GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Право (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Право (Теория государства и права)




1 Основные типы правопонимания.

Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и
социального назначения права.
В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это
норма права, правосознание и правоотношение.
Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский
(нравственный), социологический и интегративный.

1 Право в нормативном правопонимании

Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в
иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая
верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей
подчиняется.
Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном
нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

2 Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и
потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно
"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.
Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

3 Право в философском правопонимании

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых
от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только
являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при
которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки
зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

4 Право в интегративном правопонимании

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и
обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости,
регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг
с другом.


2 источники права


Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие
права.
Виды источников права:
социальные источники права - развивающиеся общественные отношения
(социальная обусловленность права).
государственные источники права - государство в лице его законодательных
органов.
юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной
государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.

1 Социальная обусловленность права


1 Совместное сосуществование как источник возникновения права.


Способом бытия людей является совместное сосуществование. Целью такого
сосуществования является мирное совместное бытие людей. Но любое совместное
сосуществование может эффективно протекать лишь в рамках определенного
порядка. Право можно рассматривать как элемент социального порядка,
система общеобязательных правил, позволяющих определить и ограничить сферу
притязаний каждого индивида, рассматриваемого в качестве составляющей
единицы определенного сообщества.
Естественное право — совокупность прав и свобод, обусловленных природой
человека, его проживанием в обществе.


2 Человек как источник содержания права.


Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который
осуществляет различные акты социально-значимого поведения и несет
ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому
здоровью.
Политико-правовая характеристика лица:
ФИО, место жительства, гражданство, возраст, пол, психическое и
физическое здоровье, правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей.
Правоспособность - способность иметь определенные полномочия,
обязанности и запрещения. Однако можно не иметь полномочий.
Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять права
и обязанности.
Субъект правоотношения

Субъект правоотношения - субъект права, который использует свою
праводееспособность.


2 Юридический источники права


Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие
права.
Виды источников права:
социальные источники права - развивающиеся общественные отношения
(социальная обусловленность права) ;
государственные источники права - государство в лице его законодательных
органов;
юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной
государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.
Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих,
независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся
директивами для законодателя, но и действующих напрямую.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых
государством нормах.
Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли,
направленной на признание факта существования права, на его формирование,
изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного
содержания.
Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае
референдума - всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и
отмене нормативно-правовых актов.
Государство - это единая политическая организация общества, которая
распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,
располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные
для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и
юридической силы позитивного права.
Государственный орган - это составная часть механизма государства,
имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные
полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически
взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими
единое целое.
Законодательные органы государства - органы, устанавливающие
общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить
в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной
власти.
Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права
государственная деятельность, в результате которой определенные положения
возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.
Стадии законодательного процесса:
законодательная инициатива;
обсуждение законопроекта;
принятие закона;
опубликование (промульгация) закона.
Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.
Признаки законодательной воли:
носит специфический политико-правовой характер;
имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по
поручению общества.
Носители законодательной воли - носители публично-властных правомочий;
специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной
функции политически дееспособные лица.
Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение
государственной воли вовне.
Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном
праве конкретной страны.
Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в
действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от
уполномоченного на его издание государственного органа (или всех
политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной
последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не
содержат правовых норм и не являются источником права, юридически
обязательны только для фиксированных в акте лиц.
Действие нормативно-правового акта - порождение тех юридических
последствий, которые в нем предусмотрены.
Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента
вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы.
Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их
распространением на государственную территорию. В соответствии с
государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют
безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного
территориального действия (например, акты, действующие только в районах
Крайнего Севера) .
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение
нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом
предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей
других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом
законодательном порядке высшим представительным органом государства,
обладающий высшей юридической силой и выражающий государственную волю по
ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.
Содержание закона - правовые нормы.
Законы:
Конституционный федеральный закон
Федеральный закон
Законы субъектов федерации
Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых
в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для
конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или
установления первичных норм.
Виды подзаконных актов:
по субъектам издания и сфере распространения:
Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых
распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания
центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и
постановления правительства).
Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и
исполнительных органов власти на местах.
Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и
ведомств.
Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными
организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются
только на членов организации.
Юридичская сила - "указание" на место акта, его значение, его
верховенство или подчиненность.


3 Норма права.

Норма права — это :
. признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило,
из которых вытекают права и обязанности участников общественных
отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в
качестве образца, эталона, масштаба поведения.
. общеобязательное правило поведения, исходящее от государства,
выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и
выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного
или предписанного поведения субъектов права.
Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:
согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е.
одинаковому подходу к регулируемому отношению, и
соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их
юридической силы.
Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них
регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует
определенный способ правового регулирования.
Каждая правовая норма имеет логическую структуру.
Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если,
то, иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.
Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и
обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует.
Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на
те права и обязнности, на страже которых стоит государство.
Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или
негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.

Для примера можно взять любую правовую норму. Например из Гражданского
кодекса Российской Федерации. Статья 25 гласит: "Индивидуальный
предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования
кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской
деятельности[1], может быть принан несостоятельным (банкротом) по решению
суда[2]. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация
в качестве индивидуального предпринимателя[3]."

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного,
трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные
отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых
нормах; охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической
ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.
По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:
Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные
положительные действия;
Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;
Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений
право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих
интересов.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях
нормативно-правового акта:
Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью
определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений
или меры юридической ответственности за их нарушение;
Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно
полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников
общественных отношений или мерах юридической ответственности и
предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом
конкретных обстоятельств;
Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов,
условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.
По кругу лиц нормы права подразделяются на:
Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;
Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц
(учителя, врачи и др.).


4 Правоотношение


1 Правоотношение.

Правоотношение - это юридическая связь между его субъектами, основным
содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности
и которая возникает на основе норм права в случае наступления
предусмотренных нормой фактов.

2 Признаки правоотношения:

Правоотношение - общественное отношение.
Формальная определенность правоотношения. Правоотношение - это всегда четко
определенные по своему содержанию посредством нормы права социальные связи.
Гипотеза содержит юридические факты.
Диспозиция - требования к субъектам права, права и обязанности
субъектов.
Санкция - модель охранительного правоотношения.
Правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Охраняемые
государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.


3 Виды правоотношений.


1 Регулятивные и охранительные правоотношения.


Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, т.е.
поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее
(порожденные гражданско-правовым договором).
Охранительные правоотношения — правоотношения, возникающие вследствие
неправомерного поведения субъектов с целью охраны регулятивных
правоотношений (привлечение лица в качестве свидетеля по уголовному делу).

2 Отраслевые правоотношения.

Основанием классификации правоотношений служит деление их отрасли
права.
Материально-правовые правоотношения — те, которые возникают на основе
норм материального права, их содержанием являются конкретные права и
обязанности субъектов права:
. государственно-правовые
. административные
. финансовые
. земельные
. гражданские
. трудовые
. международные
. семейные
. природоохранительные
. исправительно-трудовые правоотношения

Процессуальные правоотношения — те, которые возникают на базе
процессуальных норм и предусматривают процедуру осуществления субъективных
прав и юридических обязанностей.

3 Абсолютные и относительные, общие и конкретные правоотношения.


Абсолютные правоотношения — те, правоотношения, где конкретно определен
лишь субъект права, все остальные субъекты обязаны не нарушать это право
(отношения собственности).
Относительные правоотношения — те правоотношения, где обе стороны
персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по
отношению друг к другу (сделки, предусмотренные гражданским правом).
Общие — правоотношения, возникающие непосредственно из закона.
Конкретные — правоотношения, возникающие на основе юридических фактов,
т.е. конкретного поведения.

4 Публичные и частные правоотношения.


Публичное правоотношение есть правоотношение юридически неравных
субъектов.
Частное правоотношение есть правоотношение юридически неравных
субъектов, равно подчиненных третьему, находящемуся вне их правоотношения,
которому они обязаны повиноваться и к которому могут обратиться за
разрешением спора о полномочиях и обязанностях.

4 Состав правоотношения.

. субъект правоотношения
. объект правоотношения
. субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения -
содержание правоотношения
. юридические факты

1 Субъект правоотношения


Субъект правоотношения - субъект права, который использует свою
праводееспособность.

Субъект права - лицо, за которым право признает известные
полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное
вступать в юридические правоотношения.
Правосубъектность лица - способность быть субъектом права.
Правосубъектность лица состоит из правоспособности, дееспособности,
деликтоспособности.
Общая правосубъектность. Ей обладают лица в возрасте 18 лет и не
признанные судом недееспособными и невменяемыми.
Специальная правосубъектность необходима для некоторых правоотношений,
субъекты которых должны удовлетворяь определенным требованиям (требования к
претендентам на должность судьи).
Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей.
Правоспособность - способность иметь определенные полномочия,
обязанностьи и запрещения. Однако можно не иметь полномочий.
Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять права
и обязанности.
Виды субъектов правоотношения:
в соответствии с отраслями права.
по характеру охраняемых и обеспечиваемых правом интересов субъекты делятся
на физические и юридические лица.
Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который
осуществляет различные акты социально значимого поведения и несет
ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому
здоровью.
Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и
прекращается со смертью.
Дееспособность физических лиц связана с психическими и возрастными
свойствами человека и зависит от них.
Гражданская дееспособность - способность граждан своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их.
Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане, не
достигшие 14 лет (малолетние граждане) и несовершеннолетние в возрасте от
14 до 18 лет.
Полный объем дееспособности наступает с момента совершеннолетия - 18
лет.
Государством предусматривается ограничение дееспособности и признание
гражданина недееспособным .
Политическая дееспособность - способность граждан принимать участие в
управлении делами государства (кроме граждан, признанных судом
недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по
приговору суда).
Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, в
первую очередь за совершенное правонарушение.
Юридическое лицо - лицо, которое наделено правоспособностью от своего
имени приобретать имущественные права и нести обязанность, обладает
обособленным имуществом, имеет право быть истцом и ответчиком в суде
(государство, государственные и негосударственные организации).
Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания
(ст.51 ч.2 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (ст.63
п. 8 ГК РФ).
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующеи целям
деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести
связанные с этой деятельностью обязанности.


2 Объект правоотношения


Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и
юридические обязанности субъектов правоотношения.
Объектами правоотношения являются социальные явления и блага:
Предметы материального мира
Продукты духовного творчества
Личные неимущественные благо
Поведение участников правоотношений
Результаты поведения участников правоотношений - те последствия, к которым
приводит то или иное действие или бездействие.


3 Субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения.


Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного
поведения участнико правоотношения, обусловленная объективным правом.
Объективное право - совокупность норм права.
Правомочие - составная часть субъективного права:
правомочие обладать определенным благом;
правомочие на совершение определенных действий;
правомочие на требование от других участников правоотношений исполнять
юридические обязанности;
правомочие обратиться за защитой в судебный орган (притязание).


4 Юридическая обязанность

Юидическая обязанность - предусмотренная нормой права мера должного
поведения участника юридического отношения.
Юридические обязанности делятся на активные и пассивные.
Активная обязанность - закрепленная в норме права необходимость
действия.
Пассивная обязанность - закрепленная в норме права необходимость
воздержания от совершения действий.
Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для
возникновения юридичекой ответственности.
Юридическая ответственность - принудительные меры личного или
имущественного характера, которые применяются к правонарушителю независимо
от его желания.


5 Юридические факты


Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми нормы права
связывают возникновение, изменение, либо прекращение юридических отношений.
Виды юридических фактов:
по характеру наступающих действий юридические факты делятся на :
правообразующие, влекущие возникновение правоотношений (правонарушение);
правоизменяющие, влекущие изменение правоотношений;
правопрекращение, прекращающие субъективные права и обязанности (смерть
лица).
По связи с волей участников правоотношений:
события - факты, происхождение которых не связанно с волей участников
правоотношений (стихийные бедствия, рождение);
действия - факты, связанные с волей участников правоотношений. Действие
совершается осознанно и по воле человека.
Правомерные действия - действия, совершаемые в соответствии с
предписаниями юридических норм (заключение договора).
Неправомерные действия (правонарушения) - действия, противоречащие
нормам права.
Юридический акт - это такое правомерное действие, которое совершается с
намерение породить юридические последствия (купля-продажа, дарение).
Юридический поступок - это такое правомерное действие, которое
совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия
возникают в силу указания закона (фиктивный брак).
Фактический юридический состав - совокупность юридических фактов,
необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой
(пенсионное правоотношение).



5 Реализация права


Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение
субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных
областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием
правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей
нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная
деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит
от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его
органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию
принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за
данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные
права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,
имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом
своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных
правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим
применения права.
Признаки применения норм права:
Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные
государственные органы (должностные лица) ;
Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе
норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в
отношении лица, совершившего преступление;
Применение норм права осуществляется в строго установленном государством
порядке.
Стадии процесса применения норм права:
Утановление фактических обстоятельств дела - фактические основы применения
норм права.
Выбор правовой нормы, что означает дать правовую квалификацицию фактическим
обстоятельствам дела.
Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до
заинтересованных лиц и организаций.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ,
содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного
органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного
юридического дела.



6 Система права


Система права - это подразделение совокупности правовых норм на
отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в
зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных
отношений) и метода регулирования.
Элементы системы права:
Юридическая норма - это первичная клетка системы, общеобязательное правило
поведения, исходящее от государства, выраженное в законах, иных
признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия
правомерно - дозволенного, запрещенного, предписанного поведения субъектов
права.
Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм,
являющаяся специфической частью отрасли права и его первичное
самостоятельное подразделение, регулирующая качественно однородные
общественные отношения.
Отрасль права - это систематизированная совокупность правовых норм,
образующих самостоятельную часть системы права, регулирующих качественно
своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом.
Подотрасль права - это обособившаяся часть отрасли права, объединяющая
нормы и институты права, регулирующие специальные виды однородных по
содержанию общественных отношений( пример: подотрасль природоохранительного
права - лесное право).
В основе деления права на отрасли и институты лежат предмет и метод
правового регулирования:
. Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид
общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной
отрасли права.
. Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов
воздействия отрасли права на определенную область общ - х отношений,
являющихся предметом ее регулирования.
Система законодательства - это совокупность источников права, которые
являются формой выражения правовых норм.
Конституционное (государственное) право - отрасль, главным источником
которой является Основной закон государства - его Конституция.
Публичное право - своего рода функционально-структурная подсистема
права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные
отношения.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих
имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Частное право - отрасль права, регулирующая отношения, обеспечивающие
частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и
корпораций в их имущественной деятельности и личных отношениях.


7 Правосознание и правовая культура.


1 Правосознание.

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает
правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений
к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и
ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в
юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных
элемента:
Правовая идеология,
Правовая психология.
Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение
правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных
социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов.
Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений,
ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества
в целом или конкретной социальной группы.
От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических
норм и эффективность реализации правовых предписаний.

2 Правовая культура

Правовая культура — это уважительное отношение к праву, как к
определенной социальной ценности, как к инструменту упорядочивания и
стабилизации общественной жизни, как к средству защиты прав и свобод
человека.
Правовой нигилизм — скептическое и негативное отношение к праву,
присутствует в виде идеологических течений и теоретических доктрин (на
высоком уровне общественного сознания), стойких предубеждений, негативных
установок и стереотипов (на уровне обыденного массового сознания).
Правовая культура общества — это определенное качественное состояние
правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне совершенства
правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания
и правового развития личности, а также а степени свободы ее поведения и
взаимной ответственности государства и личности.


8 Содержание


1. Основные типы правопонимания. 2

1.1. Право в нормативном правопонимании 2
1.2. Право в социологическом правопонимании 2
1.3. Право в философском правопонимании 2
1.4. Право в интегративном правопонимании 2

2. источники права 2

2.1. Социальная обусловленность права 4
2.1.1. Совместное сосуществование как источник возникновения права. 4
2.1.2. Человек как источник содержания права. 4
2.2. Юридический источники права 4

3. Норма права. 7


4. Правоотношение 9

4.1. Правоотношение. 9
4.2. Признаки правоотношения: 9
4.3. Виды правоотношений. 9
4.3.1. Регулятивные и охранительные правоотношения. 9
4.3.2. Отраслевые правоотношения. 9
4.3.3. Абсолютные и относительные, общие и конкретные правоотношения. 10
4.3.4. Публичные и частные правоотношения. 10
4.4. Состав правоотношения. 10
4.4.1. Субъект правоотношения 10
4.4.2. Объект правоотношения 12
4.4.3. Субъективные права и юридические обязанности - содержание
правоотношения. 12
4.4.4. Юридическая обязанность 13
4.4.5. Юридические факты 13

5. Реализация права 14


6. Система права 15


7. Правосознание и правовая культура. 16

7.1. Правосознание. 16
7.2. Правовая культура 17

8. Содержание 18


-----------------------
[1] Гипотеза
[2] Диспозиция
[3] Санкция





Реферат на тему: Право в системе нормативного регулирования общественных отношений


Юридический институт МВД России
Тульский филиал
Кафедра государственно-правовых дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА ТЕМУ:
"ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Подготовил: курсант
0-12
учебной группы

1-го курса
Терещенко Павел Владиславович
Научный руководитель: кандидат
наук
БУШУЕВ И.И.



ТУЛА - 1998.


ПЛАН.



Введение.
стр.3
1. Нормативное регулирование и виды социальных норм.
стр.5
2. Соотношение права и других социальных норм:
стр.13
2.1. Соотношение права и религии;
стр.13
2.2. Соотношение права и обычаев;
стр.15
2.3. Соотношение права и морали;
стр.17
2.4.Соотношение права и корпоративных норм;
стр.26
3. Право и социально-технические нормы.
стр.28
Заключение.
стр.32



Введение
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция
правового государства, с присущими ему существенными признаками и
особенностями. Построение правового государства является одной из
важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в
современном понимании идеальной формой политической организации
общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует
общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это
действием самых различных факторов, таких как: особенности
исторического и культурного развития, демократические, политические и
правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем,
различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального
социального регулятора общественных отношений и связей.[1] Вместе с
тем идея правового государства всегда понималась на дуализме
Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское
представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим
собственным содержанием.[2]
Разновидностью теории правового государства
является концепция "господства права". Примечательно, что теория
"господства права" и концепция правового государства питались, в общем-
то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с
тем романо-германская теория правового государства имеет ярко
выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение
общественных отношений мыслилось только посредством позитивных
законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная
дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть
не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.[3]
Но все же, чтобы объективно определить в какой степени
существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том,
какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном,
т.е. юридическом смысле).
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же
роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные
социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие
существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического
развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их
элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей
неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени
применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных
регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости
совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в
соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом
отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их
изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или
их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и
противоречий.
Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые
как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С.,
Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.



Нормативное регулирование и виды социальных норм.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает
вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в
общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать
свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос
о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве
случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в
которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на
общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что
весьма важным качеством общества является организованность,
упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а
значит, и объективная необходимость их социального регулирования,
которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития,
обусловленных требованиями данной общественной системы.
Существование и развитие социального регулирования, его место
и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует
строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны
отрицательные последствия для социальной системы - ее
неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера
, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит
от требований данной социальной системы, от этапа развития общества,
уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее
общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и
скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития
регулирования в обществе все более возрастает удельный вес
социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого
поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все
более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и
сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения
объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях
цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной
личности; соответственно в регулировании наряду с повышением
конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с
этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к
общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития
социального регулирования является формирование относительно
обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль
экономического базиса на всех этапах развития общества остается
решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует
во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере
развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования
, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и
механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в
единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода
инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как
бы ответом социального регулирования на потребности общественной
системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего
общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на
необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения
социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в
свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик
развития и функционирования его инфраструктуры.
Инфраструктура - это не просто структура социального
регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды,
звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой
структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных
форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой
опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В
соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает
главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета",
особого построения нормативно-организационных форм, от которых
непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого
регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру
социального регулирования. Первая - это такая модель основных
организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая
объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной
для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с
ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет
собой реальное положение организационно нормативных форм социальных
регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их
реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную
модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием
целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе
и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к
сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных
людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в
наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих
форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от
его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух
основных видов: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи
разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса,
относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих
правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые
распостроняются на все случаи данного рода и которым должны
подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную
ситуацию.
Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно
имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с
учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших
отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно
неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность,
необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства
, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать
заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики,
произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и
один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении
социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный
скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным
достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем
экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение
людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями
экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются
возможности для господства случая и произвола. Тем самым с
максимальной полнотой достигается главная цель социального
регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего
приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и
произвола.
Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает
область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним,
с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это
масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях,
обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.
Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в
особенности в случаях, когда оно становится орудием политической
власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения
регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что
достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем:
учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей
данного случая.
Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе
общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере
нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.
Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ
нормативного регулирования, формирование которого имело переломное,
этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных
обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая
инфраструктура регулирования.[4]
Если говорить о системе нормативного регулирования как об
автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить
как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется
регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в
рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений,
коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых
посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей,
отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования
различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества
закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым
корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы
подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит
вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.
Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под
"юрисдикцией" правовых норм.[5]
Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования
не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая
надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в
конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая
приведенное выше определение системы нормативного регулирования,
следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью
системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два
вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее
общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное,
исходное значение.
Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-
разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую
формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого
поведения членов общества.[6] В свою очередь профессор В.К. Бабаев
считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно
распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.[7]
Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых
различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы
являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений
между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д.
Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым
условием жизни общества, средством общественного управления,
организации и функционирования государства, обеспечения согласованного
взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста
благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую
ступень экономического, социально-политического и духовного развития
общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и
национальные особенности жизни страны, характер государственной
власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и
конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного
развития, т.е таких законов, которые действуют с естественно
-исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса
и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность и порядок
являются именно формой общественного упрочения данного способа
производства и потому его относительной эмансипации от простого случая
и просто произвола."[8] В этом свете не совсем ясной остается мысль
В.Д. Плахова о том что социальные нормы "путь социологические законы"
особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения
материи".[9] Получается, что объективные законы, по которым
развивается человеческая история, и есть нормы, что последние
представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства
(атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь
людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с
законами естественно - техническим прогрессом общества, всей
человеческой цивилизации.
В последующем нормы права и морали тесно переплелись,
взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие
"норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как
равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это
правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном
подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем
"норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции,
элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не
охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало
солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости
проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как
двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно
взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто
абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само
реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике.
В этом случае поступки и становятся правилом.
В философской и естественнонаучной литературе под нормой не
только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно
бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению
можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое
поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения.
Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление
и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным
является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и
ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым
для данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а
по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма
выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера
позитивного, общественно полезного поведения, направленного на
достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение
соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее -
патология.[10] Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные
массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут
отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип основанный как на
внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это
связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета
регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на
соответствующие виды, классы, группы ( элементарные и сложные,
интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и
директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие
).[11]
Юридическая наука не вдается в столь подробную и
исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном
из таких критериев, как способы формирования, среда действия,
социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые
нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные,
корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические,
общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная
классификация.[12]
Объединяющим началом этих норм является социальный, а не
технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не
действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.
Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем
обществе, как, впрочем, и во всяком ином . К ним можно добавить нормы
международного права в той части в которой они не противоречат воле
Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры,
соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации ).[13]
Говоря о праве можно обозначить, что право - уникальный
высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из
компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли
права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для
понимания его природы, определения возможностей и пределов
регулятивного действия.



Соотношение права и других социальных норм.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил,
которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни.
Наиболее рано обособились в своей самобытности религиозные
нормы, нормы обычаев и морали.
Соотношение права и религии.
Назначение религии является выработка " смыслов ",
позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в
мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает
мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность
социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и
имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру,
регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу,
организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических
установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные
каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе
с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия,
мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии:
христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на
нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем.
Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают
значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных
правовых систем современности является мусульманское право. Это право
указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь
следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм
мусульманского феодального права - родился в странах Востока.
Источниками шариата являются Коран, Сунна.
В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно
религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие
общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в
заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах"
установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на
седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются
убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли
выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы
регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между
церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в
жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала
кодекс канонического права.[14]
Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими
установлениями: в известной мере формализованы и содержательно
определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным
образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии,
Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в
некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации
таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и
некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года
источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга
Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне
является частью национальной правовой системы. В то же время между
правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация
общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно
означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы
действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются
исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно
исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и
права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах
абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой
на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы,
"трансцендентное миру начало".
Влияние права на религию в

Новинки рефератов ::

Реферат: Протестанство (Мифология)


Реферат: Контрольная по социальной антропологии (Социология)


Реферат: АСУ целевыми программами в некоммерческой организации (Программирование)


Реферат: Законотворческий процесс в Республики Казахстан (Право)


Реферат: Проверка и оценка знаний на уроках природоведения (Педагогика)


Реферат: Криминологическое исследование наследственности преступника (Криминалистика)


Реферат: Анализ стихотворения В. Маяковского "Послушайте!" (Литература : русская)


Реферат: Виховання у сім’ї як першооснова розвитку дитини як особистості (Педагогика)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)


Реферат: Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон (Религия)


Реферат: Билеты за 11 класс по истории Отечества (История)


Реферат: Курсовая по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Вычислительные сети и телекоммуникации. Интернет провайдер: Magelan (Программирование)


Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)


Реферат: Духовный мир греческого полиса (Культурология)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Общественная педагогика (Педагогика)


Реферат: Создание шаблонов организационно-распорядительной документации (Валютные отношения)


Реферат: История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума (Педагогика)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист