GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: П.А. Сорокин - крупный социолог XX века (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: П.А. Сорокин - крупный социолог XX века (Социология)



Московский Психолого-Социальный Институт
Факультет Психологии



Реферат по социологии

на тему:



«П.А. Сорокин – крупный социолог XX века»



Кузьмичёвой Л.А.



Москва. 1997 г.



Содержание:



I «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3
1. Юность………..……………………………………….……….3
2. Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3
3. Научная и преподавательская деятельность…………….…..5
а) «Система социологии»……………………………….…….5
4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10
II «Американский» период жизни П.Сорокина……………….…12
Литература………………………………………………………….14



Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20
века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом
на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской
второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я
познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители
культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных
политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),
монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и
стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.
Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем»
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и
гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,
когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди
студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание
ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г.
был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных
работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и
награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки.
В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них
такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы
правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к
профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала
1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации
была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с
Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания
и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась
успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда,
вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии
эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на
допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина».
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской
ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина
закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в
Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце
1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована
работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях
огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую
общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…
Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными
бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить
совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал
Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп
являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,
сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья
или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это
представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих
людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется
из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и
длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и
антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных
и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на
очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих людей
представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...
Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание
рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,
взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой
суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу
людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным
единством или короче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические
2. биологические
3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и
бессознательный) установления организации группы и обычные приемы
поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь
представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и
исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает
существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между
частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к
исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,
а означают только, что форма, порядок и организация последнего
изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он
подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено
из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества
групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями
последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные
группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба
любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием
каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и
сложных социальных коллективов». Для объяснения исторических процессов
«приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов
поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на
поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут
быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил
2. разряду сил биологических
3. разряду сил социально-психических
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители,
такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие
как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года,
чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит
следующие:

1. потребность питания
2. потребность половая
3. потребность индивидуальной самозащиты
4. потребность групповой самозащиты
5. бессознательное подражание
6. потребность движения
7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные.
К простым он относит:

1. идеи
2. чувства-эмоции
1. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека
2. духовная атмосфера социальной среды
3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство
и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех
этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и
все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что
«абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и
биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие
свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических
раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода
воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «на наше
поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение
нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему
социально-психологические раздражители поведения кажутся нам
освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для
появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь
«свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего
поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости
от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой
нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние
социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так
кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы
воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую
организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж -
небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...-
это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует
человека как социально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал
Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории
русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было
опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской
власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина
«Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную
организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В
частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о
развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин
«искажает правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала
«Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на
обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты
на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в
«Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь
103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил,
что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного
мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было
бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится
оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве
войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и
умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о
неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных
рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего
рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю
к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи
продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто
выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о
коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным
наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину,
была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в
сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены
оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его
дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего
сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая
прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение
долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я
тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и
несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство
Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви,
которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии».
После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923
г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса,
прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в
Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято
разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский.
Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является
своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по -
своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели
замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно
обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в
течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для
социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в
могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве
атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для
культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он
приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его
первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и
анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его
«Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является
одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной
мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные
критерии деления общества на социальные слои, группы, служит
методологической основой для формирования теории социальной мобильности.
Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого
в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную
мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход
лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам
социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух
направлениях: 1. Вертикальном – движения вверх и вниз, 2.горизонтальном –
движения на одном и том же социальном уровне.

В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в
1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. Всемирно
известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить
учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и
проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа
«Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г.
вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак
признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем
Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни
П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье
имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан
как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О.
Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.



ЛИТЕРАТУРА



1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука,
1994г.
2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Сант-
Петербург, 1997г.
3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж,
1996г.





Реферат на тему: П.А.Сорокин о структуре общества


Волго-Вятская академия государственной службы
Кафедра социологии



Реферат на тему
П.А.Сорокин о структуре общества



Выполнила:
студентка 2-го курса
группа 02-ф-11
Смирнова Ю.А.

Научный руководитель:
преподаватель
Доценко И.С.



Нижний Новгород
2003 год



План



Введение

I. Элементы общества


II. Функционирование общества


III. Теория социальной стратификации


IV. Теория социальной мобильности

I. Положение личности в социальном пространстве

II. Формы и типы социальной мобильности

III. Основные каналы социальной мобильности

V. Интегрализм
VI. Концепция социальных нарушений

Заключение

Список использованной литературы



Введение

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в
развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат
ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.
Уникальность его творчества подтверждается широтой исследования,
использованием малоизученных методов, созданием качественно новых теорий
и концепций. Мы видим человека, «обладающего даром соединять различные
подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому
времени достигнуто социологами различных направлений».[1]Об актуальности
его работ можно сказать многое, но наиболее важным фактом, подтверждающим
это, является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов,
особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем
мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными
социологами. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его
достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого,
много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего
состояния. Это касается как России, так и Соединенных Штатов…»[2] (Эдвард
Тирикьян).
«Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового
видения общества, формулировал главные тенденции и альтернативы, которые
будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения
Сорокина оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только
сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и
прогностическая сила».[3]
«Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и
критических личностей в анналах нашей науки».[4]
«…суждения действительно великого ученого и сегодня звучат злободневно и
намного, точнее, в анализе современной ситуации в России, чем многие труды
наших современников».[5]
Таким образом, можно было бы долго рассуждать о заслугах этого
уникального человека, но мне не хватило бы времени и терпения, в связи с
огромной областью исследования. Предметом моего внимания стали взгляды
П.А.Сорокина о структуре общества. При этом я преследовала цель
представить сжатую характеристику основных концепций, касающихся
общества и общественных отношений.
Элементы общества
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые
человеческие индивиды–субъекты деятельности, с которыми связаны её
пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек
представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом
деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют
адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её
вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не
непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о
мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них,
опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция
символов: воплощать в себе особым образом закодированную информацию,
служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость
символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные
повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае
обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными
проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.



“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания
в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов
определяется идеями, целями, а не вещественно–энергетическими средствами,
используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в
жизни общества.


II. Функционирование общества


В учении о строении общества П.А.Сорокин пишет: “Прежде чем перейти
к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком
они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде”. Он показывает,
что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента:
индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые,
предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия
социальных групп являются
1)взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2)взаимодействие сходных и несходных лиц
взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,
сознательное и бессознательное
Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею
семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё
это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или
многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения
составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних,
временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и
антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-
эмоциональных и волевых.
“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на
очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей
представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...
Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание
рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и
водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся
от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.” “Всякую
группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть
коллективным единством или короче коллективом”.
Затем подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и
распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит на три группы:
1. космические или физико-химические
2. биологические
3. социально-психические
Далее указывает два основных способа (сознательный и бессознательный)
установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения
этой организации. “Общественная жизнь представляет не что иное, как
непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных
единств”. “Коллективное единство перестает существовать только тогда,
когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами”.
“Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации.
Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают
исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что
форма, порядок и организация последнего изменилась!”
Затем рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает,
что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из
множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. Из
множества групп , на которые распадается население, важнейшими простыми
расслоениями последнего будут расслоения:
а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные
группы. Сложные группы бывают:
а) типичные и не типичные для данного населения.
Из типичных важны класс и национальность.
б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого
населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием, каких
либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных
социальных коллективов”. Для объяснения исторических процессов
“приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп”.
Далее делает переход к изучению деятельности людей, факторов
поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на
поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут
быть сведены к трем основным разрядам:
1.разряду космических (физико-химических) сил
2.разряду сил биологических
3.разряду сил социально-психических
К разряду космических сил П.А. относит простые раздражители, такие
как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как
климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года,
чередование дня и ночи.
К главным биологическим силам (раздражителям) относит следующие:
1.потребность питания
2.потребность половая
3.потребность индивидуальной самозащиты
4.потребность групповой самозащиты
5.бессознательное подражание
6.потребность движения
другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)
Социально-психические факторы делятся на простые и сложные. К простым
он относит:
1.идеи
2.чувства-эмоции
волнения людей
К сложным относятся:
1.материальная культура, окружающая человека
2.духовная атмосфера социальной среды
3.Общественно-политическая организация групп, явления власти,
богатство и деньги, разделение труда и т.д.
В своей работе П.А. подробно показывает степень влияния всех этих
факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все
явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что
“абсолютной свободы воли” нет... Зависимость от внешних (космических и
биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие
свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических
раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как
“свобода воли” и поведения!... Рост влияния социально-психических
факторов “на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей
свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и
чуждых нашему “я”. Вот почему социально-психологические раздражители
поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и
послужил поводом для появлений теорий “свободной воли”. Единственный
смысл, который может иметь “свободная воля”, означает объективно
уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и
биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических,
- зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие
стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет,
поэтому растет и наша “свобода”. Так кажется нам субъективно и таково
единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждый из нас, рождаясь в
свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические
импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура -
неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется
совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как
социально-психическую индивидуальность”.
Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем
(совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных
систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень
всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации
между культурным и материальным уровнями и отношения координации
(взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.
В истории существуют, попеременно сменяя два основных вида
мировоззрения – “духовный” и “чувственный”, каждому из которых
соответствует свой тип общественного устройства (“социокультурная
суперсистема”).
Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в
том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное
происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в
подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением
относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное
производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер.
Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа,
которая должна стремиться к слиянию с Богом.
Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго
типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие
чувственные стороны человеческого бытия. Наконец Сорокин допускает
существование промежуточного типа социокультурной организации
идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности и
чувственности “даже общая культура индивида (как самого маленького
культурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно-
смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множества
культурных систем частично гармонирующих друг с другом, частично
нейтральных и частично противоположенных друг другу - плюс,
сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую
культуру индивида и осевших там”
Историческое развитие человечества автор книги “Социологические
теории современности” рассматривает как постоянную циклическую смену
“социокультурных суперсистем”. Причину постоянной смены систем Сорокин
видит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существования,
который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества.

III. Теория социальной стратификации

“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной
совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”[6],
выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном
распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и
отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или
иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П.
Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение
данного явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного,
простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.


Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3
основные:
. Экономическая
. Политическая
. Профессиональная
Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Это
объясняется, прежде всего, тем, что люди, принадлежащие к высшему слою в
каком-то отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим
параметрам; и наоборот. Например: человек, имеющий высокий доход,
одновременно обладает политической властью и высоким уровнем
профессиональной квалификации. Неимущие же лишены гражданских прав и
находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Однако, как в любом
правиле, бывают исключения. Так самые богатые не всегда находятся на
вершине политической и профессиональной пирамиды. Из этого следует
сделать вывод о том, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации
не совершенна, потому как различные слои каждой из форм не полностью
совпадают друг с другом. В связи с этим необходимо рассмотреть все три
формы социальной стратификации отдельно.
Экономическая стратификация
Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа
изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы;
второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой
группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или
обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении
экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты
экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет 2 характеристики:
экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации (так
называемая структурная пирамида). Сорокин делает следующие выводы по
изменениям социального статуса группы: “едва ли существует, какая либо
тенденция в этих колебаниях. Все направления – вниз или вверх – Могут
быть направлениями только в очень относительном смысле. Если их
рассматривать с точки зрения более длительного периода, они, скорее
всего, являют собой часть более длительного временного цикла. Теория
бесконечного прогресса ошибочна.”[7]Что касается изменения экономической
пирамиды, то при нормальных условиях колебания происходят в
определенных пределах. В нестандартных ситуациях эти пределы могут быть
нарушены, и вид экономической стратификации может стать или очень
плоским, или очень выпуклым, высоким. И в том и в другом случае
положение носит временный характер, так как “ любом обществе в любые
времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания.
Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно,
импульсивно, используя насильственные методы.” [8]
Политическая стратификация
Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством,
но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.
Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране,
от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной
тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды. “Не существует также и
постоянно тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к
демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от
отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества к
всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных
тенденций.[9]”Из множества общественных сил, способствующих политической
стратификации, большую роль играет увеличение размеров “политического
организма” и разнородность населения. В любом обществе постоянно идет
борьба между силами стратификации и политического выравнивания. Когда
колебание пирамиды в одном из направлений становится слишком сильным и
резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое
давление и приводят пирамиду к точке равновесия.
Профессиональная стратификация
Ее существование вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо
отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку
социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда
находились в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы не
располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне,
а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен
профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой
профессиональной сферы.

V. Теория социальной мобильности

Нетрудно найти несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же
социальным группам (например, все они могут быть православными,
демократами, занятыми в торговле и т.д.), и, тем не менее, по «вертикали»
их социальное положение может быть совершенно различным. Внутри группы
православных один из них может быть митрополитом, тогда как другие всего
лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать
крупный пост в партии, другие же рядовые избиратели. Один может быть
президентом торговой фирмы, другие – рядовыми тружениками. И если по
горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то по вертикали
наблюдается существенная разница. Мы часто употребляем такие выражения, как
“подниматься по социальной лестнице”, “опуститься по социальной лестнице”,
“быть наверху социальной пирамиды”, “опуститься на дно общества”,
“социальные ранги и иерархии” и т.д. “Взаимосвязи, как индивидов, так и
групп, могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на
разных ступенях иерархической лестницы”.[10] Продвижение по социальной
лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз
– социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано
с подъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть, и обусловлено
вертикальными перемещениями.
Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в
социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет и
послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и
соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной
мобильности.
Нужно еще раз напомнить, что под социальной мобильностью понимается любой
переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной
позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,
или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта
из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же
уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те
отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального
объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления
перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и
нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения
существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта
в более высокий пласт и “создание такими индивидами новой группы и
проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже
существующими группами этого пласта”.[11] Нисходящие течения также имеют
две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной
позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма
проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на
фоне других групп или разрушении ее социального единства.
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и
всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается
социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его
восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов,
которые изменили, свое социальное положение в вертикальном направлении за
определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов ко всему
населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив
интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в
определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить
совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного
общества.
Теперь я бы хотела рассказать об общих принципах вертикальной мобильности.
“Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были
абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность
в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и
профессиональной”.[12] Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному
обществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальная
мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что
при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой
высокой касты брахманов, короли свергались или осуждались за преступление.
И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Изгнанники
после должного покаяния восстанавливались в правах, а рожденные в низших
слоях общества могли войти в касту брахманов – вершину социального конуса
Индии.
“Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная
мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального
слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления”.[13]
Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы
социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором нет пола и потолка,
отделяющего один этаж от другого. Внутри общества существует своего рода
“сито”, просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх,
оставляя других на нижних слоях и наоборот.
“Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется
от общества к обществу, т.е. в пространстве”.[14] Чтобы убедиться в этом,
достаточно сравнить индийское кастовое общество и американское. “Среди
президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей”.[15] В
Индии правители определены фактом рождения; есть только несколько
“выскочек”, которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низших
слоев. Это суть показатель колебания политической мобильности от страны к
стране.
“Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблются в рамках
одного и того же общества в разные периоды его истории”.[16] В ходе истории
любой страны или социальной группы, существуют периоды, когда вертикальная
мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако
существуют периоды, когда она уменьшается.
За один или два года русской революции были уничтожены почти все
представители самых богатых слоев; почти вся политическая аристократия была
низвергнута на низшую ступень; большая часть предпринимателей и почти весь
ранг специалистов-профессионалов были низложены.
С другой стороны, в течение 5-6 лет большинство людей, которые до революции
были “ничем”, стали “всем” и поднялись на вершину политической,
экономической и профессиональной аристократии. Никогда в нормальные периоды
русское общество не знало столь сильной вертикальной мобильности.
“В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного
направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности
и всеобщности. Это предположение действительно для любой страны, для
истории больших социальных организмов и для всей истории человечества”.[17]
Например, в средневековых гильдиях даже самый высокий слой был доступен для
проникновения любым ученикам и подмастерьям, но с начала XVI в.
просматривается тенденция к изоляции и кастовости. Буржуазия и так
называемый средний класс были открытыми в начале своей истории, но позднее
проявили ту же тенденцию.
Очевидно, что тенденция к социальной исключительности и прочности на
поздних этапах развития многих социальных организмов, была типичной.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и между
слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я считаю важным
показать эти каналы социальной циркуляции.
Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы
социальной мобильности. Их много, но я бы хотела рассмотреть важнейшие из
них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные
организации.
Армия играет важную роль особенно в военное время, то есть в периоды
межгосударственных и гражданских войн. Мужество и стратегический талант
солдат независимо от их социального положения высоко ценятся в такие
периоды. Война подвергает испытанию и талант простого солдата, и
способности привилегированных классов. Опасность, грозящая государству,
принуждает последнего ставить солдата в положение, отвечающее его истинным
способностям. Вместо наград их ждет повышение по службе. Крупные потери
среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких
чинов. В ходе войны эти люди повышаются в звании, прежде всего при наличии
таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего
продвижения по службе.
Армия всегда играла специфическую роль “социальной лестницы”, благодаря
которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами,
диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли
утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже
лишались жизни.
В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции,
но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.
Вторым каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но она выполняет
эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. “В
периоды упадка или в начале существования той или иной концессии ее роль
как канала социальной мобильности малозначима и несущественна. В периоды
наиболее интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к
социальной эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока
знати в эти слои вследствие легкости данного пути и для продвижения по
социальной лестнице”.[18] История христианской церкви подтверждает это.
Церковь переместила большое количество людей с низов до вершин общества:
Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа Григорий VII – сын
плотника; могущественный архиепископ Парижа Морис Саллийский – сын
крестьянина. Все они всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился
благодаря церковной лестнице.
Церковь одновременно была и средством нисходящего движения. Достаточно
вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников,
разоренных и уничтоженных. Известно, что среди них было немало королей,
герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов, занимающих
высокое социальное положение.
Институты образования и воспитания во все времена были средствами
вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем
его членам, школьная система представляет собой социальный лифт, движущийся
с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные
школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет
собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания,
перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Но даже в таких
обществах некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнуть в этот
школьный лифт и благодаря ему возвыситься.
Например, в Китае школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики
независимо от их социального статуса отбирались и переводились в высшие
школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие
правительственные позиции, а самые талантливые – в высшие социальные ранги.
Таким образом, китайская школа постоянно повышала людей простого
происхождения до высших рангов и препятствовала продвижению людей,
происходящих из высших слоев, которые не могли удовлетворить требованиям
школьной селекции.
Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими
партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший на должность или
ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого
лифта, так как во многих странах существует автоматическое продвижение лиц
по службе с течением времени. Чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого
продвижения, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое
количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или
ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций.
Политические организации сейчас играют особенно важную роль. Многие
функции, которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим
социальным организациям, берут на себя политические партии. Подавляющее
большинство политических лидеров, правителей, государственных деятелей,
сенаторов и прочих должностных лиц современных стран достигли своих позиций
по каналу политических партий. Особенно это относится к тем из них, кто
родился в нижнем социальном слое.
Некоторые из профессиональных организаций также играют большую роль в
вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные,
творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был
относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие
способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение
внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной
лестнице. Многие ученые, писатели, юристы, актеры, певцы, архитекторы,
скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялись
социально благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях
средних слоев, достигших еще больших социальных позиций. “4% наиболее
известных ученых России (академиков), достигших высокого социального
положения, вышли из крестьянской среды”.[19] Здесь также нужно упомянуть
печать, особенно газеты, СМИ, как специфический вид профессиональных
институтов, как важный канал вертикальной циркуляции.
Следующим каналом являются организации по созданию материальных ценностей.
Они всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной
социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами
становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному
продвижению людей. Такова была ситуация среди дописьменных племен. Такова
она и в наше время.
Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой Европе люди простого
происхождения, но которые “делали деньги”, начали подниматься по социальной
лестнице. Средний класс, и особенно процветающие предприниматели, быстро
продвигался и вытеснил аристократию по крови, церковную и интеллектуальную
элиту. Нет необходимости говорить, что в настоящее время накопление
богатств – один из самых простых и действенных способов социального
продвижения.
Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упомянуть семью и брак
(особенно с представителем другого социального статуса). Такой брак обычно
приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к
социальной деградации. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру,
другие же – разрушили ее.
В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к “социальному
падению” одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение.
Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они
менее значимы. Чем все предыдущие.
Во все периоды каждый их вышеупомянутых институтов играл в той или иной
степени важную для определенного общества и в конкретный момент истории
роль.
Изменяя свою форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в
любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему, как
сосуды для кровообращения человеческому организму.

VII. Интегрализм
Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина
с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных
процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию
интегрализма в конце его творческого пути.
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя
понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки),
Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира
и Высшей интегральной ценности. Эта философия “…рассматривает всю
действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств:
духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и
неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных,
пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем

Новинки рефератов ::

Реферат: Налоговое регулирование предпринимательства на Украине (Государство и право)


Реферат: Кредит, его сущность и принципы (Деньги и кредит)


Реферат: Zusammenspiel der Realiatete als eines der Hauptprinzipien des Sujetaufbaus im Roman "Stiller" von Max Frisch (Иностранные языки)


Реферат: Кандидатский минимум по философии (Философия)


Реферат: Алхимия (Химия)


Реферат: Алмаз (Химия)


Реферат: Древнегреческая литература (Культурология)


Реферат: Биография С.А. Токарева (советского этнографа) (История)


Реферат: Молодежная политика в Республике Татарстан (Социология)


Реферат: Производство комовой негашенной извести (Технология)


Реферат: Институт президентства ФРГ (Право)


Реферат: Стрессовые ситуации (ОБЖ) (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Мяленцiй Сматрыцкi - Бияграфiя (История)


Реферат: Автоматизированная обработка учета складских операций и реализации продукции (Программирование)


Реферат: Яровая пшеница (Сельское хозяйство)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Спорт)


Реферат: Инсоляция (Естествознание)


Реферат: The US Economy after September 11th. Decline or Rapid Growth? (Экономика США после 11-ого сентября. Снижение или Быстрый Рост?) (Иностранные языки)


Реферат: Предмет, метод и система гражданского процессуального права Украина (Право)


Реферат: Струйные принтеры (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист