|
Реферат: Социальный институт - семья по Смелзеру (Социология)
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СЕМЬЯ
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн- х типа семейной структуры: Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным социальным объединением. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен. Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение эк-х факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену(Кенкель, 1977) Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна дл женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой яляются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп(например, семей или кланов), являются правилими экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них. Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем определения родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее распространнной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общ-ва и гос-ва всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными ср-вами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и перераспределение материальных ср-в; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и др-х ее членов, а также общества в целом.
Реферат на тему: Социальный контроль
Тема № 14 : Социальный контроль . План : 1. Понятие социального контроля . 2. Элементы социального контроля . 3. Механизм действия социального контроля . 4. Самоконтроль .
Введение. Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить законы , по которым он живет и развивается , социология не может не интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом . И вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества . Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества . Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека , но и человек существует только в обществе . Отношение между обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) , субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях ) . Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др. Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений , которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением . С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо , способное производить .
1. Понятие социального контроля .
Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем . Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять . Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции . Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .
2. Элементы социального контроля.
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции . Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в обществе . Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие людей соблюдать социальные нормы . Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “ групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе . Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции . Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание , оценку и средства . Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения ( обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены . Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию . Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая обязанность . Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .
Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций . Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций : позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .
| |Позитивные |Негативные | |Формальные |Ф + |Ф - | |Неформальные |Н + |Н - |
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее . Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты , аплодисменты , улыбка и так далее . Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест , увольнение , штраф , конфискация имущества . Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка , злая шутка , пренебрежение и так далее .
3. Механизм действия социального контроля.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление — тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за ним санкцию . Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом , воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля . Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства , на основании которого выносится решение суда . Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .
4. Самоконтроль .
В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним . Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди , нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля . Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он основывается на волевом усилии . Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая характеристика человека . Источником , из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том , каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания . В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом . Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами , обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости . Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам , государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому , что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным нормам .
Литература.
1. “ Основа социологии “ С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г. 2. “ Введение в социологию “ А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г. 3. “ Теория социологии “ Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г. 4. “ Социология. Основы общей теории “ г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г. 5. “ Социология “ Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г. 6. “ Основы социологии “ Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г. 7. “ Современная социология права “ Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.
| |