GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология наций (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология наций (Социология)


СОЦИОЛОГИЯ НАЦИЙ


Предмет социологии наций


Как в бывшем СССР, так и на территории современной России живут
представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале ХХ
века они обладали различной исходной базой - от жизни в условиях
примитивной организации хозяйства до капиталистической системы
экономических отношений. Соответственно большим был разрыв и в уровне
культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями
в приобщении к достижениям человеческой цивилизации. На уклад жизни влияли
религиозная обстановка, историческое прошлое, языковые особенности, степень
развитости контактов с другими нациями и народностями. Специфика
проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в одежде, утвари,
в семейных отношениях.
Все это многообразие общественных связей внутри каждой нации,
народности и этнической группы и между ними образовывало самые различные
оттенки, типы и формы национальных и межнациональных отношений.
Совместная жизнедеятельность не могла не порождать проблемы,
противоречия.
Поэтому вполне естественно, что наука, отдельные ученые уже давно
стали специально изучать историю наций, их культуру. Были сделаны
интересные попытки объяснить феномен исчезновения и переселение целых
народов, процесс взаимодействия культур, национально-религиозные течения.
Получили всемирное признание работы российских школ востоковедения,
медиевистики, арабистики, этнографии.
В отечественной научной литературе сложился большой отряд
исследований, которые посвятили свои работы истории многих наций, состоянию
национальных отношений , самым различным аспектам развития национальных
культур, языка, обычаев и традиций.
Однако исследователи, будучи, как правило, представителями одного
из направлений обществоведения, концентрировали свое внимание на вопросах,
которые волновали их в большей степени. Экономисты в основном
анализировали материально-техническую базу, развитие производительных сил
национальных республик, решали вопрос их соответствия или несоответствия
потребностям народнохозяйственного комплекса. Уязвимой чертой этих
исследований было практически полное игнорирование всех и всяческих
национальных особенностей, исходя из того что процесс интернационализации
экономики делает ненужным и необязательным учет характеристик, не связанных
непосредственно ни с производительностью труда, ни с эффективностью
производства. Для многих экономистов рабочая сила была сведена до
некоторого символического работника , который был нередко бесполым,
безвозрастным, но и безнациональным. Более того, под флагом
интернационализации экономической жизни творилось беззаконие, попрание
суверенных интересов и прав наций и народностей.
В работах историков ( Ю.В. Бромлей, М.А. Губогло, Ю.Кахк, В.И.
Козлов,А.А.Сусоколов, К.В. Чистов) как правило характеризовались этапы
решения национального вопроса, опыт осуществления национальной полтитки в
различных регионах страны. Часть работ была посвящена путям и средствам
развития отдельных сфер национальной жизни, главным образом в сфере
экономики и духовной жизни. Определенный интерес представляют работы,
посвященные становлению двуязычия, роли русского и национальных языков в
создании культуры. Немало исследований- и исследований интересных- были
связаны с анализом этнографических проблем жизни тех или иных наций,
народов и народностей.
В работах философов ( Э.А.Баграмов, А.М. Егизарян, И.П. Цамерян и
др.) и социологов ( Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и др.) чаще всего
рассматривались проблемы социально-классовой структуры, социальные проблемы
развития культуры, языка, образования и быта. При этом, характеризуя
национальные отношения, нередко акцент делался на позитивных процессах,
свидетельствовавших о расцвете национальных культур, о сближении образа
жизни наций и народностей, и совсем недостаточно на том, с какими
противоречиями сталкивалось осуществление национальной политики, какие
процессы происходили в экономических, социальных и политических отношениях,
какие нерешенные вопросы возникали в ходе взаимодействия культур различных
наций.
При анализе путей и методов решения национального вопроса
исследователи очень часто ограничивались анализом показателей
экономического и социального развития наций и народностей и чрезвычайно
мало обращали внимания на те аспекты национальных отношений, которые
самым непосредственным образом связаны с восприятием людьми объективной
реальности, с состоянием и противоречиями в национальном самосознании.
Иначе говоря, если форма ( внешние показатели) национального развития
получила известное освещение и разработку, то содержательный компонент
интерпретировался весьма своеобразно- в основном давались количественные
характеристики общеобразовательной, культурной и профессиональной
подготовки.
Ни в теории, ни на практике не был своевременно замечен и оценен рост
национального самосознания. Хотя этот процесс происходил в условиях
интернационализации общественной жизни, нельзя забывать, что и этот вид
общественного сознания может неадекватно отражать объективную реальность.
При определенных условиях именно в сфере сознания ( а впоследствии и в
поведении) возникает возможность появления национализма, представляющего по
своей сути деформацию политического и духовного компонентов национальных
отношений, ибо порождает одно из обличий эгоизма - стремление обеспечить
привилегии своему народу за счет других.
Говоря о социологии наций, следует выделить феномен, раскрывающий
специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень
возрастания его влияния в жизни каждой многонациональной страны.А так как
практически в мире не осталось однонациональных государств, этнические
процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это
обнаружилось и в Канаде ( особая позиция французских жителей провинции
Квебек ) , и в Чехословакии, и в Югославии, и в Ираке, и во многих
многоплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические
противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения
одной нации, но располагающей этническими группами. Этнические противоречия
отмечались в Бельгии, Испании. В сочетании с религиозными эти процессы
наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трпгедии в
Северной Ирландии, Пенджабе ( Индия) .
Отражением этой тенденции стали события в Казахстане ,Нагорном
Карабахе, в Грузии, странах Прибалтики. Обострились проблемы крупных
национальных групп, по тем или иным причинам не имеющих своей
государственности: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов. До сих пор
кровоточат раны с переселением целых народов: калмыков, чеченцев ,ингушей
,кабардинцев и т.д.
Иначе говоря, на современном этапе развития человечества есть целый
ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя
безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических
отношений, тем не менее есть общее, образующее предмет социологии наций
социальное положение человека как представителя нации, его национальное
самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет
национальную самобытность людей.


Основные направления социологии наций

Отношения между нациями, народностями, этническими группами были
всегда объектом пристального внимания в нашей стране. Обнародованная 2(15)
ноября 1917 года “ Декларация прав народов России” устанавливала свободное
развитие, равенство и суверенность всех национальностей и народностей
России. Некоторое время спустя Советское правительство в своем обращении “
Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока” гарантировала им полную
свободу устройства своей жизни. Эти акты принесли определенные плоды,
создав условия для доверия между народами, что стало основой для решения
ряда экономических и социальных проблем и в области национальных отношений.
Были осуществлены меры по развитию национальных культур, созданию
письменности многих национальных меньшинств. Только в Новосибирске в 1919
году издавалось 17 газет на национальных языках, в том числе на
венгерском, чешском, немецком, китайском.
Вместе с тем, реальная совместная жизнь наций и народов была далека
от беспроблемности. Главная беда состояла в том, что противоречия,
социальные болячки загонялись в глубь, становились латентными. Все чаше в
отношении отдельных народов принимались произвольные решения, многие
перспективные вопросы игнорировались или их решения имитировалось.
В национальной политике не учитывалась специфическая особенность
национальных и межнациональных отношений, которая заключается в
необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные
отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, во-первых они включают
в себя отношения всех сфер общественной жизни- экономические, социальные,
политические, духовные- и, во-вторых, одновременно предполагают их анализ
как единства материального и идеального. Такой подход стал необходим в
условиях, когда болезненно заявляют о себе стремления к национальной
замкнутости, местничеству, иждивенческие настроения.
Говоря о направлениях социологии наций, следует охарактеризовать ее
место и роль при изучении национальных особенностей во всех сферах
общественной жизни.
Что касается экономической жизни, то прежде всего следует отметить
интенсивный процесс интернационализации экономических отношений. В
известной степени он повлиял на тот факт, что национальный компонент в
экономике перестал играть решающую роль, на первый план вышли
общегосударственные интересы, вопросы экономической целесообразности и
производственной необходимости. Неглубокое понимание этих явлений приводило
к тому, что национальные аспекты экономического развития стали видеться
только в плане функционирования специфических отраслей народного хозяйства,
присущих одной или нескольких наций и в большинстве случаев имеющих
историческую традицию.
Игнорирования национально-особенного в экономической жизни,
крупные просчеты в решении назревших проблем материального производства,
слабый учет интересов людей проявились в огромных социально-экономических
издержках, в потере национального суверенитета, в диктате общесоюзных
министерств и ведомств.
Чрезмерная централизация экономического и социального развития,
подавление инициативы и самостоятельности привели к таким процессам,
которые с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского
общества миграцию из одной республики в другую, а с другой стороны, к
стагнации социальных перемещений, к избытку рабочей силы в республиках
Средней Азии и Закавказья. Несовершенство этих отношений тормозило трудовую
активность и в государственном, и в кооперативном секторе, серьезно
исказило структуру потребления и доходов и, самое главное, пагубно повлияло
на сознание и поведение людей.
Эти и другие процессы, происходящие в экономической жизни, со
временем породили в национальном сознании вопрос: а насколько справедливо
распределяется национальный доход как достояние всего народа между
республиками, другими национальными образованиями, подразумевая под ними
интересы конкретных наций и народностей? И здесь вступали в силу мотивы
духовного порядка: при отсутствии информации появлялись убеждения в
неправильном, не соответствующем вкладу распределении ресурсов, в
ущемлении прав отдельных республик и регионов. Именно эти факторы и
послужили одной из причин роста настроений националистического толка в ряде
республик, когда многие с уверенностью утверждали, что они больше дают,
чем получают. Неудивительно, что очень часто эти претензии появлялись
тогда, когда не было полной и достоверной картины экономических процессов.
Идеи суверенитета, самостоятельности республик привлекательны как
тем, что они способствуют рациональной и эффективной организации
национального хозяйства, так и тем, что в национальном самосознании
получает отражение идея защиты национальных интересов, распределение по
количеству и качеству труда в зависимости не только от индивидуального
вклада, но и вклада своей республики, своей области, города и края.
Уравниловка была общей бедой, наложившей глубокий отпечаток на
представления о путях реализации экономической самостоятельности, которые
привели к идее хозяйственной автаркии.
Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера
национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы
социальной справедливости, направляется развитие социальной структуры,
создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние факторов,
связанных с функционированием общественного сознания, проявляется еще
острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального
положения людей различных национальностей, профессионального продвижения,
перспектив личной и общественной жизни. Национальный компонент таких
проблем оказывает существенное влияние на сознание и поведение людей. По
сути дела речь в этой сфере национальных отношений идет о важном социально-
политическом аспекте: сказывается ли национальная принадлежность человека
на его положении в обществе?
Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у
людей постоянно подрывалась вера в равенство социальных возможностей.
Пресловутая пятая графа в биографии стала источником многих личных
трагедий. Аналогичная по своим последствиям ситуация сложилась и в условиях
современной межнациональной напряженности: представители многих народов
осознали себя людьми второго сорта в тех случаях, когда оказались живущими
в иноязычной среде.
В принципе место человека, возможности его развития и т.д.
определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными
качествами, способностями , трудом. В то же время сохранение национального
деления общества не может не отражаться на конкретных индивидах и
социальных группах, на формировании их сознания и психологии.
Зависимость между национальной принадлежностью и общественным
положением человека проявляется, во-первых, в ценностях, установках и
ориентациях людей, которые могут быть деформированы по самым различным
причинам, и , во -вторых, в конкретных способах решения социальных проблем,
когда они приобретают национальную окраску, что может иметь как
положительный, так и негативный эффект.
Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если
интересы представителей одной нации и национальности преувеличиваются, то
это, как правило, ведет к ущемлению интересов других национальностей. Эти
предпочтения, нередко незримо осуществляемые, четко фиксировались в
общественном сознании, на основании чего можно сделать и практические
выводы. Именно таким образом понятая национальная политика, с точки зрения
поддержки определенной нации, привела к уменьшению населения других
национальностей в ряде республик. По отношению к представителям других
национальностей стало употребляться слово “ мигрант” , “инородец”, что
сильно затрагивает национальные чувства и нередко ведет к обострению
национальных отношений.
Такая местническая, недальновидная политика не могла в своем
развитии не привести и к ущемлению интересов отдельных групп одной нации в
ущерб другим. Это проявлялось в республиках Прибалтики, в Молдове, в
Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете
обернулись межнациональной напряженностью, возрождением и оживлением
недоверия между коренным населением и представителями других наций. Такое
нарушение принципа социального равенства, равенства возможностей людей на
национальной основе не проходит бесследно.
Как ни покажется странным, но многие недостатки в современном
обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной
политике реализуются неоправданные приоритеты. Так, Россия, долгое время
делившаяся всем необходимым с другими республиками в интересах их
экономического и социального развития, попала в чрезвычайно затруднительное
положение: население части исконных земель живет хуже чем население многих
республик. Это послужило в немалой степени основой для появления русского
национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду ложно понятым
национальных интересов одних народов их права и обеспечение этих прав
превалировали над устремлением других наций и народностей.
Те предпочтения, которые были оправданы на предшествующих стадиях
развития, стали препятствием на пути развития национальных отношений , ибо
они уже не соответствовали новой исторической реальности. Более того, они
порождали новые противоречия, которые питали почву для оживления
националистических настроений. В то же время остро стоит вопрос о
решительном исправлении тех грубейших нарушений, которые проявлялись в
национальной политике, особенно по отношению к так называемым
репрессированным народам. Некоторые из них, так например, крымские татары
и немцы Поволжья, до сих пор не вернулись к тому статусу, который был у
них в 30-х гг. Достойно сожаления, что государственная политика по
отношению к этим народам была половинчата, аморфна и губительна с точки
зрения нравственного здоровья общества. В результате социальные ожидания
были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями
различных наций.
Все это в ряде мест привело к росту несоответствия между
социальной и национальной структурой, к националистическим деформациям в
развитии структуры профессиональной. Это выразилось , в частности, в том,
что наиболее престижные профессии стали в некоторых республиках
превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности.
Но, хотя политическим аспектом национальных отношений уделялось
постоянное внимание, тем не менее и в этой сфере скопились огромные
просчеты, связанные как с теоретическим осмыслением происходящих реальных
изменений, так и с практической реализацией требований национальной
политики. Это нашло отражение в кадровой политике, в предпочтении
выдвижения кадров не на деловой , а на национальной основе, что объективно
не могло не привести к ошибкам. В этих условиях стало неотложным делом
уточнить полномочия республик, определить пути дальнейшего развития
национальной государственности , более эффективно решать вопрос о
представительстве интересов наций и народностей. Ведь очевидно, что даже
самые незначительные проблемы в этой области, а тем более непродуманные или
половинчатые решения особенно остро воспринимаются людьми, непосредственно
связываются с исторической справедливостью, подлинным национальным
равноправием и т.д. Решение политических вопросов требует, с одной стороны,
более глубокого научного обоснования, которое предполагает точный и
скрупулезный учет многогранной специфики конкретных регионов и республик, а
с другой стороны, повышения ответственности тех, кто принимает политические
решения, что последние базировались на научном анализе, а не на личных
предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Августовский путч 1991 г. резко обнажил те подспудные политические
процессы, которые скрытно развивались почти во всех республиках, в жизни
многих народов. Его итогом стал фактический распад СССР, создание ряда
самостоятельных государств и резкое обострение взаимоотношений между
нациями, народами и этническими группами. Попытки на новой основе
реанимировать процесс создания Союза не только как экономического
пространства, но и политического единства имеют слабую поддержку. Более
того, они часто встречают или сопротивление или однозначную его трактовку.
Готовность возродить Союз больше проявляется в глубинных пластах
общественного сознания, чем в действиях национальных лидеров.
Новая общественная ситуация требует и более обстоятельного анализа
того, что уже, казалось, проверено исторической практикой, нашло одобрение,
вошло в жизнь и стало даже предметом гордости. Возьмем, к примеру,
многонациональные коллективы. Мы оправданно говорим о них как о воплощении
национального согласия. В своей принципиальной основе это положение верно и
сейчас.
Но реальность такова , что многонациональные коллективы в Сибири,
на Урале, в Донбассе- это одно, а в Узбекистане, Таджикистане, в Грузии или
Армении- несколько другое. Как показывают исследования, во второй группе
все же нередко в той или иной мере превалируют интересы тех работающих, кто
принадлежит к коренной национальности.
Но в целом эти коллективы способны на здоровой основе обеспечить
межличностное общение, помогает адаптации в иноэтнической среде. В конечном
счете интернационализм утверждается не вообще, а в конкретной обстановке, в
сознании и поведении людей. Поэтому забота о межличностном общении людей
различных национальностей- это важная социальная, культурная и политическая
проблема.
И наконец, особым направлением социологии наций является
многообразие интересов и явлений, происходящих в духовной жизни общества и
охватывающих образование, культуру, науку, национальное общение и т.д.
Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает
национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное
воплощение достижений национальной культуры, область национальной
самобытности и неповторимости. И это в самом деле так. Именно культура,
язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие
сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее
именно этой нации, народности , этнической группе. Поэтому способствовать
развитию национальных отношений, национальному сознанию крайне необходимо.
Однако гипертрофикация этих тенденций рождает серьезные издержки в
развитии национальных отношений. Неоднократно выдвигавшееся требование
стремиться к соблюдению адекватных пропорций в удовлетворении культурных,
языковых и других запросов как у коренных, так и у некоренных народов, к
установлению пропорционального их представительства в органах власти,
управления, культуры и т.д. , выполняются еще не всегда и не везде.
Сложившееся положение в свою очередь нашло отражение на уровне
индивидуального и группового сознания. Оно создавало потенциальную почву
для национальной кичливости и чванства у одних групп населения и порождало
неудовлетворенность у других.
Не менее сложной для становления культуры межнационального общения
является проблема языка. Мы оправданно гордимся тем, что нации и народности
имеют свою письменность , язык, литературу. Но не все. Дело в том, что в
стране проживает немало этнических групп, численность которых не превышает
500,800, 1500 человек. И хотя они составляют 0,3% населения, решения этой
проблемы не снимается, а лишь обостряет необходимость поиска приемлемых
форм, базирующихся на общечеловеческих, так и на национальных ценностях и
традициях.
Вместе с тем требуется осмысление и новой ситуации с русским
языком, как языком межнационального общения. В условия научно-технической
революции, повышение роли человеческого фактора нельзя не обратить внимание
на то, что каждый третий человек нерусской национальности не владеет им
свободно. Такое положение серьезно тормозит освоение и внедрение новой
техники и технологии, выравнивание уровней культурного развития, приобщение
людей к последним достижения науки.
В ряде республик вследствие долгих деформаций в национальной
политике возникло движение за превращение языка своего народа в
государственный язык. Можно понять, что прошлые ошибки вызывают стремление
к своего рода историческому возмездию. В самом деле, калмык должен
чувствовать себя полноправным гражданином, решительно ни в чем не
ущемленным в своих человеческих правах, в том числе и в вопросе языка. Но
только гарантирует ли этот акт от изъянов в решении национально-языковых
проблем? Нет! Наиболее разумное и приемлемое решение проблемы языка в
рамках многонациональных государств- это двуязычие.
Требуется еще раз вернуться к принципам формирования единой по
содержанию,многообразной по национальным формам, интернационалистической по
духу культуры на базе лучших образцов и самобытных прогрессивных традиций.
Многоцветье национальных культур, учет их специфических особенностей,
признание самобытности одних народов и подлинное уважение к духовным
ценностям других народов- это духовно- нравственный компонент национальных
отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем
проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые установки
каждой национальной культуры.
При этом речь идет не только о развитии и укреплении национальной
культуры в рамках определенных национально-территориальных образований.
Логика общественного развития проявляется в необходимости создания и
национально-культурных объединений в рамках определенных крупных
образований- городов, республик. Такая ориентация на поддержку национальной
культуры привела к созданию культурных обществ татар, немцев, поляков,
евреев и др. наций в Москве, Самаре и других регионах.
Рассматривая межнациональные отношения, следует отметить, что в
духовной сфере, как нигде, нет незначительных вопросов. Игнорирование
даже небольших на первый взгляд проблем способно при определенных
обстоятельствах деформировать национальное самосознание, превратить их в
серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с
их значением и величиной в идеологическом аспекте: они быстро становятся
достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на
функционирование всей общественной жизни.
В этой связи должно стать правилом требование: максимальное
предоставление малым народам, всемерное поощрение их самостоятельности при
одновременной помощи в виде советов, рекомендаций и инвестиций.
И наконец, оптимальным развитие духовной жизни можно назвать тогда,
когда своевременно учитываются и материальные ,и политические аспекты, нет
перекоса в приоритетах. Иногда дается, на наш взгляд, ее совсем точная
трактовка роли и значения национальных традиций, обрядов, обычаев. По этому
поводу ломаются копья, приводятся различные доказательства. При отсутствии
четко сформулированного критерия ценности этих национальных явлений всегда
возникают определенные напряжения, непонимание сути выдвинутых жизнью
проблем.
Применительно к проблемам традиций, обычаев, привычек может быть
сформулировано единственное требование: их существование,
развитие,поддержка должны основываться на одном- уважении к человеческому
достоинству, на том, чтобы специфические явления духовной жизни одного
народа не ущемляли и не попирали ни в коей мере интересы других наций и
народностей. Именно при таком подходе их существование оправданно и может
рассматриваться как выражение общечеловеческой культуры, которая всегда
была фундаментом развития подлинно гуманных человеческий отношений.
Обобщая сказанное, следует отметить, что национальный фактор
приобретает ведущее значение. Этот поворот к национальным, этническим
проблемам происходит и в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в
войнах и в вооруженных конфликтах вес этнического фактора в1984-1989 гг.
достиг , по данным Райта, половины( 15 из 30) , в то время как за весь
период нового времени с1496 по 1983г. только 86 из 240 войн
характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ
реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических конфликтов в
ближайшем будущем буде возрастать.







Реферат на тему: Социология образования

Южно-Сахалинский институт
Московского Государственного Университета Коммерции



КЛНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологи
Тема: «Социология образования»



Выполнил:____________________________
______________________________________
______________________________________
Проверил:_____________________________
______________________________________



Южно-Сахалинск
2000
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Предмет социологии образования 5
2. Эффективность и качество образования 12
3. Актуальные проблемы социологии образования 18
Заключение 26
Список литературы 28



ВВЕДЕНИЕ

Как особая дисциплина социологам образования сформировалась на рубеже
XIX—XX веков. В своих работах Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи
обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем,
которые затрагивали роль, назначение и функции образования.
В отечественной социологии первые попытки анализа состояния
образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков,
которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в
России[1]. Однако собственно социологические работы по проблемам
образования появились в России только в XX веке. Исследования советских
социологов в 20-е годы содержали предложения по обучению работающей
молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы
ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).
Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х —
начале 70-х годов. Работы Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина были
первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы
образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие
видные представители советской социологии, как Н.А. Аитов, M.Х. Титма, В.Т.
Лисовский, В.И. Файнбург и др.
Затем социология образования расширила свое влияние: исследования
проблем высшей школы были проведены Л.Я. Рубиной, С.И. Григорьевым, В.Г.
Харчевой, Ю. Леонавичюсом, средней школы и учительства — Л.Г. Борисовой,
Ф.Г. Зиятдиновой, A.М. Гендиным, M.И. Сергеевым, И. Кенкманом, роль
профессионального образования рассматривали А.А. Овчинников, Д.Л.
Константиновский, И.В. Бестужев-Лада, В.Э. Шерега и др.
Большой всплеск исследований по социологии среднего образования
породили попытки его реформирования в 70— 80-е годы (последняя — в годы
перестройки). В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ
происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути.
Что же касается отечественной социологии 90-х годов, то пока можно
назвать мало работ, в которых были бы в полной мере осмыслены те
кардинальные изменения, которые реально происходят во всей системе
образования. По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что определяет
интерес людей к процессу овладения знаниями, какова оценка его
действенности и эффективности, какие проблемы волнуют людей в условиях
информационного общества.



1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук:
педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая
из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Причем
любая из названных наук не может не учитывать того, что сделано в смежной
области знаний. Но не иметь специфики своего подхода — это, значит,
обрекать себя на повтор той информации, которая содержится в других науках
и соответственно ставить под сомнение целесообразность своего автономного
существования.
Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную
информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой
представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей
в целом и по отдельным формам, инфрастуктура образования, сравнение с
другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические
задачи:
o изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни
общества и личной жизни;
o оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;
o отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной
ценности;
o выявление роли образования как фактора социального статуса;
o определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и
интересов.
Вместе с тем в системе народного образования существуют различные
формы и уровни образования, каждый из которых имеет особенности, цели и
задачи. Соответственно предмет социологии образования также получает свое
специфическое звучание.
Напомним, что существующая система образования состоит из дошкольного,
среднего, профессионального среднеспециального и высшего образования. Как
особое явление рассматривается послевузовское образование. Все больший
интерес вызывает феномен непрерывного образования.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того,
что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие
нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто
упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на
которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в
количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний
родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра»
за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое
развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с
новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных
групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь
навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ
ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на
готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и
рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания
специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные
ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей,
обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает
не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй
ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского
периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа
всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи
«равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой
Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за
требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали
процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в
российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997
г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на
интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на
изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на
их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и
моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.
Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает
предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что
движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет
на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших
проблем социологии. Наиболее интересно в этом смысле исследование М. Титмы,
который с конца 70-х годов прослеживает путь выпускников школы в Молдавии,
Украине, Узбекистане и в ряде республик, краев и областей России[2].
Особое место занимает исследование профессионального образования —
профессионально-технического, среднеспециального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом
связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой
формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется
в рамках крупных производственных организаций или государственной системой
образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество
(ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый
путь развития. И, несмотря на различные издержки (попытки перевести всю
систему на сочетание полного и специального образования в подготовке
необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных
особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим
каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание
мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации
и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е
годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий
низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на
получение высшего, а затем среднеспециального образования продолжает
преобладать. Противоречивый опыт социально-профессиональных ориентации
молодежи в начале 90-х годов показывает весьма серьезный и глубокий их
кризис в силу большого расхождения провозглашенных целей и их реального
обеспечения в обществе[3].
Что касается среднего специального в высшего образования, для
социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения
молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие
субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и
эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от
12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о
том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям
сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов
показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает
оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По
исследованиям уральских социологов (Л.Я Рубина), до 60% выпускников вузов
меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве,
только 28% из них спустя три года после получения диплома трудились по
полученной специальности. В целом по стране в конце 80-х годов 4 млн.
специалистов с высшим и средним специальным образованием работали на
должностях, не требующих такого уровня подготовки. С переходом к рынку этот
процесс еще более усугубился.
Процесс обновления высшей и средней специальной школы еще только
начался. Идет он с большим трудом и имеет серьезные издержки. Опросы
фиксируют, что перемены к лучшему ощутили только 16% студентов вузов и 11%
учащихся техникумов. Итоги социологических исследований свидетельствуют,
что лишь создание условий для подлинно демократического участия
студенчества в решении своих судеб способно обеспечить коренные изменения в
работе высшей школы (Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, 1995).
Важным показателем уровня специалиста является обращения к духовности,
к общечеловеческим ценностям, к богатству мировой культуры. Жизнь
предъявила нелицеприятный счет каждому специалисту — не замыкаться в рамках
«профессионального кретинизма». Гуманизация всего высшего образования стала
неотложной задачей сегодняшнего дня.
Одно из самых серьезных препятствий на пути развития профессионального
образования — отсутствие тесной интеграции науки и учебного процесса,
особенно в вузах, готовящих специалистов для новых и авангардных
технологий, наукоемких производств. Отставание от складывающихся в мире
новых возможностей науки и образования во многом объясняется тем, что
экстенсивная экономика не требовала высокого качества подготовки
специалиста. Уровень жизни человека не зависел от его профессиональной
компетентности, качества труда. Знание, талант оставались
невостребованными. Естественно, что такая ситуация не способствовала
возникновению мотивации к серьезной, творческой работе ни у студентов, ни у
преподавателей. Студенты равнодушно взирали на «борьбу» преподавателей за
качество их подготовки. Все это создавало почву для процветания
административных методов организации учебного процесса, формировало у
студентов пассивность, беспомощность, апатию. Если по данным
социологического исследования, проведенного в 1988 году в 38 вузах,
студентов волновало равнодушие и несправедливость некоторых преподавателей
и администраторов, то в настоящее время, по данным В.Г. Харчевой и Ф.Э.
Шереги, в первую очередь волнует материальное положение, условия и качество
учебы и, что особо необходимо подчеркнуть, будущее устройство в жизни,
которое представляется им бесперспективным: только 52% считают, что они
будут работать по специальности[4].
Обстоятельный социологический анализ уровня образования молодых людей
позволил обнаружить, что кругозор многих из них характеризуется
поверхностным знанием, не затрагивающим глубинные пласты сознания. Вот
почему социология стала констатировать появление групп людей, которые
получили образование, но не имеют соответствующего культурного потенциала.
Вырос целый отряд «серых специалистов», у которых низкий
профессиональный уровень в большинстве случаев соседствовал с низким
уровнем общей культуры. Бремя таких специалистов резко уменьшало
интеллектуальные потенциальные возможности общества, деформировало духовный
мир страны, пагубно влияло на компетентность различного ранга
руководителей. В этих условиях нелепо выглядели количественные показатели
выпуска специалистов, которые часто не соответствовали предъявляемым к ним
требованиям, причем само народное хозяйство не нуждалось в таком их
количестве. Все это привело к оголтелым формам технократизма, не желающего
ни с чем считаться, кроме количественных показателей.
Долгое время из народного образования, особенно из школы, выжигали
дифференциацию. Практика подтвердила, что единообразная школа
малопродуктивна, приводит к опустошению ума и души Можно проследить путь
деградации народного образования. Из инструмента развития личности оно
постепенно превратилось в инструмент простого воспроизводства знаний и,
наконец, стало работать в режиме расхищения интеллектуальных богатств
нации. И хотя общество предпринимает попытки поставить на службу народу те
принципы, которые хорошо зарекомендовали себя в истории, до сих пор не
преодолены инерция мышления и действия, противоборство различных эшелонов
управления» догматизм многих педагогических теорий. Процесс раскрепощения
идет очень медленно.
Тем не менее, социологический анализ проблем развития народного
образования подтверждает, что народное образование выступает как
интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической
и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные
черты личности в неразрывной связи с жизнью общества.
В зарубежной социологии образования, как показали, в частности,
дискуссии в рамках XI Всемирного социологического конгресса в Дели (1986
г), получают распространение идеи «автономизации» и приватизации школы, ее
«независимости» от государства, политики, господствующей идеологии, все
равно какой — светской или религиозной, прогрессивной или консервативной.
Анализ хода реальных изменений в нашей стране в 90-х годах в системе
образования обнаруживает похожие и подобные сдвиги, которые можно
охарактеризовать как важный этап в поисках новой парадигмы развития
образования. Несомненно, что его гуманизация, связь с мировой культурой,
приоритет общечеловеческих ценностей — это тот ключ, который сможет
обеспечить эффективность подготовки молодежи к жизни, станет опорой каждому
человеку на протяжении всего его жизненного пути.



2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Очевидно, что для того, чтобы выявить эффективность, действенность
образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного
социального института, во-первых, с позиций тех людей, которые учатся или
повышают свой уровень общеобразовательных и профессиональных знаний. Во-
вторых, очень важно оценить социальную позицию, цель, установки и
ориентации тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто в силу своего
профессионального положения обеспечивает воспроизводство, трансляцию и
усвоение знаний. В-третьих, это оценка тех, кто является потребителем
продукции общей и профессиональной школы, кто получает в виде выпускников
учебных заведений молодых людей, претендующих на соответствие потребностям
национального хозяйства. И, наконец, это нормативная база, на которую
опирается общество при эффективности образования, когда сравниваются
реальные и декларируемые показатели его функционирования.
Именно с этих позиций и осуществляется социологическое изучение
ключевых показателей любой системы и любого уровня образования.
Прежде всего, это уровень знаний, которым обладают учащиеся и
студенты, все население страны.
В 1988 году 89% работающих в народном хозяйстве имели среднее, среднее
специальное и высшее образование. Сама по себе цифра впечатляющая, особенно
если сравнивать с предшествующими этапами развития общества. Вместе с тем
качество обучения и подготовки молодежи к жизни находилась в вопиющем
противоречии с современными потребностями общества. Более того, те
достижения в образовании, которые страна имела к концу 50-х годов, к началу
80-х были утрачены, что привело к необходимости осознать новую историческую
реальность и определить формы и методы решения этой проблемы.
Суть проблемы состоит в том, что отечественная школа отстала от
мирового уровня в вопросах модернизации обучения, творческие находки
новаторов-преподавателей и особенно учителей не получали признания Средняя
и высшая школа перестали обеспечивать усвоение подлинных богатств
человеческой культуры, общегуманистических нравственных ценностей.
Насколько тревожен факт снижения качества обучения, говорят данные
выборочного опроса жителей Москвы и Курска. На просьбу показать на
контурной карте ряд стран, Тихий океан, Персидский залив и Центральную
Америку — всего 16 наименований — правильный ответ был дан в среднем в 7,4%
случаев. Лишь 38% советских людей нашли на карте Афганистан. 13% не смогли
правильно показать свою страну (В.Г. Андреенков, 1993). В целом по знанию
контурной карты советские граждане оказались среди замыкающих десятку
(наряду с итальянцами и мексиканцами). И поэтому вполне логичен вывод
президента и председателя правления Национального географического общества
Дж. Гровнора, инициатора данного исследования: «Без географической
грамотности трудно представить сознательного человека — участника
демократического политического процесса».
Аналогичные (или похожие) примеры можно привести по многим другим
дисциплинам. Но особенно удивителен факт, когда это незнание обнаруживают
люди, которые должны учить других или от их знания зависит жизнь других
людей. И особенно тревожно это звучит для высшей школы. Процесс подготовки
профессиональных «полузнаек» зашел очень далеко Выборочный анализ работы
отдельных вузов подтверждает этот вывод: проверка студентов Башкирского
медицинского института в 1988 году обнаружила, что 50% выпускников не могут
поставить несложный диагноз. Многие выпускники педагогических вузов
достаточно безграмотны. Будущие инженеры на производстве теряются и не
могут решить простые технические и технологические задачи.
Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят
перед собой участники этого процесса, и в первую очередь учащиеся и
студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В
этой связи очень важно установить зависимость между социальной и
профессиональной ориентацией. Социальная ориентация — это определение
человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого
социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация
есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент
общество, и выбор наиболее привлекательной из них. Социальная ориентация
взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождественны Они
взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе
определяется характером и содержанием его труда.
Социологические исследования (Ф.Р. Филиппов) позволили, в частности,
установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично
обусловлен выбором будущей профессии — в большей мере, чем профессию, люди
выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация
складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная.
Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном
содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях
труда, его оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко
бывает продиктован случайными мотивами (близостью профессионального
учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей,
советами знакомых). Рекомендации школы, роль кабинетов, профориентации
назвали в качестве факторов выбора профессии лишь 4—5% опрошенных молодых
людей.
Социальная ориентация образования еще больше усилилась в период
рыночных преобразований. Стремительно возросло число желающих получить
финансовое, юридическое, экономическое образование в силу того, что именно
эти виды образования дают возможность занять лидирующее, высо-
кообеспеченное положение в обществе. Так, исследование, проведенное в
Красноярском крае в 1994 году и охватившее 13 городских и сельских школ
(769 учащихся девятых и одиннадцатых классов), показало, что из числа
девятиклассников, определившихся в выборе профессии, никто не пожелал стать
рабочим в промышленном производстве; 3,1% хотели бы стать строительными
рабочими, 2,4% — работниками сельского хозяйства; 2,4% — влиться в ряды
ИТР. Не отличается от этих значений существенным образом профессиональный
выбор учащихся 11-х классов, для которых доля ответов, приходившихся на
вышеупомянутые роды деятельности, составила, соответственно 0,5, 0,9, 1,4 и
4,5% от числа ответивших.
Что касается сельскохозяйственной деятельности, то всего 6,3% от числа
ответивших учащихся 9-х и 1,4% учащихся 11-х классов связывали свой
основной либо дополнительный (запасной) выбор профессии с этой крайне
важной для общества сферой деятельности. Причем большинство из этих
немногих выказывали желание стать агрономами, ветеринарами, охотниками,
промысловиками, пчеловодами. О массовых и наиболее нужных на селе
профессиях механизаторов и животноводов упомянули из 300 всего 3 (!)
учащихся. Несмотря на настойчивую пропаганду фермерства, никто из
опрошенных не пожелал испытать себя на этом важном для общества поприще.
Не лучше обстоят дела в отношении возможности работать в
промышленности. Выразил желание стать рабочим (выбор основной профессии)
всего один учащийся 11-го класса (из числа девятиклассников — ни одного
человека), да и тот хочет стать старателем (очевидно, надеясь найти золотой
самородок и разбогатеть). Лишь в случае неудачи с основным выбором готовы
работать слесарями и токарями б учащихся 9-х классов (что составляет
мизерную долю — 2,4% от числа ответивших). Не пользуются, как видим,
почетом среди учащейся молодежи и производственные профессии, требующие
высшего и среднего специального образования. Готовы влиться в ряды
инженерно-технического персонала в общей сложности с учетом основного и
дополнительного выборов всего 2,8% из числа ответивших девятиклассников и
4,5% — одиннадцатиклассников[5].
К проблеме цели очень тесно примыкает проблема мотивов обучения и
особенно повышения образования и квалификации. Поэтому если в
общеобразовательной школе интерес к обучению в значительной степени
подавлен и действует установка «так надо», «родители требуют», «все
учатся», то в среднеспециальных и особенно высших учебных заведениях
интерес ярко выражен: желание «получить интересную профессию», «повысить
свой авторитет», «приобщиться к интеллектуальной сфере жизни», «стать
руководителем». В условиях рыночных отношений возрос мотив, связанный с
возможностью получения высокой оплаты труда, с желанием приобрести
экономическую самостоятельность и даже экономическую независимость не
только от родителей, но и в известной мере от общества.
В середине 90-х годов В.И. Чупровым зарегистрировано новое явление в
мотивации молодых людей: их желание соединить учебу с производительным
трудом. В процессе исследования (1995 г., 2 тыс. респондентов, квотная
выборка) было выявлено, что около 80% подростков, юношей и девушек уже
включены в различные сферы вторичной занятости. Что касается труда, то
совмещают учебу с работой 10,8% учащихся, в том числе 6,9% школьников,
11,7% учащихся ПТУ, 17,4% студентов техникумов и 15,7% студентов вузов[6].
Структуру этой занятости характеризует таблица.

Соотношение предпочтений у различных категорий учащихся

|Суждения |Школьники |Учащиеся ПТУ |Студенты |
| | | |Техникумов |Вузов |
|Чтобы нормально |5,6|4 |4,7 |3/4 |11,0 |3 |3,3 |3/4 |
|жить, надо | | | | | | | | |
|работать, а с | | | | | | | | |
|учёбой можно | | | | | | | | |
|подождать | | | | | | | | |
|Надо получать от |33,|2 |34,3 |2 |39,0 |1/2 |39,0 |1 |
|жизни максимум |4 | | | | | | | |
|удовольствий | | | | | | | | |
|Образование сегодня|7,9|3 |4,7 |3/4 |8,1 |4 |8,1 |3/4 |
|не имеет значения, | | | | | | | | |
|важны деньги | | | | | | | | |

Не меньшее значение при оценке эффективности и качества образования
имеет удовлетворенность процессом получения знаний, самими знаниями,
методами и формами их подачи и усвоения, а также тем, насколько знания
помогут молодым людям в их будущей жизни.
Согласно данным социологических исследований (например, С.Г. Зырянов,
1992) удовлетворенность образованием низка: примерно каждый второй рабочий
(43,3%) и каждый четвертый служащий (26,8%) дали отрицательный ответ на
этот вопрос. Особенно не удовлетворены им рабочие, что можно рассматривать
как ограничение их возможностей в социальном положении и социальном
статусе, а также констатацию того факта, что школа (и родители) могли
потребовать от них больших усилий по овладению знаниями[7].



3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея,
как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по
качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в
специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно
выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в
дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с
переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи,
гимназии) Система получения образования явно становится одним из
показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании
оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит от сравнительно демократической системы
образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для
контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной
модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом,
так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что
образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как
производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы
приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование
учащимися, использование различных систем для определения уровня
интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная
одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, с все
уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а
затем и социальной пирамиды.
В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по
платной форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие учебные
заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6 тыс.),
или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля
«новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает
10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в
интересах только отдельных социальных групп.
Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои
специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую
систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень
затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных
организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование
потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее
поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило
взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что
отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом
свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и
организаторами новых форм образования.
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной
подготовки еще не найден. После серьезной критики обнажившей многие пороки,
уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и
профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было
до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных
работников еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении
личности, в ее гармоническом развитии. В работах С.Н. Иконниковой, В.Т.
Лисовского показано, что непонимание объективно необходимой связи
развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры
относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в
п

Новинки рефератов ::

Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Сизод (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Творчество И.Е.Репина (Искусство и культура)


Реферат: Методы социологических исследований (Социология)


Реферат: Публий Овидий Назон (Искусство и культура)


Реферат: Вычисление определённого интеграла с помощью метода трапеций на компьютере (Программирование)


Реферат: Перспективы развития компьютерной техники (Компьютеры)


Реферат: Программа и План - сопоставительный анализ (Компьютеры)


Реферат: Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая (Культурология)


Реферат: По организации и проведению учебной (Геодезия)


Реферат: Ах, эти странные англичане! (Культурология)


Реферат: Закон о налоговой службе Украины (Налоги)


Реферат: Смерч (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением (Педагогика)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 2 (Религия)


Реферат: Степени сравнения прилагательных в латинском языке (Иностранные языки)


Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)


Реферат: Программа защиты объектов операционной системы Windows95, работающей в многопользовательском режиме под управлением сервера Novell NetWare (Компьютеры)


Реферат: Восстание декабристов (История)


Реферат: Научная организация финансово-хозяйственного контроля и аудита (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист