GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная работа с пожилыми людьми (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная работа с пожилыми людьми (Социология)



Московский
Социально – Технологический
Институт



Курсовая работа



По предмету: «Технология


социальной работы»



По теме: «Социальная работа


с пожилыми людьми»



Студентки третьего курса

Специальности:
«социальная работа»


Лисанской Ирины
Евгеньевны



Краснодар

2001г



План



I. Введение. Понятие социальной технологии.

II. Основные виды социальной работы

III. Задачи и функции социальных работников.

IV. Международный год пожилых людей. Социальная работа с пожилыми
людьми.

V. Заключение.

I. Социальные технологии в широком смысли этого понятия – это особый вид
социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и
количественной определенности изучаемого общественного явления ставили
и обосновывали. Вопрос о том, как, каким образом и в какой
последовательности возможны специфические операции с результатами
познавательной деятельности.
Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах
социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и
межгруппового взаимодействия. Условно говоря, социальные технологии,
несмотря на то, что они имеют свои собственные теоретические основания,
служат переходным мостиком между реальной практической и высокой теорией.
Понятие «Социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайне
мере, два значения. Во первых, социальные технологии – это, прежде всего,
процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный
необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом
плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность,
процедурность, операциональность
Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать
как определенную прагматику, выстраивающею в один рад цель, средство и
результат. Правда, координация и субординация, средств и результатов не так
уж проста и предполагаешь вариативность, учет множества факторов,
моделирования, и проектирования, систему критериев и оценок, социальные
версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т.д. В любом случаи
указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие
факторы
Но с другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория,
наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные
объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия.
Причем этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. это
может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная
группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия,
его технологичность определяется той системой операций направленного
воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании
объекта.
Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что
данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими
социальными объектами, более того, является частью социальной системы,
органически интегрированы в социальное целое. И любое изменение этого
социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений
других объектов. И это не побочный эффект. Это выражение своеобразного
социального «биоценоза». Социальная в виде социального сценария, или
социального проекта, должна учитывать эти возможные изменения.
В соответствии с этим есть смысл различать базовые и частные социальные
технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического
проектирования социального объекта.
Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь
следует сказать о гармонизации индивидуального личного и общественного –
значимого, выдвижении таких целей социальных технологий, которые
гуманистичны по своей природе, о развитии творческих способностей и
активностей социального субъекта.
Частные социальные технологии – разновидность форм тактико-оперативного
воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование,
практически – предметное урегулирования отношений и операций,
оптимизирования социального взаимодействия на разных условиях. думается что
указное разделения на базовые и частные социальные технологии не синоним
технологии второго и первого уровней. Просто они определяют собой разные
ипостаси социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели,
средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести,
а может бить, это и не нужно делать. Но имеет смысл проанализировать само
понятие социальной технологии или, скажем так, прояснить современное
видение технологичности социальных технологий. На узко прагматичном уровне
эта задача является хоть и не простой, но достаточно приемлемой, ибо
цепочка технологического воздействия в определенной степени
алгоритмизирована.
На уровне концептуализации это представляет собой эвристическую задачу
со многими неизвестными. В настоящей работе мы не претендуем на
окончательное решение данной проблемы. Но сама ее постановка имеет смысл,
причем такой же, какой был выше огромен в одном из парадегмальных ключей:
если есть проблема, то существует и ее решение.
На наш взгляд, сегодня можно сформулировать две основные точки зрения,
в какой-то мере символизирующею известную дихотомию между частными и
базовыми социальными технологиями, и между первого и второго уровня. Она из
них принадлежит американскому исследователю Эдвину Дж. Томасу, другая -
отечественному исследователю Н.С. Данакину.
Мы далеки от того, чтобы в какой-то мере противопоставить их. Скорее
всего, сравнение и анализ будут осуществляться методом их взаимодополнения.
Итак, социальная технология - это, прежде всего, разработка методов и
методик результативного и рационального целенаправленного социального
воздействия.
Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора
операций.
В технологической последовательности эти операции координированы и
субординированны, упорядочены и регламентированы. Рассмотренные подходы, к
определению специфики соц. технологии позволяют рассматривать их как
специфический социальный механизм самоорганизации, динамики, формы механизм
доминанта и стратегические линии которых являются предметом нашего анализа.



II. Научность понятийного аппарата во многом определяется его
методологическим обоснованием. Если рассматривать социальные
технологии как социологическое понятие, то, справедливому мнению
ученого С.Г. Фурдея, они являют собой вид социальной теории, которая
после осмысления вопросов о качественной и количественной
определенности изучаемого явления ставит и обусловливает вопрос о том,
каким образом и в какой последовательности возможны специфические
операции с результатом познавательной деятельности
Социальные технологии – это совокупность способов профессионального
воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения
оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы
воздействия.
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных
технологий. Так по степени новизны различают принципиально новые
(генновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные
типы социальных технологии можно выделить и в зависимости от характера
объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-
организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии
управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и д.р.
Отдельные исследователи наряду с организационно-деятельными социальными
технологиями выделяют и субъектное. Во данном случаи в роли предмета
воздействия выступают социальные субъекты, осуществляющие сами познания или
деятельность.
Специфика социального воздействия на объект может определятся и уровнем
общественных отношений. В этой связи довольно удачной является технология,
предложенная профессором А.Е Депеченко. Он подразделяет социальные
технологии на три группы: технологии макросистем или макро технологией,
включающие в себя региональные подсистемы общества, классы, партии, большие
соц. группы; мезотехнологии – технологии уровня города, Насаленного пункта,
крупного трудового коллектива; микро технологии, которые рассчитаны на
небольшое объединение людей, общественные процессы на микро уровни, включая
технологические процедуры самоорганизации, обеспечивающие рациональные
использования личностного потенциала. Ряд исследователей классифицируют
социальные технологии по степени их практической включенности в
организационный процесс технологической разработки и социального
воздействия. Так, А.И Пригобин среди социальных технологий выделяет:
кабинетные, полученные на основе информационно – логического;
лабораторного, образованные в экспериментальных условиях; полевые, то есть
полученные в реальной общественной среде.
Основные виды социальных технологий:
1. Правового обеспечения функционирования общества.
2. Политические технологии административно-властного регулирования.
3. Экологического функционирования общества, развития собственности
4. Информационного обеспечения по средствам массовой информации,
компьютерных сетей.
5. Обеспечение социального функционирования общества.
Система общих технологий включают в себя диагностическую, профилактику,
адоптацию, реабилитацию, коррекцию, соц. терапию, соц. экспертизу,
прогнозирования, проектирование, посредничество, консультирование, соц.
обеспечения, соц. страхование, опеку и попечительство.
В состояние научного осмысления находится проблема методов социальной
работы. Опираясь на именующиеся наработки в данном вопросе, можно выделить
следующие важнейшие методы: организационно–распорядительской, социально-
экономический, психолого-педагогически. социологический, медико-социальный,
этно-демографический, правовой, культурологический.
Частные технологии социальной работы в своей основе составляют
определенные процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным
слоем, нуждаются в поддержке.
Массив частных технологий образует следующие технологические процедуры:
соц. работа в сфере занятости с безработным гражданами; с лицами
девиантного поведения; с семьями; с лицами, страдающими рассматривали и
склонными к суициду; с инвалидами, гражданами пожилого возраста;
феминологические технологии соц. работы; соц. работа детьми, подростками, с
молодежью; с малообеспеченными слоями граждан; в решении социально-
этнических проблем; с бездольными и беспризорными; с мигрантами; беженцами,
и вынужденными переселенцами; частными технологиями соц. работы в армии и
пенитенциарных учреждениях; соц. робота на производстве, по месту
жительства и др.



Важной задачей социальных работников, специалистов по соц. работников,
специалистов по соц. работе является внедрения в свою практическую
деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и
апробация, применение инновационных технологических процедур. В этой
связи надо отменить, что не следует отождествлять традиционные
технологии с рутинными. Последние характеризуется набором не только
устаревших, но и неэффективных методов средств социального
воздействия. Неотъемлемым элементом инновационных технологий соц.
работы должна стать их ориентация на овладения клиентом способностей
социального самообеспечения, социальной самозащиты.

Являлись деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем,
социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине,
имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике,
направленной на формирование человеческой личности, она является
практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей
ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое
моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к
их клиентам.
Рассматривая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности
социальной роботы, т.е. является одной из ее характеристик. Применительно к
отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального
требования, согласно которому они должны проявить гуманное отношение к
своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах,
наиболее общей из которых является альтруизм, Альтруизм-это моральное
качество, характеризующие готовность человека пожертвовать своими
интересами ради блага других людей.
Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой
взаимодействие субъекта и объекта (соц. работника и его клиента),
протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее
успешное осуществление определяется тем, в какой степени соц. работник и
его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Соц. работник
должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же
обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что
касается клиента то от него требуется не только действительное желание
решить свой проблемы, он и к соц. работнику. Иными Славами, между
социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные
отношения.
Основанные на чувствии и доверии, отношения между социальным работником
и его клиентам больше всего похожи на дружбу, они являются формой
межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей
между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как
отношения между социальным работником и его клиентом не равны.
Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны соц.
работника, но не наоборот. Доверяя соц. работнику, клиент убежден, что ему
помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом являет
психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.



Генеральная Ассамблея ООН постановила провести в 1999г Международный год
пожилых людей в знак «… признания демографического вступления
человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает
для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной,
экономической, культурной, и духовной жизни – не в последнею очередь в
генералах всеобщего мира и развития в следующем столетии»

Цель года определена как содействие осуществления Принципов Организации
Объединенных Наций в отношении пожилых людей, призванных «привести жизнь а
годы, дополнения к жизни». Эти принципы объединены в пять групп:
независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала,
достоинство.
Принцип «независимость» подразумевает, что пожилые люди должны иметь
доступ к островным благам и обслуживанию, возможность работать или
заниматься другими видами деятельности приносящий доход, участвовать в
определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранить возможность
участия в программах обращения и профессиональной подготовки, жить в
безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состоянию,
получать содействия в протяжении в домашних условиях до тех пор, пока это
возможно.
принцип «участие» отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизни
общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их
благосостояния помещики, возможность создавать движения или ассоциации лиц
пожилого возраста.
Принцип «уход» затрагивают проблемы обеспечения уходом и защитой со
стороны семьи и общества, доступа к медицинскому обслуживанию в целях
поддерживания или восстановления оптимального уровня физического,
психологического и эмоционального состоящий и предупреждения заболевания
доступа к социальным и правовым услугам, пользующая услугами попечительских
учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав
человека и островных свобод, включая полное уважения достоинства,
убеждений, нужд и личной жизни, а также права ухода и качества жизни.
Принцип «реализация внутреннего потенциала» призывает к тому, что
пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего
потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в
области образования, культуры, духовной жизни и общества.
принцип «достоинство» затрагивает вопросы недопущения эксплуатации,
физического или психологического насилия в отношении пожилых людей,
обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста,
пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного
статуса, а также предыдущего экономического вклада.
Принципы ориентированы на то, чтобы при их осуществлении помочи людям
старшего возраста всеми полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им
условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного
качества жизни.
Закрепляя особый статус пожилых людей. Принципы ООН по существу
представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по
установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит
воплощению в жизнь фундаментальных положений. Всеобщей декларации прав
человека (1948г.) о признании достоинства, присущего всем членам
человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечения, на
социальное обеспечения, на обеспечение по случаю наступления старости.
Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны
стать основополагающими для организации соц. работы с пожилыми людьми
России, где доля граждан старшего поколения в составе населения составляет
20.5%, городах – 16.4%; в сельской местности – 23.3%. На 100 человек
трудоспособного возраста приходятся почти 36 человек старше трудового
возраста.
Такой высокий процент пожилых людей в общей численности населения
(примерно на уровне 20%) сохранится еще долгие годы, по расчетом, до 2006г.
Предполагается, что к 2015г. на одного работающего, а России будет
приходиться один нетрудоспособный. Причем среди нетрудоспособных не мание
половины составляет престарелых.
Во исполнении Указа Президента РФ в России разработана и утверждена
постановлением Правительства федеральная целевая программа «Старшее
поколение», в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению
социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании
Федеративного закона «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста инвалидов» от 4 августа 1995г. Федерального
закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря
1995г., Федеративного закона «О ветеранах» от 12 января 1995г.,
Постановления Правительства Р.Ф. «О Федеральном перечне гарантированных
государством социальных услуг, представленных гражданам пожилого возраста и
инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального
обслуживания» от 25 ноября 1995. Указа Президента РФ «О дополнительных
мерах по реализации Федерального Закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996г.
В соответствии с Федеральным законодательства определены формы соц.
обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально – медицинское;
полустационарное в стационарных учреждениях соц. обслуживания (домах-
интернатах, пансионатах и др. независимо от их наименования) срочное в
целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в
социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на
адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развития опоры
на собственные силы, облегчение адаптаций к меняющимся социально-
экономическим условием. (Федеральным законом «О социальном обслуживании
граждан», ст.16) Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентируется
федеральным законом.
Особое место в соц. работе занимают организация помощи на дому одиноким
нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ее работники, систематически
навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере избавляют
их от вынужденного одиночества.
Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий
набор услуг. Согласно положению о центре соц. обслуживания к ним относится:
доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; горячих обедов из
столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформления
различных коммунальных и других платежей, Сдача вещей в ремонт, по
поручению социальной работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, получит
заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам,
оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в доме -
интернате), пригласит мастеров по ремонту квартир или какой ничуть
аппаратуры (телевизор, холодильник, и т.д.) Некоторые территориальные
центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг.
Основные услуги на дому предоставляется бесплатно, определенные виды
услуг, не связанные с потребителями первой необходимости, оплачиваются
пенсионерам, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу.
размер оплаты составляет 25% от суммы надбавки.
Средства, поступившие на обслуживание зачисляются на счета центров, и
направляется на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с
острейшим дефицитом денежных средств, в пенсионных бюджетах. Зачет этих
поступлений приобретается спец. одежда, обувь для социальных работников, в
сельских районах – велосипеды.
После создания служб социальной помощи на дому резко сократились
очереди для поступления в дома интернаты, среди людей, лишенных возможности
самообслуживании, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут
проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежними стилями жизни
Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в частных и
государственных предприятиях. Встречи пенсионеров во время обедов
напоминают своеобразные клубы, частично разрешают проблему дефицитного
общения.
Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и
нуждаются в медицинском присмотре, в районах и сельских больницах открывают
социальные палаты, некоторые из них перестают в геронтологические. В них
пенсионеры проводили по несколько месяцев а, подлечившись, – возвращались
домой
Во многих центрах соц. обслуживания созданы стационарные отделения.
Формы работы стационара близки к деятельности домов – интернатов, но
пребывание здесь временное (от 1 недели до 3 месяцев). Такая форма
обслуживания особенно примечательна для пожилых людей, которые временно
утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть уютный дом.
Требование отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно
часто возникающим при помещении пожилого человека в дом – интернат.
Другая форма работы –определение дневного пребывания. Смысл таких отделений
в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество. В таких
отделениях стараются создать подобие домашней обстановки, гостеприимной
гостиной, в которой принято общаться со старыми знакомыми. Здесь же можно
получить врачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или
льготное питания. В таких отделениях организуется различные виды посильного
труда, где можно подзаработать шитьем, рукоделием, снова ощутить свою
полезность.
Клиент дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в
итоге и старость и одиночество уже не выглядит столь грустными, как прежде.
В штате отделения мед. сестра, которая навещает заболевших, вызывает врача,
выполняет его назначения.
Соц. исследования пациентов дневного отделения выявили, что 74% из них
привлекает желание общаться, совместно проводить время, участвовать в
праздничных мероприятиях, 26% получить бесплатный обед, 29 возможность
избавить себя от приготовлении пищи.
Уважение и цивилизация – понятие одного порядка. Уважения а старым людям
выражает теми материальными условием жизни, которая общество может им
предоставить – размером пенсии, качеством жилья, условием здравоохранения,
комфортные услуги. Но не менее важна духовная сторона жизни–включенности
пожилого человека в социум. Материальное обеспечения вне социального
общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни. Социальное
общение в решении политических проблем общества, в узком делах собственной
семьи, постоянная коммуникация с другими людьми.
Задача соц. работников и близких людей к оказанию пожилому человеку по мере
возможности, со знанием, пониманием и пониманием леронтопсихологии
материальной и моральной поддержки и уважения.


В заключении следует отметит, что при разработке, апробации и внедрении
соц. технологий в практической социологии целесообразно исходить не только
из потребности узко – профессиональной направленности социальной работы по
оказанию помощи нуждающимся, а также из стратегическо- перспективной соц.
задачи установления взаимовыгодного партнерства между гражданами и
обществом в целом. Целью этого паритетного состояния должны быть улучшение
уровня жизни. Не случайно авторитетные зарубежные ассоциации соц.
работников (США и ряда других стран)выделять главную задачу соц. работы в
установлении взаимного между определенными людьми и обществом,
направленного на улучшения количества жизни граждан своих государств В
нашей стране процесс становлении соц. работы как профессиональной
деятельности только разворачиваться. причем проходит он в трудных условиях
кризисного состояния отечественной экономики. Однако и для нас главным
ориентиром, главным критерием соц. работы является качество жизни всех
россиян.


Литература:

Дешенко Л.Я. Социальные технологии в упровлении общественными процессами –
М – Бесегород 1993г
Иванов В.А. Соц. технологии в современном мире - М - ,Н. Новгород 1996г
Лекции по технологии соц. работы под. ред. Холосшовой, часть 1 Соц.-
Технология. институт 1998г
Соц. технологии Толковый словарь отв. ред Иванов В.И. Москва-Белград 1995г
Социология /под. ред. В.И Кубратва, Р-на Дону 1998г
Цишкилова П.Я. Технология соц. работы Р-на Дону 1998г
Алькерович В.Д. Героншалогия. Старость социокультурный портрет Москва 1998г
Соц. Работа. Словарь – справочник Москва 1998г
Теория соц, работы Москва 1998г
Агаков Е.П. Введение в социологию Р-на Дону 1998г





Реферат на тему: Социальная работа с семьей
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Гуманитарный факультет



КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента группы №363 Шушковой О.В.
на тему:
«Социальная работа с семьей»



Руководитель: А.Л. Михеева
Оценка:



Ижевск, 2003 г.
Содержание
Введение 3
Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 6
1. Понятие семья 6
2. Социальные проблемы семьи 6
3. Типы семей, семейных взаимоотношений. 7
Глава II. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 10
Глава III. Социальная работа с семьей. 15
Заключение. 19
Список использованной литературы 20
Приложения.

Введение
Социальная работа как наука
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов
человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных знаний об определенной
действительности – социальной сфере и специфической социальной
деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность
человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление
объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе
жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и
других групп и слоев в обществе.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В
России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и
не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские
уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и
бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой
другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный
специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в
вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно
улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и
способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его
профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих
отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных
специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-
гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-
коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-
прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-
профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений, социальный работник
должен знать теоретические и методологические основы социального
управления, специфику организации социальной работы с различными
категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт
организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний,
социальная работа требует и глубокой психологической подготовки,
выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и
ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия
жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-
социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций
развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария,
регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма
социального работника являются организаторские способности, высокая общая и
правовая культура, психолого-педагогический такт.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об
объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни,
способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни,
материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение,
особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается
информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих
подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды
работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для
себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и
прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз
своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет
оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными
организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-
долго придется заниматься «пациентом».
Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можно
встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее
технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что
соц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты
зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного
обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста
даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации.
Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний,
теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что
соц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с
людьми.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и
как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом
исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям
технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в
возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и
совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении
опыта их применения на практике.


Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика


1.1. Понятие семьи

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены
которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей
называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений
между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной
жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация
детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского
обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн.
256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
1. воспитательная;
2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и
для сохранения здоровья;
3. эмоциональная: культурное и духовное общение;
4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм,
усвоенных в процессе социализации и воспитания;
5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и
супружеские взаимоотношения.

1.2. Социальные проблемы семьи

Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от
традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия
семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа
разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи
составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения
величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых
семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения
молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в
результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой
матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
1. трудное материальное положение семьи;
2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой
экологии, от качества продуктов питания;
3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении
родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при
живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным
причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные
условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах
лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в
родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

1.3. Типы семей

Среднестатистическая семья:
- семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в
эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения
супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья:
- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть –
межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций,
трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья:
- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее
характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение
взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым
родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья:
- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение
статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у
детей девиантности.
Многодетная семья:
- где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в
обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков
девиантности и психологических отношений.

Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины,
ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов,
можно выделить четыре типа брака:
1. доминирующий муж и пассивная жена;
2. доминирующая жена и пассивный муж;
3. открытая борьба или соперничество;
4. изоляция или эмоциональное отчуждение;
5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при
своем времени.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно
подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и
женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные
проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом
супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в
нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от
напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает
больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем,
видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а
муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи,
находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического
расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства,
единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и
раздельное проживание.

Глава 2. Семейный социум как
приоритетная сфера социальной работы

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием
человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же
время как социальная система семья имеет черты социального института и
одновременно малой социальной группы.
Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах,
санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между
супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу,
основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта
всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Семья является той формой общности людей, в которой – соединенные
браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной
связью.
Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные
функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее
жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной
группы.
В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим
функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как
правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая,
материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга),
коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в
семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи
называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его
формирования.
Принимая семью в качестве объекта воздействия социальной работы и
сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать следующие ее
составные части: структуру, окружение семьи, функционирование и историю
развития.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также
совокупность духовных, нравственных, психологических отношений,
внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.
В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет
тип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители,
родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах,
границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами
семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);
взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами
«большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.),
взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним
понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношения
семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой»
семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны
этого влияния на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в
себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и
образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к
другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями
являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели
большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови,
тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).
Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства – кто?, забота
о детях – кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе с
семьей как объектом воздействия.
Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она
включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на
сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии
развития семейной жизни.
Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи
семь основных стадий.
- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии
формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из
партнеров.
- Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем,
когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие
воспитательных образцов у всех членов семьи.
- Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет
детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности
ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого
члена семьи.
- Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового
возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток»,
основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на
супружеских отношениях, основанных на товариществе.
- Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача
– изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям
«взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
- Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские
заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача –
развитие системы взаимоотношений между поколениями.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы
американского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья как система состоит
из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и
дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети;
мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по
которым живет семья или общения между ее членами и особенности их
самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные
позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с
внешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим в
жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е.
неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе
приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой,
подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а
поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то
ставится задача по использованию всех ее структур для достижения
вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает
Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое
место в семье и испытывать от этого удовольствие.
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов –
важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при
восприятии семьи как объекта социального воздействия.
Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно
является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае
эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным
потенциалом.
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из
биологического, технологического, экономического и социального компонентов.

Биологический компонент определяется наследственностью, которая
передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется
наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено
недостаточно.
Например, З. Фрейд, говоря о трех основных структурных компонентах
души (структуры личности), первым показывает ИД (ОНО), которое по его
мнению, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что
заложено в конституции. Это первоначальная, основная, наиболее центральная
структура личности. Это технический резервуар энергии, передающейся по
наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент), который обеспечивает
физическое и душевное здоровье личности, а также ее безопасность. А уже из
ЭГО развивается суперЭГО, функции которого заключены в таких понятиях, как
совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По мнению американского
ученого Лоуэна, депрессивность и замкнутость ряда людей связана с их
небольшим уровнем психической энергии, полученной по наследству.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или
«большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи
(действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,
демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических
способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное
– нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента являются уровень
доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который также в совокупности с другими
определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности
семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи,
образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и
духовного уровня развития.

Глава 3. Социальная работа с семьей

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных
проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это
распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;
потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации
в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание
одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей
(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных
членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения
детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение
вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у
детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного
поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической
атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие
другие.
Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных
структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной
социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность
действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий,
поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии
хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей –
это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение
дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или
желаемого результата.
Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей
включает следующие компоненты:
- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки
семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки,
также о форме ее оказания;
- дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных
структур;
- разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации
типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной
направленности;
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы
социальных действий;

отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с
семьей и внесение необходимых изменений.
Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе
соответствующих анкет и диагностических методик.
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя
путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.
Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются
две схемы (см. Приложение).
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В
своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого
изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи
благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности
семейной структуры).
Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на
педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по
степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими
требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные,
педагогически несостоятельные и аморальные.
- Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным
исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа
неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей,
в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий
неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение
конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз,
оскорблений.
Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за
друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и
создает потребность освобождения от отношений, ставших
неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы
поведения в школе и общественных местах.
- Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая
культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.
Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против
учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты
переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по
отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так
как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест
против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это
порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым
нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим
воздействиям.
- Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не
только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами
нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в
родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не
умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми,
т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами
аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто
отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны
окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать.
Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди
сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще
других пополняют ряды правонарушителей.
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система
стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на
семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в
разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В
противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или
«выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Заключение

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе
обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ
педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это
возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-
педагогической) работы.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию –
первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода
причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в
подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых
функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью:
внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести
изменения.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями
для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления
этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил
субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система,
состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как
показало исследование, способствует повышению её воспитательного
потенциала.
Список использованной литературы

1. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.
Приложение

Схема №1.
Изучение социальной истории личности
1. Личность.
1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное
положение, адрес).
2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти – если кто-то из них
умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место
проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).
3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы, работы,
причины переходов с рабочих мест).
4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое
состояние, способность к социальному контакту – умение общаться с
другими лицами, знания и навыки, трудоспособность, способность
изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать
на других людей – власть и влияние на социальную среду, способность
рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных
альтернатив).
5. Взаимопонимание внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные
связи.
2. Заботы, потребности, проблемы.
1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной
личностью.
2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на её
развитие.
3. Способность к выполнению жизненных ролей.
4. Основные потребности (общечеловеческие и индивидуальные).
5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.
3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.
1. Что ожидает личность в качестве результата помощи.
2. Реалистичны ли эти ожидания.
3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям.
4. Негативные факторы влияния на ожидания личности.
5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.
Схема №2.
Изучение социальной истории семьи
1. Основная информация.
1. Имена и дни рождения членов семьи.
2. Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих
браков).
3. Национальность и язык, на котором говорят в семье.
4. Вероисповедание, если оно есть.
5. Дата первого контакта социального педагога и семьи.
2. Семья как система.
1. Структура семьи:
– члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является
родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех
членов семьи по схеме «Социальная история личности»;
– взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми
(нормальные или конфликтные), другими членами семьи;
– связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи,
эмоциональный климат в семье).
2. Окружающие семьи:
– район проживания;
– социоэкономический статус;
– взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
– дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на
нуклеарную семью;
– референтные группы; система связей, влияние на членов семьи.
3. Функционирование семьи:
– образцы коммуникаций;
– образцы принятия решений.
4. Ролевая деятельность членов семьи:
– кто ведет хозяйство;
– кто заботится о детях;
– кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.
5. История развития семьи:
– генеалогическое древо семьи;
– стадии развития семейной жизни;
– важные события в жизни семьи.
3. Потребности и проблемы семьи.
1. Индивидуальные потребности членов семьи.
2. Потребности подсистем внутри семьи.
3. Потребности и проблемы семьи как системы.
4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей
семьи.
1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога.
2. Каковы планы семьи.
3. Каковы возможности семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые).
4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.




Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России (Социология)


Реферат: Распылительные сушилки (Химия)


Реферат: Эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Литье (Технология)


Реферат: Магнитные материалы для микроэлектроники (Физика)


Реферат: Оперативный и стратегический информационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (История)


Реферат: Демонология украинского народа (Культурология)


Реферат: Ответы к экзаменационным билетам по Информатике. 2001-2002 год (Компьютеры)


Реферат: Истоки предпринимательской деятельности (История)


Реферат: Основные этапы развития социологической мысли (Социология)


Реферат: Сознание и мышление (Социология)


Реферат: Землетрясения (Геодезия)


Реферат: Современная западная философия (Философия)


Реферат: Шпора по товароведению продовольственных товаров. Часть 2 (Товароведение)


Реферат: Кошачий лемур (Биология)


Реферат: Избирательные технологии в современной России (Политология)


Реферат: Организация оформления и учет депозитных операций физических лиц в кредитных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Построение интерполяционного многочлена и вычисление по нему значения функции для заданного аргумента (Программирование)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист