GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Место учителя в педагогической системе Гербарта (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Место учителя в педагогической системе Гербарта (Педагогика)



Московский Педагогический Государственный Университет



Реферат по дидаскологии
на тему «Место учителя в педагогической системе Гербарта».



Москва 2001г.

Содержание:
1. Краткие биографические сведения
2. Роль наставника в управлении учениками
а) средства управления
3. Роль наставника в обучении воспитанников
а) воспитывающее обучение
б) средства обучения
в) ступени обучения
г) методы обучения
4. Роль наставника в воспитании учеников
а) нравственное воспитание
б) религиозное воспитание
5. Библиография



1. Краткие биографические сведения
Гербарт (Herbart), Иоанн-Фридрих - немецкий философ, психолог и
педагог. Родился в Ольденбурге в 1776 году в Германии. Образование получил
в латинской классической школе, затем в Йенском университете. Он
ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии
Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение Парменида о том,
что все в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал
воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил
Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность
взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал
в Геттингентском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В
них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по
психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При
семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам
математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно
сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и
педагогическую деятельность.
Объектом его внимания было гимназическое образование.
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству
И.Г. Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые
лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались
рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь,
методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению
«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-
воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так
и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической
науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и
психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью
психологии - способы их осуществления.
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится
успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он
говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная
кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его
горизонта.
Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной
педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее
устроена им теория воспитания, считал Гербарт.
Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно,
вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он
готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с
которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической
теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников,
стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его
питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя
удивительными загадками».
Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в
зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В
соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как
указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания
заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель
как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих
приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный
правопорядок, подчиняющихся ему.
Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот
поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут
быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.
Возможные цели – это те, которые человек может поставить перед собой в
области определенной специальности.
Необходимые цели – это те, которые нужны ему в любой области его
деятельности.
Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке
многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов
шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее
совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано
сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей
благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт,
выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность
воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт
хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у
воспитанника нравственный характер.
Согласно «Линии Гербарта» учитель должен достаточно полно
регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с
одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя,
стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все
моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших
ценностей данной стратегии.
Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности.
Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой
многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление,
обучение и нравственное воспитание.
2. Роль наставника в управлении учениками
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только
поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания.
Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную
необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой
свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для
осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы
временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются:
угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на
необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось
свободного времени.
Первое средство управления – это угроза. Но угрозой не всегда
достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают
на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как
им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором,
который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако, и самый
строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно
ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и
потребность в лазейках возрастает.
Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые
должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные
правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в
домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно.
И, наконец, большое место среди управления детьми отводится
наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была
детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и
русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других
стран.
Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами
управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух
ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю
воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти
своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий
со стороны более слабой, т.е. детской, воли.
Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь
их от всяких шалостей.
Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от
беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на
дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех
пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга
представлений.
3. Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является
теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение
в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством
воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил,
что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не
воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в
частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей
одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания
обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в
нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не
самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями
представлений.
Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном
способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение -
преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений,
составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.
Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся
должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог «направлять
мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону»,
чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их
к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего
обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего
интереса. Он считал обучение основным средством воспитания, на основании
которого развивается шесть видов так называемого многостороннего интереса,
каждый из которых, с точки зрения современного краеведческого подхода,
можно рассматривать как элементы адаптационного механизма в обучении.
Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие
– общественной жизни.
Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов.
К интересам первой группы он относит интересы:
эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и
возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к
наблюдению;
умозрительный, который отвечает на вопросы, почему это так, и
настаивает на размышлении;
эстетический – обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает
интерес к прекрасному.
Ко второй группе интересов относятся:
симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг
знакомых,
социальный – на более широкий круг людей, на общество, свой народ и
все человечество. К этой же группе Гербарт относит
религиозный интерес, направленный на общение с Богом, с церковью, с
высшими духовными силами.

Признавая ценным указание Гербарта о необходимости сделать образование
разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им
классификации интересов.
Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в
возбуждении многостороннего интереса. Гербарт рассчитывал разрешить ее
созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений
путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение
с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и
античных народов является наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что
человечество проявляло в своей юности те же интересы, какие свойственны
детям и юношам. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все
усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг философии
и истории древних народов.
Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику
главным образом как средство развития мышления, .2сильную гимнастику духа».
Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими
консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы
школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было
преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из
первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии – в
высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником
единой системы образования. Он был сторонником уже отживающего
классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться
те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другим
видом практической деятельности. Для тех же, кто предназначалось для
умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт
рекомендовал классическое образование.
Большое внимание Гербарт уделял проблеме интереса, как важнейшему
условию и средству успешного обучения.
Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу
новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднималось
вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений
на основе уже имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл
апперцепцией. Он предавал ей большое значение в процессе обучения и тесно
связывал с ней интерес и внимание.
Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще
примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного
внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека,
благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука.
Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное
внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для
усвоения и закрепления новых.
От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое
зависит от заранее принятого намерения, от усилий самого ученика. Гербарт
указывает, что развитие у ученика произвольного внимания, стремления
сосредотачивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является
задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.
Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в
учениках интерес и внимание.
Приведем некоторые из этих советов.
Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны
создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий
учебный материал. Непосредственно перед тем, как учитель перейдет к
объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления,
которые нужны для усвоения нового материала.
В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя
показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует,
однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие
действует утомительно.
В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные
паузы и введение посторонних элементов нарушают свободное течение
апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не
должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу.
Гербарт дал так же ценные советы о заучивании наизусть. Он указывал на
борьбу с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал
для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного
материала на практике в связи с тем, что их интересует, что привлекает их
внимание.

«Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и
единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу».
Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной
среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в
соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он
понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.
Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в
изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя
(осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в
состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.
Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал:
1. Ясность
2. Ассоциация
3. Система
4. Метод.
Первая ступень – ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое
выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В
психологическом отношении здесь требуется мобилизировать внимание. В
дидактическом – изложение учителем нового материала, применение
наглядности.
Вторая ступень – ассоциация - это углубление в состоянии движения.
Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося
представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни.
Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового
со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется
ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы,
непринужденный разговор учителя с учениками.
Третья ступень – система – это осознание в состоянии покоя. Поиски
учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе
новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень
соответствует, по Гербарту, «исканию».
Четвертая ступень – метод – это осознание в состоянии движения,
применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.
Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это своего
рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования
полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.
Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения.
Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания
учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.
Гербартом определены три универсальных метода обучения:
- Описательный метод.
- Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик
предмета.
- Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее,
воспринятого и новых представлений.
Все эти методы следовало применять в совокупности.
Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в
дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока.
Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход
урока определяется рядом обстоятельств: возрастом и уровнем развития
учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного
урока и др.

4. Роль наставника в воспитании учеников
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом
развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного
воспитания есть средство без цели.
Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние
на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его
к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из
сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в
дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому
питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через
деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая
отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает
деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика
моральных понятий.
Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы
И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на
нравственных идеях:
1. идея внутренней свободы, делающая человека цельным
2. идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли,
дающая внутреннюю гармонию;
3. идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного
человека с волей других людей;
4. идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или
нескольких воль
5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о
награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает
его законы.
Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен
считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и
опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного
воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного
воспитания от управления, призванного установить порядок только для
настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это
было и невозможно. Ведь дисциплина – это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.
Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно
раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и
безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует
«чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан
призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое
отношение к религии.
В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует
непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам
управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе
нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что
уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться
«поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко
проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже
испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не
удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь
другую».
К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт
относил следующее:
1. удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их
послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
2. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при
которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта
поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать
основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но
воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться
с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными
предостережениями.
Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитателю необходимо ее
создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои
дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно
создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких
рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий
детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у
воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень
осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток
общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем
воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета
воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее
мнение", а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий
авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения».
Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера
гербартианской теории.
Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного
человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека.
Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810
году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение
имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь
воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали
переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем
ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной
геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики
много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы,
статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и
обучением учащихся с различными способностями.
Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого
гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних
интересов.
Формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение
истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и
математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию
(человек).
Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность
социальной жизни и незыблемость государственного устройства

Гербарт является родоначальником формального классического школьного
образования, которое включает в себя упорядоченность, системность,
основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику,
эстетику, определяет структуру урока.
Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя
деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его
эмоциональные и физические силы.
Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения
при его жизни.
Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной
педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но
формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических
взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.



5. Библиография:
1. «Большая советская энциклопедия» под. Ред. Прохорова А.М. ; т. 6,
изд. 3, Москва, 1998 г. (800 л.)
2. «Педагогическая энциклопедия» под ред. Конрова И.И., Москва 1964 г.
(480 л.)
3. Петровский А.В. «Психология», Москва 1998г.
4. «Философская энциклопедия» под ред. Константинова П.Ф., т. 1, Москва
1999г. (230 л.)
5. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966;







Реферат на тему: Метод убеждения - главный метод воспитания

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Педагогика»
Авторизованный реферат по курсу
«Педагогика»



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2001 год

Содержание



Содержание 2


Методологический раздел педагогики 3

Педагогика как наука 3
История возникновения педагогики 4
Связь педагогики с другими науками 6
Принципы педагогики, и ее функции 8
Предмет и задачи педагогики 10
Семейная педагогика 11

Дидактика (теория обучения) 17

Содержание и форма дидактики 17
Основные методы и формы обучения 18
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович
19

Теория воспитания 28

Основные направления теории воспитания и их
содержание 28
Специфика принципов воспитания 28
Личность как объект и субъект воспитательного
процесса 29

Методы воспитания 32

Взаимодействие коллектива и личности 32
Особенности самовоспитания школьников 34

Литература: 38


Методологический раздел педагогики



Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,
наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого
предмета, который специально не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика
выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание
человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-
никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый
асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,
и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических
основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество
образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,
дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные
заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как
особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию
педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере
расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни
общества всё более становятся наукой об общих закономерностях
воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым
содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс
коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается
целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания
человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности
воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,
процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на
различных этапах возрастного развития; она подразделяется на
предлых (профессионально-технического, высшего образования и
др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности
развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою
очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и
обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика,
слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –
олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном
слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения
общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого
предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии
и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и
практики воспитания в различные исторические эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей
школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются
такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания,
педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-
просветительной работы.



История возникновения педагогики

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни
растущими потребностями общества в создании специальных учебно-
воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно
складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений,
специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом,
превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей
предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в
частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда
производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся
в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные
учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание
детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее
достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран
Ближнего Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и
мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в
развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам
Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец
обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной
области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная
отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности,
стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и
знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в
недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-
470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг.
до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и
др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из
античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который
закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы
поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из
школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.
Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает
«детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально
подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и
для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая
наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие
другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает
«досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а
впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-
римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например,
выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг.
до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были
пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей
эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский
гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан
Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536)
и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,
выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков
угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика
продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые
была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление
педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство
исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса
Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы
организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали
неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды
таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-
1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в
Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф
Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в
Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской
педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление
отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.
Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в
трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской
педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-
1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.
Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных
педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием
производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных
производителей.



Связь педагогики с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного
изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи
педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,
психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,
математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и
педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности
психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений
психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при
разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе
обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая
изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты
характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных
социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития
человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая
естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение
условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех
изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и
связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и
воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,
которая получила название теории управления. Возникнув в системе
общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла
наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.
При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы
управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;
воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной
спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике
недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не
пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и
данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и
выявления границ их применения.
Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без
глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на
базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как
неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,
внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного
беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь
упорного, каждодневного труда.



Принципы педагогики, и ее функции

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является
наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)
педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она
исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и
обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида
(онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных
изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении
человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность
отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые
передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и
телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления
и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние психического
здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на
умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания
родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от
простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также
потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть
развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –
развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и
сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,
общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают
формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под
влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно
заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть
определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые
качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов
формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит
определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,
ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,
где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и
ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,
человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру –
к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже
система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её
собственный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся
также образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону
воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных
ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных
умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали,
поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих
сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание
образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают
среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование.
Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт
общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику
определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.
Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у
школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы,
дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и
профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть
самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на
производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является
планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку
нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется
государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по
изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое
обучение, которое осуществляется в определённой организации под
руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём
выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и
руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный
процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение
научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике,
развитие творческих способностей, формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню ра-
вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании
ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания,
непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со
взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются,
неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно
связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их
характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и
именно на этой основе отличать его от других категорий.



Предмет и задачи педагогики

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного
знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло,
искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства
«вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное
и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально
педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в
образовании (См. закон «Об образовании»).
Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе
все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика»
(антропос –человек).
Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС).
Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики.
(Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все
проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько вперед, отметим, что
элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения,
содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы
обучения.
Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки,
хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.
В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов
педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный
(содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный
(процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в
своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание,
отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его
участников.



Семейная педагогика

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная
ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую
часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно
определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет
особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная
современная семья в развитых европейских странах состоит из 2-6 человек:
мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской
линиям — бабушек и дедушек.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в
воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные
потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная,
экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и
отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и
взаимодополняемость.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,
высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и
интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином,
соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их
интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому
совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-
гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его
жизни. Аспект третий—постоянное влияние детей на родителей (и других
взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала
семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих
педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и
бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-
нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный
опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение
имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать
характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между
ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и
общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса
семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей
жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и
продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой
воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в
различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье
учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как
семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного
чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем
любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола,
нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку
наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —его
устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей
раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной,
трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание
родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста
отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они
уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры,
на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для
ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в
выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности
общества потребляются через семью, познание других людей начинается с
семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия
для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь
каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного
выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все
это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно
утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем
воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает
некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной.
Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это
заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной
функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией)
деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим
нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение
семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно
рассматриваются в последующих главах.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации
досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное)
время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое
средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и
режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами,
планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом
зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно
сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр
телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение
библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного
отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на
природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком
много времени дети находятся у телевизора, мало бы

Новинки рефератов ::

Реферат: Физическая подготовка туриста (Спорт)


Реферат: Виконавча влада (Административное право)


Реферат: Сияло солнце Александра... сияло всем (Литература : русская)


Реферат: Комплексный дипломный проект: Проект участка по производству технологических приспособлений для электромеханического восстановления и укрепления поверхностного слоя деталей машин. Плоские поверхности. (Технология)


Реферат: Анализ платежеспособности, кредитоспособности предприятия и ликвидности баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вычислительная техника (Программирование)


Реферат: Сон. Нарушения сна (Биология)


Реферат: Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов) (Искусство и культура)


Реферат: Расчёт зубчатых и червячных передач (Технология)


Реферат: Monopolistic competition and economic efficiency (Монополистическая конкуренция и экономическая) (Иностранные языки)


Реферат: Нацизм и фашизм с христианской точки зрения (Политология)


Реферат: Общество как социокультурная система (Социология)


Реферат: Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ (Международные отношения)


Реферат: Факторы плодородия почв (Сельское хозяйство)


Реферат: Проблема методов обучения (Педагогика)


Реферат: Ислам-вера и образ жизни (Религия)


Реферат: Основы формирования личности христианина (Религия)


Реферат: Полный анализ финансовой деятельности ООО ТГ Импульс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТ (Международные отношения)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист