GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Книга как основное средство документной коммуникации (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Книга как основное средство документной коммуникации (Культурология)


Самарская государственная академия культуры и искусств



Кафедра библиографии



Реферат

На тему:
Книга как основное средство документной коммуникации



Выполнила: студентка гр. Б-54,


д/о

Коннова О.С.
Преподаватель: Кочеулова А.С.
Оценка:



Самара, 2002
1. Определение документной коммуникации. Документ. Книга.


Документная коммуникация соответствует коммуникационной деятельности
только в случае непосредственной переписки между коммуникантом.
В документально – коммуникационную систему входят институты
документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и
библиотечно – библиографической литературе документально – коммуникационную
систему называют «Система книга – читатель».
Основными институтами документной коммуникации, существующими в
настоящее время являются:
. Архивы
. Библиографические службы
. Библиотеки
. Издательства и типографии
. Книжная торговля
. Реферативные службы

Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные
функции. Существующие функции не исчерпывают область практического
применения предмета: они дополняются прикладными функциями. Прикладные
функции – это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а
привнесены из вне. Прикладные функции – результат приспособления данного
предмета к потребностям момента. Документам свойственно изначально
социальное назначение которое вытекает из авторского замысла.
Документ – это стабильный вещественный обьект, предназначенный для
использования в социально смысловой коммуникации в качестве завершенного
сообщения.
М.Н. Куфаев (1888-1948) писал: «Книга есть вместилище слова человека,
взятых в единстве и выраженных видимыми знаками».мысли,



2. Книга как феномен человеческого познания.

Во все времена книга осознавалась не только как хранитель, но и как
средство познания окружающего мира. Через посредство книги обыкновенный
человек познает этот мир и себя, ученый получает знание о предмете своего
исследования, картину закономерностей развития объекта своей науки,
определяет степень ее разработанности. Из этого следует, что книга предмет
как гносеологический феномен.
С древнейших времен книга была и предметом познания – для
библиотекаря, книжника, писателя. Постепенно складывается ее теоретический
феномен.
Как предмет методологического анализа книга представляет собой
системное образование, состоящее из материальных, мыслительных и духовных
слоев. Причем материальное и идеальное не всегда тождественны. Для историка
книга обьективизированный образ исторической действительности, для
книговеда – ее вещественно – структурный образ. В первом случае книга
выступает как гносеологический феномен (отражение документа), являя собой
различия между сознанием реальности (сознание автора) и обьектитвированным
сознанием .
Во втором случае нельзя в полной мере понять и осознать книгу как
материально – пердметное образование.
Стуктуру книги принято понимать как материальное образование, которое
составляют структура текста, графическая структура, структура справочного
аппарата, структура материальных оснований книги. Это – элементы
содержательного строения книги, сложно и тесно взаимосвязанные и
взаимодействующие в процессе ее чтения. Структурированное материальное
образование содерния книги и задает тотинвариант образа и функций ее,
благодаря которому содержание книги, видоизменялись в рамках типа издания
или вида издания, остается неизменным в своей основе. Иными словами,
структура организации книги очерчивает границы и место в книге
содержательного материала.
«Содержание книги» – понятие абстрактное и выражается через более
конкретные понятия: литературное произведение, книжная графика, элементов
справочного аппарата, которые в свою очередь, конкретизируются посредством
понятий книжного текста, рисунка, чертежа, примечаний, комментариев.

Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико – гносеологический аспект) // Книга.
Исследования и материалы.: Сб. 71.-М.:Терра, 1995.- С.53-68

Книжный текст находит свое выражение через понятие слова, знака,
символа, цифры, т.е. знака в широком смысле слова, в его связанном и
свободном состоянии. Это – самое общее представление о содержании книги,
ибо оно может быть и нотным письмом, и репродукциями картин,
математическими таблицами и т.п.
Понятие «функции книги» выражается фактором изменений, происходящих в
человеке, обществе в связи с воздействием на них книги в процессе ее
функционирования. Функции книги обусловлены изменениями, реакцией,
превращениями, преобразованиями, происходящими в результате ее
функционирования. Оно охватывает и собственно процесс чтения книги, и
функциональные характеристики ее элементов и книги в целом. Функции книги
обусловлены изменениями, реакцией, превращениями, преобразованиями. Это
понятие – центральное, но в системе книжной динамики, характеризует
специфику книжных превращений, не совпадающих с другими факторами
пространственно – временного континуума.
Содержательная структура книги является статистической данностью,
фиксированной совокупностью расположенных в определенном порядке элементов
и их связей, которые обусловливают специфику вида издания или типа книги.
Организация данной структуры является стержнем, на который как бы
нанизываются части целого. Такая структура позволяет установить, что
содержание книги определенного типа – не только сумма отдельных частей, но
и единство, которое может быть мысленно расчленено на различные единичные
части и которое способствует пониманию специфических черт отдельных частей.
Содержание книги – образование полиструктурное с определенной
системой связей и отношений, внутренних и внешних в системе книги.
Каждому типу книги соответствует лишь ему свойственная структурно
-–содержательная организация. Изменение ее влечет за собой изменения
содержания книги, ибо содержательная структура - это структура
целостности, обладающей социально – психологической, культурно -
эстетической, художественной, научной и иной сущностью, а содержание книги
– целостность в единстве слоев, через соотношение которой и становится
возможным его познание.

Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико – гносеологический аспект) // Книга.
Исследования и материалы: Сб. 71.- М.:Терра,1995.-С. 37-68.
При реконструкции содержательной структуры изменяется и смысл содержания
книги, присходит переакцентировка элементов содержания.
Не менее важным, по сравнению с рассмотренным выше законом книжного
содержания, является закон сохранения его элементов. Это первая аксиома,
определяющая не только специфику книги как явления, но и ее границу, за
пределами которой существование книги невозможно. Из данного закона
сохранения элементов вытекают закон сохранения обьема информации и закон
сохранения книжной энергии, которые могут способствовать разработке
теоретического воздействия и восприятия книги.
Понятие книжного содержания ассоциируется с понятием литературного
произведения и реже с понятием «книжный текст». Книжное содержание имеет
различные формы существования, обусловленные целевым назначением, условиями
существования и видом текста, его функциональной направленностью.
Формированию и реализации книжного содержания содействует принцип
симметрии, который проявляется при образовании систем как внутренних
(текстов), так и внешних (содержание). В противовес ему в некоторых видах
книг (особенно литературно – художественных) проявляет себя принцип
ассиметрии, в результате нарастания несоразмерности элементов происходит
разрушение связанности психологических процессов в момент чтения.
Основные факторы книжной статики (состав, строение, свойства) могут
быть рассмотрены с позиции категорий устойчивости или сохраняемости, и
изменчивости. При изменении книжного содержания одна часть системы,
относящейся к одной форме организации содержания книги (категории состава,
свойств, структуры), сохраняется, а другая ( информационно – смысловая,
текстовая) изменяется, вызывая изменение в увязанных с нею категориях.
Основным законом книжной динамики является закон сохранения и
превращения книжной энергии, которая проявляет себя благодаря
энергетическим свойствам книжного текста. Это обусловлено определенной
реакцией сознания читателя на воздействие дионов излучаемых словом, знаком,
символом, цифрой, выраженных словесным комплексом.


Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико – гноселогический аспект) // Книга.
Исследования и материалы.: Сб.71.-М.:Терра,1995.- С.53-68


Наталкиваясь на экран сознания читателя, дионы преобразуются в новый
вид энергии, и ее «электроны» – в дионы читателя, которые подобно ответным
мыслительным вспышкам в сознании читателя, соединяясь в некую смысловую
систему, аккумулируются в его сознании, памяти, психике. Фактор
превращаемости энергии сопровождает весь процесс формирования книги. Однако
его невозможно ни наблюдать, ни измерять, на основе существующих в науке
функционально – энергетических моделей. При этом следует учитывать
специфику книжной энергии. Согласно закону сохранения и превращения
энергии, одна из форм движения исчезает, переходя в другую форму движения.
Это условие свойственно и книжной энергии, в процессе «движения» которого
дионы книжного текста преобразуются в дионы читателя. Однако книжная
энергия, преобразуясь в энергию психо – мыслительного процесса читателя, не
исчезает и не иссекает, но постоянно воспроизводится благодаря вечному
генератору, как слово.
Книга как интеллектуально – духовная система (ИД – система) может
быть различной системы сложности, в зависимости от целей, задач и функций.
За каждым ее элементов закрепилось выполнение определенных интеллектуально
– духовных функций. Переход от одного типа ИД – системы от другому состоит
в перераспределении этих функций между материальными элементами системы,
что может вызвать изменение, как набора функций, так и набора материальных
элементов.
Понятие ИД – деятельности соотнесено не только с тем, кто создает ИД
– систему, но и с теми, кто ее декорирует в соответствии с принятым для
этого алгоритмом. Читая книгу, человек так же осуществляет ИД-деятельность,
выполняя свою энергетическую функцию накопительно – преобразовательного
характера, преобразуя энергию дионов в энергию психо-мыслительного
процесса. В этом плане немало ценного можно обнаружить, обратившись к
определенным сторонам инженерной биокибернетики, теории информации, ибо
различные материальные реализации структурно-функциональных схем ИД-
деятельности успешно осмысливаются на междисциплинарном уровне познания.
Феномен книги, в контексте концептуальной системы книжной динамики,
выражен следующим комплексом методологических факторов категории –
динамика, функции, энергетика, воздействие, восприятие; законы сохранения и
преобразования энергии.
Немало ценного можно обнаружить, обратившись к определенным сторонам
инфенерной психологии, эвристики, бионики, биокибернетики, теории
информации, ибо различные материальные реализации структурно –
функциональных схем ИД – деятельности успешно осмысливаются на
междисциплинарном уровне познания.
Вместе с тем, каким бы позитивным не были экскурсы книговеда в
бионические и биокибернитические области познания, их значение и роль в
воспроизведении энергетических моделей книги весьма ограничены и не
направлены на поникновение в энергию сущности книги. И закономерно
выдвигается вопрос о формировании специальной книговедческой дисциплины –
дионики книги. Предмет ее познания – энергетический потенциал книги.
Дионика книги призвана изучать процессы энергетического воздействия автора
на читателя и преобразование последним энергии книги в собственную.
Целостность книги (интегральных категорий ее статистики и динамики)
как универсума культуры, как вида ИД – деятельности, как функционального
явления повседневной социальной жизни
( как ИД – система) во многом пораждает трудности ее познания. Книга как
деятельность субьекта есть инобытие книги как универсума и как системы
деятельность социальных институтов: науки, образования, производства.
Познавая книгу как универсум культуры, исследователь не обращает внимания
на ее субьективированное инобытие. В тоже время при изучении книги как ИД –
деятельности субьекта он неизбежно рассматривает все универсальные и
социальные качества и стороны в виде того же инобытие, но уже по отношению
к книге как деятельности. Как всеобщее книга всегда больше своих
составляющих. И чтобы познать книгу в целом, необходимо фиксировать все
отношения между элементами – и отношения связи, и изолированности, ибо
книга существует и функционирует благодаря совокупности этих отношений.
В силу большой сложности книги как обьекта науки построение
достаточно полной и четкой системной теории книги весьма затруднено, ибо в
качестве концептов книжного познания предстанут и философский, и
исторический, и феноменологический и т.д.
Используемые в книговедении подходы к познанию книги нуждаются в
организации в виде последовательных уровней познания книги как сложной
системы.
Подходы к познанию книги можно рассматривать в качестве уровней
методологического анализа книги, воспроизводящих следующую его модель:
. Аналитический уровень – констанция. Перечень элементов книги, изучение и
специфики, структуры, содержания; выявление свойств и характеристик;
. Синтетический уровень – установление линейных связей между парами из
числа выделенных на статическом уровне элементов;
. Системный уровень – установление более сложныъх связей, т.е. связей
одного из элементов со многими или всеми эоементами многосложных связей,
которые характеризуются всеми связями всех элементов в их
взаимозависимости;
. Функциональный уровень – воспроизведение взаимодействия всех элементов
системы книги в процессе ее энергетических воздействий на читателя и
процессов ее функционирования в обществе.
. Философский уровень – осознание книги, ее природы, сущности как явления и
бытия, социальной, мыслительной, психологической и практической
деятельности человека;
. Феноменологический уровень – осмысление книги как духовного феномена и
сокрального явления с использованием иррациональных методов познания ИД –
систем.
Совокупность указанных критериев позволяет обозначить две подсистемы
книговедческого познания. Первую составят три группы дисциплин:
1. Эктсракнижные – история книги, теория книги, методология книги;
2. Интеркнижные – типология книги, социология книги, психология книги;
3. Интракнижные – культура книги, искусство книги, теория редактирования.
Вторую подсистему составляют также три группы дисциплин:
1. Эпикнижные – библиографоведение, библиотековедение, читателеведение;
2. Экзокнижные – экономика книги, статистика книги, теория книжной
торговли, теория книжного права;
3. Амфикнижные – библиография, библиотафия, теория книжного знака.



3. «Священное дело» книжной культуры как основа информационного общества.

«Священное дело» книжной культуры как основа информационного общества.
Книжное бытие, как совокупность процессов создания и образовани,
использования произведений письменности и печати деятельностью
соприсутствует во всех сферах человеческой культуры, цивилизации , в
общественной и личной жизни. Этот духовно – материальнй мир уникален по
своим родовым и видовым чертам, установочным и спонтанным функциям,
универсальности атрибутивного комплекса. В природе «посредничества» книги
между людьми, поколениями, нациями существуют переплетающиеся,
взаимопроникающие вербальные и невербальные мотивы. «Душа» и «тело» книги,
в своем органическом соединении, выявляют роль предмета, произведения
литературной, информационной, вообще документально – знаковой культуры.
Запечатленное слово, таким образом, в своем обиходе служит средством
коммуникации. Но одновременно остается изначальное предназначение –
служение Слову Первоисточника, питающему, воспитывающему «производителей» и
«потребителей». И если призвание всегда идеально, то в реальности книга,
культивируется человеческой деятельностью, не только запечатлевает те или
иные черты, вплоть до неуловимых штрихов культуры как таковой, но и
компактно реализуя потенции человеческого микро – и макрокосмоса, оказывает
на культуру непосредственное и далеко не во всем и всегда предсказуемое
влияние.
Гуманитарное сознание веками обретает в фенотенологии культуры
проявление «высших духовных ценностей».
В «священном деле» Н.Ф. Федорова общение в пространстве текста
приобретает космическое звучание, вознося «потребителей информации» к
личностно – соборному преображению «рода», «народа», «человечества». Именно
здесь сверхчеловечески и одновременно с чисто национальной, «мужицкой»
верой утверждается культ слова, благовенный ритуал книжного обихода.



Панфилов М.М. «Священное дело» книжной культуры как основа информационного
общества // Информационное общество: культурологтческие аспекты и проблемы



Куфаев М.Н. (1888-1948) русский книговед предлагает такое определение
книги: « какова природа и в чем сущность книги? Не мыслится ли исконный
источник ее – Мысль и Слово от века и до века существующими? Вопрос большой
и трудный одно во всяком случае несомненно, что книга - продукт
человеческой психики и природа ее психическая сущность ее в слове и начало
ее в личности».



4. Книга как основной элемент документной коммуникации.
В определениях книги, которые давались разными авторами на протяжении
всей многовековой истории ее существования, были разные подходы: от
восторженных эмоционально – образных до «сухих» научных. Е.Л. Немировский
разделили все многообразие дефиниций книги на три класса. К первому
относятся сугубо описательные характеристики ее внешней формы. «В
определениях второго класса делается попытка отразить содержание книги, а
точнее – сущность этого содержания». Определения третьего класса пытаются
соединить характеристики внешних признаков и содержания. Характеристика
содержания, с которой связаны определения второго и третьего класса,
подразумевала выяснение сущности книги, а значит – ее функционального
характера. Поэтому можно сказать, что проблема функций книги так же стара,
как и ее определение, хотя не всегда факторы определений говорили о том,
что они определяют именно функции книги.
Еще в 30-е годы 20 века П.Н. Берков писал, что в определении книги
непременно необходимо «ввести динамизирующее понятие функции». Наиболее
развернутую характеристику функций книги дали И.Е. Баренбаум и А.С. Барсук.
Однако сами по себе, вне связи и без сравнения с функциями документа.
Позже они писали: «Изначальной универсальной функцией книги является
коммуникативная функция».
В.Н. Ляхов, внесший большой вклад в теорию искусства книги,
подчеркивал «самые общие и существенные стороны ее природы, порожденные ее
назначением в жизни: служить средством для сохранения и передачи
информации, для общения между людьми». Отсюда вытекала «главная –
коммуникативная – функция книги как формы организации текстового
сообщения».
«Коммуникативность» как важнейшее качество книги выделял основатель
польского «функционального книговедения» К. Гломбевский. К. Мигонь, обобщая
изученную им литературу по книговедению, писал: «Несомненно, основной
функцией книги является ее коммуникативность в культуре и обществе,
поскольку книга прежде всего инструмент социальной коммуникации».


Берков П.Н. Предмет и обьем истории книги как науки // Тр. Ин-та
книги, документа и письма, 1936.-С.19.
Баренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих
дисциплин // Книга: Иссл. И мат.: Сб.29.-М.,1974.- С.26-31.
Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги.-М.,1971.- С.6.
Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики.-М.,1991.- С.31.


Функции фиксирования информации, и ее сохранения, обусловленные
материальной формой документа, характерны также и для книги. Например, Е.Л.
Немировский писал: «Функциональная предназначенность книги состоит в
фиксировании с целью хранения и передачи – во времени и пространстве –
какой –то вполне определенной информации». М.Ф. Яновский заметил любопытную
зависимость: «…всякий, кто видит в книге средство сохранения, допускает,
что книга рано или поздно передаст сохраненное содержание. И обратно: книга
может передать только то, что сохранено».
Все прочие функции документа также присущи книге, однако по степени их
выраженности можно предположить иную последовательность их перечисления:
. Познавательная
. Культурная
. Мемориальная
. Управленческая
. Свидетельствования
Их характеристика совпадает с тем, что было сказано о функциях документа.
Книга – источник знаний, продукт и памятник духовной и материальной
культуры, память поколений. Эстетическую, гедонистическую, рекреативную
функции книги можно рассматривать как подфункции, или разновидности
проявления культурной функции, причем в большей мере они присущи
определенным видам книги, а не всем книгам.
Воспитательная, популяризаторская, учебно – образовательная функции
книги представляют собой проявление культурной, познавательной,
управленческой функций, т.е. усиление этих функций при одновременном
выполнении всех прочих.
Управленческая функция по отношению к книге обычно не называлась,
однако по ее характеристике видно, что она присуща любой книге поскольку
последняя выполняет социально – коммуникационно – информационную функцию.
Формой профвления управленческой функции является и так называемая
идеологическая функция книги.


Немировский Е. Что такое книга? // В мире книг,1979.-№6.-С.77.
Швецова – Водка Г.Н. функциональная сущность и свойства книги //
Книга: Иссл. и мат.: Сб.71.-М.: Терра,1995.-С.69-96.

Функция свидетельствования, на первый взгляд, характерна только для
Документа, не для Книги. «Однако, если понимать эту функцию широко как
делается в данном случае, то любая книга также является свидетельством,
подтверждающим существование деятельности».
Функция свидетельствования, выполняемая книгой, иногда приобретает
оттенок подтверждения истинности, достоверности описываемых в ней фактов,
событий.
А.М. Ловягин определили книгу как «изложение или изображение
человеческих мыслей особыми условными знаками».
Интерес к знаковой природе книги значительно возрос в связи с
оживлением семиотических исследований. Семиотический подход стал широко
применяться в исследованиях языка и словесных произведений, в особенности
художественных.
Свойство семантичности должно быть присуще Книге поскольку известна
ее знаковость, поскольку воспринимаемая человеком социальная информация
является семантической.
М.Ф. Яновский писал: «Читающий всегда имеет возможность вернуться к
прочитанному … Слушающий лишен этой возможности… Слуховой характер ощущений
обуславливает их текучесть. Различие между словом произнесенным и словом,
запечатленным в виде книги, различие, вытекающее из летучести,
невозвратимости первого и устойчивого второго, настолько велико, что ни в
коем случае не позволяет нам говорить о радиопередаче как одной из книг».
Здесь четко указано на то, что отличает книгу: фиксирование информации, и
благодаря этому, возможность обратиться к содержанию книги в любой момент,
вернуться к тому, что было воспринято раньше.
М. Червинский, рассматривая отличие книги от современных
аудиовизуальных средств коммуникации, также указывал на то, сто «… ни
ражиопередача, ни телепрограмма, ни киносеанс не являются постоянными и
относительно неизменными обьектами. Каждая программа, протекающая во
времени , событие имеющее начало и конец. Книга же - материальный,
твердый, долговечный и удобный для хранения предмет».


Швецова – Водка Г.Н. Функции и свойства документа в системе
социальных коммуникаций // Книга: иссл и мат.:Сб.71.-М.:Терра,1994.-С.37-
57.



Традиционое понимание книги ограничивает ее произведениями
письменности и печати. Машиночитаемая запись информации не относится к
книге в ее традиционном понимании.
Знаковость и семантичность являются свойствами книги так же, как и
свойствами документа, а вербально – письменный способ выражения информации
считается для Книги более обязательным, чем для Докумета.
Такое свойство как отражение мыслительной деятельности человека,
безусловно, присуще книге. В природе книги два начала: индивидуальное и
социальное. Диалектика индивидуального и общественного сознания,
отражающегося в книге, проявляется в том, что любое произведение
индивидуального сознания являетс продуктом общественного сознания, всей
многовековой истории, его функционирования в обществе в форме идей,
взглядов, представлений, усваиваемых человеком в процессе воспитания,
образования, участия в общественной практической деятельности.
Все это позволяет рассматривать содержание книги не только как
запечатление мыслей отдельных людей, но и как продукт общественного
сознания. Является ли при этом книга «отражением обьективной
действительности?» Безусловно, да, потому что и общественное сознание в
целом, и индивидуальное сознание формируется как результат отражения
обьективной действительности. Книга, фиксируя в материальной форме
произведения индивидуального сознания – продукты общественного сознания,
тоже является отражением обьективной действительности.
Свойство дискретности присуще книге так же, как и документу. Наряду
с ним книге присуще стремление к интеграции, обьединению, непрерывности.
Стремление к интеграции и непрерывности проявляется в содержании книг, что
в наибольшей степени характерно для учебников, хрестоматий, справочников.
Сохранение как содержания, так и материальной формы книги при ее
потребности – такая же обязательная ее черта, как и у документа. Книга, как
любой документ, может быть охарактеризована через формулу характеристики
куммуникационного сообщения.
Такое свойство документа как деятельностный характер присуще и книге.
Книга так же, как и документ, является результатом деятельности ее творцов.
Таким образом, все функции и сойства присущие Документу характерны и
для Книги. Каковы же отличия Книги от Документа, т.е. на каком основании мы
можем рассматривать Книгу как видовое понятие, а Документ как родовое. Эти
отличия обусловлены местом книги в социально – коммуникационном процессе,
которое можно представить следующим образом:
1.Автор –2. Документ исходный – 3. Коммуникационный посредник-1-4. Документ
производный (книга)-5. Коммуникационный посредник –2 –6. Получатель
информации.
1. Автор – создатель информации.
2. Документ исходный – рукопись.
3. Коммуникационный посредник-1 – книгоиздательское дело.
4. Документ производный (книга) – публикация, издание.
5. Коммуникационный посредник-2 – система книгораспределения.
6. Получатель информации – читатель, слушатель и т.п.
Книга - это продукт, в создании которого учавствуют автор, издатель и
полиграфист, она представляет собой результат сложного коллективного труда.
Наилучшим обьяснением характера читательского адреса книги как средства
коммуникации должно быть рассмотрение книги как средства ретиального
коммуникационного процесса.
Существенная черта книги, отличающая ее от других документов, - ее
активная роль в формировании общественной идеологии, науки, искусства,
морали, общественного мнения и т.д. Можно назвать ее функцией
преобразования общественного сознания , поскольку эта функция – функция
воздействия книги на наше сознание, функция, активизирующая наше участие
человека в преобразовании мира и самого себя.
Именно с этой функцией книги связан тот факт, что ее содержание может
быть не только произведение литературы, но и произведение общественного
сознания.
Функция преобразования общественного сознания, свойственная книге,
позволяет ей по-иному выполнять познавательную, культурную и
управлен6ческую функции.
Книга в больше мере, чем документ вообще, выполняет эстетическую
функцию. Ее выделяли и.Е. Баренбаум и А.И.Барсук: «Книга…определенным
образом дисциплинирует личность, влияет на ее поведение».
Другой важнейшей специфической функцией книги является товарная.
Из рассмотренных специфических функций книги вытекает ряж ее свойств,
дополняющих и уточняющих эти функции. Среди них следует назвать конкретно –
исторический характер книги. Книга не только создается автором в ответ на
потребность общества на том или ином историческом этапе его развития; она
вообще становится возможной только в результате общественного признания ее
ценности.
Следующее важное свойство книги – ее доступность с точки зрения
материальной формы: портативность, легкая перемещаемоять. Оно вытекает из
функции распространения информации, характера книги как средствва
ретиального коммуникационного процесса.
К числу важнейших свойств книги отнесены также ее включенность в
духовное и материальное производство.
Каждой книге, функционирующей в системе документальных коммуникаций,
присущи прежде всего, функции, общие для документов; можно только указать
на отличие книг, как дргих документов, от недолкументальных каналов
коммуникации. Кроме того у каждой книги есть функции, характерные только
для книг. Существуют функции, присущие только определенным группам,
категориям книг. Они изучаются типологией книги.
В результате сравнительного анализа функций и свойств документа и
книги можно сделать вывод, что определения и Документа, и Книги должны быть
функциональными, но они должны быть построены не на основе перечисления
функций и свойств, а на основе выявления их места в социально –
коммуникационных информационных процессах.
Книга обладает всеми теми же функциями и свойствами, что и документ
только проявляются они по-разному.
Книга – хранитель знаний и истории человечества несомненно является
основным элементом документной коммуникации.



1. Автор- 2 Документ исходный – 3. Коммуникационный посредник – 1-4
Документ производный (книга) – 5. Коммуникационный посредник –2-6.
Получатель информации.



План:

1. Определение документной коммуникации. Документ. Книга.
2. Книга как феномен человеческого познания.
1. Книга как предмет методологического анализа.
2. Структура книги.
3. Функции книги.
4. Понятие книжного содержания.
5. Книжная «энергия».
6. Книга как интеллектуально – духовная система.
7. Подходы к познанию книги.
3. «Священное дело» книжной культуры как основа информационного общества.
4. Книга как основной элемент документной коммуникации.
1. Определение книги с точки зрения некоторых книговедов.
2. Функциональная предназначенность книги.
1. Воспитательная, популяризаторская, учебно – познавательная функции;
2. Управленческая функция;
3. Идеологическая функция;
4. Функция свидетельствования.
3. Свойства книги.
1. Свойство семантичности;
2. Свойство отражения;
3. Свойство дискретности;
4. Свойство непрерывности.
4. Отличие Книги от Документа.







Реферат на тему: Книга как социальное явление

Санкт-Петербургский институт
Московского государственного университета Печати



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По книговеденью
На тему: «Книга как социальное явление»



Студентки группы К-1
Васильевой Валерии Вадимовны



Преподаватель
Лезунова Наталья Борисовна



Санкт-Петербург 2000
ПЛАН:
1. Введение

2. Из истории книги

1. Западно-европейская книга

2.1.1.Перевоплощение книги

2.1.2.От первопечатной книги до «бестселлера»

2. Из истории русской книги
1. Русская рукописная книга XI-XV вв
2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века
3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века
3. Книга в ХХ веке



ВВЕДЕНИЕ
Сначала было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с
появлением Книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в
развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека –
надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты,
прозрения и заблуждения.
Что же такое книга? По словам Р.Эскарпи[1], книга, как и все живое,
не укладывается в жесткие рамки определений. Во всяком случае, еще никому
не удалось дать ее точное и стабильное определение. Книга – предмет
совершенно особый. Когда берешь его в руки – он всего лишь бумага, но
книга – нечто иное. Мысль, лишенная опоры печатных знаков, не смогла бы
стать книгой. Книга – «инструмент чтения», но невозможно пользоваться ею
механически. Книгу продают, покупают, обменивают, но нельзя относиться к
ней как к обычному товару, потому что она одновременно многочисленна и
единственна, неисчислима и незаменима.
При небольшом объеме книга обладает высокой насыщенностью духовного и
фактического содержания, ее легко передавать из рук в руки, легко
копировать и размножать в любом количестве; книга – наиболее простой
инструмент; с любой отправной точки она способна высвободить и рассеять во
времени и пространстве всю заключенную в ней массу звуков, образов, чувств,
идей, сведений, а затем, вкупе с другими книгами, снова вобрать в себя то,
что в бесконечности самых различных сочетаний было рассеяно ею по столетиям
и континентам.
Она – плод определенных технических процессов, подчиненных
определенному замыслу и использованию. То же самое можно сказать о
большинстве произведений техники, но особенность книги в том, что эти
замыслы, цели, техника эволюционируют, подчиняясь воле истории,
воздействуют друг на друга и, изменяя свое содержание, меняют не только
книгу как таковую, но ее место и роль в личной и общественной жизни
человека.
Тема данной работы – книга как социальное явление, и я считаю, что
начать ее надо с исторического обзора.

ИЗ ИСТОРИИ КНИГИ[2]
Во все времена книга была в авангарде идеологических движений, их
противоборств, мировоззренческой конфронтации, оказывалась то кафедрой, то
трибуной, то трибуналом для общественных взглядов и настроений; много раз
выходила на костер или эшафот то в качестве жертвы, то в облике судьи и
палача. История знает немало примеров, когда книга из орудия прогресса, из
«светильника разума», добра и красоты превращалась в источник реакции,
застоя, насилия, в проповедника духовной антропофобии и настоящего
геноцида[3].
Перевоплощение книги
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством
сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях.
Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество
необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния
посылались «живые письма» – гонцы.
Если перерывать историю мировой литературы, то окажется, что все
народы так или иначе прошли период «устной книги». Бессмертные поэмы
«Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около
510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды
и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных
празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные
сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.
По мере того, как расширялся кругозор человека, и усложнялась его
деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки,
узелки и, наконец, рисунки.
Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой
первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира,
жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки
письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою
мысль.
Но первый этап собственно книги – это, конечно, volumen, свиток
листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги
вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине
1 т.до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков –
настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие
библиотеки.
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди
богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в
университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом
обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили
восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э.
использовали пергамен – материал более грубый, но зато более прочный и
дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря
дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в
тетрадь, он дал новую форму – codex; здесь уже было разделение на страницы,
характерное для современной книги.
Такая форма, гораздо более удобная, чем volumen, была применена для
справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа
(слово code, то есть свод законов, происходит от «кодекса»), и для духовных
текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам
цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической
безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Начиная с IV в н.э.
переплетенный пергаменный манускрипт более тысячи лет был в руках
духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения
мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском.
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к
оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего
Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились
лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг.
Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что
переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным,
богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в
монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с
молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского
переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались
героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»).
Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло
литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида,
Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными
комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина
составляли энциклопедию знаний для православных христиан.
Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от
Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это
привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые
«издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их
появлением университеты организовали для своих студентов переписывание
учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же
часть своего бюджета, что и его собрат ХХ в. Удешевление книг расширило
круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и
частных библиотек
Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она
имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией
просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и
буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к
латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также
книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском
языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный
сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.
От первопечатной книги до «бестселлера»
Успехи книгопечатанья были быстрыми и разительными. Оно возникло как
раз вовремя, подтверждая, что техническое открытие получает признание
только тогда, когда оно отвечает насущным социальным потребностям. Условия
для книгопечатания в Европе были благоприятными – языки, использующие
алфавитную систему из двадцати шести букв, но что еще важнее – европейская
цивилизация переживала экономический и духовный подъем, и распространение
письменных документов стало для нее камнем преткновения. Обстоятельства
требовали, чтобы книгопечатанье было, наконец, изобретено.
Открытие, быть может самое значительное в истории человечества, вошло
в жизнь прозаически: первые печатники увидели в нем всего лишь удобный
способ для того, чтобы ускорить копирование книг, улучшить их внешний вид,
снизить себестоимость. Все – и производство и продажа книг –
свидетельствуют о том, что главной заботой печатников было увеличение
собственных доходов. Та же забота проявляется и в выборе первых печатных
текстов – все это самый ходовой товар: религиозные сочинения, сборники
занимательных историй, технические пособия, рецептурные книги – вот главное
в каталоге наших практичных издателей. Вот что говорит об изобретение
книгопечатанья Герберт Уэллс[4]: «… стали дешевле учебники, огромное число
людей научилось читать. И дело не только в том, что книг стало больше. Их
стало проще читать и потому проще понимать. Уже не надо было мучаться,
разбирая витиеватые буквы и пытаясь понять их смысл. Читателям уже ничто не
мешало… С XV века, собственно, и начинается история развития европейских
литератур. Мы видим, как на смену местным диалектам приходят единые
итальянский, английский, французский, испанский, а позднее – немецкий.
Тогда в целом ряде стран национальные языки становятся языками
литературными. Их разносторонне используют, всячески обрабатывают, делают
их точными и выразительными. Эти языки обретают способность, подобно
греческому и латыни, нести все богатство философской мысли».
Успехи книгопечатанья превзошли все ожидания. Первая печатная книга
появилась в 1454 г. в Майнце, в Риме – в 1464 г, в Париже – в 1470, в
испанском городе Валенсия – в 1474 и в Лондоне – в 1476. Некоторые
исследователи оценивают число инкунабул, то есть книг, напечатанных в
Европе с 1450 по 1500 г в 20 млн.экземпляров. В Европе тогда насчитывалось
менее ста миллионов жителей, к тому же в большинстве своем неграмотных. В
1530 г книгопечатанье ступило на американский континент, вице-король
Антонио де Мендоса ввел его в Новой Испании, в Мексике.
Книга приобрела новое измерение. Первые инкунабулы выходили тиражами
в несколько сот экземпляров. Средний тираж превысил 1000 экземпляров только
в середине ХVI века. В XVII веке он уже колебался между 2000 тысячами и
3000 тысячами и остался на этом уровне до конца XVIII века. За редким
исключением, на ручном печатном станке нельзя было достичь большего. К тому
же печатники, которые теперь отделились от книготорговцев, занятых сбытом
продукции, опасались, что увеличение тиражей обесценит их товар. Цехи
печатников ограничивали одновременно и количество типографий и важные
издания.


Несмотря на постоянную тенденцию к снижению, цена книги в Западной
Европе держалась на уровне, доступном лишь для зажиточных буржуа, но не для
представителей средних слоев и тем более рабочих. Последние, если не были
совершенно неграмотными, располагали для удовлетворения потребности в
чтении лишь расхожими изданиями, которые им предлагали торговцы-разносчики:
сказками, балладами или календарями.
Можно сказать, что великая европейская литература XVI, XVII, XVIII
веков, опорой и проводником которой стала печатная книга, распространялась
лишь в очень узком социальном кругу.
В XVIII веке Англия была самой грамотной страной Европы и страной,
где издательское дело достигло наивысшего расцвета. Однако даже продажа
«Памелы» и «Джозефа Эндрюса» (самые крупные успехи книготорговли) не
превышала нескольких тысяч экземпляров.
Во Франции тиражи были определенно более низкими, и хотя насмешка
Вольтера – пятьдесят читателей на каждую серьезную книгу и пятьсот на
каждую развлекательную – преувеличение, тем не менее читающая публика во
Франции представляла собой лишь малочисленную аристократию письменной
культуры, как тогда говорили – «литературы».
Эта аристократия была международной. Никаких соглашений о
литературной собственности мир книги еще не знал, и ничто не сдерживало
«пиратского» издательства, морально спорного, но выгодного для развития
культуры. Так, в Соединенных Штатах Америки после завоевания независимости
бурно развилось книгоиздательское дело путем паразитарного использования
английского издательства. Благодаря торговым традициям или политической
ситуации некоторые города, подобно Амстердаму и Лиону, в течение столетий
были международными центрами по распространению книги среди просвещенной
части общества. Чтобы обойти Европу, «Божественной комедии» понадобилось
более четырех столетий. «Дон Кихоту» оказалось достаточно двадцати лет, а
«Вертеру» – пяти лет. Литературный мир был поделен между пятью-шестью
самыми распространенными языками. Никогда всемирная общность просвещенных
людей не ощущалась так живо, как в XVIII веке.
Однако уже давно книга подготавливала свой четвертый сдвиг – машинное
книгопечатанье. Первые предвестники его появились в эпоху Просвещения. Как
и в XV веке, к чтению потянулись новые социальные слои – главным образом
мелкая буржуазия, и они требовали новых книг от системы, которая не была на
них рассчитана и исключала их. Эта новая потребность послужила одной из
причин развития прессы, тиражи которой были еще очень скромными.
Но рынок все развивается, и с его развитием книгопечатанье и
книготорговля меняют свой облик. Зарождающееся капиталистическое
предприятие приспосабливает книгу к своей структуре. Появляется лицо,
ответственное за предприятие – издатель. Он оттесняет печатника и
книготорговца на второстепенные роли. С другой стороны, литературная
деятельность начинает оформляться как профессия. Зависевшая до тех пор от
богатых любителей и меценатов, она требует рентабельности своего труда.
Писатели – от д-ра Джонсона до Дидро – ставят вопрос об авторском праве и
праве собственности на литературное произведение.
Самые противоположные идеологические течения последней трети XVIII
века сходились на том, что нужно распространять книгу «в народе». Методизм
в Англии, энциклопедизм, а позднее революционное направление во Франции, в
меньшей степени просвещение в Германии неожиданно придали потребности в
чтении характер необходимости.
Именно тогда, за какие-нибудь несколько лет – с 1800 по 1820 гг –
новые изобретатели совершенно преобразили технику книгопечатания: это были
металлический печатный станок, скоропечатная машина с цилиндром и ножным
приводом, паровая машина. Уже к концу правления Наполеона за одни час можно
было напечатать больше листов, чем пятнадцать лет назад за целый день.
Близилась эра больших тиражей.
Прежде всего она наступила в Англии, ибо большинство
усовершенствований в печатном деле было английского происхождения.
Провозвестником новой эры был Вальтер Скотт с его знаменитыми романами, но
честь ее открытия принадлежала Байрону: в 1814 г его «Корсар» имел поистине
грандиозный успех – в первый же день было продано 10 000 экземпляров. К
1848 году вал докатился до Франции, где одновременно возросли тиражи
прессы, а с 1848 г та же волна захлестнула остальную часть Европы и
Америку.
Последствия этих перемен были весьма глубоки. Прежде всего, писатель
потерял связь с огромным большинством своих читателей. Лишь культурная
элита продолжала еще участвовать в создании влиятельного литературного
мнения, непосредственно или с помощью критики. Безымянная же масса прочих
читателей вошла в мифологию литературы в образе безбрежного моря, в волны
которого поэт наудачу бросает свою бутылку с запиской.
Теперь уже было невозможно игнорировать читательские массы – отныне
на них держалось книгоиздательское дело, они обеспечивали его доходность. И
если буржуа XIV и XV вв противопоставляли латинскому языку церковной книги
язык повседневности, то в XIX веке благодаря новому читателю из народа
космополитическую книгу элиты вытеснила книга на национальном языке.
Пробудившееся национальное сознание поставило книгу наравне с веком.
Не последнюю роль сыграло здесь и пробуждение классового сознания.
Читальни, библиотеки, дешевые выпуски романов с продолжением все глубже
продвигают книгу в те социальные слои, для которых ее открыли успехи
просвещения. Книга становится знаменем революционной мысли 1848 года.
Усвоена истина, что дорога к свободе пролегает через культурные завоевания.
Во Франции, во времена Второй империи, издатель-республиканец Жюль Хетцель
и основатель Лиги просвещения Жан Масе объединяются, чтобы распространить
книгу самым широким образом как оружие в руках народа.
Первые признаки нового, пятого сдвига появились в Англии, здесь
раньше, чем где-либо, сказались неизбежные последствия капиталистической
индустриализации. Книжную новинку продавали тогда по цене, которая не
менялась вплоть до второй мировой войны – 10 шиллингов 6 пенсов (единица
расчета за предметы роскоши). Однако уже начиная с 1885 года появились
общедоступные переиздания хороших массовых книг по цене порядка 6 пенсов,
причем тиражи исчислялись десятками тысяч экземпляров. В самом конце века
романы или поэмы с сокращениями стоили всего 1 пенни, а с 1896 г издатели
за ту же цену предлагали полные тексты произведений Голдсмита, По, Скотта,
Диккенса, Дюма, Сю и Мериме.
Но было еще рано для подобных начинаний. В обществе, где различные
социальные группы были строго обособлены, «массы», интересующиеся таким
чтением, на деле составляли лишь привилегированное меньшинство. И если
Англия, благодаря быстрому развитию городских центров, еще имела некоторые
сдвиги в этой области, то большая часть населения других цивилизованных
стран читала то, что предлагали ей киоски и торговцы-разносчики – порядком
искаженные произведения древних классиков, сентиментальные романы, народные
предания, фривольные истории, песенники, календари и т.д. В некоторых
странах это продолжалось и после первой мировой войны и даже вплоть до
середины ХХ века.
Как показывает история, появившись сначала как «помощник» человеческой
памяти, книга постепенно становилась «источником знаний», затем –
распространителем новых идей, руководством к действию. Прошло еще время – и
вот мы уже не мыслим без книги своего существования. Теперь это и учебник,
и работа, и развлечение. Следовательно, чем просвещеннее, цивилизованнее
становился человек, тем больше книга становилась именно социальным
явлением, тем большую роль она играла в обществе. Однако, на мой взгляд,
следует различать западное общество и русское, российское. В Западной
Европе, на два века раньше вставшей на капиталистические рельсы, книга
никогда не являлась трибуной политических дебатов, не превращалась в арену
борьбу между различными партиями, потому что существовали нормальные
политические институты, и власть практически никак не влияла на репертуар
издаваемой литературы. В России же, по словам Бутенко И.А.[5] , за
правительством традиционно признавалось право решать, что именно граждане
могут публиковать и читать. И поэтому, в условиях самодержавия, именно
книга стала выражением мнений о судьбе страны, ее дальнейшем устройстве.
Это привело к становлению устойчивой российской писательской традиции –
объединятся вокруг того или иного издания в соответствии с разделяемыми или
даже пропагандируемыми общественно-политическими взглядами. В Западной
Европе книга в большей степени являлась товаром. Издавалось то, что
коммерчески наиболее выгодно: литературная деятельность начала оформляться
как профессия уже в XVIII веке, писатели уже тогда ставили вопрос об
авторском праве. Совсем не так было в России. Поэтому, рассматривая книгу
как социальное явление, представляется интересным уделить больше внимания
именно российской книге. Изучение социологии книги, естественно, неотделимо
от рассмотрения фактов истории ее появления и распространения на Руси.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ КНИГИ[6]
Рукописная книга XI-XV веков
Древнейшие славянские рукописные книги известны еще с Х, Х1 веков.
Самой ранней из них, точно датированной, является Остромирово Евангелие
(1056-1057 гг).
В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге,
однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом
столетии еще применялся пергамен, но использовался все реже и реже.
По содержанию рукописные книги периода Древней Руси по преимуществу
духовные, связаны с христианским вероучением. Но есть среди них и светские
произведения – летописно-исторического, делопроизводственного и научного
характера. Существование древнерусских рукописных книг обусловлено, главным
образом, потребностью в них, связанной с введением христианства на Руси и
необходимостью отправления религиозного культа в церквах и монастырях, а
также поддержания православного благочестия в семье и быту. Сферой
деятельности, обеспечивающей достаточное количество рукописных книг, была
система книгописных мастерских при государственных (княжеских) канцеляриях.
Перепиской книг и художественным их оформлением занимались монахи,
церковнослужители и светские люди.
Дошедшие до нас сведения о деятельности книгописных мастерских
свидетельствуют о достаточно разнообразном характере переписывания книг. В
основном это были переводные исторические хроники жития, летописи,
поступающие из Византии и Болгарии. Начиная с XI века появилась
оригинальная литература: «Повесть временных лет», «Слово о законе и
благодати» митрополита Иллариона. Обращались и художественные произведения,
в частности, книги Кирилла Туровского.
В X-XI веках книга была главным образом инструментом религиозной
пропаганды, образования, а также духовно-нравственного воспитания. Вместе с
тем, книга, дошедшая до нас с самых древних времен, есть основной и
достоверный источник изучения отечественной культуры.
К XV веку Русь полностью пережила потрясения Батыева погрома и
вступила в новую стадию развития книжности, была способна к созданию
памятников мирового уровня. Не случайно рубеж XIV-XV веков окрашен сменой
художественного стиля оформления русских книг под воздействием греческих и
югославянских влияний.
Главными лицами в создании книги XIII-XV вв, конечно же, являлись
писцы. Но не только они одни. Если рукопись была выполнена исключительно
писцом, без привлечения мастеров для оформления, то она была нужна в
основном для домашнего, келейного чтения. Если же книга предназначалась
для торжественного чтения при богослужении или создавалась для особого
вклада, например, по заказу князя или архиерея, то для ее изготовления
привлекались «златописцы». Таково, например, Сейское Евангелие, сделанное
по личному заказу Ивана Калиты.
Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках
позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и
цели, причины создания тех или иных рукописей: обетные, во исполнение каких-
то клятв, для спасения от бед, для пополнения «комплектов» книг,
необходимых для богослужения или монашеского делания; политические – с
целью получения расположения какого-либо лица, распространения влияния с
помощью дорогого подарка. Встречаются записи, свидетельствующие о
библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им
произведение.
В целом в оформлении и репертуаре русской книги XIV-XV вв
наблюдается, с одной стороны, возрождение традиций Киевской Руси, а с
другой – тяготение к греческим и югославянским образцам, что позволило
многим ученым характеризовать книги этой эпохи как отражение тенденций
русского предвозрождения.
Книгопечатанье в Русском государстве с XVI по XVIII века
Возникновение книгопечатанья в Московском государстве совпало с
эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и
окончательного утверждения монархического централизованного государства.
Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под
властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало
христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой
требовались богослужебные книги. Проблема не могла быть решена традиционным
рукописным способом, к тому же в Европе уже был изобретен печатный станок.
Гордое стремление царя (Иван Грозный первым стал открыто выставлять
свою персону вселенским царем, первым и единственным наследником Рима и
Византии) требовало от подданных выглядеть не хуже европейцев. И
деятельность митрополита Макария, органически продолжавшая просветительскую
работу предшествующих новгородских владык и московских митрополитов, стала
итогом просветительских стремлений XV-XVI столетий, вылившись в обширную
программу – идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших
Русь из Великого княжества в Царство (монархию). В русле этих реформ,
очевидно, находилось и введение книгопечатанья – решающего средства в
исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и своеволия в толковании
Священных текстов – неизбежного и типичного следствия церковных смут при
создании нового государства. Одна из причин ересей, как было отмечено на
Стоглавом соборе – неисправность текстов. Причина неисправности состояла в
проникновении в разное время разных текстов, различных традиций. Отследить
их поручалось церковной власти, но практически, при преобладании
«келейного» способа переписки книг, задача оказывалась невыполнимой и могла
быть решена только при явном преобладании проверенных книг, их
одновременном массовом распространении, делавшем ненужным тиражирование
книг на местах.
Первая русская печатная книга появилась в 1564 году, напечатанная
Иваном Федоровым в Москве. Любопытен выбор. Казалось бы, «Апостол» – это не
первой необходимости книга для вновь освещенного храма. Однако «Апостол» в
Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые
образцы толкования учениками Христа Св.Писания, а несколько ранее
Московские соборы выступали с осуждением ересей, причиной которых
называлось неправильное толкование Св.Писания. В этом отношении издание
«Апостола» еще раз показывает его государственно-национальное значение в
борьбе со смутой в обществе путем церковного просвещения – книги.
Введение книгопечатания явилось важным событием в истории культуры в
целом. Его значение приравнивается к значению появления письменности. Не
случайно в символе книжного знаке Ивана Федорова использовался мотив из
жития св.Кирилла. Сам первопечатник оценивал свою деятельность в тех же
словах, что и изобретатель славянской азбуки, называя ее «стрелами
духовными».
Дело Ивана Федорова принесло великие плоды, ибо, несмотря на то, что
печатная книга в XVI веке и в следующем столетии носила преимущественной
духовный характер, - она заложила основу новой книжной культуры, на которой
развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение
книгопечатанья на Руси стало началом «новой письменности», «новой азбуки».
В XVII веке религиозное мировоззрение, главенствующее в умах русских
людей, обеспечивало доминирующее положение церкви в производстве и
распространении книг. Отсюда преобладание литературы церковно-
догматического и духовно-нравственного содержания. Знание книг, чтение
текстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизни
людей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописной
книгой. Вместе с тем на протяжении нескольких десятилетий шел медленный
процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что
выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики. Это были
азбуки, учебные псалтири, сборники поучительных чтений на год (прологи).
Многие из этих книг переиздавались неоднократно.
Процесс перехода от первоначального церковного репертуара к светскому
особенно заметен со второй половины XVII века. В оформлении русских книг
наблюдается тяготение к западноевропейской традиции.
Новые книги органично вошли в жизнь общества и, как в прежние
времена, высоко ценились и передавались из поколения в поколение.
Немногочисленные печатные светские книги не могли удовлетворить
потребность в литера

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы формирования личности христианина (Религия)


Реферат: ЛАЗЕРЫ (Физика)


Реферат: Половое воспитание (Педагогика)


Реферат: Учет оплаты труда и расчетов с персоналом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Идол 90-х Курт Кобейн (Исторические личности)


Реферат: Окрашивание поверхности водоэмульсионными составами (Технология)


Реферат: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности (Педагогика)


Реферат: Політична доктрина більшовиків у 20-50 роках (WinWord (на укр языке0) (Политология)


Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)


Реферат: Разложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в XVI-последней трети XVIII в. (История)


Реферат: Взаимодействие человека и организации (Менеджмент)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Лекции по международному частному праву (Международное частное право)


Реферат: Чтение художественных произведений в начальной школе (Педагогика)


Реферат: GREAT BRITAIN, Science (Иностранные языки)


Реферат: Организация Объединенных Наций (Международное публичное право)


Реферат: Шифрование по методу UUE (Компьютеры)


Реферат: Мотивация персонала (Менеджмент)


Реферат: Роль углеводов в жизнедеятельности человека (Биология)


Реферат: Развитие авиации ( Космонавтика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист