GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные проблемы развития российского общества (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные проблемы развития российского общества (Социология)



Якутский Государственный Университет
им. Аммосова



Специальность: МЕНЕДЖМЕНТ


Предмет: Социология


Контрольная работа
на тему:


Социальные проблемы развития российского общества



|Выполнил студент |
|II курса гр.ММ-97 |
|Говоров Р.С. |
|Номер з/к: 971445 |

|Проверил: |
|Луковцев В.С. |



Якутск 1999
План работы:

Введение 3


Характер общественного развития современной России 3


Борьба за два пути развития 8


Альтернативный путь социального развития России 10


Вывод 16


Список литературы: 18



Введение



Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе —
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты и т.д. — происходят в обществе
переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень
крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и
своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода к
рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-
функциональных особенностей становления новой социальной системы можно
правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных
социальных процессов, происходящих в современном российском обществе.


Характер общественного развития современной России


Если исходить из чисто количественных измерений, то можно ответить на
вопрос о том, где находится Россия сегодня по главным показателям уровня
своего экономического, научно-технического, технологического развития, по
темпам роста экономики и производительности труда и т.д. Такой подход
характерен для ряда как западных, так и российских исследований по данной
теме.

Нынешнее состояние нашей страны можно характеризовать по данным нашей
республики:

- по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций
всех форм собственности число хозяйствующих субъектов на 1998 год
составило 18,8 тыс. ед., что больше на 2,1% в 1997 году
- ВРП в текущих ценах 33,7 млрд. руб., в процентах к уровню 1997 года
114,6%
- Реальный объем ВРП 96,3%
- Объем производства промышленной продукции по сравнению с 1997 годом в
текущих ценах 143,9%, по физическому объему 104,4% (в целом по России
95%). Это обусловлено деятельностью «АЛРОСА» без учета ее продукции
наблюдается спад объемов производства 83,2% к уровню 1997 года
- Денежные доходы населения на душу населения в среднем за месяц 1679 руб.,
реально располагаемый денежный доход снизился на 9,6%
- По данным Министерства Труда в России самые бедные составляют 40-50%,
просто бедные 30-35%, только 1% населения может позволить себе все.
- Разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет 13,5
раз
- Зарегистрированных Безработных 12,7 тыс. человек, реально 35 тыс. человек
К этому экономическому положению можно прибавить не стабильное
экономическое положение, культурную отсталость и рост преступности.

Социологический анализ современного российского общества, его
переходного состояния ставит вопрос о новых подходах. Главная стержневая
теоретическая проблема — это не технико-экономическое, а социально-
экономическое, политическое и духовное в широком смысле содержание
переходного характера современного российского общества, смена самого
общественного строя и связанные с этой сменой, обусловленные ей технико-
экономические, технологически, научно-образовательные, культурные и иные
аспекты развития.

Применительно к современной России исходным пунктом, с чего начинается
переход, выступает не уровень ее развития с соответствующими
количественными показателями, а характер того общественного строя, который
предшествовал переходу. Это «реальный социализм» как система общественных
отношении. Его могут назвать (и называют) по-разному: «государственный
капитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм»,
«неофеодализм», «коммунистический тоталитаризм» и т.д. Но то, что реально
существовала и функционировала в течение семи десятилетий особая
общественная система, — это неоспоримо.

Что же представлял на деле «реальный социализм»? Если предельно
кратко, то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание и
частной собственности, и ее права (в качестве формального равенства), и
свободной правовой личности — самостоятельного субъекта права и
собственности. В обобщенном виде последовательное отрицание частной
собственности в любой ее форме и представлено в социалистической
собственности, которая, как ни парадоксально, в экономико-правовом смысле
вовсе и не собственность, а радикальное отрицание всякой собственности и
всякого права собственности. Это относится не только к «общенародной»
собственности, но и к «колхозно-кооперативной». Произошло отчуждение
собственности от живых, конкретных людей, и следствием такого его
абстрактно-всеобщего, общественно-коллективного характера явились ее
«ничейность», «огосударствленность».

Именно тоталитарный режим, его идеология и ценности, связанные с ним,
а не духовная культура России вообще привели к господству тех ценностей,
идеалов и норм регуляции, которые могли «нормально» работать только в
условиях «чрезвычайщины», в «мобилизационном режиме», отрицая демократизм и
права личности. и ориентированные на коллектив социальные статусы ставили
человека в полную зависимость от укореняя в его психологии
традиционалисткие представления.

Вот почему «оттепель» т.е. ограниченная демократизация режима» при
Н.С.Хрущеве, сразу же обнаружило кризисные симптомы в социально-
экономических отношениях. Начались противоречивые и непоследовательные
реформы. Произошло раздвоение ориентации людей. Произошло отчуждение
официальной идеологии от человека, перестали работать ценности только
традиционалистские, но и такие, например, как дело чести, славы, доблести и
геройства. Так началась в 80-х гг. «перестройка».

Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночным
отношениям начались в рамках «реального социализма» «сверху», по
инициативе нового руководства Коммунистической партии. Первоначально речь
шла об ускорении научно-технического прогресса, затем о реформировании,
«улучшении», «увеличении» (лозунг «больше социализма). Ключевым вопросом
постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского. К концу
«перестройки» начали формироваться социально-политические движения, группы,
бросившие вызов самой Коммунистической партии. В экономической сфере
появились первые зачатки отношений в виде кооперативов, различных
товариществ, первых фермеров и т.д. Гласность и свобода слова стали главным
выражением демократических изменений в обществе.

Углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя
политическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелый
экономический и социальный кризис, разгул преступности и, наконец, кризис,
и упадок коммунистической идеологии создали тот общий фон, на котором
победила «августовская революция» 1991 г и произошел распад СССР В России
начались рыночные реформы. Такова краткая хронология эволюции «пере
стройки» и начала ликвидации социализма как строя, перехода к новому
общественному устройству.

М. Вебер утверждал: обществу, чтобы стать капиталистическим нужно
иметь свои особые предпосылки, прежде всего — особый тип осознания, людей с
особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей, по его словам,
особый дух - дух капитализма.

Данный процесс в современном российском обществе происходит сложно,
противоречиво. Рыночные отношения, которые складываются, по своему
характеру не могут стимулировать массовое воспитание и создание необходимых
хозяйственных субъектов. И потому, наконец, что кризис духовной жизни
вообще, культуры, ценностей и идеалов, самих способов созидательного
творчества подорвали основы воспроизводства обществом своей функции. В
обществе парализованы демократические ценности и нормы регуляции перехода к
рынку и гражданскому обществу.

Социализма, как общественной системы хотя и нет, но в переходном
обществе еще сильны традиционалистские ценности и соответствующая им
трудовая этика. Характер труда и собственности как в промышленности, так и
в сельском хозяйстве и сегодня подрывают рациональные стимулы к трудовой
деятельности. В умах людей устойчиво держатся когда-то унифицированные,
усредненные и строго регламентированные стандарты и нормы личных
потребностей. Исключение, может быть, составляет определенная часть людей
творческого интеллектуального труда, в первую очередь — научного, где
высокий профессионализм и успех изначально были условием их нормальной
деятельности, а также те предприниматели, фермеры, для которых продуктивный
труд, профессионализм и успех составляют основу их выживания.

В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал,
выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы
ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы, он пока сохранил
некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в
сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована
влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного. Финансово-
экономического могущества. К тому же ранее эти формы собственности только
декларативно принадлежали народу, коллективам, а фактически служили
номенклатуре. Все существующие формы и виды хозяйства уже интегрированы в
новую систему, служат интересам сохранения и роста капитала.

Поэтому никак нельзя согласиться с мнением А.П.Бутенко, который
характеризует современный общественный строй России как помесь остатков
коммунистического тоталитаризма и его мобилизационной экономики с
сегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма (см. Социс,
1994, № 10, с. 101). А.П.Бутенко как раз учитывает, что эти остатки уже
несут новые начала, выполняют новую функциональную роль в новой системе.
Для него капиталистические элементы все «зачатки», а «остатки»
коммунистического тоталитаризма представлены такими «существенными
основами», «колхозно-совхозный строй», «мощнейший военно-промышленный
комплекс». Такое определение с некоторыми оговорками можно было бы принять
как характеристику общественного строя России периода «перестройки», не
общества середины 90-х гг. Общественный строй современной России, как
переходного общества, характеризуется становлением экономического
господства торгового капитала и традиционалистских, авантюрных форм
капиталистической деятельности.

Главное противоречие переходного общества определяется борьбой двух
тенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистической
деятельности: традиционалисткой и современной, буржуазно-рациональной.
Основная борьба общественно-политических сил поэтому не по линии
капитализм—социализм (хотя есть и такие отдельные группы населения, твердые
сторонники того или другого), а по линии борьбы за установление
цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества с
широкими и реальными демократическими правами людей, за обуздание
организованной преступности, эффективную защиту социальных и экономических
прав граждан.



Борьба за два пути развития



В настоящее время различные партии, движения выдвигают свои
программы, в том числе о перспективах развития нашей страны. Если
анализировать эти программы, то они предвещают шесть вариантов развития:

1. Цивилизованный капитализм
2. Дикий (ранний) капитализм
3. Смешанное общество с капиталистической ориентацией
4. Новое нэповское смешанное общество с социалистической ориентацией
5. Ранний социализм с командно-административной системой
6. Новый социализм с собственностью трудовых коллективов


Если все эти варианты объединить по направлениям, то получается два
основных капитализм и социализм. Центральной проблемой борьбы партий,
фракций, властей являются указанные направления общественного развития.
Главная линия противостояний в российском обществе проходит между
сторонниками и противниками вводимой капиталистической общественной
системы.

Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и времен
не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития России
следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное
человечество, а из конкретных условий России.

Наш нынешний общественный строй все еще остается государственным
социализмом (большая часть собственности находится в руках государства). На
сегодня можно утверждать, что в мировой системе социализма ни в одной
стране не было, оно было только ориентировано на социалистическую работу.

В настоящее время уровень развития производственных сил не только в
России, не только в странах третьего мира, но и передовых развитых странах
Запада еще не достаточного для того, чтобы построить социалистическое
общество. В настоящее время можно говорить о том, что Россия придерживается
капиталистического пути развития.

Но решит ли наши проблемы капитализм? Однозначного ответа на данный
вопрос нет. Латиноамериканские страны более 150 лет следуют примеру своего
северного соседа. Но у них ВВП на душу населения составляет $1822 в год или
в десять раз меньше, чем в США, хотя последние, оказывают им широкую
помощь. В странах Азии и Африки экономические показатели еще ниже, они
отстают от США в 20-25 раз. Следовательно, если бы Россия пошла по
традиционному пути капиталистического развития, то для выхода из кризиса ей
понадобились десятилетия, а достичь нынешнего уровня развития стран Запада
она смогла бы к концу XXI века.

Обещать россиянам за несколько лет создать современное
капиталистическое общество еще большая утопия, чем обещания коммунистов на
протяжении жизни одного поколения построить коммунизм.

Нам нужно решить наши проблемы в ближайшие годы, иначе Россия
прекратит свое существование, как современное, независимое государство.
Те, кто поддерживает капиталистический путь развития обычно указывают на
достижения Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Тайланда, Малазии. Они
действительно добились успехов развития экономики на пути свободного
предпринимательства за 10-15 лет, но этому способствовало ряд
обстоятельств, которые у нас либо отсутствуют, либо сегодня для нас не
приемлемы: строгая дисциплинированность рабочих, политическая стабильность,
опытные инженеры, ограничение демократии и т.д.
Путь ново индустриальных государств для нас практически закрыт, но
это не исключает учета и использования их опыта. Быстрое развитие России по
капиталистическому пути вызывает большие сомнения.

Россия в третий раз переживает период первоначального накопления
капитала. Для этого периода характерны спекуляции и биржевые махинации, не
желание и не способность организовать массовое производство товаров, легкое
обогащение и банкротство, социальная не защищенность и нищета.

Из 140 стран избравших путь капиталистического развития почти 1/3 не
достигли и среднего уровня развития.

Наше общество не было социалистическим и не могло стать таковым, но
оно не обладает предпосылками, для того чтобы стать цивилизованным
капиталистическим обществом. Из этого следует, что капитализм и социализм
нам не подходит.



Альтернативный путь социального развития России



По способности россиян воспринять и освоить необходимые
социокультурные ценности можно прогнозировать как возможность выхода из
нынешнего кризиса, так и альтернативные пути развития нашего общества.

При этом социальную трансформацию России можно в виде двух
составляющих:
1) ожидаемые последствия (в нашем случае речь идет о способности индивидов
и социальных групп осваивать определенные ценности и институциональные
средства их достижения);
2) неожидаемые последствия — последствия, которые зависят факторов, прямо
не относящихся к социокультурным, но способных оказать влияние на вектор
движения российского общества.

Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.
Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальными
программами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в плане
выбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью и
способностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальным
ценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях. Любое
общество обладает большей или меньшей латентностью, самосохранением своих
социокультурных ценностей, которым соответствуют статусы, социальной роли,
поведенческие образцы. В российском обществе всегда присутствовал мощный
потенциал, направленный на сохранение традиций независимо от того, отвечали
ли они требованиям развития или нет. Достаточно вспомнить отмену
крепостничества и столыпинские реформы, введение «военного коммунизма» и
НЭП, хрущевскую «оттетепель» и косыгинские попытки структурного
преобразования экономики, наконец, «перестройку» и «шокотерапию» — все они
сопровождались контрреформами, во всяком случае, мощным противодействием.
Нынешний переход от индустриальных к постиндустриальным ценностям по своим
масштабам несопоставим со всеми предшествующими реформами. Кроме того, как
было отмечено выше, в течение многих десятилетий тоталитарный режим
объективно препятствовал зарождению социокультурных предпосылок для этого
перехода. Реальность нынешнего кризиса такова, что даже та часть общества,
которая идеологически «созрела» до того, чтобы жить по-новому, «по-
постиндустриальному», сделать это не может из-за отсутствия необходимых
поведенческих и материальных оснований. Но ведь есть и другая часть
общества, которая активно выступает за сохранение индустриальных ценностей,
в лучшем случае, за их некоторое обновление.

Отсюда следует самый благоприятный прогноз. Русское чудо по типу
японского или немецкого, по нашему мнению, исключено — там для этого были
необходимые предпосылки в виде социокультурных ценностей. Однако страна
может выйти из кризисного развития и плавно, без скачков начать движение в
направлении постиндустриальных ценностей и в конечном итоге войти в мировое
постиндустриальное сообщество. Это может произойти при двух непременных
условиях. Первое — успешное формирование механизма социального контроля,
обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей и
институциональных средств их достижения. Второе — восстановление основных
агентов социализации и ориентирование их на постиндустриальные ценности.

Восстановление и реорганизация (в плане гуманизации и рационализации)
механизма социального контроля должны, в конечном счете, свести к минимуму
дисфункциональность нынешних структур и обеспечить нормальное
функционирование новых структур, возникших и продолжающих появляться как
реакция на внедрение в российском обществе новых социокультурных ценностей.
Для этого повседневно возникающие новации в структурах и их функциях, в
поведении различных социальных групп должны соединиться с адекватной
политикой правящей элиты. Эта политика не может свестись к очередному
выдвижению «революционных» идеалов, продиктованных интересами момента
прихода к власти. Ей также чуждо требование новых жертв. По своей сущности
она должна быть адекватна рациональным ценностям постиндустриализма,
которые необходимо декларировать и всемерно поддерживать на государственном
уровне, имея целью на этой основе двигаться к общественному согласию, к
выработке общепризнанных мотивов поведения.

Правящей элите надо научиться сочетать особенно на начальном этапе
неизбежно возникающие противоположные последствия от одних и тех же
структур, которые для некоторых групп могут быть функциональны, а для
других — дисфункциональны. Так, вряд ли рационально отвергать вообще
систему платного здравоохранения или прогрессивного налогообложения лишь на
том основании, что для одних эти структуры функциональны, а для других —
нет. Выход — в правовой институализации коллективных переговоров между
разными социальными слоями, в создании государственной системы поддержки
тех, кто испытывает трудности с обретением новых статусов, с приобщением к
новым социальным ролям. Страна не может отказаться от создания
прогрессивных структур, совершенствования их функций сообразно современным
ценностным ориентациям. Но она также не может отказаться от своих граждан,
нуждающихся в той или иной социальной защите. Сочетание этих и подобных
противоположностей способствовало бы тому, что вновь создаваемые структуры
постепенно адаптировались по отношению к большинству социальных групп и
отдельных индивидов за счет большей рациональности своих функций по
сравнению с теми, что могут предложить старые структуры, а также за счет
определенной поддержки прежних структур, если их не функциональность
обусловлена возникшим неравенством в отношении собственности, доходов. Это
способствовало бы интеграции населения, появлению на первых порах хотя бы
пассивной лояльности масс, исповедующих индустриальные ценности, к новым
структурам.

Кроме того, правящая элита не может быть безучастна к квазизападным
ценностям, на основе которых формируются структуры, являющиеся
дисфункциональными по отношению к социальной системе в целом (например, все
разрастающиеся структуры игорного бизнеса, секс услуг). Если линия на
иллюминацию и ограничение деятельности подобных структур будет проводиться
достаточно последовательно, то и в различных социальных группах
распространится неприятие, во всяком случае, сформируется негативное
общественное мнение к суррогатным ценностям. Постепенно сформировались бы
взаимоприемлемые ценностные ориентации, моральные стандарты, создающие
общественную устойчивость. В этих условиях социальная аномия по всем
эмпирическим данным должна будет сократиться, что, несомненно, создаст
объективные возможности для выхода из кризисного развития. Разумеется,
механизм социального контроля не может сложиться в принципе без
радикального восстановления основных агентов социализации. Важно, чтобы
дисфункциональные, побочные эффекты не нарушили общих функциональных
результатов по социализации граждан, как это ныне имеет место.

Представляется, данный сценарий является наименее вероятным. При всех
достоинствах россиян «природа последних», сформированная в условиях
революций и тоталитаризма, предрасполагает к импульсивной, эмоционально
окрашенной, взрывной политической стратегии, которая с трудом сочетается с
рационализмом, практицизмом, холодной расчетливостью, что необходимо для
постиндустриальной цивилизации. Во всяком случае, для перехода к ней.

Наиболее вероятный сценарий разрешения кризиса, на мой взгляд, связан
с образованием уникального и неповторимого общества-гибрида, сочетающего в
себе элементы эволюционирующих индустриально-традиционных ценностей и
некоторых ценностей постиндустриализма, которые взаимно проникают друг в
друга. Для становления такого общества потребуется гораздо больше времени,
и формироваться оно будет за счет приливов и отливов в доминировании
индустриально-традиционных и постиндустриальных ценностей. Данный сценарий
предполагает общий рациональный политический курс, на который периодически
будут оказывать влияние непредвиденные факторы, импульсивные попытки
правящей элиты вырваться вперед, одним махом решить все проблемы с
дисфункциями тех или иных структур. Объективно эти попытки сами могут быть
дисфункциональными для экономической и политической систем, особенно для
механизма поддержания институциональных культурных образцов. Спад
социальной аномии будет происходить значительно медленнее из-за скачков в
формировании общей системы ценностей. Процесс восстановления и
реорганизации основных агентов социализации не будет последовательным, хотя
постепенно в целом они станут функциональными для большинства населения.
Люди адаптируются к новым социальным статусам и ролям, характерным для
системы с большей социальной мобильностью, с добровольной миграцией в
поисках работы.

Возможен и наихудший сценарий. Если общество не найдет в себе
достаточных потенций для самосохранения, развития имеющихся ценностей, для
усвоения ценностей постиндустриализма и пойдет по легкому пути
заимствования суррогатных псевдозападных ценностей, то количество
дисфункциональных структур по отношению к социальной системе в целом будет
постоянно расти. На этом пути выйти из кризиса невозможно. За счет
дисфункций все большая часть населения будет подвержена аффективной
нестабильности, сопровождающей социальную аномию. Это может привести к
окончательному развалу механизма социального контроля, что сделает
невозможным нормальный процесс социализации, без чего общество прекращает
свое существование. В истории есть примеры, когда империи, обладавшие
огромным экономическим и военным потенциалом, прекращали свое существование
из-за морального разложения.


Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризиса
является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих
ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без
этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,
ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и
экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их
ценностному содержанию.

Итак, современный кризис российского общества своими корнями уходит в
60-е гг., когда появилась возможность начать движение к постиндустриальным
ценностям, которая, однако, не была реализована в условиях тоталитарной
системы. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели
развития нужен не только достаточный экономический потенциал, но и
социокультурные основания в виде определенных ценностей, статусов, ролей.

Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокультурными ценностями, не
позволяет перескочить к постиндустриализму, минуя необходимый исторический
период вызревания ценностей, адекватных процессу перехода.

Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической,
поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок для
восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит к
тому, что западный опыт поступает к нам в квазиформах, огрубленных
структурах и функциях.

В обозримом будущем в российском обществе будут сосуществовать три
системы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные,
постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие в стране
общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их
достижения — главная причина социальной аномии.

Выход из кризиса может произойти при формировании эффективного
механизма социального контроля, обеспечивающего доминирование
постиндустриальных ценностей, их общее признание населением и
восстановление основных агентов социализации.


Вывод


Российское общество сегодня можно охарактеризовать следующими
явлениями - углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя
политическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелый
экономический и социальный кризис, разгул преступности

Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.
Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальными
программами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в плане
выбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью и
способностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальным
ценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях

Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризиса
является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих
ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без
этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,
ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и
экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их
ценностному содержанию.

Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и времен
не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития России
следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное
человечество, а из конкретных условий России.

Отличительными чертами новой модели общественного строя являются:
1. направлены на удовлетворение потребностей личности, а не класса или
одной социальной группы
2. удовлетворение этих потребностей главная цель, тогда как в
капиталистическом обществе она вторична
3. для нее характерна защита всех форм собственности, а не только частной
4. она исключает навязывание воли одного – двух классов или групп всему
обществу

Для строительства цивилизованного общества необходимо отбросить
отрицательные стороны, как капитализма, так и социализма и использовать
положительные стороны той и другой общественной системы. Таким образом,
Россия должна идти своим путем учитывая особенности предыдущего развития.
Думается, что в ближайшее время Россия не будет ни социалистической, ни
капиталистической страной.



Список литературы:



1. Э.В. Тадевосян «Социология», Москва 1995год
2. А.Г. Эфендиев «Основы социологии», Москва 1994 год
3. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. «Сущность, структура и принципы
организации социального рыночного хозяйства», Москва 1993год
4. Госкомстат «Информационный бюллетень»




Реферат на тему: Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ


Министерство образования РФ


Московский Государственный университет
Экономики, статистики и информатики


Владимирский институт бизнеса



Курсовая работа по дисциплине:

Социальная рыночная экономика
на тему :
Социальные проблемы российского сельского хозяйства
в условиях рыночных реформ



Выполнил студент 1-го курса
группы финансы и кредит : Веселовская О.В.
Принял : Дигилина О.Б.



Владимир 2000 г.



СОДЕРЖАНИЕ



Введение стр. 1 – 6


Современное состояние АПК . стр. 7 - 8


Аграрная тематика в деятельности государственной думы . стр. 9 - 10

АПК и управление . стр. 11 - 12
Социальные проблемы. стр. 13 - 25
Заключение стр. 26
Литература . стр. 27



ВВЕДЕНИЕ
Процесс перехода к рыночной экономике начинается не с формирования
новых социальных фигур. Сначала возникают новые экономические отношения и
новые экономические структуры, и лишь затем, люди, вовлеченные в эти
отношения и структуры, приобретают (или может быть, раскрывают) новые соц.
Качества, от того, как выстраиваются рыночные отношения, зависит и
формирование соответствующих соц. Групп, в том числе и слоя
предпринимателей.
Многие страны Восточной Европы в течение всего периода существования
планового хозяйства сохраняли (а то и увеличивали) сектора кооперативного и
мелкого производства, работавшие на рынок. Подчас допускалось существование
и мелкого частного производства, работавшего на рынок. Уровень и структура
потребления, потребительские стереотипы и способы получения личных доходов
были во многих странах Восточной Европы несколько ближе к стандартам
рыночного хозяйства.
В переходной экономике России ощущается неравномерное развитие
предпринимательства и в различных социально – экономических секторах
народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно –
таки заметное развитие, то государственное предпринимательство влачит
жалкое существование. Кооперативные и любые формы общественного
предпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции
сохраняющим вывески времен перестройки.
Социально – экономическое развитие во многом зависит от интенсивной
политики. Ее эффективность определяет прогресс общества. Успешность
инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы : либо социально
ориентированный научно – технологический прорыв в будущее, либо
бесперспективная сырьевая ориентация страны. Прорыву же может
способствовать формирование институциональной системы методологического
обеспечения инвестиционных процессов, объединяющей стратегию и методологию
их реализации, механизмы и законодательно – правовую базу, а также
организационные структуры.
Важнейшие направления инвестиционной политики – инвестирование
социального и хозяйственного развития на основе применения
высокопроизводительных машин и оборудования, прогрессивных технологий
повышение социально – экономической эффективности и нормы прибыли на
капитал.
В настоящее время инвестиционная политика в нашей стране практически
не существует. Годы реформ и августовский кризис окончательно разрушили все
рычаги управления и поддержания народного хозяйства.
Сегодня стоит кардинальная задача – переосмыслить итоги реформ. Уже
ясно, что в течении последних семи – восьми лет мы развивались по сценарию,
который (если брать в совокупности его основные положения) вел не к росту,
а к торможению экономики, к консервации элементов отсталости, к потере
перспективы.
При сокращении ВВП за последние годы в два раза мы по уровню развития
отошли из стран первого десятка на 50-60 место в мире. И не поднявшись до
базисного уровня, т.е. уровня, который существовал в 1990 г., шансов на
будущее у России не будет. Это значит, что мы должны обеспечить стратегию,
которая позволит выйти на уровень роста 5 – 6 %, а затем даже 7 – 8 % в
год. Исходная база. И это надо четко представлять , - достижение уровня
1990 г. Сколько для этого потребуется лет, что следует предпринять , как
будет выглядеть структура экономики ? Это вопросы еще до конца не
прояснены, но уже совершенно ясно, что структура экономики будет выглядеть
совершенно иначе, чем десять лет назад (по доле базовых отраслей, военно-
промышленного комплекса, развитости сферы услуг и бытового обслуживания
населения). На это потребуется 10 – 12, возможно даже 15 лет. Но не позднее
этого срока мы обязаны восстановить уровень ВВП 1990 г. На этот показатель
необходимо ориентировать проводимые сегодня мероприятия, создавать задел
для будущего, пусть и не самого близкого.
Если в 1998 г. произошел обвал производственной и социальной сфер, и
вместе с тем возрождалась система жесткого государственного регулирования,
то в первой половине текущего года началась ликвидация ресурсов на
ликвидацию последствий финансового кризиса августа прошлого года. Тем не
менее потери из-за него оказались весьма существенными, восполнить их к
середине 1999 г. не удалось, в ряде отраслей народного хозяйства
продолжается спад.
Именно в сельском хозяйстве положение хуже, чем в других отраслях.
По расчетам объем продукции в мае 1999 г. в действующих ценах
составил 37,5 млрд. руб. или 97,9 % в сопоставимой оценке к уровню мая
1998 г., в январе – мае – 130,2 млрд. И 96 % к соответствующему периоду
1998 г. В первом полугодии произошло сокращение на 4 % , в том числе в июне
– на 2 %.
Динамика объема сельскохозяйственного производства
в % к декабрю 1996 г.
График показывает, что в сельском хозяйстве продолжается спад
производства, вызванный неблагоприятными погодными периодами, а также
ухудшением общеэкономических условий функционирования отрасли.

1996 1997
1998 1999
В растениеводстве по состоянию на 1 июня текущего года в хозяйствах
всех категорий (сельхозпредприятия, фермы, население), по расчетам, яровые
культуры посеяны на 51,5 млн. га, в том числе зерновые – на 33,4,
подсолнечник – на 4,6, сахарная свекла (фабричная) – на 0,9. Картофель – на
2,8, овощи – на 0,6 млн.га.
По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года всеми
сельхозпроизводителями яровых зерновых культур посеяно на 5,2 % . Но посевы
сахарной свеклы (фабричной) и подсолнечника прошлогодние соответственно на
11 и 26,3 % , овощей – на 8,5 % ; посадки картофеля оказались примерно на
уровне 1998 г.
Особенно ощутима гибель озимых культур. В основных регионах их
возделывания она составила 2,7 млн. га (20,5 % посева) в том числе зерно –
2,5 млн. (20,4 %), тогда как в 1998 г. погибло 1,7 млн. га. (12,9 % посевов
озимых). На больших площадях озимые погибли в Ставропольском крае,
Воронежской области, Ростовской (33 – 40 %), Волгоградской (50 %),
Саратовской (20 %).
С учетом сохранившихся озимых площадь зерновых под урожай 1999 г. в
сельхозпредприятиях составила к 1 июня примерно 86,3 %прошлогодних посевов.
В животноводстве к 1 июня текущего года численность крупного рогатого
скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составила 31,4
млн. голов, в том числе коров – 13,8, свиней- 18,3, овец и коз – 18,3
млн.. По отношению к 1 июня 1998 г. поголовье крупного рогатого скота
сократилось на 7,7 % (к 1 июня 1998 г. по сравнению с соответствующей
датой, 1997 г. – на 8,5 %), свиней – на 0,7 / 2,4 %), овец и коз – на 15,1
% (15,9 %). К началу июня 1999 г. на хозяйства населения приходилось 36,1 %
поголовья крупного рогатого скота, 45 % свиней, 59 % овец и коз.
В сложных экономических условиях сельскохозяйственные предприятия
вынуждены активизировать предпринимательскую деятельность.
Помимо сельского хозяйства, товаропроизводители намерены и в
дальнейшем заниматься в различных сферах несельскохозяйственной
деятельности.
Оценивая ход земельной реформы, как и в прошлом году, около трети
сельхозпредприятий и половина крестьянских хозяйств отметили, что
действующее земельное законодательство сдерживает ее проведение.
Среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, с точки зрения
обследованных товаропроизводителей, наиболее важными являются изношенность
материально – технической базы, диспариент цен на материально – технические
ресурсы и продукцию сельского хозяйства, неэффективная государственная
поддержка, недостаток собственных финансовых средств, высокие налоги. В
связи с финансовым кризисом 17 августа 1998 г. по их мнению, условия
сельскохозяйственного производства ухудшилось : три четверти респондентов
обратили внимание на слабое материально – техническое обеспечение, половина
– на сокращение льготного кредитования и государственных субсидий, две
трети – на возросший разрыв между ценами на ресурсы производства и
продукцию сельского хозяйства, почти столько же на рост кредиторской
задолженности, половина – на рост безработицы в сельской местности, свыше
40 % - на задолженность по заработной плате.
Вместе с тем 52 % сельхозпредприятий и 48 % фермеров отметили рост
потребительского спроса на продукты питания отечественного производства,
что является положительным условием для роста деловой активности на селе.
За период реформ техническая оснащенность сельского хозяйства
ухудшилась настолько, что практически привела к деиндустрилизации АПК и
отраслей, обеспечивающих его жизнедеятельность.
Согласно расчетам, в сложившихся под влиянием именно политики
государства – в условиях инвестиции во все отрасли АПК стали не только
рискованными, но и просто не окупаемыми, Большинство предприятий комплекса
поставлено на грань банкротства : свыше 80 % сельских товаропроизводителей
страны оканчивают год с отрицательным финансовым результатом, испытывая
дефицит оборотных средств, и капиталовложений. Низкая их
неплатежесособность, как нетрудно понять , до минимума ограничивает
возможность приобретения материально – технических ресурсов, потребных для
производства и роста конкурентно способности.


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АПК.
За период проведения экономических реформ в 1991 – 1999 г.
сократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40 %,
выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 60 % в
растениеводстве спад отмечается прежде всего в производстве зерна и
сахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева культур и их
урожайности.
В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и
убыточностью практически всех отраслей, поголовье скота и птицы
сокращается. В 1999 г. численность поголовья крупного рогатого скота в
хозяйстве всех категорий по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 52 %.
(кг. в
год)
| |19990 г. |1999 г. |
|Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо |75 |41 |
|Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |386 |199 |
|Яйцо и яйцепродукты, штук в год |297 |209 |
|Рыба и рыбопродукты |20,3 |12,6 |
|Масло растительное |10,2 |9,3 |
|Сахар |47,2 |34 |


Снижение производства в аграрном секторе сопровождается ухудшением
условий жизни сельского населения. К 1990 г. среднемесячная зарплата в
колхозах и совхозах была сопоставима с оплатой в промышленности, а
совокупный денежный доход сельского жителя – с доходом горожан. Сейчас –
последнее место по уровню оплаты труда среди отраслей материального
производства. Совокупные доходы в расчете на члена семьи на селе
значительно ниже по сравнению с городом. В связи с закрытием некоторых
учреждений социальной инфраструктуры ухудшилось торговое, медицинское,
культурно – бытовое обслуживание сельских жителей.
Размеры прямой государственной бюджетной поддержки АПК в период
реформ существенно сократилось. Уменьшаются капиталовложения за счет всех
источников финансирования. В 1999 г. они сократились по сравнению с 1991 г.
в 17 раз.
За годы реформ происходила реорганизация производственных отношений в
агропромышленных предприятиях. Заложены основы многоукладной экономики,
осуществлены земельные преобразования. В новые организационно – правовые
формы преобразовано большая часть сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий. Создан фермерский сектор, возросло значение личного подсобного
хозяйства. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных и
других товаропроизводителей агропромышленного производства. Однако в целом
институциональные и земельные преобразования в аграрном секторе не
завершены, не решен земельный вопрос. Учредители новых хозяйственных
структур не стали реальными собственниками, мотивация их труда остается
слабой.



АГРАРНАЯ ТЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
За период работы с января 1996 по июнь 1999 г. депутатами Аграрной
группы в порядке законодательной инициативы было подготовлено и принято
Государственной Думой в различном чтении 408 законопроектов, в том числе за
период работы весенней сессии 1999 г. более 100.
В центре внимания депутатов Аграрной группы наряду с вопросами
обеспечения защиты прав и законных интересов сельских товаропроизводителей
были вопросы социальной политики, снижения налогового бремени, финансового
оздоровления предприятий и организаций АПК, увеличения расходной части
бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса.
Приняты Государственной Думой и подписаны Президентом Российской
Федерации Законы :
«Об инженерно – технической системе агропромышленного комплекса» ;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О
сельскохозяйственной кооперации»» ;
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях в части осуществления контроля за качеством и рациональным
использованием зерна и продуктов его переработки» ;
«Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спец
потребителей» ;
«О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию,
используемые в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его
нарушением» ;
«О карантине растений» ;
«О с/х научных организациях» ;
«О госрегулировании импорта с/х продукции, сырья и продовольствия» ;
«О гос. земельном кадастре» ;
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ;
«Об основах законодательства о социальном развитии села» ;
Выносились такие вопросы :
«О федеральном бюджете на 1999 г.» ;
«Сельское хозяйство и рыболовство» ;
«О неотложных мерах по повышению эффективности работы тепличных
предприятий» ;
«О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения
продовольствием» ;
«О мерах по обеспечению с/х товаропроизводителей горюче - смазочными
материалами, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты
растений для проведения весенне-полевых работ в 1999 г.» ;
«О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» ;
«О мерах по государственной поддержке лизинга с/х техники и
оборудования» и другие.



АПК И УПРАВЛЕНИЕ.
Сельское хозяйство как источник продовольствия вместе с тем во многих
регионах выполняет бюджетообразующую функцию. Испытывая на себе
противоречивое влияние управленческих решений властей разного уровня, с/х
производство само может стать первопричиной многих вопросов. Наиболее
слабым звеном в управлении с/х производством было и остается отсутствие
целостной общегосударственной программы поэтапного восстановления и
развития села. В этих условиях власти субъектов Федерации вынуждены
предпринимать шаги, исходя из своего местного видения ситуации, нередко
противоречивой, становясь в ряде случаев в оппозицию друг к другу.
Достаточно вспомнить неофициальные «таможенные барьеры» по ввозу, продукции
из соседних территорий . И если на какой – то краткий период они дают
отдушину, то в принципе не могут изменить ситуацию к лучшему. Нужны
кардинальные меры, как в масштабе страны, так и отдельного региона.
Самоуправление в АПК строится на четырех основных принципах :
добровольности в объединении; добровольного делегирования отдельных своих
полномочий агропромышленным объединениям; самостоятельности в принятии
решений по хозяйственно – экономическим вопросам и координации деятельности
всех, кто вошел в объединение.
Практика показывает, что в ближайшие годы в с/х производстве
основную роль будут играть крупные предприятия и их объединения. Роль
крестьянских (фермерских) хозяйств остается незначительной. Недоступные
цены на сельхозтехнику, строительные материалы, высокие процентные ставки
за кредиты и т.п. по- прежнему ведут к сокращению фермерских хозяйств. С
1992 г. их распалось 865. Большинство из сохранившихся - молоземельные (с
наделом до 10 га). Они не играют сколько – нибудь заметной роли в
производстве продукции растениеводства, хотя именно эта отрасль стала
основной сферой их деятельности. Меньшая часть фермеров основным
направлением работы считает животноводство.
Трудности с получением и особенно возвратом кредитов, отсутствие
средств на приобретение комбикормов, горючего, семян, вынуждают фермеров
искать другие виды деятельности. В результате реально сельхозпроизводством
занимается лишь две трети крестьянских хозяйств, из них большинство – на
уровне самообеспечения.
На плечах местных органов власти в первую очередь лежит задача
поддержки, воспитания уважения к труду вообще и труду селянина особенно.
Безусловно, одними усилиями областных и местных органов власти села не
поднять. Нужны совместная, координированная деятельность всех уровней и
всех ветвей власти, политика, основанная на поддержке отечественного
товаропроизводителя, программа экспертных мер поддержки и развития АПК.



СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
В настоящее время в стране заброшено 20 млн. га земли, имеющей
сельскохозяйственную ценность. Вовлечение их в оборот при существующем
уровне урожайности может обеспечить продуктами питания до 5 млн. человек.
С/х производство во многом зависит от состояния социальной сферы села,
охватывающей интересы почти 39,5 млн. человек, проживающих в сельской
местности. Условия жизнедеятельности влияют не только на эффективность их
труда, но и на отношение к политике государства.
Кризисная ситуация в социальной сфере села стала формироваться в
середине 80-х гг.. Более низкий уровень качества жизни способствовал
формированию миграционных настроений жителей, снижал уровень их
экономической заинтересованности. Сельское хозяйство не обеспечивало
потребностей страны. В целях преодоления негативных тенденций был принят
ряд законов, в которых провозглашалась приоритетность развития села,
определялись основные положения по укреплению материально – технической
базы агропромышленного комплекса и социальной сферы.
Ускоренные темпы социально – экономического развития должны были
обеспечиваться за счет установления пропорций инвестиций на Федеральном и
местном уровнях, совершенствования финансовой, кредитной, ресурсной
политики и системы государственной поддержки. Предусматривалось
финансирование из федерального бюджета социальной инфраструктуры на селе, в
том числе строительство жилья, школ и дошкольных учреждений, объектов
культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрофикация,
газофикация, телефонизация, радиофикация, водоснабжение.
Эти законы появились юридически оформленными долгосрочными
программами социально – экономического развития сельского хозяйства страны.
Для их реализации правительством 4 января 1991 г. были приняты
соответствующие постановления, содержащие конкретные планы и мероприятия по
социальному развитию села, а также программа «Возрождение российской
деревни», предусматривающая улучшение жилищных и социально – бытовых
условий сельского населения. Предполагалось ежегодно увеличивать объемы
жилищного строительства на 15,7 %, строительство школ – на 41, детских
дошкольных учреждений на 15,4, газовых сетей на 26, внутрихозяйственных
автомобильных дорог – на 11,7 %. Для контроля за ходом выполнения принятых
программ была создана Комиссия правительства РФ по социальному развитию
села.
Принятые законы и постановления содержали комплекс неотложных мер, но
в недостаточной степени учитывали реально существующие тенденции в
отраслях, призванных обеспечить подъем социальной сферы сельского
хозяйства, а также направление российских реформ.
В результате экономических реформ, начатых в 1992 г. проблемы
социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень, что
привело к прекращению финансирования программы «Возрождение Российской
деревни» из федерального бюджета. Также были сокращены лимиты
государственных централизованных капитальных вложений Минсельхозпрода РФ по
инженерному и соц. обустройству сельских территорий.
В 1993 г. лимиты бюджетных ассигнований по содержанию объектов соц.
инфраструктуры села в сумме 135,1 млрд.руб. были переданы от
Минсельхозпрода РФ органам исполнительной власти субъектов Федерации.
Комиссия правительства РФ по соц. развитию села была упразднена. Функции
управления и финансирования электрофикации села с 1995 г. перешли в
Министерство топлива и энергетики РФ, а внутрипроизводственной телефонной
связи – Министерству связи РФ в результате этого было прекращено
финансирование электрофикации и телефонизации села из Федерального бюджета.
В общей сложности за 1991- 1995 гг. было построено в сельской
местности : жилых домов общей площадью 51,7 млн.м2 (37 % от объема
задания), общеобразовательных школ – 474,3 тыс. мест (39), дошкольных
учреждений – 144,8 тыс. мест (18), тепловых сетей – 1547,7 (13),
канализационных сетей – 516 км.(5), клубов и домов культуры – 193,7 тыс.
мест (17), внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием – 67,2 тыс.км.
(32), внутрипроизводственной телефонной связи – 130,2 тыс. номеров (15 %) –
здесь и далее использованы данные Госкомстата РФ.
Программа «Возрождение Российской деревни» и все правительственные
постановления по жилищному и культурно – бытовому строительству на селе,
газификации и электрификации села, водоснабжению сельских населенных
пунктов, строительству автодорог на селе и развитию средств связи в 1991 -
1995 гг. оказались не выполненными. Фактически провал социальной политики
на селе объясняется также и тем, что Закон РСФСР «О соц. развитии села» не
содержал действенных механизмов финансового обеспечения соц. сферы села в
условиях макроэкономической трансформации.
Наряду с возникшим бюджетным дефицитом определенные законом источники
внебюджетного финансирования не действовали. С/х предприятия оказались не в
состоянии самостоятельно финансировать развитие соц. сферы из –за своей
убыточности.
Число нерентабельных хозяйств увеличивалось на протяжении 90-х гг. и
составило 87 % в 1998 г. Надежды на поддержание соц. сферы за счет с/х
предприятий не оправдались.
Попытка обеспечения соц. защищенности сельского населения посредством
органов местного самоуправления с передачей им объектов соц. инфраструктуры
оказались также малоэффективной из –за отсутствия финансовых ресурсов.
После появления постановления Правительства РФ «О порядке реорганизации
колхозов и совхозов» органами местной власти в муниципальную собственность
было принято от колхозов и совхозов только 19 % жилого фонда, 36 – детских
учреждений , 38 – общеобразовательных школ, 1 – клубов и домов культуры, 24
– автомобильных дорог с твердым покрытием, 6 – распределительных газовых
сетей, 6 % линий электропередач.
В ведении с/х товаропроизводителей до сих пор находится 195 млн. м2.
общественного жилищного фонда, 1,05 млн. ученических мест
общеобразовательных школ, 1,47 млн. мест детских дошкольных учреждений,
3,88 млн. мест клубов и домов культуры, 220 тыс.км. водопроводных сетей, 74
тыс. км. Распределительных газовых сетей, 95 тыс. км. Линий
электропередачи, 125 тыс. км. Автомобильных дорог с твердым покрытием. С/х
предприятия несут затраты на их содержание в размере более 10 млр. руб. в
год.
В целом уровень развития социальной сферы села к началу 1999 г.
характеризовался следующими показателями : жилищный фонд составлял 748 млн.
кв. м. общей площади, дошкольные образовательные учреждения – 25,6 тыс,
число детей в них – 884 тыс, человек , дневные общеобразовательные школы –
46,1 тыс., число школьников – 6,4 млн.человек, число учителей – 695,1 тыс.
человек, клубные учреждения – 49,3 тыс., библиотеки всех ведомств – 39105
ед., количество книг и журналов в фондах библиотек – 375 млн.экземпляров.
Размеры и структура соц.сферы села зависят от объективных факторов :
численности сельских жителей, количества нетрудоспособного населения,
уровня реального дохода и др. Анализ возрастной структуры населения страны
показывают, что доля нетрудоспособных лиц в сельской местности значительно
больше, чем в городе. Однако экономических возможностей для их содержания
существенно меньше по сравнению с городом, это противоречие можно устранить
за счет дотирования соц.сферы села. В обозримый период времени
демографическая ситуация в сельской местности резко не изменится (таб.1) .
Экономические показатели с/х производства, вероятно, также сохранятся .
Поэтому потребность в дотациях не исчезнет.
Таб.1
|Численность постоянного |1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г. |1999г. к |
|населения на начало года. | | | |(оценка)|1998г.(%) |
|Все население, млн. человек |147,6 |147,1 |146,7 |146,3 |99,7 |
|В том числе : | | | | | |
|В трудоспособном возрасте |84,2 |84,3 |84,8 |85,6 |100,9 |
|В процентах от общей | | | | | |
|численности населения |57,0 |57,3 |57,8 |58,5 |- |
|Сельское население, млн. чел.|39,9 |39,8 |39,6 |39,5 |99,7 |
| |27,1 |27,0 |27,0 |27,0 |- |
|В % от общей численности | | | | | |
|населения | | | | | |
|В общей численности сельского| | | | | |
|населения : |10,1 |9,9 |9,6 |9,4 |- |
|В возрасте моложе | | | | | |
|трудоспособного, млн. чел. |25,3 |24,9 |24,4 |23,8 |97,9 |
|В % | | | | | |


На протяжении 1992 – 1998 гг. заработная плата работников с/х
оставалась одной из самых низких в стране. На фоне общего снижения реальной
заработной платы, составившего в целом по экономике за последние годы 49 %,
реальные заработки работников с/х снизились на 70 % (таб.2).
Среднемесячная заработная плата работников занятых в с/х, за
последние четыре года в 2 –3 раза меньше, чем у работников других отраслей
экономики. Сельское население более дифференцировано , чем городское, по
уровню среднедушевых денежных доходов. Высокая поляризация доходов
обостряет проблемы бедности на селе. Денежные доходы сельских семей и числа
тех, кто не имеет их на уровне прожиточного минимума, остаются примерно на
30 % ниже доходов «бедных» групп населения в городах.
Уровень жизни большей части сельских семей, имеющих детей,
значительно ниже, чем в городах. В 1998 г. доходы семьи с одним ребенком в
сельской местности составили 78 % прожиточного минимума (против 88,5 % в
1997 г.), а с четырьмя и более детьми – 32 % (34- в 1997 г.).
Доходы сельских жителей от личных подсобных хозяйств имеют главным
образом натуральную форму и используются для собственного потребления. Их
роль как источника финансовых поступлений снизилась. В связи с этим в
целом сократились возможности для компенсации тех или иных услуг соц. сферы
за счет собственных средств (жилищное строительство, поездка в город с
целью лечения и удовлетворения культурно – оздоровительных потребностей,
приобретение книг и аудиовизуальной аппаратуры). Доходы сельских
многодетных семей практически полностью лишают возможности использования,
приобретения услуг и товаров социально – культурного назначения за счет
собственных средств.
Среднемесячная начисленная заработная плата
работников в отдельных отраслях за 1995 – 1998 гг.
Таблица 2.

Новинки рефератов ::

Реферат: Культура та побут населення України (Естествознание)


Реферат: Классификация политических режимов (Теория государства и права)


Реферат: Патриотизм русского народа в войне 1812 года (История)


Реферат: Журнальный Стол (Технология)


Реферат: Лишение родительских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: О социологии (Социология)


Реферат: Золотая Булла 1356г. (Государство и право)


Реферат: Рынок лизинговых услуг в РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Власть как фундаментальная проблема Политологии (Политология)


Реферат: Первобытные верования (Религия)


Реферат: Современные способы обработки информации (Программирование)


Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Гелиоцентрическая система мира (Астрономия)


Реферат: Применение высоких технологий в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Расчёт балочной клетки усложнённого типа (Строительство)


Реферат: Технология приготовления блюд (винегрет с сельдью, печень по-строгановски, яблоки в тесте жареные, трубочка заварная с заварным кремом) (Кулинария)


Реферат: Кэш-память современных микропроцессоров фирм Intel и AMD (Программирование)


Реферат: Гендерные стереотипы и семья (Психология)


Реферат: Войны древнего Израиля (История)


Реферат: Теория происхождения государства и права (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист