GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический (Философия)





Выступление
Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метотеоретический



Подготовил
Сысуев Вадим Николаевич



Кривой Рог
2000
Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и
структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять
эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех
исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух
уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический
этапы научного исследования.
Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в
научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и
уровня в научном исследовании различаются но гносеологической
направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по
используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по
соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других
признаков.
По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни
исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание
ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без
углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе
познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и
сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в
познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной
познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на
теоретическом — основной познавательной задачей является объяснение
изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания
проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой
знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и
совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое
знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и
раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и
методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами,
используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение,
эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания
используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и
дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Различие между эмпирическим и теоретическим этапами познания
проявляется также в различном соотношении чувственного и рационального
коррелятов познавательной деятельности. Прежде чем обсуждать этот вопрос,
следует остановиться на проблеме соотношения пар категорий
«чувственное—рациональное» и «эмпирическое—теоретическое». До становления в
методологии и философии второй пары категорий первая пар категорий
употреблялась в различных смыслах. Прежде всего «чувственное» и
«рациональное» использовались для обозначения двух видов познавательных
способностей человека. Чувственная познавательная способность проявляется в
ощущениях, восприятиях, представлениях. Рациональность же проявляется и
способности к понятийному мышлению, суждению и умозаключению. Во втором
смысле «чувственное» и «рациональное» употреблялись для обозначения этапов
и уровней познания, ступеней познания, типов знания. К настоящему времени
второй смысл понятий «чувственное» и «рациональное» целиком закреплен за
парой категорий «теоретическое—эмпирическое». «Чувственное» и
«рациональное» характеризуют лишь познавательные способности человека, но
не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом познании они
не оторваны друг от друга. Не может быть чувственного знания как такового и
рационального знания как такового, хотя можно выделять эмпирический и
теоретический тины знания. Соотношение же чувственного и рационального
коррелятов в эмпирическом и теоретическом познании различное. В
эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическим —
рациональный. Соответственно различное соотношение чувственного и
рационального коррелятов находит свое отражение и в методах, используемых
на каждом этапе. Ясно, что метод наблюдения, используемый на эмпирическом
этапе, базируется в основном на чувственной познавательной способности, но
в той степени, в какой наблюдение имеет целенаправленный характер, а его
результаты фиксируются в языковой форме, оно включает в себя и
использование рационального познания. Аналогичным образом, поскольку на
теоретическом этапе в основном используется способность к абстрактному,
понятийному мышлению, в нем доминирует рациональный коррелят, но в той
степени, в какой любое понятие ассоциируется с определенной совокупностью
восприятии, представлений и наглядных образов, в нем присутствует и
чувственная компонента.
Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы
между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так,
эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию
явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое
исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.
Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического
познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория
должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию. Но при всей
неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение
этих категории, безусловно, знаменовало собой прогресс в развитии
методологии науки, поскольку способствовало конкретизации наших
представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В частности,
использование этих категорий позволило уточнить структуру научного познания
в целом, способствовало формированию более конструктивного подхода к
решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к более
полному выявлению специфики теоретического мышления в научном исследовании,
позволило уточнить логическую структуру выполнения наукой основных
познавательных функций, а также содействовало решению многих
фундаментальных проблем логики и методологии научного познания. За
последнее время советские философы внесли существенный вклад в разработку
этих категорий. Учитывая разработанность этих категорий, мы рекомендуем
студентам для освоения их содержания обратиться к имеющейся литературе.
В настоящее время отрицать фундаментальное значение этих категории в
решении методологических проблем науки невозможно, даже принимая в расчет
существование всех тех расхождений, которые имеются между различными
авторами по вопросу об истолковании сущности и содержания категорий
эмпирического и теоретического. Однако следует заметить, что введение этих
категорий и уточнение их содержания одновременно сопровождалось и
молчаливым, имплицитным принятием допущения о дихотомическом характере этих
категорий по отношению к общему представлению о структуре научного знания,
т.е. предполагается, что теоретическое и эмпирическое являются базисными,
исходными методологическими единицами, на основании которых только и
возможно дальнейшее уточнение и детализация структурных представлений о
научном познании, или, другими словами, предполагается, что дальнейшие
структурные подразделения в научном исследовании возможны только внутри
теоретического и эмпирического уровней. Все, что выходит собственно за
рамки теоретического или эмпирического знания, к телу научного знания не
принадлежит.
При всей важности категорий эмпирического и теоретического такого рода
дихотомическое представление о структуре научного знания к настоящему
моменту исчерпало себя. Внутренняя логика методологических исследований все
чаще и чаще ставит на повестку дня вопрос о необходимости введения в
методологию науки новой методологической единицы, смысл и содержание
которой не сводимы к дихотомии эмпирического и теоретического. В этом новом
базисном методологическом понятии фиксируется существование в науке еще
одного, третьего уровня знания, который находится над теоретическим знанием
и выступает в качестве метатеоретической, экстратеоретической предпосылки
самой теоретической деятельности в науке. В западной литературе такого рода
попытки введения в философию науки, наряду с категориями теоретического и
эмпирического, новой базисной методологической единицы наиболее откровенное
свое выражение получили в ныне широко известных методологических концепциях
Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун, не отрицая различия между теоретической и
эмпирической деятельностью в науке, вводит принципиально новое базисное
методологическое понятие «парадигма», в котором фиксируется существование
особого типа знания в научном исследовании, отличающегося от теоретического
знания по способу своего возникновения и обоснования. Хотя в концепции Куна
в качестве парадигмы может выступать та или иная фундаментальная теория,
становясь парадигмой, она приобретает такие новые характеристики, которые
по способам обоснования и функционирования уже не позволяют считать ее
теорией. Парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительной
функции, а является условием и предпосылкой определенного вида
теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического
материала. Аналогичный смысл имеет и понятие «исследовательская программа»,
вводимое в методологию науки И. Лакатосом. Исследовательская программа
также понимается Лакатосом как определенного рода метатеоретическое
образование, содержащее набор исходных идей и методологических установок,
обусловливающих построение, развитие и обоснование определенной теории.
В литературе по методологии научного познания за последние 15—20 лет
также возник целый комплекс понятий, в которых нашли отражение различные
элементы метатеоретического или экстратеорстического уровня научного
познания. Одним из первых попытку введения подобного рода понятия
предпринял А. А. Ляпунов в одной из своих статей, посвященных выявлению
особенностей строения научного знания. В частности, он предложил выделить в
составе научно-теоретического знания такой элемент, как «интертеория». К
интертеорстическому знанию он относит «тот общий комплекс сведений, которые
необходимо принимать во внимание при рассмотрении данной теории». Однако
более широкое хождение в нашей литературе для обозначения
метатеоретического фона научно-исследовательской деятельности получило
понятие «стиль мышления». Первоначально понятие стиля мышления
употреблялось в узком смысле этого слова и связывалось с фиксацией лишь
отдельных сторон теоретической деятельности на разных исторических этапах
развития науки. Так, Ю. Сачков, одним из первых в нашей литературе
попытавшийся уточнить смысл этого понятия, связывает стиль мышления с
определенными представлениями о структуре отношений детерминации и
соответственно выделяет в истории пауки три стиля мышления: однозначно-
детерминистский, вероятностно-статистический и кибернетический М. Борн
связывает понятие стиля мышления с определенной системой взглядов на
структуру субъект-объектных отношений в науке. Однако со временем смысл
понятия стиля мышления расширяется настолько, что оно становится по своему
объему и содержанию сопоставимым с куновским понятием парадигмы, и в нем
пытаются охватить всю совокупность метатеоретических предпосылок научно-
исследовательской деятельности. Именно так, например, определяет понятие
стиля мышления С. Б. Крымский. Под стилем мышления он понимает определенный
исторически возникший тип объяснения действительности, «который, будучи
общим для данной эпохи, устойчиво выявляется в развитии основных научных
направлений и обусловливает некоторые стандартные представления в
метаязыковых контекстах всех фундаментальных теорий своего времени». Еще
более широкое понимание стиля мышления содержится в работе Л. А. Микешиной
«Детерминация естественнонаучного познания».
Известного рода конкурентом понятия «стиля мышления» в литературе при
фиксации метатеоретического уровня исследования выступает также понятие
«картина мира». В работах некоторых авторов она определяется таким образом,
что стиль мышления выступает лишь ее составной частью, хотя, как и понятие
стиля мышления, первоначально картина мира понималась в узком смысле слова
и связывалась только с фиксацией определенных исторически возникших
представлений о структуре объективной реальности.
Наряду с понятиями стиля мышления и картины мира для фиксации
метатеоретического (или интертеоретического) уровня знания в литературе
используются также такие понятия, как «собственные и философские основания
науки» (С.Т. Мелюхин, Ю.А. Петров), «теоретический базис научного познания»
(М. В. Мостепаненко), «условия познания» (П.С. Дышлевый) и др.
Сведение всех подобного рода понятий свидетельствует о том, что и в
нашей литературе по методологии науки давно уже назрела необходимость
выделения в составе научного знания того, что мы пока условно называем
метатеоретическим уровнем знания, введения новой методологической единицы,
которая вместе с понятиями теоретического и эмпирического позволила бы
составить более полное и правильное представление о структуре
исследовательской деятельности в научном познании.
Признание существования в составе научного знания метатеоретического
уровня сразу же поднимает целый комплекс проблем, касающихся
гносеологической природы этого знания, его структуры, особенностей и тех
функций, которые оно выполняет в ходе теоретического освоения
действительности, и ряд других проблем.
Встает вопрос о тех основаниях, на которых можно проводить
демаркационную линию между теоретическим уровнем исследования и его
метатеоретическим основанием. Для решения этого вопроса прежде всего
следует наложить некоторые ограничения на использование понятий
«теоретическое мышление» и «теоретический уровень исследования». В широком
смысле слова теоретическое мышление отождествляется с научным мышлением и
противопоставляется в этом отношении обыденному мышлению. Ясно, что при
таком понимании теоретического мышления то, что мы имеем в виду под
метатеоретическим уровнем систематизации знания, относится к теоретическому
мышлению. В более узком смысле слова под теоретическим мышлением понимают
мышление, направленное «на совершенствование и развитие концептуальных
средств науки», на построение «теоретического мира» в противоположность
эмпирическому мышлению, которое направлено «на установление связей
концептуального аппарата науки с реальностью, выявляемой в эксперименте и
наблюдении». Но и три таком понимании теоретического мышления
метатеоретическая деятельность не выходит за его рамки. Ограничить понятие
теоретического мышления можно, если связывать его с определенными
предполагаемыми результатами. В частности, можно считать, что результатом
собственно теоретического мышления, в узком смысле слова, является научная
теория. Тогда содержание теоретического мышления будет зависеть от
понимания научной теории. Существует множество подходов к определению
понятия «научная теория». Возьмем за основу определение научной теории,
даваемое в «Философской энциклопедии» М. В. Поповичем и В. Н. Садовским.
«Теория — форма достоверного научного знания о некоторой совокупности
объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждении и
доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной
предметной области». В теории в форме законов выражается знание о
существенных связях, обусловливающих возникновение и существование тех или
иных явлений, и это позволяет в функциональном отношении трактовать теорию
как систему описания, систематизации, объяснения и предсказания явлений
определенной предметной области.
Если ограничивать теоретическое мышление процессами построения теорий,
то в его состав следует включать всю ту совокупность познавательных
процессов, которые направлены на выдвижение, развитие и обоснование
теоретических гипотез, а также тех мыслительных процедур, в которых
реализуются основные познавательные функции научных теорий: описание,
объяснение, предсказание. В противоположность этому, на метатеоретическом
уровне познания на основе определенных философских установок, обобщения
результатов теоретической деятельности и самой практики научного познания
фиксируются общие предпосылки теоретической деятельности. Если основным
элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых
существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знание
формулируется в виде принципов различного порядка, в которых утверждается
нечто уже о самой теории и практике теоретической деятельности. В форме
принципов формулируются требования, предъявляемые к самой научной теории.
Кроме того, можно добавить, что если теоретическое знание всегда выступает
в определенном контексте исследования как проблематическое знание, знание,
подлежащее обоснованию и проверке, то метатеоретическое знание в том же
контексте условно рассматривается как непроблематическое, предпосылочное
знание, эмпирическому обоснованию и проверке не подлежащее. В связи с этим
можно теперь пояснить смысл приставки «мета» в понятии «метатеоретический
уровень знания». Она имеет несколько смысловых оттенков: прежде всего
аристотелевский смысл — это знание, лежащее «за» теоретическим знанием.
Далее, эта приставка законно может ассоциироваться и с ее семантическим
смыслом, поскольку метатеоретическое знание фиксируется в метаязыковых
контекстах по отношению к языку теории. И наконец, приставка «мета» может
связываться с предпосылочным, непроблематическим характером этого знания.




Реферат на тему: Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии


Содержание.


Введение…………………………………………………………………..3

1.Немного из истории……………………………………..…….………...4
2. Возникновение древнеиндийской философии………………………..6
3.Основные направления древнеиндийской философии………………..8
3.1. Буддизм………………………………………………………………..8
3.2. Джайнизм……………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19



Введение.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую
природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует
отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в
процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу
как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из неё. Именно
вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир,
космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось
формирование способностей осмысливать действительность, а затем и
философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об
окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену
родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства.
Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества.
Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего
Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах
Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых
систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа – это
ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед,
Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные
школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, которым посвящена
данная работа, принадлежат к последней группе.



1.Немного из истории.



Прежде чем приступить к изучению древнеиндийской философии, необходимо
познакомиться с её историческими предпосылками. Приблизительно 5000 лет
тому назад группа белокожих людей с северо-запада Европы поникла в Иран и
там поселилась. Они обосновались в долине реки Инд, и называли себя ариями.
До прихода ариев в Индии жили два народа. Первый – чернокожие,
поклонявшиеся приведениям, змеям и глубоко верившие в заклинания, молитвы и
волшебство. Другой народ – дравиды; они были знакомы с сельским хозяйством,
умели строить дома и применять металлы. Дравиды во многих отношения стояли
выше ариев.


В Индии возникло много городов и могущественных государств. Индийская
цивилизация не была городской, а имела своей основной базой деревни и леса.
Основой цивилизации, созданной ариями в долине Инда, являлось сельское
хозяйство. Вначале арии занимались скотоводством и землепашеством сами, но
позднее, когда арии начали покорять местных жителей, они стали применять в
качестве рабов на тяжёлых работах пленных и покорённых неариев. Постепенно
все тяжёлые физические работы были возложены на этих рабов, которых стали
называть в обществе шудрами. В эту эпоху общество основывалось главным
образом на рабовладельческой системе. Первобытные арии, проникшие из
Пенджаба, основали в долине Ганга свои государства: Анга, Магадха, Видеха,
Каши, Кошала и др. Первое время общество ариев было первобытным
коммунистическим обществом, позднее там постепенно возникли рабство и
частная собственность.


Через некоторое время в Индию проникла с запада другая группа ариев. Вторая
группа походила на первую, но в культурном отношении она превосходила её.
Слава древней Индии – в том числе и веды – относятся именно ко второй
группе. Эта группа поселилась по берегам Инда и в Пенджабе; позднее они
основали несколько государств у истоков Ганга и Ямуны.


В ту эпоху впервые появляются пуру, турваса, бхарата – тритасу, а затем
куру, панчала и некоторые другие могущественные роды ариев. До установления
контакта со второй группой ариев первая группа была весь отсталой в области
знаний.

В то время, когда арии сначала поселились в Пенджабе и по Инду, вся
собственность у них была общей. Весь народ ариев назывался вайшьями. Арии
восхваляли силы природы и поклонялись им каждый сам по себе или целыми
группами. Когда арии начали побеждать неариев, когда множество пленников
стали бесплатно пользоваться на работах в качестве рабов, первобытно -
общинный строй уступил место обществу, основанному на частной
собственности. Одновременно вместо скромных восхвалений и поклонений
божеству, присущих первобытно – общинному строю, возникла дорогостоящая и
пышная система жертвоприношений, для совершения которых состоятельные члены
общества призывали знающих мантры жрецов.
Арии, в течение многих веков упорно в Индии, Установили дружеские
отношения с дравидами, с помощью которых они разгромили своего страшного
врага – негроидов. Большая часть дравидских племён, не вступивших в
сотрудничество с ариями и арианизироваными дравидами, сохранили свою
самобытность. Другие племена этих дравидов, оттесненные в войне с ариями,
укрылись в равнинных районах Бенгалии.
При посредстве буддийских и джайнистских проповедников эти племена
вступили в сношения с восточно-индийскими ариями, и через некоторое время
из смешения восточных ариев с этими племенами возник в Бенгалии новый народ
и новая культура. Причина этого в том, что у буддистов и джайнистов не было
кастовой системы. Когда в последствии монгольские племена с северных границ
Брахмавары захватили Ассам и часть Восточной Бенгалии, смешение затронуло и
эти племена. Поэтому в бенгальцах течёт смешанная кровь - дравидская,
арийская и монгольская.
Накопив при помощи труда сотен тысяч рабов несметные богатства, арии не
прекратили восхвалять силы природы. Жизненный опыт показал им, что если
преподнести дорогие дары могущественному человеку, то результат этого
сказывается немедленно. Поэтому когда не было дождя, когда у молодой
женщины не было детей, когда враги не терпели поражения в войне, они
совершали дорогостоящие обряды жертвоприношений, чтобы умилостивить
разгневанные силы природы. Во время всех этих жертвоприношений богам
воздавались многие сотни животных, кувшинов масла и молока и т.д. Гимны
которые произносили при этом, были собраны в Сама - и Яджурведе. Обрядовые
правила жертвоприношения и подробное описания обрядов были собраны в
брахманах. Обрядовые правила брахман предназначались для домашнего обихода.
Обрядовые правила, изложенные в араньях, предназначались для тех, кто жил в
лесу с луком и стрелами. При помощи этих обрядов жертвоприношения брахманы
за короткое время очень сильно разбогатели.
После того как вся Индия превратилась в колонию ариев, постепенно
увеличивается разрыв между аристократией и простыми гражданами, возникает
классовое – рабовладельческое общество. Война с неариями прекратилась.
Крупные землевладельцы поглощали мелких. Не только неарии, но и бедные арии
теряли права на землю. В обществе ариев начинается острая классовая борьба
между бедняками и ариями – аристократами. В это время арии переходят от
варварства к низшей ступени цивилизации.
Арии были здесь пришельцами и первое время не могли уловить разницы
между дравидами и негроидами. Поэтому оба эти народа они называли неариями,
или дасью. До их появления между этими двумя племенами, несомненно,
существовали трения, но они долгое время совместно боролись против ариев.
Позднее, когда жизненный опыт показал ариям, что у них много общего с
дравидами, они оказались в состоянии, внеся раскол в единство дравидов и
негроидов, уничтожить негроидов и установить господство над дравидами. Эта
война не была войной ариев и неариев.


2.Возникновение древнеиндийской философии.
Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления
конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской
философии это: ведийский и эпический периоды.
Ведийский период.
Начало формирования философского мышления в Индии связано с
брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах,
представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в
честь богов. Именно от слова "веды" и происходит название этого периода.
Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно –
общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих
обществ. Начало философии здесь ещё соседствует с суевериями и развивается
в непосредственном конфликте с ними.
Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались
подлинными знатоками и толкователями вед.
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа
(сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные
песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные
тексты) – комментарии к текстам Вед и араньяки – "лесная книга", которая
рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед – упанишады. Они
содержат трактаты религиозно – философского характера, и именно они имеют
для философии первостепенное значение.
Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью
познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В
упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего,
космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и
т.д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего,
нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи
с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь
здесь мыслится по-иному. Жизнь человека – бесконечная цепь перерождений. Но
имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь
высшей цели – освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается
как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы,
в конечном счете, покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни.
Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской
мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для
последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии.
Эпический период.
Этот период в развитии индийской философии начинается в 6 в. до н.э.,
Когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается
аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная
дифференциация, утрачивает своё влияние институт племенной власти и
увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в
мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика
ведического брахманизма. Интуиции уступает место исследованию, религия
философии. Внутри самой философии появляются различные школы:
неортодоксальные и ортодоксальные. К неортодоксальным школам относятся:
чарвака, джайнизм, буддизм.


3. Основные направления древнеиндийской философии.
3.1.Буддизм.
Возникновение буддизма.
Если спросить буддиста о том, как возникла религия, которой он
поклоняется, то мы получим ответ, что более двух с половиной тысяч лет
назад её возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»). Из
буддийской религиозной литературы мы узнаём, что Будда явился на землю,
для того, чтобы выполнить спасительную миссию т.е. указать живым существам
избавление от страданий.
Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно
обычным людям. Мать Сиддхартхи – жена правителя шакьев Майя – увидела
однажды во сне, что к ней в бок вошёл белый слон. Через положенное время
она родила младенца, покинувшего её тело также необычным путём – через
подмышку. Мудрец Асита предрёк новорождённому свершение великого
религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший
своё назначение».
Отец, Шуддходан, не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил
ребёнка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему
блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре
подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил
покрытого язвами больного, согбенного годами дряхлого старика, погребальную
процессию и погружённого в раздумья аскета. Именно так он и узнал о
неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул
дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от
страданий.
В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и
размышлял над текстами священных книг жрецов – брахманов. И лишь перестав
голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путём внезапного
озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к
спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва.
Сидя пол деревом бодхи, Сиддхартха познал «четыре благородные истины».
Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветлённого»
отказаться от возвращения людям пути спасения. Он запугивал его страшными
бурями, своим грозным воинством, посылал своих дочерей, чтобы соблазнить
его радостями жизни. Но Будда победил всё, в том числе и свои сомнения, и
вскоре произнёс в «Оленьем парке» первую проповедь, ставшую основой
вероучения буддизма. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения
новой религии или, как говорят буддисты, «привёл в движение колесо драхмы».
После провозглашения «четырёх благородных истин», окружённый всё
умножающимися учениками – последователями, Будда ходил сорок лет по городам
и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя своё учение.
Умер Будда согласно легенде, в восьмидесятилетнем возрасте в
Кушинагаре. Он лёг под деревом бодхи в «позу льва» и обратился к
собравшимся около него монахам и мирянам со словами: «Теперь, о монахи,
мне нечего больше сказать вам, кроме того, что всё созданное обречено на
разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни
буддисты называют «mahaparinirvana» - великим переходом в нирвану.
Считается, что он умер в полнолуние месяца вайшакха (май). Эта дата
почитается так же, как момент рождения Будды и момент его «прозрения»,
поэтому её называют «трижды святым днём».
Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими
религиозными и религиозно – философскими системами древней Индии. Анализ
этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и
объективными социальными процессами, и подготовлено идейно. Современная
наука даёт основания считать, что начало возникновения буддизма,
приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., а местом его становления и
развития в последующие века является северо-восточная Индия. Буддизм
первоначально носил выраженную антижреческую направленность, будучи
идеологией, порождённой новой, высшей фазой развития рабовладельческих
отношений в конкретных условиях Индии этого времени. Для него характерны
черты, свойственные всем религиям развитого классового общества.

Учение о четырёх благородных истинах.
Это учение составляет смысловой центр буддийской религиозной идеологии.
Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины,
утверждает тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического
существования. Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании
следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой
индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит
в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним
изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся
страдание. Само рождение есть, согласно первой "благородной истине", факт
включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно -
зависимого возникновения (пратитья - самуптпада). Этот закон призван
объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте
рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. "Истина
страдания" не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть
дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). В плане
философии идеологема "страдание" выступает в функции ведущего
методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена
религиозная прагматика системы – установка на обретение просветления.
Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, - это, согласно доктрине,
сансара – круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека
связано с принципиальной неудовлетворённостью существования.
Истина возникновения страдания. Второй постулат формируется таким
образом, чтобы непосредственно указать на причины, порождающие страдания,
т.е. причины существования сансары.
В качестве исходной причины упоминается "жажда", страстное стремление к
переживанию чувственного опыта, т. е. влечение пребыванию в сансарном мире.
Доктринальное понятие таньха содержит весь спектр этих значений. Жажда
представляет собой фактор, обусловленный именно идеей Я, которая согласно
буддийской доктрине, искажает видение реальности и является содержательной
основой эгоценрированного отношения к миру.
Буддийская доктрина последовательно проводила принцип анатма
(отсутствие души), однако существует группа терминов, синонимически
выражающих идею Я, индивида, личности (пудгала). В конечном счете, именно
такое вечное и неизменное Я указывалось в буддийской доктрине как причина
страдания.
Истина прекращения страдания. Третий постулат вводит представление о
религиозной прагматике системы. Центральное понятие этого положения –
прекращение страдания (ниродха) – есть частичный синоним нирваны – такого
состояния сознания, при котором полностью сняты иллюзорные субъективные
установки и не остаётся никакого неведения (авидья) относительно сансарного
бытия и индивидуальной психики. Прекращение страдания в доктрине понимается
диалектически. С одной стороны, это устранение условий, порождающих
страдание, а с другой – остановка бесконечной цепи взаимообуславливающих
мотиваций, связанных с иллюзорной гипертрофией Я.
В отличие от первого постулата второй и третий обосновываются логически
– через концепцию причинно – зависимого возникновения. Эта концепция вводит
практически полный набор доктринальных понятий, посредством которых
разъясняются состояния психики, соответствующие сансарному бытию. На основе
концепции причинно – зависимого возникновения развивается первичная
философская дискурс – классификация традиционных категорий анализа
человеческой психики.
Истина пути. Логика изложения доктринальных постулатов строится с
таким расчётом, чтобы подвести адепта к осознанию необходимости обрести
путь (марга), ведущий к прекращению страдания. Четвёртый постулат касается
именно этого предмета. Он известен также под названием "восьмеричного
благородного пути". Выдвигаемые здесь положения охватывают три сферы
психической жизни и социальной деятельности адепта учения – когнитивную
сферу (праджня), в которой устраняется даже бессознательная субъективная
ориентация; сферу добродетельного повеления (шила), включающую наряду с
непосредственными поведенческими актами также помыслы, мотивы и вербальное
поведение, и сферу монашеской духовной практики – буддийской йогической
психотехники (самадхи).

Раннебуддийские школы.
Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной религиозной
доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный
поиск. Следовательно, не удивительно, что со временем возникло множество
философско-религиозных школ и течений. Традиционно выделяют три основных
направления, или яны (колесницы).
Хинаяна (малая колесница) – упрощенное толкование Дхармы. Позднее
возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдёт речь в
данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада (путь
старших).
Махаяна (большая колесница) оформилась как самостоятельное учение на
рубеже 1 тысячелетия н.э. и наряду с другими течениями возникла на основе
индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных
странах, особенно в Китае и Японии.
Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции,
получила распространение в Тибете.
Не смотря на то, что более поздние школы буддизма заявляют о своей
аутентичности учению Гаутамы, наиболее близким к первоисточнику следует
считать тексты на языке пали (самая древняя и полная коллекция наставлений
Будды). В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально
приближенные к оригиналу.
Школа стхавиравадинов.
Примерно в 345 г. до н.э. состоялся Второй Всебуддийский Собор, на
котором окончательно определился раскол между махасангхиками (которые
утверждали доминирующее значение монашеского служения) и стхавиравадинами,
приверженцами консервативных взглядов. Последние являются единственными
современными представителями традиции тхеравады. Адепты этого учения
утверждали, что Гаутама был простым смертным, и его последователи, архаты,
достигали такого же просветления, как и Учитель. Они практиковали
традиционные медитативные техники, сопровождаемые анализом дхарм, и
отрицали всяческие спекуляции, связанные с именем Будды. Согласно
воззрениям традиционалистов, то, что человек воспринимает на чувственном
уровне, является внешним и независимым от восприятия миром. Человеческий
опыт не может служить достаточным основанием для далеко идущих выводов о
внешних факторах, которые существуют сами по себе. Таким образом,
эмпирическое восприятие позволяет лишь констатировать факты и более
детально исследовать их в процессе медитации.
Школа сарваставадинов.
Эта школа отделилась от учения стхавиравадинов во 2 в. до н.э.
Философия учения может быть выражена словами сарвам асти ("всё
существует"), утверждающими существование дхарм во временном континууме – в
настоящем, прошлом и будущем. Когда человек вспоминает эпизод из прошлого,
он получает знание в настоящем на основе дхармы, существующей в прошлом.
Таким образом заявлялась сущность феноменов вне зависимости от временной
принадлежности; на основе этой посылки становится понятным действие
кармических законов на низшем уровне проявления, когда причина и следствие
сосуществуют в один период времени, хотя и имеют различные режимы
проявления.
В остальном дальнейшее развитие этой школы осуществлялось в рамках
традиции махаяны. Новые концепции были связаны с Колесом Жизни и шестью
методами – средствами достижения совершенства (парамитами).
Школа саутрантиков.
Это направление отделилось от предыдущего. Отрицая абхидхарму,
практиковавшуюся другими школами, адепты учения не признавали временную
тройственность состояний дхармы и заявляли об уникальности последней в
каждый момент времени. Согласно этой концепции человек, воспринимая какое-
либо явление, фактически имеет дело с конкретным ментальным образом. Даже
если допустить вероятность того, что образ вызван уже существующей дхармой,
этому нет никаких доказательств; соответственно, к моменту появления образа
дхарма перестаёт существовать. В этой связи возникает концептуальная
проблема. Так, если дхармы не имеют временной протяжённости, становится
непонятным действие изначального кармического закона. Встаёт вопрос: каким
образом то, что более не существует, может влиять на состояние
объекта/субъекта в настоящем? Согласно учению, поступки одухотворяют разум
и, соответственно, влияю на то, что случится в будущем.

3.2. Джайнизм.
Возникновение джайнизма.
Центральной идеей этого религиозно - философского учения является
принцип ахимсы (не причинения вреда). Джайнизм главной целью ставит
реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят
спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможность
сознания. Джина в буквальном переводе означает "победитель".
Основателем джайнизма считают Ришабхадеву, а наиболее известными
проповедниками его являются: Аджитанах, Ариштанемы и Парешнатх. Парешнатх
жил за 200 лет до Вардхаманы. Его ученики называются шветамбарами, а
последователи Вардхаманы – дигамбарами. Шветамбары отказались от всего,
кроме носимой одежды (паридхань), а дигамбары отказались даже и от одежды.
Вардхамана объединил обе общины (сампрадайи), но после его смерти они снова
распались. В возрасте 28 лет Вардхамана покинул родительский дом
(грихатяг). Двенадцать лет строгую (катхор) отшельническую жизнь. Во время
своих скитаний он познакомился с основателем оппозиционной индуистской
секты аджавиков – Госалой. Принято считать, что в возрасте 40-42 лет он
достиг просветления; с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а
его последователей стали называть джинами или джайнами – соратниками
победителя.
После тридцати лет подвижничества Махавира ушёл из жизни, прибегнув к
добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечке Пава,
неподалёку от современного города Патна, который стал местом джайнского
паломничества. К моменту его смерти джайнская община была весьма
многочисленной, причём преобладали женщины-монахи. В соответствии с
традицией монахов поддерживали светские спонсоры. В буддийских книгах
(грантхах), основателя джайнизма называют также Нигантханатапуттой
(абсолютно освободившемся).


Виды познания.


Философы - джайнисты считают, что имеется пять видов познания (джняны):
мати, шрути, авидхи, манах-парьяя и кевала.


Мати представляет собой познание, получаемое с помощью непосредственного
(пратьякша) восприятия (индрии). Она включает в себя память (смрити) и
сознание людей (сангью). Это познание основано на наблюдении и
исследовании. Мати-джняна делится на три вида:


Знание (упалабдхи)

> Память (смрити)
> Понимание (упайогу)
Мати - джняна - это познание, полученное посредством индрий и ума. Она
постигается после наблюдения или рассмотрения (даршаны). Знания, полученные
посредством знаков (чинхов), символов (пратик) и слов (шабд), носят
название шрути-джняна. Мати-джняна даёт нам знание в результате контакта
(санспарши) с объектом, а шрути-джняна посредством описания (ворнаны) его.
Шрути-джняна бывает четырёх видов:
> Ассоциация (лабдхи)
> Внимание (бхвана)
> Понимание (упайога)
> Ная (так называется значимая сторона какой-либо вещи).
Авидхи – это непосредственное получение знания о вещах, отдаленных во
времени и пространстве.
Манах – парьяя – это знание, приобретённое непосредственно от других
людей.
При посредстве кевалы, или совершенного знания (пурна-джняна), мы
познаём все вещи (васту) и их модификации (паривартаны). Такое знание
возникает лишь в том случае, если душа (атма) освободилась от всех оков
(бандхан). Это знание не поддаётся описанию, оно может быть только ощутимо
(анубхава).
Мати, шрути и авидхи – способы познания, в которых возможна ошибка, а
манах – парьяя и кевала не могут быть неправильными. Достоверность познания
заключается в его практической эффективности (карья - карика). Всякие
подлинные знания являются необходимыми знаниями. Недостоверное (матхья)
познание непоследовательно (асангати), а достоверное (сатья) познание –
последовательно. Характерная черта недостоверного познания – сомнение
(сандеха). Ошибочное познание возникает из-за пассивности и
невнимательности (аневадханта). Из восьми способов познания пять правильных
и три неправильных. А один способ познания проявляет активность, или
действует (сакрия) в определённое время. Познание называется
непосредственным (пратьякша), если оно получается немедленно (сарасари), и
опосредствованным (парокша), если оно зависит от какого-либо другого (анар)
вида познания. Мати и шрути относятся к парокше (т.е. это опосредствованное
познание), а авидхи, манах – парьяя и кевала составляют пратьякшу (т.е. это
непосредственное познание). Мати, или обычное познание, является парокшей,
поскольку оно зависит от органов чувств (идрий).
В процессе познания какого-либо объекта (васту) одновременно познаёшь и
самого себя (сваян). Если сам не познаёшь своего собственного бытия, никто
другой не сможет дать тебе этого познания. Познание всегда осваивается
(свангкар) самим.
Сознание, или чайтанья, является сущностью (сармартой) дживы. Чайтанья
проявляется посредством восприятия (даршаны) и понимания. С помощью
восприятия подробности (кхунтинати) не воспринимаются, а посредством
понимания (джняны) они воспринимаются. Восприятие общего (садяран) без
частностей (вишешей) называется наблюдением, или даршаной. Это наблюдение
не даёт нам пространных знаний о вещах (васту). Даршана имеет несколько
ступеней (стар):
> На ступени вьянджана – аваграха в результате возбуждения
периферийные органы чувств (индрии) приводят субъекта в известную
связь с объектом.
> Затем наступает артха – аваграха, на которой сознание (чайтанья)
возбуждается, испытываются ощущения (санведана) и субъект получает
поверхностные знания об объекте.
> Когда ум (манас) стремится познать объект в общем, на этой стадии
он получает название "иха".
> На ступени авьяй происходит объединение прошлого и настоящего,
получение знаний о данном объекте, не называя его ни "иха"
("этот"), ни "уха" ("тот").
> Та ступень, на которой мы хотим познать качества вещи, носит
название "представление" – дхаране. На этой ступени в нашем уме
складываются впечатления (чпаха) об объектах, в результате чего мы
можем вспомнить позднее данный объект.
Последователи джайнизма полагают, что существует две формы познания:
*пранама – это познание природы вещей в их отношении к нам.
*ная – это точка зрения, исходя из которой, мы излагаем своё отношение
к вещам. Существует семь видов най:
1. Найгамная, посредством неё познаётся природа целеустремлённой жизни.
2. Санграханая, она даёт возможность познать общие черты.
3. Вьвахариканная - это такой способ познания, когда мы познаём вещи
полностью посредством нашего опыта.
4. Риджусутранная – такой способ познания, когда учитывается положение
вещи в каком-то особом пункте или месте и определённом моменте, причём
реальность представляется как явление переходящее.
5. Шабданная – это такое суждение, которое исходит из того факта, что
каждое название имеет своё собственное значение, причём допускается,
что одну и ту же вещь можно объяснить посредством разных наименований,
или слов.
6. Санавирудханная – такой способ познания, когда значение слова
устанавливается на основе смысла их корней.
7. Эвамбхутаная – это особая форма суждения, предполагающая, что из
многих сторон и форм проявления вещи посредством анализа корня слова
понимается только один аспект её, и именно этот аспект, или сторона,
является реальным, правильным значением слова, термина.



Заключение.
Индийская философия – это истинно "живые плоды", продолжающие питать
своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила
полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного
воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идёт с Востока",
"истины о происхождении рода человеческого", которыми были заняты многие
философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 года прошлого века – очевидное
свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с
Индией. Индийская философия – это не только экзотика, а именно та
притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.
Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к
внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной
личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и
живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека,
способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам
есть во всём. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному
миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок
человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости
и т. п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил В.Соловьёв,
индийское сознание надолго истощило свои силы.



Список литературы.

1. Бонгард-Левин "Древнеиндийская цивилизация". – М.1980.
2. Кочетов А.Н. "Буддизм". – М. 1983.
3. Рой М. "История индийской философии". – М. 1958.
4. Томпсон М. "Восточная философия". – М. 2000.
5. Васильев Л.С. "История религий востока". – М. 1986.
6. Мень А. "История религий". – М. 1994.







Новинки рефератов ::

Реферат: План-конспект урока Розмітка тонкого листового металу (Педагогика)


Реферат: Відношення і схеми відношень (Программирование)


Реферат: Баричев С. Криптография без секретов (Программирование)


Реферат: Аппарат (механизм) государства (Теория государства и права)


Реферат: Политология в схемах и таблицах (Политология)


Реферат: Международно-правовые способы разрешения международных споров (Международное публичное право)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Метаболические сдвиги в организме, происходящие вследствие сахарного диабета (Биология)


Реферат: ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ РЕСУРСОВ (Предпринимательство)


Реферат: Языкознание в системе наук (Литература)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Программирование)


Реферат: Окрашивание поверхности водоэмульсионными составами (Технология)


Реферат: Жизнь и творчество Франсиско Гойи (Культурология)


Реферат: Колледжи и университеты США (Искусство и культура)


Реферат: Мотив (Социология)


Реферат: Лекция по основам торговой деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Автоматизация управления предприятием (Программирование)


Реферат: Политические взгляды Макиавелли (Политология)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Билеты по биологии для 8 класса (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист