GeoSELECT.ru



Страхование / Реферат: Государственное социальное страхование (Страхование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственное социальное страхование (Страхование)



План


1.Понятие, функции, структура и роль социального страхования 3


2.Источники, формы и основы механизма государственного страхования 9


3.Проблемы и перспективы развития государственного страхования в условиях
перехода РФ к рыночной экономике 18


Список используемой литературы 20


Приложение № 1 21



1.Понятие, функции, структура и роль социального страхования


Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На
определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в
силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок
обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической
стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных
фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием
нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение
разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов
общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на
общественные процессы, государство во многих странах создает системы
обязательного государственного социального страхования, дающие возможность
значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым
обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей
финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится
к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились
внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование
представлено четырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования;
• занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности.
Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам
формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны
черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений,
плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др.
По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они
относятся к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более
эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними
доходных источников и, как правило, строго целевое использование их
средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный
внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для
реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона
(решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного
бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке,
установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных
отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства
государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации),
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь
самостоятельным элементом российской финансовой системы
(общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные
фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов
Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования,
расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ;
порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных
фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется
нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской
Федерации.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным
социальным страхованием возникают и постепенно развиваются
негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают
договоры медицинского страхования.
В своей теме я раскрываю сущность государственной системы социальной
защиты населения, как и каким образом, государство берет под свою опеку
лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату
за труд.
Государственное обязательное социальное страхование — часть
государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме
страхования работающих граждан от возможного изменения материального и
социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых
государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на
компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и
социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных
законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их
безработными, трудового увечья или профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а
также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи,
санитарно-курортного лечения и наступления других установленных
законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному
социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая
на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых
взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность
для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на
защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по
обязательному социальному страхованию независимо от финансового
положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального
страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного
социального страхования в органах управления системы обязательного
социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты
фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного
социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального
страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи
- работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а
также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами
конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые
взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также
органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные
уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения
прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при
наступление страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также
иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым
договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие
категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному
социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеряю кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его
семьи, находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
- у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного
социального страхования с момента заключения с работником трудового
договора; у других страхователей с момента их регистрации
страховщиком;
- у страховщика — с момента регистрации страхователя;
- у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального
страхования с момента заключения трудового договора с
работодателем;
- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий
граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

2.Источники, формы и основы механизма государственного страхования


Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального
страхования.
Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые
Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального страхования. Средства обязательного
социального страхования являются федеральной государственной
собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами
обязательного социального страхования.
Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию
представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся:
работник (который выступает одновременно и застрахованным, и
страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая
организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу
застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата
трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.
Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке
индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с
размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной
платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании
есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным
пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны.
И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие
взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов
невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов
Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное
представительство в органах, управления фондов конкретных видов
обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет
страховых взносов.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования
на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не
входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования
изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного
социального стахования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства
других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных
требований к ответственным за причинение вреда застрахованным
лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств
обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской
Федерации.
Расчетной базой для начисления Страховых взносов являются выплаты
заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда,
начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов,
установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного
социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной
платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся
за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются
страховые взносы, определяются Правительством РФ.
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются
страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются
страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного
страхового случая.
Государственной гарантией устойчивости обязательного социального
страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности,
при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий,
оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов
предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих
обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному
страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального
страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.
В настоящее время экономическая политика государства направлена на
создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции
и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без
проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный
спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.
Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для
финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию,
является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем
свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК
РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее —
Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года
вводится единый социальный налог.
Идея единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в
1998 году МНС России предположило ввести для всех фондов единую
налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству,
сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти
предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались,
которые и будут решены с введением единого социального налога.
Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог —
альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в
различные внебюджетные социальные фонды.
До 2001 года для всех этих фондов была установлена одна и та же база —
выплаты, начисленные в пользу работников, но ставки различаются: Пенсионный
фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — 28 %, фонды обязательного
медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6 %, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации (далее — ГФЗН) — 1,5%, Фонд
социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) —5,4 %—и в
совокупности составляют 38,5%.
Рассмотрим этот вопрос с позиции налогоплательщика.
В настоящее время плательщик страховых взносов:
- представляет отдельные формы отчетов в каждый фонд в установленные
сроки;
- производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым
фондом.
При этом фонды:
- предоставляют отсрочки по просроченным платежам на различных
условиях;
- каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с
одними и теми же документами на выплату заработной платы;
- каждый фонд имеет свое мнение, как облагать любую выплату из
существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, и
вводит различные условия их обложения.
На данный момент действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснений
фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие на грань
банкротства из-за финансовых санкций.
Единый социальный налог снимает вышеназванные проблемы. С введением
единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды
(кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая
база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов
уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от
налоговой базы (Приложение № 1) с введением регрессивной шкалы
налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок
применения финансовых санкций и сокращается количество проверок
плательщиков.
Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату
его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого фонда
трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением
единого социального налога обеспечение такими пособиями будет
осуществляться из федерального бюджета.
Что касается совершенствования механизма налогового администрирования
в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9
Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее —
Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС),
уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется
налоговыми органами Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении
налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:
- проводят все предусмотренные ПК РФ мероприятия налогового контроля,
осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в
государственные социальные внебюджетные фонды;
- осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого
социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ;
- взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в
государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС),
образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ.
Кроме того Федеральный закон № 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся
порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по
платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с
которыми:
- налогоплательщик, в случае излишне уплаченных страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001
года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого
социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;
- недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФР, ФСС, ГФЗН
и ФОМС) и соответствующие пени должны уплачиваться в порядке, действующем
до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы
по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет;
- порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням
и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года
определяются Правительством РФ;
- отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные ПФР, ФСС,
ГФЗН и ФОМС до введения в действие части второй НК РФ, а также решения о
реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в
указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до
введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с
условиями, на которых они были предоставлены;
- с 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком условий, на
основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо
условий уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на
основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет
приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки). При этом
сумма задолженности будет взыскиваться налоговыми органами в порядке,
установленном НК РФ.
Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок
расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а
также иные условия, связанные с использованием этих средств,
устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном
социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования
средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому
страхованию.
Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения в ФОМС, а именно:
- взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав
единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с
федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11
Федерального закона № 118-ФЗ);
- взносы на обязательное медицинское страхование неработающего
населения в ФОМС производятся органами исполнительной власти за счет
средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах (ст. 19
Федерального закона № 118-ФЗ).
Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики
должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу
налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за
ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять
сведения в:
— ПФР — в соответствии с федеральным законодательством об
индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного
пенсионного страхования;
— ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному
социальному страхованию.
Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем,
что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части
суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд.



3.Проблемы и перспективы развития государственного страхования в условиях
перехода РФ к рыночной экономике


Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все
предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь
процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что
далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия.
Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.
В России государственное обязательное социальное страхование
представлено социальными внебюджетными фондами.
Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные
фонды посредством единого социального налога.
В последнее время предпринято много попыток, совершенствования
законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном
этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве,
которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один
государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет
средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в
частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую
организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная
премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не
единичный случай.
Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных
актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает
практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно
из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями
организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти
нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может
искоренить проблему недоимок в РФ.
Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды,
естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов,
чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным
фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды.
В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы,
применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах
для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для
более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что
и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть
подключены к одной компьютерной сети.
К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для
осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.)
необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном
виде она подходит только на 10-15%.
Совершенствование системы социального страхования является сейчас не
благими намерениями, а насущной необходимостью.
Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем
принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.
Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных
фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных
звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного
социального страхования.


Список используемой литературы


1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Закон РСФСР № 1032-1 от 19.04.91 г. «О занятости населения в
Российской Федерации».
4. Постановление ВС РСФСР от 22.12.90 г. «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР».
5. Постановление ВС РФ от 27.12.91 г. № 2122-I «Вопросы пенсионного
фонда Российской Федерации (России)».
6. Постановление ВС РФ от 08.07.93 № 5132-1 «Об утверждении
Положения о Государственном фонде занятости населения Российской
Федерации».
7. Постановление ВС РФ от 24.02.93г. № 4543-1 «О порядке
обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.»
8. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 «О Фонде
социального страхования Российской Федерации».
9. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Под ред.
проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
10. Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:
Финансы и статистика, 1996.


Приложение № 1


Ставки единого социального налога
|Налоговая |Пенсионный |Фонд |Фонды | |Итого |
|база на |фонд |социального |обязательного| | |
|каждого |Российской |страхования | | | |
|отдельного|Федерации |Российской |медицинского | | |
| | |Федерации | | | |
|работника | | |страхования | | |
| | | | | | |
|нарастающи| | | | | |
|м итогом с| | | | | |
|начала | | | | | |
|года | | | | | |
| | | |Федеральный |территориальн| |
| | | |фонд |ые фонды | |
| | | |обязательного|обязательного| |
| | | | | | |
| | | |медицинского |медицинского | |
| | | |страхования |страхования | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|До 100 000|28,0% |4,0% |0,2% |3,4% |35,6% |
|руб. | | | | | |
|От 100001 |28000 |4000 руб. + |200 руб. + |3400руб.+1,9%|35 600 |
|руб. |руб. + | |0,1% с суммы,| |руб. + |
|до 300000 |15,8% |2,2% | |с суммы, |20,0% |
|руб. |с суммы, |с суммы, |превышающей |превышающей |с суммы,|
| |превышающей|превышающей |100000 |100000 | |
| | |100000 руб. |руб. |руб. |превышаю|
| |100000 | | | |щей |
| |руб. | | | |100 000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. + |400 руб. + |7200 руб. + |75600 |
|руб. до |+ | |0,1% |0,9% |руб. + |
|600000 |7,9% |1,1% |с суммы, |с суммы, |10,0% |
|руб. |с суммы, |с суммы, |превышающей |превышающей |с суммы,|
| |превышающей|превышающей |300000 |300000 | |
| | |300000 |руб. |руб. |превышаю|
| |300000 |руб. | | |щей |
| |руб. | | | |300 000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
|Свыше |83300 руб. |11700 руб. |700 руб. |9900руб. |105600 |
|600000 |+ | | | |руб. + |
|руб. |2,0% | | | |2,0% |
| |с суммы, | | | |с суммы,|
| |превышающей| | | | |
| | | | | |превышаю|
| |600000 руб.| | | |щей |
| | | | | |600 000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |





Реферат на тему: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ


РЕФЕРАТ

“Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации.
Перестрахование ”.
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц при наступлении определенных событий
(страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых
ими страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование
страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите
интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций,
лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением
страховыми организациями законодательства. Страховой рынок- это особая
социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений,
где объектом купли-продажи является страховая та, формируются спрос и
предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка
-необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного
производства процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае
непредвиденных неблагоприятных обстоятельства. Страховой рынок можно
рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и
распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества,
как совокупность страховых организаций, которые принимают участие в
оказании соответствующих услуг.
Обязательным условием существования страхового рынка является наличие
общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков,
способных удовлетворить эти потребности. Первичное звено страхового рынка –
страховое общество или страховая компания. Страховая компания – исторически
определенная общественная форма функционирования страхового фонда,
представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение
договоров страхования и их обслуживания. Страховой компании свойственны
технико-организационное единство и обособленность. В широком смысле
страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений
по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает
органическую связь между страховщиком и страхователем. Первостепенными
экономическими законами функционирования страхового рынка является закон
стоимости и закон спроса и предложения.
Спецефический товар, предлагаемый на страховом рынке, страховая
услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на
основе договора или закона. В тех случаях когда предоставление страховой
защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит
обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется
заключением договора страхования, в подтверждении чего страхователю
выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования,
которыми может воспользоваться страхователь представляет собой ассортимент
страхового рынка.
Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик
через государственные страховые организации и оказывать все возрастающее
воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми
установлениями. Государственное регулирование страховой деятельности
дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные
стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой
деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования.
Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают
влияние на коммерческую. Деятельность страховщиков. Это выражается в
правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих
нормативных актов прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.
Деятельность страховщиков нацелена на обеспечение беспрерывности
процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными
непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск
имеет свое индивидуальное измерение. Его величина зависит от ряда факторов:
степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного
воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на
страхование, и т.д. Высокая доля ответственности страховщика за социальные
последствия его деятельности требует организации государственного
страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении
финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым
договорным обязательствам перед страхователем. Регулирующая роль
государственного органа по страховому надзору должна предусматривать
выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается
надежная защита страхователей.
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением
договоров страхования, - главная функция. Регистрацию должны пройти все
страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность
страховщика, его финансовое положение. Органом надзора за страховой
деятельностью акт регистрации оформляется выдачей соответствующего
разрешения или лицензии.
2. Обеспечении гласности. Каждый, кто проводит профессионально занимается
страховой деятельностью, обязан публиковать проспект, содержащий полную
правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы
не допускать ограничения конкурентной борьбы, федеральный орган
исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью должен
проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость
информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению
конкурентной борьбы.
3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган госнадзора может начать
расследование нарушений закона, принять административные меры в
отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или
передать дело в суд.
В соответствии ст. 30 ФЗ « Об организации страхового дела в Российской
Федерации» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется
в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании,
эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов
страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ
осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью, действующим на основе Положения, утвержденного
правительством РФ.
Основными функциями федерального органа исполнительной власти по
надзору за страховой деятельностью являются:
1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности.
Она выдается страховщикам на основании их заявлений с приложением:
. учредительных документов;
. свидетельства о регистрации;
. справки о размере оплаченного уставного капитала;
. экономического обоснования страховой деятельности;
. правил по видам страхования;
. расчетов страховых тарифов;
. сведений о руководителях и их заместителях.
Страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно
перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
. учредительных документов;
. свидетельства о регистрации;
. справки о размере оплаченного уставного капитала;
. сведений о руководителях и их заместителях.
В лицензиях указывается конкретные виды страхования, которые
страховщик вправе осуществлять. Федеральный орган исполнительной власти по
надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц
о выдаче им лицензий в срок, не превышающей 60 дней с момента получения
документов, предусмотренных ст. 32 ФЗ. Основанием для отказа в выдаче
лицензии может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению,
требованиям законодательства РФ. Об отказе сообщается в письменной форме с
указанием причин. Об изменениях, внесенных в учредительные документы,
страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по
надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации
этих изменений в установленном порядке.
2. ведение единого Государственного реестра страховщиков, страховых
брокеров;
3. контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением
платежеспособности страховщиков;
Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы
страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным
видам страхования устанавливаются в законе. Страховые тарифы по
добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования
ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно.
Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать
нормативные соотношения между активами и принятыми на себя страховыми
обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры
устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью. Размещение страховых резервов должно
осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и
ликвидности.
4. установление правил формирования и методических документов по вопросам
страховой деятельности;
5. обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в
установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию
законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью вправе:
- получать от страховщиков установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую
для выполнения возложенных на них функций информацию от предприятий,
учреждений и организаций.
План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета
страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по
согласованию с Министерством финансов РФ и государственным комитетом РФ по
статистике. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками
отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию
ответственности. Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и
убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по
надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения
достоверности содержащихся в них сведений.
- производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о
страховании достоверности представляемой ими отчетности;
- при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать
им предписания по их устранению, а в случае невыполнения приостанавливать
или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения
выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае
неоднократного нарушения последним законодательства РФ.
Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору не
должны использовать в корыстных целях и разглашать в какой либо форме
сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.
Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой
уйстойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого
страхового общества. Известно, что страхование базируется на теориии
вероятности, и законе больших чисел. Согласно этому закону совокупное
действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых общих
условиях к результату, почти не зависящиему от случая. Случайность
проявляется как закономерность. Перестрахование является системой
экономических отношений, в процессе которых страховщик, принимая на
страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных
условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля
договоров страхованиий, обеспечения финансовой устойчивости и
рентабельности страховых операций. Перестрахованием достигается не только
защита страхового портфеля от влияния на него сериии крупных страховых
случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм
страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно
страховое общество, а осуществляется всеми участниками коллективно.
Страховщик, принявший на страхование риск и передавший его полностью
или частично в перестрахование другому страховщику, именуется
перестрахователем или цедентом. Страховщик, принявший в перестрахование
риски, именуетя перестраховщиком. Содействие в передаче риска в
перестрахование часто оказывает перестраховочный брокер. Приняв в
перестрахование риск, перестраховщик может частично передать третьему
страховщику. Такую операцию называют ретрцессией, а перестраховщика,
пердающего риск в ретроцессию,-реторцессионером.
При рассмотрении вопроса о перестрахованиии каждая страховая компания
исходит из того, что оно должно быть экономически эффективным с точки
зрения достижения цели, а также учитывать стоимость перестрахования. Под
стоимость перестрахования следует понимать не только причитающуюся
перестраховщику по его доле премию, но и те расходы, которые компания будет
вести по ведению дела в связи с передачей рисков в перестрахование. Исходя,
из сказанного, следует сделать вывод, что правильное определение размера
перестрахования имеет важное значение для каждой страховой компании.В связи
с этим определяющим фактором является собственное удержание цедента,
представляющее собой экономически обоснованный уровень суммы, в пределах
которой страховая компания оставляет на своей ответственности определенную
долю страхуемых рисков и передавая в перестрахование суммы, превышающие
этот уровень (эксцедентная форма).
Существует множество теорий и практических рекомендаций по установлению
лимитов собственного удержания. Рассмотрим ряд факторов, которые при
правильном их сочетаниии должны служить основой определения лимитов
собственного удержания.:
1. Средняя убыточность по страхуемым рискам или видам страхования, по
которым устанавливаются лимиты собственного удержания. При этом
принимается во внимание не только количество и частота страховых
случаев, но и возможный размер ущерба, который может быть причинен
застрахованному объекту в результате одного страхового случая, т.е.
определяется, может ли при наступлениии такого случая объект страхования
быть полностью уничтожен или при любых обстоятельствах ущерб не превысит
определенного размера.
2. Объем премиии. Чем больше объем премиии при незначительном отклонении от
обшего количества рисков, тем выше може быть лимит собственного
удержания.
3. Соедняя доходность, или прибыльность, операций по соответствующему виду
страхования. Чем прибыльнее операциии, тем выше устанавливается лимит
для собственного удержания.
4. Территориальное распределение застрахованных объектов. Чем больше
застрахованных объектов сосредоточено в одной зоне, тем ниже
устанавливается лимит собственного удержания.
5. Размер расходов по ведению дела. Если расходы по ведению дела по
определенному виду страхования являются высокими, страховая компания
стремится к установлению лимитов собственного удержания на таком уровне,
чтобы часть этих расходов была переложена на перестраховщиков или
покрыта за счет комиссионного вознаграждения, удерживаемого передающей
компанией в свою пользу по рискам, переданным в перестрахование сверх
собственного удержания.
Одним из важных факторов являются подготовленность и опыт андеррайтеров
–специалистов, непосредственно занимающихся приемом рисков в
перестрахованиии.
Перестрахование может быть только следствием страхования, но начало
ответственности страховщика и перестраховщика не обязательно должны
совпадать по времени. Начало ответственности перестраховщика совпадает с
началом действия договора. Однако ответственность прерстраховщика
распростраяется только на договоры страхования, заключенные после начала
действия перестраховочного договора, но и на все действующие договоры
страхования, заключенные до начала вступления в силу перестраховочного
договора, премия по которым уже получена страховщиком. Сумма премиии,
причитающаяся в таких случаях перестраховщику, должна быть расчитана
пропорционально времени и сумме принятой им на себя ответственности.
Каждая страховая организация стремится к созданию устойчивого,
стабилизированного страхового портфеля. То есть к созданию такой
совокупности принятых страхований, которая состояла бы из возможно большего
количества страховых договоров, но с невысокой степенью ответственности по
каждому принятому риску. Эта степень должна соответствовать финансовым
возможностям страховой организации, чтобы при наступлении страхового случая
или ряда случаев выплата страхового возмещения по убыткам не отражалась на
ее финансовом положении.
Одной из форм перераспределения принятых рисков является так называемое
сострахование, при котором основной страховщик, получивший на страхование
крупных риск, превышающий его возможности по выплате страхового возмещения
в случае убытка, просто делится с другими страховщиками определенной долей
ответственности на тех же условиях, на которых он сам получил этот риск.
Участвующие в состраховании страховщики получают соответствующую долю
страховой премии и несут в той же доле ответственность по возможным убыткам

Строго говоря, без системы перестрахования не мог бы нормально
функционировать и сам институт страхования. В современном мире стоимостные
выражения объектов растут с невиданной быстротой. Такие риски, как заводы-
гиганты, огромные танкеры и лайнеры, космические спутники, другие
дорогостоящие объекты, практически не может взять полностью на свою
ответственность ни одна страховая компания, т.к. риск полной гибели слишком
велик.
Правильное, экономически обоснованное определение доли, передаваемой в
перестраховании имеет чрезвычайно важное значение для каждой страховой
компании. Размер передач за висит от определяемого страховой компанией
собственного удержания- это эксцедентная форма перестрахования, но можно
определять долю (квоту) от каждого принятого риска.
Теперь рассмотрим общую схему принятия факультативного риска. Решив
передать риск или часть его в перестрахование, передающая компания или
цедент – направляет возможным перестраховщикам письменное предложение, с
указанием все необходимой информации по риску. В случае согласия на
перестрахование перестраховщики проставляют на предложении долю или сумму,
какую каждый из них готов принять и ставят свою подпись и дату. Последняя
стадия в осуществлении факультативного перестрахования - выпуск
перестраховочного полиса, который является официальным юридическим
документом, определяющим права и обязанности сторон.
Перестрахование не является безвозмездным. Передавая риск в
перестрахование, цедент имеет право на получение в свою пользу
вознаграждения в виде комиссии . Есть три вида комиссии:
1. оригинальная, которая выплачивается при перестраховании. Представляет
собой вычет из страховой премии в пользу перестраховщика;
2. перестраховочная представляет собой вычет из премии в пользу
перестраховщика при передаче рисков в ретроцессию;
3. брокерская, если перестрахование осуществляется через брокеров.
Основным недостатком факультативного перестрахования является то
обстоятельство, что перестраховщики свободны в приеме или отказе от такого
перестрахования, и пока идет размещение риска, может оказаться, что
страховой случай произойдет до окончательного размещения риска в
перестрахование и передающая компания окажется в затруднительном положении
в силу ограниченных финансовых возможностей.
Из всей массы перестраховочных договоров можно выделить пропорциональные и
непропорциональные. Пропорциональными названы потому, что премия и убытки
по ним распределяются пропорционально участию перестраховщиков в договоре.
Существуют общепринятые условия договоров.
1. В договоре указывается предмет перестрахования, его характеристика,
территориальная принадлежность, объем ответственности по договору,
какие и в каком объеме риски передаются.
2. Определяется начало и конец ответственности.
3. Предусматривает права и обязанности страховщика.
4. Оговаривает порядок оплаты убытков.
5. Любая из сторон может выйти из договора, в случае если цедент или
перестраховщик теряет капитал или часть его, ликвидирует компанию,
сливается с другой, не выполняет условия договора и др.
6. Договор скрепляется подписями представителей сторон, имеющих
юридическое право на эту подпись.





Новинки рефератов ::

Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Новая история стран Запада и Востока (История)


Реферат: История развития бухгалтерского учета в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Таинство венчания" (Религия)


Реферат: Роль белков в организме. Ферменты (Биология)


Реферат: Сурдопедагогика (Педагогика)


Реферат: Плюснин (История)


Реферат: Семья как социальный институт (Социология)


Реферат: Гражданское право (Шпаргалка) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Понятие международного гуманитарного права (Международное публичное право)


Реферат: Three-party politics (Иностранные языки)


Реферат: Использование социальной психологии в PR деятельности (Социология)


Реферат: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (Психология)


Реферат: Обзор методов и способов измерения физико-механических параметров рыбы (Биология)


Реферат: Влияние на человека опасных вредных факторов производственной среды (Спорт)


Реферат: Чиновничество в России. XIX век (История)


Реферат: Понятие и виды преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Омилетика и слово проповеди (Религия)


Реферат: Развитие страхования в Республики Казахстан (Право)


Реферат: Япония как объект туризма (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист