GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)


Московский комитет образования
Педагогический колледж №6



Выпускная квалификационная работа



Тема: ’’Девиантное материнство
в
современном родительстве.’’



Дипломник: Закревская В.Л.
41
группа
(дошкольное отделение)
Руководитель: Куделина Е.М.



Москва 2004 .
Содержание
Введение
1. Психология педагогического материнства.
1. Развитие материнства
2. Психологическая готовность к материнству
3. Стили переживания женщиной беременности

2. Девиантное материнство
1. Психология беременной женщины
2. Представление о материнстве и родительские позиции у
женщин не готовых к материнству

3. Подготовка родителей к рождению ребенка
1. Развитие систем пренатального воспитания

4. Психология сопровождения родительства
1. Основные концепции и модели психологического
сопровождения родительства
2. Диагностика семьи и семейного воспитания

Список литературы
Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.
Программа работы с родителями.
Занятия для будущих родителей.



Введение
В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к
такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же
нарушает естественное формирование готовности к материнству?
Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.
Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в
начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного
ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой
депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным
состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между
реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время
беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее
надежды, источник принуждения и страдания.
Исследователи считают, что к таким искажениям особенно
предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,
потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они
проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в
себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.
По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства
является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая
отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению
формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение
с собственной матерью.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время
проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных
исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской
сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском
отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.
В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное
родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-
педагогические исследования материнства. В него входит: развитие
материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту
тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы
рассматриваем психологию беременной женщины и представление о
материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к
материнству.
А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению
ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального
воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В
него входят основные концепции и модели психологического
сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного
воспитания.
Предметом нашего исследования является Современное Родительство,
объектом – девиантное материнство.
Задачи, которые мы поставили:
. Изучить теоретические исследования по современному
родительству
. Анализ теоретических и практических исследований
современных психологов
. Просвещение родителей о знании моделей современного
родительства
Методы исследования:
1. изучение теоретического материала
2. анкетирование
3. диагностика
При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими
проблемами:
1. эксперементельные исследования носят обзорный характер
2. мало времени для собственных исследований и выводов
Но часть научно – практической работы мы провели в научно –
практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось
анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители
делятся на две группы:
1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании
и развитии ребенка.
2. родители, которые знают немного.
Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.
Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу
консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.



Теоретическая часть



1. Психолого-педагогические исследования материнства
«Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда
ребенок еще не появился на свет?»
В современных исследованиях материнство как психосоциальный
феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение
развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,
занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В
русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения
материнства.
Культурно-исторические аспекты материнства
В исследованиях этого направления институт материнства
рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое
содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую
очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и
содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о
развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах
и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В
исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,
обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях
материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,
конкретного общества.
Психофизиологические аспекты материнства
Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций
организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.
Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с
точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».
Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями
эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.
Психологические аспекты материнства
Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и
описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,
установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности
адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:
личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт
взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели
материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление
интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направление скорее относится к
психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего
развития. Исследователи разрабатывают методы психологической
коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных
пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические
тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,
особенности ее переживаний и состояний, которые считаются
оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных
программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются
особенности матери, которые могут служить источником нарушения
психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося
материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с
явлениями послеродовой депрессии и т. д.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
Материнство анализируется с точки зрения личностного развития
женщины, психологических и физиологических особенностей разных
периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как
критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой
идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и
взаимоотношения с миром.
В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности
своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,
выделяется типология отношения к беременности по критерию
сознательного-бессознательного принятия-отвержения.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность
рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению
психологических проблем и требующий психологического вмешательства и
поддержки.
В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в
развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с
возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с
началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает
внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его
образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и
обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:
особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская
компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,
психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.
Девиантное материнство
В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной
из наиболее острых областей исследования в психологии — как в
практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,
связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими
по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы
нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами
снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его
оптимальном психическом развитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства
Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования
до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы
беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.
Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в
процессе которых происходит естественная адаптация женщины к
материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в
развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение
отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой
идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство
рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,
дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических
этапов развития.
Одним из важнейших этапов становления материнства является период
беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания
женщины, направленными на принятие новой социальной роли и
формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру
преобладающего переживания многие исследователи делят период
беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или
прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и
появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит
психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация
к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным
кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.
Представленный краткий обзор современного состояния исследований
в области психологии материнства позволяет заключить, что существует
целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом
интересе исследователей и востребованности этой темы в современной
науке и практике.
1.1. Развитие материнства
Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С
эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы
поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего
женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.
Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и
необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.
Исключительность материнского поведения на высших эволюционных
стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную
материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее
эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной
заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В
поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на
ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.
На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских
функций достигается за счет наличия у нее соответствующих
потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является
потребность в контакте с объектом, носителем специфических
этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не
единственная, но может рассматриваться как системообразующая для
материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте
младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и
т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную
результативность (результаты жизнедеятельности, результаты
двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента
гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной
реакции и различных ресурсных затрат матери.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской
потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем
онтогенезе.
У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается
на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с
собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских
функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В
это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-
детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции
на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта
младенчества и некоторые элементы операционального состава
материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная
окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта
младенчества).
. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
Специфическим отличием этого этапа у человека является
формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в
процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.
. Этап нянчания.
На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,
формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть
развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта
потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и
соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет
хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового
созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,
носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием
взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и
общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.
. Этап дифференциации мотивационных основ половой и
родительской (в данном случае – материнской) сферы
поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»
некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,
тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской
сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение
имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как
объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает
адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком
после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в
этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение
ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной
стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,
субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап
онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с
осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными
моделями полового и материнского поведения.
. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской
сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка
и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской
сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и
развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки
к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом
периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения
матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.
Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории
развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий
актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
. Послеродовый этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности
к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему
миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется
устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из
возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит
продление его потребности в заботе и модификация содержания
потребности в материнстве у матери.
Содержание мотивационно-потребностной сферы матери
В содержании материнской сферы можно выделить три блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок.
Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —
носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о
нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального
блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной
реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта
деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим
изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие
потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в
материнстве на основе рефлексии своих переживаний.
2. Операциональный блок.
Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции
общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их
инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая
придает самим операциям специфические стилевые характеристики,
соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:
осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и
мимики.
3. Ценностно-смысловой блок.
Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что
связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его
конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как
состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,
связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских
функций и способствует формированию потребности в материнстве.
Одной из основных особенностей материнской сферы у человека
является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового
блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о
конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на
развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности
ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа
индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено
различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,
система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть
описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает
наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной
модели.
В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к
модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей
самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это
выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную
психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в
частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока
еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.


1.2. Психологическая готовность к материнству
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в
разных аспектах: в плане социологических исследований позднего
материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании
факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и
психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.
Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,
разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не
родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское
поведение
В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-
ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности
и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее
семейное, социальное положение, личностные качества, связь с
особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы
пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки
организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и
трансперсональной психологии.
В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к
материнству рассматривается как специфическое личностное образование,
стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация
по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под
влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной
стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как
особое личностное образование.
Основными составляющими структуры психологической готовности к
материнству являются:
. особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
. переживания женщиной беременности, в том числе отношение к
еще не родившемуся ребенку;
. ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.
О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей
матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным
следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об
их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,
приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере
которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по
предпочтению детей того или иного возраста.
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания
женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность
ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны
для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие
субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое
проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,
стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о
преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь
учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли
строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление
ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться
собственными представлениями о том, что ему необходимо.
По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три
уровня психологической готовности к материнству:
. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей
выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии
решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в
период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали
на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся
ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не
придумывали имя, не представляли себе малыша). Они
преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого
режима, были сторонницами «строгого» воспитания.
Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности
к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с
куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не
испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,
радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание
положительных ощущений и переживаний в период беременности,
охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их
отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,
прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо
действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима
(кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и
т. п.). Все они имели в детстве благоприятный
коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,
ласковое отношение собственных родителей, любили играть с
куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого
возраста.
. Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были
частично сходны с ответами в первой группе и частично — во
второй. У них наблюдалась противоречивая установка на
воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,
не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина
из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,
их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть
группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,
половина отмечала, что любит детей до года, остальные —
постарше.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству
соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво
сохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к
материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они
более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами
общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют
выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в
него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно
протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются
яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к
людям, высокой любознательностью.
Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов
комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо
выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.
Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо
владеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень
общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют
высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя
преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать
коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.
По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у
матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у
матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы
отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и
не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее
роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ
принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению
ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не
готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не
выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к
развитию ребенка.
Мотивы сохранения беременности
По происхождению беременность разделяют на случайную и
запланированную. Случайной является беременность, которая является
нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на
запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.
Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от
личностных установок женщины и социальных нормативов общества,
определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.
В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения
беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,
так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются
женщинами.
1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,
отражающий психологическую потребность женщины в
материнстве и готовность к нему. Он характерен для
социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких
женщин в возрасте.
2. Беременность от любимого человека (3%) способствует
созданию высокого уровня адаптивности женщины к
беременности. Будущий ребенок выступает как частица
любимого человека, символ «светлого» прошлого или
настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям
(24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из
обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда
пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают
ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует
отдельно выделить беременность для мужчины. При этом
ребенок рождается не столько в соответствии со своим
желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»
значимому мужчине или родителям. Такое поведение
свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер
вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины
драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий
ребенок используется в качестве объективного аргумента,
объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина
решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в
близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
6. Беременность как отказ от прошлого (8%) — в этом случае
беременность может расцениваться самой женщиной как желание
почувствовать себя личностью, обрести женскую
индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко
символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто
встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у
одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они
пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка,
заместить свою жизнь его жизнью.
8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%)
мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью
абортом или утратить возможность деторождения в будущем.
Кроме того, можно выделить мотив рождения ребенка для получения
материальной выгоды, получивший в последнее время достаточно широкое
распространение.
Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом
виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из
них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным
фоном. Были выделены три таких фона.
Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность
неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить
ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности
материнства, что обусловливается, прежде всего незрелостью и
несформированностью личности. При условии благоприятной в целом
атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать
в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции
характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов
поведения.
Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение
сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже
других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет
состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает
позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и
желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со
своим новым положением.
Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой
этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в
процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса
прививаемых ей с детства психологических установок.
1.3. Стиль переживания женщиной беременности
В психологии беременности особый интерес представляет возможность
прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения и
проектирование психологического вмешательства. В этих целях
разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к
беременности.
Стиль переживания беременности включает в себя:
• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации
беременности,
• переживание симптоматики беременности,
• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;
• преимущественный фон настроения в эти периоды;
• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй
половины беременности;
• содержание активности женщины в третий триместр беременности.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности.
1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности
без сильных и длительных отрицательных эмоций; выраженные
соматические ощущения от состояния беременности. В первом триместре
возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов,
появление раздражительности, во втором триместре — благополучное
эмоциональное состояние, в третьем триместре — повышение тревожности
и ее снижение к последним неделям. Активность в третьем триместре
ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление
ребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается положительными
эмоциями; последующие шевеления четко отделены от других ощущений, не
сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными
переживаниями.
2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом,
беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический
компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.
Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или
депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации,
повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре
это усиливается. Активность в третьем триместре связана со страхами
за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление
ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив,
четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с
тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие
шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой за себя и
здоровье ребенка. Характерна направленность на получение
дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления
интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии
ребенка.
3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную
эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным
проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного
отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности
появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в
ожиданиях послеродового периода.
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя,
сопровождается чувством досады или неприятного удивления.
Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже
лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по
триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности
и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень
поздно; последующие шевеления носят характер физиологических
переживаний, как доставляющие физическое неудобство. Активность в
третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные
с ребенком.
5. Амбивалентной. Общая симптоматика сходна с тревожным типом,
особенностью являются резко противоположные по физическим и
эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно
возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных
эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход
беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства,
мешающие благополучному переживанию беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими
отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно
физически и эмоционально окрашена. Беременность переживается как
кара, помеха и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими
ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью. К концу
беременности возможны всплески депрессивных или аффективных
состояний.
Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражающую меру
сознательного и бессознательного принятия ребенка:
1. Идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка).
2. Холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие).
3. Амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с
бессознательным его отвержением).
4. Катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение).
При сравнительном изучении переживания беременности у
«благополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, было
выявлено, что отсутствие или сильное снижение выраженности
симптоматики беременности характерно для «отказниц». Слишком сильная
выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными
эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагоприятного
отношения к беременности и материнству. В психоанализе и
микропсихоанализе при рассмотрении отношения женщин к беременности
обращали внимание на переживание ею шевеления ребенка. Эти
исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний
женщиной шевелений ребенка и интерпретации своих физических и
эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность
предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента
беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность
для выявления отклонения от адекватной модели материнства.

2. Девиантное материнство
В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к
такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» — отказ матери
от ребенка. Существуют ли какие-то специфические характерологические
особенности личности, которые нарушают естественное формирование
готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм
факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных аспектов
проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного
восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это
наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным
состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между
реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время
беременности. При этом она воспринимает его как обманувшего ее
надежды, источник принуждения и страдания.
Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно
предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,
потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они
проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в
себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.
По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства
является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая
«отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к
нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического
пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная
потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице»
самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования
нормального материнского поведения необходима идентификация с
матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время
проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных
исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельствуют об
искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации
материнства и инфантильном отношении к беременности у девушек-
подростков, ожидающих ребенка. В целом можно отметить следующие
характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая
толерантность к стрессам, несдержанность аффектов.
2. Неготовность к браку в силу эмоциональной
неустойчивости, эгоцентризма, стремления к
независимости.
3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание
чувства несправедливости и недостатка любви.
4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.
5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж,
часто воспитывается отчимом.
6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от
ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже
в поколении бабушки.
7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что
отношения с ней могут быть негативными.
8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и
холодная; она либо не знает о беременности дочери, либо
возражает против нее.
9. Ребенок для нее — источник психологических проблем,
страха и тревоги. Он кажется ей недоступный для
контакта, как нечто незначительное и далекое от нее
самой.
2.1. Психология беременной женщины
Исследователи рассматривают беременность как время эмоционального
кризиса, стресса, поворотного пункта или как некий вид болезни,
навязанный женщине.
С их точки зрения, беременность, особенно первая, — это кризисная
точка в поиске своей женской идентичности. Беременность доказывает
половую принадлежность женщины и видимым образом заявляет внешнему
миру, что она состояла в сексуальных отношениях,
По определению отечественных авторов, беременность — это
физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной
яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в
дальнейшем к внеутробному существованию.
Беременность представляет собой качественно. новое состояние
организма, требующее максимальной работы всех органов и систем. Ее
можно рассматривать как стадию развития.
Мы придерживаемся точки зрения, сочетающей оба подхода:
беременность, роды и материнство — это определенные ступени
формирования зрелой женской идентичности. По нашему мнению, эти этапы
связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно
женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения
следующего. Рассматривая беременность как стадию развития, можно
выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш
взгляд, изменения затрагивают как психофизиологический, так и
психологический уровень.
На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следующих
сенсорных областях.
Акустическая: беременным женщинам часто не нравится громкая
музыка, они начинают предпочитать классическую или медитативную
музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выстреливающий
звук или внезапный шум.
Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зрительном
восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные
стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные
события; в то же время беременные начинают глубже чувствовать красоту
и гармонию. Они также более чувствительны к цветовым сочетаниям.
Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более
чувствительными к способу прикосновения к ним и другим тактильным
сигналам.
Запах: появляется более дифференцированное чувство обоняния.
Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а
некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, более
дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать
определенные запахи и их источники.
Вкус: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и
напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для
нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и
т.п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в
пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества.
Психологические изменения во время беременности проявляются в так
называемом синдроме беременности — это новое психогенное состояние,
ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в
день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и
заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка.
Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на
бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и
характеризуется следующими симптомами.
На первом этапе женщины чаще всего испытывают аффект осознания
себя беременной. Чем выше социальный и интеллектуальный уровень
беременной женщины, чем более она независима и профессионально
успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено
ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.
Часто женщины первое время «полагаются на волю случая»,
подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например,
выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по
медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в
большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием,
когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не
остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве.
Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия
решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение
себя женщиной от факта собственной беременности; существуют два
полюса: «Я и беременность». В этот период в самоощущениях делается
акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем
ребенке.
Следующим этапом развития синдрома беременности является
рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении»
(симптом нового «Я»), который характеризуется признанием
физиологических изменений в своем организме.
Спайлбергер и Джейкобс показали, что реальные биологические и
нейроэндокринные изменения, сопровождащающие беременность, могут
оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.
По мнению авторов, поскольку такие изменения носят интенсивный
характер в начале беременности и для адаптации к ним требуется
некоторое время, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в
течение первого триместра определяются главным образом этим фактором.
Подобные изменения создают особый тип психологического стресса,
характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота,
головокружение, головные боли и нарушения аппетита.
Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности,
который в той или иной степени присущ всему периоду беременности. Под
этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая
проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин
возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности
и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и
усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная
пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания
настроения могут выражаться во внутреннем напряжении различной
степени — от ощущения скуки, медлительности возрастающего
недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.
С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у
женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к
беременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая
желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором
одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное
ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с
предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я
роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать
полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка,
обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей
семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания
своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной
непривлекательности.
По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются
лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного
комплекса.
Далее возникает характерная для беременности психическая
перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него
образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще
всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые
шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать
себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью,
которой мать управлять не может.
По мере роста плода чувственный компонент этих ощущений
становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в
этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца:
«проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом
беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий
аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца,
его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые
эмоциональные тона.
Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их
поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся
более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». Как
считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает
внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние
способствует формированию образа ребенка, который включается в
самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-
смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как
«соединство», «сроднение».
Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину
синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия,
переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического
состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за
судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.
В этот период беременности явно прослеживается изменение
конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с
изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое
привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками
на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить
как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.
Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен
недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка.
Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может
манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который
превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин,
подсознательно ожидая изменения социометрического статуса и свою
ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого
человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают
вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном
избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской
поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.
Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время
беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий
повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по
отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном
случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации,
сопровождающемся духовным отчуждением.
Начиная с периода в 20 — 25 недель возникает еще одна проблема,
заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения,
происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее
невозможной полноценную сексуальную жизнь, что создает или
увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы
могут способствовать возникновению симптома сексуальной
неполноценности периода беременности.
Следующим и одним из самых ярких и эмоционально насыщенных
симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая
женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который
выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой
стороны, избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного
завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и
беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед
родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются
на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных
последствиях для ребенка.
Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период
беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает
нарастающее нетерпение и возбуждени

Новинки рефератов ::

Реферат: Социальный портрет российского фермера (Сельское хозяйство)


Реферат: ЗИЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Право: понятие, сущность (Административное право)


Реферат: Москва (История)


Реферат: Феминология как наука (Социология)


Реферат: Макароны с сыром (технология) (Кулинария)


Реферат: Социальная работа с детьми инвалидами (Педагогика)


Реферат: Геохронологическая таблица (Биология)


Реферат: Основы предпринимательства (Предпринимательство)


Реферат: А. Солженицын (Литература : русская)


Реферат: Президент России и его правовой статус (Государство и право)


Реферат: Античная мифология и ее влияние на современность (Религия)


Реферат: Язык взглядов и запахов как источник информации о партнере (Искусство и культура)


Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)


Реферат: Сканеры (Цифровые устройства)


Реферат: Adam Smith (Исторические личности)


Реферат: Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка) (Философия)


Реферат: Иск в гражданском процессе: теория и практика (Гражданское право и процесс)


Реферат: Перспективы развития петербургского порта (Строительство)


Реферат: План урока алгебры. Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений. (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист