GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная работа с семьей (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная работа с семьей (Социология)


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Гуманитарный факультет



КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента группы №363 Шушковой О.В.
на тему:
«Социальная работа с семьей»



Руководитель: А.Л. Михеева
Оценка:



Ижевск, 2003 г.
Содержание
Введение 3
Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 6
1. Понятие семья 6
2. Социальные проблемы семьи 6
3. Типы семей, семейных взаимоотношений. 7
Глава II. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 10
Глава III. Социальная работа с семьей. 15
Заключение. 19
Список использованной литературы 20
Приложения.

Введение
Социальная работа как наука
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов
человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных знаний об определенной
действительности – социальной сфере и специфической социальной
деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность
человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление
объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе
жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и
других групп и слоев в обществе.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В
России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и
не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские
уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и
бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой
другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный
специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в
вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно
улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и
способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его
профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих
отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных
специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-
гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-
коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-
прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-
профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений, социальный работник
должен знать теоретические и методологические основы социального
управления, специфику организации социальной работы с различными
категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт
организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний,
социальная работа требует и глубокой психологической подготовки,
выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и
ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия
жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-
социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций
развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария,
регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма
социального работника являются организаторские способности, высокая общая и
правовая культура, психолого-педагогический такт.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об
объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни,
способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни,
материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение,
особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается
информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих
подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды
работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для
себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и
прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз
своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет
оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными
организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-
долго придется заниматься «пациентом».
Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можно
встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее
технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что
соц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты
зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного
обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста
даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации.
Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний,
теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что
соц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с
людьми.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и
как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом
исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям
технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в
возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и
совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении
опыта их применения на практике.


Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика


1.1. Понятие семьи

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены
которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей
называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений
между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной
жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация
детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского
обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн.
256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
1. воспитательная;
2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и
для сохранения здоровья;
3. эмоциональная: культурное и духовное общение;
4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм,
усвоенных в процессе социализации и воспитания;
5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и
супружеские взаимоотношения.

1.2. Социальные проблемы семьи

Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от
традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия
семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа
разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи
составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения
величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых
семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения
молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в
результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой
матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
1. трудное материальное положение семьи;
2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой
экологии, от качества продуктов питания;
3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении
родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при
живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным
причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные
условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах
лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в
родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

1.3. Типы семей

Среднестатистическая семья:
- семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в
эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения
супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья:
- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть –
межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций,
трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья:
- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее
характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение
взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым
родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья:
- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение
статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у
детей девиантности.
Многодетная семья:
- где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в
обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков
девиантности и психологических отношений.

Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины,
ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов,
можно выделить четыре типа брака:
1. доминирующий муж и пассивная жена;
2. доминирующая жена и пассивный муж;
3. открытая борьба или соперничество;
4. изоляция или эмоциональное отчуждение;
5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при
своем времени.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно
подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и
женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные
проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом
супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в
нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от
напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает
больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем,
видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а
муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи,
находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического
расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства,
единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и
раздельное проживание.

Глава 2. Семейный социум как
приоритетная сфера социальной работы

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием
человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же
время как социальная система семья имеет черты социального института и
одновременно малой социальной группы.
Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах,
санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между
супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу,
основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта
всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Семья является той формой общности людей, в которой – соединенные
браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной
связью.
Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные
функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее
жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной
группы.
В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим
функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как
правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая,
материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга),
коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в
семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи
называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его
формирования.
Принимая семью в качестве объекта воздействия социальной работы и
сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать следующие ее
составные части: структуру, окружение семьи, функционирование и историю
развития.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также
совокупность духовных, нравственных, психологических отношений,
внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.
В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет
тип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители,
родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах,
границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами
семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);
взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами
«большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.),
взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним
понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношения
семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой»
семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны
этого влияния на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в
себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и
образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к
другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями
являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели
большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови,
тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).
Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства – кто?, забота
о детях – кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе с
семьей как объектом воздействия.
Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она
включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на
сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии
развития семейной жизни.
Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи
семь основных стадий.
- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии
формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из
партнеров.
- Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем,
когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие
воспитательных образцов у всех членов семьи.
- Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет
детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности
ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого
члена семьи.
- Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового
возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток»,
основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на
супружеских отношениях, основанных на товариществе.
- Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача
– изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям
«взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
- Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские
заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача –
развитие системы взаимоотношений между поколениями.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы
американского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья как система состоит
из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и
дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети;
мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по
которым живет семья или общения между ее членами и особенности их
самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные
позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с
внешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим в
жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е.
неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе
приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой,
подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а
поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то
ставится задача по использованию всех ее структур для достижения
вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает
Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое
место в семье и испытывать от этого удовольствие.
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов –
важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при
восприятии семьи как объекта социального воздействия.
Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно
является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае
эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным
потенциалом.
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из
биологического, технологического, экономического и социального компонентов.

Биологический компонент определяется наследственностью, которая
передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется
наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено
недостаточно.
Например, З. Фрейд, говоря о трех основных структурных компонентах
души (структуры личности), первым показывает ИД (ОНО), которое по его
мнению, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что
заложено в конституции. Это первоначальная, основная, наиболее центральная
структура личности. Это технический резервуар энергии, передающейся по
наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент), который обеспечивает
физическое и душевное здоровье личности, а также ее безопасность. А уже из
ЭГО развивается суперЭГО, функции которого заключены в таких понятиях, как
совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По мнению американского
ученого Лоуэна, депрессивность и замкнутость ряда людей связана с их
небольшим уровнем психической энергии, полученной по наследству.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или
«большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи
(действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,
демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических
способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное
– нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента являются уровень
доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который также в совокупности с другими
определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности
семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи,
образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и
духовного уровня развития.

Глава 3. Социальная работа с семьей

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных
проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это
распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;
потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации
в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание
одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей
(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных
членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения
детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение
вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у
детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного
поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической
атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие
другие.
Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных
структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной
социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность
действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий,
поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии
хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей –
это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение
дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или
желаемого результата.
Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей
включает следующие компоненты:
- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки
семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки,
также о форме ее оказания;
- дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных
структур;
- разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации
типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной
направленности;
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы
социальных действий;

отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с
семьей и внесение необходимых изменений.
Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе
соответствующих анкет и диагностических методик.
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя
путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.
Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются
две схемы (см. Приложение).
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В
своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого
изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи
благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности
семейной структуры).
Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на
педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по
степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими
требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные,
педагогически несостоятельные и аморальные.
- Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным
исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа
неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей,
в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий
неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение
конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз,
оскорблений.
Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за
друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и
создает потребность освобождения от отношений, ставших
неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы
поведения в школе и общественных местах.
- Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая
культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.
Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против
учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты
переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по
отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так
как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест
против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это
порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым
нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим
воздействиям.
- Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не
только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами
нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в
родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не
умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми,
т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами
аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто
отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны
окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать.
Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди
сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще
других пополняют ряды правонарушителей.
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система
стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на
семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в
разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В
противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или
«выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Заключение

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе
обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ
педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это
возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-
педагогической) работы.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию –
первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода
причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в
подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых
функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью:
внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести
изменения.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями
для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления
этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил
субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система,
состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как
показало исследование, способствует повышению её воспитательного
потенциала.
Список использованной литературы

1. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.
Приложение

Схема №1.
Изучение социальной истории личности
1. Личность.
1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное
положение, адрес).
2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти – если кто-то из них
умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место
проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).
3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы, работы,
причины переходов с рабочих мест).
4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое
состояние, способность к социальному контакту – умение общаться с
другими лицами, знания и навыки, трудоспособность, способность
изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать
на других людей – власть и влияние на социальную среду, способность
рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных
альтернатив).
5. Взаимопонимание внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные
связи.
2. Заботы, потребности, проблемы.
1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной
личностью.
2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на её
развитие.
3. Способность к выполнению жизненных ролей.
4. Основные потребности (общечеловеческие и индивидуальные).
5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.
3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.
1. Что ожидает личность в качестве результата помощи.
2. Реалистичны ли эти ожидания.
3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям.
4. Негативные факторы влияния на ожидания личности.
5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.
Схема №2.
Изучение социальной истории семьи
1. Основная информация.
1. Имена и дни рождения членов семьи.
2. Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих
браков).
3. Национальность и язык, на котором говорят в семье.
4. Вероисповедание, если оно есть.
5. Дата первого контакта социального педагога и семьи.
2. Семья как система.
1. Структура семьи:
– члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является
родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех
членов семьи по схеме «Социальная история личности»;
– взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми
(нормальные или конфликтные), другими членами семьи;
– связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи,
эмоциональный климат в семье).
2. Окружающие семьи:
– район проживания;
– социоэкономический статус;
– взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
– дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на
нуклеарную семью;
– референтные группы; система связей, влияние на членов семьи.
3. Функционирование семьи:
– образцы коммуникаций;
– образцы принятия решений.
4. Ролевая деятельность членов семьи:
– кто ведет хозяйство;
– кто заботится о детях;
– кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.
5. История развития семьи:
– генеалогическое древо семьи;
– стадии развития семейной жизни;
– важные события в жизни семьи.
3. Потребности и проблемы семьи.
1. Индивидуальные потребности членов семьи.
2. Потребности подсистем внутри семьи.
3. Потребности и проблемы семьи как системы.
4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей
семьи.
1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога.
2. Каковы планы семьи.
3. Каковы возможности семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые).
4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.




Реферат на тему: Социальная реабилитация детей инвалидов

План.

Введение.
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.
2. Социальная реабилитация детей инвалидов.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Введение.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что
число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками
интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками)
всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше
453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически
таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться
около 900 тыс. - 2-3% детской популяции
Инвалидность у детей означает существенное ограничение
жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая
обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании,
общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение
детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему
общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер,
средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры
по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих
мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса
социальной реабилитации.
В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в
виду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом
направлении ведется журналом «Дефектология». Можно привести работы
Карвялис В. «Специальное образование детей с ограниченными возможностями
и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.Н. «Современный этап
в развитии системы специального образования в России”. (Результаты
исследования, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. В.
«О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в
развитии”, Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных
детей». Также в работе использован практический материал таких авторов как
Л. С. Алексеевой и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность".
Президентская программа "Дети России", Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте
работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в
Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России",
теоретический материал был почерпнут в следующих работах: Дементьевой Н.Ф.,
Устиновой Э.В. «Формы и методы медико-социальной реабилитации
нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.Я.
«Организационно-методические аспекты деятельности социального работника».
При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных
исследований.
Таким образом, цель данной работы: - охарактеризовать социальную
реабилитацию детей инвалидов, ее значение и современные направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- описать сущность, понятие и основные виды реабилитации,
- дать описание понятию социальной реабилитации детей инвалидов,
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей инвалидов.

1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации:
реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение
полного восстановления нарушенных вследствии заболевания или травмы
функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического,
психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная
интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает
мероприятия по предотврацению инвалидности в период заболевания и помощь
индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной,
профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет
способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских
десциплин реабилитация занимае особое место, так как рассматривает не
только состояние органов и систем организма, но и функциональные
возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского
учреждения.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980
году, выделяют следующие уровни медико биологических и психо-социальных
последствий болезни и травмы, которые должны учитыватся при проведении
реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата
анатомических, физтологических, психологических структур или функций;
нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате
повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную
деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для
человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) —
возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности
ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся
нормальной для данного индивидума.
В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,
свяанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом
именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на
которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных
и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное
значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности
реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения
путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно,
и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким
образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и
физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или
отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного
на такие виды социальной активности, которые в наибольшей стапени будут
способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела
значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении
хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х
годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное
общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических
подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной
адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней
законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения,
социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим
становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой
степени зависит от экономического развития общества.
Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в
разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой
сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного
планирования и разработки координированной программы реабилитации физически
неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН
Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН
приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые
должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав
инвалидов. Повидимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно
практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно
происходящими в обществе социально экономическими переменами.[1]
Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе
Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидноси в реабилитации (1983).
К ним отноятся:
значительное снижение функциональных способностей;
снижение способности к обучению;
особая подверженность воздействиям внешней среды;
нарушения социальных отношений;
нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий
включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания,
декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные
расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания,
затрудняющие общение и возможность активного участия больного в
реабилитационном процессе.
В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа
госпитализированных в отделения терапевтического профиля в
восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в
отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —
21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30%
в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на
10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согластно данным Н А
Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в
поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями
повреждений опорно-двигательного аппарата.[2]
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложениы
одним из ее основоположноков К Ренкером (1980):
1. Реабилитация должна осуществлятся, начиная с самого возникновения
болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
(непрерывность и основательность).
1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её
аспектов (комплексность).
1. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается
(доступность).
1. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре
болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных
структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в
некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы
медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является
комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те
учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и
профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих
мероприятий (Роговой М. А. 1982):
1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-
диагностического и лечебно-профилактического плана.
1. Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением
физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с
повышением физической работоспособности.
1. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к
изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и
лечение развивающихся патологических психических изменений.
1. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения
или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление
трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности,
трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,
трудового обучения переквалификации.
1. Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на
развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и
пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества
и производства.
1. Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого
экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения,
формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-
экономических мероприятий.

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с
понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы
к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с
анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности
укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если
быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».
Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как
относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста
населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин
роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в
России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления
депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым
ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в
правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты
долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь
преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в
основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим
социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном
показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых
экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную
деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может —
определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не
социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия
«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем
правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план,
и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной
реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические,
образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов
традиционные принципы государственной политики, направленной на решение
проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической
ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые,
приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее
время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей
социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,
экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и
характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.
Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные
интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня
жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их
решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во
многом определяет лицо социальной политики государства.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях
ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов:
правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический;
производственно-экономический; анатомо-функциональный.

Правовой аспект решения проблем инвалидов.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей
инвалидов.
Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего
общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие
законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его
права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового
государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только
приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по
предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР
был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи
с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон
вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в
определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между
федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но
появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для
миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь
чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и
правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий
устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих
основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные
условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на
специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных
участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и
дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут
теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом
состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на
дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с
перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не
считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой
пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь
для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности,
имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для
приема на работу инвалидов — в процентах к среднесписочной численности
работников (но не менее трех процентов). Второе немаловажное положение —
это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые
касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д.
Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей
общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений,
затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой
нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье
положение провозглашает создание специализированных государственных служб:
медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать
систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.
При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-
социальной экспертизы, — определение группы инвалидности, ее причин,
сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных
видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной
трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное
заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает
внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в
нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности,
статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды
жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной
базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство
специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов,
предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное
обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной
системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский,
социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки
профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих
инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в
Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов».
Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная
комплексная программа получила единую законодательную базу. Теперь
предстоит серьезная работа над тем, чтобы Закон работал. Предполагается,
что специализированные государственные службы будут создаваться при
Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людмилы Безлепкиной создана рабочая
группа, намечается план ее работы.

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной
средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и
макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды,
социальные группы, рынок труда и т.д.).
Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками
представляет семья, в которой имеется инвалид, либо пожилой человек,
нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в
которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы
вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите.
Специально проведенным исследованием[3] установлено, что из 200 семей с
нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной
организации социального обслуживания социальному работнику важно знать
причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием
(84,8%), связана с пребыванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо
являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или
иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального
работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе,
способствовать реализации льгот в соответствии с существующим
законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей
инвалида либо пожилого человека, для социального работника важно определить
социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная,
неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика
работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из
200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых
преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали
женщины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как
организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в
таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь,
социально-бытовое обслуживание. При оценке нуждаемости морально-
психологической поддержки из всех ее видов наиболее актуальными для всех
семей оказались следующие: организация связи с органами социального
обеспечения (71,5% ), осуществление контактов с общественными организациями
(17%) и восстановление связей с трудовыми коллективами (17%). В организации
контактов с органами социального обеспечения из полных семей нуждается
60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей с
общественными организациями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8%
семей. В восстановлении "связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8%
полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число
семей (4,5%) из числа обследованных нуждается в реализации прав на льготы.
Возможно, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о
льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в
своем составе инвалидов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%)
и в психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность
такого рода помощи можно объяснить непривычностью для нашего общества
вмешательства в интимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то
есть несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации
медицинского обслуживания 71% семей испытывает необходимость в наблюдении
участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях
узких специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях
ранговые места в потребности указанных видов медицинской помощи несколько
иные: на первом месте (50,7%) стоит нуждаемость в наблюдении участкового
врача, на втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в
консультациях узких специалистов. В неполных семьях наибольшая нуждаемость
(37,4%) в диспансерном наблюдении, 35,4% семей нуждаются в консультациях
узких специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких
преобладает нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в
равной степени (по 22,5%) в наблюдении участкового врача и диспансерном
наблюдении.
Установлено, что наибольшая нуждаемость обследованных семей касается
социально-бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены
семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем
уходе и "привязывают" к себе здоровых, которые не могут осуществлять
доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые
услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это
можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного
обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами
резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в
организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая
потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%),
химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в
уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у
20,5% семей) — в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ
различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими
семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в
уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные
показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные
члены, определяется социально-экономическим положением в

Новинки рефератов ::

Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Появление христианства (Религия)


Реферат: Творчество А.Т. Твардовского (Литература : русская)


Реферат: Приложение Microsoft Office – WordArt (Программирование)


Реферат: Жанна дАрк (Исторические личности)


Реферат: Люблiнська унiя 1569 р. та ii наслiдки для Украiни. Брестська унiя та посилення нацiонального гнiту (История)


Реферат: Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа (Психология)


Реферат: Уголовный процесс зарубежных стран (Государство и право)


Реферат: Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России (Право)


Реферат: Коммуникации в организации (Психология)


Реферат: СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ (Менеджмент)


Реферат: Биологические периоды в жизни птиц (Биология)


Реферат: Промышленность Симбирской губернии в 19 веке (История)


Реферат: Город Чита (История)


Реферат: Сложения и вычитания чисел с плавающей запятой (Математика)


Реферат: Загальні положення методики розслідування окремих видів злочинів. Криміналістична характеристика злочинів (Криминалистика)


Реферат: Социальная политика и социальная справедливость (Социология)


Реферат: Гербы. История (История)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Физкультура)


Реферат: Изучение лирики в начальной школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист