GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогика ислама (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогика ислама (Педагогика)


ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра педагогики начального образования



Реферат
на тему:
«Традиции в воспитании и обучении детей народов ислама»



Выполнила: студентка группы ОП – 11
Иванова Марина Ивановановна

Проверила: канд. пед. наук,
ст. преподаватель
Байматова М. С.



Волгоград - 2003
Содержание

Введение________________________________________________3

1. Философия образования ислама________________________5
2. Особенности воспитания у народов ислама______________9
3. Воспитание и обучение детей в исламской традиции______14

Заключение______________________________________________22

Список используемой литературы___________________________24


Введение

Посланник Аллаха сказал: "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, -
хорошее воспитание" (Ат-Тирмизи). Большую роль в формировании подрастающего
поколения у народов ислама отводится воспитанию, а именно воспитанию в
исламской традиции.
«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит,
добропорядочных детей», - считается в исламской педагогике. Человек учится
на протяжении всей своей жизни Пророк Мухаммед[pic]советует нам искать и
добиваться знаний "с первого и до последнего дня нашей жизни".
Педагогами во всем мире доказано, что образование достигает двух целей -
развитие личности и, как следствие, прогресс всего общества. Правильное
обучение помогает раскрыться и развиваться физическому, интеллектуальному и
нравственному потенциалу человека. В этом смысле Сократ сравнивает учителя
с повитухой, так как его роль - помочь проявиться тому, что уже заложено в
ребенке с рождения. Безусловно, то, в какой степени проявятся таланты
ребенка, и то, как скоро он их в себе раскроет, во многом зависит от
способностей самого учителя. Другая, не менее важная роль образования -
передать и усовершенствовать культурные ценности и наследие определенного
общества. Если в процессе обучения знания и доминирующие культурные
ценности просто передаются от поколения к поколению, этот процесс считается
консервативным. Также образование играет очень важную роль в реформировании
общества. В общем, в процессе цивилизации образование играет одновременно и
консервативную, и прогрессивную роль.
Наша страна является многонациональной. Но долгое время вопрос о
воспитании в исламской традиции не изучался. А ведь наверняка у народов
ислама существуют свои особенности подхода к воспитанию подрастающего
поколения. Наша наука должна опираться не только на опыт западных коллег,
но и обращать свой взор на восток. Возможно там мы найдем много
интересного.
Дети всех народов и религий одинаково проказничают, совершают ошибки,
их наказывают родители, воспитывают педагоги. Однако, воспитание на Востоке
значительно отличается от европейского.
Задача данной работы раскрыть особенности и традиции в воспитании и
обучении детей у народов ислама.


1. Философия образования ислама
По мнению исламских педагогов, три важные элемента являются составными
ингредиентами формирования философии исламского образования - а именно,
учащийся, знание и способы преподавания [9, 56].
Учащийся является по своей природе человеком, и, следовательно,
представляет собой дуальность тела и духа. Его духовные составляющие
известны как рух (душа), акль (ум или интеллект), кальб (эмоции), или нафс
(эго) в зависимости от выполняемых функций. Акль (мышление), уникальная
способность человеческих существ, возвышает их над другими Божественными
созданиями.
Душа может вознестись к вершинам праведности и добра, но также может
опуститься в низины ада. Тело человека выполняет определенные функции в
соответствии с деятельностью органов восприятия. Именно природа ученика и
его способность получать знание и является предметом изучения психологии.
Общепринято считать, что в большей степени любознательность и
восприимчивость учащийся проявляет в раннем возрасте. Потенциальный
учащийся имеет физиологические потребности в еде, деятельности и половых
отношениях; социальные потребности в привязанности, любви и определенном
положении в социальной группе; и, наконец, духовные нужды в чем-то большем,
чем то, что находится в пределах его эго, то есть в потребности достигнуть
Бога.
Ислам твердо уверен в возможности познания Истины и Действительности. В
философской традиции Ислама, как свидетельствует история, на эту тему почти
не велось дебатов, в отличие от западной философской традиции, где эта
возможность постоянно оспаривается, начиная со времен греческой философии и
взглядов Платона. Мы знаем, что человек наделен душой и органами восприятия
и создан Аллахом, чтобы получать знание. Согласно Аль-Аттасу, ильм (знание)
- это посещение маной (смыслом) существа, имеющего душу, или достижение
этого существа знания.
Итак, душа не только не пассивна, напротив, она тоже способна проявлять
активность. По воле Аллаха душа может достичь вахи (откровения) и интуиции.
Пять чувств восприятия - это окна разума, предназначенные для получения
эмпирического и рационального знания [9, 57].
В Исламском мировоззрении существует определенная иерархическая
структура познания. Поскольку природа человека дуальна, существует и две
категории познания, фард айн и фард кифайя. Эти две категории отличаются
степенью уверенности в знании и способом его получения. Знание фард айн
четко определено и обязательно для каждого мусульманина. Оно включает
знание столпов религии, основ веры и Шариата. Получение знания фард кифайя
обязательно для существования в обществе. Каждая страна заинтересована в
образованных и квалифицированных кадрах, специалистах в интеллектуальных
или приобретенных науках, необходимых для выживания общества, таких как
медицина, математика, естественные, прикладные и социальные науки. Итак,
Ислам обеспечивает каждому человеку привязанность к своей вере и в то же
время возможность открывать для себя новые горизонты. Чтобы описать
отношения разума и веры, можно привести аналогию бумажного змея, где вера -
нить, а разум - собственно бумажный змей. Между разумом и верой всегда
существует напряжение, как существует напряжение между нитью и змеем; если
по некоторым причинам нить порвется, змей отлетит в неизвестном
направлении. Подобно этому, если разум не основывается на вере, он будет
странствовать, не зная границ. (Этим сравнением я обязан доктору Йедулла
Казми из отдела образования).
Как гласит мировоззрение на основе "таухида" (единобожия), знание
целостно или интегрировано, его нельзя разделить на религиозную и светскую
сферу. И фард айн, и фард кифайя имеют целью укрепление веры, первое при
помощи глубокого изучения слов Аллаха в Священном Коране, а второе - с
помощью тщательного, систематического изучения жизни человека и природы.
Познание неразрывно связано с действием человека, его духовностью и этикой
[9, 58].
Природа познания, являющаяся сущностью образовательного процесса,
представляет основной интерес учебной программы, и это видение человека и
знания является коренной позицией Исламского образования. Образование
(тадиб, некоторые предпочитают слово тарбийа), это адаб, развивающийся в
личности. ("Концепция образования в Исламе"). Адаб (образование) относится
к дисциплине тела, ума и духа. Он наделяет того, кто им владеет, знанием
правильных мест и действий (хикмах) в схеме Создателя и знанием, как
добродетельно себя вести (адль).
Аль-Аттас определяет понятие образования как последовательное постижение
"...и признание положения вещей в порядке их создания, которое ведет к
постижению и познанию соответствующей роли Бога в порядке бытия и
существования человечества". Посему первоначальная цель обучения - вести
человека к признанию и постижению своего Создателя, которое проявляется в
подчинении и соблюдении Его заповедей. Другими словами, первоначальная цель
Исламского образования состоит в том, чтобы воспитать достойного человека,
который, развивая свои потенциалы, будет верным рабом (абд) и наместником
(халифа) Аллаха, дающего аману (истину) и поддержку развития на земле. В
этом отношении Исламское образование воспитывает в человеке
богобоязненность (таква)*. Раб господний осведомлен о своих личных
вертикальных отношениях с Аллахом (хаблун мин Аллах) и горизонтальных
социальных отношениях с остальными людьми (хаблун мин аль-нас). Таким
образом, основные цели образования сочетают духовное, моральное,
социальное, интеллектуальное и физическое развитие со специфически
религиозными целями. Между социальными и личными устремлениями не
существует никаких конфликтов, поскольку тут наблюдается полное единство
намерений [9, 59].
Поскольку знание характеризует человека, идеально составленная учебная
программа, особенно на уровне младшей школы, будет отображать знание.
Данные ниже демонстрируют связь человека c преподаванием знания и учебным
планом. Подобно тому, как человек имеет двойную природу, обладая душой и
телом, так и учебная программа должна состоять из обязательных предметов,
основанных на Божественном знании и обеспечивающих духовные нужды человека
и наук, удовлетворяющих потребности в интеллектуальном и физическом
развитии общества.
Оба вида знания, фард айн и фард кифайя, имеют очень большое значение
для счастья и благополучия людей, как в этом, так и в загробном мире. Между
этими дисциплинами необходимо сохранить равновесие. Являясь обязательным
предметом, фард айн (Божественное знание) должно требоваться от всех
студентов. Чтобы овладеть фард кифайя (приобретенными науками), студенты
должны выбрать по меньшей мере одну из отраслей современных знаний для
своей специализации [9, 60].



2. Особенности воспитания у народов ислама

У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра»
(чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами.
Согласно Муснаду ибн Ханбаля, "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый.
Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг
родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали
верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в Исламскую Школу
является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения.
Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это
прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители
[1, 10].
В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно
занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и
одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание
верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять
нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в
хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами
вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала
подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к
женщине-матери.
О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты
Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний
Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои
семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура
"Запрещение", аят 6) [1,11].
Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо
воспитывайте их" (Ибн Мад).
Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним
Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена
большая ответственность по воспитанию детей.
Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети
доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед
Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь
именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем
труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно,
но затвердевший воск легче превратить в порошок [1,12].
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот,
поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:
1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого
рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.
Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги
и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все
хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха [pic].
Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-
заката, аль-хаджа и т. д.
Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных
Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их
поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.
Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование
Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети
рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или
многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на
свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери,
открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей.
Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям
представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они
несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.
2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных
принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти
принципы должны стать стержнем его психологической личности.
Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я
был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где
говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте
их" (Абд-ар-Разак).
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха,
воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и
ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут
закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет
отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью,
глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в
формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен
испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит
своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма,
укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения
ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал:
"Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам
настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи
физических упражнений, спортивных игр и тренировок.
4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем
предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к
постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо
прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя
и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей
постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного
Корана и хадисы Пророка [pic] Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те,
которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако
нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник
Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в
Рай" (Муслим).
5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой,
устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость,
самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к
ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо,
кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает
снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.
6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать
общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов
является неукоснительное следование важным правилам человеческого
общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и
навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно
ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом:
"…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто
отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в
вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений
между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с
браком [1,73].
Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно
откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель
полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка,
а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере
человеческой жизни.
Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских
стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.


3. Воспитание и обучение детей в исламской традиции

Самый эффективный способ воспитания, по исламской традиции, это быть
человеком для подражания. Не зависимо от того хотим мы того или нет, дети
учатся вести себя в жизни наблюдая за нами. Даже отсутствующий родитель -
модель для подражания. Так, мальчик, выросший в семье которую бросил отец,
возможно, поступит аналогично со своими детьми. Каждый раз при общении с
детьми, мы учим их, не зависимо от нашего намерения делать это или нет [10,
9].
Таким образом, необходимо проанализировать, то как мы обращаемся с
ребенком, что бы получить желаемый результат.
Отрицательные поведение и суждения приводят к появлению у детей
отрицательных качеств. Термин положительная и отрицательная поддержка,
популярен в современной психологии. Но этот термин утверждался в Коране и
в действиях и словах Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и
приветствует) 1400 лет назад.
Маленькие дети, считается в исламе, в основном хорошие. К тому же они
хотят порадовать своих родителей. Когда вы хвалите их за их хорошее
поведение говорим, что Папа и Мама довольны их действиями, вы используете
позитивную поддержку. К сожалению многие родители игнорируют хорошие
поступки своих детей и обращают внимание только на плохие поступки.
Приведем пример.
Иман 3 года и у нее есть младший брат Самир, которому 1 год. Она достает
свои кубики и начинает играть, ну и конечно же Самир ползет к ней чтобы
поучаствовать. Она дает ему красный кубик и продолжает строить башню.
Самиру надоел 1 кубик и он пытается взять еще один. И тем самым он рушит
башню. Иман реагирует со злостью, забирает все кубики и говорит брату, что
он не может забрать ни одного кубика. Ее мама слышит ее, и со злостью
кричит на нее "Иман, ты плохая девочка, ты не делишься кубиками. Дай ему
несколько"
Иман совершила 2 действия по отношению к брату:
1. Она дает ему кубик
2. Она берет кубик обратно
Но мама заметила только плохое действие! Это учит Иман тому, что если
она хочет привлечь внимание матери, то она НЕ должна делиться.
Как еще могла повести себя мама? Если бы она похвалила Иман за первое
действие когда она поделилась кубиком ("Иман, какая ты хорошая сестра. Я
так рада видеть как ты делишься с братом"), тогда Иман запомнила бы, что
совершения этого "хорошего" привлекло внимание мамы. Когда ее брат собьет
кубики, возможно, ее первой реакцией будет отнять все кубики, но если ее
мама успокоит ее и ободрит ее на новую попытку, ("О Иман, это плохо что
брат разрушил твои кубики. Он пытался поиграть с тобой, но он еще мал что
бы строить башни. Почему бы тебе не построить маленькую башенку что бы он
играл с ней, и тогда ты сможешь построить большую для себя) тогда,
возможно, она с радостью даст ему больше кубиков. Она захочет поделиться
кубиками в следующий раз, так как это действие привлекло внимание ее мамы
[10,11].
Прививать любовь к религии, по исламским традициям, надо как можно
раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. Очень важно
доходчиво объяснить ребенку о существовании Единого Создателя и поклоняться
Ему. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные
моления. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не
превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов.
Значимым элементом является научить малышей читать молитву перед сном и
поутру, до и после приема пищи. Научить детей быть благодарным к родителям,
ко Всевышнему Создателю.

Одним из наиболее важных аспектов мусульманского воспитания детей,
является объяснение им того что Аллах также доволен их действиями. Если вы
говорите что то, что они сделали делает вас и Аллаха довольными, тогда
ребенок начинает ассоциировать хорошее поведение с действием ради
довольства Аллаха, что является основой действия Муслима [10, 12].
Согласно исламской традиции, ребенок совершающий грехи прощается
Аллахом и если он умирает, то отправляется в Рай. Эта милость Аллаха должна
вести нас, также как мы ведем наших детей. Считается, что нет необходимости
страшить детей Аллахом или устрашать их Адом. На деле такой подход ведет к
обратному результату. Отрицательное воздействие и наказание заставляет
ребенка боятся всего что связно с религией. Он или она растет думая что
религия это то, что удерживает его от наслаждения жизнью.
Педагоги ислама советуют: «Когда вы говорите с детьми двенадцатилетнего
возраста, делайте упор на свойства Аллаха, которые дадут ему безопасность и
уверенность, так как в процессе взросления он сталкивается с пугающими и
неизвестными проблемами. Ему необходимо осознание многих даров Аллаха
данные ему для помощи в его жизни. Также он нуждается в понимании того,
какие действия понравятся Аллаху, а за какие он понесет наказание».
Очень часто приходится наблюдать, как родители пытаются начать
разговор с детьми об Исламе, они сосредотачиваются на 5 столпах. Они учат
как совершать намаз, и учат их коротким Кораническим сурам. Это безусловно
важно, но не надо забывать, что Ислам всеобъемлющий путь жизни. Об этом вы
должны говорить и вашему ребенку. Когда отец отправляется на работу, то
мама может сказать "До свидания" или "Ассаламу алейкум" что означает "пусть
мир Аллаха с тобой". Когда она и ее маленький ребенок начинают делать что -
то вместе, она может упомянуть, что отец делает то что Аллах говорит делать
хорошему отцу - работать, заботиться о семье. Она также может упомянуть,
также как и отец, что она старается для довольства Аллаха помогая ребенку и
семье. Когда ребенок помогает убирать со стола, мать может упомянуть что
Аллах доволен теми детьми кто помогает своим родителям. Такое упоминание не
подразумевает и не предлагает давать целые лекции об Исламе. Никакой
ребенок не захочет сидеть долго слушая лекцию о чем бы то ни было.
Эффективным обучением является короткие реплики или истории которые
указывают на Исламскую сущность действия. Когда родителю выплачивают закят
(ежегодное налог) они должны сказать об этом детая. Когда они посещают
больных, то необходимо процитировать аят из Корана или хадис (историю о
Пророке Мухаммеде с.а.с.) которые рассказывает о том что это действие
нравится Аллаху. Если ребенок выбирает тот или иной поступок, то родители
должны напомнить о том какой путь будет по нраву Аллаху.
Постоянное упоминание Аллаха, постоянная поддержка в совершении того
что правильно, и постаянная хвала и положительная поддержка правильных
действий, направят вашего ребенка на правильный путь, так считается в
исламской педагогике.
По мере того, как дети достигают юности, они начинают задавать
различные вопросы, особенно, если дети общаются с немусульманами или
этническими мусульманами [10, 13].
Педагоги советуют: «Если у вас уже налажен контакт со своим ребенком,
тогда ребенок будет идти к вам со своими вопросами. Не принимайте эти
вопросы как бунт против вас или религии. Он видят как дурачатся дети в
школе, и им это кажется забавным.
"А почему мы не можем дурачится" Будьте счастливы, что ваш юнец спокойно
спрашивает это у вас.
Если же у вас нет хороших взаимоотношений с ребенком, то возможно у вас
большие проблемы, так как у вашего ребенка будут аналогичные вопросы, но он
не спросит их у вас. Он будет искать ответ у друзей, и если его друзья не
мусульмане, то он может получить ответы противоречащие Исламу».
Почему у одних родителей сложились взаимоотношения с детьми а у других
нет? Имеется по крайней мере два важных фактора: время и каково время?
Проводили ли родители время с детьми когда они росли? Спрашивали ли, они
своих детей о школе, друзьях, об их мнении по разным вопросам, и СЛУШАЛИ ли
они их?
Помните положительную поддержку? Как уделяют родители время своим
детям? Основано ли оно на положительном окружении, или ребенок слышит
злость и отрицательное отношение каждый раз как он говорит с родителями?
Тринадцатилетний Омар второй год держит пост, во время Рамадана. Однажды
в субботу он и его друг-мусульманин Аднан, отправляются на вечернику к
немусульманину. Вдруг Омар звонит домой и говорит матери: "Джон просит
покушать ленч. Мы сказали чему что мы постимся и он может есть один, но он
говорит, что если мы не будем кушать то и он не будет есть. Аднан говорит
что если я нарушу пост то и он покушает. Что нам делать?"
"Не могу поверить, что ты меня об этом спрашиваешь" - отвечает мать -
"Аллах накажет тебя если ты не будешь поститься! Почему ты не ведешь себя
как хороший муслим. Твой отец и я учили тебя лучшему!"
Как часто Омар после такого ответа, будет спрашивать мать о чем либо?
Предполагая, что его действия отрицательны, вы создаете отрицательную
поддержку, и можете быть уверены, что Омар не спросит мать следующий раз.
А теперь представьте, что ответ матери был:
"Ты правильно поступил, что позвонил мне, когда ты в неуверенности. Но я
думаю, что ты уже знаешь, что ты должен делать. Как ты думаешь, что будет
правильным?"
Омар отвечает "Я думаю, я должен сказать нет, я продолжу пост"
"Ты совершенно прав" ответила его мама "Я так горжусь тобой и как ты
думаешь"
Когда вы дискутируете со своим ребенком вы можете быть встревоженными
его грубостью или категоричным опровержением всего что вы говорите. Он даже
может сказать вам, что вы глупы или не понимаете, или не беспокоитесь о
нем. Но это не имеет не несет в себе такого значения. Это означает, что он
чувствует себя неудобно при ответах на его вопросы. Может то, что вы
говорите противоположно тому что он чувствует на данный момент, или может
он уже ответил так другу немусульманину и он отверг его мнение [10,13].
Педагоги советуют, несмотря на трудности, оставайтесь добрым с вашим
ребенком. Тяжело слышать родителю такие высказывания в свой адрес, но они,
на самом деле, не относятся к ним, в большей степени это относиться к
процессу обдумывания.
Во время обсуждений с вашим ребенком, вам захочется совместить и
отрицательную и положительную поддержку.
"Да" - можете вы согласиться с ребенком "Трудно не пить, когда вокруг
остальные выпивают, но помни, что Аллах наградит тебя за твое поведение, и
помни о Его наказании если ты последуешь за кем либо иным"
Когда такое огромное количество отрицательных сил давят на вашего
ребенка, он должен понять, что Аллах спросит с него за его деяния. Аллах
поможет если ваш ребенок попросит Его о помощи, и будет награжден за
следованию правильным путем, но так же это подразумевает, то что он будет
наказан за плохие деяния.
Жизнь сложна для одиночки. У ребенка есть родители которые защищают
его, и поддерживают его и "знают все". Но потом ребенок вырастает и
понимает что мама и папа на самом деле не все знают. Более того, в школе он
изучает другие философии жизни, и эгоистичность, материалистичность
наблюдаемая в школе кажется забавой, тем более что "все так делают". И как
же вашему ребенку решить что является правильным? Сейчас для них трудное
время, и долг родителей поддержать их, вдохновить, сделать поблажки за их
ошибки, но в то - же время оставаться последовательным в обучении Исламским
ценностям.
Обучая и разговаривая с детьми об Исламе, необходимо знать об
определенных скрытых проблемах, таких как мирское и религиозное, знание и
поведение, уступчивость и критическое мышление. Эти проблемы влияют на
мышление и действия, и лишь не многие осведомлены о них.
Если родители выбирают какие аспекты Ислама применять, а какие
игнорировать, то трудно ждать, того что - бы дети жили чисто Исламской
жизнью. Также вам будет уместно указывать на то, что отклоняясь от
Исламских норм вы приобрели только проблемы. Если вы проигнорируете этот
аспект, то вероятнее всего, дети проигнорируют ваш совет.
Много детей знают как молиться, некоторые понимают важность ежедневной
молитвы. Большинство детей могут читать Коран. И только небольшое
количество читает Коран для того, чтобы понять его смысл, для нахождения в
нем ответов на свои вопросы.
Ислам - совершенный путь жизни. Знания (5 столпов, биография Пророка
Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) полезны для того что -
бы человек понял как и почему они должны делать что - то. Факт того, что
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) жил 1400 лет
назад, сам по себе является бесполезным. Или факт, что он жил как
мусульманин в городе, где было очень мало других мусульман и подвергался
гонениям, бесполезен пока мы не поймем с помощью этого, что раз он смог
выжить и добиться успеха в этих условия, то и мы сможем сделать это же
самое. Обучая детей Исламу, необходимо обучить их поведению, а не только
запоминанию фактов. Вместо того что - бы давать им список фактов, приведите
пример и укажите на связь с Исламом. Вы навещаете больного, упомяните, что
это одно из требований Ислама, объясните ребенку, что совершать подобные
действия хорошо. Так же навестите больного-немусульманина. Для ребенка
важно уяснить, что хорошее отношение должно проявляться не только к
мусульманам, но и ко всем остальным людям.
Смотрите телевизор вместе с детьми, особенно юношеские программы. Не
поучайте их оттуда, а обсуждайте поведение героев в телепередаче. Можете
например сказать "Видишь как хорошо быть мусульманином, и тогда у тебя не
будет подобных проблем (связанных с выпивкой, наркотиками и т.д.)
Начинайте дискуссии с детьми сами. Приведите например такую ситуацию
"Как ты поступишь, если твой друг заболеет на неделю" Очень важно выслушать
ответ ребенка. Когда вы спрашиваете их мнение, то внимательно выслушайте
ответ, и отвечайте им.
Многие родители выросли в условиях строгого следования правилам. Так,
ученики должны повторить в точности то, что сказал педагог. Если в тестовых
вопросах спрашивается про 3 причины чистки зубов, то необходимо указать
именно три причины, о которых сказал учитель на уроке. Ученик не думает, он
принимает все без обдумывания. Очень часто мы также учим Исламу детей.
Учите их таким образом, так как другие пути неправильны.
В исламе считается, что существуют два типа знаний, ниспосланное и
полученное людьми. Знания, ниспосланные в Коране и хадисах, не изменяемы и
неоспоримы. Знание, полученное с помощью 5 органов чувств и с помошью
мышления может быть ошибочным и должно быть уточнено [11, 45].
Большое значение в исламской педагогике отводится обучение арабскому
языку. На арабском языке написаны многие памятники исламской литературы,
написан Коран. Более того, изучение арабского языка необходимо для общего
культурного развития. Практически во всех мусульманских школах – медресе
преподавание многих предметов ведется на арабском языке.
Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он
видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям
и старшим, но и к сестрам и братьям.
Заключение
Исламские педагоги озабочены тем, что образовательная система
представляет на сегодняшний день большое количество неразрешенных вопросов.
Вот почему ученые постоянно обращают внимание мусульманской уммы, что
современное положение образования представляет корень всех ее проблем.
Некоторые из них пришли к выводу, что образование как дисциплина состоит из
пяти субдисциплин, а именно, из учебной программы, консультации,
управления, преподавания и оценки.
Так же исламских педагогов волнует, что как следствие влияния Запада,
программы в мусульманских странах все еще подразделяются на изучение
естественных, социальных, прикладных, гуманитарных и религиозных наук, но
они лишены общих, обязательных для изучения предметов, связывающих эти
отрасли воедино. Разные области научной деятельности отделены друг от друга
"каменной стеной", и, следовательно, не включают в себя основы веры. Без
внутреннего голоса разума человек имеет все возможности стать высокомерным
и неблагодарным своему Создателю, что ведет к нарушению природных законов,
и, в конце концов, к разрушению личности и окружающей среды. Такая позиция
в корне противоречит положению человека, как халифа на Земле.
Философия исламского воспитания – это формирование
высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан.
Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится
главенствующая роль.
Итак, понимание морали и нравственности в мусульманской семье огромно.
И воспитание подрастающего поколения происходит именно на их основе.
Подчеркнем, что формирование внутреннего духовного мира ребенка начинается
с создания семьи – его отца и матери.
Ислам, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не
грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитании
ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, считается в
исламской педагогике, а в окружении ребенка – семьи, детского сада, школы,
двора.



Список используемой литературы



Шамма Фреда. Исламское воспитание детей. Московский центр Карнеги,
2002. - 190 с.


Воспитание детей в вере мусульман журнал "Няня", 2003 год № 9


Икрамов А. О духовенстве в школе // Избранные труды в 3-х томах. Т. 1.
Ташкент: Узбекистан, 1972. - С. 284.


Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М.:
Московский центр Карнеги, 1998. - 250 с.


Татарское просвещение в зеркале истории (дооктябрьский период)

Амирханов Р.У. Из книги «Ислам в Среднем Поволжье: история и
современность». Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2001.- 231 с.


Асадуллин А.Ш. "Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык".
Казань, изд-во "Магариф", 1998. - 198 с.


Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.-
608 c.


Родионов М.А. Ислам классический. (Серия: "Мир Востока").

СПб.: Азбука-Классика; Петербургское востоковедение, 2003. - 219 c.


Харисов Л.А. Ислам: воспитание и образование [О воспитательном
потенциале ислама] // Педагогика. – 2001. - №8. – С. 56-61.


Коков В.М. Ислам: гуманистические традиции / В.М. Коков // Науч. мысль
Кавказа. – 2000. - №1. – С. 9-13.


Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат,
1990. – 286с.


С.М. Накиб Аль-Аттас, "Концепция обучения в Исламе", Коала Лумпур,
ISTAS, 1990. -290 с.







Реферат на тему: Педагогика сотрудничества

План

Введение....................................................................
.........................3

1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4

2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8

3. Идея школы
Френе.....................................................................15


4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22

Выводы......................................................................
........................36

Литература



Введение

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П.
Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины,
В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт
работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и
воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор
"Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.
Основные положения: отношение к обучению как творческому
взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной
цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается
уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких
тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор
(опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и
др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов
деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему
усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного
материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных
целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой
знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская
методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к
воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные
системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику.
Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих
педагогов, инициировала деятельность авторских школ.



1.Технология индивидуального обучения и Педагогика сотрудничества


В последнее время споры о Педагогике сотрудничества приутихли. Все
вроде бы за. Да и слова “Педагогика сотрудничества” стали привычными. Но
при этом понимаются эти слова по разному, и зачастую в совсем
противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал
вначале.
Думается, что вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с
вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в
том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен
быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.
В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании
сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа
равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к
доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Полностью разделяя эту точку
зрения, мы, (а не Симон Львович), приходим к выводу о несовместимости
классно - урочной системы и Педагогики сотрудничества в полной мере.
Мы далеки от мысли, что Технология индивидуального обучения и
Педагогика сотрудничества едины. Существуя в рамках классно - урочной
системы мы имеем: учебный план, необходимость, помимо своей воли,
выставления оценок и так далее, Поэтому Педагогика сотрудничества в
настоящее время также не может быть полностью реализована в Технологии
индивидуального обучения. Но, несомненно, в Технологии индивидуального
обучения Педагогика сотрудничества применима в намного большей степени, чем
при классно - урочной системе.
Прежде всего заметим, что при работе по Технологии индивидуального
обучения от учителя не зависит темп работы ученика, уровень трудности,
время устного ответа, время написания контрольной работы, время сдачи
экзамена (в идеале). Все это выбирает сам ученик. Учитель ставит оценки, но
и в этом вопросе он него зависит не все, так как оценки ставятся не по
желанию учителя, а за самим учеником выбранным объемом работы, то есть и
здесь много зависит от ученика. Тем более, что отрицательные оценки
недопустимы. Учитель не может вызвать ученика к доске или спросить его с
места.
Уроки по Технологии индивидуального обучения оцениваются по следующим
критериям: время активной работы учеников на уроке, то есть ответ на
вопрос, сколько времени каждый ученик самостоятельно работал на уроке, а
сколько смотрел, как работает учитель или другие ученики( эффективность
работы каждого ученика, то есть количественное выражение результатов его
труда - сколько самостоятельных работ ученик выполнил, сколько раз отвечал
устно и каково качество этой работы( психологический климат урока, в том
числе, отсутствие каких - либо замечаний ученику со стороны учителя.
Замечания ученику делать не только бесполезно, но и вредно, так как
психологами давно установлено, что всякое представление о движении вызывает
движение. В психологической литературе неоднократно описан опыт, состоящий
в следующем. Если в комнате положить на пол узкую доску и предложить пройти
по ней не оступившись, то большинство людей сделает это без каких - либо
затруднений. Но, как только расположить эту доску на уровне крыши дома, то
99 человек из 100 падают. Падают потому, что представляют себе, как будет
больно, как увезут в больницу и так далее. Представление о действии
вызывает действие. Притом не важно, идет ли представление от участника
события или приносится извне. Любая мама может убедиться этом, одев своего
маленького ребенка как можно лучше, дав ему чашку чая, и сказав при этом
раз пять: “Смотри, не пролей чай на платье!” Что будет дальше, нетрудно
догадаться. Такие случаи описаны в художественной литературе много раз
(Ф.М.Достоевский, “Идиот”, сцена на балу). По этому все замечания учителя
типа: “Не вертись!” вредны потому, что вводят в сознание ученика
предположение о возможности совершения такого поступка. А о том, как
заставить эту психологическую закономерность работать на учителя, мы еще
поговорим.
На уроках по Технологии индивидуального обучения учитель становится
помощником ученика в деле преодоления трудностей, возникающих у ученика при
самостоятельном изучении нового учебного материала. Зная индивидуальные
особенности каждого ученика, учитель оказывает каждому ученику помощь в
соответствии с этими индивидуальными особенностями. Ученик может в любое
время урока обратиться к учителю за такой помощью. Кроме этого, он может
обратиться также за помощью к любому ученику класса.
В последнее время появились в нашем педагогическом мире появились
такие новшества, как работа в парах, работа в группах и “погружения”
учеников в учебный материал. Способ работы и время работы должен выбирать
сам ученик. И если ученику лучше заниматься в одиночестве, то и пусть себе
учится один. А бывает так, что сидят две девочки на уроке и помогают друг
другу - и пусть себе работают в паре. То есть способ работы также выбирает
сам ученик. Класс - живой организм. В нем возникают симпатии и антипатии,
рабочие группы и пары создаются и распадаются, повинуясь внутреннему
развитию классного организма, а не по желанию учителя. Да и какая разница
учителю, как ученик добывает информацию? Для учителя главное - чтобы
информация была добыта. Точно так же обстоит дело и с “погружениями”. Нам
непонятно, как можно “погружать” всех учеников класса на одно и тоже время
в материал какого - либо предмета. На наш взгляд, “погружение”, если оно
присутствует, должно быть личным делом каждого ученика. На практике это
означает следующее. На каждую изучаемую тему отводится вполне определенное
количество учебных часов. Бывает так, что ученику осталось выполнить,
например, по геометрии, последнюю самостоятельную работу по теме, а в
расписании стоит алгебра. Тогда ученик обращается к учителю с просьбой дать
ему возможность на уроке алгебры закончить изучение темы по геометрии и
учитель такую возможность должен ученику предоставить
Несомненно, что в условиях свободного выбора режима работы самими
учениками, учебный труд становится намного производительнее.
Признавая тот факт, что все ученики разные, нетрудно прийти к мысли о
том, что существующая сетка учебных часов не соответствует индивидуальным
особенностям каждого ученика. Почему это кто - то решил раз и навсегда, что
на изучение алгебры надо для всех учеников 4 учебных часа в неделю, а на
изучение литературы - 3 учебных часа в неделю ? Время работы на изучение
какого - либо предмета должен выбирать сам ученик. В условиях работы
современной школы это трудно осуществимо, но механизм перехода на работу в
условиях выбора учениками количества учебных часов в неделю на изучение
какого - либо предмета теоретически существует.
Технология индивидуального обучения немыслима без внимания учителя к
каждому, даже самому маленькому, успеху ученика. А как радостны и горды
бывают ученики, когда вдруг в марте учитель говорит: “А сегодня Катя и Петя
закончили учебный год!”. При этом в классе сидит Ваня и думает: “Я что - ли
хуже? И я тоже так хочу!” И начинает усердно работать. Хорошее слово
учителя - один из главных инструментов для создания доброжелательного
психологического климата на уроке и для создания в классе развивающей
среды. Как же мало этот инструмент используют учителя! Приходится
встречаться с такими фактами, когда ученику учитель за год не сказал ни
единого хорошего слова. Приходя на урок в чужой незнакомый класс мы всегда
стараемся такие слова найти и видим, как после этого работают ученики.
Каждый учитель во время своей работы обязательно "выдает" так
называемые "открытые уроки". Это уроки, на которых присутствуют другие
учителя, администрация, родители. Широкое распространение получил конкурс
"Учитель года". И очень часто такие уроки превращаются в спектакли, в театр
одного актера. Никто не говорит о том, что это плохие уроки, но это уроки,
на которых учитель демонстрирует свое, зачастую очень высокое, мастерство.
На какие только ухищрения не идут учителя, чтобы вызвать у учеников интерес
и вовлечь их в работу. Смотря такие уроки по телевизору, мы видим физиков с
гитарой, историков с историческими анекдотами, игры на уроках математики.
Лишь бы только заинтересовать учеников, что вообще - то правильно, но, на
наш взгляд, у учеников при этом возникает интерес не к физике, не к истории
и математике, а к гитаре, к анекдотам и играм, а не к знаниям.
Уроки по Технологии индивидуального обучения оставляют у учителей, не
знакомых с Технологией, странное впечатление. По сути, это не урок, а
работа в читальном зале. Поскольку специфика предмета налагает свой
отпечаток на методику преподавания, то приведем три примера уроков по
Технологии индивидуального обучения.
Геометрия. Второй уровень Технологии (внутри темы). На тему отводится.
например, 8 уроков. Ученики, предположим, уже умеют самостоятельно
работать, но еще не могут обойтись без объяснения, поэтому учитель
объясняет сразу на первом уроке всю тему. Мы уже говорили, что, на наш
взгляд, любое, даже самое хорошее объяснение, не может быть понять всеми
учениками в одинаковой мере, поэтому учитель объясняет новый материал в
расчете на "сильных" учеников - в быстром темпе, крупными блоками, опуская
несущественные детали. После этого начинается самостоятельная работа,
которая будет проводится еще 5 - 6 уроков. Ученики выполняют индивидуальные
задания на карточках, а учитель оказывает помощь, в том числе объясняя
новый материал, тем ученикам, которые имеют затруднения в работе. За эти
уроки разные ученики выполнят разное количество заданий разного уровня
трудности. В это же время ученики, выполнившие все самостоятельные работы
по теме, начинают отвечать устно, то есть сдавать зачет и после этого
готовиться к выполнению контрольной работы, которую и выполняют на
последних двух уроках.
На третьем уровне Технологии объяснения как такового на класс нет.
Тогда на самом деле идет как бы один урок, который начинается в сентябре, а
кончается в мае. Ученики приходят на урок, раскрывают тетрадь где лежит
задание, не сделанное на предыдущем уроке и начинают его выполнять.
Необходимости организовывать и настраивать учеников в начале урока нет. Так
в своем темпе они будут работать весь урок, прерываясь только на время,
которое затрачивается на проверку и оказание им помощи учителем или другим
учеником и на время, необходимое ученику для отдыха, так как усталость от
работы неизбежна. Но время для отдыха и его количество ученики выбирают
сами. Когда устал - тогда и отдохни, и сколько тебе надо. В конце урока
после звонка ученики закрывают тетради и учебники и идут на перемену, чтобы
на следующем уроке продолжить работу. Как видно, ничего такого, что обычно
бывает на открытых уроком с фейерверками приемов, тут нет. Мы показываем на
своих уроках не работу учителя, понимаемую в традиционном смысле, а работу
учеников под руководством учителя.
По другому проходят уроки по литературе. На любую тему также отводится
определенное количество часов. Пусть на тему отводится 5 уроков. На первом
уроке учитель 10 - 15 минут рассказывает об изучаемом произведении, о
писателе, об его эпохе. Тексты ученики читают заранее. После этого ученики
получают карточки с разноуровневыми заданиями и пытаются ответить на
вопросы. Поскольку никогда не бывает так, чтобы все ученики дома прочитали
текст, которого зачастую просто нет, то такие ученики читают текст на
уроке. Так как вопросы уровня "3" по литературе в основном связаны с
содержанием текста, то, отвечая на эти вопросы, все ученики класса в
результате знакомятся с текстом. Вопросы уровня "А" и "Б" по литературе
более сложные, в частности, вопросы уровня "Б" связаны с творчеством
ученика. За 3 - 4 урока разные ученики с помощью или без помощи учителя
освоят разное количество материала. При этом все уроки они беспрерывно
обращаются к тексту произведения. После этого, на заключительных уроках
проводится семинар. Мы уже упоминали о том, что ученики со слабо развитой
речью сначала читают записанные ответы тем самым вырабатывая навыки устной
речи, чтобы впоследствии от этого отказаться. Столкновение мнений, разные
подходы к одному и тому же вопросу - вот характерная черта всех уроков по
Технологии индивидуального обучения на уроках литературы.
Технология индивидуального обучения старается создать ученику как
можно более комфортные условия для добывания и усвоения информации и может
создаться впечатление, что ученику все дозволено. Это не так, потому что
большая свобода выбора подразумевает и большую ответственность. Да, мы
дадим возможность ученику работать в собственном темпе на своем уровне
трудности. Мы будем помогать ему в деле преодоления трудностей и вселять в
него уверенность в своих силах. Мы не будем ставить ученику двойки и
оставлять его после уроков.
Но, одновременно с этим мы стараемся сделать так, чтобы ученик
чувствовал ответственность за свой выбор.



2. Идея вальдорфской школы

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых
каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к
нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в
неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.
Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в
эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф
Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического
кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы
система образования, ориентированная на сословное деление общества,
воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в
то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать
полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд
до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали
“образование”, но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный
от жизни характер.

Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной
школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея
общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна
ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей
одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на
целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и
руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея
общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное,
нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей
идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего
профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во
вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец. Современная
школа движима идеалом доктора наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа.
“Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то
можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека”.
Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить
учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в
истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные
результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической
области.

На выпускном экзамене в штутгартской вальдорфской школе одна
девушка защищала свой проект – она сама сделала скрипку и играла на ней.
Она представила не только саму скрипку, выполненную на достаточно высоком
уровне, но и теорию музыки. Проводя последовательно в проекте непрерывную
линию от замысла, через модель – наброски, рисунки, чертежи – к практически
созданному предмету – результату труда, вальдорфцы стремятся преодолеть
широко распространенный в наше время отрыв “теоретического мышления” от
воли и материальной деятельности – проблема, особенно актуальная для нашего
общества. Другой ученик подготовил сольное выступление – концерт для
фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников выпускного
класса и из учеников смежных классов. Эти же ученики сдавали при этом и
общепринятый государственный выпускной экзамен реальной школы или абитур –
экзамен, дающий право на учебу в университете.
Педагогика заглядывает в будущее лишь глазами детей
Мастерство и свобода – две стороны одной медали, которые
взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без
педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи
значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих
участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики,
полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают
подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной
школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания,
основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя,
несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности
педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики.
Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом
человеке.

Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный
момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе
извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее
фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о
том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства
и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная
жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно. Важно, чтобы он
был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе
представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть
весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.

Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни
детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются
членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в
школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – у
кого есть дети, те знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, –
взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали
требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким
образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети –
готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом
предполагающемся виде, никогда не наступит.
Школа, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и
идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить
полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных
“полноценных людей” (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное
общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития
общества и культуры.
Классная коллегия + школьная конференция + родители.
Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся в становлении и
развитии. Вот почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики
подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у
всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская
голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской
педагогики.
Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном
развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-
учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный,
неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие
решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может
осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном
преподавании, будет вливаться также и в управление”(Штайнер).

Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея
самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим
требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в
условиях переходного периода или по каким-нибудь другим внепедагогическим
мотивам.
Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в
управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.
Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления
школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление.
Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах
решающим является профессиональная компетенция. Не является
системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не
один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоде

Новинки рефератов ::

Реферат: А. Вампилов. "Утиная охота" (Литература : русская)


Реферат: Международная политика и международные отношения (Политология)


Реферат: Основные школы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Разработка нового товара (Маркетинг)


Реферат: Самозванцы и самозванчество в России (История)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Русификатор (Компьютеры)


Реферат: Индийская цивилизация (Доклад) (История)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Античность - средние века - новое время. Причины и механизмы смены эпохи (История)


Реферат: Планирование межпредметных связей (Педагогика)


Реферат: Информатика (Компьютеры)


Реферат: Алюминий (Химия)


Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: Принтеры и их классификация, новинки на рынке принтеров (Компьютеры)


Реферат: Особенности сельскохозяйственной проблематики в современный период. Структура, типология аграрной прессы; формы и методы пропаганды (Сельское хозяйство)


Реферат: Реляционные Базы Данных. SQL - стандартный язык реляционных баз данных (Программирование)


Реферат: Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия (Государство и право)


Реферат: Формы проявления коррупции в России (Политология)


Реферат: Брест-Литовское соглашение (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист