GeoSELECT.ru



Страхование / Реферат: Социальное страхование (Страхование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальное страхование (Страхование)



Введение. 3

1. Пенсия, выплачиваемая по старости. 4

2. Пенсия по инвалидности. 7

3. Пенсия по случаю потери кормильца. 10

4. Пенсия за выслугу лет. 11

Заключение. 13

Контрольная работа по курсу
«Социальное страхование»



Тема: «Трудовые пенсии: виды и основания к назначению»



Введение.


Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального
страхования. Задачами социального страхования является гарантия
материального и социального благополучия каждого человека независимо от его
индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.
Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального
страхования, задачами которой будет
Законодательным основанием к пенсионному обеспечению на территории
Российской Федерации является федеральный закон «О Государственных пенсиях
в Российской Федерации». В соответствии с этим законом все пенсии,
назначаемые на территории Российской Федерации, подразделяются на трудовые
и социальные.
В соответствии со статьей 113 Закона, социальная пенсия
устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а
также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в
возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам,
достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Иначе говоря,
пенсии данного вида назначают лицам, не имеющим право на получение трудовой
пенсии. Основанием для получения трудовой пенсии является наличие трудового
стажа или занятие иной, общественно полезной деятельностью, которая будет
зачтена в общий трудовой стаж.

Трудовые пенсии назначают по следующим основаниям:
1. По старости.
2. По инвалидности.
3. По случаю потери кормильца.
4. За выслугу лет.

В случае если гражданин имеет право на различные государственные
пенсии, то назначается и выплачивается одна из них, по выбору гражданина.
Существуют льготные категории граждан имеющих право претендовать на
получение двух пенсий. В соответствии со статьей 5 настоящего закона таким
правом обладают:
a) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (#M12293 0
9039265 1265885411 25197 864076216 3181218657 2754864837 4204943999
864076216 2323509361статья 41 Закона#S), участникам Великой Отечественной
войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья
и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила
вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия
по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;
b) вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не
вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по старости (или
пенсии по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю
потери кормильца - за погибшего мужа.
Все остальные категории граждан таким правом не пользуются.
Для назначения каждого вида пенсии существуют определенные основания,
перечисленные в законе.


1. Пенсия, выплачиваемая по старости.


Так для получения пенсии по старости (статья 10), основанием для ее
начисления является достижение определенного возраста. Для мужчин этот
возраст составляет 60 лет, для женщин 55 лет. Кроме того, вторым важным
моментом при установлении пенсии по старости будет наличие необходимого
общего трудового стажа, который соответственно должен составлять не менее
25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Существуют и иные положения
определенные статьями 11 и 12 предоставляющие льготы при получении пенсии.
Эти льготы, завися или от вредных условий труда или иных причин. В
соответствии со статьей 11 настоящего закона льготы определяющие право на
пенсию предоставляют следующим категориям граждан:
a) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а
также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по
достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет;
b) инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в
отношении пенсионного обеспечения (#M12293 0 9039265 1265885411 25197
864076216 3181218657 2754864837 4204943999 864076216 2323509361статья 41
Закона#S): мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50
лет и при общем трудовом стаже, указанном в #M12293 1 9039265 1265885411
24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
c) инвалидам I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при
общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам - по достижении 40 лет и
при общем трудовом стаже не менее 10 лет;
d) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и
диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет и при общем
трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам - по достижении 40 лет и при
общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Как можно видеть все эти условия происходят из невозможности продолжать
трудовую деятельность по причине тяжелой болезни или связаны с
определенными заслугами перед государством и обществом, но в то же время
эти граждане имеют определенный трудовой стаж не ниже установленного данным
законом.
Статья 12 настоящего закона определяет круг лиц имеющих право на
досрочный выход на пенсию в связи с условиями работы. Как правило, это
работа связана с определенным вредом, наносимым здоровью гражданина или
общими тяжелыми условиями.
a) мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если
они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих
цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Гражданам, имеющим
не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением
возраста, предусмотренного #M12293 0 9039265 1265885411 24254 791792389
1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статьей 10 Закона#S, на
один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;
b) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не
менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 1 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S. Гражданам, имеющим на менее
половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается
с уменьшением возраста, предусмотренного #M12293 2 9039265 1265885411
24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статьей 10
Закона#S, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы
мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам;
c) женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали в качестве
трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного
хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-
разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный
в #M12293 4 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
d) женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились не менее 20 лет в
текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и
тяжестью;
e) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий,
непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих
безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по
списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей
непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках,
разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют
общий трудовой стаж, указанный в #M12293 5 9039265 1265885411 24254
791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
f) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно
на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических,
геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и
изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в #M12293 0
9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822
282211886статье 10 Закона#S. При этом период работы непосредственно в
полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее
полугода - по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах - в
соответствии со #M12293 1 9039265 1265885411 26770 1952635193 3359731557
1229978450 1213220047 4294967294 1351449073статьей 94 настоящего
Закона#S;
g) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на
лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и
оборудования (по списку профессий, должностей и производств), и имеют
общий трудовой стаж, указанный в #M12293 0 9039265 1265885411 24254
791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
h) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве
механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-
разгрузочных работах в портах и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 2 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
i) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной
промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории
порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и
внутригородского сообщения) и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 4 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
j) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на
регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и
15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в #M12293 6 9039265
1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822
282211886статье 10 Закона;#S
k) мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились
спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах,
профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню
должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской
Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных;
l) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих
учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (по
списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской
Федерации), соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют общий трудовой
стаж, указанный в #M12293 0 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967
640720957 4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S.
m) мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не
менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы
Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны
Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных
служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных
должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденным министром внутренних дел
Российской.
В приведенном выше перечне к этим работам относят все, что связано с
горнодобывающей промышленностью, текстильной и прочими отраслями народного
хозяйства. Все эти льготы вводят в тех отраслях, которые, оказывают
определенное вредное влияние на здоровье, как в плане общефизических
последствий, так и в плане психического состояния, если эта работа связана
с повышенным нервным напряжением, как в случае с водителями пассажирского
транспорта. Во всех этих случаях происходит сокращение общего трудового
стажа от пяти до десяти лет, но не более. В то же время существует
определенный перечень профессий, по которым общий трудовой стаж при этом не
снижен от общепринятых норм, но работающий в этой отрасли по достижении
необходимого стажа имеет право выйти на пенсию до наступления «базового»
пенсионного возраста, досрочно.
Так же в пенсионном законе учитывают тот момент, который связан с
возможностью, в период трудовой деятельности, работать на работах с разными
условиями труда. В соответствии со статьей 13 Закона, чем более тяжелой
считается работа, на которой трудился гражданин, тем больше у нее
вероятности стать базовой к которой будут присоединены другие, менее
вредные виды работы.
В отдельный раздел льгот выделены льготы предоставляемые гражданам,
работавшим на Крайнем Севере или в районах приравненных к районам Крайнего
Севера. В связи с тяжестью общих условий существования в данных регионах, в
пенсионном законодательстве вводят определенный перечень льгот
предоставляемых тем, кто проработал в этих районах предусмотренный законом
срок. По статье 14, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере
устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении
50 лет. Если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не
менее 25 и 20 лет.
Во всех случаях, когда трудового стажа для назначения пенсии не
хватает, по любой причине, в соответствии со статьей 15 Закона о пенсиях ее
назначают пенсию при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет.
Все трудовые пенсии в соответствии со статьей 20 назначают пожизненно.
В случае если пенсионер продолжает трудовую деятельность, то и в этом
случае пенсию ему выплачивают в полной сумме, правда, без надбавки на
иждивенцев. При этом если после назначения пенсии, пенсионер продолжает
работу не получая ее за каждый отработанный год, но не более чем за три
года работы, он получает 10 процентную надбавку.
Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не
выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при
котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в
связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в полной
сумме.


2. Пенсия по инвалидности.


Основанием для получения пенсии по инвалидности является наличие самой
инвалидности, что означает стойкое расстройство функции организма,
приводящее к полной или значительной потере профессиональной
трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от
этого выделяют три группы инвалидности.
К I группе инвалидности относят граждан, полностью утративших
способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и
нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
К II группе относят тех, кто потерял способность к регулярному,
профессиональному труду частично, но в отличие от инвалидности I группы не
имеют необходимости в постоянном надзоре и уходе.
Если утрата способности к регулярному профессиональному труду произошла
частично, то таких граждан относят к III группе инвалидности.
Отнесение граждан к различным группам инвалидности, при наличии на то
медицинских показаний осуществляют врачебно-трудовые экспертные комиссии
(ВТЭК), действующие на основании соответствующих нормативных катов.
Каждый вид инвалидности устанавливают на определенный срок. По
истечении, которого гражданин проходит переосвидетельствование, по
результатам которого ему или продлевают инвалидность, или снимают ее. Для
первой группы инвалидности такой срок составляет два года, а для второй и
третьей – один год.
В соответствии со статьей 25 настоящего закона срок
переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет и
женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами,
другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
В том случае если инвалидность получена вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания, а так же вследствие военной травмы, то
пенсия таким гражданам будет назначена на общих основаниях. Пенсии,
назначаемые по перечисленным выше условиям, не зависят от
продолжительности общего трудового стажа.
Условием признания несчастного случая приведшего к инвалидности
трудовым, является в соответствии со статьей 39 пенсионного Закона:
a) при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время
командировок), а также при совершении каких-либо действий в интересах
организации, хотя бы и без поручения администрации (правления колхоза и
т.д.);
b) в пути на работу или с работы;
c) на территории организации или в ином месте работы в течение рабочего
времени (включая и установленные перерывы), в течение времени,
необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п.
перед началом или по окончании работы;
d) вблизи организации или иного места работы в течение рабочего времени,
включая и установленные перерывы, если нахождение там не противоречило
правилам внутреннего трудового распорядка.

Кроме того, инвалидность гражданина считается наступившей вследствие
трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья,
произошел также:

e) при прохождении производственного обучения (практики) либо проведении
учебных опытов (экспериментов) во время учебы;
f) при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских
или общественных организаций, деятельность которых не противоречит
Конституции Российской Федерации;
g) при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
Для военнослужащих пенсия по инвалидности вследствие военной травмы,
статья 41 закона, будет установлена в том случае если событие, повлекшее за
собой инвалидность, произошло из-за ранения, контузии, увечья, полученных
при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей
военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с
пребыванием на фронте.
Кроме военнослужащих право на пенсию по инвалидности по причине военной
травмы или заболевания полученного в период военной службы независимо от
продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной учебы будут
иметь право, следующие категории:
a) гражданам из числа рабочих и служащих соответствующих категорий,
инвалидность которых наступила в связи с ранением, контузией, увечьем или
заболеванием, полученным в районе военных действий, на прифронтовых
участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-
морских баз и аэродромов, и приравненным по пенсионному обеспечению к
военнослужащим согласно специальным решениям Правительства СССР;
b) гражданам, ставшим инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или
заболеванием, полученными в период пребывания в истребительных
батальонах, взводах и отрядах защиты народа;
c) гражданам, призванным на учебные и поверочные сборы и ставшим инвалидами
вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении
служебных обязанностей в период прохождения этих сборов.
В том случае если инвалидность наступила по иным причинам, в период
прохождения военной службы, то в этом случае пенсия будет установлена на
основании статьи 42 Закона как за заболевание полученное в период военной
службы. От того, по какой статье в этом случае будет установлена пенсия,
зависит размер пенсионных выплат. Так пенсии по военной травме для
инвалидов I и II группы будет установлена в максимальном размере, а для III
группы в половине указанного размера.
В том случае если инвалидность наступила не по причине трудовой травмы
или профессионального заболевания или иной причине перечисленной раньше
(статьи Закона 39, 40, 41, 42), то такой случай будет отнесен к
инвалидности по общему заболеванию. Как известно, от того, как назначена
пенсия, в случае инвалидности, будет зависеть размер пенсионных выплат.
Минимальный размер пенсионных выплат по инвалидности I и II групп
устанавливаю на уровне минимального размера пенсии по старости, при этом,
по инвалидности III группы размер пенсии будет составлять 2/3 минимального
размера этой пенсии. Для инвалидов I и II групп, если их пенсионный стаж
превышает тот, который требуется для назначения пенсии по старости, за
каждый год превышения этого стажа пенсия увеличивается на один процент, но
не более чем на двадцать процентов.
Срок, на который будет установлена пенсия по инвалидности, в
соответствии со статьей 45, будет определена сроком, на который установлена
инвалидность. В том случае если будет произведен пересмотр группы
инвалидности, то будет произведен и пересмотр размера пенсии. Выплата
пенсии в новом размере, в этом случае, начнется со дня пересмотра группы
инвалидности.
Если гражданин, получающий пенсию по инвалидности, пропустил
установленный ему срок переосвидетельствования, то выплата пенсии ему будет
приостановлена. Возобновление выплат, в этом случае, будет произведено
после переосвидетельствования, если инвалидность будет подтверждена. В
случае изменения группы инвалидности будет изменена сумма выплат в
соответствии с новой группой. При отмене инвалидности выплата пенсии
прекращается.
В отношении граждан России или СССР проживающих или проживавших за
пределами государства действуют следующие требования. Пенсия по
инвалидности им будет установлена, если они получили травму в период
военных действий в борьбе с государствами являющимися противниками СССР или
по инвалидности вследствие общего заболевания, когда общий трудовой стаж ко
времени прекращения работы достаточен для получения пенсии.
В отношении работающих пенсионеров в соответствии со статьей 49
настоящего Закона действует следующий принцип, что пенсия им выплачивается
в полной сумме, правда без надбавки на иждивенцев.


3. Пенсия по случаю потери кормильца.


Пенсия по случаю потери кормильца, как видно из ее названия, будет
назначена в том случае смерти лица являющегося основным доходополучателем
семьи. Пенсию устанавливают на весь период, в течение, которого члены семьи
умершего считаются нетрудоспособными. При изменении числа членов семьи,
обеспечиваемых пенсией, пенсия пересматривается по числу членов семьи,
имеющих право на ее получение.
Пенсию назначают на общих основаниях, если смерть кормильца наступила
вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания. На
общих основаниях пенсию назначают семьям военнослужащих, если смерть
наступила вследствие травмы, либо заболевания полученного в период службы.
Пенсия, выплачиваемая в этом случае, на общих основаниях, не зависит от
продолжительности трудового стажа потерянного кормильца. В том случае если
пенсия назначается в связи со смертью вследствие общего заболевания, то
тогда необходимо, что бы умерший имел достаточный трудовой стаж. При
отсутствии стажа будет назначена пенсия при неполном общем трудовом стаже.
Кроме того, оставшиеся члены семьи не имеют собственного дохода и
являющиеся нетрудоспособными, находящимися на иждивении. По статьей 53
иждивенцами считают лиц находящихся на полном содержании или получавших от
умершего помощь, которая для них была постоянным и основным источником
средств к существованию. В том случае если члены семьи умершего были
пенсионеры, то они могут перейти на пенсию по случаю потери кормильца,
причем дети, считаются иждивенцами априорно. Причем они сохраняют это
право, на пенсию, даже при последующем усыновлении. В соответствии со
статьей 50 Закона о пенсиях, нетрудоспособными будут признаны следующие
категории граждан:
a) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого
возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом
братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных
родителей;
b) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет
(соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
c) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра,
независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за
детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими
14 лет, и не работает;
d) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их
содержать.
Кроме того, родители и супруг умершего, которые не состояли на его
иждивении, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источник
средств к существованию.
Нужно отметить, что право на пенсию по потере кормильца будут иметь
также лица старше 18 лет, при условии того, что они обучаются в учебных
заведениях на очной форме обучения и это право будет действовать на них до
23 лет. По истечении этого срока они будут лишены права на пенсию по потере
кормильца.
Кроме отца и матери, достигших возраста 60 или 55 лет, таким же правом
на пенсию будут пользоваться отчим и мачеха, но статья 52 закона
накладывает на это ограничение следующего порядка, они должны были
содержать умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Если это
требование не соблюдается, то и отчим, и мачеха будут лишены права на
пенсию по потере кормильца. Но в то же время и пасынок, и падчерица имеют
право на пенсию, по потере кормильца, наравне с родными детьми, временных
ограничений в этом случае не существует.
Членов семьи безвестно отсутствующих граждан приравнивают к семьям
умерших, а для семей лиц без вести, пропавших в период военных действий – к
семьям погибших вследствие военной травмы.
Минимальный размер пенсии, в том числе при не полном трудовом стаже, не
может быть ниже социальной пенсии. Максимальный размер ее будет установлена
на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого
нетрудоспособного члена семьи, за исключением пенсии на детей, потерявших
обоих родителей, и умершей одинокой матери.
При не полном трудовом стаже потерянного кормильца, пенсию, получаемую
его иждивенцами, рассчитывают пропорционально имеющемуся стажу, исходя из
полной пенсии устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет.
В случае назначения пенсии иждивенцам умерших пенсионеров, то пенсию
назначают на общих основаниях независимо от продолжительности общего
трудового стажа кормильца. Если это семья инвалида ставшего им вследствие
военной травмы, то пенсию назначают, не зависимо от общего трудового стажа
в максимальном размере. К семьям умерших пенсионеров относят те семьи,
кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет
после прекращения выплаты пенсии.
По статье 70 существуют следующие надбавки, которые доплачивают к сумме
пенсии:
1. на уход за пенсионером;
2. детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявших обоих
родителей, а так же детям умершей одинокой матери – в размере социальной
пенсии.
При изменении числа лиц имеющих право на пенсию производят
соответствующий перерасчет и выплату, по новому расчету, будут производить
с первого числа следующего за расчетным месяцем. Таким же образом
производят прекращение или сокращение выплат при изменении числа лиц
имеющих право на пенсию по потере кормильца. Кроме того, по требованию
любого из членов семьи, получающих пенсию по потере кормильца, его доля
пенсии может быть выделена из общей суммы, и ее будут выплачивать ему
отдельно.
В том случае если человек имеющий право на пенсию по потере кормильца
является пенсионером и, причем работающим пенсионером то и в этом случае
ему пенсию будут выплачивать в полном размере.


4. Пенсия за выслугу лет.


Существует определенный перечень профессий и видов трудовой
деятельности, при которых существует возможность выхода на пенсию не по
достижению определенного возраста, а достаточно наличия установленного
трудового стажа, не зависимо от возраста пенсионера. К данному перечню
работников имеющих право на пенсию по выслуге лет будут отнесены:
1. Работающие целый день на подземных и открытых горных работах по добыче
угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и
рудников. Стаж на указанных работах не менее 25 лет, а для горнорабочих
очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистам
горных выемочных машин – не менее 20 лет.
2. Работники морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы
и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также отдельных
видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Мужчинам – не менее 25 лет, женщинам – не менее 20 лет.
3. Спасателям в профессиональных аварийно-спасательных службах,
профессиональных аварийно-спасательных формированиях может быть
установлено независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.
4. Работа в летном и летно-испытательном составе. Мужчинам – не менее 25
лет, женщинам – не менее 20 лет. При оставлении летной работы по
состоянию здоровья: мужчинам – не менее 20 лет, женщинам – не менее 15
лет.
5. Работа, связанная с управлением воздушным движением, по достижению 55
лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и
6 месяцев по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Для
женщин – по достижении 50 лет, трудовом стаже не менее 20 лет и работы по
управлению не менее 10 лет.
6. Работа, связанная с инженерно-техническим обслуживанием воздушных судов.
Мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в
гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 29 лет по
непосредственному обслуживанию воздушных судов. Женщинам – по
достижении50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации
не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию
воздушных судов.
7. Занятие педагогической деятельностью в школах и других детских
учреждениях при выслуге не менее 24 лет.
8. Деятельность, связанная с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет
и не менее 30 лет в городах.
9. Творческая работа в театрах и других театрально-зрелищных организациях и
коллективах устанавливают при выслуге 15, 20, 25 и 30 лет в зависимости
от ее характера.
Конкретизацию этого перечня производит правительство, путем выпуска
списков работ, профессий и должностей которым пенсию будут назначать с
учетом выслуги лет. В соответствии с Законом о пенсиях, правительство
должно в некоторых случаях разрабатывать и правила исчисления и назначения
пенсии отдельным категориям работающих.
Для всех этих категорий, размер пенсии устанавливают от 55 до 75
процентов их заработка. Пенсию в размере 55 процентов устанавливают, в
случае если трудовой стаж равен требуемому стажу для выхода на пенсию, но
не превышает его. В случае если стаж будет больше требуемого, за каждый год
добавляют определенное количество процентов, но общая сумма не может быть
выше 75 процентов. Существуют определенные виды деятельности, при которых
идут различные виды льгот. К таким профессиям будет отнесена работа в
шахтах или открытых горных работах. В частности, данной категории выплату
пенсии производят даже работающим, по прежнему виду деятельности,
пенсионерам, всем остальным пенсию выплачивают только в случае оставления
занятия, за которое эта пенсия была установлена.
Минимальный размер пенсии по выслуге лет установлен на уровне
минимального размера пенсии по старости. Пенсия по выслуге лет повышается
на один процент, за каждый целый год специального трудового стажа сверх
требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Максимальный размер пенсии, определяется на уровне общего максимального
размера пенсии по старости, #M12293 0 9039265 1265885411 24262 28562479
1755728926 282211864 28562479 1755728926 282211864 #Sа для летного состава
гражданской авиации - на уровне размера трех с половиной минимальных
размеров пенсии.
Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год
специального трудового стажа (выслуги), сверх требуемого для назначения
пенсии, но не более чем на 20 процентов.


Заключение.


Как можно видеть существуют четыре основных вида назначения трудовой
пенсии, в зависимости от условий труда и других важных моментов, влияющих
на размер пенсионного обеспечения или времени выхода на пенсию. Все это,
хотя и не в полной мере позволяет Пенсионному Законодательству
соответствовать тем изменениям, которые происходят в экономике России.
Список литературы:

1. Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении» от 20 ноября 1990
года N 340-1 .
2. Петров К. «Твоя будущая пенсия» Приложение к журналу «Пенсия» – М. 1997.
3. «Страхование от А до Я» Под редакцией Корчевской Л. И., Турбиной К. Е. –
М. Инфра, 1996.





Реферат на тему: Социальное страхование в России

Московский Государственный Социальный Университет
Академия Социальной Работы
Факультет социальной работы и администрирования

Кафедра истории, теории и методов
социальной работы

Курсовая работа на тему:
«Социальное страхование в России»



Выполнила студентка
3 курса, в/о, 1 гр.
***************

Научный руководитель:
Петраченкова Т.Н.



Москва, 2002 г.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России 5

1. Возникновение социального страхования в России
(1903-1933 гг.) 5

2. Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.) 8


3. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям,
проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время) 11


Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования 16


1. Законодательные основы социального страхования 16


2. Система социального страхования в других странах 22


Заключение 27


Список литературы 28



Введение

Социальное страхование в советские времена было незыблемым понятием.
Работник был уверен, что ему оплатят больничный лист, он сможет отправить
ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки,
женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое
рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно. Незнание
законодательства работником, а также частое несоблюдение этого же
законодательства работодателем в наше жесткое время рыночных отношений
приводит к тому, что люди не уверены в том, что им оплатят больничный или
очередной отпуск, многие частные предприятия не хотят брать на работу
женщину с детьми, которые часто болеют, предпочитая сотрудников, у
которых нет малолетних детей, не берут на работу и людей предпенсионного
возраста, что является нарушением законодательства и т.п.
Объявленная в нашей стране в конце 80-х годов перестройка и
последующий развал СССР вызвали изменения в организации и финансировании
социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы
можно отнести упразднение централизованного союзного Фонда социального
страхования колхозников и образования Фонда социального страхования СССР.

Данная тема представляется актуальной в связи с тем, что Россия
переживает налоговую реформу, в частности, 1 января 2001 года был введен
единый социальный налог (взнос) (ЕСН) в соответствии с главой 24 части II
Налогового кодекса Российской Федерации; проводится пенсионная реформа,
направленная на дифференциацию пенсий; готовится пакет документов по
реформированию Фонда Социального Страхования.
В 1999 г., после введения части I Налогового кодекса, был создан
прецедент возможности признания платежей во внебюджетные фонды (Фонд
Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования,
Пенсионный Фонд, Фонд Занятости) незаконными налогами, что могло бы
послужить полному разрушению пенсионной системы и системы социального
страхования, а, следовательно, под угрозой срыва были осуществление
социальных программ, а также выплата пособий миллионам людей.
Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной
сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые
вопросы, и основная масса населения просто не имеет общего представления
по данному вопросу.
Объект исследования: застрахованные лица, страхователи, страховщики.
Предмет исследования: система социального страхования.
Основная гипотеза: система социального страхования в России еще
несовершенна и требует серьезного укрепления законодательной базы.
Цель исследования: Сформировать общую картину развития социального
страхования в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и
развития системы социального страхования в России.
2. Проанализировать реформы, в том числе налоговую, современного
российского законодательства в сфере социального страхования.
3. Выявить негативные стороны системы социального страхования, вызванные
«пробелами» в законодательстве.
4. Сравнить систему социального страхования России с аналогичными
системами в других странах мира.


Глава 1


Исторические аспекты системы социального страхования в России


Возникновение социального страхования в России


(1903-1933 гг.)

Обязательное социальное страхование наемных работников в России
появилось несколько позже, чем в западных странах. Впервые оно возникло в
Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов об организации
государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система
стала распространяться по всему миру.
В России страхование от несчастных случаев имело две формы:
индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества
заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату
определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.
Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-
правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-
правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах
особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О
вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных
случаев».[1]Именно после принятия этого закона предприниматели стали
активно поддерживать требования о введении государственного страхования
работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда
пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то
степени, началом государственного социального страхования в России.
Первые российские законы о социальном страховании были далеки от
совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не
охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых
регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от
половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня
болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести
недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех
месяцев.
Основы обязательного социального страхования в стране были заложены
принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении
рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев
на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»,
«Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».[2]
Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и
работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за
счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись
больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали
на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих
более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До
революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре
эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях –
Страховые присутствия.
Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не
обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к
власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей
Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако
полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.
Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные
акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также
безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически
заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным
декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг
выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по
инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи
Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся
осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и
вещевого довольствия.
Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из
государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с
переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на
государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе
социального страхования, элементы которой были обозначены в первых
декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не
является единственным собственником промышленности и не должно нести все
бремя обеспечения всех работающих по найму.
По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании
лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся
основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств,
использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения
определялись отдельными постановлениями СНК.
В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности
и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если
средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до
одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два
вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка
до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по
безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом
квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что
фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть
использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования
составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального
страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству
выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7
процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали
льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от
степени
опасности и вредности условий производства.[3]
В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных
денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам
профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории,
дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные
кухни).
Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими
полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и
положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования
отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов,
применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров
страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном
страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов
страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список
профессиональных заболеваний.



Социальное страхование и профсоюзы

(1933 – 1990 г.г.)

Заметной вехой в истории социального страхования России является
передача этого института в управление профсоюзам на основании
постановления СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального
страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были
переданы в управление ВЦСПС.
Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а
потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях
(учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за
правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные
комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда,
техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны
труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов,
но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.
Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было
поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении
вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении
трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера
можно назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря
1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению
практики государственного социального страхования и борьбе с
злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер
пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела
до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по
беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже
действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по
собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины,
получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после
того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.[4]
Также в 1938 году бюджет социального страхования, ранее
утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного
бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет
свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное
обеспечение. Оно стало инструментом распределения средств
государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу.
Тарифы страховых взносов были установлены без учета социальных рисков.
Такое положение не изменилось и после введения дифференцированных тарифов
по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не
степенью опасности и вредности условий производства, а степенью
рентабельности той или иной отрасли народного хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по
улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например,
пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100
процентов заработка. В таком же размере выдавалось пособие по
беременности и родам женщинам-инвалидам войны. Отпуск по беременности и
родам был увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.
В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального
страхования. Установлена выдача пособий по временной нетрудоспособности
от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка,
независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по
беременности и родам составляла 112 календарных дней. Получало развитие
профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945
по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в
5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-
профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от
производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования
выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 % стоимости.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и
соответствующим решением ВЦСПС изменены условия и размеры пособий. Высший
предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90
процентов заработка, и оговаривался при этом требованием о непрерывном
стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при
трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны, но уже вне
зависимости от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих
категорий был вновь восстановлен прежний размер – 100 процентов
заработка.
Важным этапом развития социального страхования является
распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта
система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц,
работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно
вводиться и для колхозников. Вначале (в 1964 году) право на
государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры:
председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана
система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по
беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за
счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и
государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у
рабочих и служащих.
В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда
колхозников была введена система социального страхования членов колхозов.



3. Социальное страхование в условиях

перехода к рыночным отношениям,

проблемы реформирования

(1991 г. – настоящее время)

Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании
социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы
соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15
августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на
социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан Фонд
социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать
с 1 января 1991 года, упразднен централизованный союзный Фонд социального
страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к
перестройке содержания и функционирования социального страхования.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990
года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой
тариф в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда. Позднее Фонду было
предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались
органы Пенсионного фонда.[5]
Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое
положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о
порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах
созданы региональные фонды, подчиненные центру. Правовое положение Фонда
существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах
соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим
документам управление государственным социальным страхованием было
возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских
объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.
Самым важным достижением первоначального реформирования системы
социального страхования является создание самостоятельного, автономного
Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило
обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить, но
даже несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными
пособиями. В сложных для страны экономических условиях были увеличены
сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными
детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате
пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех
работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в
размере 100 процентов заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить сущность
системы социального страхования, которая еще в значительной степени
опиралась на устаревшие дореформенные принципы и правила, свойственные
централизованному ведению экономики.
К основным направлениям ее дальнейшего реформирования можно было
бы отнести следующие:
1. совершенствование структуры выплат по социальному страхованию;
2. рационализация и оптимизация условий предоставления пособий с учетом
складывающихся рыночных отношений;
3. распространение социального страхования на индивидуальных
предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя
работой, определение порядка их участия в финансировании и предоставления
им соответствующих выплат;
4. законодательное закрепление государственной собственности на средства
социального страхования, автономности Фонда, его бюджета, сложившихся
системы управления и организационных структур;
5. обеспечение финансовой устойчивости системы путем введения в
среднесрочной перспективе общепризнанного в мировой практике
трехканального метода финансирования (государство, работодатель,
работник), расширения базы начисления страховых взносов и максимальной ее
унификации в отношении всех внебюджетных фондов, образования целевых
резервов, повышения эффективности контроля и применения финансовых
санкций;
6. ускорение процесса создания надлежащей правовой базы социального
страхования, осуществляемого Фондом, с учетом необходимости координации,
взаимной увязки, совершенствования существующих и введения новых видов
страхования.
Наиболее реальную угрозу дальнейшему реформированию социального
страхования в настоящее время представляет наступивший в стране социально-
экономический кризис. В числе мер по его преодолению вынашиваются планы
по существенному сокращению тарифа страховых взносов. Все настойчивее
выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда так называемых
нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие
формы оздоровления застрахованных и их детей.
Действительно, в составе бюджета имеются нестраховые выплаты, к
числу которых бесспорно относятся единовременное пособие при рождении
ребенка неработающим (то есть незастрахованным) гражданам, оплата
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом,
финансирование детско-юношеских спортивных школ, новогодние детские
подарки. Но прежде чем исключать эти выплаты из данного бюджета, надо
решить, кто же их будет производить в дальнейшем.
Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления
их детей, то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми. Это
неотъемлемая часть системы соцстраха, ее профилактическое направление,
цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди
работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной
нетрудоспособности. Оно существует в социальном страховании многие годы и
полностью оправдало себя, стало национальной традицией и общепризнанным
преимуществом нашей системы. Полное исключение его из бюджета может
привести к серьезным негативным последствиям: росту заболеваемости и
увеличению расходов на выплату пособий; сокращению сети здравниц и
безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников; недоступности
путевок для основной массы населения; отрицательно скажется на социально-
экономическом положении городов-курортов.
Однако можно говорить о том, что по мере преодоления последствий
социально-экономического кризиса в стране названные выше проблемы
реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме.


Глава 2


Современные аспекты развития системы социального страхования


Законодательные основы социального страхования

Обязательное социальное страхование - часть государственной
системы социальной защиты населения, спецификой которой является
осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование
работающих граждан от возможного изменения материального и (или)
социального положения, в том числе по независящим от них
обстоятельствам.[6]
Обязательное социальное страхование представляет собой систему
создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения
материального и (или) социального положения работающих граждан, а в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных
категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья
или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы,
беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости,
необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения
и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации
социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному
страхованию.
Основными принципами осуществления обязательного социального
страхования являются:
1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования,
обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и

Новинки рефератов ::

Реферат: Виды правонарушений и критерии их разграничений (Теория государства и права)


Реферат: Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века (Музыка)


Реферат: Выбор и обоснование признаков, характеризующих состояние отдельных узлов и автомобиля в целом и датчиков для их контроля при автоматизированном диагностировании (Транспорт)


Реферат: Объекты гражданских прав (Государство и право)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 1 (Религия)


Реферат: Аллигаторы (Биология)


Реферат: Организационные структуры управления (Контрольная) (Менеджмент)


Реферат: Общая и производственная педагогика (Педагогика)


Реферат: Культура Средневековья (Культурология)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)


Реферат: История военного мундира (История)


Реферат: Итоги Крымской войны 1853-56 годов (История)


Реферат: Начало войны 1812 года (История)


Реферат: Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского (Литература)


Реферат: Методика измерения перемещений при помощи лазерных интерферометров (Технология)


Реферат: Краткое описание происхождения птиц и описание некоторых птиц кайнозойской эры (Биология)


Реферат: Развитие бухгалтерского учета по отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Шостакович (Музыка)


Реферат: Олимпийское движение (Спорт)


Реферат: Авторитет руководителя (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист