GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв. (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв. (Право)



Министерство общего и профессионального образования РФ
Ивановский Государственный Университет
Кафедра теории и истории государства и права


Контрольная работа

по курсу

История государства и права России /Ч. I/

на тему

Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв.



Выполнил: студент 1 курса 2 группы
бюджетного отделения заочного обучения
Бородавко А. Е.



Иваново 1997


Оглавление


Основные закономерности и особенности Русского единого
государства……………………………………………………………… 3

Создание единого централизованного аппарата и русского
права……………………………………………………………………… 6

Казус……………………………………………………………………… 9

Список использованной литературы…………………………………10



Вопрос 1.
Основные закономерности и особенности Русского единого государства.

Образование единого государства на Руси имело определённые социально-
экономические предпосылки. Оно было подготовлено самим историческим
развитием. В основе объединения русских земель лежали те же причины, что и
в государствах Европы, но имелись и свои особенности.
С древних времён на территории будущего Русского государства
происходит так называемая колонизация (освоение новых земель). Эта
территория очень богата лесом и водой, но почвы не благоприятствуют
земледелию. Также имеют большое значение лесные и водные (речные) промыслы
– бортничество, охота и рыболовство. Поэтому население очень часто покидало
занимаемые территории и переходило на другие. Таким образом, на территории
будущей страны сложились мелкие крестьянские поселения – волости. Волости
были замкнутым в себе самоуправляющимся мирком[1]. Основной сферой
производства Руси было сельское хозяйство. К XV веку в нём зарождаются
некоторые прогрессивные черты: подсечно-огневая система земледелия и
перелог сменяются пашенной, расширяются посевные площади, земледелие
становится всё более прибыльным, появляется избыточный продукт. Получает
распространение животноводство. Сельскому хозяйству стали требоваться всё
более совершенные орудия труда. Это в свою очередь послужило толчком к
развитию ремесла, как на селе, так и в городах. Происшедшее к XV веку
общественное разделение труда привело к дальнейшему росту ремесленного
производства с центром в городах. Возникает необходимость обмена между
городом и селом и, как следствие этого, происходит усиление экономических
связей не только между городом и деревней, но и между различными областями
и феодальными княжествами[2]. Усилению экономических связей способствовала
также торговля, которая стала возможна благодаря избыточному продукту.
Особо выделяется торговля хлебом и другими сельскохозяйственными
продуктами. Появляются богатые скупщики хлеба и других продуктов. Наиболее
крупные из них вели торговые операции не только в пределах волости, но и в
более обширных районах поставляли продукты в города. В этот период
формируются торгово-денежные отношения.
Торгово-денежные отношения ломали натуральное хозяйство феодалов,
вызывали заинтересованность феодала в получении избыточного продукта с
зависимого населения, толкали их на усиление феодальной эксплуатации.
Сущность хозяйственной системы того времени состояла в том, что вся земля
данной вотчины разделялась на барскую и крестьянскую; последняя отдавалась
в надел крестьянам, которые своим трудом и орудиями труда обрабатывали её,
получая с неё своё содержание. Такая система называлась барщинной. Вместе с
барщиной начала развиваться к XV-XVI векам и денежная рента, т.е. оброк,
размеры которого постоянно росли. Наряду с этим, барская запашка постоянно
увеличивалась за счёт сокращения крестьянских земель. Всё это вызывало
классовые противоречия и вспышки классовой борьбы. Протест крестьян
принимал различные формы: от нападения крестьян на своих феодалов, до
бегства крестьян на окраины государства. Для подавления сопротивления
крестьян феодалы нуждались в сильном едином государстве (Для сравнения.
Процесс образования централизованных государств в Европе в эту эпоху был
связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономических
связей между различными регионами и появлением буржуазных отношений.
Экономический подъём был заметен и на Руси в XV вв., он сыграл немалую роль
в формировании централизованного государства, однако, в целом, это
формирование происходило, в отличие от Европы, на чисто феодальной основе.
Большую роль в этом процессе сыграли интересы бояр, вотчины которых
перерастали границы княжеств).
Особую роль в создании Русского централизованного государства сыграл
внешнеполитический фактор. Россия, в отличие от стран Европы, испытала на
себе гнёт татаро-монгольских ханов. Как известно, татаро-монгольское
нашествие и золотоордынское иго привели к тому, что центр русской
экономической и политической жизни переместился на северо-восток Руси.
Здесь, во Владимиро-Суздальской земле, возникают крупные политические
центры, среди которых ведущее место заняла Москва, возглавившая борьбу за
свержение ига и объединение русских земель. Растущие города нередко
объединялись вокруг великокняжеской власти в борьбе за централизацию.
Жители Твери, Новгорода своим участием способствовали присоединению земель
к Москве. Но прочного союза городов с князем ещё не было. Золотоордынское
иго резко затормозило развитие Руси. Для обороны страны, возрождения
разрушенного хозяйства и культурных ценностей нужна была твёрдая единая
княжеская власть и централизованное государство. Совокупность всех
перечисленных выше причин сложилась и отчётливо проявилась к середине XV
века. Сложились к этому времени и силы, способные обеспечить объединение
Руси (как князья, так и бояре, дворяне, феодалы вообще).
Класс феодалов того времени включал в себя крупных вотчинных
землевладельцев – бояр и зарождавшийся слой дворянства. Бояре занимали
важное место на Руси. Они пользовались правом независимости, могли свободно
переходить от одного князя к другому[3]. В XIII-XV веках боярство было
главной опорой великокняжеской власти, и первым шагом к прочному усилению
государства было собирание вокруг себя князем наиболее значительных
боярских сил. Великий князь московский жаловал боярам города и вотчины. Но
когда Москва начала усиливаться, «…когда число владетельных князей
уменьшилось, а власть государства сделалась неограниченнее в отношении к
народу, тогда и достоинство боярское утратило свою важность»[4]. В это
время происходит и изменение смысла слова «боярин». Теперь оно означает,
что человек находится при дворе князя, т.е. боярин – придворный чин,
пожалованный князем. Изменение природы боярства способствовало изменению
его отношения к великому князю. Боярство становится оппозиционной силой. А
опорой князя в процессе централизации утверждается новая группа феодалов –
дворяне. Дворянство сформировалось к XV веку из средних и мелких феодалов
(детей боярских и др.). Дворяне были условными держателями земли,
получившими её за службу князю (например, княжеские дружинники). Положение
дворян и получение ими новых земель зависело только от князя. Поэтому
дворянство становится верной социальной опорой князя в процессе
централизации.
Существовала ещё одна важная политическая сила – церковь. Она была
крупным феодалом, сохраняла иммунитетные привилегии и была свободна от
государственной службы и тягла. Церковь также активно выступала за усиление
государства.
Среди феодально-зависимого населения, несшего повинности, выделялось
городское и сельское. В городах к XV веку сложилась торговая аристократия
(купцы), которая освобождалась от государева тягла, получала привилегии
княжеского суда, несла государственную службу. Торговые люди пользовались
поддержкой князя, который также устанавливал правила торговли[5]. Остальное
городское население несло повинности в пользу князя и сближалось по образу
жизни и бытовому укладу с крестьянами чёрных государевых волостей.
Крестьянство делилось на чернотягловых (государственных) и
частновладельческих (дворцовых, вотчинных и проч.). Образование сильного
единого государства принесло крестьянам только усиление феодального гнёта,
рост податей, оброк, барщину. Усиление феодальной эксплуатации
способствовало неэкономическому принуждению крестьян к труду и, как
следствие, усилился процесс закрепощения, выгодный дворянству.
Таким образом, в истории Руси к XV-XVI векам прослеживаются
предпосылки к образованию централизованного государства (экономический
подъём, борьба против внешней опасности и др.), которое, в отличие от
Западной Европы, складывалось в период господства феодального строя.
Создание единого централизованного государства определило процесс
складывания единого всероссийского рынка и образования нации.



Вопрос 2.
Создание единого централизованного аппарата и русского права.

Значительные перемены в системе государственного управления произошли
в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV –
начале XVI века. Взаимодействие классов-сословий и классовая борьба также
оказали воздействие на перестройку государственного строя и законодательную
деятельность государства.
Свойственные периоду феодальной раздробленности отношения
сюзеренитета-вассалитета заменяются единодержавной властью князя[6]. С
конца XV века главой русского централизованного государства был великий
князь, обладавший широким кругом прав и полномочий. Он издавал законы,
руководил государственным управлением, имел полномочия высшей судебной
инстанции. Княжеская власть с течением времени всё более укрепляется.
Первоначально свои законодательные, административные, судебные функции
великий князь мог осуществлять в пределах своего княжества. С падением
власти удельных князей великий князь стал подлинным властителем всей
территории государства. Но говорить о самодержавии ещё рано. Власть монарха
ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего
Боярской думой.
Боярская дума являлась высшим государственным учреждением, выросшим
из совета при князе. Это был совещательный орган, с которым князь должен
был считаться. После образования централизованного государства состав Думы
расширился, и она стала приобретать характер постоянного верховного
органа[7]. Функции Боярской думы трудно отделить от функций великого князя.
Она участвует в обсуждении и разрешении хозяйственных, судебных,
внешнеполитических и других вопросов. «Великий князь юридически не был
обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать
самовольно»[8]. Его решения должны одобрить бояре.
Московское государство унаследовало от прежнего периода органы
центрального управления, дворцово-вотчинную систему. Однако постепенно
дворцово-вотчинная система отмирает и зарождается новое, приказное
управление.
Преобразование старой системы начинается с её усложнения. Она
подразделяется на две части: управление дворца, во главе с дворецким, и
пути, т.е. ведомства, обеспечивающие нужды князя и его окружения. Вслед за
усложнением расширилась и компетенция дворцово-вотчинных органов и их
функции. Создавался разветвлённый государственный аппарат. Из состава
дворца выделяется великокняжеская казна, ставшая самостоятельным
ведомством. Создаётся дворцовая канцелярия. Постепенно из этого ко второй
половине XVI века складывается приказная система и утверждается термин
«приказ»[9]. Первыми приказами были Большой дворец и Казённый приказ.
Приказное управление было более развитой и современной формой
государственного управления, по сравнению с прошлым периодом. В приказную
систему входил целый ряд приказов: разрядный, посольский, поместный и др.
Как видно, каждый приказ ведал делами в определённой области. Приказы
делились на государственные (ведали отдельными отраслями государственного
управления) и дворцовые (осуществляли дворцовое управление).
Местное самоуправление до середины XVI века строилось по системе
кормлений. Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на
волости. Гражданское и военное управление находилось в ведении наместников
и волостелей с их тиунами, доводчиками и приветчиками. Наместник управлял
городом, а частями уезда – волостями – волостели. Делопроизводство вели
дьяки и подьячие. Кормленщики были заинтересованы в личном обогащении и не
могли обеспечить должного управления. Существовало множество недовольных
этой системой, и поэтому в середине XVI века система кормлений
упраздняется. В конце XV века появились городовые приказчики, которые
обладали полномочиями по управлению в области военного дела, суда,
финансов.
Во второй половине XVI века при Иване IV, ведшем борьбу с боярской
оппозицией, начинается созыв Земских соборов – сословно-представительных
органов. В это время складывается так называемая «Избранная рада» (Ближняя
дума) – совет при царе. Расширяется сеть приказов, преимущественно военного
характера: стрелецкий, пушкарский. После разделения страны на опричнину и
земщину возникают свои опричные и земские приказы, независимые друг от
друга.
В городах и уездах военное управление осуществлял воевода, а
гражданское – наместник. Возникают особые учреждения – избы. Главным была
Съезжая (приказная) изба. Отраслевое управление осуществляли таможенная,
разрядная и другие избы.
Выдача с конца XV века населению отдельных уездов уставных грамот
подготовила введение земского самоуправления. Земство ликвидировало
наместничество, и должно было обеспечить исправность внесения населением
государственных податей и выполнения государственных повинностей.
Образование Русского централизованного государства отразилось и на
всех отраслях права. Медленно, но развивается гражданское право. Также
видны нововведения в вещном, обязательственном праве.
Но самые существенные изменения претерпевает уголовное право. Оно
отражает обострение противоречий феодального общества и усиление классовой
борьбы. По-новому стало трактоваться само понятие преступления. Если раньше
по Русской Правде преступлением считалось нанесение ущерба конкретному
человеку или его имуществу, то теперь преступление – всякое действие,
которое угрожает государству или господствующему классу. Преступление
именуется «лихим делом», а не «обидой», как раньше.
Расширился круг субъектов права. Теперь холоп признаётся способным
отвечать за свои действия.
Изменяются и цели наказания. На фоне классовой борьбы оно становится
основным средством устрашения, а не доходной статьёй казны. Введены новые
наказания – смертная и торговая казнь; известны случаи членовредительства.
Вводятся новые составы преступления. Предусматривается и новый род –
государственные преступления.
Развивается состязательный процесс на суде, появляется новая форма
судопроизводства – розыск, ранее бывший только в церковном суде.
Изменения в праве обусловлены изданием новых законов, но в это время
сохраняют своё действие и старые. Развитие феодальных отношений, обострение
классовой борьбы, необходимость централизации обусловили появление разного
рода грамот. Большое значение имели уставные грамоты наместничьего
управления. С введением местного самоуправления возникают губные и земские
грамоты. Грамоты содержат в себе некоторые сведения об уголовном
судопроизводстве (Двинская уставная грамота), о льготах, об ограничениях и
т.д. и т.п.
Известно, что была проведена кодификация законов. Её результатом
стало издание Судебников 1497 и 1550 годов. Источниками Судебников явились
Русская Правда, судные грамоты, разного рода льготные, жалованные,
охранительные грамоты, указы и инструкции в области суда и управления.
Добавлю, что в интересах феодалов-землевладельцев Судебник 1497 года
ограничивал право крестьянского перехода двумя неделями в году,
приуроченным к осеннему Юрьеву дню (26 ноября)[10]. Таким образом, Судебник
1497 года положил начало всеобщему закрепощению крестьян.
В 1551 году был создан Стоглав, который содержал в себе нормы
церковного права. Он явился результатом законодательной деятельности
Собора, созванного правительством и предложившего программу церковной
реформы.
Таким образом, централизация Русского государства отразилась и на
аппарате государственного управления, и на русском праве, что
способствовало его развитию в прогрессивном направлении.



Казус.

В деревне Петровка у старожильца Фёдорова была обнаружена кража
носильных вещей. Недельщик совместно с понятыми обнаружил похищенное в
бане, принадлежащей навопорядчику Петру Иванову. Определить вид
правонарушения. Квалифицировать действия Иванова по нормам Судебника 1497
года.

По моему мнению, вид правонарушения в данном случае можно определить
как «татьба», т.е. воровство, кража. В соответствии со статьями 8 («А
ТАТЬБЕ»), 10 («О ТАТЕХ») и 13 («О ПОЛИЧНОМ») Судебника 1497 года, Иванов
подвергнется наказаниям: 1. По ст. 10 «…ино его казнити торговою казнию
(битие кнутом на торговой площади с целью наказания), бити кнутием да
исцево на нем доправя (телесному наказанию, истребованию украденного, а
также ущерба, причиненного кражей) … А не будет у того татя статка, чем
исцево заплатить (если же не будет у вора имущества, чтобы истцу
заплатить), ино его бив кнутьем, да исцу его выдать вь его гибели головою
на продажю[11]…(тогда подвергнуть его телесному наказанию, и отдать истцу
обвиняемого в холопы в порядке возмещения ущерба…)» 2. По ст. 13 «…а
взмолвят на него (татя) человек пять или шесть (в нашем случае - понятые)
по … крестному целованию, что он тать ведомой (если донесут, дав клятву, на
вора понятые, что он вор опасный (?)) … ино того казнити смертною казнию, а
исцево заплатити из его статка[12] (тогда наказать его (но не смертной
казнью(?)), а истцу заплатить с его имущества.).» 3. Ст. 8[13] также
указывает на телесные наказания и платы «из его статка» (с его имущества).
Теперь более подробно. Из вышесказанного ясно, что Пётр Иванов
совершил татьбу – кражу. Если на него не было указаний в прежних кражах,
значит его кража простая, и он будет наказан торговой казнью, с него будут
взысканы убытки, понесённые истцом, а также «продажа» – денежный штраф за
преступление в пользу князя или лиц, осуществляющих правосудие.
Торговая казнь означает, что человека станут бить кнутом на торговой
площади с целью наказания, а также с целью устрашения других лиц. Торговая
казнь часто заканчивалась смертью наказуемого, и могла быть, по моему
мнению, замаскированной смертной казнью.
Если же виновный не может возместить убытки потерпевшему, то он
отдаётся последнему в холопство, а судье не выплачивается ничего.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Пресняков А. Е. «Российские самодержцы» М., 1990
2. Ерошкин Н. П. «История государственных учреждений России до Великой
Октябрьской социалистической революции» М., 1985
3. «Развитие Русского права в XV – первой половине XVII веков» М., 1986
4. «Российское законодательство X – XX веков. Законодательство периода
образования и укрепления Русского централизованного государства» М.,
1955., том 2.
5. «Пособие по истории Отечества» М., МГУ, 1996
6. Карамзин Н. М. «Предания веков» М., 1988
7. Титов Ю. П. «История государства и права России» М., 1996
-----------------------
[1] Пресняков А. Е., «Российские самодержцы» М., 1990 г., стр. 332-335.
[2] Ерошкин Н. П., «История государственных учреждений дореволюционной
России» М., 1983 г., гл. 1
[3] Карамзин Н. М., «Предания веков» М., 1988 г., стр. 424-425.
[4] Там же. Стр. 426.
[5] Пресняков А. Е. «Российские самодержцы» М., 1990 г., стр. 400.
[6] «Развитие русского права в XV – первой половине XVII века» М., 1986 г.,
стр. 13.
[7] Ерошкин Н. П., «История государственных учреждений России до Великой
Октябрьской социалистической революции» М., 1985 г., стр. 16-17.
[8] «Российское законодательство X – XX веков. Законодательство периода
образования и укрепления Русского централизованного государства» М., 1955
г., стр. 20, том 2.
[9] Там же. Стр. 21.
[10] Пособие по истории Отечества. М., МГУ, 1996 г., стр. 70
[11] Хрестоматия по истории государства и права России (дооктябрьский
период) М., 1990 г. Стр. 45
[12] Там же.
[13] Там же.





Реферат на тему: Образование производственно-социальных комплексов регионов
Министерство образования Российской Федерации.

Таганрогский государственный радиотехнический университет.
реферат
по курсу: региональное управление.

на тему: “ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-


СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЕГИОНОВ”.



Выполнил: студент группы М-15
Калашников А.Г.
Проверила: Ткаченко Ю.Г.



Таганрог 1999г.
Содержание:

Введение…………………………………………………………….3

Стратегия выхода из кризиса……………………………………...6

Производственно-социальные комплексы………………………13

Вывод………………………………………………………………19

Список используемой литературы……………………………….21



Введение:

Регионы страны в течение длительного времени предпринимают всевозможные
меры и значительные усилия по выходу из кризиса. Однако они не дают
желаемых результатов: продолжается падение производства, рост неплатежей,
накапливаются проблемы в социальной сфере, остаются дефицитными бюджеты
регионов, административных районов и городов, снижается жизненный уровень
населения. Поэтому очевидно, что необходимы серьезная и незамедлительная
корректировка экономической политики на макроуровне и разработка
реалистической стратегии вывода страны из кризиса, учитывающей специфику
переходного периода и особенности экономики России. Без этого регионы
своими силами не смогут выйти из данной ситуации.
В условиях планово-распределительной системы при отсутствии конкуренции и
должного учета платежеспособного спроса многие предприятия не были
заинтересованы в постоянном обновлении техники и технологии, повышении
качества продукции. В результате при резком переходе к рынку путем "шоковой
терапии" основная масса предприятий оказалась неконкурентоспособной по
сравнению с иностранными фирмами. Необходимы реконструкция или модернизация
производства, освоение маркетинга и прочие . Но для этого объективно
требуются длительное время и огромные капитальные вложения. Таких денег у
государства и предприятий нет. А сохранение чрезмерной открытости внешней
торговли и борьба с инфляцией прежними методами не способствуют улучшению
ситуации. Поэтому предприятия фактически обрекаются на убыточность, спад
производства в конечном счете.
Однако существует реальная возможность достаточно быстрого вывода страны
из кризиса. В частности, для того, чтобы содействовать росту рентабельности
предприятий, сделать их конкурентоспособными на внутреннем рынке,
необходимо проведение соответствующей таможенной политики, которая на
определенный срок, необходимый для реконструкции производства и перевода
его на новые, прогрессивные технологии, ограждала бы отечественных
товаропроизводителей от неравной конкуренции с западными фирмами.
Безусловно, такая таможенная политика не может охватывать все товары и быть
слишком продолжительной. За этот срок государство обязано нормализовать
внутренний рынок, используя его созидательные, а не разрушительные силы на
всем этапе реконструкции народного хозяйства страны.
Реализация такой политики позволит быстро превратить большинство
отечественных предприятий в нормативно рентабельные, наращивающие
производство на внутренний рынок. В результате будет покончено с массовыми
неплатежами и дефицитом бюджетов всех уровней. Выйдя из кризиса,
предприятия смогут использовать все преимущества нормализованного и
регулируемого государством рынка, в первую очередь для своей реконструкции.
Сохранится и конкуренция как необходимое условие прогресса, в том числе и с
иностранными фирмами, но в рациональных масштабах.
Все предприятия, включая и еще не реконструированные, смогут повышать
экономическую эффективность производства. Издержки производства снизятся за
счет роста его объемов, более полного использования оборудования и рабочей
силы, увеличения интенсивности труда, перехода на оплату по конечному
результату и т.п. По мере физического или морального износа техники,
определяемого общественно необходимыми условиями производства, она будет
заменяться своевременно. У предприятий для этого появятся необходимые
средства, а их инвестирование коммерческими банками станет высокодоходным и
надежным.



Стратегия выхода из кризиса.

Важной составляющей стратегии вывода страны из кризиса является
использование особенностей экономики России как мирового экспортера
энергетических и сырьевых ресурсов. В сложившихся условиях
конкурентоспособными оказались главным образом предприятия сырьевых
отраслей, составляющие основу нашего экспорта. Их продукция отвечает
требованиям мировых стандартов качества и уровня затрат в отличие от
остальных отраслей. Поэтому нерегулируемый должным образом рынок делает
выгодным развитие сырьевых отраслей и невыгодным сохранение остальных. Но
сам рынок не может устранить причин убыточности предприятий, этим должно
заниматься государство, вырабатывая соответствующую экономическую,
техническую и социальную политику. В России реально существуют возможность
и необходимость с учетом ее геополитических интересов сохранить и развивать
высокотехнологичные и наукоемкие отрасли производства, легкую, пищевую
промышленность, сельское хозяйство и др.
Проводя соответствующую таможенную и техническую политику, целесообразно
направлять получаемые значительные валютные средства в большой мере не на
приобретение готовых товаров народного потребления, а на импорт
оборудования, комплектующих, ноу-хау для реконструкции предприятий, что
позволит повысить их рентабельность и платежеспособность. При этом
приоритет должен отдаваться машиностроению. Товары же народного потребления
можно производить и самим, удовлетворяя основную часть платежеспособных
потребностей в них населения.
Вместо импорта готовой продукции необходимо увеличивать количество
отечественных и совместных с иностранными фирмами предприятий по сборке у
нас готовой продукции из импортных комплектующих, расширять производство в
стране этих комплектующих, приобретая патенты и ноу-хау, используя
имеющуюся производственную и научно-техническую базу. А для этого требуется
снижение таможенных тарифов на комплектующие.
Ограничение протекционистской таможенной политики оправдано в обычных
рыночных ситуациях, но не в специфических условиях перехода России к рынку.
Как известно, даже самые развитые рыночные государства в определенных
ситуациях защищают своих товаропроизводителей системой таможенных тарифов,
квот, антидемпинговыми мерами, льготами, дотациями (например,
сельхозпроизводителей). Такая защита необходима и для России. Тем более что
для стран с переходной экономикой обоснованное повышение таможенных тарифов
допускается международным сообществом. Конечно, рост цен на импорт
несколько снизит покупательную способность потребителей. Однако она быстро
возрастет за счет расширения собственного производства, ликвидации
безработицы и длительных задержек выплаты заработной платы. В итоге
жизненный уровень населения действительно повысится. Будут устранены
массовые неплатежи и дефицит бюджетов всех уровней, можно будет начать
широкую реконструкцию производства.
Конечно, все это потребует разработки и реализации соответствующих
технической, финансовой и таможенной политики, которые должны быть тесно
увязаны между собой. Их согласованные мероприятия должны способствовать
наиболее полному использованию всех имеющихся ресурсов и возможностей
экономики в геополитических интересах России, максимизации эффективности
производства, повышению уровня жизни и занятости населения.
Цель таможенной политики - не только ограждать отечественных
товаропроизводителей от непомерной конкуренции иностранных фирм, но и
делать ее, как и саму торговлю, наиболее выгодной для развития и
совершенствования отечественной экономики. Следует повышать реальную
эффективность международного разделения труда, т.е. руководствоваться не
сиюминутной рыночной выгодой, а необходимостью долговременного
удовлетворения и развития действительных платежеспособных потребностей
страны и ее населения. Это требует умелого использования богатых
возможностей национального рынка в интересах отечественных производителей,
а не для их удушения в тисках кризиса. Тарифы на импорт готовых товаров
народного потребления следует устанавливать на таком уровне, чтобы
производящие аналогичную продукцию нормально работающие отечественные
предприятия стали нормативно рентабельными и повысили реализацию своей
продукции на внутреннем рынке до необходимого уровня. Такая дозированная
конкуренция с иностранными фирмами и неограниченная - между отечественными
товаропроизводителями заставит их вести посильную, но напряженную
конкурентную борьбу, способствующую развитию производства.
Техническая политика должна способствовать выявлению, в том числе и с
помощью нормализованного рынка, перспективных отраслей промышленности, в
первую очередь машиностроения, производящих высокотехнологичную и
наукоемкую продукцию, имеющих для этого соответствующие предпосылки и
необходимые заделы. С помощью финансовой политики этим отраслям и
предприятиям ВПК, производящим эффективную конверсию, целесообразно
оказывать первоочередную и достаточную целевую поддержку.
По мере роста эффективности производства, проведения его реконструкции,
отечественные общественно необходимые условия, например, промышленности,
будут приближаться к соответствующим мировым стандартам. Поэтому и
нормативы морального износа техники и технологии необходимо будет
ужесточать, а тарифы на импорт готовых изделий - снижать.
Согласование технической, финансовой и таможенной политики, методов
бухгалтерского учета требуется для того, чтобы проводимые предприятиями
технико-экономические расчеты и обоснования определяли истинную
экономическую эффективность каждого конкретного производства, а его
финансовая и бухгалтерская рентабельность и состоятельность соответствовали
бы действительным. Только тогда предприятия смогут принимать верные
управленческие решения, на равных условиях конкурировать на внутреннем
рынке с иностранными фирмами, улучшать использование достижений НТП,
работать в оптимальном режиме.
Выработка объективной и обоснованной технической и инвестиционной
политики в стране и регионах предполагает решение ряда важных и сложных
проблем. Среди них - первоочередное инвестирование производителей
потребительских благ, концентрация капитальных вложений для внедрения
высоких технологий, реконструкция промышленности на основе импортного или
отечественного оборудования, и др.
Переключение импорта с готовых товаров повседневного спроса на
техническую продукцию предлагает, что она не должна облагаться повышенными
таможенными тарифами, чтобы быть доступной для предприятий, нуждающихся в
реконструкции. Основную часть государственных целевых средств целесообразно
направлять в феодальные и региональные инвестиционные программы
реконструкции и развития предприятий, выпускающих передовое и перспективное
оборудование. Долевое участие государства в инвестировании победителей
конкурсов по таким проектам должно быть повышено до 30% и более. В первую
очередь следует также обеспечивать реализацию проектов конверсии
предприятий ВПК, перепрофилируемых на производство наукоемкого
технологического оборудования.
Особой поддержки государства требует наука, как фундаментальная, так и
отраслевая, создание мощных концернов и финансово-промышленных групп в
самолетостроении, космической и атомной индустрии, металлургии, добывающей
промышленности, машиностроении, в том числе по производству агротехники.
Необходимо, чтобы эти объединения (при долевом участии государства) могли
активно и на современном уровне вести научные и проектные разработки, стали
конкурентоспособными поставщиками новой техники и технологии. Целесообразно
создание ими дочерних лизинговых и технически обслуживающих предприятий.
В настоящее время при внедрении технических проектов предпочтение чаще
всего отдается тем из них, которые имеют минимальные сроки окупаемости. Но
для того чтобы Россия оставалась технически развитой страной, необходимы
капитальные вложения в стратегические проекты возрождения наших
высокотехнологичных и наукоемких отраслей (имеющие, как правило, длительные
сроки окупаемости).
Чрезвычайно важное значение для успешного проведения реформ имеет
развитие малых предприятий и фермерских хозяйств. Для этого необходимы
всемерная поддержка правоохранительных органов, введение рациональных форм
их регистрации, эффективное налогообложение и пр.
Конечно, совершенно недопустимо превращение России в сырьевой придаток
технически развитых стран, а такая тенденция уже прослеживается. Но это не
означает, что сырьевые отрасли-экспортеры не должны технически развиваться.
В настоящее время их техническое состояние очень плохое. Производственные
фонды эксплуатируются на износ, геологоразведка практически прекращена.
Природные богатства страны используются неэкономно, варварским способом.
Необходимо безотлагательно модернизировать эти важные отрасли, возобновить
и расширить геологоразведку, не только обеспечивать экспорт, но и полностью
удовлетворить растущие национальные потребности в энергоносителях и сырье
по ценам не выше мировых.
Реформа должна была способствовать созданию достойных по современным
понятиям условий труда и жизни населения не только в столице, но и во всех
регионах страны, в городах и селах. Такие условия - не абстрактный идеал, а
реальная жизнь наших современников из многих стран. Сейчас нетрудно
съездить в Финляндию, Германию или Японию и убедиться в позитивных
возможностях рыночной системы хозяйствования в условиях демократии.
Происходят ли у нас подобные позитивные изменения? Отнюдь нет.
Разрушаются производство и социальная сфера, региональные и межрегиональные
экономические связи. Узкая специализация производства ряда регионов на
сегодняшних кризисных отраслях (машиностроение, ВПК, сельское хозяйство,
легкая промышленность) еще больше ухудшает их экономическое и социальное
положение. Разрабатываемые программы развития производительных сил регионов
не выполняются, да и сами эти программы часто недостаточно обоснованы.
Очевидно, что нужны целенаправленные усилия по разработке эффективных
рыночных механизмов территориального хозяйствования.

Производственно-социальные комплексы.

По мере выхода из кризиса актуальной задачей станет превращение регионов,
административных районов и поселений в современные производственно-
социальные комплексы, которые будут относительно локальными и целостными
территориальными системами совместного труда и проживания населения. В них
необходимо обеспечить нормальное демографическое и интеллектуальное
развитие населения на основе повышения эффективности производства, его
территориальной специализации и кооперации, рационального использования
ресурсов, рыночных отношений, прогрессивных форм собственности, принципов
самофинансирования и самоуправления.
Главная идея создания таких комплексов - обеспечить в условиях перехода к
рынку согласованное и эффективное развитие производства и социальной сферы,
охватывая весь воспроизводственный процесс в регионе. Эту задачу можно
решить путем регулирования экономических отношений и проведения
организационно-технических мероприятий. Конечной целью развития
производственно-социальных комплексов является постоянное повышение уровня
и качества жизни населения, сохранение окружающей среды.
При рыночных отношениях чувство хозяина и стремление к
предпринимательству должны появиться не только у частных лиц, но и у
органов управления и самоуправления регионов, административных районов и
поселений. Развитие производства должно рассматриваться ими как средство
достижения социальных целей, при этом социальное развитие будет
способствовать росту эффективности производства, более полному
использованию достижений НТП.
Каждый регион должен найти свою экономическую нишу. Необходимо также
учитывать ситуацию, сложившуюся в регионах в результате "вхождения в
рынок", для принятия первоочередных мер, опирающихся на государственную
экономическую и техническую политику.
Во-первых, следует тщательно обосновать стратегические и приоритетные
направления развития экономики региона, обеспечивающие при переходе к рынку
сохранение и приумножение созданного производственного и кадрового
потенциала.
Во-вторых, важно определить дальнейшую специализацию производства,
обеспечить его диверсификацию для предотвращения экономического спада при
изменении конъюнктуры рынка.
В-третьих, требуется полнее использовать возможности территориальной
кооперации производства. В связи с этим целесообразно создание региональных
финансово-производственных ассоциаций, позволяющих на взаимовыгодных
экономических условиях объединить имеющиеся ресурсы и тем самым обеспечить
увеличение инвестиций и инноваций, создание новых рабочих мест, совместных,
предприятий, взаимозачеты, сокращение повторного налогообложения и др.
В-четвертых, необходимым условием структурной перестройки экономики
региона является создание системы инновационного предпринимательства,
способной значительно усилить конкурентные позиции товаропроизводителей.
При этом важно налаживание рыночных организационно-экономических отношений
в регионе по всему технологическому циклу "наука - производство -
потребление", проведение маркетинговых исследований и др. И, наконец, в-
пятых, необходимо задействовать важнейший фактор развития и ускорения
реконструкции предприятий - формирование благоприятной инвестиционной среды
(снижение степени риска, наличие финансовой и инвестиционной
инфраструктуры, стабильность), позволяющей привлекать средства населения за
счет гарантированных муниципальных заимствований, а также средства западных
инвесторов. Для формирования такой среды было бы целесообразно освободить
от налогообложения ту часть прибыли предприятий, которая направляется на
инвестиции в производство.
Диспропорции между производственным и социальным развитием регионов
возникают по разным причинам. В частности, многие предприятия используют
рабочую силу без полного возмещения затрат на ее воспроизводство. Средняя
заработная плата работников в настоящее время составляет половину денежных
затрат, необходимых для ее воспроизводства. Недостаток средств часто
компенсируется за счет вторичной занятости, значительная часть дохода от
которой нередко достается работодателям. В то же время финансирование
социальной сферы регионов по-прежнему существенно зависит от бюджета,
трансфертов государства. Далеко не всегда при этом реализуются
государственные гарантии на предоставление населению необходимых социальных
благ. Большие средства на социальные мероприятия вынуждены выделять
территориальные органы управления и самоуправления, добиваться получения
средств в вышестоящих бюджетах или находить спонсоров. Очевидно, что
вопросы соответствия развития производства и социальной сферы должны
учитываться в государственной политике, регулирующей распределение доходов,
собственности и обеспечивающей компенсацию затрат на воспроизводство
рабочей силы.
Главной задачей территориальных органов управления и самоуправления в
настоящее время является сохранение и развитие социальной сферы, которая
находится в бедственном состоянии. Для создания более совершенного
экономического механизма ее формирования целесообразно разработать методику
расчетов минимальных государственных социальных нормативов применительно к
субъекту Федерации, району и населенному пункту (городу), с учетом их
социально-экономических особенностей. В качестве таких нормативов
целесообразно использовать единые для страны величины бюджетных расходов на
душу населения, которые можно привести к долям всех видов налогов
предприятий (помимо местных) для отчислений в местные бюджеты напрямую. На
основе указанных стабильных нормативов можно перейти на формирование
бюджетов "снизу", с учетом доли социальной сферы, находящейся на содержании
местного бюджета. Представляется экономически обоснованным оставлять в
распоряжении регионов часть федеральных налогов, которые возвращаются им
сейчас в виде трансфертов. Такой порядок формирования местных бюджетов
повысит экономическую активность населения, предприятий и территориальных
органов.
Эффективное регулирование всей совокупности экономических и
организационных механизмов в регионе требует развития демократических форм
самоуправления. Они должны соответствовать многоуровневой структуре
производственно-социальных комплексов, обеспечивать прогнозирование и
своевременное регулирование происходящих процессов, улучшение качества
жизни населения. Для отработки эффективной модели самоуправления на основе
концепции производственно-социальных комплексов целесообразно провести
соответствующие эксперименты, проводимые в различных регионах Российской
Федерации, где имеются для этого необходимые научно-практические
предпосылки.



Вывод:
Таким образом, подводя общий итог под проделанной работой, можно
сделать вывод о том, что по аналогии с составлением и реализацией бизнес-
планов предприятий целесообразно разработать бизнес-программы развития
производственно-социальных комплексов регионов, административных районов и
городов. Они должны заменить ранее существовавшие директивно утверждаемые
комплексные планы экономического и социального развития, которые
финансировались в основном из централизованных источников и целью которых
было достижение в основном объемных показателей. В отличие от них
мероприятия бизнес-программ будут ориентированы на рост доходов
предприятий, населения и местных бюджетов за счет улучшения хозяйствования
на соответствующей территории. При этом целесообразно расширить
экономическую базу органов самоуправления на основе не только активизации
их экономической деятельности, но и изменения платы за пользование землей,
природными ресурсами и аренды недвижимости, находящейся в муниципальной
собственности. Для осуществления указанных бизнес-программ большое значение
будет иметь заключение коллективных договоров и соглашений на предприятиях,
в территориальных образованьях, нормализующих взаимоотношения между
работодателями и работниками. В настоящее время они используются редко либо
весьма неэффективно. Необходимо полнее задействовать возможности таких
экономических механизмов, как муниципальные заказы и займы, а также
муниципальных банков, гарантирующих населению возврат вкладов с
дивидендами. Для усиления заинтересованности работников местной власти и
управления в повышении эффективности производства и жизненного уровня
населения, использовании прогрессивного опыта предлагается оплачивать их
труд с учетом прироста на душу населения чистой продукции в соответствующем
территориальном образовании.
Реализация изложенных принципов организации управления территориальными
образованьями позволит обеспечить самофинансирование и подлинное
самоуправление в регионах.



Список используемой литературы:

1. «О мерах по активизации государственной промышленной политики и созданию
условий для экономического роста в Российской Федерации». Постановление
Совета Федерации от 18.02.1998. - РГ, 03.03.1996.

«О финансово-промышленных группах». Федеральный Закон от 30.11.1995. - РГ,
06.12.1995.

3. Джаримов А. А. Регион в едином рыночном пространстве.
. Ростов-н/Д, 1995.

4. Лексин В. , Мильнер Б., Шевцов А.
Экономические отношения и управление в условиях Федерации. — Вопросы
экономики, (994, № 2).

5. Региональная экономика. Под редакцией проф. Т. Морозовой. - М., 1995.

6. Региональная экономика: новые подходы. — М., 1993.

7. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. —
Киев, 1989.







Новинки рефератов ::

Реферат: Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга (Экологическое право)


Реферат: Проверка формирования и использования финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)


Реферат: Основы конституционного строя Великобритании (Право)


Реферат: Удобрение картофеля. Известкование и система удобрения в специализированном севообороте хозяйства Нечерноземной зоны Владимирской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)


Реферат: Московский гостиничный бизнес (Менеджмент)


Реферат: Технология работы социального педагога с семьёй (Педагогика)


Реферат: Металлы. Свойства металлов (Химия)


Реферат: Синдром эмоционального выгорания (Психология)


Реферат: Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Исторические личности)


Реферат: Национальный идеал в образовании России XIX века (Педагогика)


Реферат: Константин Эдуардович Циолковский (Исторические личности)


Реферат: Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (Сельское хозяйство)


Реферат: Автоматизированные системы обработки информации и управления (Компьютеры)


Реферат: Хмельницкий (История)


Реферат: Романтизм XIX века (Культурология)


Реферат: Истоки культуры восточных славян (Культурология)


Реферат: Бухгалтерский учет заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Асмолов как основатель ДГТФ (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист