GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социологии + программа для социологических исследований (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социологии + программа для социологических исследований (Социология)



LD-1. РАЗДЕЛ 1. Характеристика современного социологического знания.
Тема 1. Социология как наука

План:
1. Объект социологии
2. Предмет социологии
3. Как социология изучает общество

Основные категории:
Статус, роль, социальная структура, социальные функции, социальные
отношения, социальное взаимодействие, социализация, культура, социальный
контроль, девиация, социальные группы, социальный состав, социальные
институты, социальная система, социальная стратификация,

Литература:
1. Смелзер Н. Социология.- М., 1994
2. Кравченко А. Основы социологии: чу. пособие для техн. М.1997
3. Кравченко А. Введение в социологию.- М., 1995
4. Радугин А...-Социология: курс лекций. -М., 1995



1. Общество как объект социологии.

Общество- самая богатая абстракция, содержащая в себе все понятия
социологии
Общество- исторический результат естественно складывающихся отношений
людей.
Признаки по Э. Шилзу
Общество- относительно автономное от всей совокупности людей образование.
Другие общности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна.
Общество- потенциально бесконечно воспроизводящая себя общность. Три
аспекта воспроизводства:
биологический (сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос,
цивилизация),
производственный (от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня -
сотни миллионов)


Произ

Биологи- водствен-
ческий Культурный ный



Три аспекта воспроизводства

2. Предмет социологии:

Социология наука о системном понимании общества.
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в
общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль-
динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример:
преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями,
соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель
поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы,
правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс
передачи культуры- социализация личности. Выполнение норм достигается через
механизм социального контроля.
Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная
функция - относительно однородные виды деятельности людей: направленные на
удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются
через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений -
социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня
развития общества.
Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы.
Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения.
Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена
на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности.
Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные
институты.
Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп,
расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.
Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных,
престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность.
И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании
социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как
модусов существования последних, наука о социальных отношениях как
механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также
личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и
массового поведения.

3. Как социология изучает общество

Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы
к его изучению:
Э.Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного
сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры)
первично и давлеет над человеком. Дюркгейм - основоположник структуруализма
в социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям.
С позиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследовании
макроструктур структур общества.
М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребности заставляет людей вступать
в отношения друг с другом, брать на себя выполнение определенных функций.
Именно функции отличают положение людей и лежат в основе образования
общественных структур. Вебер - основоположник функционального подхода в
социологии. Пример: Лодки в море - течения накладывают отпечаток на общую
картину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональных
побуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется
исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам.
Т.Парсонс: синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено - культуру, как
основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели
поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами
общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного
функционализма. Пример: Пример - лодка на аллеях парка.

Уровни социологического знания: По типу знания - фундаментальный
(теоретический), прикладной (эмпирический), инженерный (практический).
По масштабу и значимости изучаемых явлений - макро и микроуровень.
Область приложений социологии раскрывается в частных социологических
дисциплинах.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,
прогностическая, идеологическая.



LD-2 РАЗДЕЛ 1. Тема 2. Обзор развития социологии.
План
1. Донаучный этап
2. Этап формирования науки
3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Литература
1. Современная западная социология: Словарь
2. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии
3. Капитонов Э. Социология ХХ века

1. Донаучный этап развития социологии
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных
социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы
функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к
Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А.
Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие
представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство”
и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда:
Высший - мудрецы, управляющие гос., средний - воины, низший - ремесленники
и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили с
структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен
собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на
благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П.
противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном
богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и
тирания - последовательные этапы его деградации.
Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А.
раскрываются в “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной
собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и
нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя.
Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы:
земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к
гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых
сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний
размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу
относились и имущие земледельцы.
Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал г-во высшим проявлением чел. духа, а
служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ва обуздание
эгоистических интересов людей. М. сосредоточил свое внимание на законах
поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона:
людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен
выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.
Т.Гобс (1588-1679):”Теория общественного договора” - основа учения о
гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать
всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное
опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство,
являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское
общество, основанное на законах и общественном договоре.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи
общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства.
Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к
наделению всех равной собственностью.

2. Научный этап развития социологии
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки., как
самостоятельной отрасли знания. Естественно истор. предпосылкой является -
кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения
общественных явлений.:
Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт
(1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” -
1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”-
1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы
развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками
общества являются территория, население, совершенная власть и
правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей,
2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее
место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания:
наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не
зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным
(позитивизм).
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие
которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на
достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение
специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части
социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование
(гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая
2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в
применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных
реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-
ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную
(женщины).
Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы
социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал
его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно
С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам
эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между о-вом и
окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и
мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические
действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и
государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры.
Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-
культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный
ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и
групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная
задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие
“социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания
людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать
определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные
(демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные
представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по
Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом.
Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а
силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится
на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены
общества. Коллективнее сознание отражает характер народа, но независимо от
него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого
является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие
сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую
солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и
демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и
механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему
верований, развил концепцию “религии без Бога”.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом
концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более
справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие
общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон.
формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм,
социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый
от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических
отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития
производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений
(классы и институты), характеризуемых понятием способ производства.
Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до
капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между
эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми
(создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что
дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних
классов другими, отменой частной собственности и заменой классового
общества бесклассовым.
Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся
к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и
его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное
существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания
социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных
свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”.
Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в
социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его
физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность
человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих
существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах
человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является
выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии,
доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т.
определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и
сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их,
осознание помогает представить зависимость как естественную, как
взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом
осознания является появление общественной воли, составляющей основу
общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой
(сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим
выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной -
производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует
рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная,
эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины)
Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины
(общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации
(общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности
(коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной
социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал
“международный социализм”.
Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель формальной социологии,
представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов
природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого
становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый
интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах
культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими
формами культуры.
З. считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных
ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты
социальных явлений.. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные
от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц.
концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами
обобществления (культурой). З. называл социологию “геометрией социального
взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную
теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З. считал подчинение и
господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности,
явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами
взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов
предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как
систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов.Процессам
ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт.
Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой,
обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
Габриэль Тард (1843-1904) “Социальная логика”, “Социальные законы”,
“Мнение и толпа” - является представителем психологической школы в
социологии.. Родоначальником психологического направления является З.Фрейд:
сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричиной всех
социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизм
упорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к
другу. История представляется как развертывание либидо в системе
ассоциаций, самой мощной из которых является государство.
Основной тезис Г.Тарда состоит в том, что социальные явления являются
психическими по своей природе. Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой
которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Т. толкует
как циркуляцию желаний или идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или
имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного
повторяется другими (имитация), сталкиваясь мысли образуют оппозиции,
наконец идеи либо взаимоуничтожаются, либо синтезируются (адаптация или
изобретение). Синтез идей является источником социального движения.

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство
и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он
разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом
В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация
действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным
инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические
категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр.
служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия,
религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют
социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил
четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2)
ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования
современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-
историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве
индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль
в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему
социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою
логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь
сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и
правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами
институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не
совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал
влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на
становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов
протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.

3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины

Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины,
характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением
знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области
приложений. Начиная с этого этапа социология развивает себя на собственной
основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии
необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой
общей теории общества.
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят
структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса,
Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоуманса, Н.Смелзера.
Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая
теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том,
что общество представляет собой сложную систему социальных элементов
(групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного
взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное
происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения
необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди
которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых
людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе
оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при
этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого
взаимодействия.
Отношения структурных единиц строится на основе функций,
обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких
функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения
ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция
(проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм,
правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования
личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции
соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального
контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии,
государство, -семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической
теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм
социального прогресса и регулирования. представителями которой являются
Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдинг.
Льюис Козер ( 1913- ) определил конфликт как явление, которое
обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и
переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс
конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз
конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт
сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития
группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является
консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Третье направление в развитии современной социологической теории -
леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании
движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных
перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой,
одним из лидеров которой является Г.Маркузе (Фрейдо-марксизм)
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в
результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов
через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение
мира: ориентация на абсолютнуюэффективность производства, ориентация на
искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о
тождественности технологического и духовного развития общества. В
результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись
в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития.
Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в
сознании”, составной частью которой является сексуальная революция.
Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным
мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего
мира, национальные и религиозные меньшинства.







Реферат на тему: Социологическая концепция П. Сорокина

Мурманский государственный технический университет



РЕФЕРАТ
по социологии на тему:
«Социологическая концепция П. Сорокина»



|Выполнил: |студент 3 курса, |
| |специальность |
| |«Национальная |
| |экономика» Панов |
| |Александр |
|Проверил: |ст. преподаватель |
| |кафедры истории и |
| |социологии |
| |Федосеенко И.Н. |



Мурманск, 2002

ВВЕДЕНИЕ


Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества
направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и
законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и
закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача
социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся
социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;
Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического
характера, реализовать идеал "описательной науки".
Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и
социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные
модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения
социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда
присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные
ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и
неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России
не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией
российской социологической мысли.
В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих
собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она
испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного
аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И
несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,
появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных
социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по
социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,
появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.
В первой части своей работы, я постараюсь показать общие взгляды
Сорокина на социологию, во второй и третьей – будут даны различные оценки
его деятельности.

|Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., А.Ю. Согомонов: |
|перевод с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С.27-40 |
|Наука социология |Социология – это наука об обществе и закономерности,|
| |проявляющейся в общественных явлениях. Такое |
| |определение социологии вытекает из смысла самого |
| |слова «социология», что буквально означает «слово |
| |(наука) об обществе». Из него следует, что предметом|
| |изучения социологии является общество или |
| |общественные явления. Однако вряд ли можно |
| |довольствоваться таким определением: оно – увы! – |
| |дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, |
| |как сразу же встают вопросы: а что такое общество? |
| |каковы признаки общественных явлений, отличающих их |
| |от множества других явлений? будет ли обществом, |
| |например, груда камней, муравьиная куча и рой пчёл, |
| |или же обществом будет только собрание или |
| |совокупность людей? Если куча камней, или табун |
| |лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, |
| |то, очевидно, социология становиться всеобъемлющей |
| |наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и |
| |биологию, короче – простым ярлыком, обозначающим |
| |собой лишь новый термин для ряда существующих наук. |
|Отличительные черты |Раз мы говорим об обществе, тем самым мы |
|общества, изучаемого|предполагаем наличность не одной единицы, не одного |
|социологией |существа, а по меньшей мере нескольких. Единица |
| |общества не составляет. Значит, общество означает |
| |прежде всего совокупность нескольких единиц |
| |(индивидов, существ, особей). Теперь представим |
| |себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не |
| |имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в |
| |этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда |
| |вывод: общество означает не только совокупность |
| |нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но |
| |предполагает, что эти единицы не изолированы друг от|
| |друга, а находятся между собой в процессе |
| |взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то |
| |или иное влияние, соприкасаются друг с другом и |
| |имеют между собой ту или иную связь. Иными словами |
| |понятие общества предполагает не только наличность |
| |нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы|
| |взаимодействовали между собой. Но этих черт мало для|
| |общества, изучаемого социологией. Каждому известно, |
| |что все предметы мира взаимодействуют друг с другом |
| |(например, планеты находятся в постоянном |
| |взаимодействии между собой). Следовательно, если бы |
| |мы ограничились понятием общества только как |
| |совокупности взаимодействующих единиц, это означало |
| |бы, что социология как наука об обществе должна была|
| |бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы,|
| |т.е. весь неорганический и органический мир, |
| |изучаемый физико-химическими и биологическими |
| |науками. Так где же и в чем искать отличительную |
| |черту? Она дана одновременно и в свойствах |
| |взаимодействующих единиц, и в свойствах самого |
| |процесса взаимодействия. Свойства двух камней и |
| |связывающего их процесса взаимодействия не похожи на|
| |свойства двух амёб или клеточек тела и характер |
| |взаимодействия между последними. Наконец, свойства |
| |человека и процесса взаимодействия, в котором |
| |находятся люди друг с другом, не похожи на свойства |
| |предыдущих взаимодействующих единиц и характер |
| |происходящего между ними процесса взаимодействия. С |
| |этой точки зрения взаимодействующие центры и все |
| |процессы взаимодействия можно разделить на 3 |
| |основные формы: |
| |«неорганические», изучаемые физико-химическими |
| |науками |
| |«живые органические», изучаемые биологическими |
| |науками |
| |взаимодействующие центры, одаренные психикой, |
| |сознанием и взаимодействие психическое, т.е. обмен |
| |идеями, чувствами, волевыми актами, изучаемые |
| |социологией. |
| |Из сказанного само собой следует, что общество как |
| |предмет изучения социологии дано только там, где |
| |дано несколько единиц (индивидов), одаренных |
| |психикой и связанных между собой процессами |
| |психического взаимодействия. И обратно, всюду, где |
| |взаимодействие тех или иных центров лишено |
| |психического характера, например взаимодействие |
| |–атомов, молекул, планет, простейших организмов, |
| |лишенных сознания, - там не будет общества в |
| |социологическом смысле. Социология изучает только |
| |такие общества, где члены последнего помимо |
| |органических и неорганических процессов, связаны еще|
| |взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, |
| |чувств, волевых устремлений, короче – тем, что |
| |характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, |
| |предметы неорганического мира, наконец, простейшие |
| |организмы, хотя и связаны между собой рядом |
| |процессов взаимодействия, но оно лишено психических |
| |форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, |
| |ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не |
| |составляют и общества в смысле социологическом. |
|Отделы социологии, |Вся наука социология может быть разделена на четыре |
|их задачи |главных отдела. |
| |Первый отдел социологии составляет общее учение об |
| |обществе. Сюда войдет: определение общества или |
| |социального явления, описание его основных черт, |
| |анализ процесса взаимодействия, формулировка |
| |основных социальных законов; сюда же должны быть |
| |отнесены и история самой социологии, характеристика |
| |современных социологических направлений и учение о |
| |методах социологии. |
| |Второй отдел социологии составляет социальная |
| |механика . Задачей этого отдела, наиболее важного из|
| |всех остальных, служит изучение закономерностей, |
| |проявляющихся в общественных явлениях. Социальная |
| |механика как часть социологии ставит своей задачей: |
| |а) разложение сложных общественных явлений на |
| |простейшие элементы; б)изучение свойств этих |
| |элементов и тех эффектов, которые они вызывают в |
| |поведении людей и общественной жизни; в) идя этим |
| |путем, социальная механика в конечном итоге пытается|
| |понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее|
| |тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым,|
| |случайное закономерным. |


| |Третьим отделом социологии будет социальная генетика|
| |(от «генезис» – значит происхождение и развитие). |
| |Содержанием его явиться: 1) учение о происхождении и|
| |развитии общества и общественных институтов: языка, |
| |семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.; |
| |2) учение об основных исторических тенденциях, |
| |проявляющихся с поступательным ходом истории в |
| |развитии общества и общественных институтов. |
| |Четвертым отделом социологии будет социальная |
| |политика. Это отдел по своему характеру и целям |
| |является чисто практическим, прикладной дисциплиной.|
| |Его задачей служит формулировка рецептов, указание |
| |средств, пользуясь которыми можно и должно достигать|
| |цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе|
| |социальную политику можно назвать социальной |
| |медициной или учением о счастье. |
|Отношение социологии|Если предметом социологии является мир людей и |
|к другим научным |высших животных, находящихся в процессе психического|
|дисциплинам |взаимодействия, то встает вопрос: каково же |
| |отношение социологии к другим социальным наукам? |
| |Общественные явления изучаются не только |
| |социологией, но и рядом других наук: теорией права, |
| |политической экономией, историей, психологией и т.д.|
| |Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим |
| |наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, |
| |стоит последняя? Ответы, дававшиеся на этот вопрос |
| |разбивались на три группы: одни ученые под |
| |социологией понимали совокупность всех социальных |
| |наук. В этом случае социология превращалась в |
| |простое название, обозначавшее все социальные науки,|
| |вместе взятые. Другие социологи пытались выделить |
| |социологию из ряда других социальных наук по |
| |различию объектов, изучаемых первыми и второю. |
| |Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, |
| |само различие формы и содержания очень неясно; |
| |во-вторых если бы даже это различие и было |
| |правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для |
| |новой социальной науки и ничуть не уничтожало бы |
| |потребности в особой науке, роль которой сейчас |
| |играет социология. В чем же дело? Дело в том, что |
| |социология, в противоположность специальным |
| |общественно-психологическим наукам, изучает не те |
| |или иные отдельные, специальные стороны или ряды |
| |общественных явлений, а изучает наиболее общие, |
| |родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни |
| |одной из них. Следовательно, социология – наука о |
| |родовых свойствах и основных закономерностях |
| |социально-психологических явлений. В этом отношении |
| |социология находится в таком же положении по адресу |
| |специальных общественных наук, в каком общая |
| |биология находится по адресу специальных |
| |биологических дисциплин (зоологии, ботаники, т.п.) |
| |Как общая биология служит основной для последних, |
| |так и социология должна быть фундаментом для |
| |специальных общественных наук. Из сказанного ясно |
| |отношение социологии к последним. Социология не есть|
| |пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не |
| |является она и специальной дисциплиной, подобно |
| |другим, отмежевавшим себе маленький угол |
| |общественных явлений для возделывания, а |
| |представляет собой самостоятельную науку, не |
| |слившуюся с существующими специальными дисциплинами,|
| |науку, изучающую наиболее общие – родовые – свойства|
| |общественных явлений, не изучаемых первыми. |

|Фрумкин К. О мнимой экзальтации. //Свободная мысль-21.-2001.-№5.-С.60-66. |
|«Наследие |Одно из самых знаменательных явлений современной |
|серебряного века»: |российской культуры - переиздание произведений |
|неоднозначность |русских мыслителей конца XIX - начала XX века. |
|восприятия и оценок |Цитирование многих из них в научной и философской |
| |литературе стало таким обильным, что часто вытесняет|
| |ссылки на современных авторов. И это обстоятельство |
| |вызывает определенную настороженность. С одной |
| |стороны, известный отрыв отечественной мысли от |
| |многих линий в развитии мировой культуры (а иным из |
| |них начало было положено именно русскими авторами) |
| |заставляет относиться к мыслителям "серебряного |
| |века" с повышенной серьезностью: их интеллектуальный|
| |уровень, профессионализм и образованность не могут |
| |не внушать уважение. Но с другой - идеи, появившиеся|
| |на свет едва ли не 100 лет назад не могут не |
| |устареть в том или ином аспекте. Именно такие |
| |двойственные чувства вызывают изданные в последние |
| |годы произведения классика русской и мировой |
| |социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб|
| |оказалась в России одной из самых отсталых |
| |гуманитарных наук. И поэтому она не может не |
| |обращать внимания на труды своего малоосвоенного |
| |классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ |
| |Сорокина - прежде всего размышления о социологии |
| |революции - и по сей день воспринимаются как |
| |откровения. Но другие буквально режут слух |
| |современного читателя. |
|Общество по Сорокину|В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его |
|- экзальтированная |учении о классификации актов человеческого |
|секта? |поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три|
| |разновидности поведения человека: |
| |нормальное и обязательное поведение, которое |
| |общество требует от своих членов; |
| |подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и |
| |награждаемы; |
| |преступления, то есть запрещенные акты поведения, |
| |совершение которых наказуемо. |
| |Первое, что бросается в глаза даже не являющемуся |
| |профессиональным социологом читателю, - это |
| |совершенное отсутствие в системе Сорокина места для |
| |морально-нейтральных актов поведения. К какому из |
| |трех разрядов отнести, скажем, безобидное |
| |посвистывание на улице? Оно не обязательно, не |
| |рекомендуемо и не наказуемо. По Сорокину же все, что|
| |не обязательно, - либо подвиг, либо преступление. |
| |Можно попытаться представить себе общество, |
| |адекватное сорокинской классификации!. Его члены не|
| |смеют делать ничего сверх обязательного или хотя бы |
| |рекомендуемого. Перед нами жесткая тирания или – это|
| |даже точнее - экзальтированная секта. |
| |В словарях под экзальтированностью обычно понимается|
| |состояние болезненного возбуждения, то есть этому |
| |понятию дается психологическое, психофизиологическое|
| |толкование. Но нас в данном случае интересует не |
| |психология, а культура. Чтобы понять |
| |экзальтированность как категорию культурологическую,|
| |надо переосмыслить ее, исходя из того, что |
| |индивидуальная психология влияет на общие |
| |характеристики общества и культуры. Человек |
| |интегрирован в культуру через поступок, и |
| |возбужденность проявляется в разрастании чувства |
| |необходимости его совершения. |
| |Экзальтированность в данном контексте - это, прежде |
| |всего, гипертрофированность чувства долга, будь это |
| |долг религиозный, рыцарский или любой другой. |
| |Особенность экзальтированного, сектантского |
| |поведения как раз и заключается в отсутствии понятия|
| |о необязательных, но допустимых поступках. Все либо |
| |обязательно, свято - либо запрещено. Тирания |
| |навязывает своим поданным экзальтированное |
| |поведение. При жесткой теократии всякое нормальное |
| |жизненное отправление становится исполнением закона,|
| |актом служения. Таким образом, сливаются до |
| |неразличимости сакральные, ритуальные - и обыденные |
| |действия, с заметным перекосом к ритуалу. Вся жизнь |
| |становится исполнением ритуала. |
| |Понятия, близкие по смыслу к такому |
| |действию-служению, можно найти у Владимира Соловьева|
| |в понятии "теургия" или у Николая Федорова в понятии|
| |"общее дело". Но это все мыслители мистической |
| |напряженности! По мнению Н. Федорова, элементы |
| |"общего дела" были свойственны ранним христианским |
| |общинам, где, как он считал, литургия не |
| |ограничивалась службами в храме, а охватывала всю |
| |жизнь общины. |
| |Примерно то же самое можно сказать об идеальной |
| |еврейской общине, отвечающей всем требованиям |
| |регламентирующей быт религии (так пытаются жить |
| |некоторые ультраортодоксальные еврейские семьи). |
| |Иудаизм стремится сакрализовать будничный обиход |
| |еврея до такой степени , что сам этот обиход |
| |становится подобием литургии. |
| |Если вся жизнь общины – это богослужение, то есть |
| |действие морально-обязательное, то нельзя |
| |предполагать, пожалуй, и полного отсутствия в ее |
| |быту проступков и преступлений. Сам Федоров вряд ли |
| |считал абсолютно безгрешными первых христиан, а в |
| |быту самых-самых религиозных евреев, вероятно, |
| |находится место для каких-то хотя бы случайных |
| |нарушении. С другой стороны, христианству и иудаизму|
| |хорошо знакомо понятие "подвижничество"; в жизни |
| |религиозных общин находится место и для |
| |обязанностей, и для преступлений, и для подвигов. |
| |Иными словами, к этим экзальтированным сообществам с|
| |некоторой натяжкой вполне применима сорокинская |
| |классификация. |
|Экзальтированный |Впрочем экзальтации долга есть куда двигаться |
|морализм: движение |дальше. Морализм а lа Сорокин все-таки оставляет |
|вперед |простор для некоторой инициативы, для прорыва за |
| |пределы обязательного - хотя необязательное при этом|
| |подлежит непременной моральной оценке, |
| |необязательный поступок должен быть хорошим. Дальше |
| |экзальтированному морализму остается сделать еще |
| |один шаг: все, что не обязательно, запрещено. А |
| |поскольку в этом случае нормальное поведение |
| |неотличимо от героического, то формула поведения |
| |становится еще романтичнее: подвиг обязателен: все |
| |что не подвиг (или все, что не обязательно) - |
| |преступно. Здесь уже веет нравами каких-нибудь |
| |суперменов-самураев; это ограничения, добровольно |
| |налагаемые на себя аскетами-подвижниками, великими |
| |цадиками. |
| |Впрочем лучше будет вспомнить платоновский |
| |"Чевенгур" – роман о фанатизме и экзальтированности.|
| |В "Чевенгуре" установлены порядки, которые порой |
| |могут показаться чем-то вроде бунта против иудейской|
| |религии. Если евреям запрещено работать по субботам,|
| |то в Чевенгуре разрешено (и обязательно) работать |
| |только по субботам. Но дело конечно, не в иудаизме. |
| |Субботник для коммуниста - это особый, священный |
| |почетный труд, занятие самоотверженных подвижников. |
| |Но герои "Чевенгура" питаются долетающими до них |
| |брызгами коммунистического мифа, отношение к |
| |которому у них доходит до страшной и страстной |
| |напряженности. Поэтому единственно возможным – равно|
| |как и обязательным становится труд священный. Труд |
| |же будничный - и, следовательно, с точки зрения |
| |восторженного напряденного сознания, не героический|
| |-запрещается в Чевенгуре как буржуазный пережиток. |
|Разграничение добра |Впрочем, даже если бы система Сорокина оставляла |
|и зла: однозначность|место для нейтрального поведения, все равно пришлось|
|Сорокина |бы говорить об известной степени моральной |
| |экзальтированности ее автора. Наличие таких |
| |категорий, как "подвиг" и "преступление", |
| |подразумевает возможность четкого отделения добра от|
| |зла. И эта однозначность существует не только для |
| |описываемого условного общества, но и для самого |
| |Сорокина. В качестве при- |
| |мера очевидности чувства запрещенности, недолжности |
| |Сорокин предлагал читателю представить, что он |
| |убивает собственного отца. Но как бы в насмешку над |
| |этим доводом современник Сорокина Андрей Белый уже |
| |писал свои знаменитые романы, где маниакальным |
| |рефреном звучало желание лирического героя убить |
| |собственного отца, причем желание это, конечно же, |
| |находило у него внутреннее оправдание. |
| |Четкое разделение добра и зла имеет своим следствием|
| |нетерпимость, поскольку необходимыми условиями |
| |готовности идти на компромисс являются определенное |
| |сомнение в абсолютности своей правоты и признание |
| |относительной правоты за противоположной стороной. |
| |Когда же Сорокин разбирает ситуацию столкновения |
| |разных систем ценностей, разных шаблонов поведения, |
| |он видит для нее три возможных исхода: |
| |- раскол и размежевание; |
| |- уничтожение одной из сторон; |
| |- насильственное подчинение одной из сторон шаблонам|
| |и ценностям другой. |
| |Возможность четвертого варианта - компромисса между |
| |системами ценностей, консенсуса - Сорокину даже не |
| |приходит в голову; |
| |Руссоистические теории общественного договора он |
| |прямо считал в корне ложными. |
| |Если набросать шкалу степеней моральной |
| |экзальтированности (моральный нигилизм - четкое |
| |различение добра и зла - отсутствие чего-либо кроме |
| |добра и зла), то учение Сорокина придется отнести |
| |даже не ко второй, а к третьей ее степени - хотя оно|
| |и не доходит до того предела, где стирается грань |
| |между нормой и подвигом. |
| |Таким образом, теория Сорокина вполне может служить |
| |иллюстрацией к идее Ю. Лотмана о характерности для |
| |русской культуры на всем протяжении ее истории |
| |"бинарной структуры самоосознания", которая связана |
| |с "разделением мира на мир греха и мир святости, с |
| |отрицанием "среднего - - не греховного не святого, |
| |а нейтрального пласта"3. И, в соответствии с |
| |культурологической концепцией Ю. Лотмана, наше |
| |нынешнее отношение к системе Сорокина означает |
| |описание бинарной |
| |модели самоописания с точки зрения "тернарной" |
| |(трехэлементной) модели, которая, по мнению Лотмана,|
| |активно действует в короткие периоды перелома эпох. |
|Почему Питирим |На этот вопрос есть два в равной степени правильных |
|Сорокин выглядит |ответа. С одной стороны, сыграла свою роль |
|столь странно, как |возбужденная атмосфера, царившая в среде русской |
|человек |интеллигенции начала XX века. Тогда действительно |
|экзальтированный и |было велико влияние бинарного, черно-белого |
|видящий |мышления, |
|существование не |как это бывает всегда, когда градус общественных |
|награждаемых и не |дискуссий повышается выше некоторого уровня. |
|наказуемых обществом|Атмосфера яростных социальных споров, когда многие |
|человеческих |брались на деле различать добро и зло, индуктивно |
|поступков, поступков|воздействовала на всех авторов эпохи. |
|пусть даже |С другой стороны, можно привести мнение Михаила |
|ничтожных, социально|Ямпольского, которое применительно к нашему случаю |
|незначимых, но все |означает перенос вины за ошибку Сорокина на весь |
|же реальных? |Запад: "Я думаю, что гуманитарная наука XIX века вся|
| |строилась вокруг и на основе понятия "нормы"... И |
| |только сегодня, наконец, мы начинаем понимать, какое|
| |огромное число явлений человеческого опыта осталось |
| |за пределами нормативного подхода к ним. Обычно их |
| |определяли как "патологические", "анормальные", |
| |"перверсивные" и т. п. К ним прежде всего относятся |
| |осуждаемые обществом сексуальные практики, безумие, |
| |насилие... В итоге к XX веку сложилось странное |
| |положение, когда одни явления почему-то были |
| |допущены в качестве нормы в крут нашего сознания, в |
| |то время как другие оказались вытесненными на его |
| |периферию. А это - огромный пласт явлений, без |
| |которых невозможно осмыслить жизнь общества и |
| |человека". |
| |Сам по себе интерес наук к нормам естественен. |
| |Весьма основательным представляется существующее в |
| |западной социологии мнение, согласно которому |
| |наличие нормы вообще является свойством любой |
| |социальности: нет общества без нормы, они рождаются |
| |вместе. Способность человека отличать "правильное •>|
| |поведение от "неправильного" является самым |
| |первичным и фундаментальным условием, для того чтобы|
| |считать человеческие действия осмысленными. Для |
| |этого критерия осмысленности не имеет даже значения,|
| |может ли сам человек рационально обосновать свой |
| |поступок или он поступает определенным образом по |
| |традиции, по привычке, в подражание другим и т. п. |
| |Однако любой социум - это сложная игра норм: |
| |общепринятых, коллективных и индивидуальных, |
| |постоянных и временных, латентных и эксплицитных и |
| |т. д. И нормативную систему невозможно |
| |кодифицировать так, чтобы в ней вовсе не осталось |
| |места для не предусмотренного и не "я прощенного |
| |нормам;: поведения. А это значит, что само по себе |
| |указание на зацикленность науки на нормах еще не |
| |отвечает на вопрос: куда |
| |же все-таки делось нейтральное? Более того, поднятое|
| |Ямпольскпм на щит изучение аномалий оказывается тем |
| |же самым нормативным подходом, но с обратным: |
| |знаком. В любом случае исследователя интересуют |
| |факты, находящиеся либо по ту, либо по эту сторону |
| |границы между нормальным и аномальным, - но не те, |
| |что находятся вне этого деления. |
| |Однако сетования М

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданско-правовой иск (Гражданское право и процесс)


Реферат: Два письма из Евгения Онегина (Литература : русская)


Реферат: Социальные институты и организации (Социология)


Реферат: Сочинения по России (Иностранные языки)


Реферат: Статистика (Статистика)


Реферат: Розрахунки й оптимізація характеристик систем електрозв’язку. (Расчёты и оптимизация характеристик систем электросвязи) (Радиоэлектроника)


Реферат: Применение химических веществ группы углеводов в росписи тканей (Химия)


Реферат: Карибский кризис 1962 года. Мир на грани войны (История)


Реферат: Николай II: человек и государственный деятель (Государство и право)


Реферат: Банковская система Великобритании (Банковское дело)


Реферат: Интеллигенция (А.Ф. Кони) (Исторические личности)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Блок управления двигателем на МК (Программирование)


Реферат: Конспект по истории Беларуси (История)


Реферат: Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее (География)


Реферат: Влияние автотранспорта на человека (Спорт)


Реферат: Влияние женщин на становление дворянской культуры XIX века (Литература : русская)


Реферат: Современные образовательные технологии (Педагогика)


Реферат: Избранная Рада и ее реформы (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист