GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Исследование причин самоубийств (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Исследование причин самоубийств (Социология)



Гос. комитет РФ по связи и информатизации

Сибирская государственная академия

телекоммуникаций и информатики

Факультет заочного обучения



РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ НА ТЕМУ: “ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН
САМОУБИЙСТВ.”.



Выполнил:
студент заочного
факультета,
второго курса,
группа ЗБ-71,
Данилов А.А.
(студ.билет №
971Б-006)

Проверил:



НОВОСИБИРСК 1999



ПЛАН РЕФЕРАТА.


ВВЕДЕНИЕ.____________________________________________________3
1.1. Биографическая и библиографическая
справка._________________________4
1.2. Влияние исторической эпохи на формирование методики изучения
самоубийства.____________________________________________________
_4
2.1. Социальные и психологические мотивы
самоубийств.___________________6
2.2. Влияние социальной сферы на деятельность
индивида.__________________7
2.3. Антропологическая теория самоубийств, концепция
двойственности._______9
2.4.
Социологизмы.___________________________________________________9

3.1. Методы исследования самоубийств. Метод сопутствующих
изменений.____10
3.2. Виды
самоубийств.______________________________________________11
3.3. Варианты выхода из кризиса. Лечение общества через новые формы
социального
взаимодействия._______________________________________12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ._______________________________________15

ВВЕДЕНИЕ.

Не смотря на то, что работы Дюркгейма появились в конце
девятнадцатого века, многие из его идей и мыслей актуальны
поныне. Особенно сейчас, когда наша страна переживает
последствия экономического кризиса 17 августа.
Согласно статистическим данным ОблУВД и Облздрава за
последние шесть месяцев количество людей решивших добровольно
уйти из жизни значительно увеличилось, по сравнению с тем же
периодом прошлых лет. В некоторых районах области суициды
занимают уже третье место в ряду причины смерти людей, после
сердечно-сосудистых и раковых заболеваний (например, Искитим и
Искитимский район).
Причины, толкающие людей на самоубийство, легко
угадываемы. Достаточно просмотреть итоги социологических
опросов граждан, которые проводят службы мониторинга
общественного мнения по всей России, и которые публикуются в
различных газетах и журналах. Вот лишь некоторые из этих
причин – разрушение моральных устоев в обществе, нестабильная
политическая и экономическая ситуация, неуверенность в
завтрашнем дне. Только за последнее время, опять таки после
августовского кризиса, за чертой бедности оказалось около 80 %
жителей нашей области. Многие из них уже потеряли надежду
вовремя получить заработную плату, пенсии и пособия или найти
работу. Безусловно, все это не может не сказываться на
психическом состоянии населения.
Для того чтобы предотвратить дальнейший рост количества
суицидов, необходимо оказывать людям своевременную помощь и
поддержку. Хотя бы на уровне консультаций. А для большей
эффективности применения методов реабилитации необходимо
постоянное обращение к классикам, к зарубежной литературе и
методикам не только лечения населения, но и выявления причин,
подталкивающих людей к суициду, дабы в последствии, по мере
возможностей, их устранять.

1.1. Дюркгейм родился в 1858 году в Дгинале. В
лицейские годы произошел переход Дюркгейма от
католической веры (на которой он воспитывался) к
агностицизму. Высшая Нормальная школа в Париже, куда
поступил Дюркгейм после окончания лицея, оказала влияние
на формирование его взглядов. В первое время он
увлекался Фюстелем де Кулантем и Эмилем Бутуру,
впоследствии Ренувье, Контом. Самым первым его трудом был
“О разделении общественного труда “ он был написан под
влиянием трудов Буру. В своём третьем произведении
“Самоубийство” Дюркгейм предпринял попытку объединить
теоретический подход к объяснению этого явления с
анализом эмпирических данных служащих для проверки его
гипотезы. Он, обосновавший концепцию так называемого
социологизма, признаётся предшественником современного
фундаментализма. Выявление связей между социологизмом и
структурным функционализмом должно способствовать более
глубокому пониманию, как современной западной социологии,
так и определению той роли, которую играли концепции
Дюркгейма в формировании современных теоретических
течений.
1.2. Во времена Дюркгейма в области духовной жизни
кризис выражался в крайней неустойчивости на
индивидуальном сознании граждан, морально-политического
климата, несоблюдение законов, ослабление регулирующей роли
традиций. Состояние бесконтрольности и безнаказанности,
зависимости от случайности экономической и политической
жизни болезненно отражались на индивидуальном сознании
граждан.
Немаловажную роль в изучении трудов Дюркгейма
играет анализ философских предпосылок его творчества, не
только потому, что Дюркгейм был философом, но и
потому, что общесоциологическая теория не может быть
связана с определённой философией. Работы Дюркгейма
появились в конце 19 начале 20 века. В это время идеи
социологии, как самостоятельной науки, которая могла бы
выработать основы для научной реорганизации общества
постепенно стала находить поддержку в кругах
республиканцев, стремящихся осуществить программу
социальных реформ, теоретическим обоснованием политики и
идеологии буржуазного реформаторства, а также главные
мысли Дюркгейма нашли отражения в его работах “ О
разделении общественного труда”, “Правила социологического
метода”, “Самоубийство”, “Элементарные формы религиозной
жизни”. Идейно-теоретическими источниками научной и
педагогической деятельности служили для Дюркгейма, труды
Монтескье, Руссо Сен-Симона, Конта и других мыслителей
Эпохи Просвещения. Анализируя природу социальных явлений
в современном ему обществе, Дюркгейм извлек серию
рекомендаций относительно функционирования профессиональных
групп. Предложение усилить социальные связи на
профессиональной основе, впервые им было высказано в
“Самоубийстве”.
“Профессиональная группа обладает всем, чем нужно,
чтобы охватить индивида и вырвать его из состояния
морального одиночества, а ввиду нынешней слабости других
групп, только она может исполнить эту необходимую
службу”. Профессиональные группы должны были выполнять
интегрирующую, общую роль, сплачивая индивидов, разрешая
конфликты. В укреплении моральной сплоченности групп,
прежде всего профессиональных, Дюркгейм видел спасение от
многих социальных зол, начиная с общественного кризиса
и кончая их индивидуальным проявлением в массовых
фактах самоубийств.
Дюркгейм выбрал тему “Социологические
исследования самоубийства” не случайно, так как ему
представилась возможность применить к анализу
эмпирического материала, накопленного статистикой, принципы
социологического метода: изучение социального факта, “ как
вещи”, то есть, как внешнего по отношению к индивиду,
признания существования особой реальности—общественной,
которая, определяя поведения индивида не зависит от воли
последнего.
Вообще, статистика является
доказательством природы социальных фактов. Многие типы
социальных фактов: преступления, браки, самоубийства,
повторяясь из года в год, либо вовсе не изменились,
либо изменились в определённом отношении. Причиной этому
не могут не быть личные мотивы и качества индивида.
Такому постоянству способствуют реальные, объективно
существующие ценности, социологические “течения” или
состояния коллективного сознания.
К тому времени как Дюркгейм обратился к
исследованию причины самоубийств, по этой теме
существовала уже обширная литература. В 18 веке
самоубийство рассматривалось как моральная проблема, в 19
веке обозначился подход исследования самоубийств как
социальной проблемы. Она показалась Дюркгейму подходящей для
социального исследования, так как это была ясно очерченная
группа факторов, которую можно было легко определить.
2.1. Дюркгейм отвергал, что причиной самоубийств служат
индивидуальные психологические мотивы, и в качестве
объясняющих факторов признавал только социальные причины.
При помощи статистических данных Дюркгейм доказывает,
что не существует ни одного психопатического состояния,
которое имело бы постоянную связь с самоубийствами. Он
опровергает мнение, связывающее самоубийства с психическими
расстройствами. Так например, в клиниках женщин значительно
больше мужчин, а к самоубийству больше привержены мужчины, чем
женщины. Так же процент самоубийств увеличивается с возрастом
и самый пик приходиться на 30-40 лет. Дюркгейм отбрасывал
генетические теории, объясняющие это явление, так как мужчины
и женщины подвержены ей одинаково.
Различие в количестве самоубийств между мужчинами и
женщинами, объясняется различной степенью социализации
индивидов, их вовлеченности в общественную жизнь, так как
мужчина, активно участвуя в жизни общества, больше терпит от
её дезорганизации, а так же значение таких факторов как
бездетность, разводы действует на мужчин подталкивая их к
самоубийству.
Дюркгейм признавал только один несоциальный фактор,
влияющий на принятие человеком последнего решения. А именно:
процент самоубийств зависит от долготы дня, так как наибольшая
интенсивность социальной жизни происходит в наиболее длинные
дни года. Так же численность самоубийств резко меняется, когда
круто меняются условия социальной среды, а последняя никогда
не простирает своего влияния за пределы своих собственных
границ. Поэтому, хотя мысль о самоубийстве и обладает
заразительностью, нет доказательств, что это явление
передаётся соседним областям.
2.2. Социальная сфера, то есть область коллективного
сознания, влияет на индивида социальным принуждением (извне и
в момент усвоения информации), групповым принуждением
(вызывающем или блокирующим действия индивида), физической
детерминацией (когда топография местности, пути сообщения
влияют на протекание различных социальных процессов),
психологическим принуждением (толпа вызывает у индивида
сильную эмоциональную реакцию, следствием которой является его
отклоняющееся от нормы поведение).
Социальные факторы это:
1.Общие идеи и чувства. Они рождаются от взаимодействия
умов многих поколений.
2.Моральные максимы и верования. Они создаются
коллективами и предписывают индивидам поступать строго
определённым образом.
Эти социальные факторы могут быть восприняты индивидом и
как благо, и как зло.
Так же влияние на социальные явления может оказывать
число социальных единиц или “динамическая сплоченность”
определяющаяся числом индивидов живущих общей жизнью.
Хотя каждый индивид личность, но в обществе он выполняет
какую-либо одну специальную функцию в соответствии с
разделением общественного труда, что напоминает организм с его
различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид
солидарности, - органический. Вот поэтому, высокий процент
самоубийств в обществе объясняется, как показатель
недостаточной солидарности этого общества. Чем больше
солидарность членов общества, тем больше должна быть
интенсивность отношений между ними, а это регулируется
юридическими законами. Поэтому в законе отражаются все
существенные особенности социальной солидарности.
Ещё Дюркгейм считает, что самоубийство одна из форм
которых передаётся коллективная болезнь, а непомерное
возрастание добровольных смертей в его время, и в наши дни
рассматривается им как патологическое явление, которое
становится опаснее с каждым днём. Но в то же время Дюркгейм
определял самоубийство достаточно широко и мог включить в него
акты самопожертвования.
Сущность объяснения такого явления как самоубийство у
Дюркгейма был “социологизм”, сквозь призму которого
рассматривались все другие факторы, в том числе и психическая
предрасположенность к самоубийству. Говоря о том, что
психологические мотивы часто кажутся причиной добровольного
ухода людей из жизни и представляют из себя только
индивидуальное, он обращается к изучению социальной среды
считая, что она является главной причиной изменения статистики
самоубийств.
По Дюркгейму процент самоубийств является функцией
нескольких социальных переменных: религиозных, семейных,
национальных и других социальных отношений. Используя путь
исключения Дюркгейм, как уже говорилось, отбрасывает
несоциальные факторы: психоорганическое предрасположение
индивидов (рассовый и наследственный фактор), физическое
окружение (климат, время года, дня) и подражания.
2.3. Вообще, трактовка моральных проблем и проблем
воспитания упиралась в соответствующую антропологическую
теорию. Дюркгейм развивал концепцию двойственности человека, в
котором биологическая природа “укрощается” и гумманизируется
социальной. Он считал, что ослабление общественного контроля
ведёт к дезорганизации и общества, и индивида. Но в то же
время Дюркгейм верил, что можно сознательно регулировать
общественные и индивидуальные потребности и удерживать их в
рамках ограничений диктуемых реальными общественными
возможностями, сохраняя при этом капиталистические
общественные отношения. Это должно было препятствовать
возникновению напряжений, духовного кризиса, чувства
разочарования и тоски, и как следствие, отклоняющегося
поведения и роста самоубийств.
Хотя концепция Дюркгейма о самоубийствах нуждалась в
более детальном рассмотрении вопроса в соотношении объективных
и субъективных факторов, но главное направление его
исследования дало толчок к пониманию более общего вопроса -
о социальной обусловленности индивидуальной психологии.
Дюркгейм проложил дорогу количественному анализу в социологии,
наметил пути развития частных методик и техник, к примеру,
метод последовательного включения факторов участвующих во
взаимодействии.
2.4. Для понимания дюркгеймовского “ социологизма”,
необходимо различать в нём два аспекта онтологический и
методологический.
В первом аспекте речь идет о
подчеркивании социальной реальности по отношению к
индивидуальной, то есть биопсихической реальности,
воплощенной в индивидах. И в то же время утверждается
приоритет социальной реальности по отношению к
индивидуальной и её исключительное значение в
детерминации человеческого сознания и поведения; значение
же индивидуальной реальности признаётся вторичным.
Общество, по Дюркгейму, это: ассоциация индивидов;
навязывание предписанных социумом обязанностей; объект
мысли, чувства и действия; индивид - биологическая единица;
созданное обществом представление о человеческой личности
в целом, абстрактного индивида обладающего некоторыми
неизменными чертами и так далее.
Главным принципом второго аспекта
является то, что исследованию должны подвергаться в
первую очередь не понятия о социальной реальности, а она
сама непосредственно. Из социологии необходимо устранить
все предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне
науки.
3.1. Есть вклад Дюркгейма и в исследование метода
причинного анализа, но в социологии применим только метод
сопутствующих изменений. Если два вида явлений находятся в
одних и тех же отношениях и постоянно изменяются, то между
ними может существовать причинная связь. Но всё- таки хотя
установлена взаимосвязь между уровнем образования и частотой
самоубийств, но это не свидетельствует о непосредственном
причинном влиянии образования на склонность к самоубийству,
так как образование затрагивает только поверхностные области
сознания и не может оказывать определяющее влияние на
важнейшие жизненные решения. Увеличение процента самоубийств и
стремление получить образование являются следствием одной
общей причины - ослабление традиций религиозных верований, в
совокупности с “потребностью к знаниям” и наклонностью к
самоубийству.
3.2.Дюркгейм различал четыре вида самоубийств:
эгоистическое, альтруистическое, аномическое и
фаталистическое.
1. Эгоистическое. Вызывает причины отдаления индивида от
общества. Разрыв социальных связей, состояние
опустошенности. Одной из причин может быть -
“крайний индивидуализм”. Дюркгейм заимствовал у
Бартиллока идею о том, что “эгоизм” и отсутствие
“морального принуждения” влияет на изменение уровня
самоубийств. Если индивид легко склоняется под
жизненными обстоятельствами, значит состояние того
общества, к которому он принадлежит, сделало из него
лёгкую добычу, готовую к самоубийству. Дезинтеграция
общества ( коллективное бесчувствие, утрата
общественных целей и так далее) отражается на
дезорганизации общественных групп непосредственно
влияющих на индивида. Если эгоизм это
противопоставление индивидуального “я” социальному
“я”, то эгоистичный, это такой вид самоубийств,
который вызывается чрезмерной индивидуализацией.
2. Альтруистическое. Личные интересы поглощены
социальными, и индивид перестаёт существовать как
единица. Такие самоубийства существуют в основном в
архаических обществах ( убийство стариков, детей,
жен).
3. Аномическое. Встречается при нарастании общественных
кризисов, когда рушится старая иерархия ценностей,
нарушается общественное равновесие. Но не все
общественные кризисы ведут к повышению числа
самоубийств. В состоянии войны народ обретает общие
цели и задачи, объединяющие общество. И в то же
время экономические кризисы, способствующие
обогащению одних и разорению других, могут привести
к фатальным последствиям. И если самоубийства,
которые Дюркгейм отнёс к эгоистическим, наблюдаются
в основном в сфере умственного труда, среди
интеллигенции, то аномические чаще встречаются в
мире торговли и промышленности, к тому же их можно
разделить ещё на два подвида причин, вызывающих
самоубийства:
3.а. Экономический. Нарушения нормативного порядка
фиксирующего с относительной точностью максимальный
уровень материального благосостояния каждого члена в
обществе.
3.б. Семейная. Нарушение равновесия и дисциплины
обеспечиваемой семьёй. К примеру, рост количества
разводов и самоубийств идёт параллельно.
4. Фаталистическое. Этот вид самоубийств возникает в
результате усиленного контроля со стороны группы,
имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и
поэтому становящейся невыносимой.
Так же Дюркгейм различает нормальные и патологические
явления. К примеру, повышение в некоторых странах к 19 веку
числа самоубийств, ослабление морального осуждения последних
квалифицировано Дюркгеймом, как патологическое явление.
Нормальным объявлялось то, что способствует сохранению
социальной системы.
3.3. Французский социолог считает, что для лечения общества
необходимо установить новые формы социального взаимодействия
или социальных отношений - профессиональных групп, так как
старые формы социальной организации - семья, цех, церковь - не
выполняют функций социального контроля. И когда коллективное
сознание обретает в обществе новое содержание и форму,
воплощаясь в “религии человечности”. Уважение человеческой
личности становится как бы общественной догмой, но эти
концепции Дюркгейма не получили широкого распространения.
Вообще, общественные отношения идеализировались
Дюркгеймом, трактовались как отношения согласия, солидарности,
гармонии и сотрудничества. Социальные конфликты и противоречия
выносились за пределы “нормального”, естественного
общественного порядка, рассматривались как болезнь, которую
можно ликвидировать, не изменяя общественных устоев.
Дюркгейм рассматривает социальный процент самоубийств,
как продукт социальных факторов действующих на всё общество и
характерный для каждого общества. Исследуя такой социальный
фактор, как религия, на примере, католической и протестантской
церквей, он обнаружил, что католики менее подвержены
стремлению покончить жизнь самоубийством, так как их церковь
более сплоченная, единая и поэтому процент самоубийств в ней
меньше, чем в протестантской. Так же процент самоубийств высок
и в среде военных, в результате излишней интеграции. Таким
образом, возрастание или уменьшение числа самоубийств
варьируется в соответствии с уровнем интеграции социальных
групп, а самым стабильным уровнем, на котором это явление не
будет встречаться, будет уравновешивание сил между обществом и
индивидом, так называемая “золотая середина”, то есть когда
индивид не игнорируется и в то же время не подвергается
давлению со стороны общества.
По убеждению французского социолога человек должен
стремиться к общим целям, но не терять своей личной автономии,
не поглощаться обществом без остатка. Чувство согласия с
обществом, считает Дюркгейм, обуславливает чувство активного
счастья.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа Дюркгейма сыграла большую роль в
утверждении социологической точки зрения на
самоубийство, в противоположность психологической. Хотя
в ней не доставало некоторых, элементарных в наше время,
инструментов научного исследования.
Наиболее ценной чертой анализа самоубийства является
раскрытие сущности этого явления, как порожденного
кризисным существованием общества. Но ярко описывая
состояние морального разложения, морально-
психологической дезориентации и упадка, Дюркгейм не
вскрыл истинных причин кризиса общества, усматривая их
не в сущности отношений между различными слоями
общества, а в слишком быстрых темпах социальных
изменений за которыми общество не поспевает.
Особое значение и развитие теория Дюркгейма на
сегодняшний день получила в Америке. Точка зрения
французского социолога на такие социальные проблемы как
преступность, самоубийство, семейная неустойчивость,
коренным образом отличалась от типичного для
американской социологии психологизма, и потому
показалась американцам перспективной.
В нашей стране подобная методика анализа причин
возникновения и увеличения количества самоубийства, а
так же поиска способов их предотвращения до сих пор
практически не развита и во многом из-за отсутствия
должного финансирования.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Дюркгейм Э.
а) “Метод социологии”, М.; “Наука”, 1991 год.
б) “О разделении общественного труда”, М.;
“Наука”,1991 год.
в) “Самоубийство”, М.; “Наука”, 1990 год.
2. Осипова Е.В. “Социология Эмиля Дюркгейма, критический
анализ теоретико-методологических концепций”, М.;
1978 год.
3. Осипова Е.В. “Социология Эмиля Дюркгейма”, М.;
“Наука”, 1977 год.





Реферат на тему: Исследование религиозности молодежи


Содержание



Аналитическая записка
...................................................................... 3


Список литературы
............................................................................
. 8


Программа социологического исследования .............................. 9


Методологическая часть программы
............................................................. 10


Методическая часть программы
..................................................................... 16



Аналитическая записка.

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества
растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется
спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск
всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового
религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов
и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как
у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия
вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного
социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-
идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации
молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования,
общественно-политические организации, движения, средства массовой
информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь,
внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек
нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь.
Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения
российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные
западные и восточные религиозные объединения. В сектах ( культах - в
западной терминологии ) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной
незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-
то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь,
наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-
Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего
общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые
зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования
является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент
верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также
изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий.
Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью),
разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение
молодых людей к организации религиоведческого образования в различных
учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями
Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании
Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути
решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации
на объекте я буду использовать письменный вид опроса - анкетирование. Так
как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при
изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем
информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии - это наука, которая изучает религию как социальный
феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам
исследования разработанным в социологии, социальное поведение
человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные
группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают
существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между
ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.1
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом
внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия
крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности
молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются
верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность,
факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких
исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в
различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности
молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но
некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в
нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых
деструктивные.2
Социология религиозности молодежи является специальной социологической
дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и
социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение
состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания,
включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а
также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15
до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает
“религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление
степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля
зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и
секулярности молодежи. Все три понятия - “религиозность”,
“внерелигиозность” и “секулярность” - представляют органическое целое,
благодаря взаимосвязи их содержания: “Религиозность, представляемая как
определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения
молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное
внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и
исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как
онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму
нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к
религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным
причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность,
рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от
влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего
реальный переход от религиозности к вне религиозности.”1
Разделение людей по характару религиозности на “верующих”,
“колеблющихся” и “неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без
оттенков, но все же основную “арматуру” исследуемой социологией
религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно
различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность
не поддающихся социологической операционализации от “неверия” к
религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии
через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда - к
веротерпимости внутри самой Церкви. В этом - источник изначального
многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания,
инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации
религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между
собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что,
конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы
до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий
“религия” и “секуляризация”.
Религия - сложный сложный социально и культурно-исторический институт,
который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2)
религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и
выполняет в обществе ряд функций - смыслополагания, социальной интеграции,
коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация - процесс освобождения от религиозного контроля в
мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение
различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее
регулирования религиозными нормами.2
Религиозная “стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной
для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь
смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут
дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной
организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно
молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или
иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового
определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного
субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя
именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно
говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов
относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения
монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось
специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в
молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда
исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих
структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения
приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно
молодежь по своей социальной природе представляет “голографическое”
отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и
культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной
реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного
сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный
фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает
траекторию исторического движения общества.



Список литературы.



1. Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995
2. Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 -
15.
3. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99
4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С.
107-111
5. Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб
Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382



Программа социологического исследования религиозности молодежи Санкт-
Петербурга.



Методологическая часть программы.


Проблема.

Каковы причины непосещения Русской Православной Церкви молодежью?
Найти способы решения этой проблемы, то есть привлечения молодежи в
православную церковь.
Каковы потребности молодежи в посещении православной церкви, в
совершении православных обрядов, в общении со священнослужителями, в чтении
религиозной литературы ? Неизвестно, существуют ли вообще эти потребности и
насколько они сильны. Православная Церковь не стремиться к удовлетворению
потребностей молодежи. Неизвестно существуют ли формы удовлетворения этих
потребностей, каковы эти формы и достаточно ли они эффективны в
удовлетворении потребностей молодежи. Устраивают ли молодежь прежние формы
? Русской Православной Церкви необходимо принимать новые меры по
привлечению молодежи, разрабатыветь новые формы в удовлетворении духовных
потребностей юношей и девушек. Какие требования предъявляет молодежь к этим
новым формам ? Низок уровень знаний молодежи о религии. Для разрешения этой
проблемной ситуации может быть предложено введение курса религиоведения в
различных учебных заведениях духовными или светскими лицами. Многие юноши и
девушки в период социализации нуждаются в совете взрослых, в
психологической поддержке и помощи, которую зачастую не могут получить. Для
удовлетворения этих потребностей может быть организована служба
психологической помощи православной церковью. Каков уровень религиозности
молодежи в целом ? Сколько из них причесляет себя к православной конфессии
? к другим конфессиям ? Что привлекает молодежь в других религиях ? Что
интересует молодежь помимо религии ? Что не устраиваетмолодое поколение в
православии? Какие бы они внесли изменения в православную церковь ?

Объект.

Учащиеся школ (10 - 11 классы), ПТУ, техникумов, ВУЗов Московского и
Кировского районов Санкт-Петербурга. Молодежь в возрастном интервале от 15
до 30 лет.



Предмет.


1. Состояние, типологии и тенденции формирования религиозного сознания,
включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и
знания.
2. Религиозный опыт участия в различных религиозных организациях,
совершения обрядов.
3. Потребности молодежи в посещении православной церкви, в общении со
священнослужителями, в совершении православных обрядов.
4. Формы удовлетворения этих потребностей, их эффективность.

Цель.

Установление мер по привлечению молодежи в православную церковь. Сбор
фактических данных о ситуации на объекте.

Задачи.

1. Изучить религиозность молодежи в целом, поцент православной
молодежи.
2. Изучить потребности молодежи в православной церкви; в посещении, в
общении со священнослужителями, в совершении обрядов.
3. Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в
общении церкви с молодежью.
4. Изучить отношение молодежи к введению курса религиоведения в
различных учебных заведениях.
5. Изучить отношение молодежи к организации службы психологической
помощи при православной церкви.

Интерпритация и операционализация понятий.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период
становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему
и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 -
30 лет.
Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей,
их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.
Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным
ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания,
опыта и поведения молодежи.
Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими
определенной конфессии - исповедание определенной религии.
Церковь - 1. Тип религиозной организации, социальный институт,
осуществляющий религиозную деятельность, при этом пользующийся авторитарным
централизованным, иерархическим правлением, установленными положениями
религиозных вероучений, системами норм, морали и канонического права. 2.
Синоним религии, конфессии, религиозного течения 3. В христианстве
культовое здание, помещение для проведения богослужений.
Деноминация - современный тип религиозной организации, возникший в
следствие религиозного плюрализма, представляющей собой нечто среднее между
церковью и сектой.
Секта - 1. Неинститулизированная сплоченная социальная группа,
объединенная на добровольных началах верой в избранное учение, как правило,
изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к
общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему
ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной
организации часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе
церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность
собственных доктрин, ценностей и норм; настроениями избранничества;
стремлению к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением
предписанных норм и установок; подчеркивание равенства всех ее членов;
отрицанием института священства.


Молодежь

пол
возраст
образование
место обучения
конфессия
национальность
муж
жен
15-18
19-21
22-25
26-30
неполное среднее
среднее
среднее специальное
высшее
школа
ПТУ
техникум
ВУЗ
православие
католицизм
протестантизм
ислам
иудаизм
русский


Религиозность

институт
в сфере поведения индивидов

в сфере сознания индивидов

вера в Бога
вера в бессмертие души
отождествление себя с верующими определенной конфессии
отрицание приоритета традиционной и нетрадиционной науки над религией
участие в деятельности религиозных организаций
совершение обрядов

посещение церкви
чтение религиозной литературы
введение курса по истории религии в различных учебных заведениях
оказание психологической помощи церквью
удовлетворение духовных потребностей населения
наличие предметов культа дома


отношение к своей и другим конфессиям
соблюдение религиозных праздников
посещение церковно-приходских школ

Гипотеза.

Религиозность молодежи Московского и Кировского районов Санкт-Петербурга
находится на низком уровне, молодежь не привлекает православная церковь.
Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо ввести курс
религиоведения в различных учебных заведениях.


Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем
использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет
сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за
сравнительно небольшой промежуток времени.



Методическая часть программы
Анкета
[pic]

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт-
Петербургского Морского Технического Университета по заказу Русской
Православной Церкви. Целью нашего исследования является изучение
религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Ваше участие
в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в
ответах на предложенные вопросы.



Правила заполнения анкеты:
Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.
Обведите кружком цифру того варианта ответа, который соответствует Вашему
мнению.
Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов,
напишите свои ответы на свободных строках.
Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без
ответа.
Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в
общем виде. Работникам, проводящим опрос запрещается разглашать информацию
о каких-либо вариантах ответов.
Заренее благодарим за участие!
1.Считаете ли Вы себя верующим человеком?
001 да
002 скорее да, чем нет
003 скорее нет, чем да
004 нет
005 затрудняюсь ответить
2.Верите ли Вы в бессмертие души?
006 да
007 нет
008 допускаю как возможность
3.Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими
религиями?
009 да
010 нет
011 возможно
4.Как часто Вы посещаете православную церковь?
012 по всем православным праздникам
013 2-3 раза в месяц
014 2-3 раза в год
015 был несколько раз в жизни
никогда не был
5.Отмечаете ли Вы православные праздники?
016 да
017 нет
018 иногда
6.Какие из православных обрядов вы совершали?
019 Крещение
020 Венчание
021 Исповедь
022 Причастие
другое:_________________________


7.Какие из обрядов Вы хотели бы совершить?
024 Крещение
025 Венчание
026 Исповедь
027 Причастие
другое:______________________________________________________________

8.Как Вы относитесь к факту крещения детей в младенчестве?
029 положительно
030 отрицательно
031 затрудняюсь ответить

9. Если у Вас есть дома предметы культа, то не могли бы Вы их назвать?
032 иконы
033 распятье
034 образа
другое:______________________________________________________________
10.Посещаете ли Вы в настоящее время или посещали в прошлом церковно-
приходскую школу?
038 да
039 нет
11.Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?
040 да
041 нет

12.Посещаете ли Вы какую-либо церковь, помимо православной?
042 да
043 нет

13.По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и
объединений, появившихся в последнии годы в России:
044 полезная
045 нейтральная
046 вредная
047 затрудняюсь ответить

14.По вашему мнению, нуждается ли православная церковь в реформировании?
048 да
049 нет
050 затрудняюсь ответить

15.Если да, то что следует изменить
051 язык богослужений
052 сделать более демократичной
053 лишить церковь привелегий
другое:_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________

16.К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?
057 к родителям
058 к друзьям
059 к психологу
060 к сященнику
061 к экстасенсу
062 действовал бы самостоятельно
другое:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

17. Как бы Вы отнеслись к введению курса по истории религии в вашем
учебном заведении?
066 положительно
067 отрицательно
068 затрудняюсь ответить

18.Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?
069 духовное лицо
070 светское лицо

19.Считаете ли вы, что наука может полностью заменить религию?
071 да
072 нет
073 затрудняюсь ответить
20.Ваше отношение к нетрадиционной науке (парапсихологии, астрологии и
т.д.)
074 положительное
075 отрицательное
076 затрудняюсь ответить

21.Ваше вероисповедание?
077 православие
078 католицизм
079 протестантизм
080 ислам
081 буддизм
082 иудаизм
другое:_____________________________________________________________________
______


22.Ваш пол?
086 мужской
087 женский

23.Возраст?
088 15-18
089 19-21
090 22-25
091 26-30
24. Ваша национальность?
____________________________________
25.Ваше образование?
098 неоконченное среднее
099 среднее
100 среднее специальное
101высшее

26.Место обучения?
102 школа
103 ПТУ
104 техникум
105 ВУЗ



[pic]

1 См.: Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 -
15.
2 См.: Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-
99 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи
// Социс 1998 №6 С. 107-111

1 Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб
Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.381
1 См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995 С.163-175

2 Цитируется по: Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского
В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382






Новинки рефератов ::

Реферат: Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-4/16 (Предпринимательство)


Реферат: Термодинамические характеристики расплавов на основе железа (Металлургия)


Реферат: Украинская национально-демократическая революция (История)


Реферат: Кредитно-денежная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Гальванотехника и ее применение в микроэлектронике (Технология)


Реферат: Податная реформа Петра Великого (История)


Реферат: Гарантии прав профсоюзных объединений при осуществлении ими своих функций (Трудовое право)


Реферат: Современные способы обработки информации (Программирование)


Реферат: Природа в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая" (Литература)


Реферат: Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский (Педагогика)


Реферат: Биография и творчество Булгакова (Литература : русская)


Реферат: Типологія сюжетних ліній українських та перських народних казок (Литература)


Реферат: Объекты ипотеки (Гражданское право и процесс)


Реферат: История античной психологии (Психология)


Реферат: Институт гражданства Российской Федерации (Право)


Реферат: Предмет политологии (Политология)


Реферат: Анкета "Спорт в жизни людей" (Физкультура)


Реферат: Земля как объект использования и охраны в Республике Молдова (Экологическое право)


Реферат: Криминальная субкультура (Психология)


Реферат: Фашизм (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист