GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (Социология)



Содержание

Введение………………….……………………...……………………………..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного
поведения несовершеннолетних…..………..…………………6
1.1 Причины и условия противоправного поведения
несовершеннолетних…………………..……………………...……………………6
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей……………………..………………………………….………19

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики
противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…33
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы
работы по ее профилактике……………...…………………………...33
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике
противоправного поведения в начальных классах……..………...……………..49
Заключение……………………..……..…………..…………………………60

Список литературы………………....…………...…………………….……62

Приложение…………………..………………..…………………………….67



Введение

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед
нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста
преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем,
что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная
обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности
втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными
группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и
число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает
общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и
благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной
педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с
привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может
осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными
технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности
несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и
воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование
личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения,
и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности,
которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным
направлением в системе предупреждения преступности является комплексная
разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к
профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних
являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно,
предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в
педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе
воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних
требуют психологически и методически грамотного подхода к этому
контингенту.
Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних
занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е.,
Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.
Проблема нашего исследования: Какова роль деятельности социального
педагога с трудновоспитуемыми младшими школьниками в профилактике
противоправного поведения несовершеннолетних?
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных
классах.
Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения
несовершеннолетних в начальных классах.
Задачи:
1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними
правонарушений.
2. Изучение нравственно-психологических особенностей несовершеннолетних
правонарушителей.
3. Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что профилактику
противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с
младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в
частности, социального педагога и классного руководителя на формирование
высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся
начальных классов.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической
литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и
коррекционных занятий.



Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного
поведения несовершеннолетних

1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами
преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с
возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности
несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного
поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений
несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений
несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые
относятся к различным социально-экономическим и нравственно-
психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность
последовательного сокращения преступности, в том числе и среди
несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма
неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности,
которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности
в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные
"вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных
регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи.
По мнению группы московских криминологов, текущие цели системы
предупреждения преступности в разрезе региональных и других характеристик
могут дифференцироваться в сравнительно широком диапазоне: от стабилизации
уровня преступлений отдельных видов и некоторого их снижения до
существенного снижения. (36, 48)
Общими объектами воздействия специально-криминологического
предупреждения правонарушений несовершеннолетних являются: криминогенные
факторы, отрицательно влияющие на нравственное формирование личности
правонарушителей; различные конфликтные ситуации; внешние условия и
обстоятельства, объективно способствующие совершению преступлений и
наступлению преступного результата. Применительно к теме нашего
исследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в
сфере профилактики преступлений выступает личность учащихся
правонарушителей как носителей различных общественных связей, отношений и
явлений, имеющих криминогенную значимость. К ним, прежде всего, следует
отнести: детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах,
техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся,
не работают и ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и
неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила
общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или
возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся
из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с
лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на
перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых
судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из
числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в
инспекциях по делам несовершеннолетних.
В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой
деятельности адресуют конкретные требования объектам социального контроля,
используя систему методов и средств воздействия на личность
правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается
всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных
групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей и числа учащихся,
их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего
бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного
определения организационных форм профилактической воспитательной работы.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия
личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё
внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного
и преступного поведения. При этом, характер причинно - следственных связей
определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом
взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили
преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали
его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные
факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не
одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по
мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила
причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих
промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного
воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по
вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений
наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность
и выступающих объектом профилактического воздействия.

Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают
основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее
время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования
личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной
причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в
нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их
досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов,
учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской
безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения
отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как
низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей.
Результаты исследований указывают на некоторое повышение за последние годы
общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что
обусловливается введением в нашей стране всеобщего среднего образования. В
то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в
образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося,
что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость
интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется
еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием
воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от
официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь
найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и
укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно
отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в
кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под
пагубное влияние антиобщественных элементов. "Вредное влияние микросреды,
— пишет болгарский психолог В.Момов, — часто оказывается сильнее по
сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды. Именно это
— одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе
развития общества. (40,59) Следует согласиться с Л.М. Зюбиным, который
полагает, что в силу особенностей общения и ориентации трудновоспитуемых
подростков личные связи и неформальные группы необходимо устранить,
пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы,
способствующие неблагоприятному формированию личности учащегося. (22, 35)
Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения,
подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие
подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных
заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
С такими подростками необходимо систематически проводить
целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к
общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой
работе», укреплять связь с родителями и общественными организациями по
месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с
учащимися во многих общеобразовательных школах, где учебный материал по
основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной
внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются
систематические связи с работниками правоохранительных органов.
Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и
общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической
профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа
правонарушителей. (5, 56-58)
По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье
выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания. Они в
порядке обратной связи оказывают воспитательное воздействие на родителей,
дисциплинируют сферу бытовых отношений, стимулируют репродукционные формы
деятельности, которые преимущественно связаны с семьей как первичной
ячейкой общественного воспитания.
Огромные потенциальные и стимулирующие возможности семейного
воспитания используются еще ограниченно. Весьма четко в генезисе
преступного поведения прослеживается криминогенная значимость недостатков,
упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря
подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется
своевременной помощью в общественном воспитании.
Наряду с отрицательным влиянием указанных обстоятельств обращают на
себя внимание недостатки и упущения воспитания в полных неблагополучных
семьях, выступающие первопричиной противоправного поведения и занимающие
заметное место в генезисе правонарушений среди учащихся. Наиболее пагубное
влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые
отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к
нормам поведения и другие отрицательные качества. Н.И.Ветров, специально
изучавший этот вопрос, не без основания указывает, что «все это не только
затрудняет воспитание в подобных семьях, но и ослабляет, а то и полностью
нейтрализует влияние школы, училища, рабочих коллективов». (17, 11) Также
наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в
полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьи с одним, реже двумя
подростками-учащимися. Родители, однако, проявляют неумение, а подчас и
нежелание воспитывать своих детей.
По исследованиям Ветрова Н.И., в подавляющем большинстве семей между
супругами не было согласия в методах воспитания детей и применяемых мерах
воздействия. Все это приводило к безнадзорности подростков, особенно в
вечернее время, порождало у них чувство безответственности за свои
действия.
Криминогенная значимость указанных недостатков и упущений, выступающих
в качестве неблагоприятных условий формирования подростков-
правонарушителей из числа учащихся, должна учитываться при изучении их
личности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.
В порядке ранней профилактики, следует всемерно активизировать
деятельность университетов педагогических знаний, родительских лекториев,
родительских комитетов при школах, комиссий содействия семье и школе на
предприятиях, усилить социальный контроль общественных организаций и
трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить
ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о
воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить
достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами,
уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного
и правового воздействия, вплоть до лишения их родительских прав.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения
правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу
комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства,
общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне
малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в
общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие
неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за
поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими
социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации
личности.
Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи
объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных
контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко
распространенных в различных группах населения, особенно среди
несовершеннолетних и молодежи. (54, 85-86) Изложенное, однако, не
противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых
асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей,
особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. (33, 290) Важно при этом
учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных
связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо
социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные
образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к
вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в
свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и
ликвидации.
Другие точки зрения высказывались еще в 70-е годы Букиным В.Р.,который
например, указывает, что неформальные малые группы в современных условиях
становятся организующими и регулирующими факторами общественных
психологических процессов. (15, 10) По мнению известного американского
социолога Теодора Миллза, изучение и познание социальной микроструктуры
малых групп представляет собой важнейший «источник путей умозаключений о
социальных системах вообще». (39, 82) С такой трактовкой роли
микросоциальных образований нельзя согласиться, поскольку малые, группы в
данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры
общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному
значению психологических факторов межличностного общения. Не следует
забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норм и не
определяют характер общественных отношений.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало
что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и
юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного
проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и
социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью:
подростки без определенных занятий группировались со школьниками,
учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного
времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших
по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более
устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы,
не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов,
меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.
Наряду с улучшением работы по быстрому и полному раскрытию уже
совершенных преступлений необходимо всемерно активизировать деятельность
комиссий по делам несовершеннолетних, специализированных подразделений и
служб органов внутренних дел по своевременному предупреждению замышляемых
и подготавливаемых преступлений, безотлагательному пресечению уже начатых,
длящихся и продолжаемых преступлений, а также выявлению и разобщению
преступных групп подростков особенно на ранних стадиях противоправной
деятельности.
Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним
условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной
ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни
конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных
условиях решимости совершить преступление. Обладает различной
протяженностью во времени и пространстве, жизненные ситуации
характеризуются и другими свойствами, среди которых, прежде всего, следует
указать на их повторяемость, взаимосвязь с социальной средой и влияние на
участников ситуативного взаимодействия. Исследуя взаимосвязь различных
обстоятельств, детерминирующих преступление, Б.С.Волков пришел к выводу,
что их роль в генезисе преступного поведения различна. "В одних случаях, -
указывает он, — причина антиобщественного поведения заключена в
совершившем преступление, в условиях его неблагоприятного воспитания и
формирования, в других - она коренится в обстоятельствах непосредственной
ситуации, в которой было совершено преступление”. (18, 5) Думается,
однако, что роль ее может быть правильно понята только в сочетании с
индивидуальными свойствами, возрастными, психологическими и иными
особенностями личности правонарушителя.
Применительно к несовершеннолетним правонарушителям на число учащихся
особо следует выделить конфликтные ситуации, представляющие разновидность
жизненных ситуаций, при которых происходит столкновение интересов и
потребностей взаимодействующих сторон. Они существенно различаются по
степени напряженности и могут возникать как в результате преднамеренных
действий учебного взаимодействия так и независимо от них, под воздействием
обычных причин, социальных факторов или же стечению обстоятельств.
Нетрудно заметить, что криминогенная значимость их различна. В первом
случае напряженность и "провоцирующее" влияние конфликтной ситуации
выступают наиболее четко, поскольку она складывается вследствие
целенаправленных деяний правонарушителей, проявивших решимость совершить
преступление. Усилия субъектов профилактики в таких случаях прежде всего
должны быть направлены на наиболее полное выявление и безотлагательное
устранение совокупности обстоятельств, обусловливающих конфликтную
ситуацию или способствующих ее развитию.
Воздействуя на личность и "предлагая" ей наиболее приемлемые варианты
поведения, конфликтная ситуация требует принятия конкретных решений.
Однако они не являются лишь ответной механической реакцией на воздействие
внешней среды в форме конфликтной ситуации, которая осознается личностью с
учетом имеющейся информации, накопленного жизненного опыта и системы
личностных свойств индивида. Отсюда следует, что принятие решения и выбор
противоправного варианта поведения носят, актуализированный характер и
зависят как от объективных факторов, взаимосвязанных с конфликтной
ситуацией, так и от субъективных обстоятельств, относящихся к личностным
свойствам учащегося правонарушителя. К ним, прежде всего, следует отнести
мотив как внутреннее осознанное побуждение к действию, интересы,
ценностные ориентации и направленность действий субъектов ситуационного
взаимодействия. (36, 21)
Поскольку конфликтные ситуации предшествуют совершению преступления,
направленность мер профилактики определяется не только объективным
содержанием ситуации, но и субъективным восприятием ее участниками
ситуативного взаимодействия. В тех случаях, когда конфликтные ситуации в
силу различных причин не поддаются устранению, нежелательное поведение
может быть предотвращено путем целенаправленного профилактического
воздействия на участников и усиления социального контроля за
правомерностью их действий. Рассматривая социальный контроль как научную
категорию, фиксирующую особые аспекты организаторской, регулятивной и
управленческой деятельности общества, К.Е.Игошев не без основания
указывает, что "усвоение и личностное принятие индивидом норм и требований
социального контроля - необходимые условия формирования системы
самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающей моральную состоятельность и
правомерность поведения индивида в различного рода конфликтных ситуациях.
(25, 19)
Как свидетельствует практика, такой контроль обычно осуществляется
опосредствованным путем через семью, школу, учебный коллектив и другие
социальные образования. Он призван нейтрализовать криминогенное влияние
ситуации на личность, прервать формирование противоправного поведения и в
конечном итоге привести к изменению жизненных установок и ориентации
правонарушителя. По справедливому мнению В.Момова, формирование системы
нравственного саморегулирования у подростков предполагает такую
организацию их деятельности и поведения, при которой внешний контроль со
стороны родителей и педагогов все больше уступает место внутренним
нравственным образцам. (40, 54)
Во всех остальных случаях, когда возникшая ситуация по существу не
является конфликтной, а лишь представляется таковой в сознании учащегося
правонарушителя, вследствие недостаточного жизненного опыта, искаженного
восприятия известных ему фактов, переоценки своих возможностей либо
недостаточной осведомленности об особенностях сложившейся ситуации. Усилия
субъектов профилактического воздействия прежде всего должны быть
направлены на то, чтобы помочь участникам ситуационного взаимодействия
правильно и объективно оценить возникшую обстановку и с учетом этого
избрать наиболее оптимальный и правомерный вариант поведения.
Исследования советских ученых психологов и педагогов убедительно
показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство
моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть
собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения.
Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают
зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся
непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности.
Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка
к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи
осуществляется, прежде всего, в процессе обучения, что составляет основу
всей воспитательной работы.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны
житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается
повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное
умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная
внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием
микросреды, либо реальная действительность воспринимается ими
декларативно, что затрудняет социальную адаптацию, выработку активной
жизненной позиции личности.
Поведение таких подростков во многом зависит от сложности обстановки
от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное
решение. При нормальных благоприятных условиях мыслительная деятельность
учащихся старших классов общеобразовательных школ и профтехучилищ
обеспечивает надлежащий контроль за своими действиями, и возникающие
проблемы разрешаются в рамках правомерного поведения. В сложных
экстремальных обстоятельствах многие из них нередко еще теряются, не
всегда могут объективно оценить необычные условия быстроменяющейся
конфликтной ситуации и найти правильный выход.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и
устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют
избирательность поведения и могут привести к утрате подростком
самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление,
длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение,
эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля
одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под
влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно
внушаемыми, следуя указаниям любого лица.
На указанные особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали
внимание многие исследователи. К.Е. Игошев установил, что среди молодежи
наибольший удельный вес (54,5%) занимают четко неосознанные мотивы,
которые правонарушители затрудняются точно определить и подражание другим
лицам. (25, 64) По данным Н.И.Ветрова, 36,7% обследуемых
несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и
четко неосознанным мотивам. (17, 140)
Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают
основание утверждать, что одной из отличительных особенностей
мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является
непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда
правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же
бездумно следует примеру других лиц. Отмеченные особенности скрывают
большие возможности в предупреждении указанных деяний, облегчают действия
правоохранительных органов, общественных формирований и других
специализированных и неспециализированных субъектов по выявлению и
устранению причин и условий совершения учащимися правонарушений,
выступающих как объект профилактического воздействия.
Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины,
порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению
к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности
или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального
способа удовлетворения естественных для всех детей потребностей,
неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие
оправдательных мотивов поведения и т.п. Противодействие воспитательному
влиянию становится для такого подростка нормой поведения, поэтому
воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна.


1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться
подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым,
переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет.
Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы,
сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток
на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и
психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как
будет решена социальная задача "вхождения" его в мир взрослых, определение
своего места в микросоциальном окружении, характерных для этого периода.
Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие
чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки
начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На
первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют
сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за
смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них
характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и
болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте
требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы,
общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не
закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое
место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может
ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения,
наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного
поведения.
Объективные возможности для возникновения трудновоспитуемости могут
быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста
(эмоциональной возбудимости, стремления к взрослости, обостренного чувства
собственного достоинства и стремления к самоутверждению, недостатка
жизненного опыта и, в связи с этим, невозможности правильной оценки
некоторых явлений, возрастания роли общения, особенно со сверстниками) на
неблагоприятные условия воспитания в семье, школе, отрицательное влияние
микроокружения.
Психологи Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А.Крутецкий указывают ряд
факторов, обусловливающих трудность воспитательной работы с подростками.
(13, 21, 34) В этот период происходят значительные биологические изменения
в организме подростков, отмечается их бурное физическое развитие усиленный
рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройка эндокринной
системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и др.
Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов
возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную
возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую
приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные
эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор,
например, как половое созревание, может вызвать особые переживания,
нездоровый интерес к сексуальным вопросам. Поэтому, подростку в этот период
трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые
предъявляет ему общество.
Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности,
начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и
идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение
самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости стремление
быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так
как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему
миру, определяет содержание и направление социальной активности систему
стремлений, переживаний. Социальная активность подростка заключается в
большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними. В
подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства,
поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более
бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их
самолюбие.
В этот период, особое значение придается межличностному общению, в
связи с чем подросток иначе оценивает роль школьного коллектива:
наблюдается большая привязанность к коллективу своего класса, стремление
занять достойное место среди одноклассников. Коллектив оказывает огромное
влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств личности
подростка. Если же у учащегося не складываются отношения с классом; как это
бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения
за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные
условия.
Каковы же особенности личности трудновоспитуемого подростка? Макаренко
утверждал, что в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не
с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка. (38, 507-
508. ) Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности,
специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности,
учителям, родителям, взрослым, товарищам.
Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его
устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию
поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не
знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и
потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер. Для
них характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание,
обвинение в своих неудачах других лиц, либо ссылка на стечение
неблагоприятных обстоятельств. Трудновоспитуемые подростки, как правило,
отстают от сверстников в развитии, у некоторых может наблюдаться отставание
или отклонение в развитии психических функций (памяти, речи, внимания,
восприятия, мышления). Для них характерны недоразвитие духовных чувств и
эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, приспособленчество,
неорганизованность, неуравновешенность, лень, вспыльчивость, грубость,
замкнутость, скрытность. Волевые усилия часто носят отрицательную
направленность, они могут проявить инициативу, ловкость, сообразительность,
настойчивость, когда дело касается достижения собственных пагубных желаний.
Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не
требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и
вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов,
развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и
т.п.). Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо, многие из них
являются второгодниками. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки.
Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного
или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках
они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно
утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в
общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.
К физическому труду они, как правило, относятся положительно, но так
как способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности не
отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно
трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его
бросают. Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам
у трудновоспитуемого подростка складываются благоприятно, он может под их
руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К
продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят
вещи.
У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если
им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так
как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать
других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С ними обычно не хотят
дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им
приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий
на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения
хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного
подростка с одноклассниками.
Характерной особенностью трудных подростков является
неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с
оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются
враждебно. У них, в большей степени чем у других подростков, осознание
своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение,
употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные
способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание
моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах
некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим,
родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и
доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество
трудновоспитуемых имеют ярко выраженную антиобщественную направленность
действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения
может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять
положительные качества личности, в других аморальные действия,
недисциплинированность. С одними учителями и взрослыми у них складываются
хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с
другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют
неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к
данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Отклонения в нравственно-психическом развитии трудновоспитуемых
подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта,
утилитарности потребностей, неразвитости и деформации личности. Потребности
их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и
односторонними. Для них характерно ложное представление о таких
нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь,
принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например,
рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады,
прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как
настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости;
быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым —
значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения -
недисциплинированность, не считаются положительными качествами личности и
т.п. Если в результате недостаточно развитой волевой сферы такие подростки
не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, поведением,
регулировать потребности. Импульсивность, несдержанность многих
трудновоспитуемых и одновременно отсутствие или слабость самоконтроля
создают благоприятную почву для различных конфликтов. Нередко отрицательные
формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально-
этическим нормам.
Трудновоспитуемым младшим школьникам свойственны эмоциональная и
моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость,
низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них
большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче.
Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест,
негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость
сказывается на отношении детей к школьным занятиям, педагогу, учебным
задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и
«псевдоучебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна.
Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и
ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко
принимают игру.
Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в
управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной
деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка
практически у всех таких детей неадекватно завышена, причем заметно
расхождение с ожидаемой оценкой их качеств педагогом. Обнаруживается низкая
ожидаемая оценка.
Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не
способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по
незначительному поводу.
Они характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных
процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи,
воображения, памяти. Эти трудности сопровождаются личностными и
поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае
индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.
Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна
правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции
стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в
сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В
установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с
детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон,
которые наиболее часто применяют к труновоспитуемым. Такого обращения дети
абсолютно не воспринимают. Слова морали, подчеркивал В.А. Сухомлинский,
отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки, он не слышит
слов воспитателя, его душа остается глухой к слову. (49, 253)
Морализирование как средство воспитательного воздействия становится
причиной так называемого "смыслового барьера", когда трудновоспитуемый
хорошо знает, что от него требует взрослый, но не реагирует на требования,
не воспринимает их вследствие способа их выражения. Устраняется смысловой
барьер посредством изменения тона речи взрослого.
Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у
каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе,
труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить
стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом
классного, школьного коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом
положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид
деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать
уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей,
родителей. А.С.Макаренко в этой связи подчеркивал: "Для нас мало просто
исправить человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны
воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом
общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. (38, 215-216)
Перевоспитание трудных детей может быть успешно осуществлено лишь при
наличии научного подхода к решению проблемы. Главное место отводится здесь
индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Исследователи
справедливо указывают, что сущность индивидуального подхода состоит в том,
что воспитатель имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая
обладает рядом индивидуально-психологических особенностей. Поэтому
воспитательные меры, которые дают положительные результаты по отношению к
одному учащемуся, могут обеспечивать ожидаемого эффекта по отношению к
другому. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к
перевоспитываемому требует выбора и осуществления таких воспитательных
мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям
личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и
поэтому давали бы максимальный эффект.
Исходя из этого, индивидуальную работу с трудными детьми условно можно
разделить на три этапа: глубокое изучение на научной основе личности
трудновоспитуемого и составление социально-психологической характеристики;
разработка индивидуальной программы воспитательного воздействия на него с
учетом особенностей личности; непосредственное осуществление воспитательной
работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.
Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется
специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди
которых особое внимание заслуживают следующие.
1. Общие данные о трудновоспитуемом — возраст, образование, место
жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера,
особенности развития моральных и волевых качеств.
2. Условия семейного воспитания - состав семьи, образование родителей,
место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по
месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей
со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия
семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности
семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие
допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.
3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной
деятельности, поведение в школе.
4. Отношение к трудовой деятельности - как проявляет себя в различных
видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы
выбора, устойчивость профессиональных интересов.
5. Общественная активность - какие общественные поручения имеет, как
относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.
6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по
классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и
на чем основывается их дружба.
7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг
увлечений.
8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому, кто он, в чем заключается
сущность проводимой им работы и ее эффективность.
Предложенная методика изучения личности трудновоспитуемого учащегося
помогает классному руководителю, шефу и другим лицам, осуществляющим
воспитательное воздействие, более глубоко разобраться в причинах отклонений
в поведении каждого подопечного, найти наиболее эффективные средства
воздействия на него, составить и осуществить программу индивидуального
перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные
качества трудновоспитуемого, которые необходимо всячески развивать и
стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без
оптимистической гипотезы о том, что в каждом подростке есть положительное,
которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа
по перевоспитанию, В.А. Сухомлинский категорически отрицал такой путь
исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет
критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, — писал
он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С
первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять,
развивать в ребенке все лучшее». (50, 27)
В процессе перевоспитания ребенка следует ставить в такие условия,
которые требовали бы от него проявления и закрепления положительных качеств
личности. При этом, поддержание малейших положительных проявлений в
учебной, трудовой, общественно полезной деятельности закрепляя веру ребенка
в свои силы. Иначе, он может полностью отказаться даже от стремления стать
лучше, решает, что ему все равно надеяться не на что. Приобщение к труду,
учебе и другим видам коллективной деятельности, глубокое проникновение во
внутренний мир каждого, воспитание человечности в отношениях с окружающими
— все эти факторы способствуют формированию положительных качеств личности.
Положительная ориентация стимулирует формирование устойчивого условного
рефлекса. В таких случаях у ребенка появляется уверенность в своих силах,
надежда, что и он сможет достичь определенных успехов в учебной, трудовой,
общественной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей трудновоспитуемых учащихся
способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия на каждого
учащегося. Важно выявить мотивы поведения то или иного ребенка, так как
одни и те же действия, поступки могут быть порождены различными мотивами,
поэтому и средства воздействия должны соответствовать этим мотивам.
Например, упрямство одной ученицы будет происходить от избалованности ее в
семье, чрезмерной изнеженности, упрямство другой — от того, что у нее
тяжелая семейная обстановка. Методы и средства воздействия на этих учениц
должны быть различны. Серьезное внимание необходимо уделять учащимся,
изолированным от классного коллектива, которые не пользуются авторитетом
среди товарищей, ни с кем не дружат или, наоборот, тем, которые являются в
классе неформальными лидерами.
Пребывание трудновоспитуемого подростка в хорошем коллективе еще не
означает, что этот коллектив положительно влияет на него. Здесь важное
значение приобретают правильно организованные взаимоотношения трудных
учеников с классным коллективом. Отсутствие контакта со сверстниками часто
является причиной недисциплинированности, грубости, проявлений негативизма.
Каждый учащийся, как известно, стремится к самоутверждению, пытается
занять желаемое место среди своих сверстников и товарищей. Однако, довольно
часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки
учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс
начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение
приобретает организация социальным педагогом правильных взаимоотношений
среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном
коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально
использовать положительные качества личности. Задача социального педагога
показать классу, что "отвергнутый" ими ученик имеет свои положительные
качества, может добиться успехов в определенном виде деятельности и помочь
ему проявить себя, завоевать уважение одноклассников. Если правильные
взаимоотношения не налажены, могут возникнуть конфликтные ситуации, при
которых учащийся, отвергнутый своими товарищами, ищет взаимопонимания и
поддержки в неформальных группах вне школы, которые часто втягивают его в
антиобщественную деятельность.
Обобщение педагогической практики показывает, что подавляющее
большинство трудновоспитуемых учащихся еще не достаточно привлекается к
общественной жизни школы и к спортивной работе, в результате чего, интересы
их перестают совпадать с интересами класса, а сосредотачиваются на
интересах той неформальной группы с антиобщественным уклоном, в которую они
попадают. Хроническое отставание по учебным предметам, неуспеваемость часто
вызывают у детей ощущение своей неполноценности, в связи с чем, со школой у
них связываются отрицательные эмоции. К сожалению, к отстающим и
недисциплинированным учащимся применяются, в основном дисциплинарные меры
воздействия. Однако ограничения и запреты подавляют инициативу, зачастую
затягивают формирование положительных качеств личности ребенка. Правильный
учет положительных качеств личности трудных учащихся в организации учебно-
воспитательной работы с ними, своевременная реакция на малейшее проявление
сдвигов поведения в лучшую сторону, проявление заинтересованности к учебе,
старательности – необходимое условие успешной индивидуальной работы с ними.
3.И Калмыкова в этой связи не без основания указывает, что у учащихся,
характеризующихся низкой степенью обучаемости, сформированы отрицательные
качества мыслительной деятельности, проявляющиеся при выполнении
самостоятельной работы. (27, 25-27, 55-65)
Поэтому, с такими учащимися необходима специальная дополнительная
работа не по усвоению программного материала, а по изменению качеств их
мыслительной деятельности, подхода к процессу усвоения и использования
знаний. Думается, что указанные требования применимы не только к отстающим
и неуспевающим ученикам но и к так называемым "тормозным" детям, которые
отличаются чрезмерной робостью, нерешительностью и стеснительностью.
Воспитателям и родителям необходимо укреплять уверенность таких детей в
своих силах. Они требуют по отношению к себе осторожности и мягкости. Их
следует привлекать к несложной общественной работе, всячески подчеркивая и
успехи, учить видеть не только преимущества других, но и свои достоинства,
организовывать общение с другими детьми.
Специального индивидуального подхода требуют также учащиеся с
психоневротическими отклонениями, которые часто становятся причиной
труновоспитуемости. Невротические состояния могут проявляться как в
чрезмерной заторможенности поведения ребенка (нерешительность,
неуверенность, медлительность, подавленность и т.п.) так и в излишней
расторможенности, преобладании реакций возбуждения (подвижность,
раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться,
агрессивность по отношению к товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети
постоянно конфликтуют с учителями, родителями, и это еще более усугубляет
их состояние. Они очень чутко реагируют на различные нюансы
взаимоотношениях со взрослыми, особенно нетерпимы к фальши. В основе
воспитательного воздействия на таких подростков должны быть положена
педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных
случаях следует избегать стрессовых и конфликтных ситуаций.
Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп
трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с
учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых.
Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя,
воспитателя. Авторитет социального педагога, его принципиальность и
требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка,
понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием
в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что судьба
небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств
его личности.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм,
наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного
трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются
постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с
отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа,
совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи,
привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального
педагога дает возможность получить положительные результаты в
перевоспитании трудных детей.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики
противоправного поведения несовершеннолетних

2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы
работы по ее профилактике

Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном
формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни,
а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации
личности. В.Н. Кудрявцев этой связи пишет: "Внешний акт совершения
антиобщественного поступка обычно не происходит спонтанно; он почти всегда
подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности...
Постепенно, "по крупицам" складываются элементы будущего антиобщественного
поступка, образуются его основные черты. В большинстве случаев даже нельзя
назвать тот этап или момент указанного процесса, где позитивные
психологические элементы поведения переросли в негативные,
антиобщественные. (36, 255,256.)
Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо
своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном
развитии и поведении ребенка.
Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются довольно
рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю
неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них
оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими
мальчишками вне школы. (43, 62)

Беседы с учителями начальных классов и воспитателями старших и
подготовительных групп детских садов показали, что почти в каждом из этих
классов или групп находится 1—3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не без
оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны,
упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот,
развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно
широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что
отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста,
следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста
— незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов
возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование
второй сигнальной системы и пр.
Действительно, отклонения в поведении многих ребят в некоторой мере
объясняются спецификой возраста.
В то же время педагогическая практика показывает, что уже в самые
первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения,
которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеем
дело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка в период
его раннего и дошкольного возраста, результаты которых становятся особенно
заметны с поступлением ребенка в школу. В одних случаях это недостаточно
выраженные отклонения в одном или даже нескольких видах отношений.
На

Новинки рефератов ::

Реферат: Ценностные ориентации современной молодежи (Социология)


Реферат: Аграрная реформа Столыпина и ее значение для России (История)


Реферат: Социальная медицина (проблемы медицинского страхования) (Страхование)


Реферат: Киров С.М. Деятельность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Понятие информационных технологий (Программирование)


Реферат: Начало христианства в Армении (Религия)


Реферат: Бухгалтерский учет производственных процессов на коммерческих предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Александр III (История)


Реферат: История экономических учений (История)


Реферат: Обработка металлов давлением (Металлургия)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Гладиаторы (История)


Реферат: Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу (Исторические личности)


Реферат: Владимиро-суздальское искусство (История)


Реферат: Адреса компьютеров в Internet (Программирование)


Реферат: Голод в СССР в 1946-1947 (История)


Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Жакет прямого силуэта (Технология)


Реферат: Армения в XI-XIV веках (История)


Реферат: Неразрешенные проблемы психологии эмоций (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист