GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья как социальный институт (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья как социальный институт (Социология)





Содержание:



I. Введение
… стр. 2
II. Исторический взгляд на брак
…стр. 3
1. Классификация семейно-брачных отношений … стр. 5
2. Социальная сущность и функции семьи …
стр. 6
3. Кризис семьи и ее будущее
… стр. 12
III. Заключение
… стр. 17
IV. Библиография
… стр. 19



Введение.


П

роблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика
исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи,
характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений
супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические
факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь
основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического
знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи
насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли
социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С.
Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие.
Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее
известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В.
Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция)
и др.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение.
Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились
без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для
каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек
связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.


Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная
группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью
быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда
ли мы задумываемся над вопросами:
1. Почему люди живут семьями?
2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью?
4. Всегда ли существовала семья?
5. Сохранится ли семья в будущем?
6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество
сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом
месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и
вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить
на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную
общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как
именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы.



Исторический взгляд на брак.
С
емья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-
разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную
семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства
возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был
последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в
целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен,
детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в
своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной
чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей
античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею
Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При
этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех
обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья –
это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие
отца, народ – детей...”.
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят
общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на
отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого
социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже
немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом
порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие
вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак”
и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно,
между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в
литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как
синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и
особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и
семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские
социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму
отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество
упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их
супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,
поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а
также других родственников или просто близких супругам и необходимых им
людей.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит
швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы “Материнское
право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд
американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее
обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они
утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-
экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс
отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается
общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”.
Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая
ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей
формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи
определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.
Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая
общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные
отношения.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться
в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают
потребности человека.



КЛАССИФИКАЦИя СЕМЕЙНО-БРАчНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В
истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования
отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных
племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они
соответствовали определенному уровню социально-экономического развития
общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых
отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще
не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем”. Такие
отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных
людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие
единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие
производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного
стада. “Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание
зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами
первобытного коллектива”.
Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной
половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных
рамках.
Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной
было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и
потомками.
Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным
состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их
природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С
появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного
строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового
брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода,
требование вступать в половые отношения только с членами другого рода.
Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение
экзогамии:
1) она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками
рождались неполноценные дети;
2) жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими
человеческими объединениями;
3) таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как
половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его
пределы.
Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется
сочетание всех этих обстоятельств.
К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает
полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).
Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с
несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату.
Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран
(Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.
Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с
разными мужчинами.


Социальная сущность и функции семьи.
К
ак уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные
группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека,
согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1)
физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности
в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в
самореализации.
Используя объяснительные возможности представленной структуры
потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи
– удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших
потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она
удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также
общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции
социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная,
коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная
взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным
социологам.
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие
“функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также
семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления
активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две
задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и
индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе —
удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих
людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность
полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на
котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости
в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений
она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина
страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм
анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное
вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на
многие Другие.
Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что
женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина
олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность,
слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно
видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение
черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от
друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же
конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской
солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.
И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся
брачный союз, формировался долг супружеской верности.
Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины
побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей:
воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий
существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в
детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.
Формулировка советских социологов практически не отличается от уже
представленной, но она более сдержана и применима к семьям в России.
2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть
в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде
всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий”.
В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько
современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах
газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот
вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только
некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип
многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более
половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей,
значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
3. В итоге естественно-биологические потребности человека в
удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта,
стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка
от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию
семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической
семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав
предыдущей.)
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная
группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна
другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого
внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья
воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую
непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье
рождается не только человек, но и гражданин.
4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и
родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических,
нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому
семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим
связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о
социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая
важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного
наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и
социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно,
что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен
естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с
другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической
атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне
семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального
развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к
сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны,
так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития,
закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции,
характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в
самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к
развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые
закладываются в его “Сверх-Я”.
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие
отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон
социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони
недалеко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения
во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя
атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее
воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности
обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер,
продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.
5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция
социальной и эмоциональной защиты своих членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в
экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть
рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек
зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек
ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к
самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и
дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает
чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и
уверенность.
6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-
бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в
поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в
получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами
семьи от других.
7. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной
структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный
социальный статус членам семьи.
8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и
укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил
человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но
ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное
влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры,
подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно)
возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения,
язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье
супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного
из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
9. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и
осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет
определенные потребности индивида в проведении досуга.
Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и
проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти
несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше.
Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного
семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении,
повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление
сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их
детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга
и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время,
которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое
средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и
режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами,
планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом
зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно
сказать очень многое.
Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи
с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров,
концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение
парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом,
участие в соревнованиях, в проведении праздников.
11. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие,
содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и
выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект —
систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого
своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние
детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно
заниматься самовоспитанием.
12. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного
объединения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это
заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной
функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией)
деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим
нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение
семьи как психологической ячейки).
13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и
направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время
дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он
рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом,
гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.
Причин для послереволюционного послабления нравов было много:
нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее
вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на
положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации
уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а
в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон
предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в
брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место
жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной
степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не
отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного
состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем
как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно
упрощались.
Более того, новый закон отменял понятие “незаконнорожденный ребенок” -
как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права.


Кризис семьи и её будущее.

С

овершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня
глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре
картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу
посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию.
Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных
поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг.
еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до
этого на протяжении десятилетий, как в России в целом, так и во всех
регионах. Календарь рождаемости менялся под знаком сокращения
протогенетического (между вступлением в брак и рождением первого ребенка) и
интергенетических (между последующими рождениями детей в семье) интервалов
и резкого ускорения темпов формирования семей, особенно у самых молодых
женщин.
Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких
величин (Следует учитывать также, что рост интенсивности «брачности» в эти
годы отчасти был стимулирован на редкость идеальной ситуацией на брачном
рынке).
С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко
в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг.
усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались
интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин
средних и старших возрастов в общую рождаемость.
Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует странам
Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она
достигла столь высокого уровня, что обеспечивает почти 18% суммарной
рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только
начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои
планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере,
один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет,
невеста бывает, беременна более чем в половине случаев. Такое поведение
трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение
образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число
реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и
общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения
ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная
разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья
детей и матерей. [5].
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого
кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность
семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей
(сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного
ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома,
дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое
обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня
«брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число
браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г.
в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс.
браков.
Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на
1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число
заключенных браков (92,1%).
С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г.
рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2
человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически
растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокращения
населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. — (-6,6). [6].
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в
социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей,
военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей
уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей
под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи
с детьми.
За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди
многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко
прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и
рост семей с детьми-инвалидами и неполных.
В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая
успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в
социальные службы не обращается.
Причина кризисного положения семей можно условно разделить на
экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы,
невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда -
являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются
такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или
обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень,
бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой
семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы
общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде.
Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки,
из числа рекрутируются юные правонарушители. [7]
Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального
кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит
цивилизационный характер.
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что
семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных
тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к
цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества,
возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной
жизни.
При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному
состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений
“нащупывает” механизмы выживания. В современных условиях значительно
изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям
подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно
ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и
понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи (по принципу
“Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”). На основе изменения
отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-
экономической единицей различных альтернативных видов собственности:
семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной
приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему
осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую,
челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях
гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное
подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за
последние 5 лет резко возросла.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и
значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено
действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому
государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует
наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее
социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи
как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи —
персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает
формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут
индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия
для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая
родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и
согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей,
определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи.
Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской
местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и
связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако
наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи
оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в
связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства
потребует определенного соответствия между новейшими предметами и
средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду:
его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями,
профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе,
работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением
самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни.
Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением
информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения
должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные
средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные
условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности
отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в
качестве жизни.
Алгоритм “качество информационного производства — качество
информационного работника — качество жизни” неизбежно ставит семью в
условия ограничения числа детей в семье.
Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на
сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества
подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества.
Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.
Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном
из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными
особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого
отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих
членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.
Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной)
семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей
распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья,
неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец
принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь
матери).



ЗАКЛЮчЕНИЕ.

И

так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла
намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья –
единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.
Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это
не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности
удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью
общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности
организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов
поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества
в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до
нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать
устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь
являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные,
физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их
объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство
человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища,
одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической
зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может
удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен
ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в
целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти
биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти
специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях
семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с
этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для
человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее
сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной
общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.
Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости
полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не
сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.



Библиография:
1. ГИДДЕНС ЭНТОНИ. СОЦИОЛОГИя (УчЕБНИК 90-Х ГОДОВ, РЕФЕРИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ).
– ЧЕЛяБИНСК, 1991.
2. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – С.-П., 1990.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М., Просвещение, 1991.
4. Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей,
опубликованных в периодической печати. – М., Мысль, 1990.
5. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. //
Социологические исследования № 7, 1997.
6. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в
России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.





Реферат на тему: Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе

| Красноярский государственный педагогический университет |
| |
|Кафедра филологических дисциплин |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|По педагогике |
|Тема: Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: Тихонова О.В. |
| |
|Проверил: Михалёва Л.П. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Красноярск 2004 г. |



Оглавление



Введение…………………………………………………………………………3
Глава I: Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности
§1. Семья как жизнедеятельная система………………………………..5
§2. Социально- педагогические аспекты развития личности……….…12
Глава II: Семейная политика и социальная поддержка семьи
в Российской Федерации.
§1. Понятие социальной защиты………………………………………..16
§2. Конкурентные подходы к системе социальной защиты
в современных условиях……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..24


Список литературы……………………………………………………………..25



Введение.
Контрольная работа посвящена теме: Семья как социальный институт и субъект
воспитания в обществе. Актуальность темы в том, что семья представляет
собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино
многообразные формы общественных отношений и процессов.
Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе.
Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика. Она как
интегративная наука, объединяющая педагогику с социологией, социальной
психологией, биологическими и антропологическими науками не только активно
объединяет развивающегося индивида с социальными институтами, но и
проникает в усложняющуюся и во многом ещё не раскрытую, и по этому и
«загадочную» природу человека, его поразительных и не всегда предсказуемых
возможностей. Понятие «Социальная педагогика » впервые было введено в
научный оборот Германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшим роль
культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитии
творческой активности ребенка. На основании этого им был сделан вывод о
необходимости разделения функции обучения и воспитания в развитии ребенка.
Данные исследования ставят перед собой цель: Показать семью как комплексное
социальное явление. Для реализации данной цели необходимо решить такие
задачи:
1. Проанализировать методическую, научную литературу по проблеме
исследования;
2. Дать понятие семье как жизнедеятельной системе;
3. Выявить особенности семейных взаимоотношений;
4. Обоснования понятия « Социальная педагогика »;
5. Определить методы и принципы, используемые в данном исследовании.
При выполнении работы используется: Метод сбора информации, анализа,
обобщения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и
систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая
значимость работы определяется возможностью использовать представленные
материалы на практических занятиях, при проведении уроков. Структура работы
соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из Введения, в
котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи,
определяется теоретическая и практическая значимость.
Основная часть включает в себя две главы:
Глава I: Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности.
§1.Семья как жизнедеятельная система
§2.Социально- педагогические аспекты развития личности
Глава II: Семейная политика и социальная поддержка семьи в Российской
Федерации.
§1.Понятие социальной защиты
§2.Конкурентные подходы к системе социальной защиты в современных
условиях.
Заключение подводит итоги проделанной работы. Завершает работу список
литературы, включающий пять наименований.



Глава 1. Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности.
§ 1. Семья как жизнедеятельна я система.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись
воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому
присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную
группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и
общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы
человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида,
что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той
социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со
своими интересами и со своим существованием в целом.
Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его
дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья
есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками
которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и
развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление
определенной экономической деятельности.
Известный отечественный социолог определяет семью как основанное на браке
и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной
ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную
систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и
их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто
как брачную группу, но и как социальный институт.
Под социальным институтом понимается организованная система связей и
социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности
процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом
определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и
цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения
в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей
и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается
в определенных рамках.
Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей
(любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота
о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и
обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены,
ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых
осуществляется семейная жизнь.
Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой
деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и
норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты
поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд
функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
2. регулятивную функцию;
3. интегративную функцию;
4. транслирующую функцию;
5. коммуникативную функцию.
Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые
должны являться предметом пристального исследования социальных структур,
так как помогают определить истинную картину социальной жизни.
Выделение института семьи из других институтов общества (государства,
бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается
всеми исследователями как основной носитель культурных образцов,
наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для
социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и
получает основы образования и воспитания.
Наиболее полно функции семьи как социального института выделяет социолог:
1. Функция сексуального регулирования.
Семья – это главный социальный институт, через который общество
упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные
потребности людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет
альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей.
2. Репродуктивная функция.
Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений
его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически
здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации.
Важным условием существования общества является регулирования рождаемости,
избежания демографических взрывов и спадов.
Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов
общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не
одобряются.
3. Функция социализации.
Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления
ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы
друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает
уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей,
отношений, жизненных установок, социальной зрелости.
4. Функция эмоционального удовлетворения.
Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки,
эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает позитивное
влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей эго
жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит
самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и
супружества предоставляют людям такую возможность.
5. Статусная функция.
Каждый воспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые
статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего отношения к
таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской
и сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к
определенному социальному статусы предоставляет ребенку возможности и
вознаграждения, характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве
случаев определяет его дальнейшую жизнь.
Конечно, классовый статус может измениться благодаря умениям человека и
благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье
этого человека. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку
ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников,
прививая ему соответствующую интересы, ценности, образ жизни.
6. Защитная функция.
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую,
экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что,
задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью,
члены которой защищают своего близкого.
7. Экономическая функция.
Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют
формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет
собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь
и поддержка.
Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это
живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под
воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних
процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция,
урбанизация, индистраализация и др. Возникают проблемы которых не было
раньше.
Каковы же проблемы с которыми сталкивается семья в результате социальных и
экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор
Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты
населения Российской Федерации, это:
- Увеличение малообеспеченных слоев населения;
- Увеличение социальной и географической мобильности;
- Миграция, в том числе и за пределы государства;
- Ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации
(началась естественная убыль населения);
- Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно
женщин;
- Рост количества неполных семей;
- Повышение коэффициента иждивенчества;
- Население в семье, социальное сиротство.
За всем этим – совместная ответственность государственных органов,
семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное,
непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в
формировании социально – экономической жизни нанесли ущерб таким социальным
ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного
воспитания, оздоровительно отдыха детей.
Сегодня, под лозунгом перехода к рынку, продолжается разрушение уникальных
систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате
уменьшения возможностей и финансирования. Коммерциализация делает эти
учреждения недоступными для большинства детей; часть из них, не справились
с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный
кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге
страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в
познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют
отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда
остро, ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов
социальной защищенности россиян. Если взять область личных доходов, то
минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые размеры всех
основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов, способных
обеспечить сколько- нибудь сносное существование людей.
Резкое расслоение и обеднение большинства населения России обусловлены не
только условиями перехода к рынку, но, прежде всего, нарушения состояния
пропорций в оплате труда между сферами занятости, слабым социальным
обеспечением, нетрудоспособных в результате не эффективной государственной
политики в этой области.
В проекте Национального совета по подготовке и проведению Международного
года семьи:
« О положении семьи в Российской Федерации ».
Впервые дается объективная, но безрадостная, картина положения семей в
России. Хотя общее количество семей в стране увеличивается ( примерно 9 из
каждых 10 жителей страны- члены семьи), но сами семьи становятся всё меньше
и меньше ( 2-3 человека) 67% семей состоят и супругов с детьми или без них.
Значительную долю составляют неполные семьи (33%)- это, как правило, семьи
одиноких матерей, разведенных женщин, вдов.
В последние годы сократилось число браков примерно в четверть и на 10%
увеличилось число разводов, что свидетельствует о серьезном кризисе
института брака.
Резко упала рождаемость а России по сравнению с послевоенным периодом.
Начиная с 80-х годов, растет внебрачная рождаемость. Одновременно
отмечается рост числа искусственных абортов. Со второй половины 80-х годов
фиксируется снижение ожидаемой продолжительности жизни. И этот процесс не
останавливается до сих пор.
Острейшей социальной проблемой для страны стала материнская смертность.
Она в 15-20 раз превышает показатели многих развитых стран. Если в России
на 100000 новорожденных приходиться 50,8 материнских смертей, то в
Скандинавии – 2,8 в Великобритании –7 в США – 9. В целом рост смертности от
неестественных причин вызван обострением социальной напряженности в стране,
межнациональными конфликтами, ухудшением качества питания, экологическими и
технологическими катастрофами.
Таким образом, серьезной социально-экономические и духовно- нравственные
трудности нашей жизни являются существенными факторами которые
дестабилизируют традиционные семейные отношения, усиливают их
неустойчивость.
Отсутствует и должная подготовка подрастающих поколений к семейной жизни,
которая бы способствовала достижению горении в брачных отношениях. Наше
общество, как никогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой
физически, духовно и нравственно, в устранении многих перекосов, допущенных
в отношении семьи в прошлом.
Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не
государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и
оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых
условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной
реализации её воспитательных функций.
Многие специалисты считают, что в России необходимо разработать
национальную программу помощи семье, которая включала бы следующие
компоненты: исследовательский, политический, правовой, образовательный и
информационный.
Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований
проблем семьи, сбор, обработку и уточнение данных о семье в официальной
статистике, публикации экспертов.
Политический компонент – пропаганду существующих реальной политики,
оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной
политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в
отношении семьи.
Правовой компонент предусматривает надзор существующего законодательства
в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на
поддержание и укрепление семьи.
Образовательный компонент содержит проведение конференций, семинаров,
«круглых столов» и других акций по проблемам семьи и семейной политики.
Информационный компонент включает данные, представленные другими странами,
выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них:
безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов
семьи; насилие по отношению к женщинам и детям; эксплуатация и
заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в
семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и
другие.
Все эти проблемы актуальны и сегодня для многих стран мира, а для России в
особенности.



§2. Социально – педагогические аспекты развития личности.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени
служит введенная Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития –
определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий
формирования личности.
Разви

Новинки рефератов ::

Реферат: Перестройка Горбачева (История)


Реферат: География и геополитика (Геополитика)


Реферат: Немного из истории шитья (Технология)


Реферат: Холодная война: Корейская война(1950-1953) (История)


Реферат: Октябрьская Революция и Установления Советской власти в Армении (История)


Реферат: Бизнес-план "Создание фирмы по производству узлов для ЭВМ" (Программирование)


Реферат: Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния (Бухгалтерский учет)


Реферат: Концепция самоорганизации (синергетика) (Естествознание)


Реферат: Исследование систем управления (Менеджмент)


Реферат: Простейшие паразиты человека (Биология)


Реферат: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе (Спорт)


Реферат: Microsoft Exel (Программирование)


Реферат: Учет затрат на производство по экономическим элементам (Аудит)


Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)


Реферат: Редкие растения, краткая характеристика (Биология)


Реферат: Трагедия народа (Литература : русская)


Реферат: Производство метанола (Химия)


Реферат: Иван Грозный: формирование личности, политика (История)


Реферат: Российские избирательные технологии (Политология)


Реферат: Николай II - последний самодержец земли российской (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист