GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная защищенность различных слоев населения в России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная защищенность различных слоев населения в России (Социология)



Ярославский государственный университет им П. Г. Демидова.



Реферат по политологии:
«Социальная защищенность различных слоев населения в России»



Подготовила студентка 2-го курса

Факультета социально-политических наук
Группы СР-21
Буторина А. А.



Ярославль,
2001 г.

План.

1. Введение.
2. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное
состояние.
3. Социальная защищенность различных слоев населения в России.
3.1. Социальная защищенность работающего населения
3.2. Социальная защищенность женщин.
3.3. Социальная защищенность детей.
3.4. Социальная защищенность пожилых людей.
3.5. Социальная защищенность инвалидов.
4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.
5. Перспективы развития системы социальной защиты в России.
6. Заключение.



1. Введение.
В современном российском обществе социальная защита населения
является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской
России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и
экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению
спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и
безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с
хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие
в обществе изменения затронули экономическую,

политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих
производственных и общественных организаций и общественного сознания, что,
в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития.
Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе
оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и
негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной
защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь
трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии
общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-
политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие
позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные
негативные отклонения.



2. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное
состояние.
В мире существует два основных документа, которые определяют
международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных
прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и
обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда
(МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии
определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как
Конвенция МОТ их детализирует.
Еще до вступления в Совет Европы Россия провозгласила, что обязуется
обеспечивать своим гражданам все стандарты в области прав человека,
установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных
свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы
Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента
вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней
принципами.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рассмотреть
законодательство и проанализировать Конституцию РФ, то, в принципе, за
исключением отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому
правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность
своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти
высокие обязательства выполняются.
«В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права
человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым
относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый
наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой
труд. Но, даже опуская слово "достойного", далеко не каждый наемный
работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое
главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации.
Известно, что государство задолжало бюджетникам за несколько месяцев»[1].
Еще характерными нарушениями являлось несоблюдение сроков выплаты
заработной платы ( в 1997 г. до 70% работающих респондентов не получали
зарплату и целиком), введение принудительных «отпусков» без сохранения
содержания, побуждение работников к увольнению «по собственному желанию» и
другие нарушения Кодекса законов о труде[2].
А ведь это одно из основных социальных прав граждан, из которого
следуют многие другие "гарантии".
Вторая позиция, которая не соответствует принципам Хартии – это
получение достойного пенсионного обеспечения.
«Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или
недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не
могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или
социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на
эти деньги прожить. Таким образом признать достойным такое социальное
обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в России
состоит в том, что у нас существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии,
которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до
прожиточного минимума.
Если же говорить о том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый
гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о так называемой
потребительской корзине, то тут также есть много интересного. Существуют
нормы ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков,
жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам
необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе Россия выглядит
достаточно неприлично. Российский парламент не один год проводил дискуссии,
как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда
все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в условиях
российского климата, а с другой - не напрягать бюджет, поскольку от этой
основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия»[3].
Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов
Совета Европы - обеспечение граждан медицинской помощью. Даже в тех
странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие
возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие
страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо
получают страховку, которая дается государством. У нас на сегодняшний день
ситуация катастрофическая, потому что люди не получают даже примитивного
лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое у них
есть.
Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым Россия
выглядит вполне прилично. Например, Россия более или менее решила
проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого
гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно
официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем
количество претендующих на получение работы.
«По сравнению с 1993 г. существенно снизилась социальная защищенность
населения, доступность для него социальных благ и услуг. По оценкам
Министерства социальной защиты населения, реальные доходы в 1995 г.
составляли только 46% от уровня 1991 г. По официальным данным за чертой
бедности, то есть имея доходы ниже прожиточного уровня, проживало более 39
млн. чел., а 53 млн., или 36% населения не могли удовлетворить свои
основные жизненные потребности даже на минимальном уровне.
Социальным феноменом России стали «новые бедные», к числу которых был
отнесен каждый четвертый работающий, но не зарабатывающий при этом на
жизнь. Причем к этой категории относятся преимущественно работники
бюджетной сферы, научные кадры»[4].
Поэтому социальные последствия проводимых реформ требуют системы
конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения
социально-экономических прав и социальной защиты граждан.



3. Социальная защищенность различных категорий населения в России.
В этой главе мы рассмотрим социальную защищенность конкретных
категорий населения, как «де юро», так и «де факто».
Как уже было сказано выше, в связи с социальными и экономическими
потрясениями в России численность и спектр социально незащищенных групп
людей значительно расширились, в этой главе будут рассмотрены проблемы
социальной защиты и обеспечения детей, пожилых, работающих, женщин и
инвалидов.



3.1. Социальная защищенность работающего населения.
На фоне усиливающейся социально-имущественной дифференциации
населения, проблемы социальной защиты трудящихся приобретают весьма
актуальное звучание. Остро стоит вопрос о социальной справедливости в сфере
труда, так в ней решаются не только экономические, но и социальные проблемы
общества, сами они достаточно тесно переплетены между собой, так что без
решения социальных, не решить и производственных. В этих условиях одним из
насущных требований трудящихся становится требование о социальной
защищенности человека. Причем, «социальная защита должна включать в себя не
столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и
экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться
эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние
всего общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных
социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения
массовой безработицы. Согласно Декларации прав и свобод человека, принятой
нашим государством, а значит и обязательным для претворения в жизнь, каждый
человек имеет право на труд и его результаты, на благоприятные условия
труда и защиту от безработицы (Ст. 23), на достаточный и достойный уровень
жизни, улучшение условий жизни и социальную защищенность, на социальное
обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и утраты
кормильца, а также при рождении ребенка (Ст. 25), на охрану здоровья,
включая бесплатное пользование широкой сетью здравоохранения (Ст. 26)»[5].
В связи с этим предполагается принятие ряда законодательных актов,
направленных на защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда.
Среди них могут быть названы: законы о разрешении трудовых споров и
конфликтов, о регулировании оплаты труда, о государственном социальном
страховании и др.



3.2. Социальная защищенность женщин.
На территории России проживает 78,7 млн. женщин, что составляет 53%
населения, из них 34 млн. занято в народном хозяйстве. В России правовые
нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих
профессиональные и семейные обязанности, содержатся в кодексе законов о
труде Российской Федерации и касаются как охраны здоровья женщин – матерей,
так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием
детей. К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин
физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье
как будущих, так и настоящих матерей относятся: запрещение труда женщин на
тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных
работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей;
установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение
ночных, сверхурочных работ, направление в командировки и т.д.).
4 марта 1993г. президент Российской Федерации подписал указ «О
первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»,
направленный на обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия
женщин и мужчин в политической, социальной, культурной и экономической
жизни страны. В соответствии с указом осуществление государственной
политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных
направлений социально-экономической политики государства.
В целях осуществления общегосударственной политики в отношении
женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей
образована общественная Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при
Президенте Российской Федерации.
Но при всем этом, в России широко распространены случаи насилия по
отношению к женщине. Так, в результате издевательств и истязаний со стороны
собственных мужей в 1994 г. погибли 15, 5 тыс. женщин. Более 56 тыс. женщин
получили телесные повреждения[6]. Но насилие в семье это не только избиения
в состоянии алкогольного опьянения, но и оскорбления, психологическое
подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.
Все эти случаи насилия еще раз подтверждают, что женщина все же
занимает подчиненное место и чаще всего является жертвой в обществе, что
естественно сказывается на ее физическом и психическом состоянии. Сложно
говорить о каких-либо кардинальных мерах, способных оградить женщину от
насилия, сделать ее социально более защищенной. Для этого должны измениться
к лучшему социально-экономическая ситуация в стране, стать более
эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за
соблюдением законов.



3.3. Социальная защищенность детей.
Правовая база системы защиты детства включает в себя международное
законодательство, российские государственные законы и местные положения,
инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства
представлено Хартией детства и Декларацией прав ребенка.
«Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний
учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей,
существующих в России уже десять лет. Особое значение приобретает помощь
социально незащищенным детям и детям группы риска.
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка.
Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых
разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста
мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального
обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка
финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения
социальной защиты детей.
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства
значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих
семей пошатнулось. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете
возросли, но идут они в основном на питание, одежду. Обувь, а на книги,
театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не
остается»[7].
Уменьшилось число детских учреждений, уменьшается с каждым годом
число вводимых школ, детских садов, яслей, больниц. Год от года все меньше
выпускается детских и юношеских художественных фильмов, сокращаются тиражи
детских изданий и учебников. Все это отнюдь не способствует укреплению
социальной защищенности детей.



3.4. Социальная защищенность пожилых людей.
Социальная защита пожилых людей включает в себя выплату пенсий и
различных пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в
специальных учреждениях органов социального обслуживания населения;
протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами,
предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.
В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало
995 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более
700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи[8].
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших
направлений социального обеспечения в современных государствах. Но назвать
пожилых людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е
годы двадцатого века пенсионное обеспечение в России является крайне
недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому
же она выплачивается не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям
финансируются в очень маленьком объеме.



3.5. Социальная защищенность инвалидов.
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты»[9].
В зависимости от принадлежности к той или иной группе инвалидности
решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Общие права
инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». По нему
инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, инвалиды
имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, инвалиды
имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность
приобрести как можно большую самостоятельность и т. д. Но даже этот пункт
не выполняется: городской транспорт не рассчитан на людей в инвалидных
колясках, инвалидных колясок не хватает для всех, пенсии по инвалидности
ниже прожиточного минимума, работа для людей с ограниченными возможностями
предоставляется только учреждениями, где имеются специальные квотируемые
государством вакантные места.
Таким образом, мы можем говорить о том, что инвалиды в современных
условиях Российской Федерации являются социально незащищенной группой
населения, существуют минимальные условия для их самостоятельной жизни и
самореализации.



4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых
существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской
России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и
экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению
спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов. Профессиональная
социальная работа - один из главных способов реагирования общества на
изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений
через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их защиты,
поддержки и реабилитации. Чаще всего под социальной работой понимается
комплекс конкретных практических действий правовой, экономической,
психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально
дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям
с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным,
женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).
Социальная работа в развитых странах занимает важное место в системе
социальной защиты населения. Она хорошо финансируется, в том числе и из
частных источников. В России же больше развита система денежной помощи
непосредственно получателям – нуждающимся в ней. Причем, как правило, этих
денежных пособий не хватает на самое необходимое, так, пенсии по старости
ниже прожиточного минимума. Система же социального обслуживания населения
развита мало, а выплата денежных дотаций (например, по безработице)
приводит зачастую к тому, что человек привыкает к роли иждивенца и уже не
желает сам о себе заботиться. Развитие социальной работы в России позволило
бы этого избежать, ведь специалист по социальной работе способен научить
человека заботиться о себе самостоятельно, если это необходимо. Социальная
работа помимо материальной помощи оказывает и психологическую, и правовую,
и моральную помощь, чего не делают деньги, получаемые людьми в виде пенсий
и различных пособий и дотаций. А ведь социальная защищенность подразумевает
не только защиту в экономическом плане.
Таким образом, социальная работа в России должна занять лидирующее
место в системе социальной защиты населения.



5. Перспективы развития системы социальной защиты в России.
Один из векторов социального развития России в настоящее время —
значительное сокращение любых форм гуманитарной помощи, особенно извне, в
силу практической исчерпанности ее потенциала, и переход к новым видам
социальной политики и защиты.
Гуманитарная помощь в самые трудные времена для страны сыграла свою
положительную роль. Прежде всего, она способствовала осуществлению права
остро нуждающихся на удовлетворение самых насущных потребностей. Это было
тем более важным, что государству более не под силу стало осуществлять
попечение обо всех нуждающихся.
«Однако со временем гуманитарная помощь, не исчезая вовсе, стала
недостаточной, и прежде всего по причинам, которые известны в развитых
странах еще с середины XIX в. Она, безусловно, помогала и помогает
страждущим, но вместе с тем должна способствовать тому, чтобы число людей,
нуждающихся в посторонней помощи, сокращалось. Но для этого сама
гуманитарная помощь не должна быть профессиональной, организованной,
коммерциализированной, поскольку в таком виде она порождает целые слои
населения, которые обречены на иждивенчество, которые не способны, не умеют
и не желают себе помочь»[10]. Одновременно она «обусловливает появление
групп людей, которые живут за счет того, что организуют помощь бедным;
заинтересованность в сохранении бедности и бедных оказывается частью их
профессии». Такая «помощь, решая одни текущие проблемы, порождает другие,
более серьезные: живущие за счет помощи в любом случае оказываются
униженными, чувство зависимости порождает раздражение, злобу, становится
источником дополнительного социального напряжения» [11]. Во второй половине
20 столетия в первую очередь США, Канада, Германия, Швеция, Нидерланды,
Франция, другие развитые страны, развернувшие широкие программы социального
обеспечения, столкнулись с фактом появления массового и
самовоспроизводящегося слоя иждивенцев, живущих только на пособия по
бедности и ни на что другое не способных, кроме получения социальной
помощи. Подобные явления обозначились и в российском обществе. «В России
неизбежна смена парадигм социальной политики и благотворительности. Прежде
всего они должны быть направлены на ослабление социальных противоречий,
«амортизирование» напряжений и конфликтов, выполнение социально
компенсирующей роли. Новое качество социальной политики и защиты в России
должно заключаться в том, чтобы решать проблему бедности по возможности
меняя конкретные жизненные обстоятельства конкретных людей, способствовать
сокращению числа людей, нуждающихся в посторонней помощи. Иначе говоря,
подарить голодному сеть и научить ловить рыбу, чем все время кормить его
рыбой, спасая от голода»[12].
С теоретической точки зрения активная социальная политика и
эффективная благотворительность выполняют две важные социальные функции.
Первая — содействие сохранению и воспроизводству общества посредством
попечения о бездомных, голодающих, о немощных и одиноких стариках, о
тяжелобольных и попавших в беду по независящим от них обстоятельствам и т.
д. Вторая функция — поддержка социально значимых и перспективных начинаний
и инициатив, осуществление которых невозможно из-за отсутствия средств; при
этом социальная политика и благотворительность должны иметь целью поощрение
людей в их начинаниях, а не потворствование им в их материальной
необеспеченности. Ситуация и время требуют переноса акцентов с первой
функции на вторую.
«Смысл эффективной социальной политики в ее новом для России качестве
должно состоять в том, чтобы предоставление максимально необходимой помощи
в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они на нее полагались.
Помощь, безусловно, не всегда развращает, она бывает необходима во многих
случаях, может поощрять инициативу, активность, изобретательность. Но при
этом она должна строиться таким образом, чтобы именно стимулировать, а не
расслаблять нуждающегося, способного к активной работе, чтобы внешняя
помощь не заменяла необходимости рассчитывать на свои силы — за исключением
случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных
потребностей людей. В этом, собственно, и состоит главный критерий любых
социальных и благотворительных программ, которые, разумеется, должны
спасать от голода и нищеты, однако теряют смысл, если подрывают
индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению,
социальная защита и благотворительность должны все меньше рассматриваться
как способ раздачи благ и пособий бедным. Помощь, таким образом, должна
состоять в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать
ответственными за самих себя. Но для этого сама социальная политика и
защита должны стать иными — просвещенными, научными, технологичными,
контролируемыми»[13].
Разумеется, нереалистично было бы полагать, что с помощью различных
благотворительных программ можно разрешить серьезные социальные
противоречия в любом обществе. Однако каждая из них — вклад, пусть
небольшой, в такое решение.



6. Заключение.
В 90-е годы двадцатого века Россия находилась в полосе социальных и
экономических потрясений, что привело к появлению большого количества
различных групп и слоев населения, которые можно назвать социально
незащищенными, то есть наиболее уязвимыми и нуждающимися в определенной
материальной, правовой, психологической и социальной помощи категории
людей. Это - малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и
многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и
беженцы и др.
Помощь этим людям может оказываться со стороны государства в виде
денежных выплат, предоставлении рабочих мест, предоставлении различных
социальных услуг и обеспечением доступа к социальным службам. Но в связи с
тем, что государство не может в полном объеме выполнить свои обязательства
по социальной защите своих граждан, то мы не можем говорить о реальной
социальной защищенности всех слоев населения Российской Федерации, хотя
российское законодательство вполне соответствует высоким требованиям
международных документов, касающихся прав человека.
Кроме того, при существующей системе государственной помощи
нуждающимся, есть тенденция к появлению иждивенческих настроений, люди
перестают сами решать свои проблемы и ждут помощи от государства и
общества. Система социальной защиты должна строиться таким образом, чтобы
именно стимулировать, а не расслаблять нуждающегося, способного к активной
работе, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости рассчитывать на свои
силы — за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение
элементарных потребностей людей. Поэтому система социальной защиты в России
должна быть изменена коренным образом.



Список литературы.
1. «Антология социальной работы» в 5 томах, том 3: «Социальная политика и
законодательство в социальной работе»//сост. М. В. Фирсов – М.: Сварогъ –
НВФ СПТ, 1995 – 544 стр.
2. Апресян Р. Г. «Дилеммы благотворительности»//Общественные науки и
современность. 1997, № 6.
3. «Взаимосвязь социальной работы и социальной политики»/ под ред. Ш. Рамон
– М.: - Аспект пресс, 1997 – 256 стр.
4. Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На словах...»//
http://www.intellectualcapital.ru/iss2-38/icopin38.htm
5. Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 –
2010г.»// Социально –политический журнал, 1998, № 6.
6. «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000
– 368 стр.
7. Хлобустов О. «Права человека в России в 90-е годы XX века»//
«Обозреватель»
8. Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»//
«Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.:
Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.


-----------------------
[1] Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На словах...»//
http://www.intellectualcapital.ru//iss2-38/icopin38.htm

[2] Хлобустов О. «Права человека в России в 90-е годы XX века»//
«Обозреватель»

[3] Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На
словах...»// http://www.intellectualcapital.ru/iss2-38/icopin38.htm
[4] Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»//
«Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.:
Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.



[5] Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»//
«Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.:
Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.



[6] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М,
2000 – 368 стр., стр.182.

[7] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М,
2000 – 368 стр., стр.166-167.
[8] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М,
2000 – 368 стр., стр.216.
[9] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М,
2000 – 368 стр., стр.188.



[10] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 –
2010г.»// Социально – политический журнал, 1998, №6.
[11] Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности//Общественные науки и
современность. 1997, № 6, с. 61.

[12] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 –
2010г.»// Социально-политический журнал, 1998, № 6.
[13] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 –
2010г.»// Социально –политический журнал, 1998, № 6.





Реферат на тему: Социальная защищенность: проблема социальной защищенности военнослужащих


Содержание


1. Введение 2

2. Необходимость социальной защищенности и ее сущность. 3

2.1. Экономика и защищенность. 3

2.2. Виды социальной защиты 4

2.3. Субъекты и объекты социальной защиты 5

2.4. Государство. 5

2.5. Профсоюзы. 7

2.6. Союзы предпринимателей. 7

2.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты 8

3. Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации 9

3.1. Источники социальной незащищенности. 9

3.2. Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности. 9

3.3. Практика нейтрализации источников социальной незащищенности 10

3.4. Инфляция. 12

3.5. Милитаризация экономики и военные конфликты. 14

3.6. Экологические проблемы. 14

3.7. Несправедливое распределение доходов. 14

4. Проблемы социальной защиты военнослужащих 16

5. Заключение 18

6. Литература 19

1 Введение

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования
высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства
программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие
другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо
разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.


2 Необходимость социальной защищенности и ее сущность.


1 Экономика и защищенность.

Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения
естественных потребностей ее организатора - человека. Однако силу
несовершенства известных экономических законов производства, распределения
обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а
иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных
предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а
иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской
помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда
производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при
наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами
огромный трудовой стаж, и т.д.
Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства
организации общественного производства? Мировая практика дает положительный
ответ на данный вопрос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических
странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан.
Другими словами, путем придания общественному производству большей
социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между
эффективностью производства и социальной защищенностью, между
экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь,
но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эффективности,
опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям,
усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой
стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения
стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению
предпринимательской инициативы, снижению эффективности и
конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной
защищенности.
Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия
общественной потребности иметь в государстве систему законов,
компенсирующих социальное несовершенство организации производства
материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной
защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических,
политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая
постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает
мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их
реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать
два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту» .
Социальная защищенность - это конституционное и законодательное
обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это
более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.
Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет
законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы
государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы
работать.
В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы
социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах
господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается
и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах
достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом
взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:
функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное
проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность
правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых
законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в
решении социально-экономических проблем,
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход,
т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость
существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось.
Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические
проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали
формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая
не признавала существование объективной необходимости в создании системы
законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась
превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом
и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен
от голода был важнейшим принципом социалистического государства.
До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств
производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой
Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству
устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие
пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру
вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта. Масштабы
государственной эксплуатации труда характеризуются следующими данными.
В дореволюционной России норма прибавочной стоимости в фабричной
промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она составляла
в 1988г.130-170% против 70% в США.
Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему:
человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма,
уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных
предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед
мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и
государства слишком неравны, и отношения между ними строились на
условиях, продиктованных властью.
Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших
социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от
администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и и
пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на
сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование
государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того,
что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с
невыносимыми условиями труда и быта.

2 Виды социальной защиты

С точки зрения трудового вклада в общественное производство
существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная.
Ограниченная социальная защита - это обеспечение всем членам общества
гарантированного минимума уровня жизни, .защиты от тяжелых физических
лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный минимум в
еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и
работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен
рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого
члена общества и является естественным дополнением рыночной системы.
Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение
государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу
или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать
отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от
возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого
вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого»
вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного о субъективными
достоинствами человека а не с объективными результатами его труда. Это
обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей
«заслуженного» или «положенного» уровня доходов.
Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в
котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована
рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом
тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое
таковым только и было при социализме.

3 Субъекты и объекты социальной защиты

Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на
следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть
выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом
защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной
незащищенности.
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство,
профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и
объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые
правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все
население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение
безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление
здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых,
отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита
интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и
культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-
уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие
пенсионеры, безработные, а, также женщины.
Остановимся на рассмотрении роли и функций субъектов социальной
защиты.

4 Государство.

Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим
общественные интересы. Равенне этой ‘проблемы является его неотъемлемой
функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных
видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от
государства требует поддержания и развития рыночного механизма, то
осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение рыночных
отношений, сведение их не нет. В первом случае в какой-то мере
государственное участие является опосредованным. Здесь оно разрабатывает и
принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие:
трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и
использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы
пенсионного обеспечения,
Особое значение имеет установление минимального уровня заработной
платы. В США минимальная почасовая ставка зарплаты равна 4,25 дол. и была
установлена в 1991г. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от
механизма функционирования экономики.
В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида
гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с
определением необходимого минимального уровня обеспеченности. В частности:
доданы ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же
благами, т. е. иметь такой же уровень дохода .что и граждане, принимающие
активное участие в полезном труде.
Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате
непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован.
Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации
социального обеспечения на государственном уровне. Несчастья, которых
человек не в силах ни предусмотреть, ни избегать, несомненно требуют
общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение
проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и
сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных
вопросов человеческого общества. Россия только начинает испытывать давление
этого социального пресса .
Что касается роли государства в обеспечении абсолютной защищенности,
то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя,
Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность
подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить
масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного
планирования. Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой
обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы
выбора. Выбор будут делать за них другие - государственные чиновники,
аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами
является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат,
управляющий экономической деятельностью, контролирует не только
материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение
лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На
этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие
нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев
общества и следовательно, уровень их социальной защиты.
В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе
гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать
результату труда, достигнутому тружеником.
Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие
требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате
уменьшения - эффективности их труда
В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность
доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они
оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья
защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех
граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении
рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже
пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии
рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в
действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня
еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех
слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет
неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в
общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой
ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к
абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы
рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.
Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и
государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку
последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни.
Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер
противоположного характера, направленных на дорегулирование системы
социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и
социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества
социальных партнеров.

5 Профсоюзы.

Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их деятельность
по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями,
национальны» законами и трудовыми договорами (соглашениями) с
предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг
социально-экономических проблем. Их решение оказывает существенное влияние
на уровень социальной зашиты трудящихся. Это прежде всего уровень и формы
оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска,
медицинское страхование и социальное обеспечение и др.
Деятельность профсоюзов как регулирующего начала в социально-
экономической защите трудящихся характеризуется «встроенной» в рыночный
механизм социальной ориентацией, Это находит свое отражение в технологии
заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает элемент
борьбы. Именно в борьбе, в процессе «социального диалога» стороны приходят
к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению
уровня социальной за щиты трудящихся, так и росту доходности
предпринимательской деятельности.
Коллективные договоры являются сегодня главным средством
осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов
сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в
законодательстве.
По некоторым южным социальным показателям существуют большие различия
между действующими закована и коллективными договорами. Например,
продолжительность рабочей недели по закону составляет в ФРГ, Италии,
Ирландии 48 часов, а по коллективным договорам соответственно 37,50-40,36-
40. Другой пример: продолжительность отпуска по закону составляет в ФРГ,
Нидерландах, Ирландии 3 недели, а по трудовым договорам соответственно 5, 5-
6, 4-6 недель.
В тактике борьбы профсоюзов следует различать средства мирного
отстаивания социально-экономических интересов трудящихся и конфронтационные
методы, К мирным метолам следует отнести систему «социального диалога»:
участие в парламента, местных органах власти, в процессе коллективно-
договорного регулирования и в других институтах, существующих в рамках
демократической системы. К конфронтационным методам относятся забастовки. В
начале 90-х годов в тактике российских профсоюзов преобладали методы
давления и шантажа - забастовки с политическими требованиями, которые
наряду с другими факторами поставили экономику на грань полного развала.

6 Союзы предпринимателей.

Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 -
начале 19 в. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных
областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы
предприниматели добивались установления выгодных им таможенных пошлин,
транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развитию
капитализма росло количество этих союзов и усиливался процесс их
централизации.
Первый общенациональный союз предпринимателей - Национальная
ассоциация промышленников - был создан в 1е95г. в США. В настоящее время
общенациональные союзы предпринимателей созданы во Бета развитых
капиталистических странах.
Интересы предпринимателей в системе общественных интересов четко
обозначены - не только сохранение, но и увеличение уровня и масштаба
доходности предпринимательского дела. Эти цели справедливы и достойны
уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего учета требований
профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в
сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого
работодатели, во-первых, участвуют в формировании различных страховых
фондов. Например, во Франции они перечисляют денежные суммы в фонд
социального страхования здоровья, равные 13,5%, а рабочие и служащие -5.5%
объема заработной платы. Во-вторых, способствуют улучшена условий труда,
медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. В-
третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и
дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние. голы
все’ лее утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты груда, в
соответствии с которыми заработная плата ставится в зависимость от
эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается
индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с
текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными
возможностями. Новейшая тенденция в этой области- соединение участия в
результатах с бригадном подходом. В соответствии с этой системой рабочие
участвуют не только в прибылях, но и в убытках. Кроме того, сочетание
участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию труда
в зависимость от эффективности производства на стратегическом уровне.

7 Взаимодействие субъектов социальной защиты

Для экономической науки представляет интерес характер взаимодействия
субъектов социальной зашиты.
Экономическая наука давно обнаружила закономерность, которая отражает
объективную необходимость их взаимодействия. В этом треугольнике связей и
отношении ведущая роль принадлежит государству. Две другие стороны-
профсоюзы и предприниматели находятся в постоянной «оценке», в
непрекращающемся конфликте. В их борьбе следует различать два результата:
негативный и позитивный. Преобладание одного из них, в частности
позитивного, зависит от многих факторов, главным и которых ‘является
государственное вмешательство в отношении между профсоюзами и
предпринимателями с целью удержать из борьбу в созидательных рамках.
В настоящее время в развитых капиталистических странах эта борьба
имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном
прогрессе и высокие стандарты социальной защиты трудящихся. Напротив, в
России в начале 90- года» наметилась противоположная тенденция. Это
объясняется тем, что профсоюзы имеют дело только с государством, которое
выступает в двух лицах: как предприниматель и в своей традиционной роли. В
силу этого вместо созидательной борьбы мы столкнулись с диктатом, к
которому прибегают то профсоюзы, то государство. Например, организованные
профсоюзами забастовки с их шантажирующим характером закончились повышением
заработной платы в таких масштабах, что не хватало наличности для ее
выплаты. С другой стороны, государство ответило беспрецедентным повышением
цен вместо обещанной либерализации. Экономический кризис продолжает
углубляться. Жизненный уровень катастрофически падает, а граждане России не
могут рассчитывать на социальную защиту со стороны государства.

3 Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает
анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их
нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный
момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема
социальной защищенности осложняется тем, что трудный переход от
тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике
происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в
России сложилась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым
превратились в источники незащищенности.
Главная причина, которая способствовала этой метаморфозе - это сама
социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные
установки для определения приоритетности социально-экономических интересов,

Социально-экономическая политика Российского государства в начале 9О-
х годов характеризуется отсутствием комплексной системы социальной защиты
населения, а действующие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме.


1 Источники социальной незащищенности.

Источники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные.
К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики
однозначно влияют на защищенность трудящихся - снижают ее в той или иной
мере. Они следующие: безработица, инфляция, милитаризация экономики,
военные конфликты, экологические проблемы.
Вторая группа включает такие источники, которые тальк’ при ухудшении
их динамики становятся источниками незащищен. кости. К ним следует отнести:
несправедливое распределение доходов; снижение уровня личного потребления;
сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение
социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы.

2 Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности.

Экономическая мысль осознала, что невозможно раз и навсегда решить
проблему социальной защиты людей. В силу направленности общественного
развития она возникает перед обществом снова и снова и каждый раз для ее
решения необходимы нестандартные подходы. Мировая практика разработала
достаточно эффективную система нейтрализации источников социальной
незащищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и
правовые механизмы.
Экономический механизм включает: разработку социально- экономических
программ; выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление
льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию заработной платил
представление населению льготных кредитов и др.
Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности
общественных организаций (общество потребителей, армии спасения, фондов
милосердия); развитие отношений социального партнерства.
Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает:
законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; правовое
воспитание населением обеспечения соблюдения законов и др.
Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной
незащищенности имеет политика. Политический механизм, создает условия для
формирования единого экономического и валютного пространства; согласования
социально-экономической, политики между регионами и странами; повышения
общей социально-экономической стабильности.

3 Практика нейтрализации источников социальной незащищенности

Рассмотрим подробнее главные из перечисленных источников и сравним
различные подходы их нейтрализации.
Безработица.

На основе централизованного планирования бывший СССР сумел
практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник
незащищенности исчез. В начале 3О-х годов было провозглашено, что
отсутствие безработицы- это завоевание социализма. И это «завоевание» в
условиях резкого снижения реальной оплаты труда было очень легко
достигнуто. Однако сколько-нибудь продуманного экономического обоснования
этой в своей основе социальной установки никогда не было.
Избавившись от страха потерять работу люди стали довольно небрежно
относиться к своим обязанностям, и поэтому производительность труда и
эффективность производства были очень низине.
В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них-
рациональное использование факторов производства и повышения его
эффективности. Экономике противопоказана как полная занятость, так и
чрезмерно высокая безработица. В первом случае экономика страдает от
инфляции спроса, низкой эффективности производства, применения командных
методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей. Во
втором- она сталкивается с нарушением социально-экономических прав
человека. Второй аспект -социальная защита трудящихся от последствий
безработицы.
Именно второй аспект является предметом нашего анализа.
В развитых капиталистических странах под безработным понимают
трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего
возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица
характеризуется двумя показателями. Первый из них- уровень безработицы. Он
исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью
безработных к численности всего самодеятельного населения, выраженное в
процентах. Второй- продолжительность безработицы.
Индустриально развитые страны давно осознали пагубность безработицы
для экономики и трудящихся. Так, по подсчетам Министерства торговли США,
рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд. дол. По
другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы
увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных
с безработицей на 25-30 млрд. дол.
Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу?
быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря
рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех
традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом
(самоутверждение материальное благополучие. возможности для
профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь
аду ростом безработицы и количеством психических
заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений.
Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес,
в ее среде растет преступность наркомания.
Осознание необходимости социально-экономической защиты трудящихся от
негативных последствий безработицы способствовало разработке
соответствующей государственной политики и программ воздействия государства
на рынок труда. Существуют три основные направления государственного
регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста
занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-
вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей
силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США
на протяжении последних 15-20 лет был принят

Новинки рефератов ::

Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)


Реферат: Пожарная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Интегрированные уроки ИЗО (Педагогика)


Реферат: Педагогическая деятельность современного инженера (Педагогика)


Реферат: Целлюлозно-бумажная промышленность России (География)


Реферат: Социальное познание личности (Социология)


Реферат: Производственный травматизм (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе (Государство и право)


Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)


Реферат: Концепция изучения культуры Ф. Ницше (Социология)


Реферат: Исследование ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ (Педагогика)


Реферат: Отчет по практической работе "Изучение MS Windows & MS Word 4 Windows 2.0" (Программирование)


Реферат: Позитивная социология Огюста Конта (Социология)


Реферат: Имена собственные в оригинале и переводе (Иностранные языки)


Реферат: Разработка методического пособия для самостоятельной работы студентов по теме: "Газовые законы" (MS Word97) (Педагогика)


Реферат: Нерон. "Жизнь и судьба" (История)


Реферат: Трехмерная графика (Компьютеры)


Реферат: Ценностные ориентации современной молодежи (Социология)


Реферат: Форма и содержание в искусстве (Культурология)


Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист