GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)


МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ



Реферат на тему:

“Правовое государство и гражданское общество”



Выполнил студент
колледжа МГСА группы Ю-102
Косьянов Сергей



Москва 2002

План.


1. Введение
2. Правовое государство
3. Признаки правового государства
4. Гражданское общество
5. Признаки гражданского общества
6. Практика становления правового государства в России



Введение.

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.
Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что
это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для
создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных
предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть
соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем
созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие
свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то,
что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа.
Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить
своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.
Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло
высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития
правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту
проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем
поспособствовать только мы сами.
Но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно.
Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство и
гражданское общество характеризуются по-разному.
В одних источниках говориться о том, что правовое государство не может
возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского
общества. И, в принципе, я придерживаюсь этой точки зрения.
В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что существует некая
грань между правовым государством и гражданским обществом. Понятие
“гражданское общество” используется в сопоставлении с понятием
“государство”.

Правовое государство.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной
ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических
законов и равенства всех перед законом.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон)
пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при
которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им,
по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.
“Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (
какой-либо ) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве
как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом
государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в
обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые
подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.
Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли
на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил
принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении
безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой
государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б.
Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже
нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.
Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути
формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения
произвола необходимо установление норм общественного права, которые
определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других,
в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства
права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то
государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы
новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго
определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к
соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной
жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной
государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовым концепциям государства.

Признаки правового государства.

1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и
государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение
общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность,
равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением
общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость
идеологически-правового обоснования любых решений государственных и
общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и
действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных
и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с
государством и его органами, так и с другими общественными образованиями,
другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных
объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным
происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека
сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все
взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами)
должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы
действия права, со стороны государства это может обернуться произволом,
внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические
правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность
государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма
правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система
юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную
ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с
множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже
поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того,
государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых
правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать
общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для
утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин,
не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и
соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть
отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,
невыполнение обязанностей.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин —
равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей
выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого
помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она
принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней
определяются те особые права, которые передаются государству и не могут
принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые
составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего
государства.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и
обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его
обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его
права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по
форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это
означает, что он должен отражать естественно-правовые начала,
соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и
гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти,
законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть
использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой
практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими
принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные
формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные
демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей
государственной власти.

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор),
она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической
бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им
досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.).
Но для правового государства характерным является демократический способ
приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна
пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и
противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями
власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная
всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть
(производная от законодательной), назначаемая представительным органом
власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной
деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных
прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах
судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой
системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная
реформа 1864 г.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства
закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового
контроля, политического плюрализма и др.

Гражданское общество.

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля,
Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса,
Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается
достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о
гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании
повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный
суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право
на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода
каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3)
самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но
взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей
составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля
граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов
отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой
некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь
постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где
достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:
экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено
постоянное поступательное движение общества вперед[i].
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-
разному. Вот несколько определений этого термина, но основная идея, конечно
же, у них одна.
Гражданское общество – это:
1) наличие собственности в распоряжении людей
индивидуальное или коллективное владение);
2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
2) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества;
2) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового
государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество
- это такое общество, в котором различные по своей природе объединения
граждан ( партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы ) осуществляют
связь между человеком и государством и не позволяют последнему
узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества,
правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными
институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие
организации и институты демократического общества не зависят от
правительства для своего существования, законности и авторитета. При
существовании гражданского общества государство выступает выразителем
компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского
общества является право на частную собственность. В противном случае
создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на
тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные
социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии.
Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет
отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан
демократического общества. Посредством участия в этих организациях
разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических
решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с
государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с
государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к
государству.

Признаки гражданского общества.

Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского
общества.
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими,
политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами,
независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов,
обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими
качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) .
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью;
широкие связи между членами общества;
наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от
общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие
соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы
общества;
децентрализация власти;
передача части власти органам самоуправления;
согласование позиций вместо конфликтов;
развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием
принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание,
духовность.
Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие :
Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом
плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он
реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его
нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности,
определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.
В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной
общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может
существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную
самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его
независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом
политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей
государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах
органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной
свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и
т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в
отношении себя.
Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем
обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к
различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и
постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими
странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными
государственными и общественными организациями, содействие деятельности
международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и
нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам
и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном
масштабе.
Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система.
Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором
системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота,
устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и
институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества
потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые
разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность
человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и
функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в
экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной,
кооперативной, общественной и государственной); в социальной и
политической—наличие широкой и развитой сети общественных образований, в
которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение
мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим
мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.
Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой
разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем
самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без
вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское
общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от
государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную
деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества
является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во
благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как
гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством
дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим
фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и
приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о
разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности
соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового
разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.
Правовое государство можно считать результатом развития гражданского
общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для
его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.
В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих
противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных
катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.
Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество,
ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к
правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее
свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее
возможность достижения благополучия и реализации прав человека и
гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за
деятельностью государства.

Практика становления правового государства в России.

"Сейчас завершается важный этап преобразования России в
демократическое государство. На основе Конституции формируется
демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические
преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы
перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча.
Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены
репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться
демократическое законодательство, система правосудия (созданы
Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской
Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была
одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение
судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной
силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что
государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и
защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная
обязанность государственной власти. Процесс формирования правового
государства предполагает создание системы политических, юридических и
иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных
положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность
государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием
правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование
законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В
последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы
для дальнейшего развития нашего государства как демократического,
правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о
гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,
Договор об общественном согласии.
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала
однопартийная система, которая исключала возможность создания и
функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,
государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное
демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в
качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в
правовом государстве строится на основе идеологического, политического
многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей
формирования правового государства, одним из направлений этой работы
является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном
между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и
свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,
является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо
избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо
проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми
членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического
государства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные
процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых
государствах" государственных и правовых систем, соответствующих
требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более
осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический
и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и
резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная
система за долгие десятилетия своего господства.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в
том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от
совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а
стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового
общества. ¦ Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо
такова природа человека.
На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы
принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую.
Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует
забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система
права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы
правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной
цивилизации.

Список использованной литературы

1. Р. Т. Мухаев. Теория государства и права. Учебник для вузов. Тема
13.
2. Общая теория права и государства. Учебник под редакцией В.В.Лазарева.
3. Государственное право Российской Федерации. Учебник под редакцией О.
Е. Кутафина.
4. А. В. Малько. Теория государства и права в вопросах и ответах.



-----------------------







Реферат на тему: Правовое государство как институт гражданского общества

Институт внешнеэкономических связей, экономики и права



курсовая работа

правовое государство как институт гражданского общества



Студентки 1 курса
юридического факультета
Костиной Т.А.

Преподаватель: Гревцов Ю.И.



санкт-петербург
1998



План

Введение.

1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики.
а) структура гражданского общества;
б) основы правового государства: экономическая, социальная и
нравственная;

2. Основные характеристики правового государства
а) возникновение и развитие идеи правового государства;
б) основы правового государства;
в) основные характеристики правового государства;

3. Вывод: правовое государство как институт гражданского общества.

4. Послесловие.



Введение.

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является
правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам
повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все
полностью осознают, что для создания правового государства необходимо
возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является
гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного
общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для
себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности
и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно
позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое
правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые
блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны
позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло
высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития
правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту
проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем
поспособствовать только мы сами.
Тема “Правовое государство как институт гражданского общества”, на мой
взгляд, довольно актуальна.
В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач. По сути, литературы по
этому материалу в библиотеке города не мало. Но выяснить для себя
достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому,
что в различных источниках правовое государство и гражданское общество
характеризуются по-разному.
В одних источниках говориться о том, что правовое государство не может
возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского
общества. И, в принципе, я придерживаюсь этой точки зрения.
В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что существует некая
грань между правовым государством и гражданским обществом. Понятие
“гражданское общество” используется в сопоставлении с понятием
“государство”. По замечанию И.Изензее “государство существует в виде того,
что противостоит “обществу””. “Государство” и “гражданское общество”
представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества,
противостоящие друг другу.



1. Гражданское общество: содержание, структура, основные характеристики и
признаки.

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля,
Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса,
Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается
достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о
гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании
повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный
суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право
на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода
каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3)
самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но
взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей
составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля
граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов
отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой
некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь
постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где
достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:
экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено
постоянное поступательное движение общества вперед[i].
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-
разному. Для себя я вынесла несколько определений этого термина, но
основная идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей
(индивидуальное или коллективное владение);
2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества;
4) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового
государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество
- это такое общество, в котором различные по своей природе объединения
граждан ( партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы ) осуществляют
связь между человеком и государством и не позволяют последнему
узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества,
правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными
институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие
организации и институты демократического общества не зависят от
правительства для своего существования, законности и авторитета. При
существовании гражданского общества государство выступает выразителем
компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского
общества является право на частную собственность. В противном случае
создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на
тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные
социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии.
Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет
отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан
демократического общества. Посредством участия в этих организациях
разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических
решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с
государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с
государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к
государству.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или
коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества.
4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового
государства.


Структура гражданского сообщества.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений,
которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также
разветвленную систему независимых от государства общественных институтов,
реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы
гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно
выразить следующим образом.
Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,
обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные
отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти
потребности реализуются через такие общественные институты, как
профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном
совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует
комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные,
религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень
межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в
рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные
учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-
культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в
политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе
политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень
предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.
Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп
интересов, политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих,
осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей
жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не
занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет
воедино общество и определяет основные характеристики как экономической,
так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции
гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы
проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как
самоценной личности.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное
пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от
друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -
цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,
что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его
личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с
формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека
и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а
права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах
личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного
человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.,
то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве
важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав
государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно
утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы
каждого человека.

Признаки гражданского общества.

Из некоторых источников выяснилось, что основными признаками гражданского
общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права
человека на информацию;
- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе
координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на
основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших
старшим”.
Существование гражданского общества основывается на определенных
рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых
специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному
обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на
определенном основании, которое построено из материала, не известного
традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться
в условиях этого общества[ii].
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый
самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же
время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается
достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из
нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого
по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от
всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это
постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в
обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет
о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на
свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на
свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает
на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот
факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах
самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для
государственной целесообразности.
Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам
гражданского общества следующее:
- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не
исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества
создаются в интересах самого общества в целом и государственной
рационализации;
- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами
общества.

Специфика формирования гражданского общества в современной России.

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования
предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение
собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию
многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и
перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей
прежнего класса уже как частная собственность.
Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует
формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.
Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень
инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую
деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не
позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не
способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и
обязанностями.
На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время
существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы,
система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые
отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки
гражданского общества. У значительной части (если не у большинства)
населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные,
базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная
собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также
отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие
известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных
ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях
постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет
его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии,
рынка.
Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества
накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда
в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически
различных этапов. Изменение материального положения различных групп
приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной
структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными
профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в
массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.
Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство,
что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии
совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и
социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих
тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым и
даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются
различные, порой противоположные по своей направленности интересы и
потребности социальных групп, что снижает возможности управления процессами
формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других
интересов.
Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функции государства
является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой
группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству
еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом
поступательности процесса формирования гражданского общества, создать
надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для
самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных
потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать
признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования
гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно
будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается
с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности.
Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее
устремленностью к постоянному самосовершенствованию.


Правовое государство.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной
ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических
законов и равенства всех перед законом.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон)
пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при
которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им,
по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.
“Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (
какой-либо ) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве
как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом
государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в
обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые
подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.
Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли
на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил
принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении
безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой
государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б.
Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже
нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.
Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути
формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения
произвола необходимо установление норм общественного права, которые
определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других,
в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства
права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то
государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы
новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго
определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к
соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной
жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной
государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовым концепциям государства.


Основные характеристики правового государства.

1. Основы правового государства: экономическая, социальная, нравственная.

Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и
в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно
производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный
производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется только при наличии
самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,
равенство участников производственных отношений, постоянный рост
благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином
своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,
личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с
резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая
социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых
устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
Конкретно это выражается в демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод
личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти,
такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в
правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и
исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых
рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы
его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает другим людям.
В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового
государства (его основных признаков), следует назвать:
1) Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны
организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве
целостной системы развития демократии.
2) Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные
государственные формы осуществления единой власти народа.
3) Верховенство права и связанность государственной власти правовыми
предписаниями.
4) Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей
юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает
недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь
гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях
закона.
5) Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и
личности, а также гарантированность прав и свобод человека,
обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной
сферах жизни.
6) Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми
конституционными гарантиями независимости правосудия.
7) Формирование эффективных институтов конституционного контроля за
законностью.

Система разделения властей в правовом государстве.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.
Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной
власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких
формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к
теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение
властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках
одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где
невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить
возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти
ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и
функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках
своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный
контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях
государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и
судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не
вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в
жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью
полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,
если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.
Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для
узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное
функционирование органов государства.
Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории
разделения властей в ней законодательная , судебная и исполнительная
власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но
при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы
другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые
Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном
рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов
каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов
правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры
и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае
совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения
вопроса о вынесении ему "импичмента", т.е. об отстранении от должности.
"Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество
Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент.
Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если
голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет
Верховный суд США.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических
государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением
государственной власти на "три власти" федеративное устройство является
также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее
концентрацию.
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим
принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской
Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны." К органами законодательной власти в Российской Федерации
относятся:
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты
Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав
Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской
Федерации; местные органы государственной власти. К органам
исполнительной власти в Российской Федерации относятся: -- Президент
Российской Федерации;
- Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или
Законодательными Собраниями;
- Правительство республик;
- органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ;
- суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды;
- суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является
представительным и законодатель

Новинки рефератов ::

Реферат: Конспект лекций по разделу "Политическая власть" (Политология)


Реферат: Английский язык (11 класс) ([Шпаргалка]) (Иностранные языки)


Реферат: Психология у Аристотеля (Психология)


Реферат: Holiday in Russia (Иностранные языки)


Реферат: Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике (Журналистика)


Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Краткая характеристика золотого века рок-музыки (Музыка)


Реферат: Науки (История)


Реферат: История России конец XVIII века - начало XIX века (История)


Реферат: Екатерина Великая: личность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Моисей: жизнь и предназначение (Религия)


Реферат: Ионно-плазменные двигатели с высокочастотной безэлектродной ионизацией рабочего тела (Авиация)


Реферат: Розвиток освіти в період Київської Русі і доби козаччини (Педагогика)


Реферат: "Необыкновенная история" И.А.Гончаров (Литература)


Реферат: Администрирование локальных сетей (Программирование)


Реферат: Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки (Педагогика)


Реферат: Розрахунки й оптимізація характеристик систем електрозв’язку. (Расчёты и оптимизация характеристик систем электросвязи) (Радиоэлектроника)


Реферат: ЖК мониторы (Программирование)


Реферат: Страны, говорящие на английском языке (Иностранные языки)


Реферат: История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист