GeoSELECT.ru



Таможенная система / Реферат: Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов (Таможенная система)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов (Таможенная система)



ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Российский уголовный кодекс дает два вида предварительного
расследования: дознание и предварительное следствие. Дознание, как и
предварительное следствие, представляет собой деятельность по раскрытию
уголовных преступлений, которая проводится с процессуальных формах,
установленных законом. Основное отличие этих двух видов предварительного
расследования заключается в компетенции органов, их осуществляющих.
УПК дает исчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные
государственные организации и учреждения, их должностные лица, а также
частные детективные предприятия и их представители органами дознания не
являются. Таможенные органы являются органами дознания «по делам о
преступлениях, предусмотренных соответствующими статьями УК: контрабанда,
незаконный экспорт технологий, невозвращение на территорию РФ предметов
художественного достояния, невозвращение из-за границы средств в
иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей. Сам ТК тоже
говорит об органах дознания (ст.222). приказом ГТК России от 13 января 1994
года №7 в таможенных и региональных управлениях созданы отделы дознания
(как структурные подразделения), в штате каждого из них имеются начальник
отдела, его заместитель и дознаватели – старшие инспектора.
В историческом плане возложение на таможенные учреждения России
выполнения следственных действий в процессе борьбы с контрабандой не
являются чем-то новым. Такие функции таможенных органов известны еще с
таможенного устава 1904 года. После Октябрьской революции 1917 года
уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции
таможенных учреждений были изъяты и в полном объеме были переданы органам
государственной безопасности. Однако многолетняя практика борьбы с
контрабандой показывает, что наиболее часто обнаруживают фаты
контрабандного ввоза и вывоза различных предметов в процессе осуществления
таможенного контроля, который проводится путем декларирования и досмотра
грузов, досмотра транспортных средств и личного досмотра лиц, пересекающих
таможенную границу страны.
Настоящий ТК существенно расширил права и обязанности таможенных
органов как органов дознания. Этому посвящен раздел 9 «Контрабанда и иные
преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная
деятельность таможенных органов РФ»,
Для возбуждения уголовного дела о преступлениях, дознание по которым
отнесено к компетенции таможенных органов, необходимы законные поводы и
достаточные основания, т.е фактические данные, указывающие на наличие
признаков преступления. Под поводом к возбуждению уголовного дела
понимаются те источники, из которых таможенные органы получают сведения о
преступлениях: заявления и письма граждан, сообщения общественных
организаций, учреждений, предприятий и их должностных лиц, явка с повинной,
статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, непосредственное
обнаружение органом дознания признаков преступления. Никакие другие
источники сведений о преступлениях не могут рассматриваться в качестве
законных поводов к возбуждению уголовного дела. При поступлении в
таможенный орган сообщений о преступлении он возбуждает уголовное дело
только в случае необходимости производства неотложных следственных
действий по установлению и закреплению следов преступления.
По поступившему заявлению о преступлении таможенный орган должен
принять решение в срок не более трех суток со дня получения заявления
(сообщения), а в исключительных случаях – не более 10 суток. За это врем я
таможенный орган проводит проверку методами таможенного контроля
(досмотром, проверкой документов и т.д.), а также получением объяснений и
истребованием необходимых материалов, с помощью оперативно-розыскных мер.
Результаты проверки докладываются начальнику таможенного учреждения,
являющегося органом дознания, который в случае обнаружения при проверке
признаков преступления принимает решение о возбуждении уголовного дела и
проведении неотложных следственных действий, направленных на установление и
закрепление следов преступления.
Международный опыт борьбы правоохранительных органов с контрабандой
показывает, что контрабандисты прибегают к самым различным уловкам для
обхода закона. Наиболее распространенными предметами контрабанды в нашей
стране являются иностранная и национальная валюта, драгоценные камни,
золото, ювелирные изделия, иконы, предметы искусства, оружие и наркотики,
нефть и нефтепродукты и др. приемы сокрытия предметов от таможенного
контроля, с которыми встречаются оперативные работники таможенных органов,
также очень разнообразны.
Начальник соответствующего таможенного органа, рассмотрев материалы о
нарушении таможенных правил перемещения товаров через таможенную границу и
установив наличие признаков преступления в конкретном деянии, либо сам
непосредственно возбуждает уголовное дело, либо поручает дознание одному
или нескольким дознавателям. Копия постановления о возбуждении уголовного
дела немедленно направляется прокурору по территориальности. О возбуждении
уголовного дела своевременно информируются соответствующий орган ФСБ
России, региональное таможенное управление и ГТК.
Лицу, производящему дознание, особенно по делам о контрабанде,
необходимо соблюдать правила оформления следственных действий, все они
фиксируются в соответствующих процессуальных документах – протоколах,
подписываемых всеми лицами, участвовавшими в производстве следственного
действия.
Таможенные органы, как органы дознания, вправе производить все
следственные действия, указанные в действующем УПК:
1) задержать лицо по подозрению в совершении преступления;
2) производить допрос задержанного, подозреваемого лица;
3) Производить личный обыск задержанного или подозреваемого;
4) Следственный осмотр обнаруженных предметов контрабанды, предметов,
изъятых при личном обыске и задержании подозреваемого (при этом
необходимо фиксировать точные данные, касающиеся качества
предметов, их назначение, фабричные маркировки и т.д.)
5) Производить допрос свидетелей;
6) Проводить обыски, изымать предметы и документы, которые могут иметь
отношение к делу.
Сложная задача перед дознавателями таможенных органов возникает при
возбуждении уголовного дела по факту обнаружения преступления при
отсутствии лица, подозреваемого в его совершении. Успешное раскрытие таких
преступлений, т.е. установление виновного лица, зависит от двух факторов.
1) от высококвалифицированного проведения осмотров как самих предметов
контрабанды, так и мест их сокрытия. Их тщательный осмотр с участием
специалистов поможет установить следы, оставленные контрабандистом. 2)
своевременная организация охраны места обнаружения контрабанды с целью
недопущения туда посторонних лиц, которые могут уничтожить следы
преступника. Орган дознания системы таможенных органов не вправе прекратить
либо приостановить уголовное дело о контрабанде, т.к. по нему обязательно
предварительное следствие.
В процессе расследования помимо следственных действий в случае
необходимости таможенные органы должны активно использовать оперативно-
розыскные мероприятия.
В соответствии с ТК оперативно-розыскная деятельность таможенных
органов осуществляется для «выявления лиц, подготавливающих, совершающих
или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РФ
преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции
таможенных органов РФ». (ст. 224). Таможенные органы осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в соответствии с ФЗ «Об оперативно-
розыскной деятельности в РФ».
В целях дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов РФ, государственный таможенный комитет РФ
утвердил типовое положение об оперативной таможне, которая является
специализированной таможней, входит в единую систему таможенных органов РФ,
осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и
непосредственным руководством соответствующего регионального таможенного
управления. (Приказ ГТК РФ от 20.09.01 № 918). Одной из основных функций
оперативной таможни является «организация и осуществление оперативно-
розыскной деятельности в пределах своей компетенции».
При осуществлении таможенными органами оперативно-розыскных
мероприятий, перечень которых назван в Законе (опрос граждан, наведение
справок, наблюдение, обследование зданий и помещений, прослушивание
телефонных переговоров и др.) характерно применение специальных технических
средств для обнаружения тайников с предметами контрабанды, приборы по
обнаружению металлов и т.д., применяются служебные собаки кинологической
службы для обнаружения тайно перевозимых наркотиков, боеприпасов и иных
взрывчатых веществ.
Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы законные
основания, которыми в соответствии с Законом являются: наличие
возбужденного уголовного дела, ставшие известными таможенным органам
сведения о подготавливаемом противоправном деянии, запросы других органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и др. Все оперативно-
розыскные мероприятия на территории РФ могут проводиться в отношении лиц,
независимо от их гражданства, национальности, пола и места жительства,
социального и имущественного положения.
Все деяния, ведение дознания по которым входит в компетенцию
таможенных органов, относятся к категории уголовных дел, производство
предварительного следствия по которым обязательно.
Согласно Закону таможенные органы не имеют права без согласия граждан
разглашать полученные в процессе проведения оперативно-розыскных
мероприятий сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, честь граждан. Действия таможенного органа,
проводящего оперативно-розыскные мероприятия, можно обжаловать в
вышестоящий таможенный орган, прокурору или в суд.
На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность,
наряду с таможенными органами, предоставлено: органам внутренних дел,
федеральной службе контрразведки и пограничной охраны и др. органам. Все
эти органы взаимодействую между собой. Наиболее активно, систематически
таможенные органы взаимодействуют с пограничными органами, а также с
органами ФСК и МВД России. Основным направлением такого взаимодействия
является борьба с наиболее опасными видами контрабанды – незаконным ввозом
в страну и вывозом из страны оружия, наркотиков, предметов искусства, а
также предотвращение незаконного вывоза за рубеж нефтепродуктов и валютных
ценностей. Об эффективности и необходимости такого взаимодействия говорят
следующие цифры: с 12 по 14 октября 2002 года российские таможенники
задержали товаров, в том числе валюты, валютных ценностей и транспортных
средств, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений,
на сумму 380 тыс. долларов США. Наложено штрафных санкций на сумму более
42,4 тыс. долларов США. Возбуждено 12 уголовных дел, заведено 375 дел об
административных правонарушениях, относящихся к компетенции таможенных
органов, в 183 случаях назначено административное наказание без составления
протокола.
В целях пресечения международного незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ, для выявления лиц, участвующих в таком
обороте, таможенным органам России предоставлено право применять
«контролируемые поставки», при которых допускается вывоз, ввоз или транзит
через территорию нашей страны предметов контрабанды с ведома и под
контролем таможенных органов и других компетентных органов. Порядок их
проведения регламентирован ТК.
Впервые контролируемая поставка была разработана в Интерполе как
международная система скрытого полицейского контроля за путями следования
контрабандных грузов, связанных с наркотиками. Причиной этому стал
значительный рост в 70-х годах контрабанды наркотиков. В поисках решения
проблемы в марте 1978 года все национальные центральные бюро стран-членов
Интерпола были разосланы письма, в котором содержалось два вопроса: 1)
разрешает ли законодательство вашей страны контролируемый провоз
наркотиков; 2) можно ли провести в вашей стране такую операцию с разрешения
соответствующих властей? Большинство стран указали, что вопрос о
контролируемом провозе наркотиков не регулируется, но практика допускает
полицейские операции в этом направлении. На основании этих сведений
генеральная Ассамблея Интерпола в 1979 году констатировала, сто
международная полицейская операция в этом направлении может быть
осуществлена. ООН на конференции в декабре 1988 года приняла Конвенцию ООН
о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ, где есть отдельная статья (11), посвященная контролируемым
поставкам.
Решение об использовании контролируемой поставки принимается только
ГТК России. (ч. 2 ст. 227 ТК). Одним из важнейших обстоятельств,
обуславливающих эффективность использования контролируемых поставок,
является четкая договоренность и взаимодействие таможенных органов и
прокуратуры стран, на территории которых осуществляются контроль за
контрабандой наркотиков и задержание лиц, имеющих к ней отношение.

Несовершенство общеюридической законодательной базы часто сводит на
нет усилия таможенников. В частности, согласно действующему
законодательству, граждане, принимавшие участие в ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС, имеют льготы на ввоз из-за рубежа автомашин. Пользуясь
этим, некоторые ввозят по несколько автомашин одновременно и явно не для
личного пользования. Закон, как правило, на их стороне. Из судебной
практики: красногвардейским районным судом вынесен оправдательный приговор
в отношении некоего лица, ввезшего 6 автомашин 1999 года выпуска на сумму
свыше 250 тыс. долларов. Понятно, что такой «чернобылец» вряд ли
располагает такой суммой. Это еще один способ ухода от налогов для богатых
горожан. Между тем, из-за таких «чернобыльских льгот» в 2000 году бюджет
Москвы потерял около 30 млн. долларов. Многие руководители таможенных
управлений считают, что абстрактных льгот быть не должно, иначе ими
пользуются не те, для кого они предназначены. Должно быть конкретное
дотирование конкретным лицам. С этим вопросом ГТК уже вышел в
законодательные органы России.




Реферат на тему: Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине "История борьбы с контрабандой"



Выполнил: слушатель Лисицына Наталья Сергеевна
4 курс очного отделения юридического факультета группа ЮФ-41

Дата получения кафедрой

" " 2003 г.


Проверил:

Кисловский Юрий Григорьевич



Оценка:

Подпись:
" " 2003г.



Москва 2004
1.Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных
документах.
С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных
деяний, причиняющих существенный вред в сфере таможенного дела. Расширение
перечня таможенных преступлений в свою очередь в определенной мере
усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации
указанных преступных деяний и разграничении их между собой.
Наиболее серьезные трудности в практической деятельности
правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и
уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является
разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика,
развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической
печати. Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты
таможенных платежей, как верно отмечает Красиков Ю., во многом возникают в
связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за
совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их
толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного
законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их
содержания и смысла.
Анализируя нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы
утверждают, что «законодатель фактически искусственно разделил одну норму
на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью
поглощает состав ст. 194». Безусловно, рассматриваемые преступления имеют
сходные между собой признаки, но, думается, что в целом с подобными
утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в
указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки
преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту.
Непосредственный объект преступления является одним из основных критериев
разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как,
впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями).
Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных
отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и
иных предметов через таможенную границу РФ. Уклонение от уплаты таможенных
платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный
порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование
доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница
общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует
о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.
Думается, что разграничивать контрабанду и уклонение от уплаты таможенных
платежей следует также по предмету посягательства. Так, предметом
контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не
указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных
платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного
кодекса РФ (далее - ТК РФ), а точнее те денежные средства, которые
государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности
по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной
территории одного государства на таможенную территорию другого.
Законодатель по-разному определил крупный размер для рассматриваемых
преступлений. При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК
РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных
товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
С объективной стороны контрабанда состоит в незаконных действиях по
перемещению через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в
крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или
изъятых из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ). При этом
способы контрабанды исчерпывающе изложены в законе: перемещение помимо или
с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов
или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным
декларированием.
С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной
стороны можно констатировать, что контрабанда является преступлением с
формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно
опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных
предметов через таможенную границу РФ.
Каждое из действий, составляющих контрабанду являются самостоятельными и
совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.
Контрабанду следует отграничивать от невозвращения на территорию
Российской Федерации предметов художественного, исторического и
археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
(ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона
и субъект.
Непосредственным объектом невозвращения на территорию Российской
Федерации предметов художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выступают
общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности,
связанной с владением и распоряжением предметами художественного,
археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей
на территорию РФ.
Различий по предмету между указанными преступлениями проводить не
следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя
предметы художественного, исторического и археологического достояния,
которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.
Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как
верно отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не
сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой
в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-
разному».
Необходимо иметь ввиду, что ответственность по ст. 190 УК РФ может
наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под
уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует
понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной
воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно
вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные
бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).
В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть
физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект),
субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется
дополнительными признаками. Особенностью субъекта данного состава является
то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена
ответственность за возвращение предметов культурного достояния в Россию в
установленный срок. Это может быть собственник культурных ценностей, лицо,
уполномоченное собственником в установленном законом порядке на
осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей,
должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на
временный вывоз предметов. При отсутствии такой обязанности лицо не может
нести ответственность по ст. 190 УК РФ.
Отдельные авторы считают, что если лицо имело умысел на оставление
культурных ценностей за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об
обратном ввозе этих предметов на территорию РФ представило в таможенные
органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит
квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием
документов. Приведенное мнение нам видится ошибочным, так как указанные
предметы вывозятся из РФ на законных основаниях и признавать представляемые
документы (если на самом деле они оформлены надлежащим образом)
поддельными, недействительными и т.п. нет оснований, равно как одного лишь
умысла явно недостаточно для признания подобных действий контрабандными.
Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, можно прийти к
выводу, что полное и законодательное определение “контрабанда” мы найдем
только в УК РФ 1996г. В Таможенном Кодексе 1993года, также дается понятие
“контрабанда”, но он утратил силу.
Таким образом, с учетом выше сказанного сделаем общую характеристику
контрабанды. Контрабанда (итал. contrabando, от contra - против и bando -
правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей
через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.
В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов
преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно,
будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в
таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция,
существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного
искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее
размеров до контролируемых пределов.
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных
видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля;
коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов;
несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической
ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные
люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном
бизнесе.
Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы
достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный
ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие,
культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные
рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Особую проблему представляет
контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к
рыночной экономике. В некоторых из них контрабандные операции достигли
размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.
Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, до
80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате
контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно
свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции
показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.
Из всех бывших республик бывшего СССР, в Грузии собирается меньше всего
средств от налогов и сборов. Если в среднем в бывших союзных республиках
доля таможенных сборов составляет 18%, то в Грузии этот показатель
составляет лишь 10%. Контрабанда в Грузии достигла фантастических размеров:
80% импорта - контрабанда. Лишь 15% импорта нефтепродуктов поступают в
Грузию официальным путем, все остальное - контрабанда.
"Контрабанда процветает, государство испытывает недостаток средств, и все
это происходит при непосредственном участии официальных грузинских лиц,
защищающих контрабандистов", - отмечает Фэди Эсли, руководитель
представительства американской торговой палаты в Грузии.
Наряду с "традиционной" контрабандой (перевозка грузов на мулах по горных
тропинкам) существует и "официальная" контрабанда. Грузинский источник,
близкий к министерству внутренних дел, подтверждает: "Недавно была
задержана колонна из 11 грузовых автомобилей, на борту которых было 27 тонн
контрабандной алкогольной продукции". Эта колонна совершенно официально
сопровождалась сотрудниками грузинского Министерства безопасности. Груз был
опечатан, но последующих действий не было. В недавно опубликованном докладе
американской торговой платы сообщается о следующих фактах: фиктивные
транзиты, заниженная цена товара или импортные операции, осуществляемые
благотворительными организациями, освобожденными от уплаты налогов.
Значительных масштабов достигла контрабанда в России.
Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг
нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота. Рассмотрим проблему
контрабанды данной категории товаров на примере табачных изделий,
контрабанда которых осуществляется в массовом количестве транснациональными
преступными организациями.
Контрабанда табачных изделий.
По оценкам специалистов контрабанда сигарет за период с 1995по 2000 годы
возросла во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х
была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением
покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся
рынках Азии.
Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между
всемирным экспортом и импортом; большинство "пропавших" сигарет продано
контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно
достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное
производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не
существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по
величине экспорту. В 1996 году было экспортировано 1 107 миллиардов сигарет
и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов.
После вычитания 45 000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на
легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет.
Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда.
Последствия контрабанды
Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо
организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для
общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют
миллиарды долларов дохода.
Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия
органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например,
реклама на всю страницу в газетах "New York Times" и "Washington Post" от
первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями
США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к
возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст
неограниченный доступ детей к сигаретам.
Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных
табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности.
Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики
правительств, которые хотят сократить потребление посредством
налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные
изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо
учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как
задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака
посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные
изделия смогут избежать этого налогообложения.
Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом,
сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия
по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые
известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для
потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже
молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо
изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта
приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному
увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.
Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила
здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним,
требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.
И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение
возможностей для организованной преступности, которая также занимается
деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может
повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах
означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы
распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда
охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и
распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех
частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты,
которые до этого "исчезли" при международных перевозках.
Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:
Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой
сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть
штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью
быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.
Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в
создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы
контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие
марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой
упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно
подделать.
Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее
беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого
контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено,
в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть
четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли,
потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны
быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.
Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта,
импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака.
Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в
табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов.
Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или
при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена.
Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от
контрабандных сигарет.
Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой
уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это
поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска.
Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи
владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но
также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.
Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания,
которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы
сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы
транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных
торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения.
Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять
проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед
выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны
будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять
выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге
использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и
сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению
уровня контрабанды сигарет.
Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой
они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по
правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые
обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках
табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих
предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать
страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной
страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать
наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.
Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам
сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что
партия достигла своего пункта назначения.
Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с
этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему
налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для
контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.
В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в
этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была
незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно
увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество
контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала
чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более
эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка
сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты
продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали,
что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых
доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.
Объем ввозимых на территорию России товаров, декларируемых не своими
наименованиями, достигает, по данным ГТК РФ, 40%.
Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются
цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера,
биопродукция.
Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта
углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при
цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы
иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.
Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при
экспорте.
"Традиционный" метод. Предполагает противоправное пересечение таможенной
границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных
документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с
Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с
представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью
использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход
таможенного контроля.
Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.

Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах
России, а также регионах, получивших статус наибольшего
благоприятствования. Это, прежде всего, относится к Северо-Западному
региону страны, в частности, Калининградской области, которая в силу своего
особого географического положения стала еще в 1994 году одним из основных
каналов контрабандных операций. В Калининградскую область вывозится
значительные объемы стратегически важных сырьевых ресурсов из большинства
регионов России, даже с Дальнего Востока.
Сущность данной схемы контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по
документам отправляются в Калининградскую область в адреса несуществующих
фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои
реквизиты. В пути следования через Беларусь или Прибалтийские государства
груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма
- получатель груза - обеспечивается фиктивными документами о получении
груза.
Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом
отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию России.
Осуществлется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое
распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран через
Украину, страны Средней Азии и Закавказья.
Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно
привести результаты оперативно-профилактической операции "Транзит",
проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и
ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер,
направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч
российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки
материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских
фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе
операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений,
взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд.
рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп.
По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму
60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм,
реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного
вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка
незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.
Одним из результатов приостановления так называемого калининградского
транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на
Лондонской сырьевой бирже.
Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и
переработку за рубежом. Вывезенные ресурсы не возвращаются. В
контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении
грузом российской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки.
Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных российских
предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты
переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.
Например, крупные партии нефти и нефтепродуктов вывозятся из России без
оформления экспортных контрактов на Украину и в Белоруссию, а затем в
нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в
странах Западной Европы и в США. Для сокрытия подобных сделок в таможенные
органы представляются фиктивные документы о якобы ввезенных в Россию
товарах.
Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными
ими же за рубежом фирмами. При этом цены официального экспортного
контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте
редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной
экспертизы и заключения специалистов о качестве.
В связи с осуществлением толлинговых операций с зарубежным давальческим
сырьем. В ряде случаев в обратном направлении из России вывозится не
готовая продукция, а собственное российское сырье. Используются фиктивные
документы на продукцию и сырье.
Незаконный вывоз под прикрытием предприятий с иностранными инвестициями и
совместных предприятий. Вывозится сырье, не являющееся продукцией
собственного производства, либо разрешенной к беспошлинному вывозу.
Незаконный вывоз за рубеж российских стратегически важных сырьевых товаров
зачастую сопровождается хищениями, взяточничеством, уклонением от
налогообложения и другими злоупотреблениями, наносящими значительный урон
экономическим интересам России.
Для достижения своих корыстных целей преступные формирования активно
проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-
энергетического, металлургического и лесного комплексов, создают для
прикрытия своей противоправной деятельности различные коммерческие
структуры.
Контрабанда биопродукции, редких видов флоры и фауны.
По оценке Интерпола, в прошлом году мировой оборот контрабанды образцами
флоры и фауны вышел на второе место после оборота наркотиков, обогнав даже
незаконную торговлю оружием. Особенно под жестким прессом оказалась дикая
флора и фауна Востока России. "Биологическая" контрабанда становится на
территории российского Дальнего Востока одним из самых распространенных
видов нарушений таможенного законодательства.
Контрабанда редких животных и растений с российского Дальнего Востока резко
увеличилась после возникновения контактов местных криминальных сил с
преступными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По данным
экспертов Дальневосточной оперативной таможни, большая часть контрабандного
вывоза животных и растений, занесенных в Красную Книгу, перехватывается на
китайском направлении, второе и третье места занимают, соответственно,
Республика Корея и КНДР. Повышенный спрос на природное сырье, используемое
в медицине и кулинарии этих стран, является мощным стимулом для местных
браконьеров и перекупщиков.
На восточном участке российско-китайской границы таможенные органы все чаще
изымают незаконно вывозимые дериваты редких животных - это так называемая
струя кабарги, желчь медведя, кости амурского тигра, используемые в Китае
для изготовления препаратов восточной медицины.
Всего в 2002 году на всех дальневосточных таможнях России было задержано
8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111
мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских
тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652
корня женьшеня и многое другое. Резко выросла контрабанда птиц - так, в
минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-
тетеревятников, а в Якутии - соколов, которых переправляют через АТР в
Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики - их изъято около
сотни особей. Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке
особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при
отлове и передержке, еще 30 - при транспортировке.
Массовый характер приняла контрабанда осетровой икры. Около 50 процентов
торговли черной икрой, по данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного
мира США, осуществляется нелегально. Поголовье осетровых в Каспии, где
добывается 90 процентов всей черной икры, за последние 20 лет сократилось
на 70 процентов. Россия в результате контрабанды лишается важного источника
валютных поступлений.
О масштабах и общественной опасности данной категории преступлений
свидетельствуют результаты многочисленных операций правоохранительных
органов.
Контрабанда предметов культуры и произведений искусства.
За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России
существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном
произведения художников- авангардистов, работы Репина, приобретенные у
частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды
стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи
разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек
контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты,
"бытовой". Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у
коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников
"заведомо украденные" или "честные", но все равно запрещенные к вывозу
предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить
проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ,
каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза
контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.
Контрабанда при осуществлении импортных операций.
Особое место в этой группе преступлений занимают деяния, связанные с
незаконным ввозом и реализацией на территории страны автомобилей
иностранного производства. Этот бизнес связан с деятельностью устойчивых
преступных групп с распределением функций по скупке и перевозке машин,
обеспечению растаможивания, хранению и сбыту, изготовлению фиктивных
документов, печатей и штампов.
Предметом контрабандных операций, осуществляемых физическими лицами, чаще
всего выступают автотранспортные средства иностранного производства. К
основным методам их незаконного импорта относятся:
. обход таможенных постов;
. изготовление и использование поддельных личных номерных печатей и
штампов таможенных органов для оформления товаросопроводительных
документов;
. проведение неправомерного растаможивания.
. перемещение немаркированных подакцизных товаров под прикрытием части
маркированных;
. использование фальшивых акцизных и специальных марок;
Предметом контрабандных операций, осуществляемых юридическим лицами,
являются в значительной степени товары, подлежащие обложению акцизами и
таможенными пошлинами. К ним относятся в основном потребительские товары
импортного производства - алкогольные напитки, табачные изделия,
автомобили, мебель, бытовая техника, одежда. Особенно много правонарушений
выявляется при ввозе таких товаров как алкоголь и табачные изделия.
По данным Министерства внешних экономических связей РФ объем импорта
алкоголя приближается к 50% от производимого внутри страны, что может
составить угрозу отечественному производству.
Беспрецедентных результатов достигли злоупотребления в процессе ввоза в
Россию и реализации на ее территории автомобилей иностранного производства
после введения таможенных пошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см. объема
двигателя, что по существу составляет 100 процентов их стоимости.
К основным методам незаконного импорта подакцизных товаров юридическим
лицами относятся:
. обход таможенных постов.
. сокрытие от таможенного досмотра.
. использование подложных документов.
. ввоз товаров под видом транзита с последующей его реализацией внутри
страны;
. перемещение немаркированных товаров под прикрытием части
маркированных;
. использование фальшивых акцизных и специальных марок;
. незаконное использование льгот, предоставляемых отдельным категориям
лиц при ввозе автомобилей.
Импортные операции, связанные с незаконным автомобильным бизнесом,
осуществляются устойчивыми преступными группировками, уклоняющимися от
выполнения установленных требований по уплате таможенных и иных платежей.
Целям обеспечения уголовно-правовой охраны предусмотренного законом порядка
и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных объектов и
связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и
физических лиц служат правовые нормы, содержащиеся в ст. 188, 189, 190.
Ст. 188 УК РФ контрабанда определяется как перемещение через таможенную
границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо
или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием
документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с
недекларированием или недостоверным декларированием.
Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности,
соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по
действующим нормативно - правовым актам подлежат таможенному контролю,
таможенной идентификации или декларированию.
Контрабанда драгоценных металлов и камней.
Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается
огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с
драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по
данным МВД РФ, только в 1996 г. изъято более 300 кг золота, около 90 кг
платины, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько
тысяч каратов драгоценных камней.
Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены
первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного
вывоза состоит в следующем. На вполне законных основаниях алмазное сырье
преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы
вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты
низкого качества. Главным источником алмазного сырья выступает совместное
предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что лишь в
1999 году за подобные нарушения "АЛРОСА" исключил из числа своих клиентов
29 фирм. На 11 из них заведены уголовные дела.
Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз
золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской
области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла.
Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского
золота.


2. Вопрос контрабанды в современных условиях по материалам периодической
печати.
Этот вопрос уже был затронут нами выше и достаточно полно раскрыт.
Следует отметить, что вопрос контрабанды будет всегда затронут в СМИ,
научных журналах, газетах. Особенно часто этот вопрос поднимается в журнале
“Таможня”, бюллетене ГТК “Таможенные ведомости”, Таможенном вестнике, пресс
- бюллетене ГТК. Ведутся дебаты и полемика по вопросу разграничения
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Также существуют
спорные вопросы при рассмотрении дел о контрабанде и в связи с этим было бы
актуально затронуть вопрос о судебной практике. Результаты изучения
судебной практики показывают, во-первых, что санкция ч.1 ст.188 УК РФ,
предусматривающая наказание только в виде лишения свободы, практически не
действует, поскольку чаще всего к виновным применяется условное осуждение.
По нашим данным, за 2000 год реальное наказание в виде лишения свободы за
контрабанду без квалифицирующих признаков назначалось только каждому
десятому осужденному. Однако следует отметить, что условное осуждение
возможно, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного
без отбывания наказания. При назначении условного осуждения суд должен
учитывать характер и степень общественной опасности совершенного
преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие
обстоятельства. Анализ же судебной практики показывает, что в качестве
оснований применения условного наказания судами, как правило, учитываются
следующие обстоятельства: совершенное преступление не является тяжким;
отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; наличие малолетних детей;
совершение преступления впервые (как обстоятельство, характеризующее
личность подсудимого); признание своей вины; положительная характеристика
виновного.
На наш взгляд, многие из перечисленных обстоятельств не всегда
характерны для применения условного осуждения.
С учетом того, что наказание по ч.1 ст.188 УК, как уже отмечалось нами,
назначается, как правило, условно, уголовно-правовой запрет оказывается
бездействующим. Лица, совершившие административные правонарушения (согласно
закону менее опасные), наказываются более строго. В связи с этим предлагаем
изменить санкцию ч.1 ст.188 УК, сделав упор на экономические меры
воздействия.
Следует также отметить, что суды не всегда при вынесении приговора
учитывают отягчающие обстоятельства, в частности, совершение контрабанды по
предварительному сговору группой лиц.
К примеру, по делу в отношении помощников капитана теплохода К. и С. и
пассажиров Н., Л. и Г. за контрабанду 51 510 долл. США Ленинский районный
суд г. Новороссийска ко всем виновным применил условное осуждение. В
приговоре даже не упоминалось, что преступление совершено группой лиц по
предварительному сговору, т.е. при наличии серьезного отягчающего
обстоятельства.
На практике суды неодинаково подходят к решению вопроса о судьбе
вещественных доказательств (предметов контрабанды). Они либо возвращаются
владельцам, осужденным за контрабанду, либо обращаются в доход государства.
Так, Ж. был привлечен к уголовной ответственности по ст.30 УК и ч.1
ст.188 УК за покушение на контрабанду валюты в сумме 3220 долл. США. Он
намеревался вылететь из аэропорта г. Краснодара в г. Стамбул, скрыв от
таможенного контроля указанную сумму валюты, однако деньги были обнаружены
таможенными органами в ходе личного досмотра. Советский районный суд г.
Краснодара, назначив Ж. условное наказание, валюту, как вещественное
доказательство, возвратил осужденному.
Подобные судебные постановления в части решения вопроса о судьбе
предметов контрабанды не соответствуют требованиям уголовно-процессуального
законодательства. В соответствии с п.7 действующего постановления Пленума
Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о контрабанде" от 3
февраля 1978 г. "предметы контрабанды как вещественные доказательства
подлежат конфискации в доход государства". Данное разъяснение в полной мере
соответствует действующему законодательству, в частности Таможенному
кодексу РФ.
На основании ст.ст.276-279 ТК при отсутствии признаков уголовно
наказуемой контрабанды перемещение через таможенную границу Российской
Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации, либо
сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием влечет
обращение перемещаемых товаров в доход государства. На наш взгляд, если
административное правонарушение влечет конфискацию перемещаемых товаров, то
преступление тем более должно влечь их конфискацию, поскольку является
более общественно опасным деянием.
Кроме того, исходя из смысла требований ст.ст.83, 86 УПК РСФСР, орудия
преступления - это все предметы, которые использовались преступником для
достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения
предмета.
Таким образом, понятие "орудия преступления" включает в себя предметы
преступления, которые, следовательно, подлежат конфискации.
Так, Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 10 июня 1998 г.
отменил все состоявшиеся ранее судебные решения по делу П., который
приговором Советского районного суда г. Краснодара был признан виновным в
покушении на контрабанду по ст.30 УК, ч.1 ст.188 УК, а изъятая же у него
валюта в сумме 85 200 долл. США согласно этому приговору, оставленному без
изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского
краевого суда и постановлением Президиума этого же суда, возвращалась по
принадлежности осужденному П.
Принимая такое решение по определению судьбы вещественных доказательств,
суды ссылались на то, что санкция ч.1 ст.188 УК, по которой П. признан
виновным, конфискацию имущества не предусматривает, а перечень мер,
предусмотренных ст.86 УПК и принимаемых в отношении вещественных
доказательств при разрешении уголовных дел, по мнению указанных судебных
инстанций, расширительному толкованию не подлежит, поскольку согласно
материалам дела П. приобрел доллары законным путем.
Не согласившись с такой позицией, Президиум Верховного Суда РФ в своем
постановлении указал, что конфискацию имущества как дополнительное
наказание следует отличать от конфискации предметов контрабанды, признанных
вещественными доказательствами. Эти вопросы решаются в приговоре отдельно.
Признав П. виновным по ст.30 УК и ч.1 ст.188 УК, суды тем самым отнесли
валюту к "товарам или иным предметам", перемещение которых в крупном
размере через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием от
таможенного контроля образует состав контрабанды, т.е. к предметам этого
преступления. По смыслу же закона конфискации подлежат предметы,
использовавшиеся при совершении преступления. Однако, несмотря на указания,
изложенные в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 июня 1998
г., суды продолжают возвращать валюту осужденным за контрабанду.
Так, приговором Советского районного суда г. Краснодара Д. осужден по
ч.1 ст.188 УК к двум годам лишения свободы условно. На основании п.8
постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в связи с 55-
летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" от 26 мая 2000
г. осужденный Д. от назначенного судом наказания освобожден. При этом
осужденному возвращены изъятые у него предметы контрабанды: 390 долл. США и
92 670 руб., которые являются вещественными доказательствами по уголовному
делу. Судьба вещественных доказательств, т.е. предметов контрабанды, решена
судом без учета требований закона, изложенных в п.1 ст.86 УПК. Кроме того,
акт амнистии распространяется только на наказание, а в соответствии со
ст.ст.44, 45 УК специальная конфискация не относится ни к основному, ни к
дополнительному виду наказания. В связи с тем что данный приговор в части
возвращения осужденному валюты является незаконным, Краснодарской
транспортной прокуратурой внесен кассационный протест в судебную к

Новинки рефератов ::

Реферат: Политика М. С. Горбачева (История)


Реферат: Технология производства калийных удобрений (Технология)


Реферат: Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский (Педагогика)


Реферат: Управление рисками (Управление)


Реферат: Нормы и принципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Этнография Казахстана Средней Азии (География)


Реферат: Процесс конфликта (Менеджмент)


Реферат: Содержание договора и классификация его условий (Гражданское право и процесс)


Реферат: РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Валы и оси (Технология)


Реферат: Русский рок (Музыка)


Реферат: Зворотне відсилання та відсилання до закону третьої держави (Право)


Реферат: Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи (Социология)


Реферат: Понятие, виды и правовое положение коммерческих банков (Предпринимательство)


Реферат: Работоспособность водителя (Транспорт)


Реферат: Титан (Химия)


Реферат: Windows XP (Программирование)


Реферат: Витамины и питание (Спорт)


Реферат: Причины неуспеваемости школьников (Педагогика)


Реферат: Виконавча влада (Административное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист