GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Отношение студентов к браку (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Отношение студентов к браку (Социология)




Министерство образования РФ
Казанский государственный технический
университет им. А. Н. Туполева.



Кафедра социологии, политологии и социального менеджмента.



Курсовая работа на тему:
Отношение студентов к браку.



Разработали: студент гр.5313
Алмазов А.
Проверила: Нигматуллина Г. Р
Оценка:______________________



Казань 2002
Содержание.

I . ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1.Теоретический раздел.
1.1.1.Формулировка и обоснование проблемы.
1.1.2.Определение объекта и предмета исследования.
1.1.3.Цели и задачи исследования.
1.1.4. Предварительный анализ объекта исследования.
А.Логический анализ основных понятий.
Б. Основная гипотеза.
В. Вспомогательные гипотезы.
1.2.Организационно - методический раздел.
1.2.1.Определение выборочной совокупности.
1.2.2.Рабочий план исследования.
II . ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1.Анализ сводных данных.
2.2.Анализ корреляций и связей.
2.2.1.Двумерное распределение.
III . ПРИЛОЖЕНИЯ.
3.1.Анкета.
3.2.Сводные данные.
3.2.1.Паспортичка.
3.2.2.Гистограммы одномерных распределений.
IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

I. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Теоретический раздел.
1.1.1. Формулировка и обоснование проблемы.
Сейчас такое время когда большинство молодёжи вступают в брак
необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный
вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и
жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того,
что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают
это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это
приводит к разводу.
С теоретической точки зрения объективно- дистантное рассмотрение брака
не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий
«зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов
приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка
держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не
приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том,
что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное
плавание.
Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной
проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в
том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством,
осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее
дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.
Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов
темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения
(дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от
сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических
исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений.
Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию
того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания
является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии.
Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован
посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама
в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить
для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно
произойти.
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в
рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение
многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список
можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее
заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит
социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение
предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду
с другими) аспекта.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.
Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее
продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от
общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития
общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше
культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет
собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не
только супругов, но и их детей, других родственников.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69%
семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по
1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7
млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время
расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно
300 тыс. детей. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если
в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало
уже 15%.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения
между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между
супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом
поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-
потребительская, воспитательная и восстановительная.


Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель
существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший
показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность
детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран
Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с
одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства
городских семей.

И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое
воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен,
сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде
регионов страны.
Итак, что же является самым главным, чтобы брак стал прочнее и
романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и
супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить
вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время,
встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.
Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов,
глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того,
семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических
недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях
влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят
корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и
развалом семей.
Например, согласно последним исследованиям (1996 года) малазийского
антрополога Сюзан Мулайо, мужчины и женщины эволюционировали отдельно.
Женщины произошли от очень добрых и спокойных макак резусов, а мужчины — от
шумных и злобных бабуинов. То есть, как считает доктор Мулайо, это два
разных биологических вида. «Теперь, когда мы знаем, почему мы разные, —
говорит антрополог, — может, мы наконец научимся ладить друг с другом».
Другой ученый, американский психолог Бердуисл, занимающийся проблемой
разводов, пришел к выводу, что тайна семейного счастья кроется в поговорке
«Молчание — золото». Оказывается, что люди, прожившие в браке много лет, в
принципе немногословны: разговаривают друг с другом максимум полчаса в
сутки. Вряд ли это решение проблемы, просто для настоящей ссоры времени
маловато.

Если проанализировать причины разводов, то главной из них является
физическая несовместимость супругов. Именно к такому выводу пришла
генеральный секретарь Бюро социальной гигиены США доктор Кэтрин Бимент
Дэвис, тщательно опросив 1000 замужних женщин и 1000 женатых мужчин. Все
они ответили на 400 вопросов об их супружеской жизни.

Итак, сексуальная дисгармония занимает первое место среди причин,
приводящих к разводу.
На втором месте — различия во мнениях относительно того, как проводить
досуг.
На третьем — финансовые затруднения и на последнем — психические или
эмоциональные нарушения.

Причин много, результат один — развод.

Думаю, в моем исследовании мне удастся выяснить причину раннего
брака и причины разводов. Интересно подтвердятся ли исследование ученых.

1.1.2. Определение объекта и предмета исследования.

Объект.
Объектом моего исследования является студенческая молодежь. Большое
количество молодежи относится к браку совершенно не серьёзно, в
результате чего это приводит к частым разводам.


Предмет.
Отношение студентов к браку.

1.1.3. Цель задачи исследования.


Целью данного социологического исследования является:

Выяснение причин приводящие к частым разводам и непродолжительным бракам.

Задачи.
1) Выяснить главную причину вступления в брак.
2) Исследовать специфику отношения к браку со стороны:
а) девушек и парней,
б) людей разной «национальности».
3) Выяснить причины расторжения браков.
1.1.4. Предварительный анализ объекта исследования
А. Логический анализ.
Логический анализ основных понятий.


Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами
включает в себя выяснения содержания следующих понятий:

Брак- семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности
по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств закон требует соответствующего
оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в
некоторых государствах правовое значение придается также браку,
заключенному по религиозным обрядам. В многих странах при оформлении брака
нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт- (используется в некоторых государствах) это письменное
соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в
брак.

Брачный возраст- это установленный законом минимальный возраст вступления в
брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение
брачного возраста на 1 или 2 года. Однако в любом случае брачный
возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (развод)- прекращение брака при жизни супругов. В России
осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном
порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих
несовершеннолетних детей, в органах загса.


Б. Основная гипотеза.

Студенты легкомысленно относятся к браку.


В. Вспомогательные гипотезы.

1) Большинство студентов относятся к браку положительно
2) Многие студенты считают несовместимым, брак и учеба в ВУЗе.
3) Практически все считают подходящим возрастом для вступления в
брак 20-30 лет.
4) Родители некоторых студентов к браку с разными национальностями
относятся негативно.
5) По мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина.
6) Брак в раннем возрасте отрицают практически все.
7) Главной причиной расторжения брака является- измена.



1.2. Организационно - методический
раздел.
1.2.1. Определение выборочной совокупности.
Случайным образом отобраны студенты Казанского государственного
технического университета им. А.Н. Туполева - представители III курса,
технической специальности(дневного отделения с каждой группы по 9-10
человек).
Таким образом, общее число респондентов составляет 60 человек.

1.2.2. Рабочий план исследования.
Исследование включает в себя следующие этапы:
1) определение поля и объекта исследования - подбор студентов -
респондентов;
2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез,
анкет;
3) тиражирование анкет для анкетеров;
4) определение единиц наблюдения процедура выборки респондентов;
5) подготовка методик и процедур КСИ;
6) сбор первичной информации и ее обработка (без помощи средств
ЭВМ);
7) анализ итогов предложения выводов и рекомендаций.
Сроки составления программы и методического отчисления – сентябрь
2002 г., написание отчета - до 31 декабря.



II. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Анализ сводных данных.
Среди 60 опрошенных, представлены студенты радиотехнического
факультета Казанского государственного технического университета им. А. Н.
Туполева (по 9-10 респондентов с каждой группы).
По результату опроса положительно относящихся к браку, в
процентном соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов.
Остальные 20% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является
то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по
этому поводу можно сделать ряд выводов.
Среди опрощенных 96,6% считают, что самый приемлемый возраст для
вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть(3,3%)
считают от 30 и старше. Положительно то что некто не ответил в возрасте от
16-20лет. Значит большинство считает что брак в раннем возрасте неприемлем.
На вопрос о отношении к браку с разными национальностями мнение
разделилось следующим образом: 46,6% опрошенных ответили, что это их не
интересует. Но 19,9% ответили, что для них это не главное, но родители
против. Остальные опрошенные(а именно 33,2%) затруднились ответить.
Причина, как я считаю, в том что многие еще не определились и не
разговаривали с родителями на эту тему.

Очень интересный ответ мы получили на 12 вопрос: «Когда вы
встретили свою первую любовь». 66% ответили, что в школе, но лично нас
огорчил ответ, 23,3% опрошенных, еще не встретил. У незначительной части,
первая любовь встретилась в институте, и у 13,3% в детском саду. Это
говорит о том, что время в школе прошло недаром.

Самое интересное оказалось то что не один из числа опрошенных не
состоит в браке. Это не говорит о том что не нашли подходящую кандидатуру,
а просто многие сначала считают нужным доучится в институте, а потом
вступать в брак.

2.2. Анализ корреляций и связей.
2.2.1. Двумерное распределение.

Данное социологическое исследование показывает, что подходящий, для
большинства опрошенных, брачный возраст 20-30 лет, так ответило 50% девушек
и 46,6% парней, но было и исключение 3,3% парней ответили- от 30 и старше.

Признак 4 брачный возраст =/=20 пол.
[pic]


На вопрос как относитесь к браку с разными национальностями (вопрос№5)
33,3% из опрошенных студентов русской национальности ответили, что это их
не интересует; 16,6%- для меня это не имеет значения, но родители против;
16,6% затруднились ответить. Из числа опрошенных татарской национальности
13,3% ответили, что не интересует; 3,3% проблема с родителями; 16,6%
затруднились ответить. Процентное соотношение опрошенных: 60% русские,
36,6% татары, 3,3% другая национальность.

Признак 5 брак с разными национальностями =/=21 национальность.
[pic]

Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не
интересует, так ответили 33,3%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-
другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа
опрошенных девушек; 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но
вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение
социальное положение парней; в отличии от парней, из них так ответили 6,6%.

Признак 6 социальное положение =/= 20 пол.
[pic]

На вопрос состоите ли вы в браке, вне зависимости от пола ответили
единогласно 100%-нет.

III. ПРИЛОЖЕНИЯ.
3.1. Анкета.

1. Как вы относитесь к браку?
а)положительно в)пока
не думал об этом
б)отрицательно
г)затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?

а)да, это нормально в)может
быть
б)нет, брак мешает учебе г)не знаю

3. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак чтобы «откосить» от
армии?
а)да, если деваться некуда
б)это несерьёзно
в)я категорически против

4. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?
а)от 16-18 лет


б)от 18-20 лет


в)от 20-30 лет

г)от 30 и старше


5. Как относитесь к браку с разными национальностями?
а) это меня не интересует

б) так нельзя

в) для меня нет разницы, а

родители против.

г)затрудняюсь ответить


6. Для вас имеет значение социальное положение вашей половины?
а)да

б)нет

в)может быть- это и лучше,
но вообще нет

г)не знаю


7. На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе
внимание?
а)студент
г)бизнесмен
б)служащий
д)не имеет значение
в)интеллигент

8. Кто, по вашему, должен быть главой семьи?
а)мужчина

б)женщина

в)совместно

г)не думал об этом


9. Кто в семье должен зарабатывать деньги?
а)мужчина
в)оба
б)женщина
г)по обстоятельствам

10. Из-за чего может распасться семья?
а)скука
г)не сошлись
б)измена
д)другие причины
в)отсутствие денег

11. Как вы думаете, нормально, что многие парни придерживаются правила:
«Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?
а)нормально
в)может быть, но не злоупотреблять
б)примитив


12. Когда вы встретили свою первую любовь?
а)в детском саду
в)в институте
б)в школе
г)еще не встретил

13. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте(до 18лет)?
а)нормально
в)отрицательно
б)нормально, но это не на долго
г)затрудняюсь ответить

14. Хотели ли вообще вступать в брак?
а)да
в)не знаю
б)да, но сначала доучусь
г)нет

15. Какая для вас самая нормальная причина вступать в брак?
а)Любовь
в)по «залёту»
б)по расчету
г) «откос» от армии

16. Состоите ли вы в браке?
а)да(отвечать на 17 вопрос)

б)нет(не отвечать на 17 вопрос)


17. По какой причине?
а)Любовь
в)по «залёту»
б)по расчету
г) «откос» от армии

18. Есть ли у вас друзья состоящие в браке?
а)да( отвечать на 18 вопрос)
б)нет(не отвечать на 19 вопрос)

19. Одобряете ли вы их поступок?
а)одобряю
в)это их дело
б)не одобряю
г)не думал об этом

О себе.

20. Ваш пол?
а)мужской
б)женский

21. Ваша национальность?
а)русский(ая)
в)другая
б)татарин(ка)

22. Ваш возраст?
а)от 16-18 лет
в)от 20 и старше
б)от 18-20 лет

23. Место вашего рождения?
а)деревня
в)город
б)село
г)мегаполис



3.2.Сводные данные.
3.2.1. Паспортичка.

Признак 20. Ваш пол. Ответили 60 чел.(100%)
Мужской 30 50%

Женский 30 50%
Признак 21. Национальность. Ответили 60 чел. (100%)
Русский(ая) 36 60%
Татарин(ка) 22 36,6%
Иная 2
3,3%
Признак 22. Ваш возраст. Ответили 60 чел. (100%)
от 16-18 лет 0 0%
от 18-20 лет 54 90%
от 20 и старше 6 10%
Признак 23. Место рождения. Ответили 60 чел. (100%)
деревня 0 0%
село 4
6,6%
город 56
93,3%
мегаполис 0 0%


3.2.2. Гистограммы одномерных распределений.

Признак 1. Отношение к браку. Ответили 60 чел.(100%)
Положительное 48
80%
Отрицательное 0
0%
Не думал об этом 12 20%
Затрудняюсь ответить 0 0%
Признак 2. Брак и учёба. Ответили 60 чел.(100%)
да 14
23,3%
нет 22
36,6%
может быть 18
30%
не знаю 6
10%
Признак 3. «Откос» от армии. Ответили 60 чел.(100%)
да 12
20%
несерьезно 24
40%
против 24
40%
Признак 4. Брачный возраст. Ответили 60 чел.(100%)
от 16-18 лет 0
0%
от 18-20 лет 0
0%
от 20-30 лет 58
96,6%
от 30 и старше 2
3,3%
Признак 5. С разными национ-ми. Ответили 60 чел.(100%)
не интересует 28
46,6%
нельзя 0
0%
не интересует, но
родители против 12
19,9%
затрудняюсь отв. 20
37,2%



Признак 6. Значение соц-го положения. Ответили 60
чел.(100%)
да 12
20%
нет 26
43,3%
может и лучше,
но нет 20
33,3%
не знаю 2
3,3%
Признак 7. Соц-й уровень мужчины. Ответили 60 чел.(100%)
студент 0
0%
служащий 2
3,3%
интеллигент 0
0%
бизнесмен 10
16,6%
не имеет значение 48
80%
Признак 8. Главный в семье. Ответили 60 чел.(100%)
мужчина 28
46,6%
женщина 2
3,3%
оба 30
50%
не знаю 0
0%
Признак 9. Кто зарабатывает деньги. Ответили 60
чел.(100%)
мужчина 6
10%
женщина 0
0%
оба 42
70%
по обстоятельствам 12
20%
Признак 10. Причина развода. Ответили 60 чел.(100%)
скука 2
3,3%
измена 28
46,6%
отсутствие денег 2
3, 3%
не сошлись 14
23,3%
другие причины 14
23,3%
Признак 11. Правило: «Девушка похожа на мою мать».
Ответили 60 чел.(100%)
нормально 2
3,3%
примитив 52
86,6%
может быть 6
10%
Признак 12. Первая любовь. Ответили 60 чел.(100%)
в детском саду 8
13,3%
в школе 36
60%
в институте 2
3,3%
еще не встретил(а) 14
23,3%
Признак 13. Брак в раннем возрасте. Ответили 60
чел.(100%)
нормально 0
0%
не надолго 12
20%
отрицательно 46
76,6%
не знаю 2
3,3%
Признак 14. Хотели ли вступать в брак. Ответили 60
чел.(100%)
да
32 53,3%
да, но доучусь 26
43,3%
не знаю 2
3,3%
нет 0
0%
Признак 15. Причина вступать в брак. Ответили 60
чел.(100%)
любовь 58
96,6%
по расчету 2
3,3%
по «залету» 0
0%
«откос» от армии 0
0%
Признак 16. Состоите ли вы в браке. Ответили 60
чел.(100%)
да
0 0%
нет
60 100%
Признак 17. Причина. Ответов не было.

Признак 18. Есть ли друзья в браке. Ответили 60
чел.(100%)
да
46 76,6%
нет 14
23,3%
Признак 19. Одобряете. Ответили 60 чел.(100%)
да
2 3,3%
нет 4
6,6%
это их дело 34
56,6%
не думал об этом 6
10%


IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Главной задачей моего исследования было выяснить причины из-за
которых молодежь вступает в брак в раннем возрасте. И по каким причинам,
как считает молодежь происходят частые разводы. По результатам полученных
данных всего лишь одна гипотеза не подтвердилась: большинство молодежи
вступают в брак в раннем возрасте. Из опрошенных студентов КАИ, большинство
относятся к браку со всей серьёзностью. Практически все респонденты
единогласно назвали главную причину частых разводов- измена. Значит
исследование ученых подтверждаются, что не лучшим образом сказывается на
нашем обществе.







Реферат на тему: Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических типов

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова



Программа социологического исследования

по теме:



«ОТНОШЕНИЯ

К РЕКЛАМЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ»



2000

Тема:

Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических
типов.

Обоснование актуальности и степень разработанности темы:

В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего
уже трудно представить нашу жизнь – без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой
повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или
учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные
объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе
представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель
подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить
и т.п. Это может радовать, раздражать, но реальность такова.
Неосвоенность и масштабность российского потребительского рынка создает
благодатную почву для отечественных, а особенно иностранных фирм, в
серьезных объемах вкладывающих капитал в рекламу на новых рынках.
При огромных объемах вложений в рекламу очень остро встает проблема
изучения отношения психологически адекватной целевой аудитории, как одного
из важнейших факторов влияющих на эффективность рекламы.
Эффективность рекламы выражается в изучении знакомства целевой
аудиторией, с информацией об исследуемой фирме и ее товарах, а также о том,
что именно о них известно, какой образ фирмы и товаров сформировался и
каково отношение к ним.
Действенная, эффективная реклама - всегда результат тщательного
планирования. Удачные рекламные идеи, запоминающиеся рекламные компании
рождаются не на пустом месте: их необходимо строить на основе учёта многих
факторов, стимулирующих продажу товаров и услуг.
В условиях изобилия рекламы чрезвычайно важным является умение
рекламодателя привлечь внимание потребителя. Особенно сегодня важно
социально-психологическое изучение людей как потенциальных потребителей.
Наряду с теоретическим анализом эффективности рекламы, основанном на
обработке литературных данных и интуиции, необходимо проведение специальных
эмпирических исследований, экспериментов, опросов, формализованного
изучения мнения и отношения экспертов и т.д.
Чтобы создать рекламу увеличивающую объём продаж и прибыль, необходимо
прежде всего понять, чем руководствуются люди при покупке, каково их
отношение к ней.
В данной работе делается попытка показать различие в отношении людей,
данных психологических типов (по теории К. Юнга), к рекламе.
Для достижения этой цели в работе будут представлены различия в
отношении к рекламе экстравертов и интровертов.
Для интроверта и экстраверта ситуации предпочтения и отторжения
различны. Экстраверт стремится в общество людей, где преобладает большое
количество контактов, когда коммуникативная среда находится в постоянном
движении. Для интроверта, наоборот, необходимо отсутствие большого числа
поверхностных контактов, спокойная атмосфера, способствующая самоанализу,
является предпочтительной и желаемой. Соответственно и отношение к рекламе
у людей различных психологических типов, будет взаимоисключающим.
Информация, полученная таким образом, о данном сегменте рынка
представляет для рекламодателя ценный источник сведений для работы по
совершенствованию рекламы с точки зрения ее эффективности.
Проблемная ситуация:
Реклама все больше входит в нашу жизнь. Но определенные категории людей
относятся к рекламе по разному, в связи с тем что это обусловлено:
воспитанием, образованием, средой обитанием, но что гораздо более важно
различными психологическими типами. Для повышения эффективности рекламной
компании необходимо чтобы реклама стала более адресной, ориентированной на
конкретные сегменты рынка. То есть не на массу людей в целом, а на
конкретные категории лиц, коими и являются в данном исследовании
психологические типы. Для этого необходимо детальное изучение проблемы.
Разработанность проблемы:
Тема в научном плане не разработана.
Познавательная проблема:
Отсутствие знаний о различие в отношении к рекламе данных
психологических типов.
Объект исследования:
Отношение к рекламе
Предмет:
Психологические типы.
Цель:
Показать различие в отношении к рекламе данных психологических типов.
Задача исследования:
Показать различие в отношении к рекламе данных психологических типов.
Категориальный аппарат (концептуальная модель исследования):
Отношение – это сформированное заранее чувство, испытываемое к объекту,
персоне или идее, ведущее к определенному поведению. Отношение фокусируется
на теме, которая составляет основу представлений и чувств человека.
Отношения обычно бывают весьма стойкими. Отношение может сохраняться месяцы
и годы. Отношения могут быть позитивными или негативными, отражая приязнь
или неприязнь.
Психологический тип – Различают несколько психологических типов. Они
относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании
устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые
заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.
Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт – характеризуется врожденной тенденцией направлять свою
психическую энергию, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.
Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание
объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.
Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей
тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими
людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве,
монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным
внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет
стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы
как эгоистические.
Интроверт – характеризуется тенденцией своего либидо устремляться
вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром
мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и
внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее
успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он
освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно
замыкается в больших группах.
Реклама – это неперсонифицированная передача, обычно оплачиваемая и
обычно имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях известными
рекламодателями посредствам различных носителей.
Операциональные понятия:
Отношения человека чрезвычайно разнообразны и многосторонни; отношения
к телевизионной рекламе определяются различными факторами. Здесь мы
операционализируем понятие «отношение к рекламе данных психологических
типов».

|Отношение к рекламе |
|позитивное |
|негативное |
|нейтральное |


|Психологические типы |
|экстраверт |
|интроверт |

Объяснительная модель исследования:

Предмет Объект



Определение переменных:
Переменной является понятие «отношение к рекламе».

Гипотеза:
Мы предполагаем что экстравертов более позитивное отношение к рекламе,
нежели чем у интровертов.

Социальный показатель
Отношение к рекламе
Социальный индикатор
Психологический тип
Обоснование методов измерения:
В данном исследовании из всех аспектов социальной установки нас
интересует отношение исследуемых психологических типов к рекламе, для этого
воспользуемся достаточно разработанной методикой измерения социальной
установки - методом Терстоуна. В начале необходимо составить множество
суждений, характеризующих социальную установку с различных сторон:
негативное отношение к установке, нейтральное и отрицательное, после чего
предполагается то, что все эти суждения можно разместить в конечное число
ячеек (в нашем случае 7). Каждая ячейка предполагает соответствующее
отношение к установки на рекламу (первая ячейка отражает крайне
положительное отношение к социальной установке на рекламу, четвертая ячейка
отражает нейтральное отношение, а седьмая крайне негативное отношение).
После чего необходимо провести экспертный опрос. Экспертам беспорядочно
предлагаются суждения, и в их задачу входит то, что им нужно разместить
суждения в соответствующие ячейки. Все суждения, характеризующие социальную
установку на рекламу, размещаются на психологическом континууме отношения к
рекламе.
Составление суждений, характеризующих отношение к рекламе.
Реклама помогает узнавать о новых товарах
Реклама забила весь эфир
Реклама очень агрессивна
Реклама – глупа
Реклама оторвана от реальной жизни
Реклама помогает в бизнесе
Реклама вызывает доверие
Реклама диктует людям стиль жизни
Рекламе нельзя доверять
Реклама двигатель торговли
В рекламе происходит массовая эксплуатация женского образа
Я очень люблю рекламу
Реклама не профессиональна
Реклама не адаптирована к нашей культуре
Реклама ориентирует человека делающего покупку
Многое в рекламе мне нравится
Реклама не эффективна
Абсолютно вся реклама раздражает
Реклама это произведение искусства
Реклама просто ненавистна
Реклама угнетает
Я не представляю свою жизнь без рекламы
Реклама никому не нужна
Реклама жизненно необходима
Реклама – это наркотик
Реклама неэтична
Реклама заведомо ложна

После проведения экспертного опроса была получена следующая таблица
распределения рангов, приписанных 10-ю экспертами (в клетках таблицы -
количество экспертов, приписавших рассматриваемому суждению данный ранг)
| |Ном| | | | | | |Медиана |Квартильный |
| |ер | | | | | | | |размах |
| |яче| | | | | | | | |
| |йки| | | | | | | | |
|Номер |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |Me |Q3-Q1 |
|суждения | | | | | | | | | |
|1 |2 |2 |5 |2 | | |1 |2,4 |1,75 |
|2 |4 |3 |4 |1 | | | |1,7 |2,00 |
|3 |2 |3 |3 |2 |1 | | |2,2 |2,00 |
|4 | | | | |2 |5 |5 |5,8 |1,00 |
|5 |9 |1 |1 | | | | |0,6 |0,00 |
|6 | |2 | |2 |1 |5 |1 |5,1 |2,00 |
|7 | | |1 |2 |4 |2 |3 |4,8 |2,50 |
|8 |2 |1 | |2 |3 |2 |2 |4,3 |1,50 |
|9 |1 |2 |2 |3 |1 |3 | |3,3 |3,50 |
|10 | | |2 |2 |5 | |3 |4,4 |2,50 |
|11 | | |1 | |1 |5 |5 |5,8 |1,00 |
|12 | |1 | | |1 |2 |9 |6,3 |1,00 |
|13 |4 |5 | |1 | | | |1,2 |1,00 |
|14 | | |1 |1 |3 |2 |6 |5,7 |2,00 |
|15 |6 |4 |2 | | | | |1,0 |1,00 |
|16 |5 |2 |4 |1 | | | |1,5 |3,00 |
|17 | | | |1 |3 |5 |3 |5,4 |1,75 |
|18 |1 |6 |4 |1 | | | |1,8 |1,00 |
|19 | | | |1 |2 |7 |2 |5,4 |1,75 |
|20 |2 |8 |1 | |1 | | |1,5 |0,00 |
|21 | | | | |2 |3 |7 |6,1 |1,00 |
|22 | |1 |1 |2 |2 |2 |4 |5,0 |3,00 |
|23 |2 |4 |4 | |1 | |1 |2,0 |1,00 |
|24 |1 |2 | |3 |1 |3 |2 |4,0 |3,50 |
|25 |1 |2 |2 |3 |1 |1 |2 |3,3 |2,50 |
|26 | |2 |1 |1 |1 |4 |3 |5,2 |3,50 |
|27 | | |1 |1 |1 |2 |7 |6,1 |1,75 |

После построения нашей таблицы необходимо решить, какие суждения надо
отбросить в силу большого квартильного размаха (т.е. те суждения, о
расположении которых на установочном континууме эксперты не сошлись во
мнениях). Мы решили, что квартильный размах должен быть меньше двух, тогда
после отсева многозначных суждений у нас останутся следующие

|Суждение |Размещение |
| |суждения на |
| |континууме |
|1. Реклама помогает узнавать о новых |2,4 |
|товарах | |
|4. Реклама – глупа |5,8 |
|5. Реклама оторвана от реальной жизни |0,6 |
|8. Реклама диктует людям стиль жизни |4,3 |
|11. В рекламе происходит массовая |5,8 |
|эксплуатация женского образа | |
|12. Я очень люблю рекламу |6,3 |
|13. Реклама не профессиональна |1,2 |
|15. Реклама ориентирует человека |1,0 |
|делающего покупку | |
|17. Реклама не эффективна |5,4 |
|18. Абсолютно вся реклама раздражает |1,8 |
|20. Реклама просто ненавистна |5,4 |
|21. Реклама угнетает |1,5 |
|23. Реклама никому не нужна |6,1 |
|27. Реклама заведомо ложна |2,0 |

Студенты социологического факультета МГУ им. Ломоносова просят Вас принять
участие в опросе, посвященном анализу отношения населения к рекламе
Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все варианты
ответов.
Затем из предложенных ответов выберете тот вариант, с которым Вы
согласны и обведите кружком номер (цифровой код) этого ответа.
Материалы данного опроса будут использованы только в обобщенном виде
для научно-практических целей.

Заранее благодарим Вас!

Анкета


Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы
"встряхнуться", испытать возбуждение?
Да
Нет
Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить
или утешить?
Да
Нет
Вы человек беспечный?
Да
Нет
Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Да
Нет
Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
Да
Нет
Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания
(независимо от того, удобно это Вам или нет)?
Да
Нет
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Да
Нет
Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
Да
Нет
Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то
причин?
Да
Нет
Сделали бы Вы почти все что угодно на спор?
Да
Нет
Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести
разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
Да
Нет
Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
Да
Нет
Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
Да
Нет
Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь
такое, чего не следовало бы делать или говорить?
Да
Нет
Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
Да
Нет
Легко ли Вас обидеть?
Да
Нет
Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
Да
Нет
Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
Да
Нет
Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что все 19 горит в руках, а
иногда совсем вялы?
Да
Нет
Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких Вам?
Да
Нет
Часто ли Вы мечтаете?
Да
Нет
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Да
Нет
Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
Да
Нет
Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
Да
Нет
Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в
компании?
Да
Нет
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Да
Нет
Считают ли Вас человеком живым и веселым?
Да
Нет
Часто ли Вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что
могли бы сделать его лучше?
Да
Нет
Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
Да
Нет
Вы иногда сплетничаете?
Да
Нет
Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в
голову?
Да
Нет
Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете об этом
прочитать в книге, нежели спросить?
Да
Нет
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Да
Нет
Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?
Да
Нет
Бывают ли у Вас приступы дрожи?
Да
Нет
Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не
опасались проверки?
Да
Нет
Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
Да
Нет
Раздражительны ли Вы?
Да
Нет
Нравится ли Вам работа , которая требует быстроты действия?
Да
Нет
Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли
бы произойти?
Да
Нет
Вы ходите медленно и неторопливо?
Да
Нет
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
Да
Нет
Часто ли Вам снятся кошмары?
Да
Нет
Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай
побеседовать с незнакомым человеком?
Да
Нет
Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
Да
Нет
Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были
лишены широкого общения с людьми?
Да
Нет
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
Да
Нет
Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
Да
Нет
Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
Да
Нет
Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши 5 ошибки в работе
или на Ваши личные промахи?
Да
Нет
Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Да
Нет
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Да
Нет
Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
Да
Нет
Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
Да
Нет
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
Да
Нет
Любите ли Вы подшучивать над другими?
Да
Нет
Страдаете ли Вы от бессонницы?
Да
Нет

Реклама помогает узнавать о новых товарах
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама – глупа
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама оторвана от реальной жизни
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама диктует людям стиль жизни
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
В рекламе происходит массовая эксплуатация женского образа
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Я очень люблю рекламу
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама не профессиональна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама ориентирует человека делающего покупку
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама не эффективна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Абсолютно вся реклама раздражает
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама просто ненавистна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама угнетает
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама никому не нужна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама заведомо ложна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)

В ЗАВЕРШЕНИЕ ОПРОСА НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ
Ваш Пол
мужской
женский

ВОЗРАСТ
до 30 лет
30 – 50 лет
старше 50

ОБРАЗОВАНИЕ
неполное среднее
среднее
среднее специальное
неполное высшее и высшее

ВАШ РОД ЗАНЯТИЙ? (В данном вопросе можно отметить только одну позицию.
Выберите ту позицию, которую Вы считаете соответствующей своему основному
роду занятий в момент опроса.)

рабочий
инженерно-технический работник
служащий (работник аппарата предприятия, учреждения)
интеллигенция, не занятая на производстве (учитель, врач, научный
работник, журналист и т.д.)
предприниматель, имею свое дело
студент
пенсионер
военнослужащий
сотрудник органов охраны общественного порядка
домохозяйка
безработный
другое _____________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
-----------------------
Псих. типы

Отношение к рекламе

экстраверт

интроверт

позитивное

негативное

нейтральное






Новинки рефератов ::

Реферат: Земские соборы (История)


Реферат: Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лихтенштейн (История)


Реферат: Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского (Педагогика)


Реферат: Алхимия (Химия)


Реферат: Основные средства: бухучет и налогообложение (по состоянию на февраль 2002г.) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нацизм и фашизм с христианской точки зрения (Политология)


Реферат: Стили общения (Педагогика)


Реферат: Конспект лекций по Римскому праву (Право)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель (Искусство и культура)


Реферат: Расследование тяжких преступлений против личности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Технико-экономическое и оперативное планирование на горном предприятии ГОАО "ш (у Октябрьское" (WinWord) (Менеджмент)


Реферат: Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет (Педагогика)


Реферат: Деятельность Ивана Федорова в Украине (Культурология)


Реферат: Соловьев (Философия)


Реферат: Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации (Политология)


Реферат: Анализ деловой активности (Предпринимательство)


Реферат: Ликвидация юридического лица (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ценообразование в мировой торговле (Международные отношения)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист