GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии (Социология)



[pic][pic]
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕФЕРАТ

по социологии на тему:

"СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КАК БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СОЦИОЛОГИИ"

Выполнил:
Закаблуковский Евгений Викторович
группа 009

Нижний Новгород

2001

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
I. Признаки социального действия
II. Социальное действие как таковое
III. Теории социального взаимодействия
Заключение
В современном обществе важное значение придается оценке тех или иных
действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков,
давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из
нас, volens-nolens сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей
цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к
моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков
людей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такое
социальное действие?
I. Признаки социального действия
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых,
важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл -
личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна
сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание
этой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана с
выделением следующих признаков:
. нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
. волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую
независимость от окружающей среды)
. наличие знаковых механизмов регуляции
В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как
система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением
актора (субъекта активного действия) и среды, состоящей из физических
объектов, культурных образов и др. индивидов. При анализе действия как
системы действие рассматривается как открытая система (т.е. поддерживающая
обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием
соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

|Функции |Подсистемы |
|адаптивная |биологический организм |
|личностная |усвоение ценностей и норм |
|социальная |совокупность социальных ролей (образцов поведения) |
|культурная |усвоенные цели и идеалы |

II. Социальное действие.
Представьте себе, что вы читаете учебник по социологии. Как вид
активности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным
функционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями,
позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако
эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии,
хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий
тест, может быть рассмотрен социологически?
Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к
определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной
причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или
обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство.
В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает
к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом
желаемого результата.
Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если
речь идет о любознательности как таковой, а результатом будет само
получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и
чтение, выступает как средство.
Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов
поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или
послушать музыку... Результаты выбора определены были оценкой ситуации:
насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это
потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще
не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или
иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную
активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника
информации - как объект приложения ваших усилий.
Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем
и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих,
то есть соответствует основным признакам социального действия. Социальное
действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших
глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее
место, достать книгу и т. п.).
Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с
кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе
связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу
действия социального института образования, а значит, ваша активность
организована и ограничена определенными нормами.
Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете
определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с
различными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, сама
включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы
разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.
Таким образом, ваше действие (чтение) возможно лишь в рамках общества
с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой
стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что
существует достаточно длительная традиция исследований социального действия
в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание
становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь
общества.
Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что
социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении
других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие
социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно определить как
систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие
целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает
возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и
результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.
Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение
людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или
политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям
частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого
поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия
социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.
Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и
объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот,
кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено
действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых,
связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их
операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные
связи между субъектом и объектом действия.
Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к
целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий,
является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация
целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для
достижения результата.
В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки
зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или
информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов,
сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий
субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели
потребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта. В динамическом
аспекте действие предстает как момент самовозобновляющейся деятельности
субъекта на основе возрастания потребностей.
Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщая
функциональная формула действия": потребности -> их отражение в
(коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия -> их
операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами
активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности
субъектов и побуждающий новые потребности.
Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном
действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и
таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического
исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем,
необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И, прежде всего в
более детальных характеристиках нуждается субъект действия.
Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или
коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности
(например, партии). Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он
может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.
Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности
- особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования,
объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее
источником активности субъекта.
Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех
классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей
и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому
существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к
физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и
самоутверждение - это является уже потребностями социальными.
К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный
жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный
жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных
преимуществ.
Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости от своего
социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и
измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например,
здоровье человека или сплоченность группы.
Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта,
определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на
который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта
относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными
ориентациями. Ценностные ориентации - это способ различения социальных
явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным
отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные
ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.
Для описания источников социального объекта используется также понятие
интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное,
эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо,
интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает
состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения.
Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к
необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей.
Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или
меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и
действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению.
Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и
коллективным субъектам.
Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами
мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных
побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию,
возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив
отличается от внешних побуждений - стимулов. Стимулы - дополнительные
звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения
определенных действий.
Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и
волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных
импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.
Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с
изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни
мотивации в зависимости от уровня потребностей.
1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим положением
индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных
благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то
прослеживается его ориентация, прежде всего, на материальное
вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального
стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они
фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для
человека в этом случае важно содержание его профессиональной
деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с
материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе
относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека занять
достойное, по его мнению, положение в обществе.
2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных
индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий
спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до
групповой солидарности или "чести мундира".
3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного
цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной
социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.
Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а
множество мотивов. Даже в частном примере, который мы приводили выше, можно
предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию
получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только
к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает
положительное отношение к действию.
Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является
доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения,
например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и
прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система
мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и
внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости
от года обучения.
Таким образом, важнейшие характерные черты мотивации действий - это
множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и
устойчивость.
В исследовании мотивации используются различные методы: опросы,
эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных
экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных
по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик,
каждый из нас вероятно, имеет в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и
сильнее необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку),
тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные
способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам
лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это
психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом,
становится все более междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов
людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых
вопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли
ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав
вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?"
Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.
Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и
целеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в
словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате
действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к
расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной
эффективности.
Связь между объективными условиями, мотивацией и целями
устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний
элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии
третьего, цели.
Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у
субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный
выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для
достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их
эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но
больше связаны с ситуацией.
Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко
прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако,
свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла
многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство,
теряет самостоятельный смысл, существует лишь как приложение к главному,
цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла
его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и
техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по
содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных
целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.
Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни
единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом
эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей,
средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.
В результате работы самопознания, постоянного доминирования
определенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а
также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель
может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный,
свернутый и потенциальный.
В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие
решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование и
производство целостной, неповторимой личности.
Цель может выступать как долженствование, как закон действий,
выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими
для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно
безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм
целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он
может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности,
создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной,
рационально осмысливаемой ситуации.
Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних
ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует
поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить
интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание
связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение
системообразующего элемента действия.
Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает
программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов,
ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в
содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном
отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить
себя в мире и изменить его, т.е. "овладеть миром".
Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело
распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои
действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на
часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать.
Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия
времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы.
Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек
использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом
порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях.
Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее".
Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор
еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое
звено в этой структуре.
Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как
теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное
удаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним.
Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов
деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в
решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или
организации рабочего времени руководителя...
Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят
из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой
главе. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений,
которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, может быть описано
бесконечное многообразие социальных действий.
III. Теории социального взаимодействия
Микросоциологических концепций существует много. Вообще, концепции
социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического
знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа
множественности описания сложных систем.

|Концепция |Автор |Основная идея, характеризующая |
| | |социальное взаимодействие как: |
|1. Социального обмена |Дж. Хоманс |Обмен материальными и |
| | |нематериальными ценностями |
|2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором люди придают |
|интеракционизм |Г. Блумер |значение окружающему миру, стремятся|
| | |истолковать действия других людей |
|3. Управление |Э. Гофман |Спектакль, где люди исполняют свои |
|впечатлениями | |"партии", создают тот или иной |
|(социодраматический | |образ. |
|подход) | | |

Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
. В поведении человека преобладает рациональное начало, которое
побуждает его стремиться к определенным выводам.
. Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми
различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты
общественной жизни (схема "стимул - реакция")
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из
индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения;
индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение.
Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования
ситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом для
своих действий.
Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид
замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение
и решает действовать на основе данного значения.
В то же время истолкование действий другого - это определение для себя
значений тех или иных действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что
человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его
жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и
контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль
осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.

Заключение
Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как
процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на
друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих
те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом,
вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов,
составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.
Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. М. 1990.
2. Белдикс Р. Современное общество //Американская социология. М., 1992
3. Вебер М. Избранные произведения, // М, Прогресс, 1990
4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. "Западная социология"
Санкт Петербург. 1997.
5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.,
1995.
6. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов-на-
Дону, 1996.
7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем
действия: культура, личность и место социальных систем. Электронная
версия на сайте библиотеки кафедры философии и методологии науки
Киевского нацуниверситета им. Т.Шевченко.
http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/par1.html
8. Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология. - М., Центр, 2001.
9. Смелзер Н. Социология М., 1994.
10. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.




Реферат на тему: Социальное неравенство и стратификация

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ : СОЦИОЛОГИЯ

ТЕМА

Социальное неравенство
и стратификация



Выполнила студентка
2-го курса экономического
факультета
Кулькова Оксана Александровна

Проверил : ______________



г. Рязань
1999г.

ПЛАН


Введение

1. Сущность социального неравенства и его причины.
2. Система социальной стратификации. Основные классовые строи в
индустриальном обществе.
3. Динамика социальной стратификации в России

Заключение

Список литературы



Введение
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей
частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.
Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между
людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и
угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых
и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два
государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут
вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим
идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком
обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно
быть иным.

Сущность социального неравенства и его причины.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между
людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким
- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,
различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что
люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным
ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы
неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие
“социальной стратификации”.
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано
исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя
качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные
потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным
трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной
полезности.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только
следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности,
престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной
иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и
опираются на них , если они размещаются по иерархическому принципу, то они
являются социальными слоями.
В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций.
Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все
способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные,
обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь
действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному
образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени
подготовленными индивидами.
Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку
при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство
положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории
цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с
физической силой был важным критерием стратификации.
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой
распределения власти , собственности и условий индивидуального развития,
все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
Стратификация, как и любая другая наука имеет свои формы. До сих пор
мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и
интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от
такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и
того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном
историческом объекте.
Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои,
социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок,
низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический
рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах
производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего,
гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно
отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по
своему идеальная модель, чем обыденная реальность.
Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи
концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у
элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование
препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами,
приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это
означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными
группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует
разрушительным конфликтам.

Система социальной стратификации. Основные классовые строи в
индустриальном обществе.


В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное
государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и
импровизируя.
Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество
будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать
социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он
представлял общество, руководимое правителями (блюстителями ).
Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном
неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента :
один класс - очень богат ; другой - очень беден; третий же - средний. Этот
третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы
следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни
вырастают преступниками, а другие мошенниками.
Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель
отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество
бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь
бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и
бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено
на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных
собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии.
Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот
класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется
лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.
По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории
общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что
источником социального развития выступает борьба между антагонистическими
общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на
основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в
производственной структуре общества.
Но сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга
открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со
времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно
вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы,
историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса
( Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо,Огюст Минье и
др.).
Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой
структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы
экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего
раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том
капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в
большинстве современных работ по проблемам социального неравенства,
стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников
марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его
теории классов.
Решающее значение для складывания современных представлений о
сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом,
имел Макс Вебер ( 1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической
теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является
субъектом социального действия.
В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации
учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал
собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих
фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в
собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к
власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные
группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех
автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”,
“статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения
власти внутри сообщества.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу
класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В
отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим
обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством
него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.
Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной
“классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары,
услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют
собственностью, а у других она отсутствует.
У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества,
поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.
Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические,
экономические и социологические работы, можно следующим образом
реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои
услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты
и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем
преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения
землей, шахтами т.п.
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.
Вебер утверждал, что собственники - это “позитивно привилегированный
класс”. На другом полюсе - “негативно привилегированный класс”, сюда он
включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно
предложить на рынке.
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно
делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации
и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения
и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем
стратификационной системой.
Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно
дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой
дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами
общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже
безвозвратно ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного
подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций
различных стратификационных систем и множества их переходных форм.
Поэтому мы предпочитаем говорить об “идеальных типах даже тогда, когда
используем элементы традиционной терминологии.
Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по
нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального
организма, а именно:
- физико - генетическая ;
- рабовладельческая ;
- кастовая ;
- сословная ;
- эктаратическая ;
- социально - профессиональная ;
- классовая ;
- культурно - символическая ;
- культурно - нормативная ;
В основе первого типа физико - генетической стратификационной
системы - лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально
- демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе
определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств -
силы, красоты, ловкости.Соответственно, более слабые, обладающие
физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное
общественное положение.
Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы
физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в
обычаях и ритуалах.
Эта “естественная” стратификационная система господствовала в
первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно
сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или
расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь
обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или
противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец в
крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда;
мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал -
социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.
Система ранжирующая людей по способности к физическому насилию - во
многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее
время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной,
спортивной и сексуально - эротической пропагандой. Вторая
стратификационная система - рабовладельческая - так же основана на прямом
насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно
- физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или
отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные
группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами
превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего
передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры
рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где
число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси
времен “Русской правды”, это и плантационное рабство на юге
Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861 - 1865 гг.,
это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких
частных фермах в период Второй мировой войны.
Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются
значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет
завоеваний. Для раннефеодальной Руси более было долговое, кабальное
рабство. Практика продажи собственных детей при отсутствии возможности их
прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в
рабов разного рода преступников ( в том числе, и политических ). Эта
практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (
хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых внеюридических
формах ).
Третий тип стратификационной системы - кастовая. В ее основе лежат
этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным
порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой
замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится
строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в
результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения
труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут
заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в
кастовой системе передается по наследству, возможности социальной
мобильности здесь крайне ограничены.
И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается
данное общество. Классическим примером общества с господством
кастовой системы по праву считается Индия ( юридически эта система была
отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде,
кастовая система воспроизводится не только в Индии, но , например, в
клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости
утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств
( арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к
господству над славянами, евреями и пр. ). Роль скрепляющих
теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая
идеология.
Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой
системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь,
жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих
обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед
государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия
обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - “тягло” в виде податей
или трудовых повинностей.
Примеры развитых сословных систем являются феодальные
западноевропейские общества или феодальная Россия. Сословие, это, в первую
очередь, юридическое, а не, скажем, этническо - религиозное или
экономическое деление. важно также и то. что принадлежность к сословию
передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной
системы.
Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей
пятый тип эктаратической системе ( от французского и греческого -
“государственная власть” ). В ней дифференциация между группами происходит,
в первую очередь, по их положению во властно государственных иерархиях (
политических, военных, хозяйственных ), по возможностям мобилизации и
распределения ресурсов, а так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь
с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих
властных иерархиях.
Все прочие различия - демографические и религиозно - этнические,
экономические и культурные играют производную роль. Масштабы и характер
дифференциации ( объемы властных полномочий ) в эктаратической системе
находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут
закрепляться формально - юридически - посредством чиновничьих табелей о
рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям,
а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (
наглядным примером может служить система советской партноменклатупы,
принципы которой не прописаны ни в каких законах ). Формальная свобода
членов общества ( за исключением зависимости от государства ), отсутствие
автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую
систему от системы сословий.
Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более
авторитарный характер принимает государственное правление. В древности
ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (
Китай, Индия, Камбоджа ), расположенные, впрочем отнюдь не только в Азии (
а например, и в Перу, Египте ). В двадцатом столетии она активно
утверждается в так называемых социалистических обществах и, возможно, даже
играет в них определяющую роль. Нужно сказать, что выделение особой
эктаратической системы пока не традиционно для работ по стратификационным
типологиям.
Поэтому мы хотели бы обратить внимание как на историческое значение,
так и на аналитическую роль этого типа социальной дифференциации.
Далее следует шестая, социально - профессиональная стратификационная
система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую
роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной
профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и
навыками. Утверждение и подержание иерархических порядков в данной системе
осуществляется при помощи сертификатов ( дипломов, разрядов,
лицензий, патентов ), фиксирующих уровень квалификации и способность
выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных
сертификатов поддерживается силой государства или какой - то другой
достаточно мощной корпорации ( профессионального цеха). Причем сертификаты
эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории
встречаются.
Социально - профессиональное деление является одной из
базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти
во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда . Это строй
ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной
государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о получении
образования, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более
престижным рабочим местам.
Седьмой тип представлен популярной классовой системой. Классовый
подход нередко противопоставляют стратификационному. Но для нас классовое
членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества
трактовок понятия “класса” мы остановимся в данном случае на более
традиционной - социально - экономической. В данной трактовке классы
представляют социальные группы свободных в политическом и правовом
отношении граждан. Различия между группами прежде всего в характере и
размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а
также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В
отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа,
пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими
властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству.
В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних
формальных перегородок ( экономическое преуспевание автоматически переводит
вас в более высокую группу ).
Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует
классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое. Но на
протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же
носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в
буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система
достигает в проникнутых либеральных духом Соединенных Штатах Америки.
Восьмой тип - культурно - символической. Дифференциация возникает
здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных и
возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей
быть носителем сакрального знания ( мистического или научного). В древности
эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям
церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям
священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным
идеологам, Претензии на общение с божественными силами, на обладание
научной истиной на выражение государственного интереса существовали всегда
и везде. И более высокая положение в данном отношении занимают те, кто
имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих
членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное
понимание владеет лучшим символическим капиталом.
Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных
обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных
- партократическое; а для пост - индустриальных - технократическое.
Девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно -
нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и
престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым
следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному
труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый
язык ( профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон ) -
все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только
разграничение “своих” и “чужих”, но и ранжирование групп ( “благородные- не
благородные”, “порядочные- не порядочные”, “ элита- обычные люди- дно” ).
Понятие элит окружено неким таинственным флёром. О нем много говорят, но
часто, не очерчивают сколько-нибудь четких обозначающих границ.
Элита не является категорией только политики. В современном обществе
существует множество элит- политические, военные, экономические,
профессиональные. Где-то эти элиты переплетаются, где-то соперничают друг с
другом. Можно сказать, что существует столько элит, сколько есть областей
социальной жизни. Но какую бы сферу мы ни взяли, элита суть меньшинство,
противостоящее остальной части общества. его средним и нижним слоям как
некоей “массе”. При этом положение элиты как высшего сословия или касты
может закрепляться формальным законом или религиозным уложением, а может
достигаться совершенно неформальным образом.
Элитаристские теории возникли и формировались в значительной мере, как
реакция на радикальные и социалистические учения и были направлены против
разных течений социализма: марксистского, анархо - синдикалистского. Потому
марксисты, на самом деле, очень скептически относились к этой теориям, не
желали их признавать и применять их на материале западных обществ. Ибо это
означало бы, во - первых, признание того, что нижние слои являются слабой
или вовсе не организованной массой, которой необходимо управлять, массой,
не способной к самоорганизации и революционному действию, а во - вторых,
признание в какой-то мере неизбежности и “естественности” такого резкого
неравенства. В результате пришлось бы пересматривать коренным образом
взгляды на роль и характер классовой борьбы.
Но элитаристский подход направляется против демократического
парламентаризма. Он вообще по природе своей антидемократичен. Демократия и
аксессуары предполагает правление большинства и всеобщее равенство людей
как самостоятельных граждан, достаточно организованных для реализации
собственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к
любым попыткам элитарного правления относятся довольно холодно.
Многочисленные подходы к понятию можно условно разделить на две
основные группы- властные и меритократические. В соответствии с первыми,
элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью, а в
соответствии со вторыми - те, кто обладают некими особыми достоинствами и
личными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет.
В последнем случае элита выделяется по талантам и заслугам . Иногда
властные и меритократические подходы условно обозначают как “линию
Лассуэла” и “линию Парето”. ( Хотя первый подход может быть с не меньшим
успехом назван “линией Моска” или “линией Миллса”.)
Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие
высшими властными позициями или высшей формальной властью в организациях и
институтах. Другая группа относит к элите харизматических личностей, бого -
вдохновленных, способных к лидерству, представителей творческого
меньшинства.
В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и
функциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения
структурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностные
позиции в рассматриваемых институтах ( министры, директора,
военноначальники )
Те же, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе
более трудную задачу: выделить группы, обладающие реальной властью в
принятии общественно важных решений ( многие представители этих групп,
понятно, могут не занимать сколь - либо видных общественных постов,
оставаться в “тени”).
Остановимся коротко на позициях классиков властного и
меритократического подходов.
4. Социальная мобильность.
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным,
опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and
Fluctuation”.
Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход
индивида или социального обьекта ( ценности ) т.е. всего того , что создано
или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции
в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,
или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта
из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же
уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую
религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи ( как
мужа, так и жены ) в другую при разводе или при повторном браке, с одной
фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса
- все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются
перемещения социальных объектов ( радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма,
теории Дарвина ) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из
Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих
случаях “перемещение” может происходить без каких -либо заметных изменений
социального положения индивида или социального объекта в вертикальном
направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,
которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из
одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений
перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и
нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с
природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической,
политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее
важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах:
проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий
пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы
в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая
заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой
он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной
группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее
социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека,
упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми
пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как
добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной
иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями ( например
индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и
индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие
изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как
следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы,
занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной
численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации
фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа
профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных
категориях низшего ранга.
Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под
влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего
возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок
возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в
большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными
словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к
относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной
иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности
возрастает в основном в следствие количественного роста профессий в
середине стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности,
хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает
ориентация на достижение.
Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер
мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание
на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и
закрыто

Новинки рефератов ::

Реферат: Начало первой мировой войны (История)


Реферат: Институт президентства ФРГ (Право)


Реферат: Вегетативная нервная система (Биология)


Реферат: А С Пушкин - поэт, историк (История)


Реферат: Сущность финансов и их функции (Финансы)


Реферат: Скульптура XVIII века (Искусство и культура)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Политический процесс (Политология)


Реферат: Меценаты в России (История)


Реферат: Пражская наступательная операция Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Основы конституционного права Франции (Государство и право)


Реферат: Наука и рациональность. Типы рациональности (Социология)


Реферат: Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год) (Политология)


Реферат: Принципы классификации счетов бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Дедуктивные умозаключения (Контрольная) (Право)


Реферат: Гражданско-процессуальные правоотношения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)


Реферат: Лексика (Педагогика)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Конфликты и методы их разрешения (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист