GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Генетика и естественный отбор (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Генетика и естественный отбор (Естествознание)


Министерство высшего образования
Российской Федерации.
Дальневосточный государственый технический университет.
Арсеньевский технологический институт.



Кафедра естественнонаучных и обще профессиональных дисциплин.



Реферат

по концепциям современного естествознания
на тему:
“Генетика и естественный отбор”



Студент Козлов Денис Валерьевич
Группа АР-891

Преподаватель Демич Г.Г.



Арсеньев
2000
Содержание:

Введение 1
Эксперимент Менделя 2
2.1 Новые гены, или старые? 2
Мутация 3
Свидетельство 4
Естественный отбор 6
Истощение генофонда 6
Список использованной литературы 8

Был летний день в монастырском саду, в Чехословакии, больше 100 лет назад.
Большинство монахов ничего не знали о росших там растениях гороха. Однако
для одного из них эти растения представляли большой интерес, так как он
проводил с ними свой научный эксперимент.
Аббата Грегора Менделя особенно занимал вопрос о том, как растения
передавали свои признаки следующему поколению. «Что произошло бы, если бы я
скрестил растение с белыми цветками с растением с красными цветками? Было
бы следующее поколение белым, или же красным? Что было бы, если скрестить
высокое растение с низкорослым? Какой высоты было бы новое растение?»
Проведя эти эксперименты и тщательно проанализировав полученные
результаты, Мендель понял, что открыл какие-то фундаментальные законы
наследственности. Под сильным впечатлением от своего открытия он
опубликовал свои выводы в научном журнале — но научный мир полностью
проигнорировал эту работу Менделя. Разочарованный, он прекратил свои
исследования. Умирая в 1884 году, Мендель не имел никакого понятия о том,
что двумя десятками лет позднее он приобретет всемирную известность как
основатель новой науки. В настоящее время работа Менделя считается началом
науки генетики, изучающей наследственность.
Теперь мы должны обратиться к вопросу о том, подтверждают ли выводы
генетики идею эволюции, как это широко утверждается в научных кругах.
Мендель опубликовал свои выводы в конце 1860-х годов, как раз в то самое
время, когда теория Дарвина стала приобретать громадную популярность.
Мендель опубликовал свою работу в известном журнале, и о. его статье,
несомненно, было широко известно. Однако, лишь в 1900 году, через
шестнадцать лет после смерти Менделя, была вновь открыта работа Менделя, и
понято, ее значение.
Почему так долго игнорировали столь жизненно важные открытия? Ответ
почти не вызывает сомнений — потому, что они противоречили дарвиновской
теории эволюции. Хотя это и редко признают сегодня, открытие Менделя
опровергало одну из важнейших гипотез Дарвина. Это подтверждается тем
фактом, что после того, как была вновь открыта работа Менделя,
дарвинистская эволюция на время утратила свой блеск. Спустя некоторое время
эволюционное мышpppppление возродилось в несколько ином виде, как говорили,
вполне совпадавшем с менделевской генетикой. Однако, как мы увидим ниже, ни
та, ни другая не выдерживали критики, и не могут быть признаны правильными.

Эксперимент Менделя

Что в открытии Менделя говорило против дарвиновской теории эволюции?
Лучшим ответом на этот вопрос будет оценка того, что он в действительности
открыл. Мендель скрещивал различные сорта пищевого гороха. При скрещивании
растения с красными цветками с растением с белыми цветками потомство имело
красные цветки. Затем Мендель скрестил это красноцветное потомство между
собой, и обнаружил, что получилось их потомство с соотношением 3 красных :
1 белый.
Это будет более понятно, если обратиться к генам, участвовавшим в этих
скрещиваниях. Понятие «ген», по Менделю, можно рассматривать как элемент
наследственности, определяющий какую-то конкретную характеристику
организма, в данном случае окраску цветка. Он может существовать в двух
формах, вызывающей развитие красных цветков, и вызываю щей развитие белых
цветков. Потомство от первоначального скрещивания красно-цветковых растений
с бело-цветковыми имело, без исключения, красные цветки, хотя исходные
растения имели гены как для красных цветков, так и для белых.
Мендель сделал вывод о том, что ген красного цвета должен преобладать
над белым, и поэтому любое наделенное обоими этими генами растение должно
быть красным. Когда эти красные растения скрестили друг с другом, стало
возможным объединение двух белых генов, и получение потомства с белыми
цветками. Шанс на то, что потомство получит по меньшей мере один красный
ген, определяется отношением 3:1.

Новые гены, или старые?

Мендель нашел, что когда он скрещивал красно-цветковые растения,
полученные в качестве потомства от его первоначального скрещивания, он
получал как белые цветки, так и красные. Теория Дарвина основывается на
предположении о том, что в подобном случае белый цвет является новым
признаком, приобретенным молодыми растениями, которым их родители не
обладали. В конечном счете, при продолжении эволюционного развития сорт
должен приобрести новые признаки.
Мендель показал, что этот признак не был приобретен. Он все время
присутствовал в поколении родителей, хотя и подавлялся более преобладающим
геном. Если применить к идеям Менделя статистику, можно очень легко
показать, что гены у нового поколения показывают ту же частоту проявления,
что и у поколения родителей. Можно было бы вызвать утрату каких-то генов
путем убийства тех особей, которые ими владеют, но новые гены приобрести
невозможно.
Не удивительно, что дарвиновская теория начала искать выход из этого
затруднительного положения, когда выявились эти факты. Она была спасена от
полного краха появлением теории, согласно которой гены могут иногда
изменяться, превращаясь в совершенно новые формы. Это радикальное изменение
в генах известно как мутация.
В этом виде и существует ныне дарвиновская теория. Предполагается,
что мутации могут изменять гены в новую форму. Утверждается, что процесс
естественного отбора действует за счет отбора этих новых генов,
благоприятных для организма, и отбрасывания других.
Эволюционисты утверждают, что классическим примером этого является случай
пяденицы березовой. В 1860-е годы цвет этой березовой пяденицы был светлым,
хотя были известны и редкие темные экземпляры. В течение следующих 100 лет
темная разновидность становилась все более и более обычной, пока в конечном
счете редкой не стала светлая разновидность. Причиной этого изменения
является то, что темная разновидность была непрактичной изначально, так как
была очень заметна на фоне коры деревьев, и легко становилась добычей
хищников. Светлую разновидность заметить было нелегко, и поэтому она была
защищена от хищников. Однако, по мере промышленного развития стволы
деревьев почернели от сажи, и ситуация стала обратной. Теперь светлая
разновидность стала заметной хищникам, тогда как темная оказалась более
защищенной.
Это пример того, что эволюционисты называют естественным отбором. Теперь
гены будут отбираться в том случае, если они сообщают какое-то преимущество
организму, и предполагается, что в результате мутации могут возникать
новые гены.

Мутация

Для современной теории эволюции вопрос о мутации имеет большое значение.
Если бы мутации не происходили, эволюция была бы невозможна. Поэтому мы
должны изучить вопрос о мутациях, и посмотреть, действительно ли они имеют
место, как утверждают эволюционисты.
Прежде всего несомненно, что мутации происходить могут, и происходят. Во-
вторых, столь же несомненно, что любое изменение гена это всегда изменение
в худшую сторону. Этого и следовало ожидать. Гены сложны и удивительны, и
любое крупное изменение в них приводит к их менее эффективному
функционированию.
Это генетики выяснили после семидесяти лет интенсивного
экспериментирования. За это время они вызвали тысячи мутаций в различных
организмах, но им так и не удалось получить ни одной мутации, которая
убедительным образом оказывала бы благоприятное воздействие на организм.
Действительно, в настоящее время является общепризнанным тот факт, что
мутации в естественных условиях столь редки, и столь часто оказываются
вредными, что когда они имеют место, они не имеют никакого значения для
генетики какой-то популяции живых существ. Все особи, претерпевающие
мутацию, проявляют тенденцию к гибели, и поэтому генетическая
структура популяции в целом остается незатронутой этой мутацией.
Мутации далеки от того, чтобы быть способными продуцировать новые,
сильные гены, которые сделали бы возможной эволюцию какой-то породы
организмов. Они представляют собою крайне редкие и разрушительные события,
не изменяющие генетическую структуру породы в целом — за исключением
некоторых случаев ослабления ее. Это в равной степени относится как к так
называемым благоприятным мутациям, таким как серповидноклеточная анемия,
так и к стойкости к лекарствам бактерий. Но даже и в том случае, если бы
мутации происходили так, как утверждают эволюционисты, эволюция все равно
была бы невозможна.

Свидетельство

Широко известный биолог, сэр Элистер Харди, в своей книге «Поток жизни»
напоминает нам об одной из самых основополагающих идей эволюции — что один
и тот же орган у различных животных неизбежно эволюционировал из той же
самой структуры единого общего предка.
Возьмем, например, ласт тюленя, руку человека и крыло птицы. Хотя они
различны по форме и функции, основное расположение костей в них одинаково.
Поэтому предполагается, что все эти существа эволюционировали из некоего
примитивного позвоночного, с таким же расположением основных костей.
Структуры, подобные этой, которые, как считается, эволюционировали из
единого общего предка, называют гомологичными структурами.
Еще одним примером гомологичного органа является глаз мухи. Существует
много разных типов дрозофил, и у некоторых из них глаза мухи очень сильно
отличаются друг от друга на вид. Хотя они и выглядят по-разному,
эволюционист полагает, что все они эволюционировали из некоего раннего типа
глаза. Поэтому они гомологичны. Эволюционная теория утверждает, что все
существующие в настоящее время гомологичные органы эволюционировали
за счёт мутаций генов, определявших первоначальный орган. Иными словами,
гены, продуцирующие гомологичные органы в наше время, это те же самые гены,
которые продуцировали анцестральный орган; правда, структура этих генов
изменилась.
Большая проблема для эволюционистов состоит в следующем: во многих
случаях можно показать, что то, что они называют гомологичными органами,
образуется благодаря действию совершенно иных генов. Например, существует
две породы дрозофилы, глаза которых эволюционисты могут рассматривать как
гомологичные, и все же эти глаза в обоих случаях совершенно определенно
обусловлены разными генами.
Это не изолированный случай. За многие годы таких примеров выявилось
много. Невозможно отрицать того, что концепция гомологии в терминах
одинаковых генов, передаваемых от общего предка, развалилась. Это относится
также и к знаменитому примеру передней конечности позвоночных. Посмотрим на
ген, управлявший развитием этого первоначального анцестрального
позвоночного. Если угодно, посредством мутации можно хоть миллион раз
изменить этот ген! Но это никогда не вызовет изменения передней конечности
в ласт тюленя, или же в руку человека, поскольку эти органы управляются
другими генами!
В течение последних семидесяти лет ученые утверждали, что изучение
генетики подтверждает эволюционную теорию. Мы рассмотрели возражения против
этого утверждения. Мы поняли, во-первых, что классический эксперимент
Менделя показал, что новые признаки не приобретаются популяцией, а
передаются непосредственно от родителей ребенку в виде генов. Таким
образом, таких изменений, за счет которых могла бы осуществляться эволюция,
не происходит. Далее, мы увидели, что выдвинутая эволюционистами теория
мутаций, которая по их мнению должна снять это возражение, сама по себе не
адекватна задаче объяснения эволюции. Иначе говоря, генетика не
подтверждает эволюционную теорию.

Естественный отбор
Однако о правильности постулатов генетики должно быть сказано гораздо
больше. Далекие от того, чтобы поддержать эволюционную теорию, исследования
последних семидесяти лет приводят к единственному выводу: эволюция
происходить не могла, и побеждает Библия. Рассмотрим теоретический случай
того, что эволюционисты называют естественным отбором, а затем проследим за
ним до логического вывода.
Представить себе популяцию морских птиц, которые могут существовать в
условиях одного из нескольких различных цветов. По мере увеличения этой
популяции некоторые птицы колонизируют соседний остров, цвет которого
темный. Белые и светло-серые птицы на этом острове хорошо заметны хищникам,
которые их уничтожают. Выживают темные птицы, которые незаметны. Постепенно
порода темных птиц развивается, тогда как светлые гибнут.
Подобный же процесс происходит на другом соседнем острове, цвет которого
на этот раз светлый, и птицы на нем выживают светлые. Таким образом, за
счет естественного отбора из первоначальной популяции развиваются две
породы птиц. В конечном счете их можно рассматривать как новые виды.

Истощение генофонда

Эволюционисты утверждают, что эволюция происходит именно за счет процесса
такого типа. Но что происходит с генетической точки зрения? В
первоначальной популяции существовали гены, определяющие черную, темно-
серую, светло-серую и белую окраску. На черном острове популяция утратила
все гены кроме управляющих черной и темно-серой окраской, поскольку гены
светло-серой и белой окраски оказались утраченными за счет гибели светлых
птиц. Таким образом, естественный отбор привел к тому, что генофонд стал
беднее. Теперь в нем меньше форм генов, а не больше, чего требует эволюция
(так как в случае, если популяция не приобретает новых генов, она никогда
не может стать более сложной).
Поскольку такая новая популяция темных птиц генетически беднее, она
более склонна к вымиранию. Незначительное изменение окружающей среды,
например, посветление этого острова, будет способствовать истреблению этой
породы хищниками.
Если бы такой процесс происходил в крупны масштабах, можно было бы
ожидать вымирания многих видов, и именно это демонстрирует история. Иными
словами, естественный отбор определяет тенденцию в направлении к
генетической смерти, а не в направлении развития новых видов.
Мы видим, что процесс естественного отбора приводит к новым
разновидностям живых существ, гораздо более бедных генами в сравнении с
ранней популяцией, из которой они развились. С эволюционистской точки
зрения это означает, что амебоподобные существа, из которых все мы
эволюционировали, должны были обладать бесконечно более богатым и
разнообразным генофондом, чем наш собственный! Это совершенно смехотворно.
С истинно научной точки зрения, в прошлом должны были существовать группы
животных, обладавшие богатым разнообразием признаков, и из которых
образовались те более специализированные типы, какие мы наблюдаем в наши
дни. Я считаю, что именно об этом говорится в Библии, где сказано, что Бог
сотворил животных «по роду их».
В этом процессе естественного отбора мы видим не средство, за счет
которого происходила эволюция, а великую мудрость и милость Бога.
Вспомним, что климат, в котором мы живем на Земле в настоящее время, совсем
не тот, который преобладал во времена сотворения Земли. Всемирный Потоп
времен Ноя вызвал громадные изменения. В своей великой мудрости Бог
сотворил людей, и большинство животных, наделенными достаточной
генетической приспособляемостью для выживания в условиях этих крупных
изменений. Некоторые из них, например, динозавры, не смогли приспособиться,
и поэтому вымерли. Мы наблюдаем в наши дни такие существа, как тропические
рыбы и полярные животные, места обитания которых ограничены рамками узких
климатических регионов. Несомненно, что естественный отбор обеспечил им
возможность выживания из первоначальных сотворенных Богом популяций.
Таким образом, процесс естественного отбора оперирует факторами, уже
присутствующими в популяции. Например, темная разновидность пяденицы
березовой существовала еще до того, как в результате естественного отбора
она превратилась в самую обычную муху. Бог сотворил нас с намного большими
потенциальными возможностями, чем требовалось вначале. Адам, по-видимому,
обладал генетическим потенциалом, достаточным для всех живущих теперь на
земле человеческих рас.

Список использованной литературы:

1. С.Бейкер.
Камень преткновения.Верна ли теория эволюции? – М., «Протестант», 1992
2. Arthur Rook, «Origins and Growth of Biology», (Penguin, 1964)
3. R. L. Gregory, «Eye and Brain», (Weidenfeld and Nicolson, 1966)







Реферат на тему: Генетическая программа человека и природа гениальности
Генетическая программа человека
и природа гениальности



Гений – это на 99 процентов труд до

изнеможения и на один процент игра воображения.
Томас Эдисон
Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит

к неумолимому выводу: гениями рождаются.
В.П. Эфроимсон


Генотип человека содержит около 100 тысяч генов, функционирующих как
единая взаимосвязанная система, в которой любой ген находится в сложном
взаимодействии со всеми другими. Характер этих взаимодействий связан с
физико-химическими свойствами отдельных атомов и групп атомов, входящих в
структуру ДНК (электроотрицательность, потенциал ионизации, электроно-
донорная или протонодонорная способность, структура электронных облаков,
возможность передавать электронные эффекты вдоль всей цепочки углеводного
остова и т.д.). К сожалению, сегодня не построена даже принципиальная
модель этих процессов, и теоретическая генетика вынуждена во многом
использовать эмпирические данные. Идентифицирована всего лишь небольшая
часть всех имеющихся в генотипе генов.
Науке известны гены-модификаторы, отвечающие за морфологию и видовые
признаки, гены-регуляторы биохимических процессов, гены дифференцировки,
которые дают команды, когда у зародыша развиваться тем или иным органам.
Наука уже создала своего рода "таблицу Менделеева" из идентифицированных
генов.
Количество всевозможных сочетаний генов в зиготах определяется числом 2
23, и появление у зародыша тех или иных свойств предков является довольно
случайным и в естественных условиях непредсказуемым. Огромное многообразие
всевозможных комбинаций генов исключает появление хотя бы двух генетически
идентичных людей (за исключением однояйцевых близнецов).
Гены отличаются высокой устойчивостью к внешним воздействиям и способны
оставаться неизменными на протяжении многих поколений. Каждый из нас в
своей генетической программе хранит память о всех ступенях развития живого
вещества. И вместе с тем, под воздействием изменяющихся факторов окружающей
среды или при стечении случайных обстоятельств спонтанно могут появляться
мутации, сохраняться и передаваться потомству. С каждым поколением человек
все более отягощается грузом отрицательной наследственности, вероятность
проявления которой повышается с ухудшением качества окружающей среды.
Несмотря на способность генетического кода, снимающую случайные шумы и
повреждения, время от времени различные виды повреждений генов реализуются
в отдельных индивидах. Эти изменения могут быть наследственными и особенно
ярко проявиться при наличии большого числа родственных браков, при которых
вероятность повторения повреждения возрастает. Во время генных мутаций
происходят искажения одного или нескольких генов, как правило, в периоды
репликации (удвоения) ДНК. Искажение генов половых хромосом происходит в
результате изменения различных факторов внутриклеточной среды и при
соответствующих условиях может передаваться по наследству. Сегодня известно
свыше трех тысяч генетических нарушений. Природа многих из них до сих пор
остается неизвестной. Например, у четырех человек из ста есть
наследственная предрасположенность к заиканию, причем у мужчин она
встречается в четыре раза чаще, чем у женщин. Дальтонизмом страдает около
45% мужчин и около 1% женщин, гемофилией страдают только мужчины, хотя
женщины являются носительницами поврежденного гена.
Хромосомные нарушения связаны с искажением хромосом в процессе
образования гамет. Эти искажения могут быть нескольких типов. Повреждения
внутри аутосомных хромосом (1-22) связаны с различными аномалиями. эмбрионы
с нарушениями в хромосомах 1-15 погибают до рождения, либо рождаются
нежизнеспособными. Дети с повреждениями в хромосомах 15-18 рождаются с
физическими уродствами и пониженным интеллектом. Лишняя хромосома в паре 21
обуславливает болезнь Дауна. Сегодня достаточно хорошо изучены нарушения в
половых хромосомах (23). Наличие лишней Х-хромосомы приводит к синдрому
Клайнфельтера у мужчин (характерный женский тип телосложения, умственная
отсталость, бесплодие), наличие лишней Y- хромосомы порождает высокую
степень агрессивности. Исследования в колониях жесткого режима показали,
что их обитатели в 30% случаев страдают именно этим дефектом. Иногда при
типично мужском сочетании в половых хромосомах (ХY) рождается женщина.
Очень часто такой тип встречается среди спортсменок или деловых женщин. К
третьей группе относятся многофакторные болезни с наследственной
предрасположенностью (алкоголизм, ишемия, диабет и др.). При
неблагоприятных условиях эта предрасположенность реализуется. Искажения на
молеуклярном кровне могут произойти под действием физических (различные
типы излучений, гипертермия и гипотермия), химических (пестициды, тяжелые
металлы, некоторые лекарственные препараты, алкоголь и др.), биологических
(вирусы и возбудители, вакцины) и других мутагенов и всязаны с повышением
частоты врожденных пороков развития.
Но наряду с такими людьми появляются люди гениальные[1] , с незаурядными
способностями, значительно превышающими способности среднего человека.
Число общепризнанных гениев в Европе и Северной Америке за исторически
обозримое время исчисляется, по мнению многих независимых экспертов, в
400–500 человек. Что сближает этих столь разных людей между собой?
В современной науке термин "гениальность" употребляется как для
обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов
его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной
деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта,
представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с
созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в
определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из
которой гений черпает материал для своего творчества". Четко
разграничивает гении и таланты формула: "Гений делает то, что должен,
талант - то, что может". Формула подразумевает подвластность гения той
задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность
своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения
поставленной цели, для решения поставленной задачи. Может ли в основе этой
последней особенности лежать какое-либо физиологическое свойство,
определяемое чисто генетически?
От античности идет взгляд на гениальность как "божественный дар", как род
иррационального вдохновения, "озарения свыше". Но где истоки гениальности?
Говорят, безумие и гениальность - дети одной природы. Генетики усиленно
ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена
нет. Есть лишь довольно малая вероятность уникального сочетания генов,
которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. Сегодня
эта вероятность оценивается учеными в 10-4. Но гений реализуется, лишь
попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до
высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже - 10-8. Благоприятная
социальная среда способствует реализации природных задатков, небагоприятная
превращает потенциального гения в заурядность.
Проблема гениальности на генетическом уровне широко и всесторонне изучена
в работах крупнейшего советского генетика и знатока истории В.П.
Эфроимсона. Исследуя психику, творчество, жизнь и генеалогию некоторых
выдающихся людей, он пришел к выводу, что гениальность - это некое
пограничное состояние между "светом и тьмой", лезвие бритвы, тонкая грань
между психическим расстройством и нормой. Примеров тому в истории
человечества предостаточно.
Чем же отличается гений от других, даже, может быть, и очень способных
людей? Прежде всего, уникальным сочетанием генов, возникшим из случайной
комбинации генов его предков. Он наделен благодаря этому живым и
любознательным умом, обостренностью ощущений, исключительной
восприимчивостью окружающего мира, эмоциональной напряженностью, ярко
выраженным темпераментом. Обстоятельства могут выковать из индивида гения,
если у индивида есть задатки от природы.
В благоприятных условиях среды, окружающей такого индивида, при наличии
трудолюбия задатки развиваются в талант, в противном случае - в
непризнанного гения, как правило, в конечном итоге деградирующую личность с
разрушенной психикой. Дети, имея природные задатки, например, врожденный
абсолютный музыкальный слух или пластичность движений, инстинктивно
стремятся сами развивать эти задатки. Почему ребенку нравится выполнять ту
или иную роль, почему у него склонности к тому или иному занятию? Взрослым
- родителям, педагогам это нужно замечать и помогать ребенку реализовать
свои возможности. Значение именно ранних воздействий, развивающих
интеллект, доказывается тем, что 20% будущего интеллекта приобретается к
концу 1-го года жизни, 50% - к 4-м годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет.
Психоанализ, биология и генетика сходятся теперь в понимании того, что и
творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел
свои первые годы жизни. Шансы, представленные или отнятые в это время,
определяют его последующую способность к образованию.
Стержень концепции Эфроимсона состоит в убеждении, что потенциальные и
состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе
генетические факторы внутреннего "допинга", резко повышающие психическую и
интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны
четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: 1) гиперурикемия или
повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; 2) высокое содержание
андрогенов у женщин с синдромом Морриса; 3) повышенный уровень
катехоламинов при синдроме Марфана; 4) циклическая стимуляция повышенной
умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.
Ученый призывает исследовать, как в разных ситуациях гены, стимулирующие
творческую активность, зависимые от генотипа гормональные допинги
определяли судьбу личностей в истории.
Исследуя феномен А. С. Пушкина, Эфроимсон изучил его генеалогическое
древо до пятого колена, предрасположенности, характеры и наклонности всех
его предков по материнской и отцовской линиям. По его наблюдениям,
одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выраженой циклотимии
(склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения), унаследованной
им от своих родителей - кровных родственников (предки отца и матери поэта в
пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта,
как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и
продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная
память, широкий кругозор, гибкость ума. Психиатры охарактеризовали такой
тип как акцентуированную личность. В молодости повеса, донжуан, дуэлянт, он
с возрастом стал более управлять своими страстями и направлять их в
творческое русло. По воле случая поэт оказался наследником еще одного
фактора психической стимуляции умственной активности. Известно, что его
ближайшие родственники страдали подагрой, был склонен к ней и сам поэт.
Заболевание это связано с увеличением в крови мочевой кислоты, по своим
свойствами действию похожей на кофеин, большие дозы которого вызывают
гипертимическую стимуляцию умственной активности[2]. Как правило,
обострение этой болезни происходит в осенний период. Эти факторы,
соединившись в геноме Пушкина в их пограничном выражении, оказались
стимуляторами его творческой деятельности, которые, воздействуя на
необыкновенную природную одаренность поэта, дали человечеству гения с ярко
выраженной цикличность в творчестве, максимум которой приходился в
большинстве случаев на осенний период.
Другой пример - творчество Ганса Христиана Андерсена. Исследователи,
изучавшие его жизнь и творчество, отмечают, что у него налицо все признаки
синдрома Марфана, особой формы диспропорционального гигантизма, -связанного
с пороками развития мезодермы и экзодермы зародышевого листка эмбриона.
Сегодня ген сндрома Марфана локализован, он находится в длинном плече
хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий - высокий рост
при относительно коротком туловище, непропорционально длинные конечности,
арахдодактилия (чрезмерно длинные ("паучьи") пальцы), вывих хрусталика,
большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, недоразвитость
жировой ткани, воронкообразную форму груди, что может сопровождаться
пороком сердца и аневризмой аорты. Такие люди характеризуются психической
неустойчивостью, биохимическими нарушениямии, связанными с выбросом в кровь
больших количеств адреналина. Чаше всего такие люди - психически
ненормальны. Но в редчайших случаях, при определенном сочетании с другими
генами, люди с синдромом Марфана показывают очень высокий интеллект. Явные
признаки синдрома Марфана были налицо у таких выдающихся личностей, как
Николо Паганини, Авраам Линкольн, Шарль де Голль, К. Чуковский. Л. Ландау,
почти доказано, что синдром Марфана был В. Кюхельбекера.
В длинном ряду исследований была отмечена исключительная деловитость,
физическая и умственная энергия женщин с тестикулярной феминизацией
(синдромом Морриса) - наследственной нечувствительностью периферических
тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников.Она
является результатом дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского
полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми
хромосомами X и Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием
женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона
тестостерона. Однако поскольку клеточные рецепторы для тестостерона
отсутствуют, он не воспринимается клетками, на которые действуют поэтому
только женские гормоны, заставляющие зародыш развиваться, если можно так
сказать, в женскую сторону.
В конечном итоге на свет появляется псевдогермафродит, который обладает
мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка. В ее теле во
время эмбриогенеза успевают сформироваться семенники, но они не опускаются
в мошонку (из-за ее отсутствия) и остаются в брюшной полости, что нередко
приводит впоследствии к паховым грыжам. Матка и яичники полностью
отсутствуют, что неизбежно приводит к полному бесплодию, хотя не исключает
более-менее нормальной половой жизни. Следовательно, синдром Морриса не
может рассматриваться как врожденное, передающееся по наследству нарушение.
С вероятностью около 1:65 000 он возникает в каждом новом поколении в
результате случайных генетических нарушений.
Псевдогермафродитизм должен был бы порождать тягчайшие психические
травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие,
многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто
поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они
настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что
девушки и женщины с синдромом Морриса (легко определяемые по отсутствию
полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из женских
спортивных состязаний.
При редкости синдрома он обнаруживается почти у 1% выдающихся
спортсменок, т. е. в 600 раз чаще, чем можно было бы ожидать, если бы он не
стимулировал исключительное физическое и психическое развитие.
Гигантизм при синдроме Марфана бросается в глаза и прослеживается в
потомстве, тогда как тестикулярная феминизация очень интимна и больные ею
потомства не оставляют. Тем удивительнее, что все же в истории есть одна
необычайно много совершившая девушка-героиня с этим синдромом.
Жанна д'Арк (1412 - 1432) была высокого роста, крепко сложена,
исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо
тоже было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими
пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, очень охотно
носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет нам
по совокупности других особенностей через пять с половиной веков уверенно
ставить Жанне д'Арк диагноз тестикулярной феминизации - синдрома Морриса..
И основная загадка этой величайшей героини, величайшей гордости Франции,
круто изменившей ход истории, сохранившей человечеству одну из сильнейших
наций, разрешается естественно-научным методом генетического анализа.

Если "средний" человек со средними способностями характеризуется некой
"генетической гармонией" - нормой, то гений - это отклонение от нормы. Но
отклонение перерастает в гениальность лишь при условии тесного
взаимодействия генетической и социальной программ человека[3].
Гениальность сродни природному дару предвидения. Все гениальные люди
имеют высокий уровень интуитивного мышления. Но интуиция, озарения посещают
человека, который, вникая в проблему, пытается идти нетрадиционным путем,
взглянуть на явление с дроугой стороны. И примером этому научные озарения.
Которые, как правило, приводили к сменам научных парадигм. Ньютон,
Больцман, Планк, Эйнштейн - все это люди, которые обладали мощным
интеллектом и интуицией. А. Эйнштейн в одной из статей написал: "Творения
интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют
мир светом и теплом".

Гигантский потенциал
Частота зарождения потенциальных гениев оценивается В.П. Эфроимсоном как
1:2000–1:10 000, и она должна быть более-менее одинаковой у всех
народностей. Статистически это не такая уж и маленькая цифра. Из нее
следует, что, как минимум, в каждой второй школе страны должен учиться
потенциальный гений. Хуже дело обстоит со статистикой гениев, сумевших
реализовать себя в истории. Частота таких случаев падает уже до 1:1 000
000. Противопоставление этих цифр указывает на гигантский потенциал
человеческих ресурсов, который, как правило, на 95% и более остается
нереализованным.
Попытки совершенно сознательно воспользоваться потенциалом человеческой
гениальности в истории были. Так, например, Карл Великий специально
рассылал гонцов во все концы своей обширной империи, включавшей в 800 г.
Францию, Бельгию, Голландию, почти половину Германии, Австрию, север Италии
и Испании, для того чтобы те выискивали одаренных от природы мальчиков и
отсылали их для обучения в школы. Такая практика через некоторое время
привела к так называемому каролингскому возрождению.
Практичные американцы поставили на поток производство не только
автомобилей, но и человеческих талантов. Ежегодно в результате специальных
тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления и
сообразительности, в США отбираются 35 тыс. одаренных старшеклассников
(всего около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается
государственная поддержка для получения высшего образования. Более того,
денежные субсидии получают и те колледжи, которые эти молодые люди избирают
для дальнейшего обучения. В рамки этой политики «выращивания» талантов и
гениев вписывается и программа «откачки мозгов» из стран, отстающих в
экономическом отношении от ведущих держав Запада.
Для повышения доли талантливых детей, сумевших реализоваться, в нашей
стране надо не так уж и много. По мнению В.П. Эфроимсона, «достаточно
предоставить детворе и юношеству хорошие, равные, соответствующие возрасту
условия, и задача резкого повышения частоты развивающихся гениев, тем более
выдающихся талантов, да и талантов вообще, будет решена». Необходимо также
целенаправленно выявлять людей с синдромами Марфана и Морриса и
предоставлять им условия для проявления своих способностей.
С точки зрения синергетики, человек представляет собой целостную
самоорганизующуюся систему. Его совершенствование и усложение функций
происходит под воздействием биологических и социальных факторов.
Морфологическая, психическая и социальная эволюция человека протекали
одновременно, но на разных этапах развития преимущество получал какой-то
один тип: в ранний период преимущество было за морфологическими
изменениями, в более поздний - психическими и социальными.
Развитие головного мозга, инструментальной деятельности, речевого
аппарата, абстрактного мышления, социализация индивида происходили
синхронно в процессе коллективной трудовой деятельности, общения с другими
индивидами и культурно-исторического развития.

Список использованной литературы:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания:
Курс лекций. -М.: Центр, 1997.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания:
Учебник для студентов вузов. -Новосибирск: ЮКЭА, 1997.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания:
Учебник. -М.: Культура и спорт, 1997.
4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум: Учеб.
пособие для студентов вузов. -М.: Культура и спорт: Издат.об-ние "ЮНИТИ",
1998.
7. В.П. Эфроимсон, Предпосылки гениальности, ж-л "Человек", № 2-6, 1997,
№ 1, 1998.
8. "Тема номера", ж-л "Огонек" № 20, 1997.
9. Афонькин С.Ю. "Гены гениальности", газета "1 Сентября. Биология." №47,
1999.

-----------------------
[1] По оксфордскому словарю гений - это "природная интеллектуальная сила
необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству,
требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия.

[2] Другие выдающиеся подагрики - Христофор Колумб, Эразм Роттердамский,
Мартин Лютер, Борис Годунов, Джон Мильтон, Петр I , Бисмарк, Б. Франклин,
Галилей, Ф. Бэкон, Лейбниц, Ньютон, Дарвин, Кант, Шопенгауэр, Мильтон,
Гете, Пушкин, Тютчев, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс, Ренуар, Бетховен,
Мопассан, Тургенев, Блок и т.д.



[3] Как часто потенциальный гений оказывался неспособным реализовать себя?
В одном из рассказов Марка Твена ("бродячий" сюжет, имеется и у O'Генри)
некто, попавший в загробный мир, просит указать ему величайшего полководца
всех времен и народов. В показанном ему он с возмущением узнает умершего
сапожника, жившего на соседней улице. Но все правильно, сапожник
действительно был величайшим военным гением, но ему не довелось командовать
даже ротой. А великие победители мировой истории были, по "гамбургскому
счету", по подлинной иерархии, не особенно замечательными.






Новинки рефератов ::

Реферат: Будущее науки (Естествознание)


Реферат: Древний Вавилон (История)


Реферат: Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы (Педагогика)


Реферат: Учет и реализация готовой продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Pulizer Prize (Иностранные языки)


Реферат: Бизнес-план промышленного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Объекты Гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Евклид и его "Начала" (Математика)


Реферат: Проблемы СПИДа (Биология)


Реферат: Эволюционные причины поведения (Биология)


Реферат: Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом? (Политология)


Реферат: Александр 1 (История)


Реферат: Банковская конкуренция (Банковское дело)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Коррозия меди в 5М изопропанольных растворах НС1 (Химия)


Реферат: Нетрадиционные уроки в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Опционы (Предпринимательство)


Реферат: Берлинская Стена (История)


Реферат: Система удобрения полевого севооборота ОПХ «Колос» (Сельское хозяйство)


Реферат: Сканирующая зондовая микроскопия (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист