GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальный конфликт (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальный конфликт (Социология)



СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.



ВВЕДЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Характеристики социальных конфликтов.

1.1. Этапы протекания конфликта.
1.2. Причины конфликта.
1.3. острота конфликта.
1.4. Длительность конфликта.
1.5. Последствия конфликта.

2. Конфликты в современной России.

2.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях.
2.2. Социально-политические конфликты.
2.3. Социально-экономические конфликты.
2.4. Межнациональные, межэтнические конфликты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг
друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику
свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с
этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем
подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения
противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства
или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника,
создание каолиций для обьединения усилий в борьбе - это всего лишь
некоторые проявления социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их
результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим
уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили
некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В
конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон
состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем
ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или
престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы
последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению
его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его
уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной
неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий
характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем,
что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие
приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем
первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида
может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих
противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно
приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее
совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные
процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть
жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории
противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды
обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют
тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и
последствий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Характеристики социальных конфликтов.

1.1. Этапы протекания конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с
истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со
структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и
социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных
типов:
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного
уровня компетенции;
5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд
элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в
связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается
восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или
обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или
намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется
переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности,
постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет
обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча
с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть
отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением,
неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это
может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или
долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором
индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2)
подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего
принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент
выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей,
если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный
социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности,
ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную
реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо:
во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий
следующим образом.
1. Личностный конфликт.
2. Межличностный конфликт.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Конфликт принадлежности.
5. Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.



Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого
времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что
забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны
оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или
отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения
целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в
предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,
т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника.
Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно
разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, нося-
щем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конф-
ликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является
рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для
принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из
соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения
конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди
продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда
угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но
наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить
конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего
поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух
людей до крупного военного или политического столкновения с участием
миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:
- причины конфликта;
- острота конфликта;
- длительность конфликта;
- последствия конфликта.

1.2. Причины конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом,
вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить
следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и соци-
альной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относи-
тельно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются
и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потреб-
ностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются нес-
колько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации при-
ходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфлик-
тов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне
разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют
различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конф-
ликты,причиной которых служат противоположные ориентации, могут проте-
кать в сферах экономических, политических, социально-психологических и
других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идео-
логических разногласий, являются частным случаем конфликта противопо-
ложности ориентаций. разница между ними состоит в том, что идеологи-
ческая причина конфликта заключается в разном отношении к системе
идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доми-
нирования и основополагающие мировозрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономи-
ческого и социального неравенства. Этот тип причин связан со значи-
тельными различиями в распределении ценностей между индивидами и ли
группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсемест-
но, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, кото-
рая расценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами со-
циальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места,
которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упо-
рядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть свя-
зан, во первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элемен-
тами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием то-
го или иного структурного элемента занять более высокое место в ие-
рархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализирова-
лась соответствующая причина ? Очевидно, что помимо существования при-
чины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, слу-
жащие питательной средой для конфликта.

1.3. Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конф-
ликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью
социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток
времени расходуется большое количество психологических и материальных
ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столк-
новения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое
целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психо-
логических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуа-
ции, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне, конфлик-
тная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая
в столкновение всю свою энергию.

1.4. Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неиз-
бежно сталкивался с конфликтами разной длительности. Это может быть
короткая, длящаяся несколько минут стычка ( между двумя индивидуума-
ми), а может быть и противостояние различных групп, длящаяся на протя-
жении жизни нескольких поколений (конфликт между религиями).
Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные, за-
тяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

1.5. Последствия социального конфликта.
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфлик-
ты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значи-
тельным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем
механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает
группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социаль-
ной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конф-
ликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов,
или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения
по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
Так многие считают, что общество и отдельные его составные части
развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого
предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный,
разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалекти-
ческого метода. Они признают конструктивное, полезное содержание вся-
кого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые ка-
чественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегратив-
ные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты.
Конфликт способен разрушать социальные общности. Кроме того,
внутренний конфликт разрушает групповое единство.
Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ог-
раниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление
группового взаимодействия. Конфликт может оказаться единственным выхо-
дом из напряженной ситуации.
Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:
дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение,
ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению,
разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов
группы от насущных проблем;
интегративные последствия, которые определяют выход из сложных
ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоче-
нность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу
к пониманию интересов ее членов.


2. Конфликты в современной России.

2.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях.
Социальные конфликты в современном российском обществе органичес-
ки связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат
в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое
основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отно-
шениям.
Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и
собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения
новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе
между элитой, представляющей различные группы новых собственников и
огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от
власти.
Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым
применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общест-
ва, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются
социальные противоречия и их результатом становятся социальные конф-
ликты.
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно
именуются как политические, социально-экономические, духовные, нацио-
нальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта,
под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общнос-
тями и социальными силами.

2.2. Социально-политические конфликты.
Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конф-
ликтах российского общества:
- конфликты в самой власти, противоборство между различными поли-
тическими силами за обладание властью;
- роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, кото-
рые как то влияют на основы существования самой власти;
- роль государственной власти во многих случаях как посредника.
Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступа-
ют как:
- конфликты между ветвями власти ( законодательной, исполнитель-
ной, судебной) ;
- конфликты внутри парламента, между Государственной Думой и Со-
ветом Федерации, конфликты внутри них самих;
- конфликты между политическими партиями и движениями;
- конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.
Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажен-
но, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным
источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные
группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни,
на обладание материальными благами и властью.
В 1993 году победила исполнительная власть, в руках которой сей-
час сосредоточена вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила
верхушечный, элитарный характер и разрешилась не компромиссом, а сило-
вым методом с вооруженным столкновением и кровопролитием.
Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется дос-
таточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - не-
контролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс,
который невозможно будет исправить.
Исполнительная власть все в большей степени осуществляет полити-
ку, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохра-
нения. Официальные теоретики называют политический режим как "контро-
лируемая демократия", "президентская демократия" и т.д.
Социологические опросы показывают, что степень недоверия к нынеш-
ним властям не просто высока, но уже переходит черту для общественного
сознания стереотипа "враги".


2.3. Социально-экономические конфликты.
На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между
системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы
идет не по линии "Работники-предприниматели", а по линии "трудовые
коллективы-правительство". Наряду с требованиями о повышении зарплаты,
уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования
коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предп-
риятий. Поскольку основным субьектом перераспределения собственности
являются органы государственной власти, а сама собственность сосредо-
точена в их руках, то социально-экономические выступления своим остри-
ем направлены против политики правительства в центре и на местах.
Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-эко-
номические отношения между средними и мелкими предпринимателями и
властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций
многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов.
Возрастает значение характера отношений по линии "предпринимате-
ли-основная масса населения". Фактором, способствующим обострению си-
туации является многократное различие доходов между самыми богатыми и
самыми бедными.
Скорее всего, когда закончится второй этап приватизации и госу-
дарственная власть, как главный субьект собственности "уйдет в тень",
а новые хозяева собственности займут главные позиции в экономике, ука-
занные выше противоречия и возможные с ними конфликты выдвинутся на
передний план.

2.4. Межнациональные, межэтнические конфликты.
Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточеннос-
ти противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются
наиболее сложными среди социальных конфликтов.К социальным противоре-
чиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память,
которая углубляет конфликт.
Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия между нациями. Но
по причине того, что государства возникли в результате келейного, вер-
хушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противо-
речия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой. (Карабах, Осетия,
Абхазия, Приднестровье и др.)
Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов.
Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное населе-
ние" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность
превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия).
Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как
различием соотношения русского и нерусского населения, так и главным
образом тем, что национальная психология русских и разбуженное нацио-
нальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую
ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории
нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают
такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже не-
большой по численности народ может предстать перед ним в образе врага.
В ближайшие годы следует ожидать усиления агрессивно-наступатель-
ного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать бе-
женцы-русские из других бывших республик СССР.
Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои
особенности, свои причины. Федеративная организация государства России
является почвой всевозможных конфликтов. Конфликт с Татарстаном уда-
лось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получи-
лось, и политический конфликт вылился в военный. Но вполне ясно, что
все существующие и потенциальные межнациональные конфликты могут быть
мирно урегулированы в обоюдных интересах.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе -
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе пере-
ходного состояния.
Современный кризис российского общества является одним из самых
глубоких и продолжительных в нашей истории.
Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наибо-
лее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере
власти, социально-экономических и межнациональных отношений.
Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет вы-
работать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию
противоборствующих сторон.
Целостность Российского государства, стабильность в обществе при-
обретают приоритетное значение в способах регулирования конфликтов.



Литература.

Социология. С.С.Фролов. Издательство "Логос", Москва, 1996 г.

Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание",
г.Москва, 1995 г.






Реферат на тему: Социальный конфликт и его разрешение

Московский Авиационный Институт



Эссе на тему
Социальный конфликт
и его разрешение



Студент Тараканов И.В.
группа 03-221



19 апреля 1998 год.



«Жаль, только жить в эту пору прекрасную,
уж не придется ни мне, ни тебе ...»
Некрасов Н.А.
Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих
действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой
степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не
возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей
разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно
найти общий язык и в чем причина разногласий?
Социальный конфликт - это столкновение интересов различных
общественных групп. Для начала хотелось бы в общих чертах определиться в
огромном многообразии конфликтов. Условимся, что в качестве основания такой
классификации мы берем их причины. В исследованиях социальных конфликтов
можно выделить следующие основные сферы.
1. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности
Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к
конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей
деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). “Мир рушится
окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда
человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в
плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами
и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень
значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на
конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы,
общества.
2.Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет
место социальная напряженность, которая представляет собой
противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности,
меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех
взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и
массовости.
3. Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с
социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России,
политической обстановкой в них.
4. Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут
проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические
конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и
политических реформ.
Социальный конфликт может быть по-разному трактован. Так же он может
иметь различные пути разрешения и последствия. Столкновения могут возникать
спонтанно или же быть заранее продуманными и кем-то использованы.
Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения.
Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними
трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и
приведшее к смене правящих кругов.
Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам
В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих
инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества
имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были
вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в
системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от
современных требований, запрещением политической деятельности в
университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях
университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля.
Последней каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг. «реформа Фуше»,которая
предусматривала создание 2-годичных технологических институтов при
университетах, которые должны были обеспечить более быструю подготовку
специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской
системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора
студентов.
Студенты выдвигали ультра коммунистические лозунги. Позже их поддержали
профсоюзы. Перспектива анархии не устраивало большинство населения и,
использовав страх перед революцией, де Голль добился стабилизации
положения. Но доверие было утрачено и через год он ушел в отставку.
«...К концу 60 годов Франция пережила наиболее серьезный за весь
послевоенный период социально политический кризис. Этот кризис, обнажив
глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества,
охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью
были подняты проблемы социально-экономической политики правительства Пятой
республики...» - так пишут советские учебники 70-80 годов - «... В
результате более строгих условий перевода студентов на старшие курсы
пострадали в первую очередь те, кто в силу своего материального и
социального положения вынужден был совмещать учебу с работой». Все
советские газеты того времени трубили на всю страну о том, как
коммунистически настроенная молодежь и рабоче-крестьянские массы, еще не
сломленные оковами империализма, строят баррикады и под красным знаменем с
антиправительственными лозунгами доблестно сражаются против капитализма.
Все просто ликовало в преддверии французской коммунистической революции.
Это пример использования конфликта в определенных целях. Какие же это цели?
Советское правительство так интерпретируя события, обманывая миллионы,
хотело показать, что единственная сила есть коммунизм.
Существует еще масса примеров конфликтов между различными слоями
общества. Самый древний социальный конфликт - отцы и дети. Доказательством
этому служат древнегреческие рукописи и египетские папирусы.
Конфликт столиц и провинций имеет место не только в России (анекдоты про
чукчу), но и во всем мире. Во Франции парижане так же насмехаются над
гасконцами. В Испании подтрунивают над басками. В Италии - север,
экономически более развитый, не уживается с югом, который, по их мнению,
тянет назад и т.д.
Даже автомобилисты и пешеходы, как это ни парадоксально, недолюбливают
друг друга. « ...Повылезали эти машины как клопы по кромке сидят. У всех
академиков гаражи, но не каждый в нашей стране академик...».
Начинает громко заявлять о себе проблема наркомании в России.
Конфликтная ситуация между больными и существующей системой накаляется с
каждым днем. Законы же принятые в последнее время абсолютно
безответственны. Введено насильственное лечение. С середины апреля введен
закон о запрете частных клиник. Это при нашей то системе здравоохранения! В
государственных клиниках не хватает персонала, оборудования даже тем, кто
добровольно хочет лечиться. Но большинство больных наркоманией просто
боиться туда идти из-за страха перед уголовной ответственностью. Да и после
лечения вероятность того, что они устроются на работу, с таким штампом в
медицинской карте, приблизительно равна нулю.
В настоящее время наше общество можно разделить еще на два конфликтующих
слоя. На тех, кто хочет зарабатывать и уже научился работать и на тех, кто
привык «паразитировать на завоеваниях социализма». Все дело в том, что
людей, умеющих работать очень мало.
За 70 социалистических лет топором вырубили нормальное отношение к
частной собственности. Все дворянство было истреблено, середняк полностью
уничтожен как класс. Отношение крестьян к земле и продуктам труда хорошо
видно на примере «подвига» Павлика Морозова. «Сдал» папу, который не хотел
отдавать зерно, которое взрастил своим потом и кровью. Что же получилось?
Все зажиточное крестьянство уничтожено. В деревнях осталось одна голытьба,
бывшие батраки кулаков, ленивые и не способные вести свое собственное
хозяйство.
Был произведен геноцид общества. Сослана в лагеря, расстреляна, выслана
из страны вся интеллигенция, в городах осталась серая масса, глотающая все,
чтобы ей не подавалось. Эту покорность вбивали с самого начала. 1905 год
«болотная копейка», о которой писал Максим Горький в повести «Мать», когда
у рабочих ежемесячно вычитали из зарплаты копейку на осушение болот. Народ
считал, что имеет полное моральное право рвать на себе рубашку,
выкареживать булыжники из мостовой и строить баррикады. Все это из-за одной
копейки!
А что мы видим сейчас? Невыплаты зарплаты и пенсии продолжаются
месяцами, а люди терпят, работают дальше. С другой стороны, что им остается
делать? За воротами завода, в котором они работали всю жизнь уже стоит
армия безработных... Подведя итог, что мы имеем?
Общество, которое в большинстве своем так и не смогло перестроиться под
рыночные отношения. Разве это не есть самый серьезный социальный конфликт?
Должно еще вырасти поколение не знавшее рабства. Такая ситуация будет
продолжаться до тех пор, пока не будет налажено сельское хозяйство, когда
землей будут заниматься работяги, поднимающие с земли каждый гвоздь. Пока
не будет решен вопрос с частной собственностью. Ведь как только у человека
появляется что-то свое, как только он становится собственником, его взгляды
на происходящее резко меняются. Никто уже не пойдет на баррикады, зная, что
где-то под Москвой у него есть, пусть маленький, летний домик с садиком на
шести сотках, потому что нет никаких гарантий, что завтра его не отберут. С
моей точки зрения, очень верным было решение правительства о льготной
приватизации земли (1988-1992 гг.). Должен еще образоваться «толстый»
средний слой, который будет достаточно «сытый», чтобы на нем держалась вся
наша экономика, это врачи, учителя, научные сотрудники, инженеры, фермеры,
представители малого бизнеса. И если наше правительство будет продолжать
курс реформ, то наша страна обязательно достигнет капиталистического
«светлого будущего». «Жаль, только жить в эту пору прекрасную, уж не
придется ни мне, ни тебе...», потому что это произойдет не через один
десяток лет.
Существует еще один выход из положения, кроме того, что, опустив руки,
смотреть, как медленно десятилетиями перестраивается сознание людей, как
возрождается, практически с нуля интеллигенция, когда можно значительно
ускорить этот процесс. Каждый человек на своем месте должен «выдавить из
себя раба». Еще с детства надо учить ребенка быть самим собой, личностью.
Проводить лекции с родителями, не дать им воспитать в потомках свое
подобие, не передать им свои стереотипы, научить их смотреть реально на мир
через рампу. Беззаконие не возможно только потому, что это беззаконие - вот
что должны мы осознать. Со школьной скамьи человек должен учиться
социологии, этике и главное - экономике. В каждом учебном заведении
следует создавать молодежные организации, где каждый может проявить себя.
Набрать опыт в экономике, предпринимательстве и психологии. Научить его
реально смотреть на вещи, ведь чем ближе самооценка к реальности, тем
крепче он стоит на ногах; научить быть социально ответственным и честным.
Дать ему путевку в жизнь, где царят Демократия и Закон.





Новинки рефератов ::

Реферат: Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг (Социология)


Реферат: Социально–культурные проблемы развития России (Социология)


Реферат: Возникновение и эволюция жизни (Биология)


Реферат: Талант и свобода (Литература)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет (Музыка)


Реферат: Технология транспортного производства (Контрольная) (Технология)


Реферат: Металлы жизни. Марганец (Химия)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Молодежь как группа (Социология)


Реферат: Основные закономерности развития компьютерных систем (Программирование)


Реферат: Внешняя политика Японии в 30-40 гг. XX века (История)


Реферат: Автоматическое рабочее место для работника склада (Компьютеры)


Реферат: Схемы установок для выпаривания и конструкции выпарных аппаратов (Технология)


Реферат: Фотоаппарат (Физика)


Реферат: Рождественский Всеволод Александрович (Литература)


Реферат: Боевая техника 2-ой Мировой войны (История)


Реферат: Театральные реформы в России конца 1980-х - начала 1990-х годов (История)


Реферат: Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на примере двух-трёх памятников разных периодов (Искусство и культура)


Реферат: Развитие русского хорового исполнительства в России (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист