GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)


Основные положения этой теории были сформулированы американскими
социологами Дж . Мидом и Р . Минтоном , а также активно
разрабатывались Т. Парсонсом . Вот основные положения этой теории .
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-
мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций
. Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и
обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько
статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в
обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто
бывает так , что главный статус обусловлен его должностью ( например
, директор , профессор ) . Социальный статус отражается как во внешнем
поведении и облике (одежде , жаргоне ) , так и во внутренней позиции
( в установках , ценностях , ориентациях ) .
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы .
Предписанный - значит , навязанный обществом вне зависимости от усилий
и заслуг личности . Он обуславливается этническим происхождением ,
местом рождения , семьёй . Приобретённый ( достигнутый ) статус
определяется усилиями самого человека ( например , писатель , ген .
секретарь ). Выделятся также естественный и профессионально-
должностной статусы . Естественный статус личности предполагает
существенные и относительно устойчивые характеристики человека (
мужчины и женщины , детство , юность ) . Профессионально - должностной -
это базисный статус личности , для взрослого человека , чаще всего ,
являющийся основой интегрального статуса . В нём фиксируется
социальное , экономическое и производственное положение ( банкир ,
инженер , адвокат ) .
Социальный статус обозначает конкретное место , которое
занимает индивид в данной социальной системе . Совокупность требований
, предъявляемых индивиду обществом , образует содержание социальной
роли . Социальная роль- это совокупность действий , которые должен
выполнить человек , занимающий данный статус в социальной системе .
Каждый статус обычно включает ряд ролей .
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т
.Парсонсом. Он считал , что каждая роль описывается 5 основными
характеристиками :
1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности ,
другие - раскованности ;
2. способом получения - одни предписываются , другие завоёвываются ;
3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена ,
другая - размыта ;
4. нормализацией - действие в строго установленных правилах , либо
произвольно;
5. мотивацией - на личную прибыль , на общее благо .
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :
. ролевого ожидания
. ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения . Но каждый
из них имеет большое значение в поведении личности . Наши роли
определяются прежде всего тем , чего ожидают от нас другие .Эти
ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность .
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4
элемента :
1. описание типа поведения , соответствующего данной роли ;
2. предписание ( требования ) , связанные с данным поведением ;
3. оценка выполнения предписанной роли ;
4. санкции - социальны последствия того или иного действия в
рамках требований социальной системы . Социальные санкции по
своему характеру могут быть моральными , реализуемыми
непосредственно социальной группой через её поведение (
презрение ) , или юридическими , политическими , экологическими .
Следует отметить , что любая роль не является чистой моделью
поведения . Глав-ным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и
ролевом поведением слу-жит характер индивида . Т . е . поведение
конкретного человека не укладывается в чистую схему .







Реферат на тему: Социология
1. Понятие и признаки общества.
Общество можно определить как устойчивую систему и универсальный
способ организации социальных связей, отношений и соц.
Взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей,
поддерживаемый силой обычая, традиции, обеспечивающий
удовлетворение всех основных потребностей людей; общество
является самодостаточной, саморегулирующейся и
самовоспроизводящейся системой.
Признаки государства:
1. Территория – это основа соц. пространства, в котором
складываются, развиваются отношения и взаимодействия между
индивидами.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую
интенсивность внутренних взаимосвязей.
3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.
4. Интегрирующая сила.
2. Уровни организации общества.
Общераспространенным представлением является деление общества на
микро- и макроуровни. Макроуровнем занимается макросоциология,
которая рассматривает крупные социальные процессы, анализы.
Микросоциология изучает социальные явления и процессы в
относительно небольших соц. системах.
Можно также говорить о субъективном и объективном уровне соц.
реальности. Объективный – означает, что то или иное соц. явление
существует или является “вещью”. Субъективный относится к
явлениям, которые не имеют материального существования.
2.1 Структура соц. связи.
Связь – есть не что иное, как зависимость, реализованная через
соц. действия.
Соц. связь имеет сложную структуру. Основными ее элементами
являются:
1. Субъект и связи.
2. Предмет связи.
3. Механизм сознательного регулирования между субъектами.
Причинами прекращения связи может быть изменение или утрата
предмета связи, несогласие ее участников с принципами ее
регулирования, неделимость предмета связи.
2.2 Социальные общности и социальные институты.
1. Соц. общности.
Соц. общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая
совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью
и выступающая самостоятельным субъектом исторического и соц.
действия, поведения.
Типы общностей:
- Социальный круг.
- Социальная группа.
Существует еще одно деление соц. общности:
- Групповые.
- Массовые.
2. Соц. институты.
Соц. институт – это определенная организация соц. деятельности и
соц. отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной
системы целесообразно ориентированных стандартов поведения,
возникновение и группировка которых в систему предопределены
содержанием решаемой соц. институтом определенной задачи; это
устойчивые, функционально целесообразные соц. образования и
взаимосвязи между ними.
А) Черты соц. института:
- Жесткий и обязывающий тип регламентации.
- Четкое распределение функций.
- Обезличенность требований к тому, кто включается в
деятельность института.
- Существование определенного круга людей и их подготовка для
выполнения профессиональных обязанностей.
- Для выполнения своих функций институт имеет учреждения
обладающие средствами и ресурсами.
Б) Виды соц. институтов.
- Формальные (существующие в виде формально оговоренных правил).
- Неформальные (где нет формальной регламентации).
В) По типу потребностей соц. институты делятся:
- Экономические, которые занимаются производством и
распределением благ и услуг.
- Политические, т.е. институты, связанные с борьбой за власть.
- Институты культуры и социализации.
2.3 Проблема стабилизации и управляемости общества.
Стабильность управляемости общества определяется способностью
соц. институтов к регулированию совместной жизни индивидов и
групп на основе таких принципов и норм, которые позволяют им
наиболее эффективно решить свои собственные задачи.
Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества
является наличие значительной прослойки люмпенов, которая может
выполнить самую дестабилизирующую, разрушительную роль. Соц.
стабильность также зависит и от стабильного состояния
политической системы общества, прежде всего государства. Одним
из защитных факторов стабильности может явиться развитие
многопартийности, которая защищает общества от авторитаризма и
диктатуры. А также в укреплении стабильности важную роль играет
консенсус.
2.4 Социальные группы.
Социальные группы – это различные общности индивидов,
скрепленные специфическими социальными солидаристскими связями и
отличающими их от других групп свойствами и потребностями.
Признаки соц. группы:
- Система взаимодействий в группе и регуляции отличается
многообразием и многословностью.
- В соц. группе возникают специфические моменты духовной
регуляции соц. связи.
2.5 Социальные изменения и их классификация.
Понятие “социальное изменение” фиксирует факт перемены в соц.
сфере общества без относительно к ее направленности.
По признаку изменений соц. элементов можно выделить 4 вида соц.
изменений:
- Изменения, касающиеся структур различных соц. изменений.
- Изменения, затрагивающие соц. процессы.
- Изменения, которые касаются функций различных соц. систем.
- Изменения, в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной
деятельности.
По своему характеру, внутренней структуре, соц. изменения можно
подразделить на две большие группы:
- Эволюционные. Они охватывают все стороны соц. жизни.
- Революционные – это радикальные изменения предполагающие
коренную ломку соц. объекта, и опираются на насилие.
2.6 Социальные конфликты и логика их разрешения.
Соц. конфликт – это столкновение различных соц. групп в
стремлении удовлетворить свои потребности, реализовать не
совпадающие и противоположные интересы.
Все конфликты можно разделить на следующие группы:
- Соц. конфликты.
- Межнациональные конфликты.
- Ролевой конфликт.
- Межролевой конфликт.
- Личностные конфликты.
- Межличностные конфликты.
- Конфликты с внешней средой.
Стадии процесса протекания конфликта:
- Предконфликтная стадия.
- Непосредственно конфликт.
- Разрешение конфликта.
Действия по управлению конфликта:
- Институционализация.
- Легитимизация.
- Структурирование конфликтующих групп.
- Редукция.
2.7 Социальные движения.
Соц. движения – это совокупность коллективных действий,
направленных на поддержку соц. изменений или поддержку
сопротивления соц. изменениям в обществе или соц. группе.
Соц. движения имеют следующие характеристики: они
высокодинамичны, имеют неопределенный жизненный цикл, не имеют
устойчивого институционального статуса, большинство членов
общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с
неприязнью.
2.7.1. Типология соц. движений.
1. Экспрессивные движения. Они возникают внутри органической соц.
системы, из которой они не в силах вырваться и изменить.
2. Утопические движения. Эти движения могут носить религиозный и
светский характер.
3. Движения реформ. Попытки изменить отдельные стороны
общественной жизни.
4. Революционные движения. Неожиданное, стремительное изменение
соц. систем.
5. Движение сопротивления – это усилия определенных групп людей,
направленные на блокирование возможных изменений.
2.7.2. Жизненные циклы соц. движений.
1. Стадия беспокойства.
2. Стадия возбуждения.
3. Стадия формализации.
4. Стадия институционализации.
5. Стадия распада движения.
3.1 Взаимосвязь личности и общества.
Социология занимается исследованием личности как реально
действующего субъекта. При этом внимание фокусируется на
устойчивых повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности
личности, ее взаимосвязей в обществе. Таким образом социология
изучает взаимодействие личности и соц. среды. Взаимоотношения
личности и соц. среды можно описать по формуле: поиск (личности)
– предложения (общества) – выбор.
Основные проблемы отношений личности и общества:
1. Как относятся стабильные соц. институты с подвижными
потребностями и интересами отдельной личности.
2. Как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних
личностей другими.
3. Какова степень автономности, независимости личности от соц.
институтов общества.
3.2 Теории личности.
1. В теории К.Маркса человек предстает в качестве продукта или
объекта общественных отношений, т.е. он таков, какова его
окружающая соц. среда.
2. В теории зеркального “Я” личность рассматривалась как функция,
производная от полностью социально обусловленного “Я”
человека.
3.3 Типология личности.
Социальная типология личности – выявление ее сущностных черт,
обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельностью. Кроме
характерных типологических черт, в социальной типологии
выделяются свойства идеального типа личности, нормативного типа
личности, реально распространенных типов личности, которые могут
отличаться от нормативного и идеального типов.
3.4 Социальный статус личности.
Социальный статус – это соотносительное положение (позиция)
индивида или группы в соц. системе, система его соц. функций и
вытекающих из них определенных прав и обязанностей.
В том множестве статусов, которые человек имеет в системе соц.
связей, особую роль играют:
- генеральные статусы – это статус человека, его права и
обязанности, и статус государства
- особенные статусы, т.е. дифференцирующие конкретное общество
- предписанные статусы, они приобретаются от рождения
- формализованные и неформализованные статусы.
3.5 Социальный контроль.
Под соц. контролем понимается способ саморегуляции соц. системы,
обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее
элементов посредством нормативного регулирования.
Механизм соц. контроля заключается в том, что общество
посредством соц. группы контролирует соответствие исполнения
социальной роли личностью определенным ролевым нормам с помощью
разнообразных санкций.
3.6 Проблема самореализации личности в “социокультурном
пространстве”.
Проявления автономии личности в ходе самореализации в
социокультурном ролевом пространстве определяются следующими
обстоятельствами:
- Выбор личностью статусов и ролей из веера, предложенного
обществом, осуществляется ею в соответствии с оценкой
возможностей реализации в них своих способностей и жизненных
планов, а также соглашаться с определенностью меры
общественного признания мерой этого выполнения.
- Выбор личностью между статусами и ролями в случае их конфликта
также осуществляется ею самостоятельно.
- Выбор личностью конкретных путей и способов исполнения ролей
определяются отношением “Я” данной личности к своим функциям и
осуществляется ею на основе ее собственных психологических
особенностей.
- Степень подчинения личности требованиям соц. общности, ролевым
предписаниям зависит не только от жесткости соц. контроля, но
и от степени их соответствия ценностям, убеждениям и
предпочтениям самой этой личности.
3.7 Социализация личности.
Социализация личности – это процесс формирования соц. качеств,
свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов соц. поведения,
овладения знаниями, благодаря которым человек становится
дееспособным участником соц. связей, могущим реализовать свои
способности и задатки, а общество обеспечивает
самовозобновляемость своей жизни путем замещения новогенерацией
старших поколений.
Основные черты процесса социализации:
1. Социализация осуществляется не только в период детского и
юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого
человека.
2. Осуществление социализации личности как преднамеренно, так и
непреднамеренно в качестве скрытой функции соц. институтов.
3. Процесс социализации – это обретение личностью своей
индивидуальности, своего индивидуально-конкретного соц. лица.
3.8 Прикладная социология.
Прикладное соц. исследование – это исследование, ориентированное
либо на выявление, либо на решение соц. проблем и связанное с
регулированием определенных соц. процессов, прогнозированием,
планированием и управлением в различных областях общественной
жизни.
Социологическое исследование начинается с разработки программы
исследования.

Терминологический словарь.

1. Детерминизм – выделение основания общества, определяющего его
облик в целом.
2. Индустриальное общество – это сложное, развитое общество на
промышленной основе с гибкими структурами, допускающими и даже
требующими непрерывную модификацию, и способом социокультурной
регуляции, основанном на сочетании свободы личности и
интересов общества.
3. Социальная структура – это совокупность различных по положению
в обществе взаимосвязанных и взаимодействующих социальных
групп и соц. институтов.
4. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий
между партнерами.
5. Эволюционизм – система взглядов, признающая объективный
характер социального развития как естественноисторического
процесса.
6. Инновация – это зарождение, появление и укрепление новых
элементов.
7. Личность – это единичный человек как система устойчивых
качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, соц.
институтах, культуре, более широко - в социальной жизни, т.е.
активный, сознательный, свободный и ответственный субъект
социальной жизни.
8. Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо,
особь.

Все остальные термины использованы в тексте данной логической
схемы.







Новинки рефератов ::

Реферат: Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку (Педагогика)


Реферат: Металловедение (Металлургия)


Реферат: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (Педагогика)


Реферат: Компьютерные преступления (Право)


Реферат: Искусство древней Греции (Искусство и культура)


Реферат: тексты (Иностранные языки)


Реферат: Адам Смит (Исторические личности)


Реферат: Психологические особенности расследования преступлений (Психология)


Реферат: Молодіжні рухи в україні 19-20 сторіччя (Социология)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Економічна сутність основних фондів підприємства та шляхи їх відтворення (Бухгалтерский учет)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Проблемы СПИДа (Биология)


Реферат: Выборы: декларации и действительность (Некоторые проблемы избирательного права в современной России) (Право)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Таблица Менделеева (Химия)


Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)


Реферат: Geld (Деньги и кредит)


Реферат: Военное судостроение России (Военная кафедра)


Реферат: Шуман, Роберт Александр (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист