|
Реферат: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин (Теория государства и права)
МЭСИ Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.
Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.
Выполнила: Смирнова Ирина
Группа:
Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение). Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э. В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона. Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме ). Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец. Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц. Процедура: . Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса: . Голосование. Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА и ПРОТИВ). Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них – 20тыс. граждан). Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.
Список используемой литературы: 1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства» Изд.”Норма” Москва, 2000. 2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина” Москва, 2000.
Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э. Период Македонской гегемонии – закат государственности. Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет. Хронология: Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э. Архаический – 8-6вв. до н.э. Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии). 1 период: Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно). Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии). Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» – Аристотель. Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти: Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс – верховный судья – военная демократия. На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для преодоления которого были проведены реформы.
Реферат на тему: Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах
Понятие формы правления и государственного режима
o Определение формы правления.
“Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.”1 Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.
o Классификация форм правления.
“История знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью - единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган - это парламент, конгресс, Государственная Дума, - избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой.”2 Разновидности монархии и республики определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г. активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.
Монархия
o Понятие.
В переводе с греческого (monarchнa) данный термин означает единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”3, но юридически монарх считается носителем исполнительной власти. Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Монарх-деспот обладал неограниченной властью, признавался единоличным правителем, руководителем ирригационных сооружений, был верховным судьей, во время войны становился во главе войска. В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает “верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”4 Эта власть нередко обожествляется. Так, в Древнем Египте он признавался сыном бога солнца. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978г. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем монархические формы правления (степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха).
o Абсолютная монархия.
Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства (особенно в период позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального). Примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др. Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в результате буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.). Характеризуется монархия тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридически, хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права. В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции" ([ | |