безусловно, более
прогрессивным, тем не менее, не решает полностью проблемы преодоления
монополизма в оказании медицинских услуг и, следовательно, обеспечения
застрахованным лицом возможности выбора лечащего врача или лечебно-
профессионального учреждения. В результате этого неконкурентоспособные
медицинские учреждения продолжают успешно существовать, в том числе и за
счет средств фондов обязательного медицинского страхования, а
малоквалифицированные врачи остаются «востребованными» наравне со своими
более знающими и добросовестными коллегами.
Таким образом, обобщая концептуальные и финансовые проблемы различных видов
социального страхования и фондов, лежащих в их основе, следует отметить
объективность, целостность и взаимосвязь социальных рисков, их тесную
корреляцию и взаимозависимость. Общеизвестно влияние условий труда на
состояние здоровья работников, их трудоспособность и т.п.
Тем не менее «система социального риска» недостаточно эффективно
интегрирована в действующей системе социального страхования. С одной
стороны, далеко не все риски, имеющие социальное значение, включены в
перечень рисков, защита от которых гарантирована государством для всех или
отдельных категорий населения.
С другой стороны, защита от близких по смыслу социальных рисков часто
возложена на различные социальные внебюджетные фонды. Так не вполне
однозначным и требующим осмысления представляется, например, разделение
функций между фондами обязательного медицинского страхования и фондом
социального страхования. Первые оплачивают социально оговоренный перечень
медицинских услуг, а второй выплачивает пособие повременной
нетрудоспособности. И оба фонда финансируют профилактическую работу и
некоторые реабилитационные мероприятия.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные
заболевания
Система социальной защиты от рисков утраты трудоспособности из-за
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается
крайне несовершенной в концептуальном, правовом, организационным,
экономическом и социальном отношении. В значительной мере это связано с не
страховым характером механизмов социальной защиты от указанных рисков,
которые скорее являются механизмами социальной помощи, что неприемлемо для
рыночной экономики.
Для России данная проблема имеет особую актуальность, так как , во-первых,
право на льготное пенсионное обеспечение, в конечном итоге связанное с
высоким уровнем профессионального риска, распространяется более чем на 2,2
тысячи профессий. Во-вторых, ликвидированная в 1917 году система
социального страхование от несчастных случаев на производстве, находится
только на пути к возрождению. В-третьих, около 10% трудоспособного
населения страны проживают на обширных территориях в экстремальных природно-
климатических условиях.
В ближайшее время проблема социальной защиты от рисков, утраты
трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и от
профессиональных заболеваний приобретает еще большую остроту, особенно в
отраслях, где уровень риска высок: угольной, нефтяной, газовой, химической,
легкой промышленности, металлургическом комплексе, на предприятиях
автомобильного, сельскохозяйственного и общего машиностроения,
деревообрабатывающей промышленности, металлургическом комплексе и при
производстве строительных материалов.
Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов по
финансированию льготных, профессиональных и региональных пенсий, а также
издержки на индивидуальное возмещение ущерба составляют от 10-15% фонда
оплаты труда в промышленности. По отдельным отраслям и регионам эти
издержки составляют от 15 до 35%. В условиях неплатежеспособности и
ожидаемого массового банкротства предприятий (в сочетании с нечетким
законодательным решением вопросов правопреемства ответственности
работодателей за возмещение ущерба трудоспособности при смене
руководителей, при ликвидации, реорганизации юридического лица и
т.п.)перечисленные проблемы могут стать очагом хронической конфликтной
ситуации и источником постоянного социального напряжения.

Страхование временной нетрудоспособности
Устарели многие правила и нормы социального страхования временной утраты
нетрудоспособности. Это относится, прежде всего, к праву на получение
пособий и их исчислению, условиям определения размера пособий и
продолжительность выплат. Установленная еще в 30-х годах норма трудового
стажа на одном предприятии для исчисления размера пособия по болезни давно
превратилась в исторический нонсенс.
В условиях возрастающей безработицы непрерывный стаж в качестве фактора
закрепления кадров полностью утратил свой смысл. Кроме того, по мере
развития рыночных отношений будет возрастать доля участия самых работников
в финансировании расходов по социальному страхованию. Поэтому вряд ли
правильно в этих условиях начислять при заболеваниях разные по размеру
пособия (при разных взносах) на снованиях, не связанных с состоянием
здоровья.
Зарубежный опыт страхования свидетельствует, что применение кратковременной
выдачи пособия по уходу за больными членами семьи (от 3 од 14 суток по
каждому случаю заболевания) менее эффективно, чем установление
фиксированного суммарного времени в течение года на эти цели(например, 60
суток).[8] В последнем случае налицо экономическое стимулирование более
эффективной организации ухода за больными и рационального расходования
финансовых средств при одновременном уменьшении возможностей
злоупотреблений. В то же время представляются социально необоснованными
ограничения в сроках выплаты пособий по болезни работающим инвалидам, в
случаях бытовых травм и при искусственном прерывании беременности.
Страхование от безработицы
Среди нерешенных проблем страхования от безработицы одной из важнейших
является проблема исчисления размеров выплачиваемого пособия. Используемый
в настоящее время метод расчетов, ориентированный на среднюю заработную
плату по последнему месту работы, трудоемок и неприемлем в условиях высокой
инфляции. В результате его применения большинство безработных получают
одинаковое пособие, причем гораздо ниже принятого прожиточного уровня.
Происходящие в России процессы, вызываемые макроэкономическими
причинами, сопровождаются сокращением, перепрофилированием, банкротством и
закрытием отдельных производств, не имеющих жизненно важного значения. В
этих условиях вполне реальна угроза безработицы массового характера,
особенно в моноиндустриальных регионах. Не учитывать этого факта в политике
социального страхования по безработице недопустимо.
Представляется также целесообразным детальное изучение возможностей
введения страхования заработной платы работников на случай
неплатежеспособности работодателя (по аналогии с зарубежным «гарантийными
фондами»)
Пенсионное страхование
В мировой практике размеры страховых взносов пенсионного страхования обычно
колеблются а пределах 6-12% от доходов страхуемых. Поскольку при пенсионном
страховании наступление страхового события отдельно от начала начисления
страховых взносов, которое обычно начинается при достижении страхуемым
трудоспособного возраста, то накапливаемых столь длительное время страховых
взносов оказывается достаточно для выплаты нормальной пенсии. В то же время
значительная часть средств страховых платежей в Пенсионный фонд России,
составляющая 29%, тратится на выполнение обязательств бюджета, и, прежде
всего, по выплате пенсий военнослужащим и компенсационные выплаты, которые
также должны покрываться за счет бюджета.Компенсационные выплаты не имеют
никакого отношения к страхованию социального риска, связанного с
достижением нетрудоспособного возраста. В Симу этого, Пенсионный фонд
России не является страховым, и есть все основания считать, что
значительная часть аккумулированных и расходуемых им финансовых средств
носит налоговый характер, а, следовательно – бюджетный.
Сложившаяся на 2003-2004 года практика пенсионного страхования позволяет
выбрать в качестве основы для исчисления пенсий короткий период
профессиональной деятельности, в течение которого застрахованный может
получить максимальный доход. Естественно, что данный подход порождает
дополнительные нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России и создает
предпосылки для массовых злоупотреблений.

Таким образом, настоящее время системы социального страхования выполняет
следующие задачи: устанавливает предельные величины заработка, на который
начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения
научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых
заработков); страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом
внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и
территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей
распределительной системы; постепенно переходит к уплате страховых взносов
работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает механизм
обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых
взносов .
В следующем параграфе автор предлагает рассмотреть вспомогательные
материалы в системе социального страхования.

§ 2 Прожиточный минимум

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а
также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании
потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской
Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты
питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным
платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской
Федерации, является основой для установления минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для
определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Величина прожиточного минимума (III квартале 2004 г) для всего населения в
целом составила 2396 руб. (прирост по отношению к III кварталу 2003 г. –
13%). Для трудоспособной части населения он увеличился до 2629 руб. (рост
на 13,4%), для пенсионеров – до 1816 руб. (рост на 12,7%), для детей – до
2336 руб. (11,8%).[9]

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в III
квартале 2004 г. составила 26,7 млн. чел (18,7%).[10]

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в
Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного
минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда,
минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума
на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход
которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей
(малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной
помощи.

Потребительская корзина


потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности.[11]

Основные принципы


В законодательстве о прожиточном минимуме закладываются:

принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности;

подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины
природно-климатических условий, национальных традиций и местных
особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и
услуг;

примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в
целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и
услуг определяется с учетом:

научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и
услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности;

фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг в малоимущих семьях;

социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень
доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и
структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению
социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;

объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-
климатическими условиями, национальными традициями и местными
особенностями.

Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по
зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий,
национальных традиций и местных особенностей потребления.

При определении потребительской корзины продукты питания и
непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в
группы.

Принципы потребительской корзины


Продукты питания

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания,
необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности, являются:

удовлетворение потребности основных социально демографических групп
населения в пищевых веществах исходя из химического состава и
энергетической ценности продуктов питания;

сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в
малоимущих семьях;

выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных
затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются
действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в
пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной
организации здравоохранения.

Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора
продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной
обработке.

Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения
формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и
женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. Для пенсионеров – с учетом
возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. Для
детей – с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для
развития здорового организма (в возрасте 0 - 6 лет), а также
дополнительного питания для активного социального и физического развития (в
возрасте 7 - 15 лет).

Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:

. хлебные продукты;

. картофель;

. овощи и бахчевые;

. фрукты свежие;

. сахар и кондитерские изделия;

. мясопродукты;

. рыбопродукты;

. молоко и молокопродукты;

. яйца;

. масло растительное, маргарин и другие жиры;

. прочие продукты.



Не продовольственные товары

Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных
товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности, являются:

удовлетворение потребности основных социально-демографических групп
населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и
защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации
быта;

сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих
семей;

минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена,
доступность непродовольственных товаров.

Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из
непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования.

К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда
и обувь, а также школьно-письменные товары для детей.

При формировании минимального набора непродовольственных товаров
индивидуального пользования учитываются количественное разнообразие товаров
для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма,
необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного
населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и
для детей, обусловленной естественным ростом их организма.

К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся
постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства,
товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Минимальный набор
непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете
на среднестатистическую семью.

Услуги

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности,
являются:

удовлетворение потребности основных социально демографических групп
населения в жилье, организации быта, передвижении;

сложившийся уровень пользования транспортными услугами;

платный характер оказания услуг.

Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные
услуги и другие виды услуг.

К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление,
холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение.

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии
с установленным законодательством Российской Федерации федеральным
стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и
более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение,
газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из
отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и
расхода энергии, необходимой для отопления жилья.

При формировании объема транспортных услуг учитываются:

большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми
и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с
мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с
использованием нескольких видов транспорта;

льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей.

Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви,
посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в
минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги
исходя из данных статистических обследований.

Услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования, культуры,
социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются. В
соответствии с законодательством Российской Федерации минимальные объемы
этих услуг предоставляются населению бесплатно организациями,
финансируемыми за счет бюджетов различных уровней и государственных
социальных внебюджетных фондов.



Делая вывод из изложенного выше прожиточный минимум в целом по
Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке
и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для
определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.


§4 Пенсионное обеспечение
Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в
социальной защите в нашей стране.
Зачастую имея пенсию в качестве единственного источника дохода, пенсионеры
располагают гораздо меньшими возможностями по сравнению с другими
категориями населения вписаться в новые экономические отношения,
перестроить свою жизнь, исходя из реальной экономической ситуации. Если в
первом полугодии 2001 года среднемесячный размер начисленной пенсии
составляет 140% бюджета прожиточного минимума пенсионера, то в ноябре -
всего 92,5%, правда сейчас положение пенсионеров постепенно улучшается. К
группе пенсионеров относятся лица разных возрастов, в том числе и совсем
молодые. Это инвалиды, нетрудоспособные иждивенцы, получающие пенсию по
потере кормильца. Однако основную массу пенсионеров составляют пенсионеры
по старости (83% а 2002 году и 85% в 2003 году).[12]
Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в
виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния. Распределение
пенсионеров по величине получаемых пенсий свидетельствует о том, что кривая
распределений сместилась вправо: в 2002 году произошел значительный рост
числа пенсионеров с пенсией в размере 350-500 рублей и свыше 500, а также
существенное снижение доли пенсионеров, имеющих низкие пенсии. В 2002 году
около 38% пенсионеров получили пенсии ниже прожиточного минимума
пенсионера, в 2003 году их стало значительно меньше – около 25%, что
говорит явном улучшении положения а сфере пенсионного обеспечения.
С 1 февраля 2003 году размер базовой части трудовой пенсии увеличен на 6%,с
1 апреля 2003 года увеличена страховая часть трудовой пенсии, а с 1 августа
2003 года все пенсии увеличены дополнительно на 8%.
С учетом проведенных мер средний размер пенсий в 2003 году составил – 1642
рубля и увеличилась за год на 19,1%, что обеспечило рост покупательной
способности пенсий и превысило прожиточный минимум пенсионера.[13]
Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о
пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза.
Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября – увеличение базовой
пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии достигнет 1800
рублей.[14]

§ 5 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
На сегодняшний момент законодательство РФ дает право каждому инвалиду или
нетрудоспособному человеку на индивидуальную программу реабилитации, в
соответствии с которым государство гарантирует обеспечение таких важнейших
потребностей инвалида как реабилитация, образование и трудоустройство.
Индивидуальную программу реабилитации (Ипр)- это комплекс оптимальных для
инвалида реабилитационных мероприятий (услуг) соответствующих его
индивидуальным потребностям, который разрабатывается при участии инвалида
или его законного представителя (родителя), при этом последние имеют право
выбирать исполнителя указанных в Ипр услуг и мероприятий или получать
компенсацию в размере их стоимости в случае самостоятельной оплаты Ипр.[15]
Таким образом, право на Ипр является одним из основных социальных прав
инвалидов, которое направлено на предоставление им равных со «здоровыми»
людьми возможностей участвовать в жизни общества.
Но именно это право является наиболее нарушаемым правом инвалидов и в
особенности детей инвалидов. Так, в 2000г. в России были разработаны Ипр
только для 9% детей-инвалидов. Никто из детей инвалидов не получил Ипр для
обучения в «обычных» школах, при этом родители не имели и не имеют
возможность участвовать в составлении Ипр. Эти данные являются индикатором
того, что социальная защита инвалидов, которая определяется законом, как
«система гарантированных государством экономических, социальных и правовых
мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направлениях на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества»[16] в
действительности из всеобъемлющей системы мер «мутировала» в мизерную
пенсию и незначительные льготы.
По мнению автора социальная защита права инвалидов на разработку и
осуществление индивидуальной программы реабилитации становится важнейшим
направлением борьбы за права инвалидов.
Чтобы реализовать свои права инвалидам, их родителям и их организациям
необходимо, заручившись поддержкой зарождающегося гражданского общества,
добиться выполнения законодательства, используя все разрешенные законом
способы защиты гражданских прав.
В связи с изложенным выше, автор делает вывод: защита прав инвалида или
нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне.
Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы
вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им
рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.


§6 Социальной защиты семей с детьми
| | |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |Проект закона Санкт-Петербурга устанавливает систему мер социальной |
| |поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей: |
| |- единовременная компенсационная выплата при рождении ребёнка; |
| |- ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, |
| |обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных |
| |учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, |
| |основного, среднего (полного) общего, начального профессионального |
| |образования, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для|
| |посещения школ

Новинки рефератов ::

Реферат: Психологические теории эмоций (Педагогика)


Реферат: Охота (Экологическое право)


Реферат: Проектирование передающего устройства одноволоконной оптической системы передачи для городской телефонной сети (Технология)


Реферат: Блок-схема: вычитание чисел в форме плавающая точка, сдвиг вправо на один, два разряда (Программирование)


Реферат: Развитие у дошкольников представлений о сохранении свойств объектов (Педагогика)


Реферат: Виды ответственности за экологические преступления (Экологическое право)


Реферат: Права военнослужащих (Право)


Реферат: Комплексный подход к воспитанию и обучению глухих детей (Педагогика)


Реферат: Литье в песчано-глинистые формы, оборудование и оснастка (Металлургия)


Реферат: Ароморфозы растений и животных (WinWord 98) (Биология)


Реферат: Слово о "Слове о полку Игореве" (История)


Реферат: Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в современных условиях на примере КП курортных услуг «Отдых» (Менеджмент)


Реферат: Свойства алюминия и его сплавов (Технология)


Реферат: Характеристика экспедиторских компаний (Предпринимательство)


Реферат: Отличное пособие по датам по истории ВОВ (История)


Реферат: Сборник Лекций по матану (Математика)


Реферат: Травлення та засвоєння їжі (Биология)


Реферат: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе (Педагогика)


Реферат: "Чувства добрые я лирой пробуждал". Сочинение по Пушкину (Литература : русская)


Реферат: Москва Патриаршая. Советское время (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист