GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальный институт - семья по Смелзеру (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальный институт - семья по Смелзеру (Социология)


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
СЕМЬЯ

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или
усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских
семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских
островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции,
презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой
культуры.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу
наследования имущества.
Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические
связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления,
попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-
х типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них
зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры)
включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и
бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным
социальным объединением.
Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских
островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма
брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако
имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак
между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак
между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и
несколькими женщинами.
Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается
предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку
в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно
1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах,
где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых
мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы
брака? Некоторые ученые подчеркивали значение эк-х факторов в определенных
обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по
наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки,
которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья
вместе используют эту землю и имеют общую жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.
Например, полигиния выгодна дл женщин в обществах, где много мужчин
погибает на войне.
Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные
семьи считаются нормой яляются патриархальными. Этот термин обозначает
власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается
общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии,
Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву
принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной
системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во
многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть
распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных
групп(например, семей или кланов), являются правилими экзогамии. Наряду с
ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри
определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы, сложившейся
в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения
(инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые
считаются близкими кровными родственниками.
Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают
неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих
родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство
,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома
его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное
местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем определения
родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее распространнной
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной
по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и
основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла
распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах
при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со
стороны отца и матери.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма
и теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или
социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные
изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного
трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать
статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует
отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы.
По мере возникновения и развития промышленного общ-ва и гос-ва всеобщего
благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению
благосостояния ее членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти
внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере
владеющие материальными ср-вами, имеют большую власть. По мнению Маркса и
Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в
совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом
этой концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и
перераспределение материальных ср-в; при этом возникают конфликт между
интересами каждого члена семьи и др-х ее членов, а также общества в целом.





Реферат на тему: Социальный контроль

Тема № 14 : Социальный контроль .
План :
1. Понятие социального контроля .
2. Элементы социального контроля .
3. Механизм действия социального контроля .
4. Самоконтроль .



Введение.
Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить
законы , по которым он живет и развивается , социология не может не
интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом . И
вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя
общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же
отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со
своим пониманием сущности общества .
Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или
рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .
Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два
отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные
отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем
человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут
рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без
человека , но и человек существует только в обществе . Отношение между
обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека
на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как
отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими
склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном
коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится
личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в
результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими
свойствами личности являются ее творческая способность ( которая
проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней
потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в
социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) ,
субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность (
в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными
характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в
различных ситуациях ) . Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют
между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть ,
характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как
личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений
, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через
социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на
формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс
превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется
социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и
организованного воздействия общества на индивида с целью формирования
личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть
воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных
ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более
или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется ,
чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в
соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и
развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и
воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к
тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо ,
способное производить .



1. Понятие социального контроля .

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный
процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих
его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность
усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным
человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом
— семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то
приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для
устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной
стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от
контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от
социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред
, и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях ,
инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого
, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное
в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи ,
которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика
социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое ,
новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а
обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и
обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и
установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии
решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в
той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с
тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам
неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется
значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .



2. Элементы социального контроля.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных
отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного
порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции .
Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя
вести в обществе .
Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие
людей соблюдать социальные нормы .
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и
существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы ,
семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших
группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “
групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции
, нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной
социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того ,
насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм
следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный
взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание
из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается
нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека ,
разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды
групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать
свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки ,
которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции
.
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом
подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от
соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного
поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те ,
кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,
организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают
столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального
взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само
действие , ожидание , оценку и средства .
Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от
того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (
обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение
других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой
обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте
должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные
ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут
защищены .
Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за
этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из
важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А
обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию .
Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая
обязанность .
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители
ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что
ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью
выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия
о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное ,
недолжное и так далее .



Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они
отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с
двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за
выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :
позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа
сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .

| |Позитивные |Негативные |
|Формальные |Ф + |Ф - |
|Неформальные |Н + |Н - |

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны
официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные
награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее
от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты ,
аплодисменты , улыбка и так далее .
Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные
юридическими законами , правительственными указами , предписаниями ,
распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест ,
увольнение , штраф , конфискация имущества .
Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные
официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка
, злая шутка , пренебрежение и так далее .



3. Механизм действия социального контроля.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции .
Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе
нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на
основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение
общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же
предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся
научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление —
тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы
предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного
поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за
ним санкцию .
Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у
какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает
регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом ,
воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля .
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия
посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом
кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или
приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного
разбирательства , на основании которого выносится решение суда .
Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный
проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного
контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени
предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и
решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим
человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .



4. Самоконтроль .

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или
индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним .
Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно
регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В
процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди ,
нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам
подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит
собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях
говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .
Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в
сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных
импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он
основывается на волевом усилии .
Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая
характеристика человека . Источником , из которого черпается представление
человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По
реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он
сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том ,
каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной
мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем
это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .
В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа
могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если
каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем
контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное
поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны
как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом .
Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами ,
обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет
самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше
этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем
меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в
действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам ,
государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний
контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит
развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые
усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью
навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю
граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как
социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя
в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз
саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное
обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером
служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся
на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому ,
что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным
нормам .



Литература.

1. “ Основа социологии “
С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.
2. “ Введение в социологию “
А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.
3. “ Теория социологии “
Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.
4. “ Социология. Основы общей теории “
г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.
5. “ Социология “
Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.
6. “ Основы социологии “
Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.
7. “ Современная социология права “
Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.






Новинки рефератов ::

Реферат: Типологія сюжетних ліній українських та перських народних казок (Литература)


Реферат: Возникновение Волжской Булгарии (История)


Реферат: Все об INTERNET (Программирование)


Реферат: Антивирусная индустрия в канун десятилетия (Программирование)


Реферат: Сравнительный анализ портретов Ф.И Шаляпина. Работы Б.М Кустодиева и К.А Коровина (Искусство и культура)


Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)


Реферат: Источники земельного права (Право)


Реферат: Испания (История)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: Постмодернизм (Культурология)


Реферат: Семья в иудаизме (Социология)


Реферат: Управление закупками на торговом предприятии (на примере отдела «Ультра») (Менеджмент)


Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований (Социология)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Кадрове діловодство 2 (Управление)


Реферат: Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан (Политология)


Реферат: Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Социологическое исследование (Социология)


Реферат: Доступ СМИ к информации (Право)


Реферат: Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист