GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные институты и организации (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные институты и организации (Социология)



План:

1. Понятие "социальный институт".
2. Виды и функции социальных институтов.
3. Семья как важнейший социальный институт.

1. Понятие "социальный институт".

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) --
это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной
деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых
разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования,
здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего
употребляемое значение термина "социальный институт" связано с
характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации
общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и
стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из
необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая
социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную
деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных
потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в
воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения
между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает
подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности
для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать
свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных
потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми
необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт
образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений
конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и
другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер,
обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный
институт представляет собой самостоятельное общественное образование,
которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные
институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы,
характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и
определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это
система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения
людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует
сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные
стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает
конфликты,
возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и
общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще
не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он
работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности,
были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму
социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных
элементов, формирования на их основе системы потребностей личности,
ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом
институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление социального института. Внешне
социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений,
снабженных определенными материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит
из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала,
чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы,
министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей
деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями,
финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей
деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели,
набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На
основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального
института. Социальные институты - это организованные объединения людей
выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.


2 Виды и функции социальных институтов.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной
системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений
стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной
упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию
представила так называемая "институциональная школа". Представители
институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили
четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту
функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты,
такие, как государство.
2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе
образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования,
религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-
социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции
управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и
предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и
правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные
институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными
качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю
совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя,
вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода
общественные организации, преследующие политические цели, направленные на
установление и поддержание определенной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические
институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение
идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-
классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят
целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных
ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также
социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов
поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-
ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции
поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную
аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе
императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику
поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию
поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических
и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной
силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-
символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты
основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по
договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы
регулируют повседневные
контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они
определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы
передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент
собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве
которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией
социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и
функционирования конкретного социального института является удовлетворение
той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания
общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может
возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят
адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных
институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С
содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей
деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального
престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую",
ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на
достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является
персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно,
функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый
человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим
статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института
означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными
потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в
зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни
стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности,
стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения
существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного
рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция
некоторых экономических институтов является причиной существования так
называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество,
кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого
социального института или же созданием нового социального института,
удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов:
простую и сложную. Простые социальные институты - организованные
объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые
функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения
членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными
ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не
выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы
сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального
института.

3. Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт
семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном
родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной
и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их
половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и
обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему
отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но
и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то
есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих
функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи,
взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм,
подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и
негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными
среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование
семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание
деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление
в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение
существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья
обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов
семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и
полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной
пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь
несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются
простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья
представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если
некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или
сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества.
Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-
нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного
партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми
руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их
невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в
данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую
жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права
и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и
женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и
родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы
поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С
возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой
характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не
только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне
социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение,
но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения
А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство
населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в
личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд
других важных социальных функций:
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание
культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества,
уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для
других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса
членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая
терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет
анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных
ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями
индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на
супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь,
брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,
младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда
условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид
должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в
семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы
диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ
своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других
в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы
семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального
достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность
той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми
качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому
статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных
условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также
имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная
с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без
особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как
этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл
роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое
положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его
роли.
Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных
функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1)
конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у
одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором
противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из
разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных
семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и
родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3)
внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя
противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают
чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль
женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье
(хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с
современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении
семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в
социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего
статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна
способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди
предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим
освоением роли, связанные с такими осо-бенностями личностей супругов, как
недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к
исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например,
девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные
заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не
подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.
д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как
социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при
которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж
был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал
экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской
культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности,
экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее
участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту
самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны,
усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.



Литература
1. Андреев Ю.П. Категория // Философские науки.1984.
№ 1.
2. Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования,
Красноярск. 1986. Власть: Очерки современной политической философии
Запада. М., 1989.
3. Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972. С. 163
-- 173.
4. Земски М. Семья и личность. М., 1986.
5. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
6. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., !971.
7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и
методики. М., 1983.
8. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки
//Социологические проблемы науки. М., 1974.
9. Троц М. Социология образования //Американская социология. М., 1972. С.
174 -- 187.
10. Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.
11. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.,
1978.






Реферат на тему: Социальные институты общества

Санкт – Петербургский государственный
архитектурно – строительный университет.



Кафедра политологии.



Реферат

На тему: «Социальные институты общества».



Студент IV курса, гр. 2ИП
Строительного
факультета : Пискунов Г.М.

Руководитель :
Локушанский И.Н.



Санкт Петербург
2004 г



План.


I ) Введение.
II ) 1. Понятие «Социальный институт».
2. Эволюция социальных институтов.
3. Типология социальных институтов.
4. Функции и дисфункции социальных институтов.
5. Образование как социальный институт.
III ) Заключение.



1
Введение.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества
жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать
их обязательными для членов определенного общества или определенной
социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям,
вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение
наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования
группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве
материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность социализировать подрастающее
поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет
закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых
людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение
насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы
ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных
отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться
неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных
институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества
видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому
изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач,
стоящих перед социологами.



2
Понятие «Социальный институт».

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных
значениях.
Одним из первых развернутое определение социального института дал
американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию
общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей
природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые
создаются внешними изменениями.
Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму
некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по
выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ),
которые образуют институциональный порядок.
Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее
учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому,
как институты руководят поведением животных.
По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных
элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных
потребностей или целей.
Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и
образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований,
установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют
определенные функции.
В социологической отечественной литературе социальный институт
определяется как основной компонент социальной структуры общества,
интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей,
упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система
связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой
ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и
контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике,
политике, культуре, семье и др.
3
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то
социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Т.о. мы видим , что термин «социальный институт» может иметь разные
определения:
Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих
определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей,
задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять
фундаментальные потребности общества.
Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих
определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт – это организованная система связей и социальных
норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества.



4
Эволюция социальных институтов.
Процесс институционализации, т.е. образования социального
института, состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует
совместных организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного
социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и
ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т.е. их
принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил,
дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без
исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на
примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ
ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с
XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране
чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного
социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и
спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и
поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты,
медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию
незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных
слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы
защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или
принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого
малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические
нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты
дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может
служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин
с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое
существование.

5

Типология социальных институтов.

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и
неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь
частью их как более мелкие образования.
Помимо деления институтов на главные и неглавные , их можно
классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут
различаться по времени своего возникновения и продолжительности
существования (постоянно действующие и кратковременные институты),
жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям
существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления,
наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных
порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;
- политические – институты власти;
- семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и
социализацию детей;
- военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от
физической опасности;
- религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы
удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.
Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных
социальных институтов:
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- потребность в безопасности и социальном порядке (институт
государства и др. политические институты).



6
- потребность в добывании и производстве средств существования
(экономические институты).
- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения,
подготовке кадров (институт образования).
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт
религии).
Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого
главного института есть свои системы наработанных практик, методов,
приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без
таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной
собственности,
профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства
и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса
родителей и т.д.
К неглавным политическим институтам относятся , например, институты
судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры,
присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства
и т.д.
Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия
больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и
предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных
институтов.



7


Функции и дисфункции социальных институтов.

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль,
которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению
к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция социального института – это та польза, которую он приносит
обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей,
оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является
удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без
чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы
хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо
связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту
связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит
исследовать, какой потребностью она соответствует».
Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся
новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и
порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,
заниматься решением духовных вопросов.
Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно
продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства
общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и
коммуникативную функции.
Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это
такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим,
например, установление порядка в обществе (государство), открытие и
передача новых знаний 9наука и образование), и др.
Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько
функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут
специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию
воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья,
церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не
только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как
воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.
На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг
задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и
внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и
государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с
преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным
обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает
здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих
вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со
8
временем она стала заниматься также образованием, экономической
деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний,
исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.),
попечительством.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое
действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает
дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют
осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или,
как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая
социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание
эффективной деятельности социальной системы».
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют
более более повышенные требования к тем социальным функциям, которые
должны выполнять институт образования.
Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию
массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего
количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не
справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо,
или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых
индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и
вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит,
институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности
общества.
Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.
Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция,
если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.
Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они
отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными,
если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.
Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они
формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и
ролей.
Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности
институтов или лиц, представляющих их.
Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов
при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и
президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в
обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.
Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в
стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные
результаты усилий институтов власти.
Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках
того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.
К явным функциям школы как института образования относятся
9
приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение
профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у
института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного
социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку
выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных
связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций , как формирование
взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических
субкультур.
Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования
можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и
усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и
идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими
высшее образование и не имеющими такового.



10



Образование как социальный институт.

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные
человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание
достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без
овладения культурным наследием. Образование является существенным
компонентом процесса социализации личности.
В социологии принято различать формальное и неформальное
образование. Термин формальное образование подразумевает существование в
обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс
обучения. Функционирование системы формального образования определяется
господствующими в обществе культурными стандартами, политическими
установками, которые находят воплощение в государственной политике в
области образования.
Под термином неформального образования понимается
несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он
стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или
путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости
неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе
формального образования.
Наиболее существенными особенностями современной системы
образования являются:
- превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее
образование);
- решающее воздействие на личность (по существу образование является
основным фактором ее социализации);
- предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения
высокого социального положения.
Институт образования обеспечивает социальную стабильность и
интеграцию общества, выполняя следующие функции:
- трансляция и распространения культуры в обществе (ибо
именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению
научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);
- формирование у молодых поколений установок, ценностных
ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
- социальная селекция, или дифференцированный подход к
обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск
талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг
государственной политики);
- социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе
научных исследований и открытий (современные институты формального
образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из
важнейших научных центров во всех отраслях знания).
Модель социальной структуры образования можно представить как
11
состоящую из трех основных компонентов:
- учащихся;
- преподавателей;
- организаторов и руководителей образования.
В современном обществе образование является важнейшим
средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.
Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы
формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в
обществе, делают его более открытым и совершенным.



12



Заключение.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые
продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах
пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные
способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые
образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку
превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время
эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием,
принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система
санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института
ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент
института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении,
займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный
институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут
собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим
практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и
развиваются.
Исходя из этого институционализация представляет собой процесс
определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей,
приведение их в систему, которая способна действовать в направлении
удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация -
это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое
поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так,
прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными
протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на
короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в
основном от энергичных призывов.
13
Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется
непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях
которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении
начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых
большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга,
определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются
инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и
правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися.
Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей.
Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно
принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того,
каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет
соответствующую роль: он может быть членом организационного актива,
находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом
и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных
норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и
предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных
действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени
институционализируется.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности,
основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также
развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная
деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или
ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с
потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты,
таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.



14


Список литературы:


1. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994
2. Методическое указание по социологии . СПбГАСУ,2002
3. Волков Ю.Г. Социология. М. 2000
4.



15

Содержание


1.План…………………………………………………………………………………1
2. Введение…………………………………………………………………………..2
3. Понятие «Социальный институт»……………………………………………..3
4. Эволюция социальных институтов…………………………………………..5
5. Типология социальных институтов……………………………………….…...6
6. Функции и дисфункции социальных институтов……………………….……8
7. Образование как социальный институт……………………………..….…...11
8. Заключение……………………………………………………………………….13
9. Список литературы……………………………………………….……..………15



16




Новинки рефератов ::

Реферат: Экономические принципы либерализма (Политология)


Реферат: Пирамиды Египта (Культурология)


Реферат: Полупроводниковые материалы в металлургии (Металлургия)


Реферат: Бурятские праздники (Культурология)


Реферат: Основні правила безпеки під час обслуговування електроустановок (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Полимеры (Химия)


Реферат: Заикание (Педагогика)


Реферат: Обучение менеджеров (Педагогика)


Реферат: Физика (Физика)


Реферат: Экзаменационные билеты по теории организации за второй семестр 2000 г (Теория организации)


Реферат: Возможности пакета MultiVision v.4.5. на уроках химии (Компьютеры)


Реферат: Макаренко, Ушинскому, Сухомлинскому и Шацкому Word97 (Педагогика)


Реферат: Шпаргалки к экзамену по педагогике (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств в с/х предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)


Реферат: Анализ сновального оборудования (Технология)


Реферат: Кооперативная собственность и проблемы ее развития в России (Предпринимательство)


Реферат: Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) (Литература)


Реферат: Пауло Коэльо - Алхимик литературы (Литература)


Реферат: "СТАЛИН – ТИТО" (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист