GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология конфликта (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология конфликта (Социология)



Министерство связи Российской Федерации
Московский технический университет связи и информатики
___________________________________________________________

Кафедра политической экономии и политологии



Реферат



на тему



“Социология конфликта”



Выполнил студент
группы М69202
Савилов А.В.



Москва 1996

Анализ социальных конфликтов в отечественной социологии пока в
основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых
делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепций.
Основные задачи программы осмысление конфликта как социального феномена,
его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм.
Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ
социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-
первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать
конфликт любого уровня. “Советское мышление”, как отмечает А.К. Зайцев,
допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и
мифологических надежд на их удовлетворение “сверху”. В действительности
же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в
процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на
стороне аппарата подавления. Во-вторых, социальную напряженность и
конфликтность нельзя объяснить, только нехваткой товаров или
отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество
организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как
нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в
котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно
сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдается
недостаток (и даже отсутствие) знаний в сферах политической,
экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде
информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем,
зато развиты привычки следовать за: “идеологическими поводырями”, уповать
на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и
действовать самостоятельно.
В таких условиях трудно выделить четкую структуру уровней
конфликта. Конфликт даже между двумя людьми (например, рабочим и
начальником цеха) может быть определен не только как межличностный, но и
как социальный (поскольку они представители разных социальных слоев). И
наоборот, даже забастовки в некоторых случаях означают не столько
социальный конфликт, сколько средство достижения личных целей
руководителя, в том числе и политика. (Были случаи, когда руководители
предприятий выступали прямыми или косвенными организаторами забастовок).

В качестве основания классификации конфликтов можно предположить их
причины, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в
России не дают возможности строго классифицировать их и предсказать
возможности их развития. Это затрудняет и их разрешение. И тем не
менее в исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие
основные сферы.
1. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности.
Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к
конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей
деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). “Мир рушится
окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда
человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в
плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами
и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень
значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на
конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы,
общества.
2. Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет
место социальная напряженность, которая представляет собой
противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности,
меняющийся во времени. Социальная напряженность -это результирующая трех
взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и
массовости. С учетом всех факторов разработаны средства-индикаторы для
обнаружения и измерения уровня нарастания социальной напряженности. Для
обнаружения социальной напряженности предложено оценивать степень
удовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье,
содержание труда, заработная плата; бытовые и санитарно-гигиенические
условия на производстве, возможности отдыха, по специальной шкале.
Например, можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства.
Здесь особенно сильное влияние на сохранение постоянно действующей
конфликтной ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт.
Как известно, угольная отрасль нашей страны создавалась заключенными.
Превращение бывших лагерей в шахтерские города и поселки оставило
практически неизменной субкультуру производственных отношений,
сформированную ГУЛАГом. Основа ее - конфликт.
Следует особо отметить, что такие конфликты носят разрушительный
характер. Культивирование конфликтной ситуации в шахтерских коллективах в
сочетании с полным пренебрежением к решению жизненных социально-бытовых
проблем со стороны государства сформировало базу для забастовочных
выступлений.Со стороны государства не наблюдается каких-либо
конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации, кроме объяснений
"необходимости" безработицы и невыплаты заработной платы в течение
нескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий -
необходимая мера. Однако осуществлять её в стране, где предприятие
является основой существования и жизнедеятельности шахтерских поселений,
необходимо с особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких городах
и поселках приведет к конфликтам непредсказуемых форм. Государство не
прогнозирует возникновения кризисных ситуаций на производстве. Решается
ситуация уже после объявления забастовки. Обычно сначала конфликт не
замечается, государство не реагирует на его возникновение, несмотря на
широкую информированность общественности через СМИ. Когда угроза
остановки производства становится реальностью, конфликт гасится путем
выдачи пакета невыполнимых обещаний. Практически формируется база для с
следующей забастовки. Взаимоотношения предприятий угольной отрасли и
государства превратились в цепочку конфликтов при отсутствии действенных
мер для их практического разрешения. Таким образом, можно сказать что на
предприятиях угольной отрасли присутствует социальная база для
конфликтов, носящих разрушительный характер как для личности, так и для
коллектива. Они явились основой забастовочного движения шахтеров, которое
стимулируется неквалифицированной управленческой политикой государства.
Государство должно формировать свои взаимоотношения с предприятиями,
ориентируясь на опережающее разрешение конфликтов. Для этого необходимо
осуществление политики переговоров, проводимых профессиональными
конфликтологами. Создание в административной структуре механизма управления
конфликтами поможет избежать тех разрушительных последствий, которые
приносит неквалифицированная политика разрешения конфликтов.
Трудовые конфликты могут либо содействовать сохранению существующей
социально-экономической системы, либо способствовать её разрушению.
Эволюция социально-трудовых конфликтов в России от собственно трудовых
до политических свидетельствует о том, что они стали частью процесса
распада аминистративно-командной системы, в определенной мере
катализатором, этого распада. В социальной напряженности выражается
потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности,
и конфликт становится средством такого изменения. Поэтому необходимо
активизировать исследования в такой отрасли социологических,
политологических, психологических, культурологических знаний, как
конфликтология. Сейчас такие разработки ведутся, например, Калужским
институтом социологии по проблемам социальных конфликтов.
3. Конфликты среди разных социальных слоев. Можно выделить три типа
социальных отношений, которые могут привести к конфликтам, например, среди
различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и
негосударственном секторе экономики; отношения между управленческим слоем и
государственной торговлей, с одной стороны, и теми “трудящимися”, к которым
примыкает большая часть занятых вне государственного сектора, - с другой;
между частью коренных горожан и лицами некоренных национальностей. Причем
важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к
обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни.
Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет усиливаться, можно
ожидать, что фон напряженности будет постоянно сохраняться и проявляться в
глухом недовольстве и осуждении не только “богатых”, но и более зажиточных
сограждан, во внезапных коротких стычках представителей разных слоев и т.
п.
4. Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с
социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России,
политической обстановкой в них. Анализ проблем этого уровня ведётся
сотрудниками Института социально-политических исследований РАН.
Справедливо отмечается, что игнорирование культурной специфики народов, а
тем более репрессии и дискриминация наращивали внутреннее недовольство
и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем
увеличивало потенциал будущих коллизий. Исследователи подчеркивают, что
в межнациональных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с
импульсивным поведением больших масс людей, объединенных одной идеей,
настроением, устремлением. Неприятие людей иной национальности в сложных
социально-экономических условиях растущих дефицита, инфляции, безработицы
- “мина замедленного действия”, которая может привести к внезапному
обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют
и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности,
дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм. Для
урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых
до социально-психологических.
Прогнозируя ситуацию в России, можно сказать, что на этническую
напряженность и конфликтность будут влиять два принципиальных фактора.
Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное
структурирование. Практически нет четкого осознания групповых интересов.
Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально-демократических
идеологем и реальных экономических и социально- политических отношений. В
этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов.
Этот вакуум может заполниться двумя идеологемами. Одна из них -
государственность. Сейчас надежду на нее питают все. А вторая -
этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения,
которые не придают значения слабо выраженному в действительности
структурированию социальных интересов. Когда главный вектор
посттоталитарного развития проходит по двум детерминантам
государственность и этничность можно прогнозировать углубление этнических
конфликтов, не всегда открыто выраженных, порою носящих спонтанный,
нередко латентный характер. Взрывы будут малопрогнозируемыми и слабо
контролируемыми.
Сейчас в Российской Федерации мы фиксируем в основном три типа
конфликтов этнополитического характера.
Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли
конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям РФ:
Саха (Якутия), Тува, Татарстан. А Башкортостан провел референдум и, судя
по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое
противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве
законов республик над федеральными, второе связано с контролем за
использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом
на международную арену. Ряд республик проводят политику, которую мы можем
оценить как экономический национализм. Они не хотят выйти из Федерации,
но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно
обстоятельство связано с тем, что Федеративный договор, как известно,
полностью в Конституцию не вошел. Но он подписан федеральной властью и
субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных
пунктов договора, не включенных в Конституцию.
Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь
остроту, - это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас на
территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные
действия. Можно прогнозировать возможность их выхода на
межгосударственный уровень.
Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем, -
межгрупповые конфликты.
Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические
противоречия внутри республик и между республиками и Центром
стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев
и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах
в Якутии, Туве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам
чревато тем, что конфликтов будет больше и они будут острее.

Может быть два стратегических подхода к решению этнических,
национальных проблем; в зависимости от их выбора видится и прогноз
развития конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской
командой. Он состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России
и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение
вопроса при таком подходе все же нельзя.

Существуют еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с
этносами, имеющими республики. Это этнодисперсные группы, но с миллионным
населением: 4 млн. украинцев, 1.5 млн. белорусов и другие народы,
основной материковый этнос которых находится в новых государствах на
территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на
свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотят автономии. Можно
реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для
этого необходимы большие деньги государства, банкиров, предпринимателей.
Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не отпадет.
Второй стратегический подход состоит в том, чтобы признать:
этнический фактор может "работать на позитив", поскольку патриотизм
способен содействовать прогрессу. А может ли он работать на так называемое
опережающее развитие в зонах, которые способны обогнать центр Российской
Федерации? Мне кажется, наиболее реальный подход, который себя
оправдал в прошлом и оправдывает в настоящем - вариативный.

5. Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они
могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические
конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и
политических реформ. Их анализ охватывает следящие аспекты:
экономические корни социальной напряженности в обществе; политические
аспекты, социально-этническая ситуация; криминогенная обстановка,
связанная с реакцией части населения на проводимые изменения, на свою
невозможность адаптироваться к ним. На основе такого анализа можно сделать
вывод о характере кризиса, в котором оказалось общество, и о необходимости
системного подхода к исследованию и прогнозированию социальных
конфликтов. Как свидетельствуют результаты исследований и сделанные
на их базе прогнозы, социальная напряженность еще долго сохранится в
российском обществе.



[pic]

Литература:

1. Статья “Социологические теории конфликтов и путей их разрешения”,
Социально-политический журнал, 1994, (1-2
2. Статья “Социальные конфликты в меняющемся российском обществе”,
Журнал “Политические исследования”, 1994, (2





Реферат на тему: Социология конфликтов


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



РЕФЕРАТ



СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА



Выполнила: Фоменко А.В.
Мировая экономика, 205 гр.
Проверила:



Санкт-Петербург

2002г.



Содержание:



Введение 3

Понятие конфликта 4

Что такое социальный конфликт? 4

Субъекты и участники конфликта 4

Объект конфликта 6

Основные виды социальных конфликтов. 7
Конфликт потребностей 8
Конфликт интересов. 9
Ценностный конфликт. 11

Основные стадии развития конфликта 13
Предконфликтная стадия 13
Стадия развития конфликта 16
Стадия разрешения конфликта 17
Послеконфликтная стадия 19

Функции социального конфликта 21

Типы социальных конфликтов. 23
Внутриличностные конфликты 23
Межличностные конфликты 29
Конфликты между личностью группой. 34
Межгрупповые конфликты. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Сноски 42

Список использованной литературы: 43



Введение

В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от
банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это
конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше,
так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и
ценностей.
Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С
одной стороны, конфликты не дают обществу костенеть, заставляют
перестраиваться и изменяться, с другой – становятся причинами разногласий,
ссор, обид и прочих столкновений, вплоть до войн.
Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных
стало больше, человечество не может на протяжении всей истории.
В этом реферате я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все
всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности
детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и
экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны
отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.
В данном реферате я попытаюсь раскрыть само понятие конфликта,
описать основные виды и некоторые способы их разрешения. Я постараюсь
заложить некоторую базу, которая сможет послужить как для начала изучения
конфликтов, так и для написания в последующем более крупных научных работ.



Понятие конфликта


Что такое социальный конфликт?

«Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых
интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются
друг с другом»1
Слово «конфликт» (от лат.- confliktus) означает столкновение (сторон,
мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей
жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, ценностей и
важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий, по поводу
личностных различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы
жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального
взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального
воздействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные
индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако
конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е.
действия, направленные друг против друга.
Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение
двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами
которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект
- это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять
на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта
может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния,
принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его
(участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта,
вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и
интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов»
могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта.
Последние представляют собой определенные силы, преследующие в
предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы.
Косвенные участники могут:
1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию
2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его
прекращению
3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта».
Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников
конфликта. Иногда косвенных
участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или
«третьим участником».
Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить
непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит
этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда
непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте:
лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное
участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как
соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они
вместе как представители и участники определенной социальной группы?
Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой
из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь
же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в
составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную
линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно групповой. В свою
очередь, и личностно групповой конфликт нередко преобразуется в
межгрупповой, если личности удается отколоть от противостоящей группы часть
ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-
то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому
требуют внимательного учета при его анализе.

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого
создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация,
движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими
совместно с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между
участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.
Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто.
Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели,
могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к
противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является
реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического
противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной
конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ
для своих избирателей.
Определение основного объекта является непременным условием успешного
разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет
разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной
мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых
столкновений.
В основе социального конфликта может быть не один, а несколько спорных
вопросов (проблем). Каждый вопрос следует рассматривать как разногласие,
противоречие, которое требует своего решения. Спорные вопросы необходимо
идентифицировать и сгруппировать в соответствии с причинами их
происхождения и характером восприятия.



Основные виды социальных конфликтов.


В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных
конфликтов:

Конфликт потребностей


Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных
потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-
первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-
вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.
Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности
человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме
внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий.
Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей
системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и
навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации,
индивидуального развития, воспитания.
Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных
потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического
характера. Ни одно государство, ни одна политическая партия не может в
своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела
сущностные конфликты, которые связаны не только с определенными вариантами
использования ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития
самой культуры.
Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее
часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к
их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного
потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно
использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей
субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об
определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них
интересов и целей.
Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и
т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют
типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в
обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к
ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая
одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в
обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для
противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в
противостоянии с теми, кого оно устраивает.


Конфликт интересов.


Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях
мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их
социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют
поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно
необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности
человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из
взаимного отношения людей друг к другу.
Непосредственный предмет социального интереса — это не само благо как
таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают
возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в
теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным
положением, которое фиксирует на определенное время совокупность
возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно
социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для
индивида и социальной группы.
Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными
субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как
условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также
стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь
от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение
субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько
свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере
будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее
воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в
нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее
существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения
результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение.
При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое
вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма
широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление
которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной
группы за то, что считается или признается полезным для общества.
Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует
интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее
стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество
вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты
распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования
социального положения.



Ценностный конфликт.


Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то
есть возможности общения и совместного действия людей или групп,
приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным
ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются
доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками.
Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных
источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ
на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт.
Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают
определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и
групповой мотивации. Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их
особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и
знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих
исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная
система ценностей.
Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что
положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих
потребностей, а более узко - как нечто принципиально важное для
определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто
выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов
решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для
обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это
имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его
понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и
он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и
уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также
в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за
навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним
приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны
других субъектов.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной
ситуации выделяют следующие типы конфликтов:
1. ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя
реальных причин для конфликта нет;
2. потенциальный конфликт — существуют реальные основания для
возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу
тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не
осознали ситуацию как конфликтную;
3. истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В
свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
. конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между
субъектами противоречий
. случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному
стечению обстоятельств;
. смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда
истинная причина конфликта скрыта
. неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник,
субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте
задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и
соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то
конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей
конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и
негативные, конструктивные и деструктивные.2

Основные стадии развития конфликта

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:
предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию
разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:


Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в
отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный
определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются
потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности
интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной
напряженности и конфликтам.
Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта.
Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть
самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих
рост социальной напряженности:
а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;
б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных
социальных общностях изменений;
в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или
мнимых) фактах, событиях и т. д.3
Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое
состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.
Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период
являются групповые эмоции.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также
«неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим
положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной
напряженности.
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для
которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
. возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост
недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или
взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;
. стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника
в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на
своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в
эмоциональной сфере;
. разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к
угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на
борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в
открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать
длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы
конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения
сторон.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом
(субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом
естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и
провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в
предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В
сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих
сторон.
• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти
компромисс;
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от
конфликта);
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор
того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей,
ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного
поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую
сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения
оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько
форм конфликтного поведения:
а) активно-конфликтное поведение (вызов);
б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
в) конфликтно-компромиссное поведение;
г) компромиссное поведение.4
В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения
сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся
конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления
и разрастания.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй
стадии.
1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство
сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный
характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные
возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.
2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и
блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон.
Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все
более неуправляемым и непредсказуемым.
3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с
применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие
стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью
противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от
целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от
средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды,
от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов
(механизмов) нахождения консенсуса и т. д.
На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут
существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях
противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми,
возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил,
осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это
стимулирует изменение тактики и стратеги конфликтного поведения. В этой
ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из
конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента
фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых
обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития
событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому
оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий
характер;
4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны
идут на взаимные уступки в конфликте;
5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.5
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся
очевидные, четкие условия его прекращения. В полностью институализированном
конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства
(например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть
выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же
конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то
возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также
абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного' уничтожения
одного или обоих соперников.
Существует много способов для завершения конфликта. В основном они
направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия
на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта
конфликта, либо иными способами.
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение
переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В
межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь
форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним
из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие.
Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей
стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение
конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры
предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают
следующие возможные процедуры:
• признание наличия конфликта;
• утверждение процедурных правил и норм;
• выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

• исследование возможных вариантов решения проблем;
• поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта
в целом;
• документальное оформление всех достигнутых договоренностей;
• выполнение всех принятых взаимных обязательств.6
Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся
сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры
(элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает,
что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или
неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом
будет зависеть от следующих положений:
— насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь
преследуемой цели;
— какими методами и способами велась борьба;
— насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные
и др.);
— насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства
той или иной стороны;
— удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение
сторон;
— какие методы были положены в основу переговорного процесса;
— насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
— был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или
некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей
решения конфликта;
— какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения
ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон
сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная
передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также
не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причиной
конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса,
когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои
отношения на основе доверия и сотрудничества.

Функции социального конфликта

Конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как
положительные, так и отрицательные. Существуют объективные и субъективные
оценки последствий конфликта.
Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено
также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно
структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается
нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования,
конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму и
восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не
признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является
подавление силой
Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых
социальных структур.
1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми
противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна
выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные
конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и
интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное
напряжение.
3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений,
стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет
творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и
противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных
проблем и противоречий общественного развития.
5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной
среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и
идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует
внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и
выявляет врагов и недоброжелателей.
7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют
следующие функции:
— создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
— социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
— создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
— адаптация и социализация индивидов и групп;
— группообразование, установление и поддержание нормативных и физических
границ групп;
— установление и поддержание относительно стабильной структуры
внутригрупповых и межгрупповых отношений,
— установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе
выявление неформальных лидеров.
8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет
позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует
сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной
системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно
выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции:
— когда он ведет к беспорядку и нестабильности;
— когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
— когда борьба ведется насильственными методами;
— когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные
потери;
— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно
отнести большинство эмоциональных конфликтов, и в частности конфликты,
возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей.
Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых
решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный
конфликт.



Типы социальных конфликтов.



Внутриличностные конфликты


Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого
человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим
собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как
конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие
варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не
хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С
оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как
борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу
позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны
варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные
моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности
предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).
Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт,
обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и
биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт, как и
любой другой социальный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие
двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать
несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все
они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер,
так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных
отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным
конфликтом.
Любое действие человека представляет собой и взаимодействие с Другим
внутри него самого, и противодействие Другому как участнику диалога. Но
конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции,
когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или
иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е.
противоборство и насилие.
Выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных
действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных
стремлений:
а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);
б) конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);
в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь).7
Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный
внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в
прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на
бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом
проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы
пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного
внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой
неразрешенной ситуацией.
Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и
нередко превосходство для одного означает неудачу для другого.
Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха
может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство
самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное
взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей
друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а реальная жизнь
становиться препятствием на пути их удовлетворения. В таких условиях
окружающая человека среда становится одним из основных источником
внутриличностных конфликтов.
Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конфликтных ситуациях разные
люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре
наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях:
«Первый тип — агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта;
второй — поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий
связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения
противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от
конфликта».8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не
встречается, но большинство людей, с определенными оговорками, можно
отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.



Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является
адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает в себя
самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной
психологии есть понятие «рефлексия». Это способность человека взглянуть на
свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в
этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия
помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения,
своих переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти
разумный выход из конфликта.
Д.Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса)
не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать,
отбросив эмоции. «Мне кажется, — пишет Карнеги, — 50% моих волнений
исчезают, когда я принимаю ясное, осмысленное решение; еще 40% обычно
улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.
Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благодаря
выполнению следующих принципов:
1. Точное описание волнующей меня ситуации.
2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять.
3. Принятие решения.
4. Немедленное осуществление этого решения».9
Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта.
Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на
подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта.
Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации,
его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может
испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов
надо искать прежде всего в себе самом. Для этого необходимо тщательно
проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу
негативную реакцию и задать себе несколько вопросов типа:
. что меня раздражает в этом ...?
. почему я так реагирую на это ...?
. как я себя веду при этом ...?
. почему другие на это ... реагируют иначе?
. насколько адекватно я реагирую на это ...?
. в чем причина моего раздражения?
. не случалось ли со мной нечто подобное прежде?10
Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в
себе самом. Если человек сумеет осознать реальные источники своих
внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет
реагировать на кризисные ситуации адекватно.


Последствия внутриличностного конфликта

Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает
усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную величину, то
происходит психологический срыв и человек оказывается выведенным из
душевного равновесия. В таком состоянии он уже, как правило, не в состоянии
справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты
стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической
подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, которая может быть
направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.
Обратной стороной агрессии является регрессия — негативный защитный
механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация
остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на
разрушение самой личности.
Таким образом, как бесконтрольный выход энергии конфликта вовне, так и
искусственное ее сдерживание негативно воздействуют на личность и
окружающих. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного
конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности —
конгруэнтность.
Итак, внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и
отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждый человек
должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в
необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не
удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и
в адекватных пропорциях; сдерживать свою избыточную конфликтность и
использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и
окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не
драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную
пользу (например, полезный опыт).


Межличностные конфликты

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в
процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых
различных сферах и областях (экономической, политической, производственной,
социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно
многообразны — от удобного места в общественном транспорте до
президентского кресла в государственных структурах.
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так
и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль
во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.
Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать
негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к
другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность
субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность
проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих
событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном
индивиде (группе, явлении и др.).
Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои
личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты
представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того,
насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет
конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.
Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои
личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп,
институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких
межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов
во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп,
представителями которых являются оппоненты.
Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и
интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация
целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет
ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не
ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей' и интересов.
Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть
спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной
интерпретацией событий и фактов.
Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:
а) соперничество — стремление к доминированию;
б) спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения
совместных проблем;
в) дискуссия — обсуждение спорного вопроса.
В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения
оппонентов межличностный, конфликт может иметь следующие варианты исхода:
. уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает
возникших противоречий;
. сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с
предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо
стремится оправдать себя;
. компромисс — взаимные уступки обеих сторон;
. эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее
противостояние;
. силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны
принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант
исхода противоречия.11
Межличностный конфликт может иметь открытую и латентную формы проявления.
Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг
против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путём
прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами,
посредством создания препятствий для оппонента косвенным путём.
Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте
оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ
мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в
конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные
противоречия, поиски и метания.


Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку»,
необходимо се

Новинки рефератов ::

Реферат: Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ (ФЗ № 119) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Управление качеством работы (Менеджмент)


Реферат: Учет и анализ товарных запасов МТП Находка (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ветеринарно-санитарная оценка вареных колбас при использовании различных добавок (Биология)


Реферат: Использование электронной почты, Internet, и других систем в целях рационализации документооборота (Менеджмент)


Реферат: Фотография (Журналистика)


Реферат: Великий вятский изобретатель Роман Костерин (История)


Реферат: Успехи и недостатки теории Бора (Физика)


Реферат: Птицы (отряд: голуби, голенастые, дятлы) (Биология)


Реферат: Материалы с памятью формы (Технология)


Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы (Философия)


Реферат: Трехмерная анимация в 3D Studio MAX (Программирование)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Применение программного комплекса Electronics Workbench для разработки радиоэлектронных устройств (Программирование)


Реферат: Философия французского просвещения (Философия)


Реферат: Налогообложение малого бизнеса в России (Налоги)


Реферат: MS Windows (Программирование)


Реферат: Приближённые методы решения алгебраического уравнения (Математика)


Реферат: Принцип работы CD-ROM (Программирование)


Реферат: Задачи и функции самоменеджмента (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист