GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология культуры (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология культуры (Социология)


Всероссийская ордена Дружбы народов Академия внешней торговли
Факультет экономистов-международников



Р Е Ф Е Р А Т

«СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»



Выполнил: Меркулов А.М.

1 курс, группа 3


Проверил: Кухарчук Д.В.



МОСКВА
1998 год



СОДЕРЖАНИЕ



1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура"
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в.
термин "культура" означал противоположность естественному состоянию,
то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от
"возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к
"воспитанию" в более широком смысле.
Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого
Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный
дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость,
справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает
людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.
Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то,
что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно
отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии
природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к
поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в
моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и
животности".
В настоящее время существует около 300 вариантов определения
культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что
культура в жизни человечества занимает особое место. Она является
показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены
способности общества в каждый конкретный исторический период
обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности
характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием
созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их
применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения
стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в
интересах общества.


1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой
деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она
представляет собой определенные ценности, как материальные, так и
духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная
культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут
выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте
творческой деятельности.
Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное
выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее
предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют
культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи
представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и
т.п.
Однако, представляется, что содержание указанной категории не
может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или
духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической,
нравственной или политической), одной формой деятельности
(познавательной, просветительной, организационной и т. п.).
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой
известные ценности, в то же время характеризует различные явления
общественной жизни.
Каждый этап общества отличается определенной культурно-
исторической спецификой. Этих отличий множество: количество
накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и
понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами
культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух
культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной
жизни.
Современная культура - это сложная система материально-
производственных, научных, духовных, общественных компонентов.
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она
противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура -
это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств,
способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой
существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для
поддержания определенных структур деятельности и общения.
В культуре фиксируются:
общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических
форм жизни;
качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох,
стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах
жизни.


2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ

Понимание культуры как социального феномена дает право и
возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое
направление - социологию культуры. Социологи культуры как
специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в
70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М.
Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на
учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К.
Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную
ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом
сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной
жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики
социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые
конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их
собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому
раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными
культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на
социальную структуру общества, на социальные институты, социальные
движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология
культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или
иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических
трансформаций различных культурных форм.
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму
культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную
природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание,
усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных
представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей
в различных социальных ситуациях.
Культура как "вторая природа" порождается материальными
потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными,
эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных
социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного
развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического
прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные
последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на
социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры
фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых
отношениях, вызванные распространением образования, динамикой
численности учреждений культуры и т.д.
Содержание социологии культуры составляют:
существующие в данном обществе формы и способы освоения,
создания и передачи объектов культуры;
устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и
детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие
культуры;
оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и
их собственного культурного окружения;
социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных
общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
технология функционирования различных элементов социальной
системы и общества в целом;
специфические формы культурной жизни различных социальных
общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В
ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые
культурные образования: представления, социокультурные образцы,
ценности и нормы.
Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе
образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы -
результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то,
чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и
социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно
устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или
значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.
Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в
социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания
между людьми в процессе социального взаимодействия.


3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ

В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры
среди исследователей нет единства.
Так, в американской социологической школе культуру структурируют
таким образом:
1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке
и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки
в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры,
обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть",
т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и
указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных
явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате
взаимодействия составных частей социального организма.
3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в
разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают
критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное
в культуре.
4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек,
чтобы "вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы,
стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.
Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре
культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской
традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в
своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю
главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа
науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать
материальные ценности общества, служит основой формирования
мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в
создании особого духовного климата в обществе. Наука - это
систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они
переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое
связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в
качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа
поведения, непосредственного мотива действия.
Активным элементом культуры признается искусство, которое
является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе;
силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство -
это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и
выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения
между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная
информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания
человечества через личность художника. Искусство полифункционально,
оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и
техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения
элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями.
Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и
исследовательская работа в области физики различны по происхождению,
но связаны между собой единством цели - стремлением выразить
неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию,
определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной
доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной
социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-
теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий
степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей.
Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней:
общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный),
социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как
компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной
психологии (которая также является элементом культуры), признавая в
ней наличие большого количества элементов массового стихийного
поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При
характеристике культуры как социальной системы следует обратить
внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.
К их числу относится прежде всего принцип преемственности,
выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе
развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на
что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На
основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный
консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной
культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры",
которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных
условий социальной и политической стабильности. Создателями этого
течения были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная
их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного
развития России.
Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной
культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное -
своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе
реализуется через материальное.
Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной
жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется
в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-
предметных, так и символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая
проявляется в основном в трех формах:
n спорадическая, стихийная, неосознанная;
n метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным
расчетом, разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как
внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми
физического и умственного труда, между классами и нациями одного
государства), так и между культурами различных стран и народов.
Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах
отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего
человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад).


4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные
функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует
общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически
запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение,
общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение,
есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе
ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и
формируют ее поведение.
Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция
культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит,
сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро,
красоту, истину. Ценности существуют как целостная система.
Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе,
стране, выражающих особое видение ими социальной реальности,
называется менталитетом. Различают политические, экономические,
эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются
нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные
варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и
обществом.
Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет
закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить
связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен),
провести отбор самого необходимого и целесообразного для
тиражирования.
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть
инструментом развития социальной активности, гражданственности.
Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том,
что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В
науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри
господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами,
определенным образом жизни и мышления.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные
группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи,
панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители,
население малых городов), конфессиональные группы (православные,
иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования
(англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как
правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются
от нее.
Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к
появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась
так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением
общества массового производства и массового потребления. В западной
социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая
культура". Довольно часто считается, что массовая культура
демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.
Массовой культуре часто противопоставляется так называемая
элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг
потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять
уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.
В последнее время, как утверждают современные философ, появилась
еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с
компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с
видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй
половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили
колоссальное развитие средства массовой информации, возник
индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных
духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура
стала отраслью рыночной экономики.
Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в
которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные
установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что
практически любая субкультура может принимать формы контркультуры
(например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры
расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного
общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей
культуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры
изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных
общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности.
Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека
как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть
результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе
ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и
приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру
человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство
принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением,
определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть
решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в
общество.
Социология культуры как отрасль социологического знания изучает
указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к
пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей
указанных явлений.



ЛИТЕРАТУРА

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
2. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.
3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во
Ростовск. ун-та, 1979.
4. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений.
Социс, 1993, N 11.
5. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.,
1993.
6. Российская ментальность (материалы "круглого стола").
Вопросы философии, 1994, N 1.
7. Смелзер Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс, 1990, N 12.

8. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
9. Хрестоматия по социологии. М., 1993.
10. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.







Реферат на тему: Социология личности
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА



Р Е Ф Е Р А Т



По дисциплине: «Социология»
По теме: Социология личности»



Выполнила:
Студентка 3 курса
дневного отделения
факультета «Экономики и Финансов»
специальности «Финансы и Кредит»
группы ДФ-01
Иванченко И.Ю.


Проверил:
Марченков А.А.



ВЛАДИМИР 2003

Содержание

Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной
саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы



То, чего не достает рабу - это признание личности;

принцип же личности есть всеобщность.
Гегель.

Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на
вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы
закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая
школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо
явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства
в понимании того, что есть личность – характерная черта современной
социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания
неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на
социальном начале.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся
актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне
полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая
сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на
передний план самосознание, и личность практически отождествляется с
понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие
его социальных связей и отношений определяют множество теоретических
подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей,
образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как
совокупность социальных ролей.
В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения самого
понятия личность, социализации личности и взаимодействия личности и
общества как основы социально-культурной саморегуляции.

Личность и концепции её понимания
Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта
деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель
общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его
национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности,
мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе
своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные
роли.
Существует 4 концепции понимания личности:
1. Ролевая концепция
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в
30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных
социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном
анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию
от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том
или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной
позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что
человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту
или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней
права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность
действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого
существует целая система социального контроля – от общественного мнения до
правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций
– от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных
функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению
равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль
задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор
вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций
руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или
заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами:
авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль
директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут
противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к
возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт
профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл
и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения
людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и
в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений
описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли,
межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно
противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо.
Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную
палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, анна
несколько групп сразу.
Социальные роли различаются по степени из важности для нормального
функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той
или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её
стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и
отдельной личности в системе общественных отношений является социальный
статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует
пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации
личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую,
поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.
2. Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра
З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как
систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её
потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В
силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их
естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений
человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и
общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое
образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными
импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний
слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком.
Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с
обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип
поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного
давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по
мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается,
становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история
рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3. Поведенческая концепция
Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы
(Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией
поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной
средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой
информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной
группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно
стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к
окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания
со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек
стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно
реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.
Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек
определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая
социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя
аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного
поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция
желаемых действий.
В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть,
комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему
источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для
человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее
поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал
вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится
для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого
принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что
добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока
каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его «вклад» в
ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
4. Деятельностный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание
человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё
поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения
рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром,
проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной
категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория
«деятельность».
Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном
аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой
деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект
концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется
деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути,
сводится к:
* определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;
* выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или
свободная, отчуждённая или неотчуждённая;
* изучению характера связи между различными видами деятельности, степени
их иерархизированности;
* исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена
целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в
ранг наиболее важных, основополагающих.



Типология личности
Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом
соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования
к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в
системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и
т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован.
На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного
субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные
типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню
социальной активности людей - и качественно - по характеру и
направленности этой активности, которая может быть созидательной и
разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-
первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной
культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека,
представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от
установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-
культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В
социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия,
более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и
классовую принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип
характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера,
которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от
индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он
позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и
приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю
человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Типы личности:
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка,
дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как
креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого
типа личности весьма низкая.
2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к
традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам,
установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка,
угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным
из потока жизни.
4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым
чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с
самодисциплиной и самоконтролем.
5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение
удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни»
приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских
желаний.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы
личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в
данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям.
Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и
гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает
потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами,
социальный тип личности – это отражение того, как общественная система
влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное
поведение.

Социализация личности
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются
как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их
неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду
единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей
совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно
говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с
обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется,
полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения
взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение
роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в
развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур
индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия
формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи
подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни
человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от
социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее
изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует
ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь
человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей
мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение
детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические
приметы детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности
к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно
связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются
определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас
разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков
индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними
переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь
совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального наущения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено
внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое
время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание
будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив
на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли
семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые
впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-
социальной жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным
инструментам социализации личности выступают средства массовой
информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная
обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой
степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-
политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто
обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических
действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным
типам личности.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует
постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных, так и личных
проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?
И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны
ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом
определяет облик общественных и политических движений. Феномен
национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел
к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов
признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и
т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и
поведении людей.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы
ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в
настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной
саморегуляции
Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных
подсистем общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное
соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те
системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В
большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом,
принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не
усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность
должна подчиниться более высоким социальным ценностям…» (Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).
Определению сущности человека через исследования соотношения между
обществом и индивидуальным «я» была посвящена специальная секция ХVII
Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году.
Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм
социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений,
тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических)
и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность
человека.
Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические
факторы до сих пор влияют на становление общественной системы, на ее
развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы
разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни
парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием
жизнедеятельности индивидов, не может абсолютно контролироваться ими
самими. Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции.
Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом
приведет, во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей,
социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики
общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем
общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.
Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда
общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от
времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность
общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения
структуры человека, и в первую очередь его психофизических и
социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным
звеном социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся
структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному
пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые
создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей
объективно, порой вопреки желаниям субъекта.
Среди множества направлений в философской мысли, исследующих человека
(теологическое, метафизическое, биологическое, социал-дарвинистское, расово-
антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое
соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.
Первое абстрагируется от определений человека вообще. Достаточно
простой констатации факта существования человека, тем более что, по мнению
экзистенциалистов, существование предшествует сущности. Биологический
организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов
общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.
Таким образом, принцип экзистенциализма гласит, что человек -
абстрактное психофизическое существо, индивидуальное, существует один на
один со своими проблемами. Ни один социальный организм не способен
устранить такую личную индивидуальную трагедию человека, как смерть.
Другое прямо противоположное направление - социальное, напротив, видит
смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального
существа, а как существа, который не может не находится вне групп и
общества.
Личная определенность человека устанавливается только в связи с
обществом. Безусловно, что только во взаимодействии с обществом человек
находит свое место в общественной структуре. Главное заключается в том,
чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор
человека. Сартр утверждает, что человек сам делает себя. Конечно, у
человека, тем более у человека свободного, всегда есть выбор.
Но его выбор ограничен, во-первых, социально-культурными условиями, во-
вторых, структурой общества, в-третьих, характером общественного развития.
Человек не может в диспозиционной структуре общества выполнять роль и иметь
статус, которого не существует на данном этапе развития общества. Но с
развитием общественной практики, с углублением общественного разделения
труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые
общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные
статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня
в центре социальной системы.

Заключение
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное
явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
В своей работе я попыталась дать определение понятию «личность»,
рассмотреть концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела
такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой
процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества,
приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые
регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается
с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не
говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым
аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о
необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении
человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного
общения.

Список использованной литературы
1. Материалы «Международной научно-практической конференции xxi век:
духовно-нравственное и социальное здоровье человека»
2. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
3. Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2002 г.
4. Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 1996 г.
5. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 1991 г.
6. http://www.yandex.ru







Новинки рефератов ::

Реферат: История развития этикета: факты (Психология)


Реферат: Культура и насилие (Культурология)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: Шпоры к экзамену (Деньги и кредит)


Реферат: Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века (Государство и право)


Реферат: Приближенное решение уравнений (Математика)


Реферат: Технология выращивания капусты (Сельское хозяйство)


Реферат: Школа в годы войны (История)


Реферат: Создание и ведение баз данных (Компьютеры)


Реферат: Конформизм и нонконформизм (Психология)


Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)


Реферат: Анализ кредитоспособности предприятия ОАО Благкомхлебпродукт (Деньги и кредит)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Алгоритмизация и програмирование (Программирование)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Договор долевого строительства (Право)


Реферат: Действия населения при стихийных бедствиях и опасных природных явлениях: факторы опасности, оповещения, действие населения: (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Организация молочного скотоводства в хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Волейбол (Физкультура)


Реферат: Истинные знания о жизни. Происхождение человека (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист