GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Учет поступления и расходов материалов (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учет поступления и расходов материалов (Бухгалтерский учет)



Содержание.

Введение.


I. Учет поступления материалов.


1 Документация по учету поступления материалов.


2 Учет поступления материалов.


3 Порядок учета неотфактурованных поставок.


II. Учет расходов материалов.


1 Учет расходов материалов.


2 Документальное оформление расхода материалов.


Заключение.


Список используемой литературы.



Учет поступления материалов.


1 Документация по учету поступления материалов.


Поступление материалов на предприятие контролирует отдел маркетинга,
который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств,
предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает
грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад доставляет экспедитор. Если обнаруживается недостача
или порча груза, составляется акт не право представления претензий к
транспортной организации или поставщику.
В момент сдачи экспедиторам материалов на склад материально
ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации,
отвесы, накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т. п.).
При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей
документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный
ордер (ф. № М-4).
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в
четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику - для списания ценностей;
в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
г) для предъявления в банк на оплату;
акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления
поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае
расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт
составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя
незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела
снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый -
передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских
записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает
в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему
о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает
выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на
отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со
склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в
двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.


2 Учет поступления материалов.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В
договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена,
срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки,
санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия -
поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-
поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения
договорных обязательств на предприятии осуществляет отдел маркетинга,
поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь
поступают в этот отдел или финансовый. Там поверяют соответствие их
договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1),
делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т.е. дают
согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают
внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия
для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в
экспедиционный отдел для получения и доставки груза. По мере поступления
груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По
мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из
расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия -
поставщика.
В течении отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные
документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает
приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и
прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их
введу выполнения каждой стороной своих обязательств.


3 Порядок учета неотфактурованных поставок.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности
поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их,
выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию.
Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в
журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме
относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца ( в графе Б "Номер
счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как
основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые
отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в
следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и
регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по
группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по
строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторпируется тоже по
группе и в графе " акцепт".


Учет расходов материалов.


1 Учет расходов материалов.

Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей - одна
из важных задач бухгалтерского учета.
Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются
бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования
и направление затрат. В течении отчетного месяца их движение учитывается по
учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм
транспортно - заготовительных расходов или отклонений по фактической
стоимости. Таким образом данные образующие фактическую себестоимость
поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-
ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, израсходованных и отпущенных на сторону
материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в главной книге.


2 Документальное оформление расхода материалов.

Материалы со складов и из кладовых отпускаются для производства
строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды.
Отпускаются материалы со складов и из кладовых только с разрешения
определенных должностных лиц. Одной из основных задач материального учета
является предварительный и последовательный контроль за расходованием
материалов на производстве.
Цель предварительного контроля - не допускать отпуска материалов в
производство сверх количества, предусмотренного нормами на заданный объем
работ. Такой контроль осуществляется по лимитно-заборным картам. Лимитно-
заборные карты - это своего рода разрешение на постепенный отпуск в течение
месяца материалов на производство. Лимитирование расхода материалов
производится плановым или производственным отделом при составлении месячных
оперативных планов участков производителей работ. Лимитно - заборная карта
выписывается каждому производителю работ в двух экземплярах на один или
несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта регистрируется в
реестре, после чего один экземпляр передается производителю работ, а второй
на склад. Реестр карт передается в бухгалтерию. Отпуск материалов со склада
производится только после предъявления экземпляра лимитно - заборной карты,
находящийся у прораба. Отпущенное количество материалов записывается в
обоих экземплярах карты и подтверждается подписью получателя ( на
экземпляре, находящимся на складе) и заведующего складом ( на экземпляре
получателя). Таким образом, лимитная карточка это накопительный расходный
документ. По окончании месяца оба экземпляра лимитно - заборных карт
поступают в бухгалтерию, где они сверяются и таксируются. Материалы не
требующиеся повседневно , отпускают по разовым требованиям, выписываемым в
двух экземплярах начальником участка, начальником цеха или производителем
работ.
В лимитно - заборных картах и требованиях указывается целевое
назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).
Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах которые
указаны в лимитно- заборной карте или требованиях. Замена материала не
разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в
требованиях, допускается только в тех случаях когда это вызывается
состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.
А сейчас я хочу описать счета на которых учитывают состояние
производственных запасов, т. е. тех материальных ценностей, которые
расходуются за один цикл производства ( сырье, материалы и т. п.).
Счет 10 "Материалы".
Предназначен для регистрации информации о наличии и движении
принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей и
т.п. ценностей.
Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической
себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость
приобретения или заготовления материалов складывается из стоимости по ценам
приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на
предприятие. При этом бухгалтеру крайне важно знать перечень расходов,
включаемых в "законный" состав расходов по заготовке и доставке материалов
на предприятие - этот перечень регулируется соответствующими нормативными
актами. При участии материалов по учетным ценам разница между стоимостью
ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей
отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".
К счету 10 "Материалы" Могут быть открыты субсчета:
10/1 - "Сырье и материалы";
10/2 - "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и
детали";
10/3 - "Топливо";
10/4 - "Тара и тарные материалы";
10/5 - "Запасные части";
10/6 - "Прочие материалы";
10/7 - "Материалы, переданные в переработку на сторону";
10/8 - "Строительные материалы".
В зависимости от принятой предприятием организации учета, поступление
материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и
приобретение материалов".
Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения
материалов и отдельным их наименованием (видом, сортам, размерам и т.д.).
Это позволяет в любой момент проверить их наличие и стоимость. Счет 10
активный, он отражает вложение средств в материалы сырье.

заключение

В заключении хотелось бы отметить, что учет поступления и расходов
материалов является одним из важнейших условий успешной работы предприятия,
т.к. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов,
систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых
материалов, правильное и своевременное документирование по движению
материальных ценностей все это отражается на процессе производства и
реализации получении дохода. При их соблюдении можно добиться успеха в
управлении предприятием.



Список используемой литературы.


Козлова Е.Н., Парашутин Н. В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. "Бухгалтерский
учет" 1996 г.
Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. "Принципы бухгалтерского учета" /под
ред. Я.В. Соколова 2-е издание.
Щадилова С.Н. "Основы бухгалтерского учета".
П. И. Злобин "Бухгалтерский учет в строительстве".




Реферат на тему: Учет прибылей и убытков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО УЧЕТА



КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: УЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ



АВТОР РАБОТЫ:
Хайрулина В.И.
ГРУППА:
№ 314
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Яшуркина Г.Г.



КАЗАНЬ – 2003
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и структура финансового результата……………………………….…5
1. Понятие и состав доходов и расходов организации в бухгалтерском
учете……………………………………………………………...…....5
2. Понятие и состав доходов и расходов организации в налоговом
учете...14
3. Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета
доходов и расходов…………………………………………………..20
2. Особенности учета прибылей и убытков организации ……………………….26
2.1. Отражение финансовых результатов в бухгалтерском учете…………...20
2.2. Особенности формирования конечного финансового результата в целях
налогообложения…………………………………………………………..37

Заключение…………………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………………...41


Введение

В условиях рыночной экономики основа экономического развития –
прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники
его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для
осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения
социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет
прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и
другими организациями. Поэтому достоверность исчисления финансового
результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей
бухгалтерского учета.
Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как
правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным
операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают
полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат
(прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и
доходов от операционных и внереализационных результатов, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
При формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий на
получение прибыли является непременным условием для их успешной
предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений
и методов этой деятельности. В современной России, при становлении и
развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета становится
наиболее актуальной. Учет, финансового результата предприятия необходимо на
любой стадии производства.
В данной курсовой работе мы рассмотрим структуру финансового
результата с точки зрения бухгалтерского учета и налогового учета, также
методика учета основных операций получения выручки: от продажи продукции,
товаров, работ и услуг; от прочей деятельности (операционные и
внереализационные доходы и расходы), кроме того мы раскроем методику
формирования конечного финансового результата.
1. Понятие и структура финансового результата
1.1. Понятие и состав доходов и расходов организации в бухгалтерском
учете
В условиях рыночной экономики основа экономического развития
организации – прибыль, важнейший показатель эффективности работы
организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает
финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства
организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей
учредителей и работников.
За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом,
банками, другими организациями.
Финансовый результат – это итог хозяйственной деятельности предприятия
за отчетный период.
Финансовый результат может выражаться в форме прибыли (превышения
доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над
доходами).
Модель формирования результата деятельности организации представлена
на рисунке 1.1.

Модель формирования показателей прибыли организации

Доходы по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельности
Сальдо внереализационных доходов и расходов
Сольдо операционных доходов и расходов
Сальдо чрезвычайных доходов и расходов
Налог на прибыль

Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль


Санкции за нарушение налогового законодательства


Чистая прибыль (убыток) за отчетный период


Согласно п. 2 ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение
экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств,
иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению
капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников
имущества).
В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от
характера, условия получения и направлений деятельности организации
подразделяются на:
o доходы от обычных видов деятельности;
o прочие доходы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.
При этом доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности,
считаются прочими доходами. К прочим доходам также относятся чрезвычайные
доходы.
Сферой предпринимательской деятельности является продажа товаров,
продукции, выполнение работ, оказание услуг, и доходы от этой деятельности
организации признаются выручкой от продажи продукции и товаров,
поступлениями, связанными с выполнением работ, оказанием услуг, т.е.
доходами от обычных видов деятельности.
В частности, это выручка от продажи[1]:
o готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
o работ и услуг промышленного характера;
o работ и услуг не промышленного характера;
o покупных изделий (приобретенным для комплектации);
o строительных, монтажных, проектно-изыскательских,
геологоразведочных, научно-исследовательских и тому подобных работ;
o товаров;
o услуг по перевозке грузов и пассажиров;
o транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных операций;
o услуг связи.
По отдельным видам операций организации могут определить
самостоятельно, являются ли поступления от них доходами от обычных видов
деятельности или они относятся к прочим поступлениям. К числу таких видов
операций относятся[2]:
o предоставление за плату во временное пользование своих активов по
договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
o предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,
промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда
это является предметом деятельности организации);
o участие в уставных капиталах других организаций (когда это является
предметом деятельности организации) и т.п.
Важным в учете доходов является момент их признания. Так, для
признания выручки от продажи требуется исполнение следующих условий[3]:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из
конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том,
что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических
выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату
актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на
продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята
заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой
операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных
организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в
бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не
выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату
во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на
изобретения, и других видов интеллектуальной собственности и от участия в
уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены
три условия, указанные в п. «а», «б» и «в». При этом для целей
бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный
период в соответствии с условиями договора;
Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги,
продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере
готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также
возмещения причиненных организации убытков признаются в отчетном периоде, в
котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок
исковой давности истек, признаются в отчетном периоде, в котором срок
исковой давности истек;
Суммы дооценки активов признаются в отчетном периоде, к которому
относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
Иные поступления признаются по мере образования (выявления).
Операционными доходами являются поступления. Связанные с
использованием активов организации как таковых (выбытие ввиду списания в
случае морального и физического износа, безвозмездной передачи, продажи и
др.) Согласно п. 7 ПБУ 9/99 операционными доходами являются:
o поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование (временное владение и пользование) активов организации;
o поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из
патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов
интеллектуальной собственности;
o поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций
(включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
o прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по
договору простого товарищества);
o поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от
денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
o проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств
организации, а также проценты за использование банком денежных средств,
находящихся на счете организации в этом банке.
Состав внереализационных доходов регламентируется ПБУ 9/99.
К внереализационным относятся доходы, не связанные с процессом продажи
продукции, работ, услуг. Внереализационными доходами являются в
соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
ПБУ 9/99:
o штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
o активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
o поступления в возмещение причиненных организации убытков;
o прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
o суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок
исковой давности;
o курсовые разницы;
o сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
o прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются: поступления, возникающие как
последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности
(стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое
возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания
непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.[4]
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы
организации» (ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение
экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного
имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению
капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению
участников (собственников имущества).
В зависимости от характера, условий осуществления и направлений
деятельности расходы организации подразделяются на:
o расходы по обычным видам деятельности;
o прочие расходы.
Прочие расходы. В свою очередь, делится на:
o операционные расходы;
o внереализационные расходы;
o чрезвычайные расходы.
Расходы от обычных видов деятельности признаются в учете при наличии
следующих условий[5]:
o расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием
законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
o сумма расхода может быть определена;
o имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том,
что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических
выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив
либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не
исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете
признается дебиторская задолженность.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с
изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей
товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых
связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности формируют[6]:
o расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных
материально - производственных запасов;
o расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки)
материально - производственных запасов для целей производства продукции,
выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи
(перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных
средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в
исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Согласно п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам
деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
o материальные затраты;
o затраты на оплату труда;
o отчисления на социальные нужды;
o амортизация;
o прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов
по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией
самостоятельно.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место,
независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы
осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной
деятельности).
Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания
выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения,
пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар,
выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств
и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения
задолженности.
В состав операционных расходов согласно п. 11 ПБУ 10/99 входят:
o расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование
(временное владение и пользование) активов организации;
o расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из
патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов
интеллектуальной собственности;
o расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
o расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных
средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной
валюты), товаров, продукции;
o проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование
денежных средств (кредитов, займов);
o расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

o прочие операционные расходы.
Состав внереализационных расходов также регламентируется ПБУ 10/99. К
ним относятся:
o штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
o возмещение причиненных организацией убытков;
o убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
o суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности,
других долгов, нереальных для взыскания;
o курсовые разницы;
o сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
o прочие внереализационные расходы.
Чрезвычайными являются расходы, возникающие при стихийных бедствиях,
пожарах, авариях. В составе чрезвычайных расходов учитываются:
o стоимость утраченных материально-производственных ценностей (при
уничтожении и порче производственных запасов, готовых изделий);
o убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий,
стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и на подлежащих
восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств;
o затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий
стихийных бедствий, аварий, пожаров.



1.2. Понятие и состав доходов и расходов организации в налоговом учете
Согласно ст.248 НК РФ доходы организации для целей налогообложения
подразделяются на две основные группы: доходы от реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При определении
доходов из них исключаются суммы налогов (НДС, акциз и налог с продаж),
предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ,
услуг, имущественных прав).
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимают экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами понимают затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Для целей налогообложения доходы и расходы признаются двумя методами:
методом начисления и кассовым методом.
Порядок признания доходов и расходов по методу начисления установлен
ст. 271 НК РФ, согласно которой доходы и расходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического
поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или)
имущественных прав. При этом для доходов от реализации датой получения
дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных
прав).
Порядок признания доходов и расходов кассовым методом установлен ст.
273 НК РФ, согласно которой организации имеют право на определение даты
получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре
квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих
организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за
каждый квартал. При этом дата получения дохода признается день поступления
средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности
перед налогоплательщиком иным способом. Порядок признания расходов при
кассовом методе установлен ст. 273 НК РФ, согласно п. 3 которой расходами
налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ,
услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от
реализации имущественных прав[7].
В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете в состав
внереализационных доходов входят также[8]:
o от долевого участия в других организациях;
o от сдачи имущества в аренду (когда это является предметом деятельности
организации);
o от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной
деятельности;
o в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского
счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим
долговым обязательствам;
o в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его
участии в простом товариществе и т.д.
В зависимости от характера расходов, условий их осуществления и
направлений деятельности налогоплательщика расходы текущего отчетного
периода подразделяется на две основные группы: расходы, связанные с
производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии со ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и
реализацией, включают в себя:
o расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой
товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или)
реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
o расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание
основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном
(актуальном) состоянии;
o расходы на освоение природных ресурсов;
o расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
o расходы на обязательное и добровольное страхование;
o прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются
на:
o материальные расходы;
o расходы на оплату труда;
o суммы начисленной амортизации;
o прочие расходы.
К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на
приобретение сырья и (или) материалов, комплектующих изделий и (или)
полуфабрикатов; инструментов, инвентаря, приборов, спецодежды, не
являющихся амортизируемым имуществом; топлива, воды и энергии всех видов;
работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними
организациями.
Расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы,
связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми
договорами и (или) коллективными договорами.
Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога признаются
имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на
праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость
которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом
признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и
первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
К прочим расходам относятся в частности:
o суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ
о налогах и сборах порядке;
o расходы на сертификацию продукции и услуг;
o суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные
сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
o расходы по набору работников, включая расходы на услуги
специализированных организаций по подбору персонала;
o расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая
отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и
гарантийное обслуживание;
o арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг)
имущество;
o расходы на содержание служебного транспорта и.т.д.
Датой осуществления материальных расходов признается:
o дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и
материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
o дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) -
для услуг (работ) производственного характера.
Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы
начисленной амортизации.
Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно
исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 Налогового
Кодекса расходов на оплату труда.
Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том
отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их
оплаты.
Кроме того, ст. 318 НК РФ расходы, связанные с производством и
реализацией, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся:
o материальные расходы (определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст.
254 НК РФ);
o расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства
товаров (выполнения работ, оказания услуг);
o суммы единого социального налога, начисленные на указанные суммы расходов
на оплату труда;
o суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при
производстве товаров, работ, услуг.
Косвенные расходы – это все иные суммы расходов, за исключением
внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ.
На прямые и косвенные расходы подразделяются в том случае, если
налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления. Согласно
ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию,
осуществленных в отчетном периоде, относится к расходам текущего отчетного
периода. Сумма прямых расходов, осуществляемых в отчетном периоде, также
относится к расходам текущего отчетного периода, за исключением сумм прямых
расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой
продукции и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.
В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете в состав
внереализационных расходов входят также следующие виды расходов:
o расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая
амортизацию по этому имуществу).
o расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том
числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам,
выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
o расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая
суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного
использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов
незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не
завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества),
охрану недр и другие аналогичные работы;
o расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных
мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание
законсервированных производственных мощностей и объектов;
o расходы по операциям с тарой;
o расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и
эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и
клиентами, в том числе систем "клиент - банк";
o потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных
ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией
последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций и т.д.



1.3. Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета
доходов и расходов
Сравнив бухгалтерский и налоговый учет, мы можем утверждать, что между
ними возникают некоторые различия как в составе доходов и расходов, так и в
условиях их признания.
Важным отличаем в структуре доходов и расходов в бухгалтерском и
налоговом учете является то, что в бухгалтерском учете выделяют доходы и
расходы от обычных видов деятельности, операционные, внереализационные и
чрезвычайные доходы и расходы, а в налоговом учете выделяют доходы от
реализации товаров, расходы, связанные с производством и реализацией и
внереализационные доходы. К примеру, доходы и расходы по предоставлению в
аренду имущества, доходы от участия в других организациях, расходы по
оплате услуг кредитных учреждений, проценты к получению или уплате и т.д.
в бухгалтерском учете относятся к операционным, а в налоговом – к
внереализационным. Также примечательно то, что прочие операционные доходы и
расходы от продажи прочего имущества относятся в налоговом учете к доходам
от реализации и расходам, связанным с производством и реализацией,
соответственно.
Интересным моментом является то, что перечень элементов затрат в
бухгалтерском учете по сравнению с налоговым учетом шире на одну позицию
«Отчисления на социальные нужды». В налоговом учете суммы ЕСН относятся к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Также в
нормативных документах по бухгалтерскому учету не описывается порядок учета
расходов на НИОКР и расходы на освоение природных ресурсов, а в ст. 253 НК
РФ эти расходы выделены как самостоятельное понятие. В Плане счетов
бухгалтерского учета понятие НИОКР упоминается несколько раз с точки зрения
доходов и расходов научно-исследовательских организаций. Учет расходов на
освоение природных ресурсов вообще не упоминается в Плане счетов.
Интересен момент, касающийся безвозмездно полученного имущества. В
налоговом учете стоимость безвозмездно полученного имущества (работ, услуг)
включается во внереализационные доходы в том периоде, когда доходы были
получены. В бухгалтерском же учете стоимость такого имущества при получении
относится на счет 98 «Доходы будущих периодов», а на счет 91 «Прочие доходы
и расходы» доход списывается в течение срока службы основного средства по
мере начисления амортизации (для другого имущества – по мере отпуска в
производство).
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете имеет место положение, по
которому во внереализационные доходы (расходы) включаются прибыли (убытки)
прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем периоде. Обычно в
бухгалтерском учете это положение используется для учета внесенных
исправлений по ошибкам, допущенным в предыдущих годах. Поскольку в
бухгалтерском учете нет возможности изменить регистры задним числом, такой
подход является единственным[9].
В налоговом учете при выявлении ошибок прошлых лет необходимо учесть
следующее. Если по выявленным в отчетном (налоговом) периоде доходам
прошлых лет не представляется возможным определить конкретный период
совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, то указанные
доходы (расходы) отражаются в составе внереализационных доходов (расходов),
то есть корректируются налоговые обязательства того отчетного периода, в
котором выявлены ошибки. В том случае, если возможно определить период
совершения ошибки, перерасчет налоговых обязательств происходит в периоде
совершения ошибки.
Следует обратить внимание на отражение процентов по долговым
обязательствам в бухгалтерском и налоговом учете. Так проценты по кредитам
и займам, полученным для осуществления предварительной оплаты материально-
производственных запасов, в бухгалтерском учете до момента оприходования
запасов включаются в их стоимость, после оприходования – как операционные
расходы, а в целях налогообложения как внереализационные расходы в периоде
начисления. Аналогична ситуация, связанная с процентами по кредитам и
займам, непосредственно относящимся к приобретению и (или) строительству
инвестиционного актива: в целях бухгалтерского учета проценты относятся в
стоимость активов, а в целях налогообложения – во внереализационные расходы
в периоде начисления.
Следует обратить внимание на подход налоговых органов к признанию
такого вида внереализационных доходов, как штрафы, пени и иные санкции за
нарушение договорных обязательств. Например, договором установлены пени за
просрочку платежа. Должник не заплатил вовремя и не направил кредитору
каких-либо объяснений по данному факту. По мнению налоговых органов,
кредитор «автоматически» должен включать пени себе в доход. То есть
налоговики считают, что своим молчанием должник признает санкции даже при
отсутствии каких-либо требований со стороны кредитора. Такой подход нельзя
признать обоснованным с правовой точки зрения, санкции – это не тот случай,
когда молчание рассматривается как согласие.
Важно отметить, что существует ряд доходов, учитываемых в
бухгалтерском учете, не находят отражения в налоговом учете:
o доход в виде средств и иного имущества, которые получены в виде
безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным
законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об
установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в
связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ»;
o проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов
(сборов);
o доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией -
акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего
собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо
разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен
первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций
акционера при распределении между акционерами акций при увеличении
уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия
акционера в этом акционерном обществе);
o доход в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед
бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в
соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.


Кроме того, ряд различий в формировании финансового результата в
бухгалтерском и налоговом учете проистекает из права налогоплательщика
определять доходы и расходы исходя из двух вариантов: по мере оплаты либо
по мере отгрузки продукции, товаров, работ и услуг. Учитывая, что в
бухгалтерском учете данные формируются с учетом допущения временной
определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления), при
применении для целей налогообложения первого варианта (по мере оплаты) у
организации возникают сложности с формированием налогооблагаемой базы,
особенно в части расходов, принимаемых к вычету.
Так к примеру, предприятие, использующее кассовый метод, в
бухгалтерском учете включает стоимость материалов в затраты, которые еще не
оплачены.
Еще одним примером может быть случай, когда проценты по выданным
займам начисляются ежемесячно, а должник погасил их единовременно. Тогда,
если организация применяет кассовый метод, в бухгалтерском учете не будет
отражен полностью этот вид дохода, а в налоговом учете он отразится в
полном объеме.
Также в качестве примера можно привести ситуацию, когда в результате
чрезвычайных обстоятельств утрачивается застрахованное имущество. Тогда
фирма, определяющая облагаемую прибыль кассовым методом, признает страховое
возмещение в тот день, когда на расчетный счет предприятия поступят деньги
от страховой компании[10]. Следовательно, до того момента, как организация
получит страховку, ее сумма уже будет отражена в бухгалтерском учете, а в
налоговом нет.
Ряд различий, возникающий в бухгалтерском и налоговом учете,
обусловлен отклонением от норм, лимитов и нормативов. Несмотря на то что
все фактические затраты, связанные с производством и продажей продукции,
товаров, работ и услуг, формируют их себестоимость, для целей
налогообложения ряд расходов принимаются в пределах установленных
государственных ограничений. К лимитируемым расходам в частности относятся:
o суточные;
o расходы на рекламу;
o представительские расходы;
o компенсации за использование личного транспорта;
o расходы на страхование;
o расходы по формированию резерва по сомнительным долгам;
o потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке
товарно-материальных ценностей и проч.
Разницы также могут возникать в связи с применением разных способов
расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения
налога на прибыль. Так согласно п. 56 ПБУ 6/01, амортизация объектов
основных средств производится одним из следующих способов:
o линейный способ;
o способ уменьшаемого остатка;
o способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного
использования;
o способ списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ).
Согласно же ст. 259 НК РФ амортизация начисляется двумя методами:
o линейным методом;
o нелинейным методом.
В связи с этим сумма амортизации, которая начислена в бухгалтерском учете,
может превышать ту, что рассчитана по правилам налогового учета, и
наоборот, сумма амортизации, начисленная в налоговом учете, может быть
больше той, что рассчитана по правилам бухгалтерского учета.
Интересен момент, касающийся сумм НДС, которые остались на счете 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», и не могут
быть предъявлены к вычету, так как кредиторская задолженность не погашена.
При списании такой задолженности по истечении срока исковой давности или
«по другим основаниям» (п.18 ст.250 НК РФ) у налогоплательщика возникает не
только внереализационные доходы, но и внереализационные расходы в виде не
принятой к вычету суммы НДС.



2. Особенности учета прибылей и убытков организации
2.1. Отражение финансовых результатов в бухгалтерском учете
В плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации для обобщения информации о доходах и расходах,
связанных с обычными видами деятельности организации, а также для
определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи». К
счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90/1 «Выручка»;
90/2 «Себестоимость продаж»;
90/3 «Налог на добавленную стоимость»;
90/4 «Акцизы»;
90/5 «Налог с продаж»;
90/6 «Экспортные пошлины»;
90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Выручка от обычных видов деятельности отражается в учете после
перехода права собственности на продукцию (товары) к покупателю, принятия
работ заказчиком, оказания услуг следующей проводкой:
Дебет 62 Кредит 90/1 – признана сумма выручки от продажи продукции
(товаров, работ, услуг).
Как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки
продукции (товаров) или в момент передачи заказчику результатов выполненных
работ (оказанных услуг), в этом случае используется метод начисления.
Одновременно с отражением выручки производится списание себестоимости
проданных продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг):
Дебет 90/2 Кредит 43 (41,45,20 и т.д.) – списана себестоимость проданной
продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг).
Порядок определения фактической производственной себестоимости
проданной продукции зависит от варианта учета и списания управленческих
расходов.
Если организация приняла в учетной политике вариант включения
управленческих расходов в себестоимость проданной продукции и отнесения их
непосредственно на счет 90 « Продажи», то фактическая производственная
себестоимость выпущенной продукции, учтенная на счете 43 « Готовая
продукция», представляет собой неполную (ограниченную) себестоимость. При
этом варианте управленческие расходы собираются в течение отчетного периода
на дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы» и в конце отчетного периода
общей суммой включаются в себестоимость проданной продукции, что в учете
отражается бухгалтерской записью:

Дебет 90/2 Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – списаны


управленческие расходы на себестоимость проданной продукции.

Если организацией принят порядок включения управленческих расходов в
себестоимость готовой продукции, то фактическая производственная
себестоимость выпущенной продукции представляет собой полную
производственную себестоимость. При этом варианте управленческие расходы в
конце отчетного периода списываются бухгалтерской записью:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы».

В последующем управленческие расходы включаются в себестоимость
готовой продукции, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим
образом:
Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит «Основное производство».
Дебет 90/2 Кредит 44 «Расходы на продажу» - списана стоимость коммерческих
и иных аналогичных расходов, связанных с продвижением товара или продукции
на рынок.
Хозяйственный договор может предусматривать особый порядок перехода
права собственности, например не в момент отгрузки, а в момент их оплаты.
Отгруженная готовая продукция, товары в этом случае до момента их оплаты
должны учитываться на счете 45 «Товары отгруженные».
Отгрузка готовой продукции (товаров) по договору с особым переходом
права собственности отражается кассовым методом проводкой:
Дебет 45 Кредит 43 (41).
Отражение НДС на счете 90/3 производится в соответствии с используемым
организацией методом учета выручки от продаж для целей налогообложения,
закрепленным в приказе по учетной политике:
- по моменту отгрузки продукции (товаров, выполнения работ, оказания
услуг), т.е. по методу начисления:
Дебет 90/3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - Начислен НДС к уплате в
бюджет;
- по моменту оплаты отгруженной продукции (товаров, выполненных работ,
оказанных услуг), т.е. кассовым методом:
Дебет 90/3 Кредит 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» - учтен НДС по
неоплаченной выручке;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС к уплате в бюджет.
Начисление акцизов отражается проводкой:
Дебет 90/4 Кредит 68 субсчет « Расчеты по акцизам».
Начисление акцизов не зависит от метода определения выручки от продаж
для целей налогообложения. Исключение предусмотрено лишь для некоторых
категорий подакцизных товаров (НК п.1 ст.195). По данным товарам начисление
акцизов осуществляется после их оплаты. В этом случае проводки аналогичны
рассмотренным выше по НДС при использования учета выручки для целей
налогообложения по моменту оплаты.
Налог с продаж отражается проводкой:
Дебет 90/6 Кредит 68 субсчет «расчеты по налогу с продаж» - начислен налог
с продаж к уплате в бюджет.
Данный налог начисляется независимо от метода определения выручки от
продаж для целей налогообложения. Начисление производится только после
поступления оплаты от покупателя.
По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль
или убыток):
Дебет 90/9 Кредит 99 « Прибыли и убытки» – отражена прибыль от продаж;
Дебет 99 Кредит 90/9 – отражен убыток от продажи.
Пример:
Организация отгрузила продукцию по отпускным ценам на 60000 руб., в
том числе НДС составил 10000руб. Фактическая производственная себестоимость
проданной продукции – 36000 руб., в том числе управленческие расходы 6000
руб. расходы на продажу составили 4000 рублей. Платеж от покупателя
поступил полностью. Право собственности на продукцию переходит в момент ее
отгрузки.
Если согласно учетной политике организации доходы от реализации
определяются методом начисления и применяется неполная фактическая
производственная себестоимость, то в бухгалтерском учете должны быть
сделаны следующие проводки:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 – 60000
руб. – отгружена продукция покупателю по договорным ценам;
Дебет 90/3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 10000 руб. – начислен
НДС по отгруженной продукции;
Дебет 90/2 Кредит 43 – 30000 руб. – списана неполная производственная
себестоимость готовой продукции;
Дебет 90/2 Кредит 26 – 6000 руб. – списана сумма управленческих
расходов;
Дебет 90/2 Кредит 44 – 4000 руб. – списаны расходы на продажу;
Дебет 90/9 Кредит 99 – 10000 руб. – определен и отражен финансовый
результат от продажи продукции;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 62 – 60000 руб. – поступил платеж от
покупателя.

Счет 90 на конец каждого месяца не должен иметь сальдо. Однако все
субсчета 90 в течение года могут иметь сальдо, и их величина будет
увеличиваться, начиная с января отчетного года.
В конце года 31 декабря осуществляется реформация баланса, все
субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет
«Прибыль/убыток от продаж». Это отражается такими проводками:
Дебет 90/1 Кредит 90/9 – закрыт субсчет «Выручка»;
Дебет 90/9 Кредит 90/2 – закрыт субсчет «Себестоимость продаж»;
Дебет 90/9 Кредит 90/3 – закрыт субсчет «НДС»;
Дебет 90/9 Кредит 90/4 – закрыт субсчет «Акцизы»;
Дебет 90/9 Кредит 90/6 – закрыт субсчет «Налог с продаж».
В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90
«Продажи» будет нулевой остаток.
Для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных и
внереализационных), кроме чрезвычайных, предназначен счет 91 «Прочие доходы
и расходы».
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:
91/1 «Прочие доходы»;
91/2 «Прочие расходы»;
91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
По кредиту счета 91 субсчета «Прочие доходы» в течение отчетного
периода отражаются:
o поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование активов организации (например, сдача имущества в
аренду[11]):

Дебет: 76, 62, 51 Кредит 91/1

o поступления, связанные с предоставлением за плату прав,
возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и
других видов интеллектуальной собственности:
Дебет 76, 62, 51 Кредит 91/1
o поступления, связанные с участием в уставных капиталах других
организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам:
Дебет 76 Кредит 91/1
o прибыль, полученная организацией в результате совместной
деятельности по договору простого товарищества, отражается
проводкой:
Дебет 76/3 Кредит 91/1
o поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных
от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции,
товаров, отражаются в бухгалтерском учете следующим:
Дебет 62,52,76 Кредит 91/1;
o проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в
пользование денежных средств организации, а также проценты за
использование кредитной организацией денежных средств,
находящихся на счете организации в этой кредитной организации:
Дебет 58/3, 51 Кредит 91/1;
o поступления от операций с тарой:
Дебет 10/4, 60 Кредит 91/1;
o штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договор, полученные
или признанные к получению:
Дебет 76, 62, 51 Кредит 91/1;
o поступления, связанные с безвозмездным получением активов,
отражается следующими проводками:
- Дебет 08, 10 Кредит 98/2 – отражена рыночная стоимость безвозмездно
полученных основных средств (нематериальных активов), материалов;
- Дебет 01, 04 Кредит 08 – введение в эксплуатацию безвозмездно полученного
основного средства (нематериального актива);
- Дебет 10, 11 Кредит 98/2 – получены безвозмездно иные материальные
ценности;
- Дебет 20, 23, 25, 26, 44 и т.д. Кредит 02(05); 10 – начислена амортизация
по безвозмездно полученному основному средству (нематериальному активу);
Материалы переданы в производство;
- Дебет 98/2 Кредит 91/1 – соответствующая доля доходов будущих периодов
учтена в составе прочих доходов (внереализационные доходы).
o поступления в возмещение причиненных организации убытков:
Дебет 76/2 Кредит 91/1;
o прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году:
Дебет 63 Кредит 91/1;
o суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой
давности:
Дебет 60 Кредит 91/1;
o курсовые разницы:
Дебет 52, 58, 7

Новинки рефератов ::

Реферат: Современное поколение персональных компьютеров (Компьютеры)


Реферат: Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом (Транспорт)


Реферат: Первая помощь (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Geld (Деньги и кредит)


Реферат: Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано) (Музыка)


Реферат: Индивидуальный мир культуры (Культурология)


Реферат: Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы (Педагогика)


Реферат: Опционы (Предпринимательство)


Реферат: Бурлескно-травестійне віршування 18 ст. (Литература)


Реферат: Происхождение девиации в поведении человека (Социология)


Реферат: Фарадей (Исторические личности)


Реферат: Уголовная ответственность и ее основание (Уголовное право и процесс)


Реферат: Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков (Психология)


Реферат: Творческая работа по москвоведению: "Брусчатка, опаленная войной" (Москвоведение)


Реферат: Глобальные и локальные сети (Программирование)


Реферат: Объекты интеллектуальной собственности (Предпринимательство)


Реферат: Эстетика (Искусство и культура)


Реферат: Город Солнца (Философия)


Реферат: Скептики и стоики (Философия)


Реферат: Договор доверительного управления имуществом (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист