GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)



Введение.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его
«жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как
история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития
человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного
поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с
изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на
возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время
некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути,
например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство»2.
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в
определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в
определенных социально – политических, экономических условиях региона,
страны, национальных традициях того народа, представителем которого он
является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой
фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития
как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной
действительности.
Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный,
сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении
личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется
характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются
нравственные представления.
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве
принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по
внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток
продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же
сверстниками. Сегодня, когда в России проявляется тенденция вслед за так
называемыми развитыми странами к превращению в обществе потребителя,
потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Но в современном
информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта
малодоступная, и современный подросток в большей мере попадает под
внушающее воздействие побуждающей рекламы. В этом возрасте уже иначе
расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и
смыслы. Все теперь освещается проекцией рефлексии, прежде всего, самые
близкие: дом, семья.
Актуальность темы: Поэтому формирование личности в подростковом
возрасте играет очень важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека.
Таким образом, целью данной курсовой работы является выявление условий
формирования личности в подростковом возрасте.
Задачи курсового исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом
возрасте;
- выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.
Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста.
Предметом выступают условия, способствующие успешному формированию
личности подростка.
Гипотеза: Процесс формирования подростков происходит посредством
социализации личности в обществе.



Глава I. Характеристика личности.

1.1. Понятие личности.
Формирование всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого
школьника есть главная цель школы. Чтобы выявить пути и методы
осуществления этой цели, надо сначала разобраться в том, что такое
личность, какая личность является всесторонне развитой, социально зрелой.
Понимание личности в психологии. В психологии имеются разные подходы к
пониманию личности.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений,
составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы
личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения
внешних впечатлений и внутренних переживаний.
Личность рассматривается как система черт- относительно устойчивых,
внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в
суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем
Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов,
отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее
поведения за пределы исходных планов.
Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть
потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
Психология, изучая человека, называет его по-разному, в зависимости о
цели и аспекта этого изучения.
Если человек рассматривается просто как представитель человеческого
рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека,
новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств
и особенностей.
Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определенную
деятельность (умственную или физическую, теоретическую или практическую),
познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его
уже называют субъектом.
Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда
является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок
манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это
манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно. Учащийся,
выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений (по привычке
подчиняться взрослым или в силу другого внешнего побуждения), также не
является подлинным субъектом этой учебной деятельности. Пока он лишь объект
учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является
подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.
Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру
того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно
выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как
личностно значимые.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к
которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не
просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на
другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет
самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и
внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и
богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей,
самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который
относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это
свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием
физических и психических особенностей (физической конституцией, типом
нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и
т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об
индивидуальности человека.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков
в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и
общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а
также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии
индивидуальности человека.
Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного общества,
как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят
о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого
этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид
со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так
характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть
индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств;
человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое
отношение к окружающему»1.
Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека
к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру
выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его
отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности
(трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в
его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том,
каким бы он хотел себя видеть.
Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны
его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть
целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией
которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Следовательно, учащийся является личностью в той мере, в какой у него
развиваются социальные качества, в какой он становится сознательным
субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности.

1.2. Структура личности и ее особенности.
Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую
весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и
особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности
обладает следующими важнейшими особенностями:
1. Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая
черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает
совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от
сложившегося у этой личности сочетания ее черт.
. Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного
человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые
особенности функционирования организма, так и те, которые
относятся к уникальным свойствам личности.
. Личность – это целостная индивидуальность в ее социальном
содержании, качестве.
. Направленность – важнейшее свойство личности, в котором
выражается динамика развития человека как общественного
существа, главные тенденции его поведения.
. Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных
условиях жизни и развития.
. Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей
побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она
совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и
идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность,
и в тех действиях, которые способны привести к ее
удовлетворению.
. Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая
система мотивов.
. Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно
динамических особенностей его психической деятельности.
. Способности – психические свойства, являющиеся условиями
успешного выполнения какой-либо одной или нескольких
деятельностей.
. Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику
возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний;
чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
. Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей
действительностью; интенсивность, продолжительность и частота
выполняемых действий или деятельности любого рода.
. Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и
деятельности.
. Побуждения – мотивационный компонент характера.
. Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная
мобилизация личностью своих психических и физических
возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для
совершения целенаправленных действий и поступков.
. Призвание – качество личности, в структуру которого входят
способности к данной деятельности; оно соотносится и со
склонностями и с характером.
. Целеустремленность – направленность характера; объединяет
понятие цели и понятие стремления.
. Стремление – потребность в таких условиях существования и
развития, которые непосредственно не представлены в данной
ситуации, но могут быть созданы как результат специально
организованной деятельности личности.
Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве,
свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама
по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо
рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной
личности.
2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе
жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются,
однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую
относительным постоянством по крайней мере на некотором отрезке жизни.
Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта
устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной
ситуации, при тех или иных обстоятельствах.
Поэтому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого своего
ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот
или иной ученик в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные
причины тех или иных особенностей этого ученика и что можно ожидать от него
в будущем.
Учитель в результате такого изучения личности учащихся сможет вполне
обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести
воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого
школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять и
развивать, а какие изменять.
3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в
разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к
деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни
существовать. Поэтому главнейшая задача воспитателя – направить активность
каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, на
общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.
4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими
личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может
развиваться, не может существовать. Только в общении с взрослыми, со своими
сверстниками формируется личность ребенка.



Глава II. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.

2.1. Подростковый возраст и его специфика.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от
детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа:
подростковый возраст и юность ( ранняя и поздняя). Однако хронологические
границы этих возрастов часто определяется совершенно по разному. Процесс
акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.
Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая
литература определяет разные границы подросткового возраста:10-14 лет, 14
-18 лет,12-20 лет1. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что
возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на
подросте» - 14 -15 лет.
В академическом четырехтомном словаре русского языка
1983г.разъясняется, что подросток- это «мальчик или девочка в переходном от
детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет.»
На современном этапе границы подросткового возраста примерно с
обучением детей в средних классах от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Но надо
отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный
возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее
существенным в подростковом возрасте является половое созревание.
Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало
постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но
интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это
сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма,
развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как
Фридман Л. М., БожовичЛ. И. говорят о проблемности подростков.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в
воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым
созреванием, как причиной различных психологических и психических
отношений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у
подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость,
сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста
отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость,
неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое
отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Мадорский Л. Р. считает, что центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у
подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания
отношения к самому себе как к взрослому1. Физическое возмужание дает
подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не
меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав,
самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и
подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту
подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации,
реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения,
посредством которого подросток старается высвободится из-под опеки
взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится связана с
борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция
может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил
поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего
поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание
путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют
подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы,
уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками.

«Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к
группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине,
умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус»1, пишет Кон И. С.
В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка
подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не
общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения.
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма
характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности
подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы,
индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
. Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование,
радиотехника, электроника, история).
. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок,
открыток).
. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет
к увлечению экстравагантной одеждой).
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и
переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и
взрослыми.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все
без исключения познавательные процессы.
Становится возможным научение подростка самым различным видам
практической и умственной деятельности.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с
ребенком младшего школьного возраста, - более высокий уровень самосознания
- составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как открывает для себя
свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него
возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность
сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.
Представления, на основании которых у подростков формируется критерии
самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.
Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими
людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка
формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со
сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть
принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга,
кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее,
доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие
самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным
коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для
подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко
реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт
коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности,
предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования
личности подростка.
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования
организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других
полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том
числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах,
распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут
развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен
подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение,
труд, игра.
Особенности личности подростков:
1. Таким образом, центральное новообразование подростничества –
чувство взрослости.
2. Развитие самосознания.
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование
самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания,
интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений,
неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный
смысл.
Различают такие направленности личности:
. гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и
обществу положительны;
. эгоистическая направленность он сам является более значимым, чем
общество;
. депрессивная направленность- он сам никакой ценности не
представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать
условно положительным;
. суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой
себя не представляет никакой ценности.
Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний
вариант нормы.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности
традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов.
Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических
рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации
указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть
факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним
вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует
способностям и возможностям.
Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного
типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

2.2. Формирование самосознания и самооценки.
Один из самых важных моментов в развитии личности подростка
формирование у него самосознания , потребности осознать себя как личность.
У подростка возникает интерес к себе , своей внутренней жизни, качествам
собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлением себя с
другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя стремится познать
сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании
возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими
требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность
оценивать свои возможности, для того, чтобы найти свое место в коллективе.
На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем
других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший
подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо
этого, начинает складываться тенденция самостоятельно анализировать и
оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает
достаточным умением правильно анализировать собственные личностные
проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые
противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его
реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему со стороны
взрослых и товарищей.
На основе развития самовоспитания роста требований к подростку, его
нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к
самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя
положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению
отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой
жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что
самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития воли ребята
пытаются , например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить
себе, Заставляют себя прекратить чтение какой – либо книги на самом
интересном месте, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что
лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не
уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам
правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на
правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

2.3. Формирование чувства взрослости.
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального
новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда
подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым,
когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве
полноценного и равноправного участника этой жизни.
Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он
замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и
выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости.
Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно
расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых,
например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток
чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно
большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая
свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они
уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые
относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью
подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и
несоответствием этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и
известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их
обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или
кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток
добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть
относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и
суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых.
Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки
склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет,
игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и
поступкам родителей, учителей.
Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и
ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться
ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и
разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую
независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в
известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене
руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и
постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от
мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого
руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по
отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от
злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов,
безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований
вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство
собственного достоинства, самоуважение подростка.

2.4. Социализация, и ее институты.
Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и
психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему
знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве
полноправного члена общества.
Как меняются цели, методы и институты социализации в эпоху научно-
технической революции?
Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и
сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные
воспитательные воздействия.
Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и
неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа.
Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили
родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по
тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по
тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать
решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни
родителей.
Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты
констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной
эффективностью.
Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и
динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:
1) обладать устойчивым мировоззрением, нравственными
убеждениями;
2) должен обладать высокой психической лабильностью,
гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую
информацию и создавать нечто новое не только в
подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда
старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без
этого личность отстанет от хода истории и станет
тормозом общественного прогресса.
3) Воспитание в эпоху научно-технической революции должно
быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности,
творческой активности, ответственности.
О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и
психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные
предпосылки.
Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями
власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в
самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных
привилегиях, правах и обязанностях.
Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от
плоти отношения господства.
Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм
лигитимного господства (узаконенного):
А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.
Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил,
порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.
В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,
«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного
подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно
для религиозных сект.
Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по-
своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические
отношения между учителем и учеником.
В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства.
Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.
Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко
представлять себе тенденции и развитие каждого.
Подросток и сверстники. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи
с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и
усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими
школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка
невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его
жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем
взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание
сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет
ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он
сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития
личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче
и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт
социального общения, практику жизни в коллективе.
Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются
однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко
фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической
лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание
другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»-
физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого
лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять
место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа
обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения
сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых
членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к
группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к
внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды.
Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей,
отсутствие постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы
минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, необходимых
для входа в нее.
Также существуют и промежуточные, и иные типы промежуточных групп.
Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей
определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми
авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования
учителей, родителей. У ребенка, вступающего в подростковый возраст,
расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это,
естественно, ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и их
отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований, при
которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе
подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения
и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей»,
складывается новая иерархия морально-этических требований. Становление
нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с этими новыми
критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности
подростка.
Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?
Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе
ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем
являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не
мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами,
ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает
уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений?
Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой
для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что
кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-
то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.
Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений
встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и
возможность ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая
товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается
чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем
интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они.
Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми
красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец,
ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не
только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных
достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток
воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный
облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное
отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту.
С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг
с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит
зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся
достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое
поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть
отношений. Это также является следствием сложности развивающегося
внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена
авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в
коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней
работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям
рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не
последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное
развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив
может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка
может быть очень благотворным.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его
место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков,
другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь
взрослых.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем
хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им,
подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять
ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна
оставить учителя равнодушным.
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти
свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой
коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с
желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям;
печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И
подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей –
неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с
товарищами.
Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль
направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество,
присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно
проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности
подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.
Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом
коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Родительская семья – важнейший институт социализации детства. Однако
современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в
предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так
и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений.
Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся
на силу.
Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью
через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве.
Теперь наступает пора оценок близких.
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися
семейными (и родовыми) традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок
взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К
подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства
взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность
обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного
для отрочества чувства самоуважения.
Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и
ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет
угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с
окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно
лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на
проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности:
предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального
пространства непосредственных отношении людей. Высокая рефлексия окружения
создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в
детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него
на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие
характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм
поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький
комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как
способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя:
превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или
неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.
Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он
устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в
общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было
принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В
авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе,
как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо
вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа
взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную
лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного
в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности
подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает
господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на
голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и
сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера
подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка
возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его
несостоятельным в реальных отношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным
вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не
расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его
душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В
случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить
позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по
своим социальным реакциям.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся,
принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими
недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из
алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь
активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из
предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.
Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте,
ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.
Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям
систематическое образование, подготовку к труду.
В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок продолжает посещать
школу или переходит в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по
отношению к школе и учению. Так, если в детстве в младших классах, ребенок
был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь
подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со
сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего
интереса в отрочестве.
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В
общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в
умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные
способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток
постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится
рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания,
эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений
– игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в
этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные
реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный
выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно
считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором
системы воспитания подрастающего поколения.
Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя
диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью
«совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы
планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно
способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые
хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации»
содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным
– пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых
кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой
информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи,
реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации
превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Бессмысленно спрашивать какой из каналов социализации важнее – семья,
сверстники, школа, средства массовой коммуникации? Тем более существуют
соседские отношения, трудовые коллективы.
Чтобы координировать усилия, надо знать, в чем они принципиально
заменяемы, в чем – уникальны. Однако не один институт нельзя в отдельности
считать ответственным за учебно-воспитательный процесс, за его конечный
результат.



Глава III. Исследование личностных особенностей подростков.

1. Выявление типа темперамента.
В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных
общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл,
Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант),
классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и
шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное
направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант),
шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и
рекомендации по коррекции.

Этапы работы:
1. Проведение теста Айзенка.
2. Обсчёт результатов.
3. Градация результатов по таблице типов.
4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен
отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный
лист под соответствующим номером».

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражён чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было
настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты сказать о себе, что ты веселый,
живой человек?
12. Ты когда – нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? ( Если же, наоборот,
склонен к неторопливости, ответь «нет»)
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не
произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию
сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины ( физические нагрузки)
сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с
кемнибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в
неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда хвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество
незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в кассе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не
задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем
веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли т совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,
которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным
без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от
оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-
нибудь не подумав?
Ключ
1. Экстраверсия (Э)
«Да»: 1,3.9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.
«нет»: 6,33,51,55,59.
2.Нейротизм (Н):
«Да»:
2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

3.«Ложь»:
«да»: 8,16,24,28,36,44.
«нет»: 4,12,20,32,40,48.
Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному
типу темперамента (таб.1.1.) : экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-
5 баллов, нейротизм(Н) – 10-15 баллов.



Таблица 1. 1
Тип темперамента
|№ |Данные по тесту Айзенка |№ |Данные по тесту Айзенка |
|п/п | |п/п | |
| |Э, баллы |Н, баллы | |Э, баллы |Н, баллы |
|1 |0 – 4 |0 – 4 |17 |16 – 20 |4 – 8 |
|2 |20 – 24 |0 – 4 |18 |4 – 8 |16 – 20 |
|3 |20 – 24 |20 – 24 |19 |4 – 8 |4 – 8 |
|4 |0 – 4 |20 – 24 |20 |16 – 20 |16 – 20 |
|5 |0 – 4 |4 – 8 |21 |12 – 16 |8 – 12 |
|6 |0 – 4 |16 – 20 |22 |8 – 12 |8 – 12 |
|7 |0 – 4 |8 – 16 |23 |16 – 20 |8 – 12 |
|8 |4 – 8 |0 – 4 |24 |12 – 16 |4 – 8 |
|9 |8 – 16 |0 – 4 |25 |8 – 12 |4 – 8 |
|10 |16 – 20 |0 – 4 |26 |4 – 8 |8 – 12 |
|11 |20 – 24 |4 – 8 |27 |4 – 8 |12 – 16 |
|12 |20 – 24 |8 – 16 |28 |8 – 12 |16 – 20 |
|13 |20 – 24 |16 – 20 |29 |12 – 16 |16 – 20 |
|14 |16 – 20 |20 – 24 |30 |16 – 20 |12 – 16 |
|15 |8 – 16 |20 – 24 |31 |8 – 12 |12 – 16 |
|16 |4 – 8 |20 – 24 |32 |12 – 16 |12 – 16 |

ТИП № 1
Э: 0-4; Н; 0-4
Характерологические проявления. Безмятежный, мирный, невозмутимый. В
группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему
предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь
спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают
от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе –
повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному
человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа
работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
ТИП № 2
Э: 20-24: Н: 0-4
Характерологические проявления. Радостный, общительный, разговорчивый.
Любит быть на виду. Оптимист верит в успех. Поверхностен. Легко прощает
обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.
Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив.
Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро
остывает).
Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и
склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости,
дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания).
Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в
экспедициях и т.д.)
ТИП № 3
Э:20-24; Н: 20-24
Характерологические проявления. Активный, имеет хорошо развитые,
бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных».
Очень честолюбив. В случае не согласия с позицией более старшего принимает
активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.
Пути коррекции. Основная тактика - подчеркнутое уважение.
Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном
тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не
следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы
позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на
проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.
Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских
способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные
достижения и т.п.).
ТИП № 4
Э: 0-4; 20-24
Характерологические проявления. Тип не спокойный, настороженный,
неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки
и самооценки. Высоко ранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия
замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к
философии. Легко драматизирует ситуацию.
Пути коррекции. Стремительно поддерживать. Оградить от насмешек.
Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной
деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения
строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему
субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с
людьми доброжелательно- энергичными.
ТИП № 5
Э: 0-4; Н: 4-8
Характерологические проявления. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий
уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие дос

Новинки рефератов ::

Реферат: Афганистан (История)


Реферат: Культура России 19в. (Культурология)


Реферат: Размножение (Биология)


Реферат: Географические завоеватели (География)


Реферат: Александр II (История)


Реферат: Администрирование локальных сетей (Программирование)


Реферат: Гладиаторы (История)


Реферат: "Прощание с Матёрой" В. Распутина (Литература)


Реферат: Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка (Деньги и кредит)


Реферат: Необходимая оборона, понятие, признаки, условия правомерности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.) (Музыка)


Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)


Реферат: Иран (История)


Реферат: Орнитофауна плодовых садов (Сельское хозяйство)


Реферат: Налоговая система (Налоги)


Реферат: Виробничо-торговельна діяльність підприемства (Менеджмент)


Реферат: Бузина черная (Биология)


Реферат: Девиантное поведение. Самоубийства (Социология)


Реферат: Каковы будут последствия "льготного кризиса " в России? (Банковское дело)


Реферат: Проблемы развода (социологическое исследование) (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист