|
Реферат: Сравнительный анализ конституций России и США (Политология)
Сравнительный анализ Конституции России и США.
Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:
1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками. 2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров. 3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена. 4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов. 5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление. 6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти. 7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще. 8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма. 9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.
|Россия |США | |Законодательная власть | |Федеральное собрание, состоящее |Конгресс, состоящий из Сената и | |из Совета Федерации и |Палаты Представителей. | |Государственной Думы. |Палата Представителей: выборы | |Дума — 450 депутатов, сроком на 4|каждые два года. | |года. Может быть избран любой |Представительство штата | |гражданин старше 21 года. |пропорционально населению (не | |Совет Федерации — два |более 1 от 30 000). Граждане не | |представителя от каждого |моложе 25 лет, проживающие не | |субъекта. |менее 7 лет в США. Спикер — | |Председатели палат — выборные. |выборная должность. | | |Сенат — два сенатора от штата. | | |Одна треть переизбирается каждые| | |два года. Председательствует | | |вице-президент, без права | | |голоса. | |Законодательный процесс | |Законопроект вносится в Думу, |Законопроект готовится | |принимается большинством голосов,|Конгрессом и поступает на | |передается на утверждение Совета |утверждение к Президенту, вето | |Федерации. Отклонение Советом |Президента может быть преодолено| |Федерации может быть преодолено |двумя третями голосов каждой из | |двумя третями голосов Думы. Вето |палат Конгресса. | |президента может быть преодолено | | |двумя третями голосов каждой из | | |палат. | | |Компетенция парламента | |Совет федерации: |Государственные займы | |Изменения границ |регулирование внешней торговли | |Чрезвычайное и военное положение |эмиссия денег | |Использование вооруженных сил за |стандартизация | |пределами России |формирование судебных органов, | |Назначение судей Конституционного|кроме Верховного суда | |Суда, Верховного Суда, |борьба с нарушениями закона | |Генерального прокурора. |объявление войны и заключение | |Государственная дума: |мира | |Назначение председателя |формирование и содержание армии | |Центробанка |и флота | |Объявление амнистии |разработка законопроектов | | |разрешение конфликтов между | | |штатами | | |принятие новых штатов в состав | | |США | |Исполнительная власть | |Президент избирается сроком на 4 |Президент и вице-президент | |года всеобщим прямым тайным |избираются сроком на четыре года| |голосованием. |коллегией выборщиков от каждого | |Не моложе 35 лет, постоянно |штата. | |проживающий в России не менее 10 |Не моложе 35 лет, постоянно | |лет. |проживающий в США не менее 14 | |Не более двух сроков подряд. |лет. | |В случае невозможности исполнения|Не более двух сроков. | |обязанностей Президентом или |В случае невозможности | |отставки, обязанности исполняет |исполнения обязанностей | |Председатель Правительства. |Президентом, их берет на себя | |Председатель Правительства |вице-президент, затем | |назначается Президентом с |должностное лицо по решению | |согласия Думы. |Конгресса. | |Полномочия Президента и его обязанности | |Глава государства |Глава государства. | |Верховный главнокомандующий |Главнокомандующий вооруженными | |Охрана суверенитета России |силами. | |Определение основных направлений |Заключение договоров с | |политики |иностранными государствами | |Представление интересов страны в |Назначение послов, министров, | |международных отношениях |членов Верховного суда | |Назначение Председателя | | |Правительства, высшего военного | | |командования, послов. | | |Отставка правительства | | |Формирование Совета Безопасности | | |Роспуск Думы | | |Судебная власть | |Конституционный Суд — 19 судей: |Верховный суд, суды штатов | |соответствие законов Конституции,|Верховный суд имеет прямую | |споры о компетенции между |юрисдикцию в процессах, где | |государственными органами. |какой-либо из сторон выступает | |Верховный Суд — гражданские, |штат в целом, или высшее | |уголовные, административные дела,|должностное лицо. В остальных | |подсудные судам общей юрисдикции.|случаях прямую юрисдикцию | | |осуществляют суды другого | |Высший Арбитражный Суд — |уровня, Верховный суд | |экономические споры |рассматривает апелляции. | | |Решения выносит жюри присяжных. | |Права субъектов федерации | |Субъекты имеют свое |Штаты имеют законодательные | |законодательство в рамках |собрания и издают законы, | |Конституции и представительные |действующие на территории штата | |органы, а также органы местного |Не имеют права | |самоуправления. |заключения договоров и союзов | |Не имеют права |эмиссии денег | |ограничивать действие Конституции|выпуска займов | |и власти Президента |отмены законов | |устанавливать таможенные границы,|присвоения титулов | |пошлины, сборы |Не имеют права без согласия | |эмиссии денег |Конгресса | |В совместном ведении с Российской|облагать налогами импорт и | |Федерацией |экспорт | |разграничение собственности |содержать армию и флот | |соответствие законодательных | | |актов | | |природопользование | | |принципы налогообложения | | |координация международных и | | |внешнеэкономических связей. | | |Взаимоотношения субъектов федерации | |Республика (государство) имеет |Граждане любых штатов равны в | |свою конституцию и |правах | |законодательство. Край, область, |Лицо, преследуемое за | |город федерального значения, |преступление в любом штате, | |автономная область, автономный |подлежит задержанию на | |округ имеет свой устав и |территории любого другого штата | |законодательство. |и передаче властям первого. | |Во взаимоотношениях с | | |федеральными органами | | |государственной власти все | | |субъекты Российской Федерации | | |между собой равноправны. | | |Изменения конституции | |Федеральные конституционные |Поправки выдвигаются Конгрессом | |законы выдвигаются Думой и |и должны быть одобрены | |принимаются тремя четвертями |законодательными собраниями трех| |голосов Совета Федерации и двумя |четвертей штатов. | |третями голосов Думы. | | |По основным статьям — созыв | | |Конституционного Собрания, | | |разработка проекта новой | | |Конституции, принятие всенародным| | |голосованием. | | |Права граждан | |Признаются и защищаются равным |(I поправка)Свобода | |образом частная, государственная,|вероисповедания, слова, печати, | |муниципальная собственность |собраний. | |Свобода мысли, слова, массовой |(IV поправка) Неприкосновенность| |информации |личности и жилища. | |Свобода вероисповедания |(V поправка) Защита частной | |Свобода собраний |собственности. | |Труд свободен. Принудительный |(XIII поправка) Запрет рабства и| |труд запрещен. |принудительного труда | |Все равны перед законом и судом |(XIV поправка) Равенство граждан| |Личная неприкосновенность, |перед законом | |неприкосновенность частной жизни |(XV поправка) Равные | |и жилища |избирательные права независимо | |Свобода передвижения |от расовой и национальной | |Равенство прав гражданина |принадлежности | |независимо от пола, расы, |(XIX поправка) Равные | |национальности, языка, |избирательные права независимо | |происхождения, имущественного и |от пола | |должностного положения, места |(XXVI поправка) Равные | |жительства, отношения к религии, |избирательные права независимо | |убеждений |от возраста, старше 18 лет | |Избирательные права |Поддержка науки и искусства | |Право на жилище |путем охраны авторских прав | |Право на медицинское обслуживание| | | | | |Право на образование | | |Свобода творчества, охрана | | |интеллектуальной собственности | | |Обязанности граждан | |Уплата налогов | | |Защита Отечества (военная или | | |альтернативная служба) | | |Охрана окружающей среды | |
Реферат на тему: Сравнительный анализ политической культуры
Сергей Мельников, группа М1-42
Сравнительный анализ политической культуры
1. Человек, его роль о обществе и государстве. 2. Доминирующие представления о динамике общественного развития. 3. Доминирующие представления о сущности (идеале) государства. 4. Доминирующие представления об идеальном политическом лидере. 5. Доминирующие представления о сущности истины и методах ее постижения. 6. Доминирующие представления о том, на что направлена позновательская деятельность людей. 7. Доминирующие представления о месте и роли церкви и обществе и государстве. 8. Доминирующие представления о месте и роли своей культуры и цивилизации в мировом процессе.
31 Мая 1999 г.
| |Запад |Восток |Россия | |1 |Человек как |Человек соблюдает |Человек стремится к | | |составная часть |религиозные традиции|западным образцам | | |общества, |и верен общественным|всесторонней защите | | |находящаяся под |взглядам и |человека. Соблюдает | | |всесторонней защитой|представлениям. В |конституцию и | | |государства. Человек|самом же государстве|исполняет законы. | | |способствует |играет | | | |осуществлению своей |малозначительную | | | |всесторонней защите |роль. | | | |государством – | | | | |платит налоги, | | | | |законопослушен. | | | |2 |Усиление роли и |Всесторонний |Достижение уровня | | |влияния своих стран |прогресс общества, |производства и | | |на общественно |направленный на |материального | | |мировые прогрессы |материальное |благосостояния | | |общества. |благосостояние и |высокоразвитых стран| | | |сохранение духовных |запада. | | | |ценностей. | | |3 |Уничтожить |Стремление |Свобода | | |безработицу, |государства к |предпринимательской | | |повысить |промышленному |деятельности и | | |ассигнования на |подъему и |наличие частного | | |социальное |индустриализации; |частной | | |обеспечение, |повышение |собственности под | | |образование, |общеобразовательного|патронажем | | |медицину; помогать |уровня; развитие |государства; защита | | |слаборазвитым |науки и техники, а |и создание условий | | |странам; создание |также подготовки |для частного | | |условий для |научно-технических |предпринимательства;| | |дальнейшего развития|кадров; создание |защита прав и | | |научно-технического |промышленных |свободы человека; | | |прогресса; выход на |предприятий и |борьба с | | |новый качественный |дальнейшее развитие |криминализацией | | |уровень техники и |производства |общества в | | |технологий. |традиционных |экономической и | | | |товаров, продуктов, |производственной | | | |изделий; |сфере; | | | |сотрудничество с |государственный | | | |высокоразвитыми |контроль за | | | |странами запада в |монополиями. | | | |области науки и | | | | |техники в сфере | | | | |образования. | | |4 |Харизматический |Харизматический |Традиционный | |5 |В борьбе различных |Сущность истины |Методом проб и | | |мировоззрений с |неотделима от |ошибок с | | |учетом |религиозных |использованием | | |демократических |воззрений и канонов.|различных концепций.| | |свобод. | | | |6 |Самосовершенствование, создание новых видов деятельности с | | |последующим извлечением материальной выгоды; достижение | | |финансовой независимости. | |7 |Свобода выбора |Незыблимость |Дальнейшее развитие | | |вероисповедания и |религиозных традиций|и проникновение | | |исключение |и всеобщее |религиозных | | |религиозных |подчинение |воззрений в слои | | |преследований. |религиозным канонам.|общества. | |8 |Влияние и внедрение |Сохранение истоков |Возрождение | | |западной культуры в |культуры (традиций),|культурных традиций,| | |другие страны, |дальнейшее развитие |обрядов, фольклора, | | |распространение |в сочетании и в |бытовых устоев в | | |представлений о |соответствии с |сочетании и | | |собственных |мировым общественным|зависимости от | | |нравственных |развитием, но тем не|уровня общественного| | |ценностях и идеалах |менее независимость |развития. | | |в другие страны с |от западной | | | |целью извлечения |культуры, | | | |прибыли, которая |препятствие к ее | | | |направляется на |проявлению. | | | |углубление и | | | | |расширение западного| | | | |влияния. | | |
| |