GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Возможности использования системного подхода в постижении реальности (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возможности использования системного подхода в постижении реальности (Философия)




ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



ТЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПОСТИЖЕНИИ РЕАЛЬНОСТИ:
ПАРАПСИХОЛОГИЯ.



МОСКВА . 1998
ПЛАН.
1. Паранормальное явление и человек - звенья сложной системы.
2. Наука на пути к пониманию энергетических механизмов паранормальных
явлений.
3. Парамоделирование как реальность, основанная на волновом характере
любого предмета или явления.
1. Юнг пишет о четырех средствах, благодаря которым сознание получает
свою ориентацию в опыте. "Ощущение (т.е. восприятие органами чувств)
говорит нам, что нечто существует; мышление говорит, что это такое; чувство
отвечает, благоприятно это или нет, а интуиция оповещает нас, откуда это
возникло и куда уйдет (К. Юнг. Архетип и символ... -с.57). Эмоции опираются
на неосознаваемую информацию, более подвластны человеку и опосредованны
социокультурными ценностями. Сознание создает основу понятийного мышления,
без которого разумная деятельность невозможна. Но само осознание чего-либо
может быть интуитивным.
Исследования интуиции является основной задачей науки, которая
получила название парапсихологии. Ее предметом являются опыты по
обнаружению сверхчувственных эффектов, проводимые со всеми людьми; изучение
обладающих повышенными экстрасенсорными возможностями; изучение так
называемых биополей человека, животных и растений (в частности, проблемы
чувствительности растений к людям) и т.п.
Началась парапсихология с контролируемых и воспроизводимых опытов по
отгадыванию так называемых парапсихологических карт, которые показывали,
что многие люди в той или иной степени обладают способностью предчувствия.
Изучают парапсихологи и таких людей, как У. Геллер, который может
останавливать эскалатор, компьютер, находить спрятанные предметы и
месторождения полезных ископаемых, сгибать металлические предметы даже если
они заключены в капсулы, чинить часы на расстоянии, распознавать
изображения в магнитной памяти ЭВМ, приводить в движение стрелку компаса и
электроизмерительного прибора, впечатывать свое изображение на пленку
полностью закрытого фотоаппарата, изменять вес груза на весах, показания
счетчика радиоактивного излучения, устраивать исчезновение предметов и
вновь восстанавливать их на прежнем месте (материализация и
дематериализация), отключать светов огромном районе города, останавливать
корабль, внушать другим людям мысли на расстоянии и т.п. У. Геллер
нуждается в присутствии других людей, как бы подпитываясь от них. Обычные
люди получают возможность выполнять такие же действия, "заряжаясь" от него.
Способности У. Геллера распространяются после сеанса по радио и телевидению
на других людей на огромные расстояния. Имеет место и эффект последствия
(задержанная реакция).
Интересно послушать самого У. Геллера. "У меня есть ощущение, что эти
энергии и силы идут не от меня - я как бы лишь тоннель, труба, через
которую они проходят" (У. Геллер. Моя история М., 1991.- С. 12). "Из-за
того что мои возможности идут от энергии, которая находится вне меня, у
меня никогда нет стопроцентной уверенности, что все будет в порядке" (Там
же. - с.16). "По моему глубокому убеждению, каждый человек имеет внутри
себя некую абстрактную силу, которую можно высвободить тремя способами.
Способ первый - психологическое внушение. Второй - визуальный, связанный с
возможностью видеть эту силу в действии или слышать ее подробное описание
по радио. И третий способ - самовнушение и развитие внутренней уверенности
в ее существовании... Главное условие успеха - это вера" (Там же. - с.32-
33).
"Но когда я начинаю думать о каких-то более глубоких вещах, то
убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни
будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у
каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы
можем на них настраиваться в разные времена" (Там же.-с.44). Эти
способности дал У. Геллеру "яркий свет", который накрыл его в детстве.
Можно сказать, что создалась особая система под воздействием света,
перешедшего в энергию, которой подвластно все, кроме лазерного луча. Речь
идет о паранормальной психической энергии. "Бог - это как бы горючее нашей
души, горюче, которое, воспламеняясь, помогает нам устремляться ввысь" (Там
же - с.171). В то же время У.Геллер пишет, что ему необходимы физические
нагрузки каждый день, иначе он утратит свою энергию. Мы имеем дело здесь с
чем-то, граничащим с фантастикой. Но надо отметить, что гипотезы об
одновременности прошлого, настоящего и будущего обсуждаются в науке (в
частности, в физике), а немало людей проявляют в экстремальных ситуациях
силы, недоступные для них в нормальном состоянии (мать, спасая ребенка,
может поднять автомобиль: некоторые предчувствуют судьбу близких и т.п.).
Все это может быть предметом научного познания, хотя исследование подобных
феноменов исключительно сложно.
Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств
человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во
все времена и во всех странах мира всегда находились отдельны личности,
проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, -
это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы. Наука в те далекие
времена находилась в зачаточном состоянии, и все знания основывались на
религиозно-философских учениях, мистических понятиях и верованиях. Этот
древний период истории изучения сознания и необычных свойств психики
подобно рассмотрен в литературе.
Последующий ранний период в истории парапсихологии охватывал собой
все средневековье и продолжался вплоть до начала 18 столетия. Он
характеризовался широким распространением среди людей магических
представлений, мистических верований, колдовства, гадания, составлявших
обширную систему средневекового знания.
Средний период в истории изучения пси-явлений (18 - 19) отмечен
деятельностью многих лиц, но среди них выделялись австрийский врач Ф.Месмер
(1734 - 1815), живший во Франции, и барон Карл фон Райхенбах, немецкий
промышленник и химик. В этот период в истории парапсихологии отличался
необычайно большим распространением спиритизма в разных странах мира,
охватившего все социальные слои общества. Естественно, такое повальное
увлечение "вызыванием духов", столоверчением и верчением блюдец привело к
усилению скептического отношения к парапсихологии со стороны многих
серьезных ученых. Например, Менделеев критически относился к сеансам
спиритизма и медиумизма.
Для доказательства способности людей к телепатии долгое время
использовался метод угадывания символов на картах Зеннера с изображением
креста, квадрата, треугольника, звезды и волнистых линий.
2. Наука на пути к пониманию энергетических механизмов паранормальных
явлений.

Результаты многолетних исследований в области парапсихологии были
обобщены в книге Дж.Райна "Шестьдесят лет изучения сверхчувственного
восприятия", которая вскоре стала классической книгой. В ней были
представлены материалы опытов, проведенных учеными-парапсихологами,
парапсихологами и другими специалистами с 1880 по 1940 г. За этот период
было поставлено 145 опытов по сверхчувственному восприятию с участием 77, 8
тыс. человек, сделавших 4,9 млн. определений карт, причем в 106 опытах
результат значительно превзошел случайное ожидание, рассчитанное по теории
вероятности.
Указанная книга ознаменовала собой окончание большого этапа
исследований в парапсихологии, и, хотя впоследствии она подвергалась
критике, это пошло на пользу науке. В частности, для точности проведения
экспериментов было предложено использовать компьютерное автоматизированное
тестирование людей при определении их пси-способностей, а также приборы для
автоматического подсчета очков для получения корректных данных в пси-
исследованиях.
К этому же периоду относится появление сенсационных работ по
фитопсихологии - изучению восприятия у растений, их способности принимать
информацию от живых организмов. Многие исследования взаимосвязи "человек-
растение" и "животное-растение" были проведены очень тщательно и в условиях
полностью автоматизированного эксперимента. Эти исследования расширили и
без того очень широкие границы парапсихологии и ко многим трудным вопросам
о сущности пси-явлений добавили еще не менее сложные и загадочные вопросы
фитопсихологии.
На страницах многих парапсихологических журналов и в критических
статьях противников парапсихологии давно высказывались предложения изучать
пси-явления с привлечением широкого круга обычных людей. В конечном счете
это стремление нашло свое выражение в том, что парапсихологические опыты
стали проводить с обычными людьми, а не только с уникальными экстрасенсами.
Вскоре на этом пути были получены интересные и устойчивые результаты по
выявлению сверхчувственного восприятия, психокинезу, дистанционной связи
человека с растениями и т.д. В значительной мере этому способствовало
применение точных электрофизиологических методик (электрокардиография,
электроэнцефалография, плетизмография и др.) и использование
высокочувствительных методов экспериментальной физики и физико-химии.
Внимание большого числа ученых к проблеме, привлечение к опытам
широкого круга людей, упор на воспроизводимость и устойчивость получаемых
результатов, использование тонких и точных физических методов съема медико-
биологической информации, полная автоматизация эксперимента, проведение
планируемых экспериментов с двойным слепым контролем, изучение сверхслабых
физических полей биологических объектов - все это позволило сделать
значительные шаги в изучении и объективизации пси-явлений и биополя. В
состав исследовательских групп входили ученые различных специальностей -
физики, психологии, математики, кибернетики и другие, что позволило
всесторонне изучать эти сложные вопросы.
3. Парамоделирование как реальность, основанная на волновом характере
любого предмета или явления.

Человек действует в определенном физическом мире, свойства которого,
его глубинная структура не могут оказывать определяющего влияния на формы
его психической активности, в частности на процессы восприятия. Если
Вселенная - гигантская голографическая и квантовая система, то и психика
(отраженный мир), регулирующая поведение человека и животных, видимо,
должна содержать в себе элементы голографии, имеющей квантово-волнлвую
природу.
Если принять эту точку зрения, то информационные записи на
соответствующих молекулах в нервных клетках целесообразно рассматривать как
совокупность голограмм, каждая из которых, не будучи еще образом объекта,
являет собой основу для возникновения образа: образ может возникнуть при
прохождении через записи-голограммы некоторого специального подсвечивания,
подобно тому как с помощью лазерного луча подсвечивается пластинка в
оптической голографии.
Отсюда понятно, почему на уровне молекул и осуществленного с их
помощью кодирования не может быть прямой адекватности кодовой записи и
отражаемого в этой записи объекта. Если сопоставить воссоздаваемый с
помощью голограмм объект с той голографической записью, которая имеет место
на голографической пластинке, то также не будет никакого видимого
соответствия между объектом и способом его кодирования. Вместе с тем само
голографическое изображение, возникающее при просвечивании голограммы
лазерным лучом, обнаруживает полное совпадение своих пространственных
особенностей с особенностями отображаемого объекта.
Для преодоления концепции изоморфизма в понимании процесса отражения
мозгом объекта необходимо преодолеть тот принципиальный иероглифизм,
который имеет место в отношении проблемы биоинформации.
Преодолеть же иероглифизм не так просто. Если, например, сопоставить
генетический код, выраженный на языке молекул, то между этим кодом и
пространственными особенностями кодируемого организма (формой головы, ушей
и т.д.) нельзя найти никакого сходства. Между элементами пространственной
структуры организма и элементами генетического кода можно найти лишь
изоморфные отношения. Если рассматривать наиболее изученный молекулярный
уровень кодировния информации в живых системах, то указанный изоморфизм
может рассматриваться как некий общий принцип современной биологии.
Развиваемая здесь волновая (голографическая) точка зрения позволяет
указать на тот фундаментальный уровень живой материи, на котором
приобретает совершенно конкретный естественнонаучный смысл общенаучный
принцип прямой адекватности образа отображаемому объекту. Таким образом,
основанная на представлениях современной физики гипотеза квантово-волнового
кодирования образа, осуществляемого с помощью мозга, позволяет преодолеть
барьер изоморфизма и иероглифизма в современной биологии. Здесь необходимо
еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике.
Однако конкретная реализация указанного физического подхода в
психологии связана с очень большими трудностями: психологическая регуляция
деятельности не есть лишь воспроизведение совокупности отображенных
объектов, но включает в себя построение моделей таким объектов или
совокупностей, которые не воспринимались ранее человеком. Иначе говоря,
процесс информационного моделирования мира как процесс, регулирующий
деятельность, должен быть процессом творческим.
С точки зрения волновой психофизики это означает, что построенная с
помощью мозга волновая модель объекта должна иметь обратную связь с
соответствующей голографической записью в нейронах. То есть должен быть
механизм, который, преобразуя эту запись в соответствии с поставленной
целью, изменял бы в нужном направлении структуру модели. Кроме того, должна
быть такая регулирующая инстанция, которая могла бы сопоставить измененную
модель с целью и прекращать процесс (при достижении цели) или продолжать
его в нужном направлении.
Когда рассматривается возможный способ физического кодирования
образов и моделей как проявлений психической деятельности, то не нужно
понимать, что их состав ограничивается лишь чисто пространственными
структуру моделирующих процессов входит функционирование связей и
отношений. Волновой язык должен рассматриваться и как язык кодирования
связей и отношений, входящих в структуру моделирующих процессов.
С точки зрения методики, позволяющей выявить волновые (резонансные)
взаимодействия, большой интерес представляет деятельность синхронного
переводчика. Эта деятельность предполагает высшую форму речевого общения,
высшее владение речевыми автоматизмами. Синхронный переводчик осуществляет
перевод с одного языка на другой со скоростью, близкой к скорости того
процесса громкой речи, которая осуществляется при обычном разговоре.
С точки зрения организации психологического эксперимента,
демонстрирующего волновую природу психологического кодирования,
целесообразно вычленить некоторые существенные компоненты синхронного
перевода и затем подвергнуть их лабораторному экспериментальному анализу.
Такой эксперимент по исследованию речевой деятельности может быть
сопоставлен с классическими экспериментами по скорости реакции.
Можно было бы привести много примеров резонансного управления, а
следовательно, и волнового кодирования информационных процессов
мозга. О реальности волновой психофизики говорят экспериментальные и
теоретические материалы. Однако уже данных приведенного исследования
достаточно для того, чтобы ощутить реальность волновых процессов,
обеспечивающих регулирующую работу мозга.



Список используемой литературы:
Горелов А.А. концепции современного естествознания М. 1997.
Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание М.
1989.
Винокуров И. Парапсихология М. 1998
Сафронов В.И. Несусветная реальность. М. 1990.




Реферат на тему: Возникновение и развитие философии. Основные направления
Содержание



Введение 3
Предпосылки и условия зарождения философии. 3
Философия Древнего Мира и Средневековья. 5
Философия Древнего Мира. 5
Античная философия. 7
Философия Средневековья. 11
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени. 14
Философия эпохи Возрождения. 14
Философия Нового времени. 15
Понятие научно-философского мировоззрения. 21
Философия и наука: общее и различия. 21
Творчество и философия 25
Античность. 25
Христианство. 25
Возрождение. 26
Реформация. 26
Немецкая классическая философия. 26
Философия марксизма. 27
Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 27
Философия и мировоззрение. 29
Понятие мировоззрения 29
Структура мировоззрения 30
Функции мировоззрения 31
Основной вопрос философии и главные филосовские направления 33
Основной вопрос философии. 33
Агностицизм 34
Эмпиризм 35
Идеализм 35
Реализм 36
Материализм 37
Рационализм 38
Сознание 39
Дух 40
Идея 40
Субстанция 41
Материя 41
Выводы 42
Список использованной литературы 44

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное
место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла
многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали
самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к
мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас
действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем
человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что
представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека,
определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум
проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей
могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и
вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к
самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы
давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма
выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных
классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В
VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла
высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не
существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой
начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному
исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли,
великие географические и астрономические открытия и достижения в других
областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения,
опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,
Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в
себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет
борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему
же идет эта борьба, каковы ее причины?

Предпосылки и условия зарождения философии.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии.
История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в
сущностном, категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую
ценность.
Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование.

ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и
новыми отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.


Философия Древнего Мира и Средневековья.


Философия Древнего Мира.

Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока
Античную философию.
1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,
Вавилона, Индии и Китая.

А. Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем
Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё
в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым
людям заниматься умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием
двух мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии
- с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной
первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых
существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий
пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не
только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и
постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:

Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня
характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения
египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и
философской мысли.

Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники
индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда
вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими
населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению
в Древней Индии классового общества и государства.
1-й этап - Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита
означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной
культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они
представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,
наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении
- творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы - сборник ритуальных текстов;
-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.
1. Санкхья - 6 век до нашей эры
2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры
3. Миманса - 5 век до нашей эры
4. Веданты - 4-2 века до нашей эры
5. Ньяя - 3 век до нашей эры
6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
1. Джайнизм - 4 век до нашей эры
2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
3. Чарвака - Локаята.
3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского
материала.
Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский
философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим
словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское
единение... Всё есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -
освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и
блаженства - Нирваны.
3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.
Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,
руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,
абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот
жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет
неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в
сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма
определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от
полной зависимости от материального мира к его свободе.
В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался
новый этап развития государства и философии.
Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
осознание природы, общества, человека
взаимосвязь человека и природы.
Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о
противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и
заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач
тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель
и политический деятель, основатель школы конфуцианства):
* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное
представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое
диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий
управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.
* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -
сыновья почтительность и забота о родителях.
* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть
послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).
Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:
* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по
определённому пути - Дао.
Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы
(воздух, эфир) составляет основу мира.
*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как
бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек
не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в
следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество
- пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.

Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,
прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о
«золотом веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы
занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение -
школа Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,
управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев
были основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между
естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил
формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование
натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод
философского анализа для большинства китайских школ остался фактически
неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его
взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение
проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,
недеяние.
В целом выводы по философии Древнего Востока.
1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов,
их социально-хозяйственные и государственные традиции.
2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские
системы:
-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово
философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике
всеединства Вл. Соловьёва;
-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло
своё отражение в античной философии материалистов.
-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -
Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта,
диалектике Гегеля.
б) конфуцианская школа стала первой
догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё
отражение в советской философии.
3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,
Просвещение, Реформация.


Античная философия.


Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии.
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет:
1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет
императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей
эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса
и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен:
-демократическим устройством общества;
-отсутствием восточной тирании;
-удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).
Ионийская группа школ:
-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей
эры).
-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.
-Гераклит из Эфеса.
Афинская группа школ:
-Пифагор и пифагорийцы.
-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.
-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,
Продик, Гиппий.
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).
Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).
Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).
Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).
Этические школы:
- гедоническая (Аристипп)
- циническая (Антисеен).
3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).
Философские школы:
-перипатетика (школа Аристотеля)
-академическая философия (Платоновская академия)
-стоическая школа (Зенон из Китиона)
-эпикурейская (Эпикур)
-скептицизм.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)
-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
-скептицизм (Секст Эмпирик).
Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.
А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,
есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных
стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы
соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых
и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей
эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом
неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.
Отличаются атомы между собой:
-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят
из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в
теле.
-по величине (и весу).
-по движению.
в) суть вещей в числах.
* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у
Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество
верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали,
по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и
многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».
г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет,
ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.
Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно
самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в
пространстве нет - всё наполнено бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной).
* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -
центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю.
* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики.
Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе
общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего
неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них
- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека.
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к
рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального
существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,
что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как
человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.
Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса
познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,
красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум
впервые стал мыслить логически.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для
каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на
три сословия:
1-ое - управленцы - философы
2-ое - стражи (воины)
3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).
-государство есть воплощение идей, а люди выступают в
виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.
* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о
другом есть проявление заботы об обществе.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от
решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов
и идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».
Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя
увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через
понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью
мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир
идей божественным царством, в котором до рождения человека
пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную
землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире
идей.
Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной
философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:
подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина
дороже»);
создал учение о категориях (сущность и качество);
учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,
несотворимой, неуничтожимой;
произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:
Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,
первоначало всего сущего;
-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;
- математика - абстрактные свойства реальных вещей.
Практические:
-этика - наука о норме поведения
-экономика, политика
Творческие:
-поэтика
-риторика.
развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,
выделил в ней метод познания - индукции;
учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители.
Главные проблемы:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший
катастрофу личного существования.
Усилилась тяга к религии и мистицизму.
Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к
христианству.



ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что
субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в
новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной
личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия
пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны
и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к
человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он
может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий
(категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и
идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.


Философия Средневековья.


Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии.
Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство
становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали
одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили
во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного
знания.
Большинство учёных было представителями духовенства, а
монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского
мышления;
-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным
аппаратом;
-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с
учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -
служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;
2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая
направленность философии на обоснование правил поведения христианина в
мире.

Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и
недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным
людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое
зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания
выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо
максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства
считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других
было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения
и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов
- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.
Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания
-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого
определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и
философии;
-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников
(греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и
определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его
души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с
12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых
крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский
провозглашён Папским престолом святым, а его система становится
официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации
христианской философии.

Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к
философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о
спасении человеческой души. Античная философия уже не является
враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к ней, к переосмыслению её
положений;
-а главное - восприятие развитого категориального
аппарата с точки зрения религиозных проблем.
2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского
учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой -
философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении
души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»
(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные
вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой
сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к
бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее
целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е.
опять же через Бога) нет.

Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.
Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи
Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о
познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область
исследования;
б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация
их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи
Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического
направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования
человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную
реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя
действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным
пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её
высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи
Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к
постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод
интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется
политическая философия гуманизма).



Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.


Философия эпохи Возрождения.


Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных
производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации
революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским
путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное
путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.
освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,
Франческо Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай
Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика
оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в
большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,
который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а
ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи
неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально
сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о
мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит
взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.
Природа одухотворена.
3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;
Петрарка - «Книга песен»).
Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь
помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.
Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с
антропоцентризмом.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и
природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического
единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения
культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик
ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)
характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое
высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения:
* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -
гелиоцентризм:
Центр мира Солнца;
Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
Коперника.
Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
Солнце - центр только нашей планетной системы;
Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
Жизнь и разум есть на других планетах;
Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел
телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,
поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции).
5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического
процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального
равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным
лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд -
канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического
острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет -
слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
Уничтожение всех видов частной собственности;
Обязательный труд всех граждан;
Выборность государственных органов;
Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за
освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город
Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
Упразднение частной собственности и семьи;
Дети воспитываются государством;
Обязательный 4х часовой труд;
Распределение продуктов по потребностям;
Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,
что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является
антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а
философское творчество разворачивалось в основном в форме
«осовременивающего воспоминания», она:
обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;
заложила основу философии, свободной от религии.



Философия Нового времени.


Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием
общества на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,
Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного созна

Новинки рефератов ::

Реферат: Аналіз сучасного стану економічної співпраці України з західноєвропейськими державами і розробка шляхів її поширення (Международные отношения)


Реферат: Internet (Программирование)


Реферат: РПС и ЭР (Предпринимательство)


Реферат: Страхование недвижимости в России и за рубежом (Страхование)


Реферат: Средневековое китайское искусство (Искусство и культура)


Реферат: Керенский Александр Федорович (Исторические личности)


Реферат: Філософські погляди Г.С. Сковороди (Философия)


Реферат: Законодательный процесс в Древних Афинах (Государство и право)


Реферат: История государства и права зарубежных стран (полный курс) (Право)


Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)


Реферат: Эстетика сюрреализма (Искусство и культура)


Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)


Реферат: Старость как объект (Социология)


Реферат: Блокнот (Программирование)


Реферат: Банковский аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Внешняя политика в годы правления Петра I. Северная война (Политология)


Реферат: Резервирование с применением мажоритарного элемента (Технология)


Реферат: Труд и развитие личности школьника (Педагогика)


Реферат: Низшие Ракообразные (Биология)


Реферат: Местные налоги и сборы в РФ (Налоги)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист